Папуша Елена Николаевна — аспирантка, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь имени В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]
DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-133-143 УДК: 796.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Пушкарская Ю.А.1, Алексанянц Г.Д.2, Медведева О.А.2, Логинов В.В.3
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, [email protected] 2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма»,
Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, [email protected], [email protected] 3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» Россия, г. Челябинск, nata91-2012@,mail.ru
Аннотация. Одним из путей решения проблем индивидуализации и дифференциации физической подготовки студенческой молодежи в соответствии с уровнем физической подготовленности и текущим функциональным состоянием является внедрение в процесс физического воспитания студентов индивидуально ориентированной системы мониторинга текущего физического и функционального состояния обучающихся. Материалы. Для выявления эффективности разработанной инновационной модели дифференцированного развития физических качеств студентов вузов было определено физическое развитие (длина тела, масса тела, индекс Кетле); тестирование физической подготовленности (бег на 100 м, 2000 м; прыжок в длину; поднимание туловища из положения лежа на спине; челночный бег 3х10 м, гибкость в тесте наклон вперед; общая физическая работоспособность в тесте PWC170); функционального состояния (жизненная ёмкость лёгких; экскурсия грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление). В педагогическом эксперименте приняли участие две группы - контрольная (24 девушек) и экспериментальная (25 девушек). В контрольной группе оценка подготовленности осуществлялась по традиционной схеме при сравнении фактических результатов тестирования с нормативами. В экспериментальной группе контроль подготовленности студентов осуществлялся дифференцированно в соответствии с разработанной методикой модульно-рейтингового мониторинга. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, определение физической работоспособности в тесте PWC170, определение функционального состояния, методы математической статистики. Заключение. Использование в учебном процессе студентов гуманитарного вуза, разработанной технологии дифференцированной физической подготовки на основе мониторинга и диагностики физической подготовленности и
функционального состояния способствует более существенному росту физических кондиций обучающихся и в конечном итоге обеспечивает повышение эффективности процесса физического воспитания в целом. Результаты. Анкетирование студентов экспериментальной группы позволило установить, что применение инновационной системы мониторинга в экспериментальной группе обеспечивало наряду с более существенным приростом физических кондиций и функциональной подготовленности, повышение мотивации к занятиям, более высокий уровень самоопределения и самоориентации студентов в сфере физической культуры и спорта. Опрос преподавателей показал, что апробированная система мониторинга позволяла им в полной мере реализовать дифференцированный подход к занимающимся, осуществлять более тонкую индивидуализацию двигательных заданий на занятиях по физическому воспитанию, что в конечном итоге способствовало повышению эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов.
Ключевые слова: модель дифференцированного развития физических качеств, мониторинг физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. Для цитирования: Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Медведева О.А. Эффективность модели дифференцированного развития физических качеств студентов вузов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 133-143. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-133-143.
THE MODEL OF STUDENTS' PHYSICAL QUALITIES DIFFERENCIATED DEVELOPMENT EFFECTIVENESS AT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Pushkarskaya Y.A.1, Aleksanyants G.D.2, Medvedeva O.A.2, Loginov V. V.3
1Pyatigorsk Medical-Pharmaceutical Institute - the branch of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Volgograd State Medical University" Ministry of Health of the Russian Federation Russia, Stavropol region, Pyatigorsk, [email protected] 2Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism" Russia, Krasnodar region, Krasnodar, Alexanyans@mail. ru, Medvedeva-ol. anamail. ru, 3 "Ural State University of Physical Culture " Russia, Chelyabinsk, [email protected]
Annotation. One of the ways of students' physical training individualization and differentiation problem solution in accordance with the level ofphysical readiness and current functional state is individually oriented system of current physical and functional state monitoring introduction into the process of physical education. Materials. In order to reveal the effectiveness of created by us innovative model of students' physical qualities differentiated development at higher educational establishments, we defined physical development (body length, weight, Quetelet index); physical readiness testing was fulfilled (100 meters running, 2000 meters running; long-jump); body lifting form dorsal position; shuttle running 3х10 m, flexibility in bending forward test; general physical working capacity in PWC170 test; functional state (vital capacity; respiratory excursion, heart rate, blood pressure). Two groups took part in the experiment: control group (24 girls) and experimental group (25 girls). In the control group readiness estimation was held according to the traditional scheme in terms of test results comparison with the normatives. In the experimental group control over students' readiness was realized differentially in accordance with created methodology of module-rating monitoring. Research methods: scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, testing, physical working capacity determination in PWC170 test, functional state determination, methods of mathematical statistics. Results. A questionnaire survey among
the students of the experimental group helped to state that innovative system of monitoring use in the experimental group provided considerable increase of physical conditions, functional readiness, motivation to lessons increase, higher level of students' self-determination and self-orientation in the sphere of physical education and sport. A questionnaire survey among teachers showed that the approved system of monitoring helped them to realize differentiated approach to students, realize more specific individualization of motor tasks at physical education lessons, which as a result provided students' physical upbringing educational process effectiveness increase. Conclusion. The use of created by us technology of differentiated physical training in educational process of humanitarian higher educational establishment students, on the basis of physical readiness and functional state monitoring and differentiation, provides more considerable physical conditions increase. As a result it provides physical upbringing process effectiveness improvement. Keywords: model of physical qualities, differentiated development, physical development, physical readiness and functional state monitoring.
