Научная статья на тему 'К вопросу о концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций'

К вопросу о концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БУРЯТСКАЯ ШКОЛА / ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / NATIONAL EDUCATION / BURYAT NATIONAL SCHOOL / ETHNIC AND ECOLOGICAL TRADITIONS / ETHNIC IDENTITY / NARRATIVE SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Татьяна Николаевна

В статье представлена теоретическая часть разработки концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций в рамках проводимого автором исследования особенностей экологического воспитания в этнопедагогике бурят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

.To the issue of concept of the Buryat school development based on ethnic and ecological traditions

The paper presents the theoretical part of the elaboration of the concept of the Buryat school development on the basis of ethnic and ecological traditions within the author’s ongoing studies of ecological education features in ethnic pedagogy of Buryats.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций»

ственное мнение. Оно воздействует на поведение подрастающих в виде конкретной оценки их поступков, действий и поведения. Общественное мнение направляет поведение подрастающих детей и подростков в соответствии с требованиями сообщества. Таким образом, для традиционного типа социальной регуляции поведения национальными традициями, обычаями, обрядами и праздниками характерны механизмы подражания, внушения, социальные привычки и общественное мнение. Все это свидетельствует о том, что в Корее первобытные верования пустили глубокие корни и всегда играли большую роль в сфере воспитания и социализации каждого подрастающего поколения, вплоть до наших дней занимают важное место не только в религиозном комплексе, но и в семейной и общественной педагогике.

Литература

1. Архимандрит Августин (Никитин). Сеул. Дворец добродетельного долголетия // Нева. - 2010. -№3. - С. 231.

2. Волков С.В. Ранняя история буддизма в Корее. - М., 1985. - С. 18-19, 21.

3. Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. -СПб., 2002. - С. 39.

4. Джарылгасинова Р.Т. Древние когуресцы. -М.: Наука, 1972. - С.1 18, 168, 173, 175.

5. Джарылгасинова Р.Т. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики. - М.: Наука, 1979. - С. 162,100, 165.

6. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. - М.: Наука, 1982. - С. 17, 4344, 39.

7. История Кореи (новые прочтения). - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 17, 43.

8. Ким Хису. Открытие галереи Кореи в Смит... соновском национальном музее естественной истории // Согеапа. - 2007. - Т. 3, №3. - С. 2, 12.

9. Нам Сонсук. Море и люди, которые живут морем // Согеапа. - 2006. - Т. 2, №2. - С. 30, 32.

10. Пак М.Н. Национализм и история (о некоторых чертах националистической концепции в работах буржуазных историков Южной Кореи) // История Кореи в буржуазной историографии. - М.: Наука, 1976. - С. 18.

Васильева Мария Самсоновна, доктор педагогических наук, доцент, директор координационного центра развития бурятского языка Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-2) 210411.

Vasilyeva Maria Samsonovna, doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Center for the Buryat language development, Buryat State University. E-mail: [email protected]

Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy, Buryat State University. Tel. (301-2) 210 411.

УДК 37.0+39 © Т.Н. Кондратьева

К вопросу о концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций

В статье представлена теоретическая часть разработки концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций в рамках проводимого автором исследования особенностей экологического воспитания в этнопедагогике бурят.

Ключевые слова: национальное образование; национальная бурятская школа; этноэкологические традиции; этническая идентификация; нарративные источники.

T.N. Kondrateva

To the issue of concept of the Buryat school development based on ethnic and ecological traditions

The paper presents the theoretical part of the elaboration of the concept of the Buryat school development on the basis of ethnic and ecological traditions within the author's ongoing studies of ecological education features in ethnic pedagogy of Buryats.

Keywords: national education; Buryat national school; ethnic and ecological traditions; ethnic identity; narrative sources.

Развитие школьного экологического образования и воспитания на основе богатого и самобытного этноэкологического наследия бурятско-

го народа можно рассматривать одним из направлений реализации гуманистически ориентированных рекомендаций и предписаний меж-

дународных документов, нормативность которых распространяется на всех стран-участниц, в том числе и Россию.

