Научная статья на тему 'Динамика параметров квазиаттракторов вектора состояния организма педагогов при формировании симптомов фазы «Резистенции» синдрома профессионального выгорания'

Динамика параметров квазиаттракторов вектора состояния организма педагогов при формировании симптомов фазы «Резистенции» синдрома профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАОС / CHAOS / СТОХАСТИКА / STOCHASTIC / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / ФАЗА "РЕЗИСТЕНЦИИ" / PHASE OF THE "RESISTANCE"

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Майстренко В.И., Майстренко Е.В.

Выполнен анализ психофизиологических функций человека в фазовых пространствах состояний, позволивший обеспечить не только количественную регистрацию психофизиологических функций, но и позволил оценить состояние, как отдельных функций, так и организма в целом. В исследовании принимали участие учителя общеобразовательных школ г. Лянтора Сургутского района (всего 217 женщин, средний возраст 43,49±1,07, средний педагогический стаж 19,25±1,09). Учителя проходили психологическое тестирование по методике тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание». Также измерялись показатели вариабельности сердечного ритма с применением пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2». Использование метода фазовых пространств состояний позволило установить динамику поведения нейровегетативной регуляции функциональных систем организма учителей по показателям вариабельности сердечного ритма и выявить особенности этой динамики при формировании каждого из 4-х симптомов фазы «резистенция». В целом, стохастический подход для описания биосистем не позволяет полностью охарактеризовать поведение сложных систем (в частности, динамику психофизиологических функций человека) из-за непрерывного и хаотичного изменения параметров вектора состояния организма. Необходимо использовать традиционные методы в комплексе с новыми методами теории хаоса-самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Майстренко В.И., Майстренко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics parameters quasi-attractors vector teachers body condition during the formation of "resistance" phase symptoms of burnout

The analysis of psycho-physiological functions of man in phase spaces of states was performed and provided a quantitative registration and assessment of individual functions condition and organism as a whole. The study involved the teachers of secondary schools in Lyantor city, Surgut region (of 217 women, mean age 43,49±1,07, the average teaching experience 19,25±1,09). The followings psychological tests were proposed for the teachers: the test for "emotional and professional burnout" (Boyko VV), the test for "emotional and professional burnout". Heart rate variability is also measured by the pulse oximeter "elox-01S2". The use of the phase spaces of states allowed to establish the dynamics of autonomic regulation of teachers in terms of HRV functional systems and to identify the characteristics of the dynamics of the behavior of the formation of each of the 4-phase symptoms of "Resistencia". The results reflect the explicit sex differences of older teens reacting mechanisms to stressful situations. In general, a stochastic approach used to describe biosystems doesn't fully characterize the behavior of complex systems (in particular, human psycho-physiological functions dynamics) due to continuous chaotic changing of parameters of the state vector of organism. It is necessary to use traditional methods combined with new methods of the chaos self-organization theory.

Текст научной работы на тему «Динамика параметров квазиаттракторов вектора состояния организма педагогов при формировании симптомов фазы «Резистенции» синдрома профессионального выгорания»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 1 - P. 21-28

УДК: 616-072.8 DOI: 12737/25262

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ КВАЗИАТТРАКТОРОВ ВЕКТОРА СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПЕДАГОГОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИМПТОМОВ ФАЗЫ «РЕЗИСТЕНЦИИ» СИНДРОМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В.И. МАЙСТРЕНКО, Е.В. МАЙСТРЕНКО БУВО «Сургутский государственный университет», проспект Ленина, 1, г. Сургут, 628412, Россия

Аннотация. Выполнен анализ психофизиологических функций человека в фазовых пространствах состояний, позволивший обеспечить не только количественную регистрацию психофизиологических функций, но и позволил оценить состояние, как отдельных функций, так и организма в целом. В исследовании принимали участие учителя общеобразовательных школ г. Лянтора Сургутского района (всего 217 женщин, средний возраст 43,49±1,07, средний педагогический стаж 19,25±1,09). Учителя проходили психологическое тестирование по методике - тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание». Также измерялись показатели вариабельности сердечного ритма с применением пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2». Использование метода фазовых пространств состояний позволило установить динамику поведения нейровегетативной регуляции функциональных систем организма учителей по показателям вариабельности сердечного ритма и выявить особенности этой динамики при формировании каждого из 4-х симптомов фазы «резистенция». В целом, стохастический подход для описания биосистем не позволяет полностью охарактеризовать поведение сложных систем (в частности, динамику психофизиологических функций человека) из-за непрерывного и хаотичного изменения параметров вектора состояния организма. Необходимо использовать традиционные методы в комплексе с новыми методами теории хаоса-самоорганизации.

