Научная статья на тему 'Этнопедагогические основы экологического воспитания эвенков'

Этнопедагогические основы экологического воспитания эвенков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ТРАДИЦИЯ / ETHNOPEDAGOGY / ETHNIC CULTURE / ECOLOGICAL CULTURE / ETHNOECOLOGY / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тугутова Тамара Сергеевна

В статье автор раскрывает проблемы экологического воспитания средствами народной педагогики эвенков. В наше время особенно актуально развитие экологической культуры, как части общей культуры человека. Но несмотря на это, экологическая культура также остается на низком уровне. Поставленная обществом цель воспитание личности с высокой экологической культурой, должен опираться на воспитательные возможности традиций этнопедагогики, полагающее рациональное отношение к окружающей среде. Основные проблемы формирования и развития экологической культуры у современной молодежи рассмотрены в данной статье. И в заключительной части сказано, что внедрение и применение духовно-нравственного потенциала этноэкологических традиций коренных народов в школьном образовательном процессе, будет содействовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию высокой экологической культуры подрастающего поколения. Внедрение этнопедагогики в образовательный процесс поможет созданию условий для реализации регионального компонента содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL FOUNDATION OF ECOLOGICAL EDUCATION OF EVENKS

The article proposes some solutions of the problems of environmental education through the Evenks people's pedagogy. Ecological culture is a part of the general culture of a man and its development is especially important nowadays. Despite this fact, the level of ecological culture is still extremely low. The course of society to educate a person with a high ecological culture should be based on the educational potential of folk pedagogy, which implies a reasonable attitude to nature. In the article the main problems of the formation of ecological culture, first of all, among the youth are considered. In conclusion, it should be noted that the use of the spiritual and moral potential of ethno-ecological traditions in teaching and educational process of young people will contribute to the ethnopedagogization of educational institutions, as well as the formation of a high ecological culture of young people. Ethnopedagogy of the educational process is considered as a driving force contributing to the creation of conditions for the implementation of the regional component of the content of education

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические основы экологического воспитания эвенков»

УДК 37.035.6

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭВЕНКОВ

© Тугутова Тамара Сергеевна

аспирант

Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]

В статье автор раскрывает проблемы экологического воспитания средствами народной педагогики эвенков. В наше время особенно актуально развитие экологической культуры, как части общей культуры человека. Но несмотря на это, экологическая культура также остается на низком уровне. Поставленная обществом цель — воспитание личности с высокой экологической культурой, должен опираться на воспитательные возможности традиций этнопедагогики, полагающее рациональное отношение к окружающей среде. Основные проблемы формирования и развития экологической культуры у современной молодежи рассмотрены в данной статье. И в заключительной части сказано, что внедрение и применение духовно-нравственного потенциала этноэкологических традиций коренных народов в школьном образовательном процессе, будет содействовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию высокой экологической культуры подрастающего поколения. Внедрение этнопедагогики в образовательный процесс поможет созданию условий для реализации регионального компонента содержания образования.

Ключевые слова: этнопедагогика; этнокультура; экологическая культура; этно-экология; традиция.

Введение. В современной воспитательной работе педагоги все чаще обращаются к народным истокам. И потому понятно внимание ученых, которые рассматривают проблемы этнопедагогики. Действительно, народное педагогическое творчество — одна из важных сторон развития культуры общества. Принципы воспитания разных народов создавались в течение тысячелетий. Воспитание меняет формы и методы в зависимости от изменений в обществе. Многие народы в своем социальном развитии прошли одни и те же стадии и имели между собой определенные связи. Все это привело к тому, что в воспитании разных народов есть много общего, которое представляет собой общечеловеческую ценность.

На сегодняшний день мы столкнулись с подъемом национального самосознания и процессом возрождения национальной культуры. Это обусловлено демократизацией современного общества, где существует перспектива общественной гласности, которая дает возможность беспрепятственно говорить о своих интересах. Возникла потребность в модификации содержания образования в контексте этнопедагогики, с учётом менталитета этноса. В формировании личности особую позицию удерживает подъем утраченных ценностей и развитие национальной культуры.

Постановка проблемы. Республика Бурятия — уникальный регион. Изучение педагогического, исторического и этнографического материала дает основание полагать, что этнопедагогическое наследие народов республики

71

содержит богатый опыт бережного, разумного отношения к родной земле и природной среде.

