8. Березовин, Н.А. Педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся. - Минск, 2004.
9. Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986.
10. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999.
11. Психолого-педагогический словарь / сост. Рапацивич Е.С. - Минск, 2006.
12. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1983.
13. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 2000.
14. Методика как наука: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С Кузнецовой: Е.С. - Воронеж, 2002.
Bibliography
1. Kruglikov, G.I. Nastoljnaya kniga mastera professionaljnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. sred. prof. obrazovaniya. - M., 2007.
2. Slovarj inostrannihkh slov. - M., 1955.
3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj: dlya stud. vihssh. ucheb. Zavedeniyj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2001.
4. Pedagogicheskaya ehnciklopediya: aktualjnihe ponyatiya sovremennoyj pedagogiki. - M., 2009.
5. Pedagogicheskiyj slovarj: uchebnoe posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2008.
6. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M., 1988.
7. Slastenin, V.A. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.
8. Berezovin, N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavateljnihkh motivov uchathikhsya. - Minsk, 2004.
9. Korotyaev, B.I. Pedagogika kak sovokupnostj pedagogicheskikh teoriyj. - M., 1986.
10. Smirnov, V.I. Obthaya pedagogika v tezisakh, definiciyakh, illyustraciyakh. - M., 1999.
11. Psikhologo-pedagogicheskiyj slovarj / sost. Rapacivich E.S. - Minsk, 2006.
12. Babanskiyj, Yu.K. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov. - M., 1983.
13. Pidkasistihyj, P.I. Pedagogika. - M., 2000.
14. Metodika kak nauka: uchebnoe posobie / pod red. E.I. Passova, E.S Kuznecovoyj: E.S. - Voronezh, 2002.
Статья поступила в редакцию 14.06.12
УДК 378
Karakozov S.D., Kulikova L.G. INNOVATION PROCESSES IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: THE SOCIOCOMMUNICATIVE COMPONENT. The problem of the formation of social communication component of today's young professional in the educational processes of self in a multicultural educational environment of the university, which is based on the position of the social and cultural innovation. Educational activities in similar circumstances, the active medium is considered as self-developing system of student union-tions.
Key words: innovation, the sociocommunicative component, multi-cultural environment, education of students, self-developing system, the student union.
С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ1
В статье рассматривается проблема становления социально коммуникативной составляющей современного молодого специалиста в рамках воспитательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды вуза, в основу которого положена социально-культурная инновация. Воспитательная деятельность в условиях подобной среды рассматривается как саморазвивающаяся система студенческих объединений.
Ключевые слова: инновационные процессы, социокоммуникативный компонент, поликультурная среда, воспитание студентов, саморазвивающейся система, студенческие объединения.
Инновационная направленность деятельности высших учебных заведений предполагает трехаспектное целеполагание: во-первых, требованиями рыночной экономики к повышению общей профессиональной компетентности специалистов нового типа, одним из ключевых компонентов которой выступает социальная коммуникативная компетентность [1]. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; критически и творчески мыслить; видеть проблемы и искать пути рационального их решения; использовать современные технологии. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста, как процессу профессионального становления личности, профессиональному самосовершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Во-вторых, инновационная направленность определяется новыми требованиями к подготовке студентов, базирующимся на компетентностном подходе, предполагающим, в частности, активное использование самостоятельной деятельности студента для его профессионального становления. Особенно актуальным использование самостоятельной деятельности студента представляется в условиях сокращения часов на аудиторную работу и их недостатка для формирования составляющих профессиональной компетентности, отличных от предметных. Годы студенчества - самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого формируется его собственная среда развития, когда студент участвует в видах деятельности, которые
выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяют модель социального поведения этой общественной группы. Так, например, в организации вузовского самоуправления студент оказывается в условиях, максимально приближенных не только к педагогической деятельности, а к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды образования в собственном вузе.
В-третьих, современный вуз - это центр международного образования и академических обменов. Формирование в вузе поликультурной среды направлено на знакомство с нормами межкультурного общения; развитие коммуникативной компетентности [2]; формирование представлений о соотношении общемировой, межкультурной и национальной этики вербального и невербального общения в условиях межкультурного взаимодействия; расширение сфер применения иностранного языка в академической и профессиональной деятельности преподавателей и студентов.
