УДК 374+37.0
Суховей Елена Алексеевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, suhovey2001@mail.ru, Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ВО ВРЕМЯ СПОРТИВНОЙ СМЕНЫ (В СПОРТИВНОМ ОТРЯДЕ)
Аннотация. В статье описываются особенности работы вожатых в детских оздоровительных лагерях в спортивном отряде или во время спортивной смены, выявленные в результате рефлексии собственного опыта автора и наблюдения за педагогической практикой студентов. К таким особенностям относятся специфика спортивного коллектива как уже сложившейся разновозрастной группы со своими лидерами, ценностями и традициями, организационные сложности, связанные с особенностями режима дня спортсменов, конфликт ценностей вожатого и тренера, неадекватные требования к вожатым со стороны руководства детского оздоровительного лагеря и др. К таким условиям вожатые не всегда оказываются подготовленными, и поэтому от руководителей практики и руководства лагеря требуется повышенное внимание к организации воспитательного процесса на спортивных сменах. Отдельное внимание в статье уделяется рекомендациям по преодолению сложностей во взаимоотношениях вожатого с тренером-преподавателем, детьми, руководством лагеря и выстраиванию конструктивного сотрудничества.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, спортивный коллектив, межличностные отношения.
В современной педагогической науке большое внимание уделяется различным аспектам организации отдыха детей в детских оздоровительных лагерях (далее ДОЛ). Так, общим тенденциям развития системы ДОЛ в современных рыночных условиях посвящены работы А. А. Данилкова [1], С. И. Панченко [6] и др. В исследованиях Т. А. Ромм и А. Г. Кирпичника рассматриваются вопросы воспитания в ДОЛ с позиций социальной педагогики [7-9] и детоцен-трического подхода [3]. А. Н. Никульников пишет о разработке программ работы педагогического коллектива [4]. В работах Г. С. Чесноковой рассматриваются факторы, психолого-педагогические условия подготовки педагогических кадров для работы в ДОЛ и области их ответственности [10-12].
Наша работа посвящена особенностям работы вожатых в спортивных отрядах и во время спортивных смен. Ее актуальность продиктована результатами наблюдений и бесед со студентами и выпускниками Новосибирского государственного педагогического университета, которым пришлось работать во время таких смен или в таких отрядах, а также педагогическим опытом автора.
Мы знакомы с данной проблемой на личном опыте, т. к. в течение 6 лет рабо-
тали вожатым в различных детских оздоровительных лагерях, а затем - в течение 10 лет - педагогом в спортивном отряде ушу, выезжавшем на учебно-тренировочные сборы в детские оздоровительные лагеря. Кроме того, неоднократно посещали детские оздоровительные лагеря, в которых работают на практике студенты Института детства.
При подготовке студентов педагогического вуза к работе вожатыми преподаватели исходят из того, что коллектив детского оздоровительного лагеря - это временный коллектив, который формируется из незнакомых ранее детей. Вожатому отводится ведущая роль в создании коллектива, сплочении детей, формировании актива отряда, и с этой целью ему также необходимо завоевать авторитет детей, построить гармоничные отношения с коллегами и т. д. В реальности же молодой педагог сталкивается с тем, что спортивный отряд - это давно сложившийся коллектив со своими групповыми ценностями, традициями, сформировавшимися в результате совместной деятельности в одной области (тренировки, поездки на соревнования, учебно-тренировочные сборы, организация и проведение клубных праздников и т. п.). В этом коллективе, как правило, уже определились свои лидеры и главным
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
авторитетом является тренер-преподаватель.
Будущим вожатым объясняется, что дети в лагере не должны быть предоставлены сами себе, их постоянно следует задействовать в разнообразных отрядных и общелагерных мероприятиях. В реальности же спортивного отряда или смены оказывается, что приоритетным занятием являются спортивные тренировки, а также периоды отдыха и восстановления между ними. Даже если спортсмены не отказываются принимать участие в предложенных мероприятиях, то времени на подготовку у них остается значительно меньше, чем у детей из других отрядов, и порой вожатым, чтобы не возник конфликт с руководством лагеря, приходится самим выполнять большую часть работ по подготовке к мероприятиям: составление сценариев, текстов, изготовление реквизита и т. п. И зачастую по этой причине возникает «напряжение» в отношениях руководства лагеря и вожатых: вожатым предъявляются претензии в том, что дети их отрядов недостаточно задействованы в «жизни лагеря».
