#
РОЛЬ ТАДЖИКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ROLE OF TAJIK NATIONAL TRADITIONS AND CUSTOMS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION
Абдулхай Комили, Санг Холназаров
В последние годы возрос интерес к традиционному воспитанию. Этнопедагогика является не только достоянием народа, но и одним из средств сохранения самобытности, а также резервом обновления образовательных технологий. Традиции и обычаи таджикского народа играют ведущую роль в содержании общего образования в целом и экологического образования в частности.
Ключевые слова: Экологическое воспитание, народные традиции и обычаи, педагогика, молодое поколение.
Abdulkhay Komili, Sang Kholnazarov
Traditional education has aquired growing interest recently. Ethnopedagogy is not only a part of a nation's heritage, it is a way to preserve its distinctive character, as well as a reserve for renewing educational methods. Traditions and customs of the Tajik people play a leading role in the content of the general education and environmental education in particular.
Keywords: environmental education, national traditions and customs, pedagogy, new generation.
Экологическое воспитание как элемент нравственного воспитания в сфере общего образования занимает большое место. Воспитание всегда было, есть и будет актуальной проблемой литературы, истории, философии, но прежде всего педагогической науки. Его необходимость в современных условиях еще более возрастает.
Только нравственный и правильно воспитанный член общества может быть настоящим человеком, то есть политически грамотным, организованным, сознательным, трудолюбивым, совестливым, эстетичным и культурным.
В традициях и обычаях каждого народа присутствуют элементы экологического воспитания.
В настоящее время студенты и школьники недостаточно информированы о значении народных традиций и обычаев в воспитании вообще и экологическом воспитании в частности. В школьных и вузовских программах экологическому воспитанию также уделено мало внимания.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что проблема экологического воспитания с учетом народных традиций и обычаев в современной практике воспитания особенно актуальна.
Между тем народные традиций и обычаи - это весьма мощное средство воздействия на сознание подростков. Народные традиции и обычаи являются частью народного опыта, и их способен осознать каждый подросток.
Следует отметить, что изучения данного вопроса в Таджикистане в педагогическом плане еще не проводилось. Конечно, было бы несправедливо утверждать, что народные традиции и обычаи не отражены в наших учебниках. Они даются по большей части в историческом, философском и мифологическом контексте, но не используются для нравственного воспитания в общеобразователь-
ных школах. Некоторые народные традиции и обычаи приводятся в учебниках от случая к случаю, определенной педагогической системы в их использовании нет.
В народе мудрые изречения, которые передаются испокон веков из поколения в поколение с целью подготовить старшему поколению достойную смену, не утратили своей воспитательной ценности. Идеи о воспитании зародились еще в глубокой древности в процессе труда. Сохранение и пропаганда лучших идей народа об экологическом воспитании и составляют то национальное пространство, которое неповторимо с точки зрения традиций и опыта нации.
В настоящее время Законом Республики Таджикистан «Об образовании» перед школой и вузом поставлена задача защиты и развития национальной культуры, ее традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность построить фундамент выработанных человечеством трудовых и духовно-нравственных ценностей: общечеловеческих и национальных [1].
Формирование личности происходит под влиянием реальной жизни: отношения в семье, обычаи и традиции, которых придерживается население. Таджики сумели сохранить свою этнокультурную самобытность. Способствовали этому в первую очередь высокая нравственность, социальное сплочение, любовь к Родине и ее природе, трудолюбие, согласие и солидарность. Все эти ценные качества своими корнями уходят в этнопедагогику таджикского народа.
Понятие «традиции» распространяется и на всю общественную жизнь, оно отражает общественные отношения и является социальным феноменом [2].
«Традиции» и «обычаи» - понятия однопорядковые, но далеко не идентичные. Сходство традиций и обычаев
ф
заключается в том, что они соблюдаются в силу убеждения, привычки, поддерживаются общественным мнением. Они выполняют в целом одинаковую социальную роль -формируют у широких народных масс духовные качества, чувства, навыки, настроения в соответствии с общественными потребностями и интересами.
