Научная статья на тему 'Взаимосвязь степени выраженности симптомов эмоционального выгорания и доминантности полушарий мозга у педагогов Югры'

Взаимосвязь степени выраженности симптомов эмоционального выгорания и доминантности полушарий мозга у педагогов Югры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
832
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ / РЕЗИСТЕНЦИЯ / ИСТОЩЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / TENSION / RESISTANCE / EXHAUSTION / FUNCTIONAL BRAIN ASYMMETRY / PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Майстренко Валентин Иванович

Представлены результаты исследования, посвященного установлению степени выраженности синдрома эмоционального выгорания учителей школ Югры и изучению взаимосвязи между развитием симптомов фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания и особенностями психической асимметрии полушарий, а также профилем латеральной организации их головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Майстренко Елена Викторовна, Майстренко Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interconnection between the degree of manifestation of the emotional burnout syndrome symptoms and cerebral hemispheric dominance of Yugra teachers

Professional activity of teachers is characterized by a number of features allowing to reckon it among the group of risk of origination and development of emotional burnout syndrome. Thus, there is a negative change in psychosomatic health of teachers and reduction of their effectiveness. Many factors, including the typological features of the individual, can help or hinder the development of emotional burnout syndrome. The goal of the research was to establish interconnection between the degree of manifestation of emotional burnout syndrome symptoms and the functional asymmetry of the cerebral hemispheres of Yugra teachers. The paper presents the results of school teachers analysis (217 women) aged 23 to 69, with the mean age of 43 years and professional experience from 1 to 40 years. The teachers have passed "Emotional and Professional Burnout" test (V.V. Boyko) and emotional burnout MBI questionnaire (adapted by N.E. Vodopyanova). There were also determined the psychic asymmetry of the hemispheres and the profile of lateral organization (by E.D. Khomsky and others). According to the results of the research it was found that none of the emotional burnout syndrome symptoms are formed, and at the stage of formation are the symptoms of the "resistance" phase. In the process of division of teachers (in %) according to the psychic asymmetry of the cerebral hemispheres and formation degree of each of the 4 symptoms of "resistance" phase, it was found that the most part of them were sinistrocerebral 55-65%, ambidextrous 20-30%, dextrocerebral 7-19%. It is set that the number of the dextrocerebral for symptom V ''improper emotional response'' from the stage "unformed" to the stage "formed" increases (from 8.33 to 19.59%). The same pattern increasing of the number of the dextrocerebral but less evident can also be seen in the formation of symptoms VII -''expansion of the economy of the emotional sphere'', VIII ''reduction of professional duties". Negative emotions are mostly associated with the right hemisphere, and positive with the left one. We suppose that this is what explains the increase of the number of the dextrocerebral in the formation of the considered symptoms, especially of the symptom of "improper emotional response." Low coefficient of correlation between the psychic asymmetry and the profile of the lateral organization in the group of teachers (r = 0.13) indicates that psychic asymmetry little depends on the motor, visual and auditory asymmetry. The results of the research confirm the correlation between the characteristics of psychic asymmetry of the cerebral hemispheres and the development of emotional burnout syndrome symptoms.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь степени выраженности симптомов эмоционального выгорания и доминантности полушарий мозга у педагогов Югры»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 153-157

УДК 371.132:159.942.5

Е.В. Майстренко, В.И. Майстренко

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ДОМИНАНТНОСТИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА У ПЕДАГОГОВ ЮГРЫ

Представлены результаты исследования, посвященного установлению степени выраженности синдрома эмоционального выгорания учителей школ Югры и изучению взаимосвязи между развитием симптомов фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания и особенностями психической асимметрии полушарий, а также профилем латеральной организации их головного мозга.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; напряжение; резистенция; истощение; функциональная асимметрия полушарий; профиль латеральной организации.

Синдром эмоционального выгорания и его последствия являются серьёзной медицинской, социальной и экономической проблемой. Состояние эмоционального, физического и умственного истощения, возникающее в результате хронического стресса на работе, существенным образом изменяет психофизиологические параметры человека и является сложной проблемой психофизиологии. Из имеющихся последних данных следует, что профессиональному выгоранию могут подвергаться представители всех профессиональных групп, однако по-прежнему считается, что представители профессий «человек - человек» подвержены профессиональным деформациям в большей степени. Особое место занимают педагоги образовательных учреждений любого уровня.