Кроме того, довольно часто ценностные картины мира вожатого и тренера-преподавателя вступают в серьезные противоречия. Так, нередко приходится слушать рассказы студентов о том, как они пытаются донести до детей, что конфликты нужно решать дипломатически, через беседы, без применения силы, а тренер в это время призывает просто «хорошенько стукнуть» противника, вожатый пытается бороться с нецензурной лексикой в речи детей, но они постоянно слышат ее в речи тренеров. Также студенты-практиканты жалуются на то, что тренеры-преподаватели воспринимают вожатых как обслуживающий персонал, в чьи обязанности входит накрывать в столовой, следить за детьми во время тихого часа и осуществлять другие режимные моменты («беречь сон тренера» - слова, сказанные одним из тренеров в шутку, но тем не менее очень точно передающие общую позицию) [2].
Еще одной сложностью в работе вожатого является разный возраст воспитанников в спортивных отрядах и, соответственно, разнообразие их интересов.
В результате работа вожатого превращается в тяжелое испытание. Случается, что вожатые не выдерживают такой режим и та-
кие отношения и покидают ДОЛ до окончания смены.
Конечно, руководителям практик, преподавателям и руководству ДОЛ необходимо искать пути решения обозначенных проблем.
Во-первых, руководству лагеря перед началом смены необходимо провести предварительную беседу с тренерами: нужны ли им вожатые, как они представляют себе функции вожатых, как собираются выстраивать с ними межличностные отношения и т. п. Может оказаться, что некоторые спортивные коллективы не испытывают потребности в дополнительных педагогах, зачастую взаимодействие в них организовано таким образом, что старшие спортсмены являются квалифицированными помощниками тренеров, что в коллективе уже есть люди, которые проявили себя как талантливые организаторы и способны заниматься подготовкой младших ребят к различным мероприятиям и могут ревностно относиться к новым лидерам, саботировать их работу. В таком случае руководству стоит задуматься, нужно ли принимать на работу вожатого в такой коллектив.
А. Н. Никульников, очерчивая «проблемное поле» спортивных команд, указывает на «недостаточное развитие системы самоуправления как на уровне команд, так и на уровне детского оздоровительно-спортивного центра» [5, с. 128]. Наш опыт работы с 2004 по 2012 гг. со спортивной командой ушу в спортивном лагере «Ласточка», а затем в ДОЛ «Красная горка», наблюдение за спортивной командой по художественной гимнастике в «Ласточке», а затем в ДОЛ «Гренада» показывает, что есть как раз такие спортивные коллективы, которые с точки зрения самоуправления самодостаточны и не нуждаются в дополнительных педагогических кадрах. Но в то же время встречались спортивные коллективы, тренеры которых просили руководство ДОЛ назначить им вожатых в качестве помощников.
В случае приема вожатого в спортивный отряд организаторам практики, руководству ДОЛ, тренерам и вожатым необходимо, на наш взгляд, перед началом смены договориться о «сферах влияния», областях ответственности вожатого и тренера, а во время смены время от времени приглашать тренеров на вечерние планерки, чтобы у них тоже
сформировалось представление об общей концепции смены и направлениях работы лагеря, чтобы они осознавали необходимость считаться с традициями и интересами общего коллектива лагеря.
Кроме того, в процессе подготовки вожатых необходимо уделить внимание особен-
ностям работы педагога в разновозрастном коллективе.
Таким образом, необходимо так готовить будущих вожатых к работе в ДОЛ, чтобы в реальной их деятельности они не встретили неожиданностей, к которым оказались бы не готовыми.
Библиографический список
1. Данилков А. А. Коммуникативная стратегия детского лагеря на рынке детского отдыха // Народное образование. - 2014. - № 2. - С. 82-86.
