Научная статья на тему 'Проблемы этноэкологического воспитания школьников (на примере Республики Алтай) '

Проблемы этноэкологического воспитания школьников (на примере Республики Алтай) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / NATIONALITY / ECOLOGY / ECOLOGICAL UPBRINGING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main aspects of the ecological education, its goals, local specifics. It affords the recommendations on schoolchildren ecological upbringing improvement in the Altai Republic.

Текст научной работы на тему «Проблемы этноэкологического воспитания школьников (на примере Республики Алтай) »

УДК 37.01.001.8

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)

М.А. Андросов (Горно-Алтайск)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 10-06-90760 моб-ст)

Аннотация. Раскрываются основные аспекты этноэкологического воспитания, его цели, задачи, региональная специфика. Приводятся рекомендации по совершенствованию этноэкологического воспитания школьников в Республике Алтай.

Ключевые слова: этнос; экология; экологическое воспитание.

Культура и содержание воспитания детей в народной среде - предмет интереса и научного анализа этнопеда-гогической мысли. Этот интерес, несомненно, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.

Сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования массива этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира [9]. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [6]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания [5].

Народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, передающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль этноса представлена в устном народном творчестве. Каждый народ имеет свой идеал воспитания. Русскому человеку присущи такие черты, как духовность, поиск высшего смысла жизни, религиозность, гуманность, душевность, размах и героизм. Чувашский эталон воспитания слагается из гармонического единства семи добродетелей: трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности. Модель саамского этнического воспитания определяется такими качествами, как миролюбие, кротость, гостеприимство, замкнутость. Этнопедагогика алтайцев раскрывается в системе «природа - человек - общество». Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности [3], поэтому мы и говорим об этноэкологическом воспитании школьников и необходимости обосновать

условия и пути использования этнопедагогики народа в современной практике обучения и воспитания [3].

В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценить роль экологического воспитания, задачи которого состоят в создании мотивации к сохранению природного разнообразия, гармонизующего отношения в системе «человек - окружающая среда». Этноэкологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем в целях выживания и развития человечества.

Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания не только на федеральном, но и на региональном уровне. Большое внимание следует уделять системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов праздничной и игровой культуры, обучению родному языку в детских садах, школах и вузах, организации культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружению в мир природы [2].

В связи с этим особое значение имеет анализ огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.

Изучая исторический путь человечества, необходимо констатировать, что различные этносы всегда и везде в своей жизнедеятельности были объединены со средой своего обитания множеством связей планетарного, регионального, местного масштаба. В самых разных уголках России теми или иными народами накоплен значительный опыт природопользования, что сделало взаимоотношения этносов, долго живущих на данной территории, более уравновешенными с ее природными условиями.

В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Тем не менее в культуре каждого этноса, безусловно, существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности, который так или иначе связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности повлияли на формирование строгих экологических норм, воплощенных в педагоги-

14

Экологическая психология

ческие идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований [1].

Перед педагогической наукой поставлена проблема научного обоснования принципов структуры, содержания, форм и методов системы экологического воспитания школьников в современной школе на каждой возрастной ступени, прежде всего в начальной школе, которая является решающим этапом в становлении личности.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

Термин «этноэкологическое образование» впервые прозвучал в 2004 г. на Межправительственной конференции ЮНЕСКО, посвященной международному году гор. По ее итогам была принята программа действий, названная «Концепцией этнорегионального природопользования», в которой был отмечен глобальный характер этноэкологического образования [4].

Концепция этноэкологического образования представлена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП. Она основывается на представлении о необходимости включения в систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы этноэкологии и рационального природопользования в условиях уязвимых горных экосистем.

При этом в настоящее время проблема сущности этно-экологического образования остается дискуссионной.

В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли А.А. Захлебный, И.Д. Зверев, И.А. Рыков, И.Т. Су-равегина и др. Ими определены цели экологического воспитания и образования, их методологические и педагогические принципы, разработана система знаний о природе. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (В.Е. Борейко, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Родина и др.).

Некоторые педагоги прошлого (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Ко-менский), а также современные отечественные педагоги (Г.Н. Волков, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова и др.) в своих трудах обращались к педагогическому опыту, наследию разных народов, раскрывали воспитательное значение национальных традиций, их роль в формировании ответственного отношения к природе [7].

Анализ современной педагогической теории и образовательной практики показывает, что технологии решения данной проблемы пока изучены недостаточно. Потребность в разработке системы этноэкологического воспитания с использованием национально-этнических традиций обусловлена еще и тем обстоятельством, что в регионах России имеются свои природно-экологические, физико-географические, экономические, социокультурные предпосылки развития, которые необходимо учитывать при создании региональной системы экологического образования и ее реализации в демократической, национально ориентированной школе [8].

Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения.

Литература

1. Бабанов В.Г., МатюнинаЕ.В., Семенов В.М. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал.

1995. № 5. С. 66-67.

2. Вавилихин И.А., Скалон А.В. История и проблемы природопользования в Горном Алтае // Проблемы формирования и развития эколого-

экономической зоны «Горный Алтай»: Материалы Международного симпозиума. Горно-Алтайск, 1992. С. 106-107.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. 427 с.

4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): Информационный обзор. Новосибирск, 1992. 62 с.

5. Природный и этнокультурный потенциал Алтае-Саянского экорегиона: Сборник статей. Красноярск, 2001. 215 с.

6. Проект правового и экономического статуса Алтае-Саянского биосферного резервата. М., 2001. С. 20-30.

7. Столяренко А.Д., Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Юнита, 2000. 428 с.

8. Табакаев Ю.В. Уровень культуры и социальные ценности народов Горного Алтая // Этносоциальные процессы в Сибири. Горно-Алтайск,

2004. С. 185-193.

9. ФроловаА.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России. Магадан: Кордис, 2003. 183 с.

SCHOOLCHILDREN ECOLOGICAL UPBRINGING ISSUES IN THE ALTAI REPUBLIC Androsov M.A. (Gorno-Altaisk)

Summary. The article reveals the main aspects of the ecological education, its goals, local specifics. It affords the recommendations on schoolchildren ecological upbringing improvement in the Altai Republic.

Key words: nationality; ecology; ecological upbringing.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.