Профессиональная деятельность педагогов характеризуется рядом особенностей, позволяющих отнести ее к группе риска возникновения и развития синдрома выгорания. При этом изменяется психосоматическое здоровье педагога и снижается эффективность его деятельности. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают её адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на качестве жизни в целом.

Многие факторы, в том числе и типологические особенности личности, могут способствовать или препятствовать развитию синдрома эмоционального выгорания (ЭВ). Предполагаем, что особенности межполу-шарной асимметрии могут быть взаимосвязаны с развитием различных симптомов ЭВ.

Цель исследования - установить взаимосвязь степени выраженности симптомов ЭВ с функциональной асимметрией полушарий головного мозга учителей Югры.

В исследовании принимали участие 250 учителей школ г. Лянтора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При подготовке к обработке полученных результатов были исключены из дальнейшего изучения результаты опроса 21 учителя по причине артефактов или ошибок в заполнении бланков. В итоге проводился анализ данных оставшихся 229 учителей (217 женщин и 12 мужчин). В связи с малой выборкой мужчин описание результатов не производилось. В статье представлены результаты обследования учителей в возрасте от 23 до 69 лет, средний возраст составил 43 года, профессиональный стаж - от 1 года до 40 лет.

В первом блоке исследования учителя проходили психологическое тестирование по следующим методикам: тест на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (В .В. Бойко) и опросник на выгорание МВІ (адаптирован Н.Е. Водопьяновой) [1, 2].

Во втором блоке исследования у всех участников образовательного процесса определялась функциональная асимметрия полушарий головного мозга с помощью методики ФАП профиля латеральной организации (ПЛО по Е.Д. Хомской [3] и др.). Исследование включало три группы тестов: оценка мануальной

асимметрии, оценка слуховой асимметрии, оценка зрительной асимметрии.

По методике В.В. Бойко эмоциональное выгорание условно разделяют на три фазы:

- фаза напряжения, во время которой переживание эмоционального напряжения в связи с неудовлетворенностью работой, собой, отношениями в коллективе и т.д. становится длительным по времени;

- фаза резистенции, которая характеризуется сопротивлением и неадекватным реагированием на организационные стороны в работе, контакты с коллегами, партнерами и т.п.;

- фаза истощения, когда происходит избегание близких эмоциональных и личностных контактов, ухудшение состояния здоровья и др.

О степени сформированности фаз мы судим по количественным показателям:

- 36 баллов и менее - фаза в пределах нормы (не сформировалась);

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 балл и более - сформировавшаяся фаза.

Обработка полученных данных позволила получить

ряд диаграмм и таблиц, некоторые из них представлены в данной публикации. Прежде всего, рассмотрим диаграмму усреднённых результатов анализа трёх фаз эмоционального выгорания (рис. 1).

Из рис. 1 следует, что по усреднённым результатам в баллах фазы «напряжения» и «истощения» не сформированы, а фаза «резистенции» находится в состоянии формирования.

Если просуммировать количество работников образовательных учреждений, которые находятся на стадиях формирования и сформированности фаз «напряжения» (31% учителей), «истощения» (34,5% учителей), а особенно фазы «резистенции» (75% учителей), можно

сделать вывод, что эмоциональное состояние педагогов нельзя считать благополучным.

Каждая из вышеперечисленных фаз теста для исследования «Эмоционального и профессионального выгорания» включает в себя четыре симптома, которые также характеризуются степенью выраженности по сумме баллов и колеблются в пределах от 0 до 30 баллов:

- 9 баллов и менее - не сложившийся симптом (не сформирован);

- 10-15 баллов - складывающийся симптом (формируется);

- 16 баллов и более - сложившийся симптом (сформирован).

На рис. 2 представлена выраженность каждого из 12 симптомов ЭВ в баллах.

54

45

36

27

18

9

0

.0

«

ш

Напряжение

Резистенция

Истощение

Рис. 1. Диаграмма усреднённых результатов (в баллах) сформированности трех фаз эмоционального выгорания у обследованных учителей образовательных учреждений г. Лянтора

Рис. 2. Диаграмма степени сформированности 12 (1-Х11) симптомов эмоционального выгорания (в баллах) в среднем по группе обследованных учителей образовательных учреждений г. Лянтора.