Для обоснования Концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций важное значение имеют государственные документы Российской Федерации и Республики Бурятия: закон РФ «Об образовании», закон о языках народов Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации о культуре, закон «О языках народов Республики Бурятия», Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия, Программа социально-экономического развития Республики Бурятия, Концепция национально-регионального компонента Государственного стандарта образования Республики Бурятия и др. [6]. Одновременно эти документы являются наглядной иллюстрацией содержательной, структурно-логической и функциональной особенностей образовательных концепций и программ. Учитывая разноаспектное содержание приведенных документов, вызывают интерес, во-первых, их общие целевые установки, во-вторых, выделенные приоритетные направления развития, в-третьих, те разделы, которые связа... ны с вопросами национального образования, национально-региональным компонентом

школьного образования, с одной стороны, и экологическим образованием и воспитанием - с другой [5].

В целевых установках перечисленных документов особое внимание уделено подготовке выпускников к социальному выбору, формированию коммуникабельности и толерантности в растущих масштабах межкультурного взаимодействия, развитию современного мышления у молодого поколения, повышению профессиональной квалификации, интенсивному опережающему образованию молодежи и всего взрослого населения.

Школа как социальный институт призвана в полной мере использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Подчеркивается поддержка развития учреждений дополнительного образования детей, кото-

рые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи [4]. Концепция предписывает разработку и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и вариативных базисных учебных планов, позволяющих учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений [8].

Среди дисциплин, призванных обеспечить успешную социализацию учащихся, перечислены экономика, история, право, русский, родной и иностранные языки, трудовое обучение, компьютерная грамотность [11].

Развитие бурятской школы на основе этноэкологических традиций должно осуществляться прежде всего в рамках национально-регионального компонента и призвано стать важнейшим направлением модернизации системы образования республики в целом.

В нормативно-правовых документах Республики Бурятия к ряду приоритетов государственной национальной политики отнесен комплекс мер по изучению не только двух государственных языков - русского и бурятского, но и языков коренных национальных меньшинств, воссоздание и совершенствование национальной образовательной школы как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка. Уже в конце 1990-х годов политика в области развития образования Бурятии была ориентирована на создание систем этнонационально ориентированного образования и разработку образовательных модулей национальных школ, дополнительных образовательных учреждений. Национально-региональный компонент государственного стандарта образования включает изучение языков (русского, бурятского, эвенкийского), разнонациональной литературы, религии, культурно-бытовых обычаев и традиций народов, проживающих на территории Бурятии [10].

В настоящее время фактически существует общая нормативно-правовая база (международная, федеральная, республиканская) для разработки Концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций. Одновременно необходимо отметить, что разработка такой концепции в контексте национально-регионального компонента тесно связана с пониманием, во-первых, национального, этнического, экологического, во-вторых, экологического в образовании в целом.

С учетом терминологической неопределенности по национальной проблематике и потреб-

ности понятийного разграничения элементов и функций национальной и экологической составляющих в образовании мы предлагаем в качестве переходного типа следующий концептуальный вариант структуры национально-регионального компонента бурятской системы образования [3]:

• Этнокультурный компонент, ориентированный на содействие сохранению и развитию моноэтнических культур и этнических идентич-ностей бурятского народа и других этнических групп, проживающих в Республике Бурятия. Эт-нопедагогика бурятского и других народов является центральным звеном данного компонента.

• Полиэтнический компонент с целью формирования культурной идентичности бурят и представителей других народов, утверждения принципов диалогичности и толерантности. В данном компоненте образования речь идет о формировании культуры учащегося, например бурятского происхождения, которая включает наряду с бурятской культурой общечеловеческие ценности и элементы культуры других народов.

Общенациональный компонент с целью формирования российской гражданской идентичности.

• Межнациональный, или общечеловече... ский, компонент с целью формирования плане-тарно-цивилизационной идентичности в контексте глобализации [12].

Анализ современного состояния экологического и этнонационального образования и воспитания в нашей работе осуществлялся на базе следующих источников:

- результатов этнокультурологических, эт-нопедагогических, этнологических исследований;

- концепций, программ, постановлений, отчетов, аналитических записок и др. документов Министерства образования и науки Республики Бурятия, городских и районных органов управления образованием, образовательных учреждений разных видов и уровней;

- архивных материалов;

- научно-исследовательской, методической литературы;

- результатов опроса разновозрастного населения и учащихся старших классов, проведенного автором, и других эмпирических исследований.