For quotation: Pushkarskaya Y.A., Aleksanyants G.D., Medvedeva O.A., Loginov V.V. The model of students' differentiated physical qualities development effectiveness at higher educational establishments. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(3): 133-143. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-133-143.
Инновационная модель
дифференцированного развития
физических качеств студентов
гуманитарного вуза, основанной на поэтапно-последовательном повышении уровня функциональных свойств и результатах мониторинга физической подготовленности и функционального состояния была апробирована в учебном процессе на кафедре физического воспитания и здоровья Пятигорского медико-фармацевтического института -филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России в 2015-2016 учебном году.
Основной целью проведения педагогического эксперимента явилось выяснение эффективности разработанной инновационной модели.
В педагогическом эксперименте приняли участие две группы - контрольная (24 девушек) и экспериментальная (25 девушек).
В контрольной группе оценка подготовленности осуществлялась по традиционной схеме при сравнении фактических результатов тестирования с нормативами. В экспериментальной группе контроль подготовленности студентов осуществлялся
дифференцированно в соответствии с разработанной методикой модульно-рейтингового мониторинга.
В начале и в конце педагогического эксперимента у студентов обеих групп определялись показатели, отражающих физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: определение физического развития (измерялись длина и масса тела испытуемых; рассчитывалась величина весо-ростового индекса Кетле), тестирование физической
подготовленности (определялись
результаты в беге на 100 м и 2000 м, определялся результат прыжка в длину; регистрировалось количество подниманий туловища из положения лежа на спине; фиксировался результат в тесте челночный без 3 х 10 м, определялась гибкость в тесте наклон вперед, фиксировалась величина общей физической работоспособности, определяемая в тесте PWCl7o) и функционального состояния (измерялась величина жизненной ёмкости лёгких -ЖЕЛ; определялась величина размаха грудной клетки при максимальном вдохе
Примечание: р1 - различия в контрольной группе до начала и после педагогического эксперимента, р2 -различия до начала и после педагогического эксперимента в экспериментальной группе.
(экскурсия грудной клетки), величины частоты сердечных сокращений в покое и артериального давления - АД макс. и АД мин.) [4,5].
Сравнение показателей физического развития студентов показало, что за время
педагогического эксперимента их изменения были минимальны и статистически не существенны в обеих группах и находились в диапазоне ±0,1-0,6% (р>0,05) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физического развития (морфологического статуса) студентов контрольной и экспериментальной групп, зарегистрированные до начала и после окончания
Показатели Контрольная группа (n=24) Р1 Экспериментальная группа (n=25) р2
До начала педагогиче ского эксперимен та После окончания педагогиче ского эксперимен та До начала педагогичес кого эксперимент а После окончания педагогичес кого эксперимент а
Рост (длина тела), см 167,4±1,6 167,5±1,4 р> 0,05 168,0±1,7 168,7±2,1 p>0,05
Вес (масса тела), кг 56,3±1,7 56,1±1,6 р> 0,05 57,0±1,8 56,9±1,9 p>0,05
ВИК, уе. 335,9±8,3 334,4±9,0 р> 0,05 339,1±10,5 336,9±12,5 p>0,05
Сравнительный анализ выполнения контрольных норматив студентами экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента обнаружил более значительный прирост уровня физической подготовленности студентов, которые занимались по разработанной методике дифференцированного развития физических качеств (табл. 2).
Прежде всего, результаты контрольного тестирования уровня физической подготовленности и оценки функционального состояния показали, что за период эксперимента произошли некоторые изменения в обеих группах. Вместе с тем, в экспериментальной группе прирост всех тестируемых параметров был более существенным.
В контрольной группе за период исследования достоверно изменились показатели только прыжка в длину с места (р<0,05). Все остальные показатели физической подготовленности не изменились.
