Научная статья на тему 'Этнопедагогика крымскотатарского народа как средство воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях'

Этнопедагогика крымскотатарского народа как средство воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанова З.Р.

В статье этнопедагогика крымскотатарского народа рассматривается как часть общей педагогической науки, которая отражает совокупное педагогическое знание народа. Утверждается, что при организации процесса воспитания в образовательных учреждениях одним из действенных средств являются средства этнопедагогики крымскотатарского народа. Представлена систематизация этнопедагогических средств воспитания и определены механизмы их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article pedagogy of the Crimean Tatar people is seen as part of the general pedagogy, which reflects the combined pedagogical knowledge of the people. Argues that the organization of the process of education in educational institutions an effective means are means ethnopedagogics Crimean Tatar people. Systematization presented ethnopedagogical means of education and identify mechanisms for their implementation.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика крымскотатарского народа как средство воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях»

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

43

УДК 37.035.6 : 39

ЭТНОПЕДАГОГИКА КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3. Р. Асанова

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры педагогики Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет»

В статье этнопедагогика крымскотатарского народа рассматривается как часть общей педагогической науки, которая отражает совокупное педагогическое знание народа. Утверждается, что при организации процесса воспитания в образовательных учреждениях одним из действенных средств являются средства этнопедагогики крымскотатарского народа. Представлена систематизация этнопедагогических средств воспитания и определены механизмы их внедрения.

Введение

В современном постиндустриальном обществе происходит переосмысление ценностной основы воспитания. Модернизация украинской системы образования, регулируемая рядом нормативно-правовых документов (Законом Украины «Об образовании», Национальной доктриной развития образования и др.), определяет новые приоритеты и в воспитании [I]. Стратегической задачей воспитания является реформирование воспитательной системы с ориентацией на общечеловеческие ценности с учетом региональных особенностей и передового педагогического опыта. Преодоление девальвации гуманистических ценностей, которая наблюдается в современном обществе, требует анализа существующей теоретической базы по проблеме воспитания и на её основе разработки эффективных педагогических условий совершенствования данного процесса.

Результаты изучения философской, психологической и педагогической литературы показывают, что воспитание подрастающего поколения всегда было в центре внимания мыслителей и ученых. Вопросы воспитания в контексте всестороннего развития личности рассматривались как западноевропейскими педагогами (А. Дистервергом, Я. Коменским, Дж. Локком, И. Песталоцци идр.), так и ближневосточными мыслителями-энциклопедистами (А. Бируни, И. Газали, Ибн Синой, А. Кинди, Н. Туей, И. Фараби, А. Хорезми, Н. Хосровом и др.). В их многочисленных трудах подчеркивается приоритетность нравственного воспитания, формирования таких качеств, как человечность, терпение, умеренность, помощь и дружественное расположение, щедрость, благородство.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания детей внесли такие педагоги, как Г. Волков, М. Стельмахович, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др. В их работах жучит призыв о необходимости воспитания подрастающего поколения на народных традициях с использованием таких средств, как фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла.

Современные крымскотатарские ученые Э. Абибуллаева, Э. Аблаев, Л. Алимова, Э. Зарединова, А. Измайлов, Л. Кадырова, 3. Мустафаева, М. Хайруддинов акцентируют внимание на том, что этнопедагогика крымских татар имеет огромный потенциал в воспитании подрастающего поколения, позволяет, учитывая современные реалии, использовать народные педагогические традиции в воспитании детей.

Несмотря на проводимые в области этнопедагогики крымских татар исследования, проблема воспитания крымскотатарских детей продолжает оставаться актуальной. Анализ психолого-педагогической литературы, а также изучение педагогического опыта по обозначенной проблеме в школах Автономной Республики Крым (АРК) свидетельствуют о ее недостаточной разработанности в педагогической науке и практике. Это связано с дефицитом педагогической литературы, учебных пособий на родном (крымскотатарском) языке, научнообоснованных методических рекомендаций данного направления, что является причиной недостаточной этнопедагогической компетентности педагогов, работающих с национальным контингентом детей

44

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

в системе дошкольного и школьного образования. Несмотря на то, что образовательные учреждения с крымскотатарским языком обучения и воспитания активно пытаются найти оптимальные подходы к воспитанию своих подопечных, сложившаяся на сегодняшний день практика воспитания крымскотатарских детей характеризуется отсутствием целенаправленности в использовании воспитательного потенциала этнопедагогики крымскотатарского народа в воспитании.