Современная теория инноваций в социально-культурной сфере испытывает воздействие теорий инноваций, выстроенных в философско-культурологическом, экономическом, социологическом, организационно-правовом дискурсе. Следовательно, собственно инновационная составляющая социально-культурных процессов нуждается в критическом соотнесении с общей теорией педагогической инноватики, успешно разрабатываемой рядом методологов педагогики в России и за рубежом. Только в этом случае можно выделить педагогическую специ-
фику инновационной деятельности в социально-культурной сфере, обусловленную особенностями организации воспитательного процесса в ситуациях творчества, активного и самодетерми-нированного освоения личностью культурных ценностей.
Мы разделяем мнение Е.А. Малянова о том, что в качестве базовых подходов, определяющих методологию современных инновационных исследований, является эволюционное и системное направления.
Эволюционные подходы рассматривают инновацию как процесс, зависящий от путей, которыми развиваются знания и технологии в ходе взаимодействий между различными действующими лицами и разнообразными факторами. Структура таких взаимодействий влияет на перспективы экономических и социальных изменений.
С эволюционным подходом тесно связан системный взгляд на инновации. Системный подход ориентирован на влияние внешних институтов, понимаемых в широком смысле, на инновационную активность разнообразных фирм и прочих субъектов. Он определяет значимость процессов передачи и диффузии идей, теорий, правил, знаний, умений, навыков, информации и всевозможных сигналов. Каналы и сети, по которым передается эта информация, погружены в социальный, политический и культурный контекст, направляющий и ограничивающий инновационную деятельность и ее возможности. Сама эта деятельность рассматривается как динамический процесс, при котором знания накапливаются посредством обучения и взаимодействий. Системные подходы к инновациям акцентируют внимание на взаимодействие между социальными институтами и определяют интерактивные процессы в создании, распространении и использовании знаний.
Данные подходы получили широкое применение в научных исследованиях, выполненных в философском, экономическом, социальном и других аспектах. Наибольший вклад в становление научных представлений об инноватике внесли Н.Д. Кондратьев, Г. Тард и Й. Шумпетер, в самом начале XX в. заложившие основы теоретического анализа инноваций, оформившихся впоследствии в общую теорию инноватики. Дальнейшее комплексное развитие представлений об инновационных процессах связано с именами Х.Г. Барнетта, Р. Данкана, П.Ф. Дракера, Дж. Залтмена, К. Левина и других исследователей. Методоло-
гия педагогической инноватики разработана в исследованиях К. Ангеловски, М.С. Бургина, В.И. Загвязинского, В.Ю. Кричевс-кого, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой.
Анализ теоретических источников дает основание для вывода о том, что, что введение новшества происходит не в изоляции, а зависит от широкого взаимодействия всех участников инновационного процесса с окружающей средой. Это положение стало определяющим при формировании социально-культурного подхода (Е.А. Малянов) к исследованию инновационных явлений, с позиции которого инновации раскрываются в многообразном контексте человеческой деятельности, ориентируясь не только на экономические или технологические выгоды, но на смысловые, духовно-ценностные измерения культуры, порождая, таким образом, новые культурные формы, процессы, явления [3, c. 21].
При этом современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывной трансформации. По мнению Д. Шёна, необходимо не просто трансформировать институты в ответ на изменяющуюся ситуацию и предъявляемые к ним требования, но превратить их в институты способные к изменениям, сделать их обучающимися системами (learning systems) [4, с. 28].
Рассмотрим предложенное Д. Шёном [4, с. 168] сопоставление особенностей распространения инноваций в институтах с традиционной структурой (Модель распространения инноваций в традиционной системе) и «обучающихся институтах» (Модель распространения инноваций в обучающейся системе).
Проанализируем, как развитые Д. Шёном положения соотносятся с воспитательной работой со студентами в вузе, которое направлено «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» [5], целью которой развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Данный подход С.Л. Серебряковым рассматривается как «система горизонтальных связей, которая выражает интересы индивида и социальных групп через одновременное существование разнородных сил, течений, организаций, объединяемых стремлением к совместной жизни»[6].
Воспитательная работа со студентами в вузе является составляющим элементом качества подготовки специалистов
Модель распространения инноваций в традиционной системе
Элементом инновации является продукт или техника
Модель распространения: из центра к периферии
Центр распространения инноваций и лидерство в этой области фиксированы
Фиксированное представление о5 инновации, которое является точной копией представления, распространяемого центром
Шир отараспро стр аненияинноваций ограничена ресурсами центра, способностями тех, кто проводит их в
ІЛСИЗНЬ.