В то же время в экспериментальной группе прирост почти всех показателей физической подготовленности оказался статистически значимым. Весьма существенно изменились результаты бега на 100 м (на 5,0 %, р<0,05), прыжка в длину с места (на 9,0 %, р<0,05), бега 2000 м (на 8,4 %, р<0,05), челночного бега 3 х 10 м на 5,5% (р<0,05), результата в тесте наклон вперед на 20,9% (р<0,05) и общей физической работоспособности (на 8,8%, р<0,05).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп, зарегистрированные до начала и после окончания _педагогического эксперимента (М±т)__
Контрольная группа (n=24) Экспериментальная группа (n=25)
Показат ели До начала После окончания р1 До начала педагогич После окончания р2
педагогическог педагогическо еского педагогическо
о эксперимента го эксперимента эксперим ента го эксперимента
Результа
т в беге на 100 17,4±0,3 16,9±0,2 p>0,05 17,5±0,1 16,7±0,1* p<0,05
м, с
Результа
т в беге на 2000 12,8±0,3 12,4±0,1 p>0,05 13,2±0,3 12,1±0,2* p<0,05
м, мин
Прыжок
в длину с места, 171,8±2,9 179,8±1,7* p<0,05 166,1±2,1 181,2±1,8* p<0,05
см
Сед из
положен
ия лежа
на 49,8±1,6 52,7±1,4 p>0,05 41,8±1,7 46,0±1,9 p>0,05
спине,
кол-во
раз
Челночн
ый бег, 3 х 10 м, с 9 , 1 ±0 ,3 8,9±0,2 p>0,05 9,0±0,1 8,6±0,1* p<0,05
Наклон
вперед, 4,2±0,2 4,4±0,3 p>0,05 4,3±0,1 5,2±0,2* p<0,05
см
PWCl70, кГм/мин 866,3±37,2 899,1±42,4 p>0,05 841,1 ±22,3 915,9 ±15,0* p<0,05
Примечание: р1 - достоверность различий в контрольной группе до начала и после педагогического эксперимента, р2 - достоверность различий в экспериментальной группе до начала и после педагогического эксперимента.
Исключение составил только результат в тесте сед из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой, который показал тенденцию к увеличению (р>0,05).
Динамика показателей
функционального состояния студентов контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели функционального состояния студентов контрольной и экспериментальной групп, зарегистрированные до начала и после окончания педагогического эксперимента
(М±т)
Показатели Контрольная группа (п=24) р1 Экспериментальная группа (п=25) р2
До начала педагогическог о эксперимента После окончания педагогичес кого эксперимент а До начала педагогичес кого эксперимен та После окончания педагогиче ского эксперимен та
ЖЕЛ, мл 2982,1±124,9 3142,9±152,6 р>0,05 3026,7±138, 8 3506,7±94, 3* p<0,05
Экскурсия грудной клетки, см 9,8±0,3 10,1±0,4 р>0,05 9,4±0,5 9,9±0,2 р>0,05
ЧСС покоя, уд/мин 68,7±1,8 68,4±1,6 р>0,05 68,6±1,2 64,0±0,8* p<0,05
АД макс., мм рт. ст. 113,2±3,5 114,4±2,9 р>0,05 114,7±2,7 115,1±2,2 р>0,05
АД мин, мм рт. ст. 68,9±2,1 69,6±1,7 р>0,05 71,7±2,3 70,3±1,9 р>0,05
Примечание: р1 - достоверность различий в контрольной группе до начала и после педагогического эксперимента, р2 - достоверность различий в экспериментальной группе до начала и после педагогического эксперимента.
Сравнение показателей
функционального состояния,
зарегистрированных в начале и в конце педагогического эксперимента, в контрольной группе показало отсутствие их изменений.
Так, артериальное давление АД макс. и АД мин., обнаружило стабильность показателей. Частота сердечных сокращений в покое, величина, которой рассматривается в качестве критерия экономичности сердечно-сосудистой
системы, также не изменилась.
В то же время, в экспериментальной группе, за время проведения педагогического эксперимента, произошли выраженные изменения функционального состояния организма студентов по ряду показателей.
Так, жизненная емкость легких выросла на 15,9% (р<0,05).
Обращает на себя внимание и существенное снижение частоты сердечных сокращений в условиях покоя (в среднем на 6,7%, р<0,05). При этом величины артериального давления остались практически неизменными, при
некоторой тенденции к уменьшению его значений (средняя величина
систолического артериального давления снизилась на 0,2%, а диастолического - на 3,3%, р>0,05).
Точно также не поменялись показатели экскурсии грудной клетки. Следует особо отметить, что позитивные эффекты использования в учебном процессе студентов технологии
дифференцированной физической
подготовки на основе мониторинга физического и функционального состояния не ограничились только повышением уровня физических кондиций.