В результате этого возникают противоречия между:

- потребностью общества в высоконравственной личности как представителе национального сообщества и недостаточной разработанностью теоретических положений воспитания крымскотатарских детей;

- воспитательным потенциалом этнопедагогики крымскотатарского народа и отсутствием научно обоснованной методики использования ее средств в воспитании подрастающего поколения.

В этих условиях возникает необходимость проведения специального педагогического исследования, направленного на совершенствование процесса воспитания крымскотатарских детей. Значительную помощь в повышении эффективности могут оказать средства этнопедагогики крымскотатарского народа, позволяющие не только формировать этническое «Я» у подрастающего поколения, но и приобщать к духовно-нравственным ценностям как национальным, так и общечеловеческим.

Результаты исследования и их обсуждение

Этнопедагогика крымскотатарского народа является частью общей педагогической науки, которая отражает совокупное педагогическое знание народа. Одной из задач этнопедагогической науки является научно-педагогическое изучение педагогических процессов в народной среде. А также выявление на основе критической оценки с учетом современных представлений народа о морали потенциала исторически сложившегося опыта воспитания детей.

Крымскотатарским народом на протяжении многих веков создана богатая и самобытная культура, составляющим элементом которой является педагогическая культура, непосредственно связанная с воспитанием. Воспитание детей представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, среди которых можно выделить такую группу компонентов, интересующую исследование, как средства воспитания.

Процесс воспитания средствами этнопедагогики крымскотатарского народа основан на передаче подрастающему поколению национального культурно-исторического наследия крымских татар, способствующего овладению школьниками ценностями, которые определяют их отношение к окружающей действительности. В таком случае, по нашему мнению, средства этнопедагогики - это педагогический инструментарий в виде объектов, предметов и явлений материальной и духовной культуры крымскотатарского народа, которые преднамеренно включены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений и призваны содействовать достижению идеала воспитанной личности. Основанием для формулировки дефиниции служат высказывания относительно средств воспитания В. Журавлева [2,38], Н. Бордовской и А. Реан [3, 43].

В этнопедагогике крымскотатарского народа средства воспитания рассматриваются в исследованиях 3. Мустафаевой [4], М. Хайруддинова [5], которые, в основном, выделяют фольклор, народную игру, национальные праздники, традиции, обычаи и т. д.

Средства воспитания (предметы материальной и духовной культуры народа) имеют свою объективную (не зависимую от воспитания) ценность. В воспитании подрастающего поколения они необходимы не только для усвоения ребенком национального наследия крымскотатарского народа, но и для отображения во внутреннем мире воспитанника других культурных ценностей (качеств личности, сознания, привычек и т.п.).

Благодаря системно-структурному подходу, который позволяет разработать стройную теоретическую основу изучаемого предмета или явления, в ходе исследования этнопедагогические средства воспитания крымскотатарских детей были рассмотрены как система в целом и в различных аспектах (таблица I), структурированы и охарактеризованы (таблица 2).

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

45

Таблица I - Средства этнопедагогики крымскотатарского народа в различных измерениях

Время

прошедшее настоящее будущее

Надсистема Теоретические знания и эмпирический опыт крымскотатарского народа о воспитании подрастающего поколения Этнопедагогика крымскотатарского народа Дальнейшее развитие этнопедагогики крымскотатарского народа как науки, ответвление отраслей этнопедагогики по различным направлениям

Система Интуитивно выработанные народом на протяжении веков средства, используемые в воспитании подрастающих поколений Средства этнопедагогики крымскотатарского народа Средства этнопедагогики крымскотатарского народа с учетом развития инновационных технологий образования

Подсистема Элементы крымскотатарской культуры I Символы II Материальные средства III Коммуникативные средства IV Фольклорные средства Является предметом новых научных исследований

Выделение средств этнопедагогики крымскотатарского народа по группам было осуществлено на основе классификации Н. Бордовской и А. Реан [3]. Система этнопедагогических средств воспитания представляет собой структурированную взаимосвязь элементов духовной и материальной культуры крымских татар:

I Символы (крымскотатарская символика).

II Материальные средства (материализованные объекты духовной культуры и объекты природы родного края).

III Коммуникативные средства: лингвистические (словесные приемы на родном языке) и паралингвистические (мимика и жесты).

IV Фольклорные средства (пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, потешные и поучительные истории, музыкальный фольклор, народные танцы, игры и др.).

В своей работе мы руководствовались тем, что выбор адекватных этнопедагогических средств воспитания должен осуществляться согласно следующим правилам. Средства воспитания должны: быть понятными; возбуждать интерес и желание их освоить; иметь определенное значение в жизнедеятельности воспитанников; быть использованы во множестве жизненных ситуаций как средство анализа социальных явлений, понимания других людей и принятия решений; удовлетворять потребности ребенка от использования культурных ценностей и достижения эффективных результатов, признанных коллективом, воспитателем, родителями, друзьями.