Ключевые слова: хаос, стохастика, эмоциональное выгорание, фаза «резистенции».

DYNAMICS PARAMETERS OUASI-ATTRACTORS VECTOR TEACHERS BODY CONDITION DURING THE FORMATION OF "RESISTANCE" PHASE SYMPTOMS OF BURNOUT

E.V. MAYSTRENKO, V.I. MAYSTRENKO Surgut State university, Lenin av., 1, Surgut, 628412, Russia

Abstract. The analysis of psycho-physiological functions of man in phase spaces of states was performed and provided a quantitative registration and assessment of individual functions condition and organism as a whole. The study involved the teachers of secondary schools in Lyantor city, Surgut region (of 217 women, mean age 43,49±1,07, the average teaching experience 19,25±1,09). The followings psychological tests were proposed for the teachers: the test for "emotional and professional burnout" (Boyko VV), the test for "emotional and professional burnout". Heart rate variability is also measured by the pulse oximeter "elox-01S2". The use of the phase spaces of states allowed to establish the dynamics of autonomic regulation of teachers in terms of HRV functional systems and to identify the characteristics of the dynamics of the behavior of the formation of each of the 4-phase symptoms of "Resistencia". The results reflect the explicit sex differences of older teens reacting mechanisms to stressful situations. In general, a stochastic approach used to describe biosystems doesn't fully characterize the behavior of complex systems (in particular, human psycho-physiological functions dynamics) due to continuous chaotic changing of parameters of the state vector of organism. It is necessary to use traditional methods combined with new methods of the chaos self-organization theory.

Key words: chaos, stochastic, emotional burnout, phase of the "Resistance".

Введение. Использование новых методов теории хаоса-самоорганизации (ТХС) для анализа психофизиологических функций (ПФФ) челове-

ка в фазовых пространствах состояний (ФПС) обеспечивает не только их количественную регистрацию, но и позволяет оценивать состоя-

ние, как отдельных признаков, так и организма в целом [1-4,6-11,14-17].

Метод многомерных фазовых пространств в описании психофизиологических показателей человека разработан и описан уже более 20 лет назад, он основан на методе идентификации параметров порядка вектора состояния организма человека х=х(А)=х^)=(хь x2, ..., xm)T в ш-мерном ФПС. Этот метод был разработан в НИИ биофизики и медицинской кибернетики при Сургутском государственном университете. Он открывает новые возможности в изучении гомеостатических динамических систем, к которым относится и организм человека [13,19]. В частности, в нашем исследовании в рамках ТХС при использовании разработанного метода проводился анализ динамики психофизиологических параметров учителей при разных состояниях эмоциональной сферы.

Эмоциональное выгорание (ЭВ) у представителей социальных профессий и, в частности, у педагогов продолжает представлять интерес у отечественных и зарубежных ученых. Анализ литературы показал, что исследования в большей своей части направлены на установление выраженности различных симптомов выгорания, их зависимость от вида учебного заведения, статуса работника, стажа работы [3-5,12]. Продолжают исследоваться факторы, влияющие на формирование ЭВ и группы риска, а также разрабатываются мероприятия по профилактике и восстановлению педагогов. Мало исследованным остается вопрос изучения психофизиологических изменений, которые обеспечиваются нейро-вегетативной регуляцией (НВР) при развитии ЭВ [15-21].

Цель исследования - установление взаимосвязи ЭВ учителей, проживающих в условиях Югры, с частотными показателями вариабельности сердечного ритма. Использовалась обработка и описание результатов новым методом «Оценки психофизиологических показателей испытуемых методом фазовых пространств». Этот блок исследования связан с изучением показателей функциональных систем организма при разной степени сформированности симптомом фазы «резистенция» ЭВ учителей.

Материалы и методы исследования. Данное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Сургутского района Тюменской области. В обследовании принимали участие учителя (всего 217 женщин, средний

возраст 43,49±1,07, средний педагогический стаж 19,25±1,09). Учителя проходили психологическое тестирование по методике В.В. Бойко - тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» [5]. Также измерялись показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) с применением пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2». В устройстве используется оптический пальцевой датчик (в виде прищепки), с помощью которого происходила регистрации пульсовой волны с одного из пальцев кисти. Исследование показателей пульсометрии производилось в положении испытуемого сидя, на съем информации отводилось не менее 300 кардиоин-тервалов, т.е. измерение производилось в течение 5 минут 10 секунд. Прибор снабжен программным продуктом «ELOGRAPH», который в автоматическом режиме позволяет отображать изменение ряда показателей в режиме реального времени с одновременным построением гистограммы распределения длительности кардиоинтервалов [1,6,17].