Возрождение родного языка рассматривается в близкой взаимосвязи с проблемами сохранения материальной и духовной культуры определенного этноса. Скорость процесса возрождения напрямую опирается на восприятие принадлежности к своему этносу молодым поколением, от восприятия важности процветания народных традиций в жизнедеятельности социума, его намерении к развитию родной республики.

Ученые подчеркивают, что получение образования для малочисленных коренных народов проживающих в России — это условие для сохранения этнической идентичности, поддержания вековых знаний о взаимосвязи человека с окружающей средой и обществом, которые обладают огромной ценностью.

В истории тысячелетнего развития человечества, народы сумели воспитать и обучить детей, и привить им жизненно необходимые умения и навыки. Воспитание реальной жизнью — главный принцип народной педагогики. Таким образом, в течение долгого времени складывалось природосообразное состояние жизни общества, когда родители воспитывали детей в совместной деятельности, как правило, отцы — сыновей, матери — дочерей. В результате, формировались воспитательные традиции народа.

Цель настоящей статьи в анализе этнопедагогического наследия одного из коренных народов Республики Бурятия, эвенков и возможности использования в экологическом образовании школьной молодежи. Процесс этнокультурного возрождения эвенков — это в первую очередь процесс возвращения их к своим истокам: языку, знанию и пониманию обычаев и традиций народа. В силу многих исторических и социальных обстоятельств, представители эвенкийского народа республики Бурятия живут в полиэтнической среде, и чтобы жить и развиваться, эвенкам необходимо было понять и перенять культуру живущих рядом представителей других народов, а именно бурятов и русских.

На сегодняшний день школа в какой-то степени прививает подрастающему поколению культурные и языковые богатства, духовные и нравственные ценности, многовековые этнические традиции. Главной проблемой коренных и малых народностей остается незнание родного языка, обычаев и традиций. Это незнание приводит к полному или частичному исчезновению родной культуры.

Важным шагом на пути решения проблемы стало бы ответственное отношение, усиленное участие самих родителей в воспитании детей на основе традиционной культуры эвенков. Важным условием национального возрождения является знание и понимание национальных воспитательных традиций.

Методология и методы исследования, также знания, полученные в школе, могут являться основанием формирования экологической культуры у молодежи. Но даже если знания будут целостными, они не станут убеждениями и не реализуются в жизнь без практических навыков. Экологическая грамотность и культура поведения могут формироваться и закрепиться только в процессе практического использования. Ценность представляет осознанное совершение поступка, т.е. единство сознания и поведения. Следовательно,

сознательное отношение к окружающей среде зависит от экологических знаний.

Внедрение в учебный процесс многовековые знания и умения сохранения родной природы эвенками стало бы одним из определяющих факторов формирования экологической культуры школьников. Ориентация образования и воспитания на охрану окружающей среды стала бы приоритетным направлением.

В этнопедагогике основными причинами становления положительных моральных качеств являются трудовое обучение, фольклор, устное народное творчество и заветы предков.

Результаты исследования и обсуждение. Изучая традиции эвенков, учащиеся узнают, что знания в различных областях предков были выявлены с помощью осведомленности в преобразованиях и изменениях в окружающей среде. Поэтому развивались такие качества, как ориентация по незнакомой местности, внимательность, которые не зависели от погодных условий. Многогранная культура народа, впитавшая в себя человеческие моральные принципы поведения учитывающая все процессы, происходящие в обществе и природе.

Естественное включение детей в хозяйственную и бытовую деятельность взрослых являлось средством процесса воспитания у эвенков, где и усваивались общественные нормы поведения. В трудовом обучении не было возрастной дифференциации. Таковые различия были только гендерные. В истории ни у одного народа не было четких правил поведения детей и взрослых. Пока мужчины охотились, женщины занимались предварительной обработкой шкур добытых зверей. Участие в промыслах, охота, рыбалка, присмотр за домашними животными, вся эта деятельность отводилась мальчикам. Что касается девочек, то им полагалось присматривать за младшими братьями и сестрами, вышивать, готовить пищу и помогать старшим по дому. И посредством совместной деятельности и естественной среды, дети постепенно были вовлечены в традиционное сообщество и этноэкологическую жизнедеятельность.

Из работ многих ученых можно узнать, что у эвенков прививание хозяйственных и бытовых навыков осуществлялось с помощью подражания детьми взрослых, на начальной стадии — в виде игры. Появление игры обусловлено из условий проживания. В игре проявляется предварительная направленность в деятельность взрослых, появляется осознание своего положения в системе отношений взрослых.

Приоритетное положение в этнопедагогике эвенков занимает — эстетическое воспитание. К продуктивным формам эстетического воспитания можно отнести фольклор, песни и танцы, народное ремесло.

