Научная статья на тему 'Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов'

Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СПЕЦИФИКАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / INDIGENOUS PEOPLES / ETHNOPEDAGOGICS / FOLK PEDAGOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ETHNOECOLOGICAL TRADITIONS / GLOBALIZATION / GLOBALIZATION PROCESSES / SPECIFICATION / ETHNO-CULTURAL PHENOMENA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты исследования особенностей экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов. Проведенный в рамках исследования анализ позволил уточнить понятие экологического воспитания в этнопедагогике как процесса, направленного на формирование экологического сознания и экологической культуры субъекта воспитательного процесса, в основе которого лежит учет традиций и обычаев коренного народа. Этноэкологические традиции рассматриваются как взаимоотношения в системе «человек - природа», сформировавшиеся в ходе культурно-исторического развития этноса, отражающие особенности его менталитета и передающиеся между поколениями. В заключение изложены актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends of environmental education development in indigenous ethnopedagogics

The article presents the results of studies of the environmental education in ethnopedagogics of indigenous peoples. Analysis made in the study allowed to clarify the concept of environmental education in ethnopedagogics as a process aimed at creating the conditions for the formation and development of ecological consciousness and ecological culture of the subject of educational process on the basis of ethnoecological traditions of indigenous people. Ethnoecological traditions are distinguished as peculiar features of relationships in the "society-nature" system formed during the historical development of the nation, reflecting the peculiarities of his mentality and transmitted from generation to generation. Current trends in the development of environmental education in ethnopedagogics of indigenous peoples are presented in the conclusion of the article.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.0+39

Т. Н. Кондратьева

Актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов*

В статье представлены результаты исследования особенностей экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов. Проведенный в рамках исследования анализ позволил уточнить понятие экологического воспитания в этнопедагогике как процесса, направленного на формирование экологического сознания и экологической культуры субъекта воспитательного процесса, в основе которого лежит учет традиций и обычаев коренного народа. Этноэкологические традиции рассматриваются как взаимоотношения в системе «человек - природа», сформировавшиеся в ходе культурно-исторического развития этноса, отражающие особенности его менталитета и передающиеся между поколениями. В заключение изложены актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов.

The article presents the results of studies of the environmental education in ethnopedagogics of indigenous peoples. Analysis made in the study allowed to clarify the concept of environmental education in eth-nopedagogics as a process aimed at creating the conditions for the formation and development of ecological consciousness and ecological culture of the subject of educational process on the basis of ethnoecological traditions of indigenous people. Ethnoecological traditions are distinguished as peculiar features of relationships in the "society-nature" system formed during the historical development of the nation, reflecting the peculiarities of his mentality and transmitted from generation to generation. Current trends in the development of environmental education in ethnopedagogics of indigenous peoples are presented in the conclusion of the article.

Ключевые слова: коренные народы, этнопедагогика, народная педагогика, экологическое воспитание, экологическая культура, этноэкологические традиции, глобализация, глобализационные процессы, спецификация, этнокультурные феномены.

Keywords: indigenous peoples, ethnopedagogics, folk pedagogy, environmental education, ecological culture, ethnoecological traditions, globalization, globalization processes, specification, ethno-cultural phenomena.

Процесс реформирования системы образования в России включает исследование культурного наследия каждого народа с целью адаптации их образовательно-воспитательного потенциала к конкретно-историческим условиям. В связи с этим в Федеральном законе об образовании в РФ приоритетным направлением сформулировано сохранение и развитие особенностей национальных культур в образовательных и воспитательных процессах [1]. Реализация вышеназванных установок со стороны государства и правительства возможна при условии, когда многовековой опыт, накопленный за длительную историю существования разных народов, будет учитываться при разработке современных образовательных и воспитательных моделей. «Уважение к опыту предков и национальному укладу становится действительным залогом выживания и развития национальной культуры, религии и языка» [2].

На протяжении нескольких десятков лет особое место среди актуальных проблем современного национального воспитания занимает проблема экологического воспитания. В современных философских, исторических, этнографических, культурологических, педагогических и других исследованиях накоплен немалый запас теоретических знаний, позво-

* Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта НШ-2486.2014.6

© Кондратьева Т. Н., 2014 156

ляющих получить представление о современном состоянии проблемы экологического воспитания как в рамках конкретной страны, так и в мировом масштабе.

Методологическую основу исследуемой проблемы составляют этнопедагогические (Б. Ш. Алиев, Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. С. Бабунова, Ц. Б. Будаева, Г. Н. Волков, Ш. А. Гапуров, И. М. Гилемшин, Т. Н. Кольцова, Т. Н. Кондратьева, В. С. Кукушин, И. Е. Максимов, Н. И. Мешков, В. В. Мирошниченко, Н. Ф. Сагоякова, А. Д. Семенова, Е. С. Сергина, Э. И. Сокольникова, А. В. Хажин, М. А. Якунчев и др.) идеи о роли народного воспитания в формировании экологического мировоззрения.

