Научная статья на тему 'Влияние народных традиций крымскотатарского этноса на гендерное воспитание ребёнка в семье'

Влияние народных традиций крымскотатарского этноса на гендерное воспитание ребёнка в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ТРАДИЦИЯ / ЭТНОС / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ЭТНОС / EDUCATION / FAMILY / TRADITION / ETHNOS / GENDER / GENDER EDUCATION / STEREOTYPES / GENDER ROLES / NATIONAL TRADITIONS / CRIMEAN TATAR ETHNOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшиш Э. Н.

В представленной работе показаны особенности воспитания в крымскотатарской семье. Показана важная роль семьи в жизни каждого человека, как первого социального института личности. Проанализирована зависимость гендерного воспитания в семье от народных традиций крымскотатарского этноса и указаны условия гендерного воспитания ребёнка в семье, к которым относятся личностные и гендерные характеристики родителей. Раскрыты основные народные традиции крымскотатарского народа, связанные с гендерным воспитанием мальчиков и девочек в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF NATIONAL TRADITIONS OF CRIMEAN TATAR ETHNOS ON GENDER EDUCATION OF A CHILD IN THE FAMILY

The presented work displays features of upbringing of a Crimean Tatar family. The important role of the family in the life of each person, as the first social institution of the individual, is shown. The dependence of gender education in the family on the folk traditions of the Crimean Tatar ethnos is analyzed and conditions for the gender education of the child in the family, which include the personal and gender characteristics of the parents, are indicated. The main folk traditions of the Crimean Tatar people, related to the gender education of boys and girls in the family, are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние народных традиций крымскотатарского этноса на гендерное воспитание ребёнка в семье»

Значимое место среди основных путей повышения эффективности процесса воспитания профессионального долга у курсантов вузов внутренних войск занимает развитие у курсантов навыков волевой саморегуляции и стойкости при выполнении обязанностей службы в системе МВД.

Авторами (Алехин И.А., Большакова И.В., Морхинин А.М. и др.) установлено, что базовыми условиями использования навыков волевой саморегуляции и стойкости являются:

- обучение курсантов первичным психологическим методикам волевого саморегулирования и аутотренинга;

- регулярное исполнение курсантами индивидуальных заданий и поручений требующих осознанных волевых решений и поступков;

Библиографический список

- выработка у курсантов выдержки и способности взвешенного принятия решений в процессе повседневной деятельности;

- совершенствование профессионального мышления курсантов системы МВД и способности принимать решения на основе этого мыслительного процесса и др.

Данные навыки позволяют более эффективно формировать профессиональный долг у курсантов МВД, Тем самым можно ещё раз констатировать, что профессиональный долг сотрудника МВД - это сложное интегративное образование личности, успешное формирование которого возможно лишь при одновременном воздействии на все сферы личности курсантов, и, прежде всего - морально-волевые.

1. Морхинин А.М. Воспитание профессионального долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

2. Морхинин А.М. Воинский долг как составная часть общественного долга. Мир образования - образование в мире. 2015; 2 (58): 261 - 265.

3. Алехин И.А., Федак Е.И., Морхинин А.М. Анализ научных и прикладных основ процесса воспитания воинского долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России. Глобальный научный потенциал. 2016; 1 (58): 12 - 16.

4. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи в истории России. Мир образования - образование в мире. 2012; 3 (47): 22 - 31.

5. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6.

6. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

7. Айсувакова Т.П., Биктина Н.Н., Глазева М.А., Дроздова Н.В., Емельянова Л.А., Ларина Е.Н., Литвиненко Н.В., Маликова В.А., Маликова И.В., Рюмина И.М., Старобудце-ва Л.С., Степанова Н.В., Черняк Ю.А., Чикова И.В. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Воронеж, 2010; Т. 29.

8. Большакова И.В. Формирование готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к выполнению служебно-профессионального долга в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

References

1. Morhinin A.M. Vospitanieprofessional'nogo dolga u kursantov vuzov vnutrennih vojskMVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

2. Morhinin A.M. Voinskij dolg kak sostavnaya chast' obschestvennogo dolga. Mir obrazovaniya- obrazovanie v mire. 2015; 2 (58): 261 - 265.

