4. Рыбчинчук, А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.
5. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1996.
6. Андреев, С.Ю. Наше прошлое, настоящее и будущее. Постижение. - М., 2008.
7. Ефименко, Н.А. Субъекты формирования патриотической культуры: государственный, региональный и муниципальный уровни: автореф. дис. ... канд. культурологических наук. - Краснодар, 2012.
8. Ружа, В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6(14) [Э/р]. -Р/д: http:// www.sisp.nkras.ru
9. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Фрефьева [и др.]. - М., 1989.
10. Спиркин, А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. - М., 1988.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
12. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.
13. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М., 2003.
14. Хвалов, Ф.И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5-7 классов 7-летней и средней школы: автореф. дис. . канд. пед.
наук. - М., 1955.
15. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск, 2010.
16. Жиляев, А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.
17. Рудченко, Л.Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971.
18. Большая психологическая энциклопедия. - М., 2007.
19. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М., 2001.
21. Дудко, А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002.
22. Здерева, Г.В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... канд. пед. наук. -Тольятти, 2005.
Bibliography
1. Slovarj-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V.A. Mizherikov; pod obth. red. P.I. Pidkasistogo. - M., 2004.
2. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2004.
3. Kachura, I.N. Sovershenstvovanie patrioticheskogo i internacionaljnogo vospitaniya voinov vnutrennikh voyjsk MVD SSSR: dis. ... kand. ped. nauk / I.N. Kachura. - M., 1991.
4. Rihbchinchuk, A.S. Pedagogicheskie osnovih patrioticheskogo vospitaniya molodihkh oficerov: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1997.
5. Khayjrulin, Sh.Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v usloviyakh optimizacii obrazovateljnogo processa: avtoref. dis. .
kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1996.
6. Andreev, S.Yu. Nashe proshloe, nastoyathee i buduthee. Postizhenie. - M., 2008.
7. Efimenko, N.A. Subjhektih formirovaniya patrioticheskoyj kuljturih: gosudarstvennihyj, regionaljnihyj i municipaljnihyj urovni: avtoref. dis. ...
kand. kuljturologicheskikh nauk. - Krasnodar, 2012.
8. Ruzha, V.A. Patrioticheskaya kuljtura i ee izmereniya // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - 2012. - № 6(14) [Eh/r]. -R/d: http:// www.sisp.nkras.ru
9. Vvedenie v filosofiyu: uchebnik dlya vuzov: v 2 ch. / I.T. Frolov, Eh.A. Arab-Oglih, G.S. Frefjeva [i dr.]. - M., 1989.
10. Spirkin, A.G. Osnovih filosofii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1988.
11. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov vihssh. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2002.
12. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov / pod red. Yu.K. Babanskogo. - M., 1983.
13. Grebenyuk, O.S. Obthie osnovih pedagogiki: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / O.S. Grebenyuk, M.I. Rozhkov. - M., 2003.
14. Khvalov, F.I. Vospitanie sovetskogo patriotizma u uchathikhsya 5-7 klassov 7-letneyj i sredneyj shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -M., 1955.
15. Razvitie lichnosti buduthego pedagoga v kontekste professionaljnoyj podgotovki : monografiya / N.V. Ippolitova [i dr.]. - Shadrinsk, 2010.
16. Zhilyaev, A.A. Vospitanie patriotizma u voennosluzhathikh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii pri vihpolnenii sluzhebno-boevihkh zadach v vooruzhennihkh konfliktakh: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1998.
17. Rudchenko, L.T. Patrioticheskoe vospitanie kak sistemnoe yavlenie (na primere vospitaniya podrostkov starshego i srednego vozrasta): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1971.
18. Boljshaya psikhologicheskaya ehnciklopediya. - M., 2007.
19. Obthaya psikhologiya / pod red. A.V. Petrovskogo. - M., 1986.
20. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj: dlya stud. vihssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniyj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2001.
21. Dudko, A.V. Vospitanie patriotizma u studentov voennihkh vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2002.
22. Zdereva, G.V. Teoriya i metodika vuzovskoyj podgotovki studentov k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: dis. ... kand. ped. nauk. -Toljyatti, 2005.
