Научная статья на тему 'Профессиональная пропедевтика будущего учителя в условиях реализации многоуровневой системы высшего образования'

Профессиональная пропедевтика будущего учителя в условиях реализации многоуровневой системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОПЕДЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульбякина Л. Я., Будаева Л. Н.

В работе дана характеристика обучения студентов в вузе на ступенях бакалавриат и магистратура. Показаны преимущества двухуровневой системы образования в сравнении со специалитетом. При этом обучение на ступени бакалавриата рассматривается как пропедевтика научно-исследовательской деятельности магистра, поскольку выпускник высшего педагогического учебного заведения должен владеть не только необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов практики, умениями осваивать и внедрять в учебно-воспитательный процесс новые научные положения, постоянно совершенствовать свою квалификацию. Дается обоснование научно-исследовательской работы студентов бакалавриата как деятельности, определяющей два взаимосвязанных процесса: воспроизводящий и творческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная пропедевтика будущего учителя в условиях реализации многоуровневой системы высшего образования»

10 11 12 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» Международный конкурс в Анкаре для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 200S год 200S год 200S год диплом бронзовая медаль победитель - 1

13 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2009 год диплом

14 Международный конкурс в Анкаре (участники из 70 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2009 год серебряная медаль

15 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2009 год победитель - 1

16 Еврофестиваль Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2010 год диплом

17 Международный конкурс в Анкаре (участники из 80 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2010 год 2 серебряных медали (2 группы)

1S Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2010 год 2 человека

19 Международный фестиваль в США Международной интеллектуальной игры «Одиссея разума» 2011 год диплом

20 Международный конкурс в Анкаре (участники из 79 стран) для иностранцев «Лучший знаток турецкого языка и культуры». 2011 год бронзовая медаль

21 Международный конкурс Американского Совета по международному образованию «Академический год в США» 2011 год 2 человека

Важная роль в деятельности клуба отводится взаимодействию подростков, педагогов, родителей и Значимых Взрослых. Взаимодействие педагогов и учащихся одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между педагогами. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и некоторую самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.

Изучение теории и практики работы школьных клубов, собственный опыт убедительно свидетельствуют о том, что процесс становления клубного объединения является органичным компонентом целостной воспитательной системы. Сначала коллектив клуба живёт своей «внутренней жизнью», происходит становление системы его деятельности. Затем, активно взаи-

модействуя с общешкольным коллективом, включаясь в общешкольные дела и вовлекая в эту деятельность других учащихся, педагогов и родителей (недели иностранных языков, встречи, диспуты, дебаты с представителями иных культур и языков и др.), клуб становится органической частью воспитательной системы школы. Наконец, эффективная работа во внешкольной среде (международные смотры, конкурсы, олимпиады, творческие проекты, акции и др.) укрепляет его позиции в воспитательной системе школы. Причём, становясь органичным компонентом коллектива школы, фактором развития её воспитательной системы, клубное объединение само развивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность, характер воздействия на личность подростка. Процесс формирования коллектива и личности мы рассматриваем как целостный, учитывая, что развитие коллектива не может быть оторвано от развития личности, а основой их формирования и развития является коллективная деятельность.

Таким образом, создание клуба межкультурного общения, является, по нашему мнению, эффективным условием формирования готовности подростков к межкультурному общению.

Библиографический список

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1986.

2. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Русский язык, 1999.

3. Туев, В.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: дис. д-ра пед. наук. - М., 1998.

4. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1964.

5. Макаренко, А.С. Соч. В 7 т. - М., 1960.

6. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: из опыта работы / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М., 1971.

Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 1986.

2. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M.: Russkiyj yazihk, 1999.