Симптомы I - «Переживание психотравмирующих обстоятельств»; II - «Неудовлетворенность собой»; III - «Загнанность в клетку»; IV - «Тревога и депрессия»; V - «Неадекватное эмоциональное реагирование»; VI - «Эмоционально-нравственная дезориентация»; VII - «Расширение сферы экономии эмоций»; VIII - «Редукция профессиональных обязанностей»; IX - «Эмоциональный дефицит»;

X - «Эмоциональная отстраненность»; XI - «Личностная отстраненность»; XII - «Психосоматические и психовегетативные нарушения»

Анализируя выраженность каждого симптома ЭВ, следует обратить внимание на то, что ни один из них не является сформированным, а 6 симптомов («Переживание психотравмирующих обстоятельств» (I), «Неадекватное эмоциональное реагирование» (V), «Эмоционально-нравственная дезориентация» (VI), «Расширение сферы экономии эмоций» (VII), «Редукция профессиональных обязанностей» (VIII), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (XII)) находятся на стадии формирования.

На рис. 3 представлена диаграмма распределения учителей по степени сформированности у них каждого из 12 симптомов ЭВ (в %).

При интерпретации результатов, представленных на рис. 3, производим суммирование количества учителей в состоянии «формирования» и «сформированности» по каждому симптому. Такое суммирование позволяет более реально выделить количество обследованных, общее психоэмоциональное состояние которых претерпевает существенные негативные изменения, за ними далее следует профессиональная и личностная деформация. Из рис. 3 видно, что сумма «формирующегося» и «сформированного» симптомов лишь по II, III,

X, XI симптомам не превышает известный 30%-ный рубеж «за пределами нормы» По остальным 8 симптомам (I, IV, V, VI, VII, VIII, IX, XII) наблюдается значительное превышение 30%-ного рубежа «за пределами нормы». Весьма наглядным является тот факт, что в группе обследованных учителей более выражены симптомы фазы «резистенция» (V, VI, VII, VIII).

Результаты опросника на выгорание Н.Е. Водопьяновой (МВ!) показали достаточно высокую корреляцию по анализируемым симптомам с тестом на «Эмоциональное и профессиональное выгорание» (В.В. Бойко). Значения коэффициента корреляции между шкалой «эмоциональное истощение» (теста Водопьяновой) и симптомами ЭВ (по тесту Бойко) представлены в диапазоне 0,34-0,63. Взаимосвязь шкал «деперсонализация и редукция личных достижений» (теста Водопьяновой) и симптомов ЭВ (по тесту Бойко) несколько ниже, поскольку коэффициенты корреляции имеют значения в диапазоне от 0,19 до 0,45. По опроснику Н.Е. Водопьяновой определяется сформированность трех шкал ЭВ: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений (таблица).

Рис. 3. Диаграмма распределения учителей по степени сформированности у них каждого из 12 симптомов эмоционального выгорания, % 5 - не сформирован; Ш1 - формирующийся; П - сформирован

Распределение учителей в количественном и процентном выражении по степени сформированности каждой шкалы эмоционального выгорания по опроснику Н.Е. Водопьяновой

Сформированность шкал Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений

Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. %

Не сформированы 167 77 216 99,54 47 21,66

Формирующиеся 50 23 1 0,46 160 73,73

Сформированы 0 0 0 0,00 10 4,61

Из таблицы видно, что на стадии сформированно-сти находится лишь «редукция личных достижений» у 4,61% педагогов. На стадии формирования представлены «эмоциональное истощение» у 23% учителей и «редукция личных достижений» у 73,73% обследованных. Последний показатель особенно настораживает, поскольку более 70% участвующих в исследовании учителей не способны адекватно относиться к собственным успехам, что отражается в снижении мотивации к творческой деятельности, в избегании неординарности подходов в обучении и т.п.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что состояние большинства обследованных учителей не может способствовать максимальной эффективности их деятельности, поскольку их взаимодействие с другими людьми (тем более с детьми) в процессе работы несколько искажено, реакции на ту или иную ситуации могут быть не предсказуемы. Сами учителя при этом чрезмерно чувствительны и тревожны, испытывают внутреннее раздражение и напряжение, однако эмоционально закрепощены, могут демонстрировать некую отстранённость и «автоматизм» при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Во втором блоке исследования у всех участников образовательного процесса, как уже было отмечено выше, определялась функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Проводился корреляционный анализ между результатами, полученными по двум методикам: ФАП и ПЛО. В группе учителей величина коэффициента корреляции (г) составила 0,13. Такое низкое значе-

ние свидетельствует о том, что психическая асимметрия мало зависит от моторной, зрительной и слуховой асимметрии. При выраженном доминировании левого полушария по психическим функциям (обработка вербальной информации, аналитическое мышление, положительные эмоции и др.) человек может быть как праворуким, так и леворуким, с ведущим правым или левым глазом, и наоборот.