Обобщая результаты данной работы, можно сделать ряд взаимосвязанных выводов. Уже более 20 лет назад была начата исследовательская работа по проблемам народной педагогики, со-

временной бурятской национальной школы, эт-ноэкологическим традициям, которая отражена в нарративных источниках. Так, например, в коллективной монографии Д.М. Бурхинова, Д.А. Данилова, С.Д. Намсараева «Народная педагогика и современная национальная школа» были проанализированы нравственные, эстетические, физические и другие функции традиций бурятского народа, однако решение задачи определения их экологического содержания и направленности остается за читателем [9]. Кроме этого, нельзя не учитывать, что в последнее десятилетие заметно трансформировалось представление о национальной школе.

Среди специальных исследований, посвященных именно этноэкологическим традициям, обращают на себя внимание работы Ц.Б. Будаевой. Они содержат анализ широкого круга библиографии по данной теме, вводится значительный массив нового этнокультурного материала. Особо отметим обращение автора к обсуждению проблем взаимодействия и взаимообогащения этноэкологических традиций разных народов в контексте поликультурного пространства, рассмотрению этноэкологических традиций как фактора устойчивого развития. Однако и в данной работе образовательный контекст функционирования и развития этноэкологических традиций не включен в логику работы как самостоятельная проблема. Здесь уместно вспомнить широко известное утверждение о том, что любое научное знание не может в неизменном виде использоваться в педагогической учебной деятельности. Требуются специальные научно-методические процедуры «трансформации и экстраполяции» научного знания в учебный материал.

Специальные теоретические и эмпирические исследования подтверждают актуальность этнических ценностей, этнокультурного образования и воспитания как в объективном, так и субъективном измерениях. Одновременно можно подчеркнуть, что, во-первых, такие исследования должны активно развиваться и быть тесно связаны с педагогическими потребностями и практиками: в контексте научных исследований на долгие годы приоритетными должны оставаться этнопедагогические концепции, проекты, рекомендации [7]. Во-вторых, исследование ре... ального состояния этноэкологической образовательной ситуации выступает необходимой предпосылкой прогнозирования тенденций ее развития и обоснования концепций, программ и планов этноэкологического образования и воспитания.

В настоящее время вопросы экологического образования и воспитания занимают важное ме-

сто во всех структурах системы образования Республики Бурятия: дошкольной, школьной, профессиональной подготовки (средние специальные и высшие учебные заведения), профессиональной и специальной переподготовки, а также массовой работы среди населения (за пределами образовательных учреждений).

В системе экологического образования общеобразовательных школ появились инновационные учебные заведения - гимназии, лицеи, школы экологического профиля и экспериментальные площадки. В практической деятельности можно выделить активизацию работы педагогов для разработки авторских программ по экологии, интегрированных учебных курсов, проведения научно-практических конференций, олимпиад, творческих конкурсов по экологической проблематике. Однако обращает на себя внимание то, что вопросам экологического знания в рамках предмета экологии и других учебных предметов придается в количественном выражении значительно больше внимания, чем эт-ноэкологическим традициям.

Признавая безусловные заслуги и успехи всех участников образовательного процесса, активно развивающих этнонациональное, экологическое образование и воспитание в последнее десятилетие, специалисты органов управления, педагоги и исследователи одновременно обращают внимание на ряд актуальных и нерешенных проблем. Различается, например, степень активности и масштабности экологической и этнокультурной работы школ. Практические мероприятия нередко имеют не постоянный, а эпизодический характер. Недостаточным признается уровень систематизации и координации деятельности школ, а также их взаимодействие с другими учреждениями образования, науки, культуры и т. д. Преодоление противоречий данной ситуации связывается в программных документах с необходимостью разработки единой концепции, единого координационного центра.

Актуальность Концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций обусловлена не только потребностями общеобразовательных школ, но и всей системы образования, а также зафиксирована в программных документах.