Контур обратной связи проходит от вторичного центра к первичному центру, а затем замыкается на всех вторичных центрах
Модель распространения инноваций в обучающейся системе
Элементом инновации является функциональная система
» * Модель распространения: си стершая
трансформация
^ ^ Перемещающийся центр инноваций, в о зникающее ед? £?о с ли д ер ств о
Эволюционирующее представление об инновации, распространение семейства схожих представлений.
<?о-
Широта распространения ограничена только технологической ин фрасгрухтурой
Контуры обратной связи действуют на местах и проходят через всю систему
Рис. 1. Модель распространения инноваций в обучающейся системе
и реализуется с целью выявления способностей у каждого студента к сохранению и приумножению культурных, нравственных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых социально-экономических условиях.
В ходе теоретико-экспериментального исследования нами установлено, что динамика воспитательного процесса студентов в высшей школе способствует формированию их социоком-муникативной компетентности. Воспитательная работа со студентами в вузе обоснованно требует выделения в ней следующих основных задач:
• развитие форм самоорганизации обучающихся на основе созданных в вузе общественных объединений студентов при общности их интересов;
• разработка механизма участия студентов и органов студенческого самоуправления в процессе развития системы профессионального образования;
• вовлечение студенчества в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью вуза;
• интеграция обучающихся в профессиональные сообщества, повышение их профессиональных компетенций, развитие карьерных траекторий и профориентации на трудовых рынках;
• нормативно-правовое закрепление статуса органов студенческого самоуправления в качестве полноценного субъекта соуправления в образовательном учреждении (согласно Резолюции Всероссийского студенческого форума, г. Барнаул, 2011 г.);
• развитие социокультурной среды, способствующей творческому самовыражению и самореализации личности обучающегося, сохранение и возрождение культурных, нравственных, научных ценностей и традиций, воспитание патриотизма и организация досуга студенчества.
На рис. 1 представлена возможная структура совета студенческих объединений, реализованная в рамках предложенного подхода.
С точки зрения синергетического подхода мы можем рассматривать студенческое объединение как один из возможных аттракторов поликультурного общества. Как активный устойчивый центр, который способен определять потенциальные пути развития системы, в нашем случае студенческой молодежи, способный притягивать и организовывать воспитательную среду вуза.
Саморазвивающаяся система студенческих объединений в вузе предусматривает основные направления: организация,
стимулирование и контроль учебного процесса студентов; формирование, развитие и оценивание научно-инновационного потенциала студентов; создание среды культурного, интеллектуального, творческого общения и пропаганда здорового образа жизни; развитие социально-педагогической системы; формирование системы студенческого самоуправления; мониторинг социально-культурных проблем студенчества.
Организация, стимулирование и контроль учебного процесса студентов. В данном направлении необходимо уделять внимание системе контроля академической успеваемости студентов; стимулированию и выдвижению отличников на именные стипендии, а также звание лучшего студента года вуза; сопровождению студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов; установлению связей факультетов с работодателями.
Формирование, развитие и оценивание научно-инновационного потенциала студентов содержит: содействие в разработке и проведении научных конференций, конкурсов и предметных олимпиад; выпуск студенческого журнала и научных сборников; проведение круглых столов и дискуссионных клубов.
Создание среды культурного, интеллектуального, творческого общения и пропаганда здорового образа жизни опирается на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. Развитие этого направления возможно за счет создания и укрепления традиций вуза и факультетов, участия и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий как в рамках факультета, так и вуза в целом.
Развитие социально-педагогической системы направлено на решение следующих задач воспитательной работы: выбор кураторов студенческих групп; взаимодействие с заместителями деканов по воспитательной работы; укрепление авторитета преподавателей и сотрудников факультета; участие в работе комиссий, совещаний, конференций и других мероприятий, связанных с воспитательной работой в вузе; привлечение выпускников факультета к сотрудничеству; взаимодействие с родителями студентов и т.д.
Формирование системы студенческого самоуправления строится на организационной работе студентов в творческих группах, взаимодействии со студенческим советом вуза, советом молодых ученых и сотрудничеству с каждым студенческим комитетом, студенческим советом общежития, выпуска газеты.
Мониторинг социально-культурных проблем студенчества, оказание консультативной и психологической помощи. Осуществляется за счет следующей деятельности: участие
Администрация
ВУЗа
• Бюджет
Г
Г ■ 1б«ЦГС1ВС11МЫ студенческие ■ ]
к л
Совет молодых ученых
Ассоциация
выпускников
Совет
работодателей
Рис. 2. Структура совета студенческих объединений по направлениям деятельности
в создании студенческого правительства и выбора его председателя; организация работы студенческих комитетов; воспитательная работа кураторов в общежитии; проведение социологических исследований; встреч с администрацией вуза, медицинскими работниками и другими сотрудниками по актуальным проблемам молодежи.