Исторический аспект системы этнопедагогических средств. Средства этнопедагогики были интуитивно выработаны народом на протяжении веков и являются достоянием крымскотатарской культуры. В настоящее время, образуя совокупность, этнопедагогические средства были отобраны, учитывая современные реалии учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В будущем система может совершенствоваться с учетом инновационных технологий образования, развития интерактивных методик.

46

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Таблица 2 - Средства этнопедагогики крымскотатарского народа в воспитании подрастающего поколения

Символы Крымскотатарская символика

a) национальная: Герб, Знамя, Гимн; b) орнаментальная: орнаменты сармашника, меандра, геометрических фигур цветовая гамма в национальной одежде, на головных уборах. c) символика растительного мира: дерево, ель, полынь, подснежник, плоды; d) символика животного мира: баран, волк, змея, конь, лебедь, петух; e) символы неодушевленной природы: вода, звезда, солнце, ручей, радуга; f) литературная символика: Алтын беншк (Золотая колыбель), Арзы къыз (Русалочка).

Материальные средства Материализованные объекты духовной культуры

a) книги и учебные пособия, содержащие произведения устного народного творчества; b) детская художественная литература на родном языке; c) аудио- и видеодиски, содержащие записи произведений фольклора; d) наглядные пособия: образцы работ народного декоративно-прикладного искусства и национальных ремесел (орнаменталистики, кожевенно-сафьянового дела, керамики, гончарного дела, ювелирных изделий, ткачества, ковроткачества, художественной вышивки, медночеканного производства домашней утвари, обработки дерева (резьбы по дереву) и т. д.) e) памятники культуры.

Объекты природы родного края

a) природа степного Крыма; b) природа горного Крыма; c) природа побережья.

Коммуникативные средства Лингвистические (словесные приемы на родном языке)

приветствие (селямлашув), прощание (сагълыкьлашув), знакомство (таныш олув), обращение ко взрослым, обращение к младшим, обращение со сверстниками, извинение (афу сорав), слова и выражения, смягчающие и облагораживающие речь («волшебные слова» (тылсымлы сёзлер), просьба (риджа), совет (тевсие), добрые советы и пожелания (яхшы тевсиелер ве тилеклер), предложение (теклиф), формулы несогласия (наразылыкь) с чьим-либо мнением (бирининь фикринен разы олмамакъ), подтверждение (тасдикъ), жалоба (ншкяет), утешение (теселли), сочувствие (аджынув) соболезнование (гонъуль алув), одобрение (такьдирлев) и неодобрение (яхшы деп саймамакь), поздравление (хайырлав), благодарность (миннетдарлыкъ).

Паралингвистические (мимика и жесты)

указательные, изобразительные, ритуальные, эмоциональные, фамильярные, нейтральные, ораторские

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

47

Продолжение таблицы 2

Фольклорные средства Устное народное творчество

a) пословицы и поговорки (о языке и слове; о труде; о науке, знаниях и ремесле; о лени; о старательности и способностях; о народе и его единстве; о Родине и патриотизме; о родителях и детях; о парнях и девушках; о родственниках; о любви, счастье и дружбе; о добре и зле; о семье; о жизни и смерти; о здоровье; о правде и лжи; о молодости и старости; о благовоспитанности и воспитании; об умных и глупых людях; о голодных, бедных и сиротах; об отношениях между людьми; о гостеприимстве; о мужестве и трусости; о чести и долге; о красоте; о терпении; о терпении); b) загадки (объекты природы; времена года; состояния природы; органы человека; животные; деревья; фрукты и овощи; предметы быта, обувь, одежда; канцелярские принадлежности и т. д.); c) сказки (о животных, волшебные, бытовые); d) поучительные истории (о Амет-ахае, о Ходже Насреддине); e) легенды и эпосы (о явлениях природы и общественной жизни, об исторических событиях).

Музыкальный фольклор

а) песни (колыбельные; лирические; исторические; песни импровизированного характера; шуточные песни-речитативы).

Ь) танцы («Агъыр ава», «Хайтарма», «Тым-тым»)

Традиции

почитание родителей и старших (целование руки), культ хлеба, гостеприимство, традиционный кофе для гостей, содержание жилья в чистоте и порядке, ухоженность двора и прилегающей к дому территории, традиции, связанные с пищей, традиции семейного стола

Обычаи

а) календарные (Йыл геджеси, Наврез, Хыдырлез, Дервиза, Ораза-байрам и Къурбан-байрам).