Цель концепции заключается в разработке и реализации единой, систематизированной модели опережающего, экологически ориентированного образования, основывающегося на этно-экологических традициях бурятского народа, учитывающего научные исследования, действующие модели экологического образования, нормативные документы всех уровней. Создание и

реализация концепции нацелены на решение взаимосвязанных задач: модернизацию, экологизацию образования, формирование экогума-нистического мировоззрения учащихся на основе концепции устойчивого развития, выступающей в качестве официальной стратегии развития Республики Бурятия [10].

Создание концепции предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:

• обоснование принципов построения концепции с учетом современных условий и результатов научно-исследовательской деятельности в области образования в целом, экологического воспитания в частности;

• изучение и систематизация этноэкологических традиций бурятского народа в современных условиях;

• анализ актуального состояния этно-экологического образования, потребностей и нормативных документов в Республике Бурятия.

Ведущим принципом концепции выступает принцип опережающего образования на основе этноэкологических традиций бурятского народа. Основными теоретическими принципами построения Концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций в современных условиях являются принципы устойчивого развития, непрерывности, преемственности, единства традиций и новаций, целостности, динамического равновесия, самоограничения, взаимодействия и взаимодополнения, интеллектуализации и футуризации образования. Основными методологическими принципами выступают системно-комплексный; взаимосвязи глобального и национального, диалектический принцип общего и частного, принцип прогно-стичности.

Особое внимание следует уделить субъектам процесса воспитания. В рамках реализации Концепции бурятской школы предполагается уход от традиционных для технократической модели обучения субъект-объектных отношений между воспитанником и воспитателем в пользу субъект-субъектных и даже личностно-личностных. Учитывая ведущую роль представителей старшего поколения в воспитании детей, а также тот факт, что они являются главными носителями традиций бурятского народа, следует максимально повысить степень их вовлечения в образовательный процесс и во внеклассную деятельность. Привлечение родственников, мастеров, умельцев, творческой интеллигенции способствует усилению связей между поколениями, знакомству с носителями традиций и приобщению к ним.

Процесс развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций должен иметь непрерывный характер. Однако с позиции его перспективной ориентированности, потребности постоянного обобщения результатов и корректировки в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями данный процесс целесообразно представить как совокупность ориентировочного, интегративного и итогово-оценочного этапов. В практической образовательно-воспитательной практике, управленческой и научной деятельности эти этапы содержательно тесно взаимосвязаны. Кроме этого, важно подчеркнуть, что они представляют собой не линейное развитие, а усложняющееся и обогащающееся круговое движение. Это означает, что ориентировочный этап должен, например, воспроизводиться в мониторинговом режиме, а итогово-оценочный - имманентно решать ряд задач первого этапа.

Ориентировочный этап. Основная цель данного этапа - объективная диагностика состояния, потребностей и возможностей развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций. Для реализации данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

- диагностика состояния этноэкологическо-го образования и воспитания, этноэкологиче-ских традиций и потребностей их сохранения с позиции установок на опережающее образование и устойчивое развитие;

- анализ действующих концепций, программ, проектов, мероприятий по проблемам развития национально-регионального компонента образования и экологического образования и воспитания с позиции оценки положительного опыта, противоречий и проблемных ситуаций;

- диагностика реальных и альтернативных возможностей развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций: нормативно-правовых основ международного, общефедерального, республиканского, районного, местного уровней; характеристик субъектов образовательного процесса, институциональных и вне-институциональных условий; кадрового и учебно-методического обеспечения и т. д.

При реализации выделенного этапа необходимо учитывать важный фактор, связанный с целенаправленным изучением результатов развития образования в Республике Бурятия за последние 5 лет. Это позволит более объективно оценить изменения исходных условий, в которых реализуется этнокультурный компонент в системе общего образования, а также соотнести результаты совершенствования содержания и форм реализации национально-региональной

политики: механизмы сопряжения федерального и национально-регионального стандартов образования, содержание и технологии этнокультурного и экологического образования и воспитания, организационные и методические формы изучения государственных и других языков. К методам сбора информации для решения задач первого этапа относятся включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, проведение тренингов (этничности в том числе), выполнение творческих заданий и т.д.