2. Коваль Е. М. Межличностные конфликты вожатого спортивной смены в детском оздоровительном лагере и пути их предупреждения (из опыта работы) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 18-20 ноября 2015 г.): в 4 частях. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - Часть 1. - С. 99-101.
3. Кирпичник А. Г. Детское общественное движение с точки зрения детоцентрического подхода // Известия Южного федерального университета. -Педагогические науки. - 2014. - № 5 . - С. 73-82.
4. Никульников А. Н. Программное обеспечение воспитательного процесса в летнем школьном лагере // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С. 170-175.
5. Никульников А. Н. Формирование гуманной личности детей-спортсменов в пространстве детского оздоровительного центра // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 126-130.
6. Панченко С. И. Отдых и оздоровление детей в условиях рынка: тенденции развития // Народное образование. - 2015. - № 2. - С. 13-17.
7. Ромм Т. А. Воспитание в детском оздоровительном лагере как сущность «Педагогики повседневности» // Педагогическая экспертиза летнего детского отдыха: сборник научно-методических материалов. - Новосибирск, 2008. - С. 55-62.
8. Ромм Т. А. Педагогика социального вос-
питания. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. -159 с.
9. Ромм Т. А. Проблема эффективности деятельности детских оздоровительных центров // Содержание летнего отдыха детей и региональная социальная политика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. -Новосибирск, 2002. - С. 146-152.
10. Черникова Ю. С., Винер Ю. В., Чесноко-ва Г. С. Формирование социальной активности студента педагогического вуза: факторы и психолого-педагогические условия // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 96-99.
11. Чеснокова Г. С. Особенности организации воспитательной работы в вузе // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 5-7.
12. Чеснокова Г. С., Вагина И. А., Крупина А. А. Ответственность студентов педагогических вузов // Наука в современном информационном обществе: материалы V международной научно-практической конференции. - USA, 2015. -С. 101-104.
13. Wall Sh. Y. Making Modem Childhood, the Natural Way: Psychology, Mental Hygiene, and Progressive Education at Ontario Summer Camps, 1920-1955 // Historical Studies in Education Journal. - 2008. - № 20,2. - P. 73-110.
Поступила в редакцию 15.01.2016
Suhovey Elena Alekseevna
Cand. Sci. (Philolog.), Assist. Prof. of the Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Novosibirsk State Pedagogical University, suhovey2001@mail.ru, Novosibirsk
PECULIARITIES OF A COUNSELOR WORK ORGANIZATION IN CHILDREN'S CAMP ON THE SPORTS SHIFT (SPORTS UNIT)
Abstract. The article describes the peculiarities of the work of counselors in children's camps in the sports squad or on the sports shift, identified as a result of reflection upon experience of the au-
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
thor, and monitoring of pedagogical practice of students. These include the specificity of team sports as the already established mixed-age groups with their leaders, values and traditions, organizational difficulties associated with the peculiarities of the mode of the day sportsmen, the conflict of values counselor and coach, inadequate requirements for counselor leadership camp, etc. To such conditions counselors are not always trained and therefore from the internship and camp management needs increased attention to the organization of educational process on sports shifts. Special attention is paid to the recommendations for overcoming the difficulties in the relationship counselor a coach and teacher, children, camp leadership, and building constructive cooperation.
Keywords: kids camp, camp counselor, sports staff, interpersonal relations.
References
1. Danilkov, A. A., 2014. Kommunikativnaja strategija detskogo lagerja na rynke detskogo otdyha [Communicative strategy of children's camp on the market of children's holiday]. Narodnoe obrazovanie
[People education], 2, pp. 82-86 (in Russ., abstr. in Eng.).
2. Koval', E. M., 2015. Mezhlichnostnye konf-likty vozhatogo sportivnoj smeny v detskom ozdoro-vitel'nom lagere i puti ih preduprezhdenija (iz opyta raboty) [Interpersonal conflicts of the camp counselor in children's camp and ways to prevent them (from experience)]. Molodezh' XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii: materialy IV Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Novosibirsk, 18-20 nojabrja 2015 g.): v 4 chastjah [Youth of the XXI century: education, science, innovations: materials of the IV all-Russian scientific-practical conference with international participation (Novosibirsk, Russia, 18-20 November 2015): in 4 parts]. Novosibirsk: NSPU Publ., Part 1, pp. 99-101 (in Russ.).