Народная этика

a) отношение к себе, отношение к родителям, отношение к родственникам; b) отношение к соседям; c) отношение к друзьям, коллегам; d) отношение к иноверцам; e) отношение к природе (растениям, животным и неодушевленным предметам).

Народные игры

a) игры с мячом (чукуртоп (мяч в яме), топчик (мячик), кой качгы (деревня убежала, перешла), арман топ (мяч по кругу), чалме топ (лапта)); b) игры с камешками (мырт, чобанчыкь (пастушок), учь таш (три камня), мармалы, чилик, беш таш (пять камней), таш (камешки)); c) игры с движениями (айгъырчыкь (жеребенок), кес-кес (режь-режь), мермерша, ал корьдим); d) игры с плетью (тура (плеть), балыкь баллы (рыба пропала), даллдырыкъ); e) творческие игры.

48

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

Функциональный аспект. Средства этнопедагогики крымскотатарского народа являются инструментарием достижения основной цели воспитания, которую крымскотатарский народ видит в формировании совершенной личности, обладающей определенными качествами. Одной из решающих черт совершенной личности у крымских татар является нравственная чистота души. Сохранение доброго и честного имени своей семьи, своего народа - главное требование в воспитании: «Будь сыном своего народа», «Не позорь своих родителей» и т. д. В соответствии с целью воспитания ставятся и задачи, которые в этнопедагогике заключаются в подготовке подрастающего поколения к жизни и труду, в воспитании нравственных качеств, экологической ответственности, в развитии патриотических чувств, эстетических вкусов, в физической закалке детей.

В свою очередь, элементы системы, являясь объектом или явлением культуры крымскотатарского народа, по своей сути нейтральные средства. Функциональную значимость этнопедагогических средств они выполняют тогда, когда включены в деятельность воспитанника (учебно-познавательную. игровую, трудовую, художественно-творческую, спортивную, коммуникативную и др.).

Также необходимо заметить, что средства этнопедагогики обслуживают методы воспитания и определяют форму воспитательного акта. Так, выделенные нами коммуникативные (лингвистические и паралингвистические) средства составляют основу таких методов воспитания, как разъяснение, рассказ, поучение, наставление, совет, беседа, предостережение, намек и др. Такая форма воспитательного процесса, как национальные праздники крымских татар, складывается благодаря таким средствам этнопедагогики, как музыкальный фольклор, традиции и обычаи народа.

Структурный аспект. Все структурные элементы и подэлементы системы связаны между собой. Так, элементы символики находят свое отражение в работах декоративно-прикладного творчества, гончарных, ювелирных изделиях, вышивке; фольклорные материалы материализуются в книгах и на аудио- и видеодисках, проявляются в коммуникативных средствах; религиозными этическими нормами пронизаны некоторые традиции и обычаи и т. д. Во взаимосвязи этнопедагогические средства приобретают полифункциональную значимость, то есть выполняют функции:

• информативности, в связи с тем, что этнопедагогические средства являются носителями определенной информации;

• компенсаторности, облегчающую воспитательный процесс, способствующую достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени воспитанников;

• адаптивности, основанную на требовании учета возрастных, гендерных и национальнопсихологических особенностей учащихся и ориентированную на поддержание благоприятных условий протекания воспитательного процесса;

• интегративности, позволяющую рассматривать объект или явление как часть и как целое и реализующуюся при комплексном использовании этнопедагогических средств воспитания;

• стимулирования, возбуждения духовной активности и мыслительной деятельности, способствующую достижению задачи формирования устойчивой мотивационной сферы в соблюдении требуемых обществом (народом) ценностных ориентиров и обеспечивающую осмысление жизненных проблем, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека [6], [7].

Выводы

Таким образом, проведенный нами анализ показал, что этнопедагогика крымскотатарского народа богата разнообразными средствами воспитания.

Педагогические коллективы образовательных учреждений АРК с пониманием относятся к значимости использования этнопедагогических средств в воспитании подрастающего поколения и убеждены в необходимости введения средств этнопедагогики крымских татар в целостный учебно-воспитательный процесс. Это обусловило необходимость теоретического обоснования педагогических условий воспитания детей средствами этнопедагогики крымскотатарского народа.

Изучение соответствующих методических рекомендаций по исследуемой нами проблеме позволило разработать условия повышения эффективности воспитания крымскотатарских детей. Воспитание крымскотатарских детей в образовательных учреждениях будет эффективным при условии:

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

49

- учета национально-психологических особенностей крымскотатарских детей педагогами в воспитании младших школьников;

- внедрения в целостный учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений системы этнопедагогических средств;

- реализации организационных форм, методов и приемов воспитательной работы на основе материалов культурного наследия крымскотатарского народа;

- создания этнокультурной среды с помощью активного взаимодействия учителей и родителей.