Вместе с тем между традициями и обычаями имеются и существенные различия. Исторически обычаи возникли раньше традиций. На основе развития общественных отношений рода и племени сложились родоплеменные обычаи, детально регламентирующие способы реализации тех или иных общественных отношений.
Обычай - правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, укоренившиеся, вошедшие в привычку, быт и сознание ее членов. Обычаи служат средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентируют его поведение и поддерживают внутригруп-повую сплоченность.
Важнейшей функцией различных традиций и обычаев является закрепление и передача из поколения в поколение общепринятого социального опыта.
Механизм передачи социального опыта с помощью традиций и обычаев заключается в закреплении определенного комплекса действий посредством их повторения.
Следует отметить, что традиции и обычаи являлись составной частью народной педагогики, играют важную роль в экологическом воспитании детей с малых лет. В процессе экологического воспитания обеспечивается преемственность поколений, которая является условием непрерывного развития. Проявление преемственности многообразно и многогранно. Она может проявляться в личном плане, в плане семейных и общественных традиций, что очень важно для воспитания экологической грамотности каждого человека.
В практике общеобразовательных учреждений используются традиции проведения народных праздников Мехргон, Сада, Навруз, народных игр, а также таджикские народные сказки, песни и другие виды деятельности, направленные на трудовое, экологические и нравственное воспитание.
Восстановление таджикских традиций, обычаев и праздников обогатило бы культуру народов республики. Например, в наше время Навруз уже стал международным праздником и проводится в разных странах мира, объединяя разные этносы и национальности.
С этой точки зрения таджикские народные традиции, обычаи и праздники заслуживают внимания не только со стороны фольклористов, филологов, историков, этнологов, педагогов, но и экологов, ибо в них кроется большой потенциал для массового экологического воспитания. Перед педагогической наукой стоят задачи изучить этот потенциал, раскрыть возможности его применения в учебно-воспитательной работе во всех звеньях непрерывного образования и подготовки специа-
листов в вузах и колледжах всех направлений, в том числе экологического.
В таджикской народной педагогике сказки, сочетающие в себе воспитательный и познавательные элементы, занимают одно из ведущих мест. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: воздух, солнце, месяц, ветер, вода, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером.
Таджикские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-экологического отношения к природе, что в определенной степени служит преодолению утилитарно-потребительского подхода к окружающему миру.
В сказке «Донак» (Косточка) рассказывается о стадиях развития растений и необходимости их охраны. Смышленый мальчик посадил косточку абрикоса, поливал, ухаживал, выросло дерево, зацвело, созрел урожай. Мораль сказки совершенно очевидна. С точки зрения ее образовательного значения обращает на себя внимание то, что история выдается за «истинную правду»: называют имя старухи, не только село, где она жила, но и то место, где было ее поле, сад, который она посадила. Р. Амонов считает, что «созданные в далекой старине и дошедшие до нас из глубины веков народные сказки запечатлели основные нравственные заповеди их творца - народа» [3].
Народные традиции, обычаи и праздники являются и средством подготовки подрастающего поколения к требованиям общественной жизни. В них расписано место и роль каждого, ибо в них участвует все население, невзирая на возраст, пол и другие различия, поэтому каждый с достоинством выполняет свои обязанности в ходе проведения массовых мероприятий (посадки деревьев, очистки улиц от мусора и другие), к чему приучается и привыкает с малых лет. В ходе взросления человека эти обязанности могут изменяться, но воспитание и научение общению, нравственному поведению происходит незаметно и в естественной среде, что является важной характеристикой народных средств экологического воспитания.
Особенно хочется выделить следующие формы массового воспитания.