Параметры движения вектора состояния ПФФ x(t) определяли как траекторию этого вектора в ФПС с использованием компьютерной программы «Идентификация параметров квазиаттракторов поведения вектора состояния биосистем в m-мерном фазовом пространстве» («Identity»), предназначенной для изучения биосистем с хаотической организацией. Программа в автоматическом режиме рассчитывала и представляла в пространстве квазиаттрактор (КА) в виде параллелепипеда. Анализируя его параметры, можно говорить об изменениях (или гомеостазе - неизменности) x(t). При этом для разных кластеров обследуемых определяли объем квазиаттрактора (Vx), расстояние между стохастическим и хаотическим центрами КА движения (Z), показатель асимметрии центров (Rx).

Для оценки нейровегетативной регуляции организма по показателям ВСР испытуемых учителей использовались наиболее значимые временные показатели: SIM (активность симпатического отдела вегетативной нервной системы), PAR (активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы), SDNN (стандартное отклонение всех кардиоинтерва-лов), IBN (индекс напряжения по Баевскому) и HR/SSS (частота сердечных сокращений).

Результаты и их обсуждение. Эмоциональное выгорание по методике Бойко В.В. ус-

ловно разделяют на 3-и фазы: фаза «напряжения» (переживание эмоционального напряжения в связи с неудовлетворенностью работой, собой и т.д.; фаза «резистенции» характеризуется сопротивлением и неадекватным реагированием на организационные стороны в работе, контакты с коллегами и т.п.); фаза «истощения» (избегание близких эмоциональных и личностных контактов, ухудшение состояния здоровья и др.). О степени сформированности фаз судят по количественным показателям:

- 36 и менее баллов - фаза в пределах нормы (не сформировалась);

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Применение методики В.В. Бойко для установления ЭВ в группе учителей позволило распределить всех обследуемых на группы по степени сформированности у них фаз синдрома ЭВ. По усреднённым результатам в баллах (табл. 1) фазы «напряжения» и «истощения» -не сформированы, а фаза «резистенции» находится в состоянии формирования [5].

Таблица 1

Усреднённые результаты (в баллах) сформированности 3-х фаз эмоционального выгорания у обследованных учителей

Фазы синдрома эмоционального выгорания

Напряжение Резистенция Истощение

29,16 50,12 30,08

Таблица 2

Распределение учителей (в % от общего

количества испытуемых) по степени сформированности у них каждой фазы эмоционального выгорания (по тесту Бойко В.В.)

сти у них каждой фазы эмоционального выгорания ниже представлена табл. 2.

Если просуммировать количество учителей, которые находятся на стадиях формирования и сформированности фаз «напряжения» (31% учителей), «истощения» (34,5% учителей), и особенно фазы «резистенции» (75% учителей), то получаем вывод, что эмоциональное состояние педагогов нельзя считать благополучным. Особенно это выражено по симптомам фазы «резистенция». В связи с этим более детально исследовались показатели вариабельности сердечного ритма учителей с симптомами именно этой фазы.

Симптомы (с V по VIII), входящие в фазу «резистенция», следующие:

V - Неадекватное эмоциональное реагирование (застревание на отрицательных эмоциях и их демонстрация);

VI - Эмоционально нравственная дезориентация (сниженная ориентация на добропорядочные отношения в коллективе и с партнерами);

VII - Расширение сферы экономии эмоций (избегание или сокращение контактов);

VIII - Редукция профессиональных обязанностей (работа «через силу» и снижение эффективности труда).

Степень выраженности симптома оценивается по сумме баллов, которые колеблются в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов -не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся симптом.

Анализируя выраженность каждого из 4 симптомов фазы «резистенция» в баллах синдрома ЭВ, обращает внимание то, что все они находятся на стадии формирования. Симптом V - «Неадекватное эмоциональное реагирование» наиболее выражен, является почти сложившимся и в большей степени, чем другие симптомы этой фазы, характеризует изменение состояния эмоциональной сферы испытуемых учителей [20-25].

Это исследование связано с изучением взаимосвязи показателей функциональных систем организма (ФСО) при разной степени сформированности симптомом эмоционального выгорания фазы «резистенции» учителей.