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе может способствовать не только повышению эффективности учебно-познавательной, трудовой, творческой и других видов деятельности учащихся, а и предупреждению проявлений межнациональных трений, взаимного отчуждения и формированию нравственности учащихся. Знания педагогами национально-психологических особенностей могут оказать помощь в оптимальном построении взаимоотношений между учителем и учащимися. Следует не забывать о том, что характерной чертой детей является повышенная чувственность, способность глубоко и болезненно переживать.

Средства этнопедагогики крымскотатарского народа могут быть внедрены в целостный учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений с помощью:

- организации воспитательного процесса на ведущих этнопедагогических принципах (природосообразности, культуросообразности, народности, преемственности, единства обучения и воспитания, гуманизма);

- интеграции этнопедагогических средств в содержание воспитательной работы;

- создания надлежащей материальной базы (этнографических выставок, оборудования для дидактических игр, уголков, стендов).

В воспитании подрастающего поколения необходимо использование народных методов воспитания: формирования сознания (разъяснения, рассказа, поучения, наставления, назидания, совета, беседы, предостережения, намека); организации жизнедеятельности детей (примера, показа, приучения, поручения, упражнения, просьбы, указания, требования, напоминания); стимулирования (благословения, благопожелания, похвалы, поощрения, одобрения, порицания, наказания, укора, упрека). Организационными формами воспитательной работы с детьми, в которой применяются этнопедагогические средства воспитания, могут быть как традиционные (мероприятия, коллективно творческие дела), так и инновационные (игры-практикумы, интерактивные игры, театрализованные занятия, диспуты и др.).

Понятие «этнокультурная среда» в данном контексте близко по смыслу понятию «рідномовне середовище» (родноязычная среда), под которым Н. Евтух понимает «круг людей с общностью происхождения и родством интересов, объединенных от рождения одним материнским (родным) языком» [8, ПО]. В нашем исследовании под созданием этнокультурной среды понимается организация относительно однородной среды, в которой все участники процесса общаются на родном языке (крымскотатарском), соблюдают национальные традиции и обычаи, способствующие воспитанию детей. Воспитание в условиях этнокультурной среды означает организацию целенаправленной деятельности, на приобщение к национальным ценностям при естественном вхождении ребенка в духовный мир и традиционную культуру родного народа.

Итак, обращение к проблеме воспитания подрастающего поколения средствами этнопедагогики крымскотатарского народа продиктовано не только интересом к его прошлому, но и объективной потребностью общества в создании равных условий для всех этносов и народов, проживающих на территории Украины, в адаптации крымских татар и их вхождении в украинский социум, в возрождении крымскотатарской культуры и этнизации подрастающих поколений, а также в воспитаннии личности как представителе национального сообщества, способного толерантно жить, трудиться и полностью реализовать себя в условиях поликультурно го общества (региона, страны, мира).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯКША

Литература

1. Середня освіта в Украіні. Нормативно-правове регулювання / за заг. ред. В. С. Журавського. -

К. : Форум, 2004. - 1084 с.

2. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / Василий Иванович Журавлев. - М. : ЮНИТИ, 1990.- 164 с.

3. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб, пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. П. Реан. - Спб. : Питер, 2000. - 304 с.

4. Мустафаева, 3. И. Воспитание дошкольников средствами этнопедагогики в крымскотатарских семьях : дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 “Допжільна педагогіка” / Мустафаева Зюре Исмаиловна. - К., 2001. -199 л.

5. Хайруддинов, М. А. Этнопедагогика крымскотатарского народа : монография / Мухиддин Айиддинович Хайруддинов. - К. : Наук, світ, 2002. - 335 с.

6. Назарова, Т. С. Средства обучения: технология создания и использования / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. -М. : УРАО, 1998.-204 с.

7. Педагогика : учеб, пособие для студентов пед. вузов и колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.

: Рос. пед. агентство, 1995. - 638 с.

8. Свтух, В. Вступ до етнопедагогікй : навч. посібнйк / В. Свтух [та інш.]; Кйівськйй нащональний ун-т ім. Тараса Шевченка. - К : ВПЦ “Кйівськйй ун-т”, 2004. - 88 с.

Summary

The article pedagogy of the Crimean Tatar people is seen as part of the general pedagogy, which reflects the combined pedagogical knowledge of the people. Argues that the organization of the process of education in educational institutions an effective means are means ethnopedagogics Crimean Tatar people. Systematization presented ethnopedagogical means of education and identify mechanisms for their implementation.

Поступила e редакцию 12.08.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.