Научная статья на тему 'Гендерные идеалы в крымскотатарском фольклоре: андрогинный тип личности'

Гендерные идеалы в крымскотатарском фольклоре: андрогинный тип личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / АНДРОГИНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МАСКУЛИННЫЙ ТИП / ФЕМИНИННЫЙ ТИП

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Таирова З.Ш.

Статья посвящена гендерному воспитанию в этнопедагогике мусульман Крыма. На примере анализа крымскотатарского фольклора демонстрируется наличие в нем воспитательных образов андрогинных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Таирова З.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные идеалы в крымскотатарском фольклоре: андрогинный тип личности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

успешно реализуются комплексные реформационные мероприятия, которые охватывают совместное осуществление целого ряда инновационных программ, приводят к существенному увеличению скорости информационного обмена.

До сих пор не решен вопрос терминологии, само понятие «инновация» постоянно вызывает споры в международном научном сообществе. Внедрение компьютерных и интернет-технологий - не может являться инновациями, так как представляют собой видоизменения средств предоставления информации обучающимся, т.е. новацию. Например, введение в образовательных учреждениях подготовки к сдаче норм ГТО не является инновацией. Можно справедливо заметить, что маскировка псевдоновшеств (псевдоинноваций) под креативные инновации - следствие нерешенности выше обозначенных в статье проблем, а не причина.

Министерство образования и науки РФ уклоняется от выдачи четкого определения, что следует сегодня понимать под инновацией в образовании, одновременно используя этот термин в своих официальных документах. Так и включение Российской Федерации в Болонский процесс, наверное, тоже можно отнести к инновациям. Заявленная цель: «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке» с течением времени не оправдалась.

Задача педагогической науки - отслеживать уровень развития современного подрастающего поколения в возрасте от 2 до 16 лет и своевременно реагировать на происходящие в информационном обществе изменения, вносить свои предложения и предлагать практические педагогические технологии [1].

Невозможно в изменяющемся мире, в условиях информационной неопределенности стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией. Но любые изменения в подходе к образованию и воспитанию детей должны быть обоснованы жесткой необходимостью. Принцип «Если что-то работает хорошо, то лучше не трогать», кроме программистов, никто еще не отменял. Мы убеждены - на детях лучше не ставить эксперименты! Список использованной литературы:

1. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/Вступит. ст. В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

2. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 167 с.

3. Стоякова К.Л., Волкова Д.А. Инновации в системе образования: особенности и сравнительные подходы. // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №10-1. - 80-84.

4. Rogers E. Diffusion of Innovations. - 4-е изд. - Simon and Schuster, 2010.

© Стоякова К.Л., Волкова Д.А., Ибраев Р.Р., 2017

УДК: 37.01

З. Ш. Таирова

Аспирант кафедры педагогики и управления учебными заведениями, ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация

ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ: АНДРОГИННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена гендерному воспитанию в этнопедагогике мусульман Крыма. На примере анализа крымскотатарского фольклора демонстрируется наличие в нем воспитательных образов андрогинных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

личностей.

Ключевые слова

Этнопедагогика, андрогиния, воспитание, крымскотатарский фольклор, маскулинный тип, фемининный тип.

Понятия «андрогиния» и «андрогинный тип личности» были введены известным американским психологом Сандрой Бем в начале 70-х годов прошлого столетия. Многочисленные исследования этого времени были посвящены изучению маскулиности и фемининости личности и их влиянию на ее социализацию. Результаты исследования показали, что человек с характеристиками, соответствующими только своему полу, мало приспособлен к жизни. Низкомаскулинные женщины характеризуются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные мужчины имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов. В словаре гендерных терминов Красова Е. Ю. определила, что «андрогиния - это совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей ...имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций».[2, 8]

Современная действительность требует от личности умений сменять пассивные на активные социальные роли, применять соответствующие для данной ситуации поведенческие образцы.

Овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволяющее сформировать адекватную современному обществу модель поведения — одна из важных задач образования России сегодня. Современная жизнь требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Однако, вопрос воспитания личности, успешно сочетающей психосоциальные характеристики маскулинности и фемининности не новое веяние современности. Многие трудные вопросы сегодняшнего дня уже возникали ранее и имеют свои ответы в народной педагогике. Фольклор крымскотатарского народа наряду с другими народами мира имеет образы андрогинных личностей и, гендерные идеалы женщины и мужчины часто включают в себя поведенческие характеристики противоположного пола.

Воспитательная сила фольклора огромна и первое усвоение нравственно-поведенческих, культурных, гендерных норм и ценностей детьми осуществляется именно посредством фольклорных образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте, нравственности и желательном для данной культуры поведении женщины или мужчины.

