УДК 37.091.212:330.8(574)(043)
ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДА КАЗАХСТАНА
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
А.Ш. Досбенбетова, А. Жаппаров, Г.А. Жаппарова
Аннотация. В статье рассматривается значение трудовых традиций народа Казахстана в формировании экономического мышления учащихся. Приводятся примеры устного народного творчества на тему трудового и экономического воспитания, традиций и обрядов, связанных с процессом ведения хозяйства. Основной акцент делается на принцип учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры учащихся.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, трудовые традиции, народная педагогика, экономическое воспитание, экономическое мышление учащихся.
VALUE OF LABOUR TRADITIONS OF THE PEOPLE
OF KAZAKHSTAN IN ECONOMIC EDUCATION OF PUPILS
A. Dosbenbetova, A. Zhapparov, G. Zhapparova
Abstract. In article value of labor traditions of the people of Kazakhstan in forming of economic thinking of pupils is considered. Examples of folklore on the labor and economic education, traditions and ceremonies connected with housekeeping process are given. The main emphasis is placed on an accounting principle of ethnoregional features in the course of forming of economic culture of pupils.
Keywords: work, labor education, labor traditions, national pedagogics, economic education, economic thinking of pupils.
Необходимость формирования
экономической культуры школьников -требование современных условий жизни. Так, развивающемуся государству нужны творческие личности, способные к решению сложных экономических задач, стоящих перед государством и обществом. В статье Н.А. Назарбаева «План нации - путь к казахстанской мечте» отмечается, что «к середине XXI века Казахстан войдет в число 30 самых развитых государств мира... Мы учимся быть рачительными хозяевами своей земли и ее недр, овладеваем новыми технологиями, вводим в строй невиданные в нашей истории производственные мощности и целые отрасли экономики» [1, с.2].
В этих условиях возрастает роль и ответственность профессиональной школы, призванной обеспечить формирование нового экономического мышления учащихся. В этом процессе образованию принадлежит ведущая роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека есть результат воспитания и обучения.
В течение многих столетий складывалась самобытная экономическая культура народа, формировались и обогащались пути, формы, методы и средства экономического воспитания, выстраивалась целостная система воспитания детей.
Экономическое воспитание было тесно связано с трудовым воспитанием, его нравственно-этические нормы и принципы затрагивались в трудах казахстанских ученых К. Болеева, Р.К. Дуйсенбиновой, К.Б. Жарыкбаева, С.К. Калиева, А.А. Калыбековой, К.К. Кожахметовой, Ж. Наурызбай, С.Ж. Узакбаевой и др.
Трудовые традиции народа всегда рождались в связи с его жизнедеятельностью, родом занятий, семейными, общественными, национальными традициями, развивались, передаваясь из поколения в поколение.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание - бесценное богатство». «Дитя - драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание». Народ понимает, что воспитание процесс длительный, многогранный. «Ум не имеет цены, воспитание -предела» [2, с. 15]. Воспитание включает в себя много направлений: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое и др.
Идеи народной педагогики, связанные с экономическим воспитанием, содержатся в устном поэтическом творчестве народа - в пословицах и поговорках, в словах-назиданиях, считалках, загадках, в устных задачах и скороговорках [3, с.12-37]. Безусловно, будет
полезным, если мы будем использовать это ценнейшее наследие народной педагогики в экономическом воспитании молодежи.
В пословицах и поговорках в краткой, лаконичной форме и в тоже время с большим художественным вкусом выражена народная мудрость и философия, отражается его отношение и любовь к земле, к труду, особенности национальной психологии. Наиболее удачными являются переводы казахских пословиц и поговорок на русский язык В.Б. Захарова, А.Т. Смайловой [4, с.27-29]:
Человека кормит труд.
Покажешь себя в работе - будешь в почете.
Чтоб зимою скот кормить, летом нужно сено накосить.
В кусочке хлеба ржаного - капля пота трудового.
Дружба в делах помощница.
Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.
Через народные пословицы и поговорки учащиеся познавали значение слов, которые актуальны и в наше время - «труд», «рынок», «ценность», «дорого», «дешево», «расход», «хитрец», «стяжатель», «аккуратный», «хозяйственный».
Экономическое воспитание непрерывно связано с нравственным воспитанием. У казахского народа есть замечательные традиции бескорыстной помощи, сочувствия и милосердия, такие как «Ерулик», «Асар», «Жылу-жардем». «Ерулик» - оказание помощи и проявление заботы во время перекочевок. Те, кто приехали на место раньше других, помогают развьючить поклажу, собрать юрту, угощают. «Асар» - «всем миром» строится жилище или постройки для скота, во время стрижки овец и других коллективных видов труда. «Жылу-жардем» -помощь пострадавшим от войн, болезней, жута (падеж скота) и других бедствий: собирается одежда, скот, питание, строится жилище. Древний обряд «Тасаттык» - в засушливое время года старейшины просили у Создателя дождя, принося в жертву верблюда.