При построении моделей в виде квазиаттракторов вектора ПФФ x(t) использовался метод многомерных ФПС. В нашей работе осуще-

Степень сформированности фаз Фазы синдрома эмоционального выгорания

Напряжение Резистенция Истощение

В пределах нормы 69% 25% 65,50%

Формирующаяся фаза 23,50% 49,50% 29%

Сформированная фаза 7,50% 25,50% 5,50%

Для наглядности количественного распределения учителей по степени сформированно-

10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2017 - V. 24, № 1 - Р. 21-28

ствлялся анализ показателей функциональных систем организма в трехмерном фазовом пространстве состояний (ш=3) по частотным характеристикам вариабельности сердечного ритма (УЬР, ЬР, ИР). Новый метод позволяет по мере формирования синдрома ЭВ проследить динамику влияния нейровегетативной регуляции на ССС с учетом изменения одновременно всех 3-х частотных характеристик ВСР.

Таблица 3

Параметры квазиаттракторов вектора состояния организма учителей в 3-х мерном фазовом пространстве по частотным характеристикам вариабельности сердечного ритма (УЬР, ЬР, ИР) в зависимости от степени сформированности симптомов фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания

Показатели квази-аттрактора Степень сформированности симптомов фазы резистенция Симптомы фазы «резистенция»

Неадекватное эмоциональное реагирование N=24 Эмоционально-нравственная дезориентация N=52 Расширение сферы экономии эмоций N=47 Редукция профессиональных обязанностей N=67

Ях Не сформирована 1,93x1с3 6,10x103 8,39x103

Формирующаяся 2,16x1с3 7,62x103 25,61x103 П^Ю3

Сформирована 7,38x103 Ю^Ю3 9,58x103 5,41x103

Уо Не сформирована 1,47x10" 13,35x1011 19,37xx10ц 25,66x1011

Формирующаяся 3,56x10" 16,32x1011 401,86xx10ц 49,17x1011

Сформирована 32,34x10" 46,62x1011 48,73x10" 9,31x1011

Я12 142,65% 22,32% 1973,64% 91,63%

Я13 2 098,61 % 249,32% 151,46% -63,72%

Я23 806,07% 185,87% 87,87% -81,07

212 2 015,47 216,29 703,11 577,66

213 3 033,79 758,14 1 945,95 773,77

223 1 186,53 889,04 1 634,16 428,73

Примечание: Ях - расстояние между геометрическим и статистическим центром квазиаттрактора, Уо - объем многомерного параллелепипеда, ограничивающего квазиаттрактор вектора состояния организма всех учителей, Я12, Я23 и Я13 - показатели степени изменения объемов квазиаттракторов, 223 и -расстояние между геометрическими центрами сравниваемых квазиаттракторов (индекс 1- симптом «не сформирован», 2 - «формируется», 3 - «сформирован»)

КА в 3-х мерном ФПС были построены для всех исследуемых групп учителей с помощью программы для ЭВМ «Идентификация параметров порядка (наиболее значимых диагностических признаков) методом расчета матриц расстояния».

Величины объемов КА формируются из показателей ВСР учителей, разделенных по группам в соответствие с показателями степени сформированности («не сформирован», «формирующийся», «сформирован») фазы «рези-стенция» синдрома ЭВ учителей (по тесту «Эмоциональное и профессиональное выгорание».

Аналогичным образом строились КА отдельно по каждому симптому фазы «резистен-ция» для групп учителей с «несформирован-ным», «формирующимся» и «сформированным» симптомом. В табл. 3 представлены основные параметры сравниваемых КА.

При сравнительном анализе показателей Ях и Уо в группах учителей с различной степенью сформированности каждого из 4-х симптомов фазы «резистен-ция» было обнаружено сходство динамики поведения квазиаттракторов по симптомам «Неадекватное эмоциональное реагирование» (V симптом) и «Эмоционально-нравственная дезориентация» (VI симптом). Считаем, что эти два симптома в большей степени, чем VII и VIII симптомы, отражают состояние эмоциональной сферы учителей и общее психоэмоциональное напряжение.

По мере формирования симптомов наблюдаем увеличение расстояний между геометрическим и стохас-

п

тическим центром КА ( х : с 1,93x103 до 2,16x103 и далее до 7,38x103 у.е. по V симптому, с 6,10x103 до 7,62x103 и далее до 10,09x103 у.е. по VI симптому), а также увеличение объемов КА (например, VG увеличивается по V симптому с 1,47x10х1 до 3,56x10х1 и далее до 32,34x10х1 у.е.). Увеличение расстояний между геометрическим и стохастическим центром в 3-мерном ФПС характеризует увеличение меры хаотичности ВСО по частотным характеристикам. Возрастание меры хаотичности связано с выходом системы из относительно равновесного состояния, причем эта хаотичность продолжает расти и в стадии «формирования» V и VI симптомов, и в стадии «сформированности».