Эвенки с ранних лет взращивали в детях уважительное отношение к старшим и больным людям, помощь старшим в быту, детей учили обращаться к старшим согласно их возрасту и степени родства. Пресекались даже малейшие попытки грубого отношения к взрослым. Уважение к старшим — это одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. В процессе взаимодействия старших и младших, в подлинных условиях природной и семейной среды взращивались уверенные, волевые и с закаленным характером люди.

Также к немаловажным целям народного воспитания относилось взращивание здоровых, закаленных и физически развитых детей. Из этого следует разнообразные подвижные игры, соревнования на скорость, способность выполнять разную работу с малых лет. Кроме того, особое внимание отводилось здоровому образу жизни, повышению устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, т.е. закаливанию.

При знакомстве с негласными законами, традициями и обычаями в трудовой деятельности подрастающее поколение усваивало многие моральные устои, как порядочность, добросовестность, коллективность. Взаимоотношения в тяжелых природных условиях тайги, тундры или степи определялись по правилу взаимной помощи и добропорядочности. Например, в рыбацких и охотничьих избах постоянно можно найти щепки и спички для разведения огня, также соль.

Народные знания в воспитании подрастающего поколения — это чистый неиссякаемый источник, откуда народы берут сведения о жизни, природе, по негласным законам которого растили и воспитывали своих детей в духе народных традиций и обычаев.

Семья — это первый и основной источник знаний для детей. Семья — это основание общества и этноса, в частности, формирующая, сохраняющая и развивающая этнические народные традиции внутри семьи и между семьями. Нравственная ориентация народов складывается в семье, взращиваются такие качества человека, как доброта, милосердие, честность. Старшее поколение обращают внимание на такие личностные качества, как строгость к себе как добросовестному жителю, ответственность по отношению к исполнению нравственных правил и трудовых обязательств.

Среди эвенков отсутствовали обман и хищение, которые считались самыми тяжелыми преступлениями перед обществом. За совершенные поступки отвечала семья и родственники. В других случаях устраивали суд, на котором выносилось решение.

На сегодня в мировом сообществе можно заметить схожие процессы: идет усиленное возрождение этнической культуры, которая проявляется во всех областях жизни человека; роль национального фактора сильно возросла как в социальных, так и в политических процессах; интерес к традиционной культуре значительно усилился. Несмотря на то, что многие ученые предполагали, что вскоре исчезнет национальная идентичность как ценный фактор общественной реальности.

Перемены многих ориентиров повлекли за собой то, что эвенки утратили связь с культурными и нравственными ценностями, с традиционным образом жизни эвенков. Перемены, ведущие к расколу механизмов передачи как народных традиций и нравственных ценностей, так и весь опыт за всю историю существования этноса. Различные способы и методы выживания, социальная и хозяйственная деятельность в тяжелых природных условиях уже не являются значимыми составляющими требующиеся для успешной деятельности. Таким образом, становится сложно поддерживать культурную преемственность этнического самосознания.

И поэтому обостренное внимание и серьезное отношение эвенков на воспитание своих детей, опирающихся на знания традиционной культуры, на со-

временную педагогическую концепцию, которая предусматривает слаженность с семейным, а значит и этническим, воспитанием в сегодняшнем мире должна быть естественна и закономерна. Народные традиции воспитания представляют собой главное условие национального возрождения.

За последнее время, в стране проводятся социально-экономические и политические реформы, которые направлены на поиск национальных идей развития общества. Кроме этого, осуществляются исследования из-за потребности преодолеть унификацию воспитания и образования. Известно, что народные педагогические знания — это средство сохранения национальной идентичности и источник совершенствования и пополнения образовательных методик.

Взаимосвязь между собой в обществе и природой, жизненный строй отражены в эвенкийском фольклоре, который передает целую палитру культуры этого народа. Из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери передавались многовековые знания об окружающей среде в виде разных примет и мудрых наставлений, которые легко запоминались детям. Устное народное творчество играет огромную роль и имеет огромное значение для освоения и запоминания информации. Важность бережного отношения к природе и стремление познать окружающую действительность, все это отражается в эвенкийском фольклоре.

Эвенкийские сказки сочетают познавательные и воспитательные аспекты. Сказка включает в себя огромную информацию о природе родного края. В сказках восхваляют неприступность и величие природы, которые наделяют их национальным своеобразием. Написанные народом сказки способствуют формированию эстетического отношения к окружающей среде, что несомненно является важным фактором для искоренения потребительского отношения к природным богатствам.