Таким образом, воспитательная работа в вузе должна служить аксиоматической базой для создания и развития самораз-вивающейся системы студенческих объединений в вузе и подчиняться ключевой линии - инновационному и практическому образованию, формированию у студентов навыков реальной деятельности в современных социокультурных условиях.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки в рамках гос.задания Алтайской государственной педагогической академии проект № 6.380.2011. «Многокомпонентная открытая образовательная среда регионального уровня».
Библиографический список
1. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
2. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. - М., 2003.
3. Малянов, Е.А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика: автореф. дис ... д-ра. пед. наук. - Тамбов, 2011.
4. Sch^n, D. Beyond the Stable State. Public and private learning in a changing society, Harmondsworth: Penguin, 1973.
5. Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года [Э/р]. - Р/д: http://www.pstu.ru/files/file/UVR/ strat_mp.doc
6. Серебряков, С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. -1995. - № 2.
Bibliography
1. Raven, Dzh. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.
2. Osnovih teorii kommunikacii: uchebnik / pod red. M.A. Vasilika. - M., 2003.
3. Malyanov, E.A. Socialjno-kuljturnaya innovatika: metodologiya, teoriya i praktika: avtoref. dis ... d-ra. ped. nauk. - Tambov, 2011.
4. Schon, D. Beyond the Stable State. Public and private learning in a changing society, Harmondsworth: Penguin, 1973.
5. Strategii gosudarstvennoyj molodezhnoyj politiki v Rossiyjskoyj Federacii do 2016 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc
6. Serebryakov, S.L. Civilizacionnihe osnovih formirovaniya grazhdanskogo obthestva v Rossii // Socialjno-politicheskiyj zhurnal. - 1995. - № 2.
Статья поступила в редакцию 15.07.12
УДК 372. 881. 111. 1
Raissova A.B. BASIC COMPONENTS IN THE MODEL FOR DEVELOPMENT OF TECHNICAL STUDENTS' PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE. This article describes the model for development of technical students' professional foreign language competence. Foreign language possession allows to realize such aspects of professional work, as duly acquaintance with the newest technologies, discoveries and tendencies in the development of science and technology, establishment of professional contacts with foreign partners. It provides increasing the level of professional competence.
Key words: professional foreign language competence, theoretical model, component, motivation, conceptualization, internalization, training.
А.Б. Раисова, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В работе описана модель развития профессионально-иноязычной компетентности студентов технических специальностей. Владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новейшими технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление профессиональных контактов с зарубежными партнерами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции.
Ключевые слова: профессионально-иноязычная компетенция, теоретическая модель, компонент, мотивация, концептуализация, интериоризация, тренировка.
Для решения проблем в профессионально-иноязычной подготовке студентов технических специальностей нами была разработана теоретическая модель, целью которой является развитие профессионально-иноязычной компетентности (ПИК) студентов в условиях применения средств информационных технологий. Модель, состоящая из пяти компонентов, обеспечивает формирование и развитие способности и готовности будущих специалистов решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, работать с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке, выполнять поиск и анализ информации, необходимый для изучения зарубежного опыта в области выбранной специализации.
Рассмотрим отдельно каждый компонент модели.
«Целевой компонент» включает цель, задачу, подходы, принципы развития ПИК. Новый социальный заказ юношества обучать иностранному языку как средству интернациональной коммуникации, формировать личность, вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культур и готовую к межнациональному общению во всех сферах жизни, находит свое отражение в определении новых целей и подходов в обучении иностранному языку в техническом вузе. Изложенное определяет ос-
новную и конечную цель обучения: обеспечить активное владение выпускниками неязыкового вуза иностранным языком как средством «формирования и формулирования мыслей» в социально-обусловленных и профессионально-ориентировочных сферах общения.
«Содержательный компонент» включает структуру и содержание ПИК в совокупности трех компонентов. Анализ современных тенденций в развитии казахстанской системы высшего профессионального образования, казахстанских и международных документов, описывающих требования к подготовке современного квалифицированного специалиста, а также нормативных документов в области иноязычного образования, в том числе профильно-центрированной иноязычной подготовки позволил нам выявить содержание и структуру профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности, которую мы определили как интегративное качество личности будущего специалиста, включающее три компонента:
- мотивационный;
- когнитивно-коммуникативный;
- регулятивный;