Таковы некоторые народные приметы, обычаи и обряды, широко используемые для воспитания молодого поколения.
Экономическое воспитание было неотделимо от трудового воспитания. Труд в условиях Казахстана был связан с животноводством, земледелием, охотой и рыболовством, народными промыслами. Народная мудрость утверждает, что человек красив именно в труде, а потому угольщик не стыдится своего черного лица, дехканин - своих рук. Народ идеализировал свой труд: «Труд - всему отец». Народ всегда
заботился о том, чтобы молодое поколение овладело рядом профессий, чтобы каждый становился мастером на все руки: «Джигиту мало и семи ремесел», «Не учись нежностям, учись трудностям». Лодыри и бездельники не по душе человеку труда. Народ смеется над ними: «Лентяй берется за работу, когда солнце уже идет к закату». Честный и добросовестный труд прославляется в народных сказках «Тазша бала», «Бай и бедняк» и др.
Время ребячьих игр у казахов длилось недолго. Девочку рано начинали учить прясть, ткать, шить. Приданое свое она готовила сама, с помощью старших невесток, мам и бабушек. Девочки-казашки великолепно вышивали, ткали ковры, изготавливали войлочные изделия, одеяла и паласы. Мальчики ухаживали за скотом, заготавливали топливо. Изготавливали необходимый инвентарь, сбрую, седло, домашнюю утварь. Воспитательным средством народной педагогики является не только устное народное творчество, относящееся к духовной культуре народа, но и материальная культура.
С давних времен народ, занимающийся кочевым скотоводством, веками вырабатывал систему экономического подхода к хозяйству: на зимовье эффективно использовать земли, пастбища, беречь землю от истощения. В быту продукты скотоводства использовались не только как пища, но и как предметы повседневного обихода (войлочные изделия, одеяла, корджун) и одежды (чапан, шуба, тумак).
Экономика в понятии казахов - производство и экономное использование ресурсов, продуктов, торговля и обмен товарами. При забое скота вяленое мясо запасают к весне, т.е. до того времени, когда скот снова откормится и можно будет его забивать; летом и осенью, когда у скота много молока, сливочное масло запасают и хранят в специальном мешке, сделанном из желудка крупного скота; особое блюдо представляет собой курт, полученный путем обезжиривания простокваши (после того, как с молока сняли сливки). При забое скота маленькие дети получают «игрушки» - асычки, атрибут их любимой игры; щепки и навоз применяются в качестве топлива, крупный скот часто используется в качестве транспорта; из мелких лоскутков составляют «курак» - лоскутное одеяло. Народ умел вести безотходное хозяйство. Так, остатки сырья вновь становятся ценным и полезным предметом в быту. Наш народ олицетворяет щедрость и добродушие, однако нетерпимо относится к расточительству. «И за воду будет спрос», - гласит известная казахская поговорка. Народная мудрость учит бережно относиться к любой мелочи, использовать
продукты и ресурсы уместно, думать о завтрашнем дне.
Исторически сложилось, что Казахстан является полиэтническим государством, в нем проживает более 130 наций и народностей. У каждой из них веками формировалась своя хозяйственно-экономическая культура, свои традиции ведения хозяйства и воспитания подрастающего поколения.
Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан, прежде всего, с животноводством, хлопководством, земледелием, садоводством, народными промыслами. «Нелегкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как к святыне, хлопку и скоту как предметам национальной гордости - все это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда» [4, с.63].
Эту особенность народов Средней Азии и Казахстана можно проследить на примере устного поэтического творчества, традиций и обрядов, связанных с хозяйственно-трудовой деятельностью этносов, проживающих на территории Казахстана.
Честный и добросовестный труд прославляется в народных сказках, пословицах и поговорках, традициях и обрядах. Так, например, в узбекских сказках «Умелые руки», «Молодцу и семидесяти искусств мало» народ своеобразно выражает идею необходимости учиться искусству, ремеслам. Сказки, как известно, идеализируют силу и возможности героев, но в их основе - народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.
Воспитание в труде - главный лейтмотив и в киргизских народных сказках. Герои сказок отличаются трудолюбием: они обрабатывают землю, пасут скот, занимаются ремеслами. Так, в сказке «Дочь Абаскера» в поэтической форме воспевается вдохновенный труд народных мастеров и умельцев.
Важную роль в коллективном трудовом и экономическом воспитании в народном дидактическом опыте играли семейные и общественно-массовые традиции,
сопровождающие общественную и
производственную деятельность людей. Выработанные в древности традиции регулировали хозяйственную деятельность и определяли организацию труда. Через них последующим поколениям передавались навыки и приемы профессионального мастерства. По традиции учились вовремя начинать и заканчивать работу, приводить в должный порядок рабочее место, рабочий инструмент, свой дом, домашнее хозяйство и т.п. [5, с. 123].