3. Tuev, V.V. Fenomen kluba: istoriko-pedagogicheskiyj analiz: dis. d-ra ped. nauk. - M., 1998.

4. Shackiyj, S.T. Pedagogicheskie sochineniya. - M.: Prosvethenie, 1964.

5. Makarenko, A.S. Soch. V 7 t. - M., 1960.

6. Vinogradova, M.D. Kollektivnaya poznavateljnaya deyateljnostj i vospitanie shkoljnikov: iz opihta rabotih / M.D. Vinogradova, I.B. Pervin. - M., 1971.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378

Л.Я. Кульбякина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск,

Л.Н. Будаева, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск. E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОПЕДЕВТИКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 0 УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе дана характеристика обучения студентов в вузе на ступенях бакалавриат и магистратура. Показаны преимущества двухуровневой системы образования в сравнении со специалитетом. При этом обучение на ступени бакалавриата рас-

сматривается как пропедевтика научно-исследовательской деятельности магистра, поскольку выпускник высшего педагогического учебного заведения должен владеть не только необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов практики, умениями осваивать и внедрять в учебно-воспитательный процесс новые научные положения, постоянно совершенствовать свою квалификацию. Дается обоснование научно-исследовательской работы студентов бакалавриата как деятельности, определяющей два взаимосвязанных процесса: воспроизводящий и творческий.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, научно-исследовательская работа, пропедевтика профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время назрела проблема в переосмыслении отношении к высшему образованию. Сейчас все стремятся получить его, приложив минимум усилий. А образование - это не то, что само собой «образуется». Его еще нужно суметь воспринять при получении.

В содержании высшего профессионального образования происходят значительные изменения: оно дифференцируется по уровням, ступеням, направлениям, специальностям; усиливается гуманистическая направленность обучения, которое все более приобретает личностно-ориентированный характер. Первый уровень, так называемый бакалавриат, предполагает осуществление образовательной подготовки: на первых курсах обучения происходит процесс овладения студентами фундаментальными знаниями. Второй уровень - магистратура, предполагает реализацию профессиональной и образовательной подготовки параллельно.

Традиционный вид высшего образования - «специа-литет» - предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень «дипломированный специалист».

Бакалавриат - базовое высшее образование, ориентированное на практическое применение полученных знаний. Обучение длится 4 года. Одной из самых характерных особенностей бакалавриата является максимально возможная гибкость в выборе курсов и составлении студентами программы обучения. Обычно студенты могут выбирать из широкого разнообразия курсов вуза необходимые, по их мнению, и создавать свою собственную программу обучения на один год. Появляется возможность примерного планирования на все четыре года обучения в бакалавриате, так как многие курсы преподаются не каждый семестр (раз в год, а некоторые раз в два учебных года) и информация о том, какие курсы будут изучаться в определенное время, как правило, доступна на WEB-сайтах вузов.

Из опыта зарубежных стран [1] степень бакалавра присуждается после получения конкретного числа «кредитов» (зачетов), которые выставляются после окончания четырехлетнего обучения. Однако очень часто можно наблюдать примеры, когда студенты учатся в бакалавриате более четырех лет. Это обычно обусловлено финансовыми причинами: далеко не все студенты и их родители могут заплатить за каждый учебный год в полной мере. В результате в течение отдельных семестров студенты берут неполную курсовую нагрузку и для того, чтобы набрать необходимое количество «кредитов», им предстоит более длительное обучение. Неполная курсовая нагрузка допустима во время очного обучения, однако существует необходимый минимум нагрузки, который все студенты должны спланировать (для бакалавриата это 8 - 14 «кредитов» за семестр, для магистратуры - 6 - 8 «кредитов»).

Главная особенность системы оценки в бакалавриате и магистратуре зарубежных университетов [там же] состоит в том, что она предусматривает контроль и численное выражение не только знаний студентов, но и их отношения к предмету, заинтересованности в обучении, добросовестности выполнения заданий и многих других компонентов. Практически все, чем студент занимается во время обучения по отдельно взятому курсу, надлежит оценке в той или иной степени. Посещаемость занятий курса и участие в практических семинарах и лабораторных работах составляет 10 - 20 % от общего балла студента по 100-балльной системе оценки. Участие, в данном случае, означает, что во время каждого или почти каждого семинара (или практического занятия) студент активно включается в дискуссии. Он отвечает на вопросы преподавателя или добавляет к сказанному другими, высказывает свою точку зрения, выступает лидером, аналитиком или исполнителем в составе мини-

группы (преподаватель каждого курса назначает одного студента лидером дискуссии на неделю занятий).

Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Он вправе занимать все те должности, которые требуют наличия высшего профессионального образования соответствующего направления.

При подготовке бакалавров целый год оказывается «сэкономленным» за счет изъятия из программы специальных знаний и навыков, необходимых только для подготовки узких специалистов. В большинстве случаев это тот материал, который необходим для научных исследований или усваивается только при постоянном применении на практике. А если учесть, что развитие науки и техники движется быстрыми темпами, то эти знания и навыки довольно быстро утрачивают свою актуальность. Таким образом, сейчас предприятия и школы будут получать выпускника, обладающего прочными фундаментальными знаниями, необходимыми в профессии, способного быстро адаптироваться к реалиям производства.

Магистратура - следующая за бакалавриатом ступень высшего образования, ориентирующая студента на научно-исследовательскую деятельность. Само название этого уровня подготовки уже ассоциируется с наукой. Термин «магистр» происходит от латинского слова тад1Б1ег - наставник, учитель, и в некоторых странах является начальной учёной степенью. Если бакалавр почувствовал призвание к научноисследовательской деятельности по заинтересовавшей его теме, то ему прямая дорога в магистратуру. Магистр - это не только ученый-теоретик, ведущий исследования и преподающий в вузе. Это специалист широкого спектра действия в отдельно взятой узкой области. Магистры обычно становятся руководителями и организаторами проектов, новых направлений в развитии производства.

Обучение в магистратуре длится два года и предполагает более глубокое освоение теории избранного направления. Есть возможность примерного планирования курсов на два года обучения в магистратуре. Степень магистра, как правило, присуждается после успешного окончания всех курсов и получения необходимого числа «кредитов» по итогам двух лет обучения. Однако за рубежом очень часто можно наблюдать примеры, когда студенты учатся в магистратуре четыре и даже шесть лет вместо отведенных на программу двух. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Преимущества двухуровневой системы образования [2]:

1) бакалавриат, как вид квалификации, принят по международной классификации и приветствуется работодателями во всем мире;

2) программы подготовки бакалавров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) позволяют перейти к любой совместимой профессии без получения второго высшего (или дополнительного к высшему) образования;

3) абитуриентам этого года стоит ориентироваться на бакалавриат, имея в виду перспективу перехода на другую специальность магистратуры: это дает возможность работать “на стыке” профессий, такие специалисты оказываются более успешными;

4) на первой ступени системы, в бакалавриате, человек приобретает “общие” знания (в связи с этим проводится и укрупнение сотен имеющихся специальностей, нескольких десятков направлений подготовки). Их, тем не менее, достаточно для начала профессиональной деятельности. В магистратуре - причем как того же направления, так и совершенно другого! - происходит углубление знаний и навыков, специализация;

5) по Закону «Об образовании» второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре иного профиля на бюджетной основе, т.к. получает образование по программе третьего уровня;

6) иногда человек после нескольких лет учебы понимает, что находится “не совсем на своем месте”, и двухуровневая система позволяет ему разрабатывать индивидуальные траектории обучения. Например, бакалавр-финансист может окончить магистратуру по журналистике (и наоборот): получится журналист, отлично разбирающийся в финансовой тематике;

7) магистратура дает шанс не просто поменять специальность, но сделать это на бюджетной основе. Число бюджетных мест в магистратуре вузов постоянно увеличивается;

8) многие студенты уже на старших курсах оказываются готовы к профессиональной деятельности. Для них бакалавриат может стать отличным решением: учеба не помешает работе, а на руках будет полноценный диплом о высшем образовании. Образование можно продолжить даже спустя несколько лет -надо лишь сдать экзамены;

9) большинство студентов, которые готовы и способны получить фундаментальное, ориентированное на практику образование, освобождаются от необходимости вникать в непосильные для них научные исследования. А магистров, способных к занятию наукой, много и не нужно.