Эвенки пытались выразить и описать в своих сказках важные личностные качества и преподнести их детям. Что касается противоположных качеств, они осмеивались и критиковались.

Пословицы имели важную позицию среди жанров эвенкийского фольклора, в которых излагается мудрость народа. Осуждается не хозяйское отношение к природе родного края. Благодаря иносказательности и глубокой мысли, пословицы влияют на детский разум и чувства. Также прививают любовь к труду и природе. Огромное количество в народной педагогике вербальных форм, влияющих психику, поведение и восприятие, такие как наставление и поучение.

На протяжении долгого времени песенные традиции формировали подрастающего поколения заботливое отношение к природным богатствам. В песнях излагаются многовековые народные надежды и заветные желания. Изображенные в песнях целостность человека и природы представляет собой значимую часть народного мировоззрения. Художественное слово и красивые мотивы оставляют сильное впечатление в детском сознании и подолгу остаются в памяти.

Заключение. Целесообразно использовать знания из народной педагогики в области воспитания детей, работая со школьниками младшего звена, т.к. экологические знания, которые содержатся в фольклоре, можно довести до

учащихся в понятной им форме: изложение, краткий рассказ, песня, музыка, игра. Экологическое содержание, которое имеется в этнопедагогическом наследии, многократно повторяется и это в свою очередь, дает возможность для хорошего запоминания и понимания материала детьми. Этноэкологиче-ское знание непосредственно связано с практической деятельностью, привлекая детей к труду, оказывает благоприятное воздействие.

Искажение духовно-нравственных устоев социума приводит к тому, что состояние социальной, экономической и образовательной сфер становится неустойчивым, создавая явные проблемы. Социальный и экономический рост и рыночные отношения запрашивают у общества компетентных специалистов в той или иной сферах общественной деятельности, которые могут принять важные решения и самостоятельно регулировать свои действия. Личные качества человека базируются на нравственных ценностях общества и практически не зависят от полученных знаний.

Огромное и решающее значение в социальной адаптации детей имеют семья и школа. При полном использовании своих возможностей их воздействие на социальное и личностное формирование становится плодотворным.

Существенные результаты будут достигнуты в том случае, если объединить идею целостного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения, соединяющая современные педагогические принципы с этнопедаго-гическими знаниями, а также учитывающая возраст детей. Возможность приобщения учащихся к истокам материальной и духовной культуры народа даст положительный эффект и позволит сформировать творческую личность, привить патриотизм, любовь к прекрасному, и развить индивидуальность.

Значительный вклад в образование и воспитание детей можно внести, разработав и внедрив педагогические программы с применением этнопедаго-гических идей и этноэкологических составляющих опирающихся на региональные особенности. Педагогические традиции народов представляют собой неиссякаемый источник знаний и применение их в образовательной среде принесет положительный результат.

Литература

1. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX вв.). Л.: Наука, 1969. 305 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.

3. Красильников В. П. Этнопедагогические основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири. Екатеринбург: Изд-во. Рос. гос. проф.-пед. унта, 2004. 166 с.

4. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков — орочонов (конец XIX — начало XX вв.). Новосибирск: Наука, 1984, 200 с.

5. Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России. М.: Эди-тус. 2011. 166 с.

6. Романова А. В., Мыреева А. Н. Фольклор эвенков Якутии. Л.: Наука. 1971, 334 с.

ETHNOPEDAGOGICAL FOUNDATION OF ECOLOGICAL EDUCATION OF EVENKS

Tamara S. Tugutova

Research Assistant, Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude 670000, Russia Е-mail: [email protected]

The article proposes some solutions of the problems of environmental education through the Evenks people's pedagogy. Ecological culture is a part of the general culture of a man and its development is especially important nowadays. Despite this fact, the level of ecological culture is still extremely low. The course of society to educate a person with a high ecological culture should be based on the educational potential of folk pedagogy, which implies a reasonable attitude to nature. In the article the main problems of the formation of ecological culture, first of all, among the youth are considered. In conclusion, it should be noted that the use of the spiritual and moral potential of ethno-ecological traditions in teaching and educational process of young people will contribute to the ethnopedagogization of educational institutions, as well as the formation of a high ecological culture of young people. Ethnopedagogy of the educational process is considered as a driving force contributing to the creation of conditions for the implementation of the regional component of the content of education. Keywords: ethnopedagogy; ethnic culture; ecological culture; ethnoecology; tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.