Среди зарубежных исследователей, занимающихся проблемами взаимоотношения человека с природой у коренных народов, можно назвать таких авторов, как J. Banks, J. Barman, J. Blaut, B. Kanpol, G. Nabhan и др. [3]

Перечисленные направления исследований затрагивают различные аспекты экологических традиций у коренных народов, однако не решают существующих объективных противоречий

- между необходимостью формировать новый тип мышления, ориентированный на гармоничные отношения с природой, и существующей моделью образования и воспитания, формирующей утилитарно-прагматическое отношение к ней;

- возрастающей потребностью реформирования существующей системы экологического образования и недостаточной разработанностью этого вопроса на теоретическом и практическом уровнях;

- желанием сохранить экологические традиции коренных народов и отсутствием единой системы экологического образования и воспитания, позволяющей оптимизировать этот процесс, и др.

Данные противоречия подтверждают актуальность проблемы развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов с учетом этноэкологических традиций, востребованных в условиях постоянного реформирования существующей системы образования.

Анализируя вышеприведенные исследования, можно предположить, что дальнейшее развитие экологического воспитания будет возможно при условии, если

- проблемы экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов будут выявляться и своевременно решаться с учетом влияния глобализационных процессов на современную систему образования;

- при изучении опыта экологического воспитания у разных народов будут использованы традиционные и инновационные содержательно-методологические подходы;

- экологические традиции коренных народов будут проанализированы с точки зрения их реального состояния и степени востребованности в современных условиях;

- современному экологическому образованию и воспитанию будет придан системный характер;

- на государственном уровне будет принята концепция развития национальной школы на основе этноэкологических традиций.

Своеобразие современного этноэкологического воспитания заключается в наличии ряда проблем, существенно влияющих на процесс его развития.

Прежде всего, методологические проблемы связаны с многообразием подходов к определению понятий «этнопедагогика», «народная педагогика», «национальная школа», «экологическое воспитание» и других, а также с поиском вероятных путей изучения этноэкологических традиций коренных народов и способов их адаптации. Для этнопедагогического тезауруса базовыми являются педагогические понятия, однако немаловажная роль принадлежит философским, антропологическим, психологическим, этнологическим и другим терминам.

Проведенный анализ вышеперечисленных источников показал, что, несмотря на значительное количество определений понятия «этнопедагогика», большинство исследователей согласны с тем, что в широком понимании - это отрасль педагогики, которая исследует особенности образования и социализации этносов. Этнопедагогика имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания и широко использует данные таких наук, как философия, педагогика, психология, этнопсихология, археология, этнография и мн. др.

Предметом этнопедагогики является изучение народной педагогики как традиционной практики обучения и воспитания, исторически сложившейся у различных этносов. Отличительной особенностью этнопедагогики как науки является рассмотрение педагогиче-

ских закономерностей в традиционно-историческом контексте. При этом «воспитание» как ключевая категория выступает как естественная форма деятельности и поведения. В процессе воспитания учитываются психологические особенности представителей различных этнических групп, что важно при формировании индивидуальной образовательно-воспитательной траектории не только ребенка, но и взрослого. Национальное воспитание выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на отдельно взятую личность, но и средством успешного развития нации в целом.

С учетом вышесказанного предположим, что в поликультурной России педагогика может эффективно функционировать преимущественно в качестве этнопедагогики. Приоритет патриотических, национальных ценностей прослеживался в свое время в объяснении К. Д. Ушинским сущности народности воспитания. В народности он видел ту основу, на которой должно строиться разумно организованное воспитание. Если педагогика будет игнорировать национальные, культурные особенности и реализовывать только некие универсальные для всех правила обучения и воспитания, то она будет безуспешной [4].

На развитие этнопедагогики как науки влияют современные социокультурные (мировые, государственные, региональные, местные и др.) и исторические (взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего и др.) факторы. В настоящее время в качестве определяющего социокультурного фактора выступает глобализация. Социальный аспект феномена глобализации оказывает активное влияние на существующую политику в области образования [5]. С одной стороны, новые образовательные парадигмы развиваются в глобализационном контексте, с другой - образование, как важная сфера государственного взаимодействия, влияет на процесс глобализации.