Таким образом, организм продолжает находиться в дезинтегрированном состоянии, что

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 1 - P. 21-28

может способствовать развитию психосоматических изменений с изменениями по этим симптомами. Увеличивающиеся объемы КА (VG) по мере формирования V и VI симптомов ЭВ также подтверждают этот вывод. Величины R12, R23 и R13 отображают степень изменения объемов КА, что в группе обследованных учителей согласуется с выше описанными величинами Rx. Например, при сравнении КА трех степеней сформированности симптома «Неадекватное эмоциональное реагирование» (V) было обнаружено, что происходит увеличение объема КА в группе учителей от «несформиро-ванного» симптома к «формирующемуся» на 142,65 % (R12), а от стадии «несформированно-го» до «сформированного» симптома - увеличение на 2 098,61 % (Ru).

Параметры КА в группе учителей с симптомами «Расширение сферы экономии эмоций» (VII) и «Редукция профессиональных обязанностей» (VIII) ведут себя иначе. В состоянии «несформированности» этих симптомов показатели RX и VG рассматриваем как исходные (в состоянии стабильности и равновесия). Далее значительно увеличиваются Rx и Vg в группах с «формирующимися» VII симптомом (Rx с 8,39*103до 25,61x103) и VIII симптомом (Rx: с 8,89*103 до 11,03x103). Возрастает мера хаотичности системы, осуществляется «поиск» нового равновесного состояния при изменившихся условиях, которыми является развитие синдрома ЭВ в ответ на воздействие внешних факторов и меняющееся внутреннее состояние педагогов. Состояние нестабильное, организм каждого работника реагирует собственным образом, включая свои адаптационные механизмы, при этом значительно возрастают и объемы КА. Однако, в стадии «сформированности» симптомов (VII и VIII) обнаружили обратное уменьшение как расстояния между геометрическим и статистическим центром (Rx), так и

Литература

1. Башкатова Ю.В., Добрынина И.Ю., Горлен-ко Н.П., Ельников А.В., Хадарцева К.А., Фудин Н.А. Стохастическая и хаотическая оценка состояния параметров сердечнососудистой системы испытуемых в условиях дозированной физической нагрузки // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. 21, № 4. С. 24-29.

объема многомерного параллелепипеда, ограничивающего квазиаттрактор (Vg). Предполагаем, что такое уменьшение связано с тем, что по таким симптомам как «Расширение сферы экономии эмоций» (VII) и «Редукция профессиональных обязанностей» (VIII) нейровегета-тивная регуляция и сердечно-сосудистая система возвращаются к сбалансированному состоянию при новом психоэмоциональном статусе. Возможно, этот процесс сопровождается задействованием разных компенсаторных и защитных механизмов, направленных, в том числе, и на снижение ориентации на добропорядочные отношения в коллективе и с учениками, пренебрежительное отношение к своим профессиональным обязанностям, хотя остается открытым вопрос о том, насколько это является экологичным для личности педагога [1115, 18-25].

Заключение. Использование метода фазовых пространств состояний позволило установить динамику поведения нейровегетативной регуляции функциональных систем организма учителей по показателям ВСР и выявить особенности этой динамики при формировании каждого из 4-х симптомов фазы «резистенция». Применение метода моделирования в многомерных фазовых пространствах состояний в психофизиологических исследованиях позволило получить результаты, которые согласуются с результатами дискриминантного анализа об установленной взаимосвязи между формированием V (Неадекватное эмоциональное реагирование) и VI (Эмоционально нравственная дезориентация) симптомов эмоционального выгорания и изменениями показателей вариабельности сердечного ритма, а это подтверждает возможность использования этого метода для анализа динамики психоэмоционального состояния человека.

References

Bashkatova YuV, Dobrynina IYu, Gorlenko NP, El'ni-kov AV, Khadartseva KA, Fudin NA. Stokhasti-cheskaya i khaoticheskaya otsenka sostoyaniya para-metrov serdechnososudistoy sistemy ispytuemykh v usloviyakh dozirovannoy fizicheskoy nagruzki [Stochastic and chaotic estimation of the state of the parameters of the cardiovascular system of subjects under the conditions of the dosed physical load]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 1 - P. 21-28

2. Башкатова Ю.В., Живаева Н.В., Тен Р.Б., Алиев Н.Ш. Нейрокомпьютинг в изучении параметров сердечно-сосудистой системы // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2016. №1. С. 32-38.