Навруз. В переводе с персидского языка Навруз означает «Новый день». Воспитательное значение Навру-за заключается в содержании песен-причиток. Все эти праздники начинаются с уборки и благоустройства каждого дома, каждого села. В песнях отражались смекалка, находчивость, внимательность простых людей ко всему, что их окружает, во многих случаях они сочинялись экспромтом. Песни приспосабливались к местным условиям и сочинялись для каждого отдельного двора.
Навруз связан с началом весеннего сева, проводилась подготовка к нему, разные игры и др.
Взаимопомощь (Хашар). Среди обычаев и традиций помощь друг другу в тяжелых и трудоемких работах занимает особое место. Обычно это необходимо при молотьбе, подготовке дров на зиму, строительстве дома, посадке деревьев, чтобы дело закончить быстро.
Важным условием совершенствования деятельности общеобразовательных учреждений по экологическому образованию и воспитанию средствами таджикской народной педагогики является разработка и внедрение научно обоснованной системы.
Наше исследование показало, что ее основными компонентами являются: цель, задачи, принципы, этапы воспитания, содержание работы, формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процесса. Ключевым компонентом данной системы является цель, сформулированная нами следующим образом: воспитание у учащихся, студентов нравственного, экологического отношения к окружающей среде средствами народной педагогики в процессе непрерывного образования. Она конкретизируется следующими задачами:
1) формирование гуманного отношения к природе, к окружающему миру;
2) формирование опыта экологического воспитания.
В основу нашей модели были положены принципы
народности, природосообразности, культуросообразно-сти, гуманности, системности, единства обучения и воспитания, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Важным компонентом системы экологического воспитания являются формы организации учебного процесса и внеклассной работы (уроки, семинары, лекции, учебные экскурсии, учебные конференции, конкурсы, олимпиады, вечера, встречи и т. д.).
В процессе экологического воспитания (образования) необходимо использовать такие методы, как разъяснение, рассказ, внушение, беседа, диспут, лекция, пример, которые будут способствовать формированию чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогические требования, намек, просьба, совет, приучение, упражнения, поручение, создание для воспитанников этнопедагогических ситуаций, общественное мнение), основанные на практической деятельности обучаемых; методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, одобрение, похвала, наказание, соревнование), методы этнопедагогики (показ, одобрение, наставление, завет, назидание, запрет и др.). Следующим компонентом являются такие средства воспитания, как фольклор, традиции и обычаи, литература, народное декоративно-прикладное искусство, природа, кинофильмы и т. д.
Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, от целесообразности, гармонии в ней (человек - часть природы): поэзия, музыка; вышивка, узор - повторение красок и линий природы и т. д. Красоту в произведени-
ях народного творчества человек создавал на радость себе и людям.
Таджикская народная педагогика, как известно, была связана с ремеслом, обучением детей бытовым, трудовым, агротехническим навыкам и умениям, медицинским, метеорологическим, ботаническим и математическим знаниям, передача которых осуществлялась от отца сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Проходило обучение конкретным операциям, а также навыкам использования народных примет в наблюдениях за погодой, за развитием растений, животных, для определения сроков сбора овощей, ягод, орехов.
Народная педагогика представляет собой чистый, неиссякаемый родник, откуда народы черпают знания о жизни, об окружающем мире, его сохранении, по непи-санным законам которого они из поколения в поколение воспитывали своих детей в духе сохранения, укрепления и развития добрых обычаев и традиций.
Противоречия, возникающие в семьях в связи с разрушением традиционной этноэкологической жизнедеятельности, дестабилизируют систему поддержания преемственности поколений. А официальная советская педагогика носила унифицирующий характер, она не совсем оправдала себя на практике и не смогла достигнуть согласованности между домашним и общественным воспитанием, обеспечивающей эту преемственность. Таким образом, официальные формы школьного образования не учитывали особенностей народных традиций в воспитании детей, что явилось одной из главных причин и педагогического кризиса, и демографического, социально-экономического кризиса общества.