3. Alehin I.A., Fedak E.I., Morhinin A.M. Analiz nauchnyh i prikladnyh osnov processa vospitaniya voinskogo dolga u kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2016; 1 (58): 12 - 16.

4. Alehin I.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v istorii Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; 3 (47): 22 - 31.

5. Voronina T.N., Luk'yanov A.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv u kursantov vuzov MVD Rossii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 6.

6. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

7. Ajsuvakova T.P., Biktina N.N., Glazeva M.A., Drozdova N.V., Emel'yanova L.A., Larina E.N., Litvinenko N.V., Malikova V.A., Malikova I.V., Ryumina I.M., Starobudceva L.S., Stepanova N.V., Chernyak Yu.A., Chikova I.V. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz. Voronezh, 2010; T. 29.

8. Bol'shakova I.V. Formirovanie gotovnosti kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k vypolneniyu sluzhebno-professional'nogo dolga v processe professional'nojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

Статья поступила в редакцию 06.05.19

УДК 37.01:39=512.19

Bakshish E.N., Taurida Academy, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: evelina_bakshish@mail.ru

THE INFLUENCE OF NATIONAL TRADITIONS OF CRIMEAN TATAR ETHNOS ON GENDER EDUCATION OF A CHILD IN THE FAMILY. The presented work displays features of upbringing of a Crimean Tatar family. The important role of the family in the life of each person, as the first social institution of the individual, is shown. The dependence of gender education in the family on the folk traditions of the Crimean Tatar ethnos is analyzed and conditions for the gender education of the child in the family, which include the personal and gender characteristics of the parents, are indicated. The main folk traditions of the Crimean Tatar people, related to the gender education of boys and girls in the family, are revealed.

Key words: education, family, tradition, ethnos, gender, gender education, stereotypes, gender roles, national traditions, Crimean Tatar ethnos.

Э.Н. Бакшиш, аспирант каф. педагогики, Таврическая академия (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Симферополь; учитель начальных классов МБОУ «СОШ - д/с комбинированного вида № 6 с углублённым изучением

английского языка», г. Симферополь, E-mail: evelina_bakshish@mail.ru

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЭТНОСА НА ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

В представленной работе показаны особенности воспитания в крымскотатарской семье. Показана важная роль семьи в жизни каждого человека, как первого социального института личности. Проанализирована зависимость гендерного воспитания в семье от народных традиций крымскотатарского этноса и указаны условия гендерного воспитания ребёнка в семье, к которым относятся личностные и гендерные характеристики родителей. Раскрыты основные народные традиции крымскотатарского народа, связанные с гендерным воспитанием мальчиков и девочек в семье.

Ключевые слова: воспитание, семья, традиция, этнос, гендер, гендерное воспитание, стереотипы, гендерные роли, народные традиции, крымскотатарский этнос.

С момента рождения ребёнка и вхождения его в человеческое сообщество, первым из которых является семья, протекает процесс социализации личности. Семья является средой, сохраняющей культурно-историческое наследие этноса, влияющее на формирование личности человека и становление его мировоззренческой позиции. В свою очередь жизненный уклад семьи определяют народные традиции и обычаи. Именно они в значительной мере обуславливают и этнические особенности гендерного воспитания ребёнка в семье. В полной мере вышеуказанное относится и к крымско-татарскому этносу.

Изучению народных традиций крымских татар посвящены работы: З.А. Алиевой (музыкально-педагогические традиции); З.Р Асановой и М.А. Хайруддинова (традиции нравственного воспитания); Л.С. Бекировой (национальные традиции и ценности);

Э.Р. Зарединовой (традиции нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей);

М.В. Иванниковой (традиции трудового воспитания); Л.И. Кадыровой (традиции морального воспитания);

З.И. Мустафаевой, А.Г. Тулегеновой (традиции семейного воспитания);

С.И. Харахады (традиции экологического воспитания).

Теоретический анализ обозначенных выше исследований позволил сделать вывод о том, что, несмотря на достаточное многообразие аспектов изучения педагогических традиций крымскотатарского этноса, народные традиции тендерного воспитания крымских татар не выступали в качестве специального предмета исследования до настоящего времени. Поэтому целью данной статьи явился анализ зависимости гендерного воспитания детей в семье от народных традиций крымскотатарского этноса.