10) бакалавры (в отличие от специалистов), поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата, имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии еще на 2 года, т.е. на срок обучения в магистратуре;

Однако нужно отметить, что сегодня бакалавр на рынке труда - новинка, к которой работодатели относятся настороженно. Абитуриенты бояться идти в бакалавриат, опасаясь завалить экзамены в магистратуру и остаться с «некотирующимся» дипломом. Это неверно. Стать магистром проще, чем многие думают, бюджетных мест достаточно для всех и бояться экзаменов не нужно. А то, что пока работодатели не очень охотно принимают бакалавров, - данность, и виноваты в этом уж точно не выпускники. Постепенно ситуация выровняется. Прежде, чем ввести новую систему подготовки кадров, необходимо было создать положительный имидж бакалавра, определить его нишу в кадровой системе, сформировать спрос на специалистов такого уровня. Со временем работодатели будут интересоваться скорее опытом работы соискателя, а не его дипломом, поэтому скоро бакалавров перестанут воспринимать как “недоделанных специалистов”, а степень магистра будет означать дополнительные перспективы для карьерного роста. Сейчас приходится одновременно готовить бакалавров и формировать новый бренд на рынке труда.

Как уже было отмечено, обучение на ступени бакалавриата ориентировано на практическое применение полученных знаний. Однако выпускник бакалавриата должен не только владеть необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов практики, умениями осваивать и внедрять в учебно-воспитательный процесс все то новое, что появляется в науке, постоянно совершенствовать свою квалификацию, осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Основанием готовности студента к научно-исследовательской деятельности выступают общеобразовательные и профессиональные знания, полученные в процессе обучения. По нашему мнению, образовательный процесс в условиях бакалавриата следует рассматривать как профессиональную пропедевтику будущей научно-исследовательской работы магистра.

Анализ понятия «пропедевтика» [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10] показал, что это:

- (греч. ргора1<^ею - предваряю) - сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины;

- подготовка, предварительное упражнение, введение в какую-либо науку;

Библиографический список

- (греч. ргора1<^еио - предварительно обучаю) - предварительное упражнение, подготовительный, вводный курс в к.-л. науку, изложенный в систематизированной и сжатой форме. Предшествует обстоятельному изучению соответствующей отрасли знания.

Научно-исследовательская работа студентов как деятельность определяют два взаимосвязанных процесса: воспроизводящий и творческий. Многие исследователи связывают научноисследовательскую работу студентов преимущественно с творческим процессом. П. И. Пидкасистый и Б. Г. Коротяев [11] отмечают актуальность воспроизводящего (речь идет о преобразующем воспроизведении, что определяет проявление познавательной активности студентов в процессе научноисследовательской работы), так как, несмотря на создание продукта уже известного качества, активно идет процесс количественного накопления необходимых для творческой деятельности знаний, умений, навыков. Учитывая факт, что знания есть продукт деятельности студента, научно-исследовательская работа характеризуется как вид познавательной деятельности.

По мнению М.Г. Гарунова, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкаси-стого [12], формирование навыков самостоятельной деятельности студентов происходит в процессе включения их в различные виды самостоятельных работ: воспроизводящих, реконструктивно-вариативных, эвристических, творческих. Тот или иной тип самостоятельной работы в процессе обучения является носителем целого ряда элементов, характерных и для самостоятельных работ другого типа, которые составляют содержание познавательной деятельности студента.

Первоначальные навыки самостоятельного овладения знаниями студенты должны получить в процессе обучения на 1, 2 курсах педвуза. Их формированию способствует работа с учебной и научной литературой, составление рефератов и обзоров по разнообразным информационным материалам, и др. Показателем сформированности умений самообразовательной деятельности служит уровень выполнения студентом аттестационной работы бакалавра. Высокий уровень выполнения предполагает знание логики научного исследования, полноценной организации его этапов, владения основами творческой деятельности.