3. Баженова А.Е., Щипицин К.П., Пахомов А.А., Семерез О.Б. Стохастическая и хаотическая оценка треморограмм испытуемого в условиях нагрузки // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2016. № 1. С. 11-17.

4. Баженова А.Е., Белощенко Д.В., Самсонов И.Н., Снигирев А.С. Оценка треморограмм испытуемого в условиях различных статических нагрузок // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2016. № 2. С. 5-10.

5. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.

6. Бетелин В.Б., Еськов В.М., Галкин В.А., Гаври-ленко Т.В. Стохастическая неустойчивость в динамике поведения сложных гомеостатических систем // Доклады Академии Наук. Математическая физика. 2017. Т. 472, № 6. С. 1-3.

7. Дудин Н.С., Русак С.Н., Хадарцев А.А., Хадар-цева К.А. Новые подходы в теории устойчивости биосистем - альтернатива теории А.М. Ляпунова // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18, № 3. С. 336.

8. Еськов В.М., Зимин М.И., Даниелян В.В., Гуд-кова С.А., Джумагалиева Л.Б. Философия и науки о жизни. детерминизм, стохастика и хаос (самоорганизация) в описании жизни // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 1. С. 25-38.

9. Еськов В.М., Попов Ю.М., Вохмина Ю.В. Синергетика - завершающая стадия развития общей теории систем (ОТС) // Сложность. Разум. Постне-классика. 2013. № 2. С. 29-41.

10. Еськов В.М. Физика и теория хаоса-самоорганизации в изучении живого и эволюции разумной жизни // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 2. С. 77-95.

11. Еськов В.М. Насколько близко И.Р. Пригожин, Н. Накеп и С.П. Курдюмов подошли к пониманию неизбежности ТХС? // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2014. № 3. С. 39-46.

2014;21(4):24-9. Russian.

Bashkatova YuV, Zhivaeva NV, Ten RB, Aliev NSh. Neyrokomp'yuting v izuchenii parametrov serdechno-sosudistoy sistemy [Neyrokompyuting in the study of the parameters of the cardiovascular system]. Slozh-nost'. Razum. Postneklassika. 2016;1:32-8. Russian. Bazhenova AE, Shchipitsin KP, Pakhomov AA, Semerez OB. Stokhasticheskaya i khaoticheskaya otsenka tremorogramm ispytuemogo v usloviyakh nagruzki [Stochastic and chaotic evaluation of the tremoro-gram of the subject under conditions of stress]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2016;1:11-7. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bazhenova AE, Beloshchenko DV, Samsonov IN, Sni-girev AS. Otsenka tremorogramm ispytuemogo v us-loviyakh razlichnykh staticheskikh nagruzok [Evaluation of the tremorograms of the subject under conditions of various static loads]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2016;2:5-10. Russian. Boyko VV. Energiya emotsiy [Energy of emotions]. SPb.: Piter; 2004. Russian.

Betelin VB, Es'kov VM, Galkin VA, Gavrilenko TV. Stokhasticheskaya neustoychivost' v dinamike pove-deniya slozhnykh gomeostaticheskikh sistem [Stochastic instability in the dynamics of the behavior of the complex homeostatic systems]. Doklady Akademii Nauk. Matematicheskaya fizika. 2017;472(6):1-3. Russian.

Dudin NS, Rusak SN, Khadartsev AA, Khadartseva KA. Novye podkhody v teorii ustoychivosti biosistem -al'ternativa teorii A.M. Lyapunova [New approaches in the theory of biosystems stability - alternative to a.m. lyapunov's theory]. Vestnik novykh meditsins-kikh tekhnologiy. 2011;18(3):336. Russian. Es'kov VM, Zimin MI, Danielyan VV, Gudkova SA, Dzhumagalieva LB. Filosofiya i nauki o zhizni. deter-minizm, stokhastika i khaos (samoorganizatsiya) v opisanii zhizni [Philosophy and life sciences. Determinism, stochastics and chaos (self-organization) in the description of life]. Slozhnost'. Razum. Postnek-lassika. 2013;1:25-38. Russian.

Es'kov VM, Popov YuM, Vokhmina YuV. Sinergetika -zavershayushchaya stadiya razvitiya obshchey teorii sistem (OTS) [Synergetics is - the completing stage of the development of the general theory of systems (Oates)]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2013;2:29-41. Russian.