Основные показатели диагностики:

- уровень знаний, информированности об этноэкологических традициях;

- этническая самоидентификация и ее объективные показатели;

- представление о перспективах этноэколо-гических традиций, о роли этнопедагогики в развитии бурятского народа, Республики Бурятия;

- прагматическая включенность (активность) в бурятские традиции в целом, этноэко-логические в частности;

- оценка состояния и перспектив этнокультурной преемственности поколений;

- интерес, установки, практическое стремление на освоение этноэкологических традиций и инноваций;

- оценка экспертами роли этноэкологических традиций в решении проблем экологического образования и воспитания;

- конкретизация нормативно-правового обеспечения непрерывного развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций [2].

Интегративный этап. Основная цель данного этапа - обеспечение целостного непрерывного процесса взаимодействия всех составляющих развития этноэкологического образования и воспитания с учетом системоорганизующей функции этноэкологических традиций на основе интеграции образовательно-практической, научно-исследовательской и экпертно-оценочной деятельности. Реализация данной цели включает решение следующих задач:

• включение в планируемые разработки данных стандарта экологического образования и экспертных оценок новых обучающих методик и программ этноэкологической составляющей;

согласование и обеспечение преемственности инновационных программ и проектов экологического образования и воспитания всех институтов и субъектов деятельности данных процессов;

включение этноэкологической образовательной деятельности в процессе перехода образовательного учреждения в новую организационную форму в новой профессиональной обра-

зовательной структуре экспертов-

консультантов, в деятельности экспертного Совета, созданного при Министерстве образования и науки Республики Бурятия;

• открытие интегрированных образовательных учреждений этноэкологической направленности как приоритета экологического образования и воспитания.

При осуществлении данного этапа необходимо реализовать установку на соотнесение образования и воспитания на основе этноэкологических традиций, с одной стороны, с динамичным процессом модернизации всей системы образования Республики Бурятия, с другой - с тенденциями межрегиональной координации исследовательской и инновационно-

практической деятельности в экологическом образовании и воспитании на межрегиональном уровне.

Немаловажное значение имеет включение Концепции развития бурятской школы на осно... ве этноэкологических традиций в разработку документов более общего уровня [1].

В рамках модернизации системы этноэколо-гического образования и воспитания в Бурятии центральным звеном является открытие и функционирование интегрированных образовательных учреждений, научно-образовательных комплексов. Инициирующие, консультационные, содержательно-экспертные функции в процессе создания таких подразделений принадлежат высшим учебным заведениям, прежде всего университетам. В национально-региональном компоненте университеты призваны выполнять и содействовать выполнению другими подсистемами образования Республики Бурятия следующих задач:

- восстановление, развитие, модернизация этнокультурных кодов в поликультурном пространстве Бурятии на основе этноэкологических традиций, исторической, этнической и региональной культурной памяти;

- выполнение центристской роли в непрерывном этноэкологическом образовании и воспитании;

- обеспечение региональных потребностей в педагогических, научных кадрах, воспроизводство экологической культуры на региональном уровне.

Итогово-оценочный этап заключается в подведении итогов, анализе, систематизации результатов, полученных в ходе реализации Концепции развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций. Однако его цель заключается не только в оценке достигнутого, но и в корректировке используемых мето-

дов, приемов, форм реализации концепции, распространении позитивного опыта, адаптации к изменившимся условиям, рассмотрении вопроса об экстраполяции позитивных результатов на целостную образовательную систему Республики Бурятия и других регионов.

Литература

1. Кондратьева Т.Н. Актуализация проблем эт-нопедагогики и экологического воспитания в контексте глобализации (на примере бурятского народа): монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. -103 с.

2. Кондратьева Т.Н. Этнопедагогический мониторинг как направление развития современного образования (на примере Республики Бурятия) // Профессиональное образование: приложение «Новые педагогические исследования-. - 2007. - № 4. - С. 88-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кондратьева Т.Н. Проблема изучения этноэкологических традиций коренных народов в современных условиях // Экологическая составляющая в образовании - основа устойчивого развития поселений на территории Новосибирской области: сб. инф.-аналит. материалов межвузовской конференции. -Новосибирск: НГАХА, 2008. - С. 43-45.

4. Кондратьева Т.Н. Развитие этнической идентичности у ребенка в процессе ее формирования // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 8. -С. 80-84.