В ходе обработки полученных данных проводился корреляционный анализ между субтестами по моторной, слуховой, зрительной асимметрии и общим результатом ПЛО, полученным по методике Е.Д. Хомской. Полученный коэффициент корреляции (г) в диапазоне 0,41-0,81 свидетельствует о достоверности результатов.

По методике определения профиля латеральной организации получили результаты, которые представлены на рис. 4.

Распределение обследуемых педагогов по пяти группам (правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, левши) согласуется с результатами, полученными другими авторами и с иными социальными группами населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что группа испытуемых демонстрирует характерное для популяции в целом количественное распределение по моторной, зрительной и слуховой асимметрии.

В связи с наибольшей выраженностью фазы «рези-стенция» группу обследуемых учителей распределили в зависимости от степени сформированности каждого симптома этой фазы и выраженности психической асимметрии полушарий (рис. 5).

40,00%

20,00%

0,00%

Рис. 4. Распределение учителей (в %) по профилю латеральной организации (методика Е.Д. Хомской): - правши; ш - праворукие; П - амбидекстры; ЕЭ - леворукие; В - левши

70,00% 60,00% 450,00% -40,00% -30,00% -|-20,00% 10,00% 0,00%

«Ч ш О ■ II 1 II

> 3

Рис. 5. Диаграмма распределения учителей (в %) в зависимости от психической асимметрии полушарий мозга (методика ФАП) и степени сформированности каждого из четырех симптомов (здесь У-УШ) фазы «резистенция» синдрома эмоционального выгорания. Симптомы У - «неадекватное эмоциональное реагирование», У1 - «эмоционально-нравственная дезориентация»,

VII - «расширение сферы экономии эмоций», VIII - «редукция профессиональных обязанностей»; степень сформированности симптома: А - не сформирован, В - формирующийся, С - сформирован; п - количество человек.

5 - левое полушарие; Ей - амбидекстр; О - правое полушарие

Определённый интерес представляют полученные результаты по каждому симптому. Так, симптом У - «неадекватное эмоциональное реагирование» на стадии «не сформированности» и стадии «формирования» выражен одинаково и незначительно у правополушарных. Среди тех, у кого данный симптом сформирован, возрастает количество правополушарных (с 8,33 до 19,59%). Как известно, синдром ЭВ сопровождается целым рядом отрицательных эмоций, раздражительностью, высокой эмоциональной лабильностью, неадекватностью эмоциональных реакций и т.д. По мнению многих авторов [4, 5], отрицательные эмоции в большей степени связаны с правым полушарием, а положительные - с левым. Предполагаем, что именно этим и объясняется возрастание количества правополушарных со сформированным симптомом «неадекватное эмоциональное реагирование», поскольку у них он формировался в первую очередь.

Симптом У! - «эмоционально-нравственная дезориентация» демонстрирует иную картину. Среди тех, у которых сформирован симптом, количество правополушарных значительно снижено. Вероятно, это связано с тем, что «эмоционально-нравственная дезориентация» происходит при доминировании процессов, связанных с деятельностью левого полушария, которое обеспечивает аналитическое мышление, может «провести анализ и аргументировано объяснить» все те негативные изменения, которые может испытывать человек, отражать их в поведении, но не принимать в себе (в большей степени, включая защитные механизмы).Симптом УП - «расширение сферы экономии эмо-

ций» на стадиях «формирования» и «сформированности» выражен почти у одинакового количества правополушарных (у 17,02 и 15,71% учителей соответственно), не сформирован лишь у 11% правополушарных. Таким образом, предполагаем, что при формировании симптома «расширение сферы экономии эмоций» проявляется незначительное доминирование правого полушария.

