Научная статья на тему 'Этноэкологический аспект формирования экологической культуры учащихся'

Этноэкологический аспект формирования экологической культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРИРОДООХРАННЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNO-ECOLOGY / ENVIRONMENTAL CULTURE / ETHNOCULTURE / ETHNIC TRADITION / ENVIRONMENTAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршаева Зухра Мимолатовна

Главной особенностью работы является обращение к чувственно-эмоциональной сфере ребенка через этническую культуру, позволяющее ему осознавать свое единство с природой, формирующее у него природоориентированную картину своей малой родины и мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куршаева Зухра Мимолатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-ecological aspect of students’ environmental culture development

The main feature of the work is a study of an emotional feelings of a child through ethnic traditions, allowing to realize the unity with nature, forming a nature-oriented picture of its small homeland and of the world as a whole and representing a basis for environmental attitudes and behavior in later life.

Текст научной работы на тему «Этноэкологический аспект формирования экологической культуры учащихся»

З. М. Куршаева

(Нальчик)

ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Главной особенностью работы является обращение к чувственно-эмоциональной сфере ребенка через этническую культуру, позволяющее ему осознавать свое единство с природой, формирующее у него природоориентированную картину своей малой родины и мира.

«Этноэкология стремится рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве...» [3, с. 14].

Достигнутый человечеством научно-технический прогресс породил главную проблему современности - экологическую катастрофу. Теперь настала пора преобразовывать человечество [5, с. 130-137].

Возможно, этноэкология не решит экологические проблемы, но она представляет собой этическое традиционное мировоззрение, ориентированное на гармонию мира, которое может благотворно повлиять на становление и формирование экологически воспитанной личности.

Экологическому воспитанию посвятили свои работы С. Д. Дерябо, А. А. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. Ф. Мельчаков, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова-Салеева, Е. С. Сластенина, Т. И. Суравегина, В. А Ясвин; взаимоотношению человека со средой - В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс; основы народной педагогики освещены в трудах М. Ю. Ай-базовой, И. А. Арабова, Х. Х.-М. Батчаевой, Н. Ш. Блягоз, Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, М. Т. Загазежева, Ф. Т. Кущетеровой, К. Б. Семенова, Е. Е. Хатаева, Х. К. Цаллаева, З. Б. Цал-лаговой, И. А. Шорова, К. Д. Ушинского и др.; взаимодействие этноса и окружающей природы исследовали Э. В. Гирусов, В. Г. Крысько, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, А. М. Галеева и др.

Каждый этнос обладает своей самобытной культурой, выраженной в уникальном опыте рационального природопользования - традициях, обычаях, фольклоре, которые способствуют воспитанию экологической культуры детей.

«Каждый народ извлекает из окружающей среды известное количество культурной силы, с помощью которой он двигается вперед» [6, с. 102].

«Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой» [1, с. 19-25].

Проведенные исследования по экологическому воспитанию учащихся с использованием этнического потенциала имеют в основном историко-этнографический характер. Современная школа сегодня еще не ориентирована на этноэкологический подход к экологическому воспитанию учащихся. С этой целью нами проведена опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся - с учетом региональной специфики, познавательных, возрастных особенностей учащихся, дополненная этническим материалом экологического содержания народов Кабардино-Балкарии.

Цель исследования: формирование экологической культуры учащихся с использованием этнокультурного потенциала народов Кабардино-Балкарской республики.

Задачи:

- Выделить показатели и уровни сформи-рованности экологической культуры учащихся. Определить методы изучения уровня экологической культуры детей (интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер] и психолого-педагогических условий включения этнокультурных ценностей системы этносов Кабардино-Балкарии «природа - человек - социум» в процесс обучения учащихся школ. «Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями, содействует формированию всех сторон личности человека и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным педагогическим фактором» [7, с. 59].

Куршаева З. М. Этноэкологический аспект формирования экологической культуры учащихся

- Разработать модель процесса экологического воспитания детей этноэкологическими средствами, проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе.

- Доказать целесообразность взаимодействия содержания, форм, методов использования природоохранных традиций, накопленных этносами Кабардино-Балкарской республики, в современной практике воспитания экологической культуры учащихся.

Этноэкологический аспект формирования экологической культуры включает в себя:

- обогащение социального опыта учащихся этноэкологическими знаниями, содержащимися в устном поэтическом творчестве, обычаях этноса, в которых показывается бережное отношение человека к природным явлениям, растительному и животному миру -«правила регламентирования и табуирова-ния диктовались интересами жизнеобеспечения с осмысленным планированием будущего, что позволяло вести сбалансированное природопользование» [2, с. 68-75];

- практическую проверку полученных эт-ноэкологических знаний в непосредственной деятельности в природной среде;

- усвоение и соблюдение норм поведения в природной среде в повседневной жизни;

- использование этноэкологических средств и методов воспитания в едином комплексе.