5. Кондратьева Т.Н. Воспитательный потенциал этноэкологических традиций бурятского народа // Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в современном образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. (12-18 августа 2011 г.). - Горно-Алтайск; Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2011. - С. 240-245.

6. Кондратьева Т.Н. Учет национально-психологических особенностей при организации воспитательной работы в полиэтничном коллективе // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 359-364.

7. Кондратьева Т.Н. Особенности воспитания в этнопедагогике бурятского народа // Педагогика любви: материалы всерос. этнопед. чтений, посвящ. наследию Г.Н. Волкова (19-21 июня 2008 г.). - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008. - Ч. 1. - С. 116-122.

8. Кондратьева Т.Н. Экологические традиции воспитания детей в этнопедагогике бурятского народа // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. - С. 195-204.

9. Кондратьева Т.Н. Этноэкологические традиции как фактор развития бурятской школы // Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник

/ под ред. Ю. В. Попкова. - Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2007. - С. 205-208.

10. Кондратьева Т.Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - 225 с.

11. Кондратьева Т.Н. Учиться, обучая - педагогическая традиция Бурятии // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. - Ч. 1. - СПб.; Омск, 2011. - С. 119-121.

12. Кондратьева Т.Н. Становление бурятской школы в современных условиях на основе этноэколо-гических традиций // Народное образование, 2007. -№ 5. - С. 282.

Кондратьева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

Kondrateva Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology, Institute of Physical, Mathematical and Economic Education, Novosibirsk State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

УДК 37.035.6

© Л.Б. Лубсанова

Терминологическая работа как средство формирования этнокультурной идентификации младших школьников, не владеющих родным языком

В статье представлены результаты педагогического эксперимента двуязычного обучения математике младших школьников с целью формирования у них этнокультурной идентификации.

Ключевые слова: математические термины, этнокультурная идентификация, билингвизм, младшие школь-

ники.

L.B. Lubsanova

Terminology work as means of formation of ethnic and cultural identity at schoolchildren who do not speak their native language

This article presents the results of pedagogical experiment of teaching mathematics to bilingual primary schoolchildren aimed at formation of their ethnic and cultural identity.

Keywords: mathematical terms, ethnic and cultural identity, bilingualism, primary schoolchildren.

Одним из фундаментальных условий устойчивости общества является разнообразие культур, но это разнообразие должно быть гармоничным при одновременном широком синтезе гуманистических аспектов всех культур. В условиях неизбежной глобализации мирового развития и доминирующего влияния суперкультур существует опасность исчезновения культур малочисленных этнических групп. Для сохранения и развития культурного многообразия становится актуальной проблема развития культурного потенциала каждого этноса посредством системы образования, способной к воспитанию этно-культурно самоопределившейся, гармонично развитой устойчивой личности школьника. В связи с этим особое значение приобретает приобщение школьников к ценностям этнической культуры, чего трудно достичь без знания ими родного языка. К сожалению, в настоящее время многие дети-буряты вырастают без знания родного языка, для них первым языком служит русский язык. Перед школой стоит задача обучения младших школьников родному бурятскому языку, что означает формирование у них двуязычия.

Родной язык является важнейшим признаком нации и показателем своеобразия национальной культуры. В случае формирования дву-

язычия детей младшего школьного возраста можно выделить два основных условия, выдвигаемых разными авторами, которые должны учитываться в процессе обучения речи на втором языке: необходимость овладения в совершенстве речью на первом языке (Н.В. Имедадзе [6] и др.) и динамика развития общей языковой способности в данном возрасте (Ш.А. Амона-швили [1], Н.В. Имедадзе [6] и др.). Многие авторы указывают, что к 6-8 годам ребенок свободно владеет речью и свободно общается с окружающими: освоено произношение, достаточно развит словарь, усвоены грамматические формы.

Рассматривая проблему развития родного языка в целом, необходимо иметь в виду, что ведущим механизмом детской речи на родном языке является формирование языковых обобщений - генерализации языковых явлений детьми. Их речь на родном языке - особым образом организованная деятельность, протекающая по определенным правилам. Согласно Л.С. Выготскому [2], родной язык есть то, в чем пересекаются познание и общение, а языковой знак - это единство общения и обобщения. Родной язык, выступая в единстве функции общения и обобщения, является прежде всего средством «при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.