Формально-организационные проблемы связаны с появлением новых образовательных моделей, направленных на оптимизацию взаимоотношений в системе «человек - природа». На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в большинстве исследований коренных народов произошли существенные содержательные изменения, специфика которых заключается в следующем:

- произошел отказ от рассмотрения традиционной культуры коренных народов в оценочно-негативной плоскости;

- в общении с представителями малых народов произошла смена установки «свои - чужие» на более гуманную - «свои - другие»;

- подтвердилась абсурдность идеи мононациональных государств и субъектов внутри них;

- с целью сохранения национальной идентичности все чаще стали появляться предложения, касающиеся возврата строки «национальность» в российские паспорта;

- в воспитании в широком смысле произошел переход от утилитарно-прагматического отношения к природе к этически-духовному;

- увеличилось число исследований, рассматривающих уникальность экологических традиций коренных народов;

- в экологическом воспитании появилось понятие «экологическая коммуникация», представляющее собой такую систему отношений в сфере «человек - природа», при которой каждое событие (природное, биосоциальное и др.) воспринимается как ответ на прошлые и условие для будущих событий.

Причины вышеназванных изменений связаны с необходимостью оптимизации взаимоотношений в системе «человек - природа», что является единственным способом решения глобальной проблемы человечества, связанной с надвигающейся экологической катастрофой. Кроме того, немаловажным является факт принятия этноэкологических традиций коренных народов в качестве базовой основы в построении нового типа взаимоотношений с окружающей природной средой, а также закрепление на государственном уровне необходимости сохранения культуры коренных народов.

Таким образом, нами было уточнено понятие экологического воспитания в этнопеда-гогике как процесса, направленного на формирование экологического сознания и экологической культуры субъекта воспитательного процесса, в основе которого лежит учет традиций и обычаев коренного народа. Под этноэкологическими традициями далее будем понимать взаимоотношения в системе «человек - природа», сформировавшиеся в ходе культурно-исторического развития этноса, отражающие особенности его менталитета и передающиеся между поколениями. К основным субъектам-носителям относятся человек, семья, род, конфессиональные группы, профессиональные и этнические сообщества и др.

Учитывая степень востребованности, традиции можно разделить на исторические (вымышленные, реальные) и современные (адаптированные и неизменные). Этноэкологи-ческие традиции являются своеобразным этнокультурным феноменом, определяющим психологию народа. Значение этнокультурных феноменов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов, влияющих на поведение конкретного человека и целые социальные группы [6].

Можно выделить ряд факторов, определяющих экологические традиции коренных народов:

1) природно-климатические условия, географическое положение, особенности рельефа, удаленность от центра, низкая плотность населения;

2) полиэтническое окружение ближней и дальней культурной дистанции;

3) национальный язык, предметы материальной и духовной культуры и др.

Исследование данных факторов позволило выявить отличительные особенности экологических традиций коренных народов:

- прочная сохранность, связанная с отдаленностью от центра и низкой плотностью населения;

- расширение содержания за счет этнорегиональных, этнокультурных, этноконфес-сиональных и других обычаев и традиций;

- действенность социальной установки «заимствуя чужое, сохраняй при этом свое»;

- особый тип равноправных взаимоотношений с природой, которая часто выступает полноправным участником диалога;

- недопустимость отношения к природе как к средству удовлетворения человеческих потребностей и др.

Что касается сферы применения, то этноэкологические традиции проявляются в воспитании и в отношениях между поколениями, закреплены в устном народном творчестве (загадки, пословицы, поговорки, сказки, эпос и др.), прослеживаются в фенологических наблюдениях, применяются в трудовой деятельности и т. д.

Конечным результатом народного воспитания является духовное и физически развитое поколение, живущее по законам гармоничного взаимодействия друг с другом и с окружающей средой.

В современном воспитании в условиях трансформирующегося общества возрастает необходимость использования адаптированных этноэкологических традиций, таких как

- сопричастное отношение к окружающей среде, верность родным местам;

- стремление к согласию, отсутствие конфликтности, агрессивности в отношениях;

- забота о детях, восприятие их как личностей с раннего возраста, в некоторых культурах с момента зачатия;

- особая значимость всех видов трудовой деятельности в воспитании и в повседневной жизни;

- ценность семейных, родовых, национальных, этических и других отношений;

- коллективное воспитание, воспитание словом и делом;

- гармоничное развитие физических, нравственных, умственных и других качеств у детей и др.

В заключение сформулируем следующие актуальные тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике коренных народов:

1. Ведущим направлением развития является перспективно ориентированная стратегия образования, позволяющая разрешить противоречия между глобальным развитием современного образования и уникальным национально-культурным воспитанием.

2. Существование этноэкологических традиций обусловлено рядом взаимосвязанных общих для всех и специфических для каждого конкретного народа факторов.

3. Этноэкологические традиции могут быть проанализированы и специфицированы с точки зрения их востребованности в современных условиях с учетом преемственности прошлого и настоящего.