Симптом УШ - «редукция профессиональных обязанностей» характеризует изменение отношения к своей деятельности, снижение степени ответственности, эффективности труда, и, что немаловажно, работа «через силу», т.е. при наличии внутреннего перенапряжения. Количество педагогов в стадии «сформированности» этого симптома возросло и с доминирующим правым, и с доминирующим левым полушариями по сравнению с аналогичными группами учителей, попавших в группы в стадии «не-сформированности» и стадии «формирования» УШ симптома. Вероятно, это можно объяснить тем, что «редукция профессиональных обязанностей» может сопровождаться не только возникающими отрицательными эмоциями, перенапряжением (большей активностью правого полушария), но и неким оправданием снижения собственной включенности, старательности при выполнении профессиональных обязанностей, объясняя все небольшой заработной платой, плохими учениками, нарастающими требованиями руководства и т.п. Такие логические умозаключения более свойственны людям с большей активностью левого полушария.

Результаты идентификации психической асиммет- ФАП, и её выраженность в четырех группах учителей с

рии полушарий, определяемые при помощи методики разным стажем работы, представлены на рис. 6.

Рис. 6. Распределение учителей женского пола (в %) по психической асимметрии полушарий мозга (методика ФАП) в четырех группах испытуемых с разным стажем работы: П - левое полушарие; И - амбидекстр; П - правое полушарие

Среди обследуемых учителей количественно наиболее представлены левополушарные, в среднем в пределах 51,47-65,38%. Количество амбидекстров занимает промежуточное положение между лево- и правополушарными (от 20,25 до 30,88%). Меньше всего в группе правополушарных - от 7,69 до 19,59%.

Диаграмма на рис. 6 наглядно демонстрирует, что по мере увеличения стажа возрастает количество педагогов с доминированием по психическим функциям левого полушария. Как известно, именно левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации: контролирует речь, способности к чтению и письму, а также способствует запоминанию фактов, имен и дат. Левое полушарие обеспечивает аналитическое мышление: отвечает за логику и анализ, распознаёт числа и математические символы, обеспечивает последовательную обработку информации по этапам.

Все вышеперечисленные функции левого полушария активно тренируются и развиваются в процессе профессиональной деятельности педагогов, поэтому полученный результат может быть вполне логичным. Однако по мере увеличения стажа уменьшается количество педагогов с доминированием по психическим функциям правого полушария. А это творческие, эмоциональные, с хорошо развитым воображением люди. Можно предположить, что защитные механизмы, к которым прибегают педагоги (экономия эмоций, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, ориентир на логику, а не чувства и др.) также вносят свой вклад в развитие не только эмоционального выгорания, но и в смещение доминантности полушарий головного мозга.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. При распределении учителей (в %) в зависимости от психической асимметрии полушарий мозга и степени сформированности каждого из четырех

симптомов фазы «резистенция» как более выраженных, установили, что количественно наиболее представлены левополушарные - 55-65%, амбидекстры - 20-30%, правополушарные - 7-19%.

Установлено, что количество правополушарных по симптому V «неадекватное эмоциональное реагирование» от стадии «несформированности» к стадии «сформированное™» возрастает (с 8,33 до 19,59%). Такая же закономерность - увеличение количества правополушарных, но в меньшей степени выраженности, прослеживается и при формировании симптомов VII - «расширение сферы экономии эмоций», VIII - «редукция профессиональных обязанностей». Отрицательные эмоции в большей степени связаны с правым полушарием, а положительные - с левым. Предполагаем, что именно этим и объясняется возрастание количества правополушарных при формировании рассматриваемых симптомов, в особенности симптома «неадекватное эмоциональное реагирование».

При распределении обследуемых педагогов по ПЛО получили результаты, которые согласуются с результатами других современных авторов и характерны в целом для человеческой популяции.

Низкий коэффициент корреляции между психической асимметрией и ПЛО в группе учителей (г = 0,13) свидетельствует о том, что психическая асимметрия мало зависит от моторной, зрительной и слуховой асимметрии.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают существование зависимости между особенностями психической асимметрии полушарий головного мозга и развитием симптомов эмоционального выгорания. Однако однозначно нельзя сказать, особенности психической организации обусловливают развитие эмоционального выгорания или же само эмоциональное выгорании способствует изменениям психических.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко ВВ. Энергия эмоций. СПб. : Питер, 2004. 474 с.

2. Водопьянова НЕ., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

3. Хомская Е.Д., Привалова НН, Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М. :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изд-во МГУ, 1995. 78 с.

4. Орел ВЕ. Синдром психического выгорания личности. М. : Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с.

5. БрагинаН.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 1988. 237 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.