Es'kov VM. Fizika i teoriya khaosa-samoorganizatsii v izuchenii zhivogo i evolyutsii razumnoy zhizni [Physics and theory of chaos-self-organization in the study of living and evolution of intelligent life]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2013;2:77-95. Russian. Es'kov VM. Naskol'ko blizko I.R. Prigozhin, N. Naken i S.P. Kurdyumov podoshli k ponimaniyu neizbezhnosti TKhS? [How close IR Prigogine, N. Naken and SP Kurdyumov come to an understanding of the inevitability of TLC?]. Slozhnost'. Razum.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 1 - P. 21-28

12. Гавриленко Т.В., Еськов В.М., Еськов В.В., Во-хмина Ю.В. Нестационарная стационарность систем третьего типа и философия нестабильности // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2015. № 2. С. 65-74.

13. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. К проблеме самоорганизации в биологии и психологии // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т. 23, №3. С. 174-181.

14. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Веракса А.Н., Филатова Д.Ю. Сложные системы в психофизиологии представляют эффект «повторение без повторений» Н. А. Бернштейна // Российский психологический журнал. 2016. Т.13, №2. С. 205-224.

15. Еаков В.М., Еаков В.В., Гавpиленко Т.В., Воxмина Ю.В. Фоpмализация эффекта «Повтоpение без повтоpения» Н.А. Беpнштейна // Биофизика. 2017. Т. 62, № 1. С. 168-176.

16. Живогляд Р.Н., Живаева Н.В., Еськов В.В., На-сирова А.Р., Чантурия С.М. Методы многомерных фазовых пространств в диагностике эффективности гирудотерапии // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19, № 2. С. 419-420.

17. Живогляд Р.Н., Живаева Н.В., Бондаренко О.А., Смагина Т.В., Данилов А.Г., Хадарцева К.А. Биоинформационный анализ саногенеза и патогенеза при гирудорефлексотерапии на Севере РФ // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 2. С. 464-467.

18. Живогляд Р.Н., Живаева Н.В., Бондаренко О.А. Матрицы межаттракторных расстояний в оценке показателей вегетативной нервной системы жителей ЮГРЫ // Вестник современной клинической медицины. 2013. Т. 6, № 5. С. 120-123.

19. Зилов В.Г., Еськов В.М., Хадарцев А.А., Еськов В.В. Экспериментальное подтверждение эффекта «Повторение без повторения» Н.А. Берн-штейна // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2017. № 1. С. 4-9.

20. Зинченко Ю.П., Хадарцев А.А., Филатова О.Е. Введение в биофизику гомеостатических систем (complexity) // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2016. № 3. С. 6-15.

21. Майстренко Е.В., Майстренко В.И. Взаимосвязь степени выраженности симптомов эмоциональ-

Postneklassika. 2014;3:39-46. Russian. Gavrilenko TV, Es'kov VM, Es'kov VV, Vokhmina YuV. Nestatsionarnaya statsionarnost' sistem tret'ego tipa i filosofiya nestabil'nosti [Transient third type stationary systems and a philosophy of instability]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2015;2:65-74. Russian.

Es'kov VM, Zinchenko YuP, Filatova OE. K probleme samoorganizatsii v biologii i psikhologii [To problem of self-organizing in biology and psychology]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2016;23(3):174-81. Russian.

Es'kov VM, Zinchenko YuP, Veraksa AN, Filatova DYu. Slozhnye sistemy v psikhofiziologii predstav-lyayut effekt «povtorenie bez povtore-niy» N. A. Bernshteyna [Complex systems in psychophysiology represent the effect of "repetition without repetition" of NA Bernshtein]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2016;13(2):205-24. Russian. Ec'kov VM, Ec'kov VV, Gavpilenko TV, Voxmina YuV. Fopmalizatsiya effekta «Povtopenie bez povtopeniya» N.A. Bepnshteyna [Fopmalizatsiya of effect "Povtopenie without povtopeniya" OF N.A. Bepnshteyna]. Biofizika. 2017;62(1):168-76. Russian. Zhivoglyad RN, Zhivaeva NV, Es'kov VV, Nasirova AR, Chanturiya SM. Metody mnogomernykh fazovykh prostranstv v diagnostike effektivnosti girudoterapii [Methods of multidimensional phase spaces in the diagnosis of hirudotherapy]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012;19(2):419-20. Russian. Zhivoglyad RN, Zhivaeva NV, Bondarenko OA, Sma-gina TV, Danilov AG, Khadartseva KA. Bioinformat-sionnyy analiz sanogeneza i patogeneza pri girudo-refleksoterapii na Severe RF [Bioinformation analysis of sanogenesis and pathogenesis in hirudoreflexothe-rapy in the North of Russia]. Vestnik novykh medit-sinskikh tekhnologiy. 2013;20(2):464-7. Russian. Zhivoglyad RN, Zhivaeva NV, Bondarenko OA. Ma-tritsy mezhattraktornykh rasstoyaniy v otsenke poka-zateley vegetativnoy nervnoy sistemy zhiteley YuGRY [Matrices of interatractor distances in the estimation of autonomic nervous system indices of Ugra people]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny. 2013;6(5):120-3. Russian.