Сказки и легенды крымских татар полны нетрадиционными для мусульман женскими образами и ситуациями, в которых они оказываются. Во многих известных произведениях восхваляется наличие именно маскулинных характеристик у главных героинь. Такие сказки как «Гранат и айва» и «Юноша - медвежьи уши» повествуют о женщинах-воительницах. В сказке «Гранат и айва» главная героиня вынуждена покинуть родину, она совершает подвиги, непосильные даже многим мужчинам. Ее главный друг - конь, традиционный образ друга джигита, но не девушки. Даже имя у девушки мужское - Ибраим. В сказке «Юноша - медвежьи уши» упоминаются две воинственные девушки-стражницы, охраняющие вход во дворец колдуна карлика-падишаха. Богатырь, который пришел убить ненавистного карлика, несмотря на все, обращается к стражницам очень уважительно, называет их сестренками.

Образы воинственных девушек есть и в легендах крымских татар, например, «Орлиный залет» и «Карадаг». Эти легенды рассказывают о смелых девушках, воюющих с врагом наравне с мужчинами.

Наличие маскулинных черт у главных героинь восхваляется в сказках «Буюк ламбат», «Недотепа», «Проделка трех девушек». Именно благодаря наличию мужских гендерных черт и поведению девушки смогли противостоять достойно жизненным испытаниям. Сюжет сказки «Буюк ламбат» повествует о том, как дочь падишаха, узнав о гибели своего мужа от его соратников, вернувшихся с войны без него, не поверила им и, вопреки уговорам отца, отправилась выручать любимого. Бесстрашие, смелость,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

находчивость и неприятие пассивного роли женщины помогло ей спасти мужа.

В сказке «Недотепа» именно терпеливая и умная жена научила своего мужа думать самостоятельно и принимать решения, достойные главы семьи.

Сказка «Проделка трех девушек» на образах трех дочерей бедняка, сумевших помочь вернуть отцу отобранное у него золото, воспитывает смелость, решительность и умение контролировать ситуацию.

Легенда «Гора Кузнец» повествует о смелой девушке Мерьем, выступившей против врагов-чужеземцев, которые стали использовать гору для ковки оружия, что повлекло за собой пересыхание родников. Мучения народа прекратились после того, как Мерьем, не побоявшись врага, поднялась на гору и обратилась к главарю с требованием уйти и не губить людей. Ее не напугал тот факт, что много богатырей уже потеряли голову, сражаясь с врагом. В момент, когда Мерьем упала наземь замертво от кинжала злодея, гора содрогнулась, разверзлась и поглотила пришельцев. Отвага и непреодолимое желание защитить свой народ от гнета врагов выделяет образ Мерьем среди традиционных образов мусульманской женщины.

Но сказки и легенды не только восхваляют и воспитывают наличие мужских черт характера в женских образах. В некоторых из них высмеивается недостаток у женщин маскулинных черт характера. Так, например, в сказке «Волшебство Таз Оглана» описывается история о безвольной дочери хана, отданной замуж за простого крестьянина. Она ни разу не вступилась за своего мужа, которого трижды пытался убить хан. В конце концов, она вместе с матерью, родней и визирями превратились в стадо ослов.

Из приведенных выше примеров женских образов в крымскотатарском фольклоре наглядно видно, что главные героини некоторых сказок и легенд отнюдь не высокофемининные женщины. Наличие маскулинных черт в этих образах помогают им достойно выдерживать жизненные испытания, справляться с трудностями, побеждать. Высокофемининные женщины наоборот показываются в невыигрышном виде и высмеиваются.

Это позволяет сделать вывод, что гендерные идеалы в этнопедагогике крымскотатарского народа, кроме традиционно фемининных и маскулинных, включают и воспитание андрогинной личности, способной демонстрировать богатый набор тендерного поведения.

Список использованной литературы:

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

2. Красова Е. Ю. Андрогиния // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М. : Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. — 256 с.

3. Сказки и легенды татар Крыма. - Симферополь : Госиздат Крым. АССР, 1936, - М. : Новости, 1992 - 352 с.

© Таирова З. Ш., 2017

УДК 378.4

Цуникова Т.Г.

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии г. Москва, Российская Федерация Сухоленцева А.А.

Заместитель заведующего кафедрой проблем управления по учебно-воспитательной работе

г. Москва, Российская Федерация

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ РЕПЕРТУАР И КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗАДАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА"В МИРЭА

Аннотация

Статья ориентирована на модальное управление образовательным процессом в рамках организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.