Традиции играли основополагающую роль в культуре любого этноса. Так, например, наиболее распространенными трудовыми традициями узбекского народа являются «Хашар» - «Пила терши кумаги» (совместный сбор коконов), весенний праздник «Шохмойлар» (первой борозды), праздники «Ковун сойли» (сбор дынь), «Узум сойли» (виноградной лозы), «Пахта байрамы» (урожай хлопка), которые отмечались осенью и сопровождались обрядовыми песнями «Лапар». Данные традиционные формы организации совместного труда дехкан, в которых наравне со взрослыми участвовали и дети, способствуют формированию у подрастающего поколения традиционных народных знаний, народного мировоззрения и ценных личностных качеств.
У славянских народов богатая культура, связанная с земледелием, огородничеством и садоводством, традиционно отмечается «Масленицей» - проводами зимы и подготовкой к весенне-полевым работам, праздником «Первой борозды», «Праздником урожая» и др. В корейской диаспоре сохранились традиционные праздники и обряды, которые издавна отмечались в народе, например, праздник урожая и поминовения «Чу-сок». Татаро-башкирская диаспора по завершению сельскохозяйственных уборочных работ отмечает праздник «Сабан туй». В целом следует отметить, что взаимообогащение культурой и традициями народов, населяющих наш регион, во все времена помогали и помогают нашей стране достичь стабильности и продвигаться вперед в своем развитии.
Важная задача педагогов - умело использовать богатое наследие народной педагогики в учебно-воспитательном процессе современной школы. Внедрение элементов материальной и духовной культуры народа в учебный процесс, обеспечение их органического единства с программным материалом позволяет учащимся шире знакомиться с ценностями своего народа. В процессе изготовления «осязаемой» продукции, выполненной своими руками, для учащихся становится понятными такие категории, как себестоимость, качество выпускаемой продукции, цена изделия, ресурсы, рентабельность и т.д.
Учитывая, что сегодня все более важной становится проблема приобщения молодого поколения к культурно-историческому наследию своего народа, считаем, что в содержании экономического образования учащихся должны быть отражены народные традиции и обычаи, опирающиеся на многовековой опыт поколений, в том числе и в области хозяйственно-экономической деятельности.
Таким образом, вопросы экономического воспитания в казахской этнопедагогике представлены в следующих аспектах:
— традиции и обряды, связанные с процессом ведения хозяйства (уход за скотом, возделывание земли, добыча и переработка сырья, производство товаров);
— в прикладном искусстве (изготовление юрты, домашней утвари, одежды, ювелирных изделий, конного снаряжения и т.д.);
— национальные игры (рациональное использование времени, изготовление игрушек из подручных средств);
— устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы, поговорки, устные народные задачи нравственно-экономического содержания).
— экономическая культура казахского народа тесно связана и обусловлена природно-климатическими условиями жизни, она развивалась на основе хозяйственно-трудовой деятельности и через товарно-денежные отношения с соседними государствами;
— накопленный народный опыт, высказывания казахских мыслителей о свободной торговле, разделении труда, свободе предпринимательства, прикладном искусстве не только не теряют актуальности и в наши дни, но содержащиеся в них ценные мысли, идеи, рекомендации могут быть важным подспорьем в решении проблем формирования экономической культуры учащихся и использоваться в практике современной школы.
Литература:
1 Назарбаев Н.А. План нации - путь к казахстанской мечте / Н.А. Назарбаев // Южный Казахстан. - № 3, 11 января 2016 г.
2 Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 1991. - 162 с.
3 Фольклор казахского народа; под ред. А. Швыдко. - Алматы: Жазушы, 2002. - 134 с.
4 Казахские народные пословицы и поговорки; сост. и пер. с каз. В.Б. Захаров, А.Т. Смайлова. -Алматы: Кочевники, 2005. - 232 с.
5 Алметов Н.Ш. Дидактический потенциал народной педагогики и его реализация в учебно-воспитательном процессе (на материале узбекских школ) / Н.Ш. Алметов. - Ташкент: «Фан», 1999. - 220 с.
Сведения об авторах:
Досбенбетова Анара Шаймахановна (г. Шымкент, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор, Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, e-mail: [email protected]
Жаппаров Амангельды (г. Шымкент, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор, ЮжноКазахстанский государственный педагогический институт.
Жаппарова Гульмира Амангельдиевна (г. Шымкент, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Казахстанский государственный педагогический институт.
Data about the authors:
A. Dosbenbetova (Shymkent, Kazakhstan), doctor of pedagogical sciences, professor, Southern Kazakhstan state teacher training college, e-mail: [email protected]
A. Zhapparov (Shymkent, Kazakhstan), doctor of pedagogical sciences, professor, Southern Kazakhstan state teacher training college.
G. Zhapparova (Shymkent, Kazakhstan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Southern Kazakhstan state teacher training college.