Zilov VG, Es'kov VM, Khadartsev AA, Es'kov VV. Eks-perimental'noe podtverzhdenie effekta «Povtorenie bez povtoreniya» N.A. Bernshteyna [Experimental confirmation of the effect of "repetition without repetition" NA. Bernstein]. Byulleten' eksperimental'noy biologii i meditsiny. 2017;1:4-9. Russian. Zinchenko YuP, Khadartsev AA, Filatova OE. Vvede-nie v biofiziku gomeostaticheskikh sistem (complexity) [Introduction to biophysics of homeostatic systems (complexity)]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2016;3:6-15. Russian. Maystrenko EV, Maystrenko VI. Vzaimosvyaz' stepeni vyrazhennosti simptomov emotsional'nogo vygora-

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 1 - P. 21-28

ного выгорания и доминантности полушарий мозга у педагогов Югры // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 153157.

22. Сидорова И.С., Хадарцев А.А., Еськов В.М., Морозов В.Н., Сапожников В.Г., Хритинин Д.Ф., Волков В.Г., Глотов В.А., Гусейнов А.З., Карасева Ю.В., Купеев В.Г., Гусак Ю.К., Папшев В.А., Гранатович Н.Н., Рачковская В.А., Руднева Н.С., Сергеева Ю.В., Тутаева Е.С., Хапкина А.В., Чибисова А.Н. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. Часть IV. Обработка информации, системный анализ и управление (общие вопросы в клинике, в эксперименте): Монография / Под ред. А.А.Хадарцева и В.М.Еськова. Тула: Тульский полиграфист, 2003. 238 с.

23. Филатов М.А., Филатова Д.Ю., Поскина Т.Ю., Стрельцова Т.В. Методы теории хаоса-самоорганизации в психофизиологии // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2014. № 1. С. 13-28.

24. Филатова О.Е., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Стрельцова Т.В. Сознательное и бессознательное в организации движений // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2016. № 3. С. 23-30.

25. Хадарцев А.А., Еськов В.М., Козырев К.М., Гон-тарев С.Н. Медико-биологическая теория и практика: Монография / Под ред. В.Г. Тыминского. Тула: Изд-во ТулГУ - Белгород: ЗАО «Белгородская областная типография», 2011. 231 с.

niya i dominantnosti polushariy mozga u pedagogov Yugry [Relationship between the severity of symptoms of emotional burnout and the dominance of the cerebral hemispheres in teachers of Yugra]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013;375:153-7. Russian.

Sidorova IS, Khadartsev AA, Es'kov VM, Morozov VN, Sapozhnikov VG, Khritinin DF, Volkov VG, Glotov VA, Guseynov AZ, Karaseva YuV, Kupeev VG, Gusak YuK, Papshev VA, Granatovich NN, Rachkovskaya VA, Rudneva NS, Sergeeva YuV, Tutaeva ES, Khapki-na AV, Chibisova AN. Sistemnyy analiz, upravlenie i obrabotka informatsii v biologii i meditsine. Chast'

IV. Obrabotka informatsii, sistemnyy analiz i upravlenie (obshchie voprosy v klinike, v eksperimente) [System analysis, management and information processing in biology and medicine. Part IV. Information processing, systems analysis and administration (general questions at the clinic, in the experiment)]: Monografiya / Pod red. A.A.Khadartseva i

V.M.Es'kova. Tula: Tul'skiy poligrafist; 2003. Russian. Filatov MA, Filatova DYu, Poskina TYu, Strel'tsova TV. Metody teorii khaosa-samoorganizatsii v psikho-fiziologii [Methods of chaos and self-organization in psychophysiology]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2014;1:13-28. Russian.

Filatova OE, Zinchenko YuP, Es'kov VV, Strel'tso-va TV. Soznatel'noe i bessoznatel'noe v organizatsii dvizheniy [Conscious and unconscious in the organization of movements]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2016;3:23-30. Russian. Khadartsev AA, Es'kov VM, Kozyrev KM, Gontarev SN. Mediko-biologicheskaya teoriya i praktika: Monografiya / Pod red. V.G. Tyminskogo. Tula: Izd-vo TulGU - Belgorod: ZAO «Belgorodskaya oblastnaya tipografiya»; 2011. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.