Анкетирование участников
экспериментальной группы, проведенное в начале и в конце педагогического эксперимента, показало, что
систематическое определение и оценка показателей физического и
функционального состояния, и столь же систематическое информирование об их результатах обучающихся, весьма существенно и положительно повлияли на повышение мотивации и рост интереса к
занятиям физическими упражнениями, что в свою очередь, способствовало более высокому уровню самоопределения и самоориентации студентов в области физической культуры.
Это весьма выраженно отразилось в ответах на вопросы анкеты. Так, по
окончании педагогического эксперимента, на вопрос о желании повышать свою физическую подготовленность
утвердительный ответ был получен от 86,7% опрошенных, тогда как в начале эксперимента такое желание выразили всего 53,3 % студентов (рис. 1).
Желание студентов экспериментальной группы выразивших стремление повышать уровень собственной физической подготовленности
До
53,3
86,7
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Рис. 1. Желание студентов экспериментальной группы, выразивших стремление повышать уровень собственной физической подготовленности
Ответы на вопрос о степени (выраженности) желания заниматься физическими упражнениями показали, что если в начале эксперимента 46,7% опрошенных студентов занимались без желания, то в его конце таковых не оказалось вообще (рис. 2). Уменьшилось и количество студентов, которые были равнодушны к этим занятиям с 20,0% до 13,3%. В результате, количество студентов, которым очень нравятся занятия физическими упражнениями, и они это делают с большим желанием возросло более чем в два раза (с 33,3% до 86,7%).
Столь же существенно возросло количество студентов, желающих регулярно получать оперативную
информацию об уровне своей физической подготовленности и функциональном состоянии, с 53,3% до 93,3% (рис. 3).
Все студенты экспериментальной группы весьма существенно укрепились в своих целях занятий физическими упражнениями, объеме информации о предпочитаемых параметрах своих физических кондиций и функционального состояния.
Рис. 2. Степень желания у студентов экспериментальной группы заниматься физическими упражнениями до и после педагогического эксперимента
Всё равно
Очень нравится
ПОСЛЕ ДО
Без желания
0,0
20,0 40,0 60,0 80,0
100,0
Особо следует отметить
значительное улучшение самочувствия студентов после занятий физическими упражнениями. Большинство студентов в конце педагогического эксперимента после занятий стали чувствовать себя хорошо (86,7%), по сравнению с началом
эксперимента, когда таковых было всего 60,0% (рис. 4).
Всё равно
Нет
Да
■ ПОСЛЕ
■ до
-
0,0
20,0
40,0
60,0
80,0
100,0
Рис. 3. Желание студентов экспериментальной группы регулярно получать информацию о физической подготовленности и функциональном состоянии до и после педагогического
эксперимента
Рис. 4. Степень самочувствия студентов экспериментальной группы после занятий
физическими упражнениями
Плохое ПОСЛЕ ■ до
Удовлет-
ворительное
Хорошее
0,0 20,0 40,0 60,0 80,0 100,0
При этом значительно уменьшилось количество студентов, которые после занятий физическими упражнениями чувствовали себя удовлетворительно (снижение с 26,7% до 13,3%).
Показательно, что никто из опрошенных студентов в конце эксперимента не отметил, что чувствует себя плохо после занятий, тогда как в начале эксперимента таковых было 13,3%.
Реализация инновационной
технологии дифференцированной
физической подготовки студентов вузов весьма положительно повлияла и на мнение преподавателей.
Результаты анкетирования
педагогов показали, что в отличие от первого опроса, проведенного в начале педагогического эксперимента, когда 90,0% преподавателей считали необходимым использование
дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов, в конце эксперимента уже все 100,0% преподавателей придерживались этого мнения.
По остальным вопросам анкеты все преподаватели еще в большей мере укрепились в своем мнении. Они отмечали расширившиеся возможности более тонкой индивидуализации процесса физического воспитания в результате
возможности систематической коррекции двигательных заданий,
дифференцированного подбора
упражнений в соответствии с результатами мониторинга текущего уровня
физического и функционального состояния студентов.
Таким образом, результаты проведенного педагогического
эксперимента позволяют сделать
заключение о том, что использование в учебном процессе студентов
гуманитарного вуза разработанной технологии дифференцированной
физической подготовки на основе мониторинга и диагностики физической
подготовленности и функционального состояния, способствует более существенному росту физических кондиций обучающихся и в конечном итоге обеспечивает повышение
эффективности процесса физического воспитания в целом.