4. В современном воспитании важно учитывать адаптированные этноэкологические традиции, проявляющиеся в системе приоритетных ценностных отношений (к природе, родителям, старшим по возрасту людям, детям, труду, семье, коллективу, культуре и др.) и сохраняющиеся благодаря основным (человек, семья, род, конфессиональные группы, профессиональные и этнические сообщества и др.) субъектам-носителям, а также тем видам деятельности, в которые они включаются в течение жизни.

5. Формирование позитивного отношения к природе возможно при условии учета общих и специфических черт экологического воспитания у народов ближней и дальней культурных дистанций.

6. Развитие экологического воспитания зависит от степени сохранности и востребованности этноэкологических традиций у представителей определённого этноса, возможностей их использования в современном учебно-воспитательном процессе.

7. Определение актуальных для современности этноэкологических традиций и их спецификация позволит обозначить основные концептуальные позиции для разработки стратегии развития национальной школы на основе экологических традиций.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать актуальность выбранного направления исследования и требует дальнейшей разработки с учетом современных образовательных тенденций.

Примечания

1. Кондратьева Т. Н. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях реформирования современной системы образования // Педагогический профессионализм в образовании: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня основания города Новосибирска (21-22 февраля 2013 г., г. Новосибирск): в 2 ч. / под науч. ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Ч. 1. С. 56-60.

2. Ромм Т. А. История социальной педагогики: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 79.

3. Кондратьева Т. Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа: монография. Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2009; Banks J. Teaching strategies for ethic studies (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 2007; Barman J. Aboriginal education at the cross-road. The legacy of the residential schools and the way ahead // Long D. A. & Dickason O. P. ^ds.) Vision of the heart: Canadian aboriginal issues. Toronto: Harcourt Brace, 2006; Blaut J. M. The colonizer's model of the world: Geographical diffusionism and Eurocentric history. N. Y.: Guilford Press, 2005; Brady J. F. The role of critical multicultural education and feminist critical thought in teacher education / J. F. Brady, B. Kanpol // Putting theory into practice Educational Foundations. 2008. 14 (3). Р. 39-50; Plumwood V. Environmental Culture: The Ecological Crisis of Reason. L.: Routledge, 2005. Р. 8.

4. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. Новосибирск, 2011. С. 57.

5. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 31-34.

6. Андриенко Е. В. Социальная психология. М.: «Академия», 2012.

Notes

1. Kondratieva T.N. Formirovanie ehtnokul'turnoj kompetentnosti uchashchihsya v usloviyah reformirovaniya sovremennoj sistemy obrazovaniya [Formation of ethno-cultural competence of students in the conditions of reforming of the modern system of education] // Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: materialy IX mezhdunar. nauch. prakt. konf., posvyashch. 120 letiyu so dnya osnovaniya goroda Novosibirska - Teaching professionalism in education: proceedings of the IX international. scient. practical conf. on the 120 anniversary of the founding of the city of Novosibirsk (21-22 February 2013, , Novosibirsk): in 2 pts. / under scientific ed. of E. C. Andrienko. Novosibirsk. Publishing house of NSPU. 2013. Pt. 1. Pp. 56-60.

2. Romm T. A. Istoriya social'noj pedagogiki: ucheb. posobie [History of social pedagogy: textbook]. Rostov-na-Donu. Fenix. 2010. P. 79.

3. Kondratieva T.N. Tendencii razvitiya ehkologicheskogo vospitaniya v ehtnopedagogike buryatskogo naroda: monografiya [Trends in the development of environmental education in the ethnic pedagogics of Buryat people: monograph]. Novosibirsk. Publ. of FGBOU VPO "NSPU". 2009; Banks J. Teaching strategies for ethic studies (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 2007; J. Barman Aboriginal education at the cross road. The legacy of the residential schools and the way ahead // Long D. A. & Dickason O. P. ^ds.) Vision of the heart: Canadian aboriginal issues. Toronto: Harcourt Brace, 2006; J. M. Blaut, The colonizer''s model of the world: Geographical diffusionism and Eurocentric history. N. Y.: Guilford Press, 2005; Brady, J. F. The role of critical multicultural education and feminist critical thought in teacher education / J. F. Brady, B. Kanpol // Putting theory into practice Educational Foundations. 2008. 14 (3). P. 39-50; V. Plumwood Environmental Culture: The Ecological Crisis of Reason. L.: Routledge, 2005. R. 8.

4. Andrienko E. V. Pedagogicheskij professionalizm: monografiya [Teaching professionalism: a monograph]. Novosibirsk. 2011. P. 57.

5. Andrienko E. V. Vliyanie globalizacii na regional'nuyu strategiyu razvitiya vysshego obrazovaniya [The impact of globalization on regional development strategy of higher education] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal - Siberian pedagogical journal. 2013, No. 5, pp. 31-34.

6. Andrienko E. V. Social'naya psihologiya [Social psychology]. Moscow. "Academiya". 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.