Необходимо указать, что первый социальный институт каждого человека -это семья. Она принадлежит к различным этносам, хранит их историческую память, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. В исторической памяти семейного воспитания отражены и традиции гендерного воспитания детей. Следовательно, изучение традиционного образа и уклада жизни крымскотатарской семьи позволяет выявить особенности гендерного воспитания.

Следует отметить, что вопросы и проблемы семьи касаются каждого человека. По мнению Ф.А. Мустаевой, данные проблемы «могут затрагивать самые различные социальные группы и слои населения - трудовые коллективы, соседские общины, молодёжь, взрослых, детей, пожилых и т. д.» [3, с. 110]. Устойчивость этого социального института имеет тесную взаимосвязь с социальной безопасностью и перспективами национального развития.

Согласно утверждению И.А. Давлиева, «семейные обычаи и традиции воздействуют на ребёнка настолько специфично, что просто невозможно подобрать им эквивалент» [2, с. 144]. К сожалению, по нашему мнению, до настоящего времени мало изучены педагогические традиции и обычаи, в которых закреплены этнические представления о маскулинности и феминности.

В своё время великий классик К.Д. Ушинский «исходил из того, что у всех великих народов есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит особый принцип, определяющий образовательную систему в её целом и сообщающий ей специфический характер» [6, с. 10]. Отсюда следует то, что воспитание имеет ярко выраженный национальный характер, в связи с чем нередко в педагогическом обиходе встречается понятие «национальное воспитание».

Из сложившейся многолетней истории крымскотатарского этноса, а также его традиций вытекают содержание, методы и средства национального воспитания. В свою очередь, народные методы воспитания - это способы целенаправленного воздействия старшего поколения крымскотатарского этноса (родителей, родственников, соседей, пожилых людей, коллег, общины и др.) на сознание и поведение подрастающего поколения, на формирование у них положительных нравственных качеств, на обогащение и передачу необходимого жизненного опыта.

Существует большое разнообразие народных методов воспитания. Они просты и доступны в применении, причём возможно использование некоторых методов во взаимодействии их друг с другом, так как только таким образом можно достичь желаемого эффекта и положительного результата в воспитании. В качестве своеобразных подсказок и рекомендаций к действию для молодых поколений с давних времён служили народные традиции и обычаи крымских татар. В своих трудах М.А. Хайруддинов, С.М. Усеинов отмечают: «традиционно-бытовую культуру крымских татар образуют не только обычаи ислама, но и остатки доисламских поверий и привычки прежней жизни, древние традиции и нововведения последних десятилетий. Многие бытовые поверья также являются руководством по этикету, поскольку почти любое из них подразумевает поведенческие рекомендации» [6, с. 15]. Следовательно, традиции и обычаи крымскотатарского народа оказывают влияние на формирование представлений, стереотипов, поведения подрастающего поколения и играют большую роль в воспитании личности ребёнка, в том числе его ген-дерных характеристик.

Согласно утверждению М.А. Хайруддинова под национальным воспитанием следует понимать «воспитание детей на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях, обрядах, многовековой воспитательной мудрости» [6, с. 11]. Безусловно, национальная система воспитания строится на основополагающих идеях семейного воспитания и народной педагогики, закреплённых в традициях крымскотатарского этноса.

Испокон веков в крымскотатарских семьях ценятся нравственные качества личности и, как указывает в своих исследованиях З.И. Мустафаева [4], одной из основных семейных традиций крымскотатарского этноса является уважение и авторитет родителей. Зачастую родительское слово является законом для подрастающего поколения. К примеру, даже женатый сын или замужняя дочь по-прежнему с большим уважением и особой внимательностью относятся к отцу и матери, их авторитет непререкаем.

Согласно семейным крымскотатарским традициям, к одному из наиболее главных нравственных качеств, принадлежащих представителям крымскотатарского народа, как отмечает А.Г Тулегенова, относится национальное самосознание, которое заключается в «почитании предков и гордости за свой народ» [5, с. 119].

В работах А.Р Аблитаровой говорится о том, что «гендерные стереотипы поведения берут свои корни из семьи, в которой родители выступают образцом социализации ребёнка в современном обществе, где основные понятия гендер-ной политики изменились и требуют соответствующего реагирования» [1, с. 5].