Статья поступила в редакцию 21.07.13
УДК 371.132:159.942.5
Maystrenko E.V, Maystrenko V.I., Berestovaya A.F. THE MANIFESTATION OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND THE DOMINANT HEMISPHERE OF THE BRAIN OF YUGRA TEACHERS WITH DIFFERENT LENGTH OF WORK. The article presents the results of an empirical study devoted to establishing the severity of 12 symptoms of burnout and psychological study of the characteristics of asymmetry of brain hemispheres in 4 groups of school teachers Surgut region with work experience from 1 to 10 years, 10 to 20, 20 to 30, 30 to 40 years.
Key words: emotional burnout syndrome, tension, resistance, exhaustion, functional brain asymmetry.
Е.В. Майстренко, д-р биол. наук, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]; В.И. Майстренко, соискатель, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]; А.Ф. Берестовая, соискатель, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]
ВЫРАЖЕННОСТЬ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ДОМИНАНТНОСТИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА УЧИТЕЛЕЙ ЮГРЫ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного установлению степени выраженности 12 симптомов эмоционального выгорания и изучению особенностей психической асимметрии полушарий головного мозга в четырёх группах учителей школ Сургутского района со стажем работы от 1 до 10 лет, от 10 до 20 лет, от 20 до 30 лет, от 30 до 40 лет.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, напряжение, резистенция, истощение, функциональная асимметрия полушарий.
В последние два десятилетия стало активно исследоваться такое явление как эмоциональное выгорание работников самых разнообразных профессий, но в первую очередь профессий социальной направленности. Педагоги образовательных учреждений, по-прежнему, представляют особый интерес, поскольку социокультурная значимость результатов деятельности педагогов весьма высока для любой страны.
Профессиональные деформации происходят не одномоментно, а развиваются постепенно. При этом происходит негативное изменение психосоматического здоровья педагога и снижение эффективности его деятельности. В связи с этим целью данного исследования было установить особенности психической асимметрии полушарий и выраженность каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания учителей Югры при увеличении стажа профессиональной деятельности.
В исследовании принимали участие 229 учителей школ г. Лянтора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Из них 217 - женщин и 12 - мужчин. В связи с малой выборкой мужчин описание результатов не производилось. В статье представлены результаты обследования школьных учителей в возрасте от 23 до 69 лет, средний возраст которых составил 43 года, стаж от 1 года до 40 лет.
В исследовании учителя проходили психологическое тестирование по методикам - тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (Бойко В.В.) и опросник на выгорание МВ1 (адаптирован Водопьяновой Н.Е.) [1; 2]. Также определялась функциональная асимметрия полушарий головного мозга при помощи теста на определение психической асимметрии полушарий (методика ФАП - компьютерная программа).
При изучении динамики выраженности симптомов ЭВ в зависимости от стажа работы педагогов в школе определялась корреляция между педагогическим стажем и возрастом испытуемых (при р<0,05, г = 0,86), что позволило для обработки результатов осуществить разбивку на группы только с учетом стажа.
По методике Бойко В.В. эмоциональное выгорание условно разделяют на 3-и фазы: напряжения, резистенции и истощения. Каждая фаза включает в себя четыре симптома (всего 12 симптомов), которые характеризуются степенью выраженности по сумме баллов и колеблются в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом (не сформирован); 10-15 баллов - складывающийся симптом (формируется); 16 и более - сложившийся симптом (сформирован).
На рис. 1 представлена выраженность каждого из симптомов ЭВ в баллах в 4-х группах (с разным стажем работы) обследованных учителей.