Источниками формирования экологических знаний, умений и навыков и привычек с точки зрения народных традиций воспитания детей является родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, конкретные трудовые обязанности, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство - словом, вся многогранная культура народа, аккумулирующая общечеловеческие ценности с учетом социально-экономического и исторического развития общества.
Действительно, в последние годы, особенно в связи с поиском национальной идеи развития общества во время политических и социально-экономических реформ, в стране возрос интерес к традиционному воспитанию. Проводились и проводятся обширные исследования, конференции, перенимается педагогический опыт в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Признано, что этнопедагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения самобытности и резервом обновления образовательных технологий.
Учащиеся знакомятся с повадками и поведением животных, движением небесных тел, сезонными изменениями в растительном мире, которые служили для предков источником их разнообразных знаний об окружающем мире. Все это развило у них тонкую наблюдательность, исключительную способность ориентироваться в горах и долинах в любую погоду.
#
В народе хорошо известны лечебные и пищевые свойства растений. В арсенале таджикской народной медицины насчитывается более 114 видов местной флоры, а также известны способы их сбора и их защиты от исчезновения. Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, чувство долга за ее сохранение. В результате выкристаллизовались общепринятые в народе приметы, которые имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.
Таким образом, традиции и обычаи таджикского народа в содержании общего образования выступают как целостная система, реализующаяся в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, рассматривая национальные традиции в области экологического воспитания, исходя из анализа социального опыта человечества, мы
видим, что в учебно-воспитательном процессе они представляют собой сумму знаний, постоянно накапливающихся и изменяющихся, опыт эмоционально-целостного отношения к миру. При подготовке специалистов в вузах особое внимание уделяется методике применения народных традиций и обычаев как составной части народной педагогики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе: Шар;и Озод, 2001. - С. 48.
2. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль, 1992. - С. 33.
3. Амонов Р. Таджикские народные сказки (пер. с таджикского). - М., 1998. - С. 78.
СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ КАЗАХСТАНА: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА» НОМАДОВ
MODERN QUIDELINES IN TEACHING KAZAHKSTAN ART HISTORY: NOMADS' 'ARTISITIC WORLD VIEW'
Л. Р. Золотарева
В статье показана значимость курса истории искусств Казахстана в этнокультурном образовании, современные ориентиры его преподавания: культура Казахстана в контексте евразийства, ментальные факторы, приобщение к основным художественно-культурным традициям, мировоззрение кочевников, скифология и тюркология, Великий шелковый путь, эстетика казахского орнаментально-прикладного искусства. Акцентируется проблема традиции и инновации в изобразительном искусстве ХХ века, модернизации искусства Казахстана.
Ключевые слова: этнокультурное образование, история искусств Казахстана, современные ориентиры, традиции, модернизация.
L. R. Zolatareva
The article argues for the importance of the Kazakhstan Art History course in the ethnic and cultural education, examines modern guidelines in its teaching: culture of Kazakhstan in the context of Eurasian culture, mental factors, learning about the main art traditions, nomads' world view, Turkology and Scythian history, The Great Silk Way, aesthetics of Kazakh applied arts. The author emphasizes the question of tradition and innovation in fine arts in the 20th century, as well as modernization of Kazakh arts.
Keywords: ethnic and cultural education, history of Kazakh arts, modern guidelines, traditions, modernization.
В современной образовательной системе наиболее важной задачей преподавания культурологического цикла дисциплин является вовлечение в духовный мир личности более широкого спектра культурно-художественных смыслов, многообразия мировосприятий как в историческом аспекте, так и через раскрытие своеобразия национальных культур. Именно поэтому образовательные учебные планы и программы в Республике Казахстан составляются исходя из
этнокультурной модели общего и профессионального образования, в связи с национально-региональным компонентом. Неотъемлемой частью изучения истории мировой художественной культуры является курс «История искусств Казахстана» («Художественная культура Казахстана»). Поэтому научно-педагогическим основанием для написания данной статьи послужило создание автором одного из первых учебных пособий в Казахстане «История искусств Казахстана», курса лек-
Ф