УДК 371
Куршаева Зухра Мимолатовна
Кафедра Психологии, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, [email protected]., Нальчик
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИхСя НАРОДОВ КБР
Аннотация В комплексе проблем, характеризующих процесс экологического воспитания в современных условиях, выделяется своей актуальностью соотношение этнокультуры и экологического воспитания, этнопсихологии, этнопедагогики и развития экологической культуры личности.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, этнокультурные ценности, этническая культура, этническая экология.
Kurshaeva Zukhra Mimolatovna
Post-graduate student of the Department of Psychology of the Institute of raising the level of professional skills and retraining of educators at the Kabardino-Balkarian state university named afterH. M. Berbekov, [email protected], Nalchic
ECOLOGICAL EDUCATION OF THE PUPILS OF KBR PEOPLE
Abstract. A complex of the problems characterizing process of ecological education in modem conditions, shows the parity of ethnoculture and ecological education, ethnopsychology, ethnopedagogics and development of ecological culture of the person.
Keywords: ecological education, ecological culture, ethnocultural values, ethnic culture, ethnic ecology.
Процесс формирования экологической культуры школьников традиционно неразрывно связывался с их биологическим образованием. Экологическая воспитанность школьников рассматривалась как некое обязательное следствие их биологической и экологической эрудиции. По мнению В. А. Ясвина и С. Д. Дерябо, общей задачей экологического воспитания является формирование экологического сознания личности [3]. соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического воспитания:
«1) Формирование адекватных экологических представлений - формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.
2) Формирование отношения к природе -формирование у личности субъектной модальности отношения к природе.
3) Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой» [там же, с. 53].
Становление экологически культурной личности в учебно-воспитательном процессе происходит при условии органичного единства научных знаний с чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение.
Экологическое воспитание на современном этапе нельзя ограничивать только задачами бережного отношения к природной среде. Не менее важна среда, созданная культурой предков в духовной и нравственной жизни, ставшая фундаментом экологической воспитанности многих поколений и выразившаяся в их отношении к священным объектам природы. Формирование высоконравственной личности с экологическим мышлением и культурой - процесс многофакторный, важной частью которого является использование этнокультурных ценностей.
Существенно отметить, что этнос и среда в силу своей тесной взаимосвязи представляют собой своеобразное целостное образование: изменения, происходящие в окружающей среде, оказывают влияние на этнические процессы, но и этнос, в свою очередь, использует и влияет на эту среду. В результате такого взаимодействия народом вырабатывались традиции природопользования, позволяющие оптимально адаптироваться к окружающей среде, не нарушая природного равновесия. Такая адаптация предполагала наличие чувства соразмерности и целесообразности, соизмерение воздействий на природу с ее возможностями. Современная наука рассматривает данный аспект с точки зрения экологической культуры, исходя из принципа: если культура адаптивна, значит она экологична.
Этнокультурные ценности как региональное содержание в образовательно-воспитательной системе существенно обогащают содержание общефедерального образования в целом и предметно при решении комплекса задач экологического воспитания школьников в условиях полиэтнической среды. В Кабардино-Балкарской республике проживают представители разных народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность, передавая следующим поколениям свой социальный опыт, духовное богатство. Особую актуальность в этом смысле приобретают знания характерных особенностей двух этносов, что позволяет более глубоко подойти к проблеме экологического воспитания учащихся.
Добиться эффективных результатов в экологическом образовании и воспитании учащихся можно, используя этнокультурные ценности: создание, вовлечение и применение конкретных форм культурноэкологического материала в разработку эко-лого-педагогических методик, содержащих разнообразный позитивный материал традиционных форм природопользования.
Действенной формой работы с учащимися в деле воспитания их экологической культуры может стать «этноэкологическая тропа (маршрут)». Ее отличительной особенностью является интерактивное действие и вовлечение в её структуру этноэкологической информации, относящейся к тому или иному конкретному виду традиционной культуры.
Содержание работы с этноэкологическим маршрутом включает в себя:
1. Максимальное включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования - информации (ритуалы, верования, предания и т. д.), собранной участниками тропы.
2. Изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов, популярно раскрывающих некоторые экологически ориентированные традиции и верования народов КБР.
3. Регулярное проведение специалиста-ми-экологами, этнографами, краеведами, а также учителями биологии, истории, географии экскурсий о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования.
4. Вовлечение участников тропы в простейшие обрядовые действия, имитирующие некоторые позитивно ориентированные на природные объекты (родники, ручьи, деревья и пр.) традиционные ритуалы народов КБР.
5. Организация на базе этноэкологиче-ской тропы специальных экскурсионных маршрутов и мероприятий (музыкальные, костюмированные и др. действия), приуроченных к народным праздникам традиционной культуры.
Следует отметить, что эмоционально-личностное вовлечение ребенка в пространство этноэкологического маршрута усиливается за счет активной творческой деятельности по созданию «мира» тропы. Усиление визуального воздействия естественных природных объектов тропы осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
• включение в оформление тропы объектов, позволяющих сосредоточить внимание экскурсантов, создать у них в процессе прохождения маршрута ощущение необычного (придорожных и указательных камней, деревянными стилизованными орнаментом столбиками, указателями, скамьями и др.);
• вовлечение участников тропы в действия, инициирующие их к сосредоточенному внимательному отношению с конкретными природными объектами тропы (изготовление экскурсантами различного рода поделок и пр.);
• проведение занятий художественной и поэтической «студий» (индивидуальное соз-
Сибирский педагогический журнал ♦ № 9 / 2012
271
дание созерцательных, инициирующих эмоциональную связь с природным объектом, стихов и рисунков);
• выполнение участниками тропы учебных проектов (географическое описание; составление биологической справки; историческая характеристика местности и отдельных объектов тропы);
• разработка социально-экологических проектов устройства тропы (компьютерные презентации учащихся).
Использование культурно-экологического потенциала этноэкологической тропы (маршрута) способствует формированию у детей нравственно-экологического отношения к природе. Полученные этнические
знания в комплексе с базовыми знаниями способствуют развитию экологического сознания личности.
Библиографический список
Закон РФ «Об охране окружающей среды». Статья 71. «Всеобщность и комплексность экологического образования», 2010. [Электронный ресурс] URL: http://zakonlzakon_rfjzakon7.htmt (дата обращения: 27.11.2012)
2. Набок И. Л., Бережнова Л. Н., Щеглов В. И. Этнопедагогика. - М. «Академия», 2007. - 103 с.
3. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования / Экологический вестник. - №5-6, 2010. - С. 53-58.