3. Kirpichnik, A. G., 2014. Detskoe obshhest-vennoe dvizhenie s tochki zrenija detocentrichesko-go podhoda [Children's social movement in terms childrencentric approach]. Pedagogicheskie nauki [Pedagogical science], 5, pp. 73-82 (in Russ., abstr. in Eng.).
4. Nikulnikov, A. N., 2009. Programmnoje obe-spechenie vospitatelnogo processa v letnem shkol-nom lagere [The programs software of the educational process in the school summer camp]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 9, pp. 170-175 (in Russ., abstr. in Eng.).
5. Nikulnikov, A. N., 2015. Formirovanie gu-mannoi lichnosti detei-sportsmenov v prostranstve detskogo ozdorovitelnogo centra [Development of humane personality of children-athletes in space children's heals center]. Sibirskij pedagogich-eskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 1, pp. 126-130 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Panchenko, S. I., 2015. Otdyh i ozdorovlenie detej v uslovijah rynka: tendencii razvitija [Rest and
recuperation of children in the conditions of the market: trends]. Narodnoe obrazovanie [People education], 2, pp. 13-17 (in Russ., abstr. in Eng.).
7. Romm, T. A., 2008. Vospitanie v detskom ozdorovitel'nom lagere kak sushchnost' "Pedagogi-ki povsednevnosti" [Education in children's camp as the essence of "Pedagogy of everyday life"]. Peda-gogicheskaja ekspertiza letnego detskogo otdyha: Sbornik nauchno-metodicheskih materialov [Pedagogical examination of summer holidays for children: a Collection of scientific and methodological materials]. Novosibirsk, pp. 55-62 (in Russ.).
8. Romm, T. A., 2013. Pedagogika social'nogo vospitanija [Social education pedagogy]. Novosibirsk: NSPU Publ., 159 p. (in Russ.).
9. Romm, T. A., 2002. Problema ehffektivnosti deyatel'nosti detskih ozdorovitel'nyh centrov [The problem of efficiency of activity of children's recreation centers]. Soderzhanie letnego otdyha detej i regional'naja social'naja politika: Materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [The content of summer holiday of children and regional social policy: materials of the Interregional scientific-practical conference]. Novosibirsk, pp. 146-152 (in Russ.).
10. Chernikova, Ju. S., Viner, Ju. V., Chesnoko-va, G. S., 2013. Formirovanie social'noj aktivnosti studenta pedagogicheskogo vuza: faktory i psiholo-go-pedagogicheskie uslovija [Formation of social activity of students of pedagogical universities: factors and psychological and pedagogical conditions]. Sovremennye problemy obshhej i korrekcionnoj ped-agogiki i psihologii detstva. Materialy IX Vserossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Current problems in general and correctional pedagogy and child psychology: Proceedings of the IX All-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 96-99 (in Russ.).
11. Chesnokova, G. S., 2014. Osobennosti organ-izacii vospitatel'noj raboty v vuze [Peculiarities of organization of educational work in higher school]. Sovremennye problemy psihologo-pedagogichesko-
go soprovozhdenija detstva. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern problems of psychological and pedagogical support of childhood. Materials of all-Russian scientific-practical conference]. Novosibirsk, NSPU Publ., pp. 5-7 (in Russ.).
12. Chesnokova, G. S., Vagina, I. A., Krupina, A. A., 2015. Otvetstvennost' studentov pedagogicheskih vuzov [Responsibility of pedagogical universities students]. Nauka v sovremennom informacionnom
obshhestve: materialy V mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii [Science in the modern information society: proceedings of V international scientific-practical conference]. USA, pp. 101-104 (in Russ., abstr. in Eng.).
13. Wall, Sh. Y., 2008. Making Modern Childhood, the Natural Way: Psychology, Mental Hygiene, and Progressive Education at Ontario Summer Camps, 1920-1955. Historical Studies in Education Journal, 20,2, pp. 73-110.
Submitted 15.01.2016