Таким образом, гендерные стереотипы лежат в основе семейного и гендерного воспитания ребёнка.

К важнейшим условиям гендерного воспитания ребёнка в семье относятся гендерные и личностные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность, а также ролевые модели поведения, гендер ребёнка, представления родителей о том, какими качествами должен обладать ребёнок данного биологического пола. С моральными ценностями дети начинают знакомиться в семье, от родителей узнают и перенимают умение взаимодействовать друг с другом.

Анализ историко-педагогической, этнографической литературы, архивных материалов позволяет нам раскрыть основные народные традиции крымскотатарского народа, связанные с гендерным воспитанием в семье, дошедшие до наших дней.

К народным традициям гендерного воспитания мальчиков в крымскотатарской семье следует отнести:

- сюннет той;

- привитие любви к трудовым поручениям;

- приобщение сыновей с ранних лет регулярно по пятницам посещать мечеть (джами) для участия в коллективном намазе;

- воспитание ценностного отношения к своим родителям и старшему поколению;

- осуществление обряда жертвоприношения, в котором допускается участие только представителей мужского пола;

- посещение могил во время погребения умерших допустимо исключительно мужчинам;

- привлечение отцом (дядей, дедушкой) мальчиков к участию в состязаниях в виде турнира по борьбе («куреш»);

- жанрово-танцевальные сценки и игрища с конными состязаниями;

- различные виды танца с палками, возможно, связанные с древними видами охоты и сражений;

- соблюдение норм и правил мужского поведения в коллективе;

- признаком плохого тона считаются ситуации, когда мужчины заходят в гости в дом, где определённый момент времени отсутствует глава семьи;

- привитие любви к крымскотатарским песням, в большей части которых воспет национальный герой - Алим айдамакъ. Его образ смелого, человечного героя служит для детей примером для подражания.

Таким образом, традиции гендерного воспитания мальчиков в крымскотатарской семье обуславливают формирование и развитие нравственных, физических, духовных, моральных, эстетических качеств у будущих защитников и глав семей.

К народным традициям гендерного воспитания девочек в крымскотатарской семье следует отнести:

- приобщение матерями и бабушками будущих хозяек к народным ремеслам;

- привитие любви к трудовым поручениям;

- обучение народным ремёслам и промыслам;

- помощь матерям и уход за младшими братьями, сёстрами;

- обучение матерью, бабушкой, тётей, сестрой согласно этике поведения;

- сохранение самобытной культуры и укрепление нравственных ценностей крымскотатарского этноса;

- воспитание уважительного отношения к мужской части семьи;

- девочка, как будущая мать, обретая семью после замужества, обязательно поддерживает культ отца;

- соблюдение обряда погребения: на похороны запрещено приходить и присутствовать в комнате, где находится умерший человек женщинам в положении и очень маленьким детям;

- приобщение к крымскотатарским народным танцам «Хайтарма», «Тым-тым», танец с платочком «Явлукъ оюн авасы», танец с кувшинами и т. д., которые формируют осанку и грацию представительниц женского пола, где девушки проявляют свою скромность, застенчивость;

- исполнение нежных и ласковых колыбельных песен «айнени»;

- сказания легенд с красивыми и преданными персонажами (одной из популярных легенд крымскотатарского этноса является легенда «Арзы къыз» про прекрасную и нежную девушку из Алупки. Арзы къыз несомненно является женским примером преданности своей Родине и своему этносу).

Таким образом, традиции гендерного воспитания девочек в крымскотатарской семье обуславливают формирование и развитие в большей мере нравственных, духовных и эстетических качеств у будущих матерей и хранительниц семейного очага, способных справиться с посильными задачами и обязанностями по домашнему хозяйству, искусно владеющих приемами рукоделия.

Важно понимать, что всё указанные традиции воспитания детей в крымскотатарской семье взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, одна и та же традиция может сочетать в себе различные направления в воспитании (например: традиция обуславливает и физическое воспитание, и трудовое воспитание), передавая определённые ценности, позволяющие в комплексе формировать и развивать разностороннюю личность.

Таким образом, народные традиции крымскотатарской семьи оказывают влияние на формирование гендерных представлений, стереотипов и гендерного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.