Анкетирование студентов
экспериментальной группы позволило установить, что применение
инновационной системы мониторинга в экспериментальной группе обеспечивало наряду с более существенным приростом физических кондиций и функциональной подготовленности, повышение мотивации к занятиям, более высокий уровень
самоопределения и самоориентации студентов в сфере физической культуры и спорта.
Опрос преподавателей показал, что апробированная система мониторинга позволяла им в полной мере реализовать дифференцированный подход к занимающимся, осуществлять более тонкую индивидуализацию двигательных заданий на занятиях по физическому воспитанию, что, в конечном итоге, способствовало повышению
эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов.
Список литературы
1. Андрющенко, Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. Шутова // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 5. - С. 261.
2. Барыбина, Л.Н. Алгоритм системы индивидуализации в физическом воспитании студентов / Л.Н. Барыбина // Физическое воспитание студентов. - Выпуск 6. - 2012. - С. 21 -25.
3. Лебединский, В.Ю., Колокольцев, М.М., Наталевич, Л.Ф. Мониторинг физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического
References
1. Andryushchenko L.B., Vitko S.Y., Shutova T.N. Physical-health-improving technologies in health state improvement among students and higher educational establishment staff. Sovremennye problem nauki I obrazovaniya. 2016; 5: 261 [In Russ.].
2. Barybina L.N. Algorithm of individualization system in physical upbringing of students. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; 6: 21-25 [In Russ.].
3. Lebidinskiy, V.Y., Kolokoltsev, M.M., Natalevich, L.F. Physical health monitoring as the factor of pedagogical orientation of students' physical upbringing increase in non-profile higher educational establishments. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2014; 10: 98-100 [In Russ., In Engl.].
4. Pushkarskaya, Y.A., Aleksanyants, G.D., Imnaev, S.A. The level of motivation among higher educational establishment students to physical culture lessons. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological
Подано: 13.08.2018
воспитания студентов в непрофильных вузах / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Л.Ф. Наталевич // Теория и пратика физической культуры. - 2014. -№ 10. - С. 98-100.
4. Пушкарская, Ю.А., Алексанянц, Г.Д., Имнаев, Ш.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой / Ю.А. Пушкарская, Г.Д. Алексанянц, Ш.А. Имнаев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017- Т. 12. - № 2. - С. 97-107.
5. Пушкарская, Ю.А., Алексанянц, Г.Д., Имнаев, Ш.А. Технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния / Ю.А. Пушкарская, Г.Д. Алексанянц, Ш.А. Имнаев // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2017- Т. 1. - № 1. - С. 12-17.
Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
Problems of Physical Culture and Sport). 2017; 12(2): 97-107. URL: http://www.journal-
science.org/ru/article/791.html. DOI
10.14526/01_2017_210 [In Russ., In Engl.].
5. Pushkarskaya, Y.A., Aleksanyants, G.D., Imnaev, S.A. Technology of differentiated physical training among students of humanitarian higher educational establishment on the basis of physical readiness and functional state monitoring. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka I praktika. 2017; 1(1): 12-17 [In Russ.].
6. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
Пушкарская Юлия Александровна - старший преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 357501, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, дом 11, e-mail: Pushkarskaya_85@,mail. ru
Алексанянц Гайк Дереникович - доктор медицинских наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 350015, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Буденного, дом 161, e-mail: Alexanyans@mail. ru
Медведева Олеся Андреевна - кандидат биологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 350015, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. имени Буденного, дом 161, e-mail: Medvedeva-ol. anamail. ru
Логинов Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: nata9l-20l2a mail.ru
Б01 10.14526/2070-4798-2018-13-3-143-149
УДК 796.07
ББК 75.1. 74.480.26
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Жабаков В.Е.1, Жабакова Т.В.1, Коняхина Г.П.1
1ФГБОУВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Россия, г. Челябинск, [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Изменение социально-экономических условий подготовки студентов в сфере физической культуры и спорта в контексте смены существующих педагогических парадигм обусловливает изменение условий организации образовательной среды. Одним из способов решения этой проблемы является разработка новых стратегий управления качеством подготовки студентов вузов физической культуры, ориентированных на трансдисциплинарные методы и формы обучения. Материалы. В качестве компонентов модели управления качеством подготовки студентов в сфере физической культуры и спорта в условиях трансдисциплинарной образовательной среды рассматриваем мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный, организационно-методический, информационно-аналитический, самоактуализационный. Метод многомерных матриц позволяет объединить компоненты модели в единую трансдисциплинарную среду. Результаты применения метода могут быть представлены в виде классификации всех выбранных вариантов, кластеров информации, индивидуального маршрута освоения трансдисциплинарных знаний. Учитывая особенности организации управления качеством