Научная статья на тему 'Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях'

Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршаева Зухра Мимолатовна

В сложнейшем комплексе проблем, характеризующих процесс экологического воспитания в современных условиях, выделяется своей актуальностью соотношение этнокультуры и экологического воспитания, этнопсихологии, этнопедагогики и развития экологической культуры личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические основы экологического воспитания личности в современных условиях»

УДК 37.01

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ З.М. Куршаева*

В сложнейшем комплексе проблем, характеризующих процесс экологического воспитания в современных условиях, выделяется своей актуальностью соотношение этнокультуры и экологического воспитания, этнопсихологии, этнопедагогики и развития экологической культуры личности.

Ключевые слова: этнопедагогика; этнокультура; экологическая культура; этноэкология;

традиция; обычай.

ETNOPEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PERSONALITY IN PRESENT CONDITIONS

Z.M. Kurshaeva

In a complex set of problems that characterize the process of environmental education in modern terms, stands out for its relevance relation ethnic culture and environmental education, ethnic psychology, ethnopedagogy and development of ecological culture of personality.

Keywords: ethnopedagogy; Ethnic culture; ecological culture; etnoekologiya; tradition; custom.

Большие возможности в решении проблемы экологического воспитания подрастающего поколения имеет народная педагогика. Воспитательный опыт народа затрагивает все аспекты жизни людей, в том числе и отношение к окружающей среде, к природе.

Кабардино-Балкарская Республика - уникальный регион Северного Кавказа. Изучение педагогического, исторического и этнографического материала дает основание полагать, что этнопеда-гогическое наследие народов республики содержит богатый опыт бережного, разумного отношения к родной земле и природной среде.

Использование народного опыта воспитания в процессе формирования экологической культуры школьников, по нашему мнению, может оказать действенную помощь в работе образовательных учреждений.

В последние годы появилось много учебных программ, учебников и пособий, рассматривающих проблемы экологического образования, и проблему использования в школе прогрессивных

традиций этнопедагогики. Однако, недостаточно практико-ориентированных работ, которые могут оказать действенную помощь учителю по использованию этнокультурных ценностей в экологическом воспитании школьников.

Анализ этнографических, краеведческих материалов и источников по проблемам экологического образования и изучение реального состояния работы средних общеобразовательных школ подтверждает существование противоречий между:

- актуальностью экологических проблем в регионе и стране и недостаточной разработанностью, системы экологического образования и воспитания школьников;

- наличием ценных природоохранных обычаев и традиций в педагогическом наследии народов Кабардино-Балкарии и недостаточным использованием их в воспитательной практике школ республики;

- необходимостью учета в процессе экологического образования школьников уникальности природного ландшафта Кабардино-Балкарии и не-

Куршаева Зухра Мимолатовна, аспирант кафедры педагогики и психологии

дополнительного профессионального образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. E-mail: [email protected]

достаточным умением всесторонне использовать данное средство в образовательном процессе.

Формирование экологической воспитанности ребенка связано со многими аспектами воспитания. В первую очередь: а) привитие любви к природе; б) воспитание бережного к ней отношения; в) осознание ребенком красоты окружающего мира; 4) воспитание активного участия в совершенствовании и сохранении природы.

Важность данной проблемы обусловлена рядом обстоятельств:

- во-первых, в складывающихся социально-политических условиях становится очевидной необходимость создания этнически ориентированных

воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия;

- во-вторых, для теоретического и практического решения экологических проблем необходимо использование не только достижений современной науки, философии, педагогики, но и опыта прошлого, в том числе опыта

взаимодействия с природой каждого этноса, в его положительных и отрицательных моментах;

- в-третьих, потребности педагогической практики диктуют необходимость использования традиций народной педагогики, этноэкологических воззрений с цел ью повышения эффективности процессаэкологического воспитания школьников.

В народной педагогике можно выделить следующие компоненты, способствующие формированию экологической культуры личности:

- содержательный (система знаний народа о природе, поведении в ней, отношение, отраженное в произведениях поэтического творчества, обычаях, обрядах);

- практический (практические приемы, методы, средства воспитания рационального, бережного отношения к окружающей природной среде; выработанные в народной практике традиции рационального природопользования).

Можно выделить три группы средств народной педагогики:

• средства материальной культуры (природа, деятельность);

• средства духовной культуры (слово, общение, фольклор, религия, искусство);

• средства соционормативной культуры (традиции, праздники, игры).

Проблема использования опыта народной педагогики в экологическом воспитании в современных условиях представлен как этноэкологи-ческий аспект воспитания, который предполагает понимание, принятие традиционных этноэкологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой. Этноэкологический аспект воспитания включает в себя:

1) обогащение социального опыта детей эт-ноэкологическими знаниями, отражающими представления народа о явлениях природы, о жизни животного и растительного мира, взаимодействии человека и природы, в частности, ознакомление с произведениями народного творчества, имеющими природоведческую и экологическую окраску, с экологическими традициями народа;

2) практическая апробация знаний в процессе непосредственного общения;

3) практическая апробация знаний в процессе непосредственного общения с природой, природоохранной работы, выполнения природоведческих наблюдений;

4) усвоение контрольно-наглядных образцов поведения в природной среде в повседневной жизни в практике семейного воспитания под влиянием старших поколений;

5) использование комплексных этноэкологических средств воспитания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Соотношение «этнопедагогики» и «экологического воспитания» необходимо рассматривать в двух направлениях:

Во-первых, формирование экологической культуры личности происходит под влиянием содержательного и практического компонентов народной педагогики;

Во-вторых, использование опыта народной педагогики в экологическом воспитании школьников в современных условиях необходимо рассматривать как этноэкологический компонент воспитания, включающий в себя овладение этно-экологическими знаниями, усвоение контрольнонаглядных образцов поведения в природе, принятие традиционных этноэкологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой; использование комплексных этноэко-

логических средств воспитания.

Значимым является тот факт, что под этнопе-дагогикой в современной педагогической литературе понимают науку, показывающую способы и пути функционирования народной педагогической культуры в современных учебно-воспита-

тельных системах в качестве их органической системообразующей части. Такой подход позволяет выявить возможности использования традиций народной педагогики, этноэкологических воззрений народа в экологическом воспитании подрастающего поколения в современных условиях.

Литература

1. Храпаль Л.Р. Социокультурные основания, факторы и тенденции модернизации высшего профессионального экологического образования // Высшее образование сегодня. - 2009. -№ 7. - С. 35-37.

2. Храпаль Л.Р. Системообразующие категории высшего профессионального экологического образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2009. — Т. 2. -№ 7. - С. 177-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.