Усвоение ценностей этнической экологической культуры, формирование этноэколог-ических знаний и представлений детей, соблюдение норм и правил поведения в природе должно быть основано на целостности и системности процесса обучения и воспитания. Данный подход требует единства действий всех институтов: школы, семьи, общественности. Основными же педагогическими условиями являются:

- акцентирование внимания детей на главных особенностях этноэкологических воззрений народа, выраженных в природоохранных традициях: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто невозможна» [4, с. 87];

- соблюдение и учет возрастных особенностей, возможностей детей в работе с материалом экологического характера; сочетание теоретических и практических форм и методов работы, вовлечение детей в разные посильные виды деятельности на природе;

- ознакомление детей с этнической культурой, этнотрадициями, нормами поведения и отношения к природе своего и других народов, которые носят общечеловеческий характер взаимодействия с природной средой.

Работа велась на основе практического ознакомления с природой и использования традиций неразрушающего природопользования, накопленных народами Кабардино-Балкарии, основу которых составило содержание учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В целях сбора и обобщения материала нами использовались методики В. А. Ясвина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка и С. Д. Дерябо. С целью выявления отношения учащихся к экологическим традициям и уровня экологических знаний использовали анкеты с учетом региональной специфики.

Показателями выраженности экологической культуры являются характеристики системы природоохранительных ценностных ориентаций общечеловеческой и этнорегио-нальной направленности; экологические компетенции, готовность к экологическим поступкам; направленность на созидательную социально-экологическую работу; способность к анализу и саморегуляции опыта взаимодействия с природой.

Полученные данные позволяют сделать следующие обобщения: доминирующим типом мотивации являются когнитивный, практический и эстетический; выраженность установок и ведущих каналов восприятия достоверно меняется в зависимости от класса обучения; последовательно снижается роль перцептивно-аффективного канала и возрастает роль когнитивного и практического каналов получения информации. Такие компоненты, как «природа и животные» и «окружающие люди», занимают доминирующую позицию в ранжировании списка предложенных понятий.

В исследовании были выделены 3 уровня сформированности экологической культуры учащихся (см. табл., с. 68].

- низкий - доминирование практического типа мотивации во взаимодействии с при-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40] 2014

67

Социальное и профессиональное воспитание, общекультурное развитие личности

Таблица

Представленность уровней экологической культуры учащихся 5-7 классов

Уровни 5 класс 6 класс 7 класс

НИЗКИЙ доминирующий практический тип мотивации (АП] а] противопоставляется эстетическому и когнитивному 5,8% (12 чел.] 15,9 % (27 чел.] 45,8% (77 чел.]

б] противопоставляется эстетическому 27,9% (54 чел.] 19,5% (33 чел.] 15,5% (26 чел.]

СРЕДНИЙ когнитивный тип мотивации (АК] а]основная когнитивная направленность 35,7% (73 чел.] 44,4 (75 чел.] 9,5% (16 чел.]

б] противопоставляется эстетическому 9,8% (20 чел.] 8,3% (14 чел.] 10,1% (17 чел.]

ВЫСОКИЙ эстетический тип мотивации (АЭ] 22,1% (45 чел.] 11, 8% (20 чел.] 19,1% (32 чел.]

родными объектами (АП], которое а) противопоставляется эстетическому и когнитивному; б] противопоставляется эстетическому;

- средний - доминирование а] когнитивного типа мотивации; б] когнитивного типа мотивации, которое противопоставляется эстетическому типу установок;

- высокий - доминирование эстетического, ценностного типа мотивации.

Опираясь на полученные данные, можно сделать следующие выводы:

1] формирование экологически культурной личности происходит под влиянием содержательного (произведения устного поэти-

ческого творчества, обычаи, обряды, ритуалы] и практического (приемы, методы, средства воспитания традиции рационального природопользования] компонентов воспитания;

2] применение опыта этноса в воспитании экологически грамотной личности предусматривает наличие этноэкологической составляющей экологического воспитания: овладение знаниями, усвоение природоохранных традиций и этических норм поведения в природе, признание традиционных воззрений и умелое соотношение их с современной экологической культурой.

Литература

1. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 2000. -С. 19-25.

2 Косарев В. Д. Тропами предков меж сопок и моря. Экологический опыт и традиционное природопользование коренных народов Сахалина. - Сахалин, 2007. - С. 68-75.

3. Крупник И. И. Арктическая этнология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. - М.: Наука, 1989. - С. 14.

4. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1984. - № 3. - С. 87.

5. Реймерс Н. Ф. Теоремы экологии // Наука и жизнь. - 1992. -№ 10. - С. 130-137.

6. Шульц Г. История первобытной культуры. - М., 1923. -С. 102.

7. Эфендиев Ф. С., Шаваева М. О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия. - Нальчик, 2006. - С. 59.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.