Со стажем работы до 10 лет лишь по 2 симптомам обнаруживаются более высокие баллы, чем в группах с более продолжительным стажем. К таким симптомам относятся «загнанность в клетку» (III) и «эмоциональная отстраненность» (X). Вероятно, это наиболее характерные для «молодых учителей» состояния [3]. Для учителей со стажем работы от 10 до 20 лет и от 20 до 30 лет характерна большая выраженность по сравнению с 1 и 4 группами таких симптомов как «переживание психотравмирующих обстоятельств» (I), «неудовлетворенность собой» (II), «тревога и депрессия» (IV) и, особенно, «расширение сферы экономии эмоций» (VII). 2 и 3 группы наиболее многочисленные, а это означает, что для учителей наиболее плодотворного возрастного периода свойственны серьёзные внутренние переживания, и как приспособительная реакция - экономия эмоций. А симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» (XII) в 3 группе выражен также как и в 4 группе, т.е. у учителей со стажем 20-30 летним наблюдаются такие же психосоматические изменения, как и у педагогов со стажем работы более 30 лет. По большинству симптомов в 4 группе обследованных учителей наблюдается снижение выраженности симптомов, т.о. можно говорить или же о некой адаптации, или же в эксперименте участвовали те, оставшиеся работать на пенсии учителя, которые оказались менее профессионально деформирова-
□ Стаж 0-10 лет □ Стаж 10-20 лет □ Стаж 20-30 лет □ Стаж 30-40 лет
Рис. 1. Диаграмма средних значений выраженности каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания (в баллах) в 4-х группах испытуемых учителей г. Лянтор с разным стажем работы Примечание: симптомы I - «Переживание психотравмирующих обстоятельств»; II - «Неудовлетворенность собой»; III -«Загнанность в клетку»; IV - «Тревога и депрессия»; V - «Неадекватное эмоциональное реагирование»; VI - «Эмоциональнонравственная дезориентация»; VII - «Расширение сферы экономии эмоций»; VIII - «Редукция профессиональных обязанностей»; IX - «Эмоциональный дефицит»; X - «Эмоциональная отстраненность»; XI - «Личностная отстраненность»; XII - «Психосоматические и психовегетативные нарушения».
100 80 60 40 20 0
Стаж 0-10 лет Стаж 10-20 лет Стаж 20-30 лет Стаж 30-40 лет
h
■ґ
□ Левополушарные □ Амбидекстры □ Правополушарные
Рис. 2. Распределение учителей женского пола (в %) по психической асимметрии полушарий мозга в 4-х группах испытуемых с разным стажем работы
ны. Однако, при рассмотрении таких симптомов как «неадекватное эмоциональное реагирование» (V) и «эмоциональный дефицит» (IX) следует отметить, что именно в 4 группе происходит возрастание выраженности этих симптомов, что может свидетельствовать всёже о профессиональной деформации и выгорании, при котором в наибольшей степени произошли изменения в эмоциональной сфере.
Результаты идентификации психической асимметрии полушарий, определяемые при помощи методики ФАП, и её выраженность в 4-х группах учителей с разным стажем работы, представлены на рис. 2.
Среди обследуемых учителей количественно наиболее представлены левополушарные в среднем в пределах 51,4765,38%. Количество амбидекстров занимает промежуточное положение между лево- и правополушарными (от 20,25 до 30,88 %). Меньше всего в группе правополушарных - от 7,69% до 19,59%.
Диаграмма на рис. 2 наглядно демонстрирует, что по мере увеличения стажа возрастает количество педагогов с доминированием по психическим функциям левого полушария. Как из-
Библиографический список
вестно, именно левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации: отвечает за языковые способности, контролирует речь, способности к чтению и письму, а также способствует запоминанию фактов, имен и дат. Левое полушарие обеспечивает аналитическое мышление: отвечает за логику и анализ, распознаёт числа и математические символы, обеспечивает последовательную обработку информации по этапам [4].
Все вышеперечисленные функции левого полушария активно тренируются и развиваются в процессе профессиональной деятельности педагогов и вполне логичным может быть полученный результат. Однако, при всем этом, по мере увеличения стажа уменьшается количество педагогов с доминированием по психическим функциям правого полушария. А это творческие, эмоциональные, с хорошо развитым воображением люди. Можно предположить, что защитные механизмы, к которым прибегают педагоги (экономия эмоций, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, ориентир на логику, а не чувства и др.) также вносят свой вклад в развитие не только эмоционального выгорания, но и в смещение доминантности полушарий головного мозга.
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций. - СПб., 2004.
2. Водопьянова, Н.Е. Burnout syndrome: diagnosis and р^еп^оп.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005.
3. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2.
4. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М., 1988.
Bibliography
1. Boyjko, V.V. Ehnergiya ehmociyj. - SPb., 2004.
2. Vodopjyanova, N.E. Burnout syndrome: diagnosis and prevention.Sindrom vihgoraniya: diagnostika i profilaktika / N.E. Vodopjyanova, E.S. Starchenkova. - SPb., 2005.
3. Pryazhnikov, N.S. Strategii preodoleniya sindroma «ehmocionaljnogo vihgoraniya» v rabote pedagoga / N.S. Pryazhnikov, E.G. Ozhogova // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2008. - № 2.
4. Bragina, N. N. Funkcionaljnihe asimmetrii cheloveka / N.N. Bragina, T.A. Dobrokhotova. - M., 1988.
Статья поступила в редакцию 31.07.13