В исследовании О.В Ибряновой [13] предложена модель пропедевтики научно-исследовательской работы будущего магистра в условиях бакалавриата:

I - неявная пропедевтика: диагностика знаний, умений и навыков, обучение основам учебного исследования;

II - явная пропедевтика: - Учебно-исследовательская работа студентов

- Научно-исследовательская работа студентов

При этом автор подчеркивает, что становление творческой научно-исследовательской деятельности бакалавра, а затем магистра, определяются следующим умениями:

- формулировать гипотезы и планы экспериментальной проверки; цели и задачи работы;

- анализировать ситуации, делать выводы;

- абстрагировать содержание и выделять существенное;

- программировать, записывать и систематизировать результаты наблюдений, представлять результаты в табличной и графической форме, выбирать наиболее оптимальную форму;

- определять статистические характеристики результата, его надежность;

- оформлять результаты в виде реферата, доклада, тезисов.

Формирование указанных умений происходит именно в процессе пропедевтической работы в условиях бакалавриата.

Таким образом, деление высшего профессионального образования на две ступени является требованием времени и непременным условием не только для квалифицированной практической подготовки будущего учителя, но и для становления ученого-исследователя, способного к творческой научной деятельности и получению степени магистра.

1. Феоктистов, С.В. Система оценки успеваемости и учебного планирования: из опыта бакалавриатов зарубежных вузов [Э/р]. - Р/д: http: // bfmap.ru > mot/article1.htm

2. Бакалавриат и магистратура: плюсы и минусы двухуровневого [Э/р]. - Р/д: http: // newsprom.ru > ...Bakalavriat...magistratura_pljusy...

3. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов. [Э/р]. - Р/д: http: // inslov.ru>html-komlev/s/sayonara.html

4. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Сост. А.Д. Михельсон. 1865 [Э/р]. -Р/д: http: // www.inslov.ru/

5. Павленков, Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

6. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907 [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

7. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова [Э/р]. - Р/д: http: // slovari.yandex.ru/dict/ushakov

8. Чудинов, А.Н Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910 [Э/р]. - Р/д: http: // www.inslov.ru

9. Яндекс. Словари. Брокгауз и Эфрон, 1890-1907 [Э/р]. - Р/д: http: // tiemergarick.narod.ru/Kister.html

10. Яндекс.Словари > Толковый словарь Даля, 1863-1866 [Э/р]. - Р/д: http:// www.ubrus.org/dictionary-units/?id=34162

11. Пидкасистый, П.И., Организация деятельности учащихся на уроке / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М., 1985.

12. Пидкасистый, П.И., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М., 1999.

13. Ибрянова О.В. Пропедевтика научно-исследовательской работы магистра в условиях бакалавриата [Э/р]. - Р/д: http:// sci.informika.ru > text/magaz/pedagog/pedagog_10

Bibliography

1. Feoktistov, S.V. Cistema ocenki uspevaemosti i uchebnogo planirovaniya: iz opihta bakalavriatov zarubezhnihkh vuzov [Eh/r]. - R/d: http: // bfmap.ru > mot/article1.htm

2. Bakalavriat i magistratura: plyusih i minusih dvukhurovnevogo [Eh/r]. - R/d: http: // newsprom.ru > ...Bakalavriat...magistratura_pljusy...

3. Komlev, N.G. Slovarj inostrannihkh slov. [Eh/r]. - R/d: http: // inslov.ru>html-komlev/s/sayonara.html

4. "Objhyasnenie 25000 inostrannihkh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkiyj yazihk, s oznacheniem ikh korneyj". Sost. A.D. Mikheljson. 1865 [Eh/r]. -R/d: http: // www.inslov.ru/

5. Pavlenkov, F. Slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazihka [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Popov, M. Polnihyj slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v upotreblenie v russkom yazihke. 1907 [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

7. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka D.N.Ushakova [Eh/r]. - R/d: http: // slovari.yandex.ru/dict/ushakov

8. Chudinov, A.N Slovarj inostrannihkh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazihka. 1910 [Eh/r]. - R/d: http: // www.inslov.ru

9. Yandeks. Slovari. Brokgauz i Ehfron, 1890-1907 [Eh/r]. - R/d: http: // tiemergarick.narod.ru/Kister.html

10. Yandeks.Slovari > Tolkovihyj slovarj Dalya, 1863-1866 [Eh/r]. - R/d: http:// www.ubrus.org/dictionary-units/?id=34162

11. Pidkasistihyj, P.I., Organizaciya deyateljnosti uchathikhsya na uroke / P.I. Pidkasistihyj, V.I. Korotyaev. - M., 1985.

12. Pidkasistihyj, P.I., Psikhologo-didakticheskiyj spravochnik prepodavatelya vihssheyj shkolih / P.I. Pidkasistihyj, L.M. Fridman, M.G. Garunov. - M.,

1999.

13. Ibryanova O.V. Propedevtika nauchno-issledovateljskoyj rabotih magistra v usloviyakh bakalavriata [Eh/r]. - R/d: http:// sci.informika.ru > text/magaz/pedagog/pedagog_10

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 37S.147

Brova T.P. PRODUCTIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIK KNOWLEDGE TO FUTURE MUSIK TEACHER. The article talks about the pedagogical approaches to the productive development of scientific knowledge. Reflective, research activity of students in the process of problem solving and debate is analyzed.

Key words: scientific knowledge, regularity, principles, methodological reflection, problem, the debates.

Т.П. Брова, доц., г. Вологда, E-mail: [email protected]

ПРОДУКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ

В работе рассматриваются педагогические подходы к продуктивному освоению научных знаний. Проанализирована рефлексивная, исследовательская деятельность студентов в процессе решения проблемных ситуаций и дебатов по актуальным вопросам музыкального образования.

Ключевые слова: научные знания, закономерности, принципы, методологическая рефлексия, проблема, дебаты.

Привычка получать знания в готовом виде приводит к тому, что будущие учителя не способны их применять на практике, самостоятельно ставить и решать задачи, требующие обращения к научному знанию. Анализ состояния педагогической практики показывает, что методология как наука становится востребованной тогда, когда будущий учитель открывает для себя личностный смысл научного знания, с помощью которого он может обосновать, теоретически доказать собственное решение педагогической проблемы.

Применение научных знаний связано с таким явлением как методологическая рефлексия, которая рассматривается как способность применять научные знания для осмысления собственной исследовательской деятельности [1]. Она не может быть передана как совокупность готовых знаний, ее необходимо формировать, вовлекая студентов в поисковую исследовательскую деятельность.

Научные знания отражают закономерности существования педагогических явлений. В философии закономерности трактуются как объективно существующие, устойчиво повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами, характеризующие их. Так в педагогике выявлено, что образованность личности закономерно зависит от целостности образования в единстве обучения, воспитания и развития. Целостность образовательного процесса отражена также в закономерных связях между:

- целями, задачами, содержанием, формами и методами обучения и социально-экономическими потребностями общества;

- процессом обучения и качественным уровнем педагогического взаимодействия;

- средствами педагогической деятельности и задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

- уровнем и качеством усвоения и учетом педагогом степени личной значимости для обучаемого усваиваемого содержания.

Особенностью деятельности учителя музыки является то, что в образовании учащихся он опирается на закономерности музыкального искусства, а именно: жанровую, стилевую, интонационную, драматургическую, полихудожественную природу его существования.

Педагогические и музыкальные закономерности служат теоретической основой для выработки принципов. В научной литературе педагогические принципы трактуют как исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащегося [2]. Закономерности и принципы являются главными элементами связи педагогической науки и практики. Разработка новых принципов является показателем исследовательской деятельности и творчества педагога. Поэтому в теории музыкального образования классификация принципов связывается с именами конкретных педагогов-новаторов. Для Д. Б. Кабалевского важны были принципы ориентации учителя на формиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.