УДК 373.5. 033
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
GENERAL PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL AND ECOLOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE TEACHER IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
Е. Г. Шаронова1, Г. Э. Ахтямова2 E. G. Sharonova1, G. E. Akhtyamova2
гФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
2ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлены педагогические условия социально-экологического воспитания будущего учителя. Автор разделяет общие и частные педагогические условия, более подробно останавливается на общепедагогических условиях и раскрывает их специфику, приводит примеры, подтверждающие их реализацию в системе высшего профессионального образования.
Abstract. The article presents the pedagogical conditions of social and ecological education of the future teacher. The author distinguishes the general and specific pedagogical conditions, dwells on the general pedagogical conditions and reveals their specificity, gives the examples which confirm the implementation of those conditions in higher professional education system.
Ключевые слова: педагогические условия, общепедагогические условия, социальноэкологическое воспитание.
Keywords: pedagogical conditions, general pedagogical conditions, social and ecological education.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях развития общества и модернизации образования высшие учебные заведения нуждаются в исследованиях, посвященных подготовке студента, будущего учителя, к эффективной профессионально-педагогической деятельности. Особое значение сегодня имеет экологическое образование и воспитание студенческой молодежи. В связи с сильным антропогенным воздействием на природную среду меняется базовая концепция экологического воспитания, вектор которого направлен в социальную плоскость - социально-экологическое воспитание личности, ориентирующееся на формирование ее социально-экологической
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-21003а
активности на основе знаний социально-экологических процессов, проблем; умений и навыков организации социально-экологической деятельности, мотивов, интересов и ценностей, убеждений в необходимости оптимального взаимодействия человека и общества с природной средой, эмоционального настроя и волевых усилий для организации и включения в социально значимую экологическую деятельность. Область социально-экологической направленности лежит на стыке непосредственного контакта человека и общества с природной средой: влияние природной среды на психическое и физическое здоровье человека и общества в целом, антропогенное воздействие на природную среду и его последствия [5].
Материал и методика исследований. Нами были использованы методы психо-лого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, анкетирование, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. Эффективность процесса социально-экологического воспитания будущего учителя, конечной целью которого является сформированность социально-экологической компетентности [6], зависит от реализации ряда научно обоснованных педагогических условий.
Сущность, структура и функции педагогических условий рассмотрены в трудах многих ученых: В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, Б. Т. Лихачева, И. Я. Лернера, А. Я. Найна, П. И. Пидкасистого и др. В научной литературе педагогические условия рассматриваются как:
- содержание, методы, приемы и организационные формы обучения [1];
- обстановка, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии, позволяющем педагогу плодотворно преподавать и руководить учебно-воспитательным процессом, а обучающимся - учиться [2];
- совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных целей [3];
- составные части или характеристики среды, в которой развиваются учащиеся [4].
В общем, под педагогическими условиями социально-экологического воспитания будущего учителя мы понимаем совокупность обстоятельств (содержание, формы, методы, характеристики воспитательной среды), обеспечивающих результативное протекание данного процесса.
Нами была проведена экспериментальная работа по выявлению частных и общих педагогических условий, способствующих эффективности социально-экологического воспитания студентов. К общепедагогическим условиям мы отнесли следующие:
1. Межпредметная интеграция социально-экологических аспектов в курсе преподаваемых дисциплин.
2. Научно-методическое обеспечение организации в вузе социально-
экологического воспитания будущего учителя.
3. Социальное партнерство педагогического вуза, обеспечивающее взаимосвязь различных социальных институтов по решению проблем социально-экологического воспитания будущего учителя.
4. Создание социально-экологической воспитательной среды для студентов педагогических специальностей.
В группу частных педагогических условий вошли:
1. Использование современных педагогических технологий в формировании компонентов социально-экологической компетентности будущего учителя.
2. Включение студентов в исследовательскую деятельность социальноэкологического направления.
3. Участие студентов в социально значимой экологической деятельности.
4. Разнообразная внеаудиторная деятельность социально-экологической направленности.
5. Приобретение студентами опыта социально-экологического воспитания школьников.
6. Использование этнопедагогического подхода в социально-экологическом воспитании будущего учителя.
7. Использование индивидуального и дифференцированного подходов в социально-экологическом воспитании студентов педагогических специальностей.
8. Разработка и реализация спецкурса «Социально-экологическая компетентность будущего учителя».
На наш взгляд, более подробно следует рассмотреть группу общепедагогических условий, под которыми понимаются условия, обеспечивающие оптимальность функционирования как общей системы педагогического образования в целом, так и каждой ступени профессионализации в отдельности.
Первым общепедагогическим условием социально-экологического воспитания будущего учителя является межпредметная интеграция социально-экологических аспектов в курсе преподаваемых дисциплин. В соответствии с государственным образовательным стандартом вузовская подготовка студентов педагогических специальностей различных факультетов предусматривает изучение следующих циклов дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации, факультативов. Анализ учебных планов и программ педагогических специальностей «Биология», «География», «Химия», «Педагогика и психология», «История», «Русский язык» показал, что вопросы социально-экологического направления рассматриваются на таких дисциплинах, как философия, политология, социология, правоведение, экономика, но в незначительном объеме. Нами было проведено анкетирование преподавателей вузов по использованию основ социально-экологической направленности в учебновоспитательном процессе. В исследовании приняли участие 88 преподавателей следующих вузов: Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова (филиала в г. Чебоксары), Уфимского государственного нефтяного технического университета, Минского государственного лингвистического университета. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что в процессе преподавания различных дисциплин в большей степени рассматриваются вопросы «Человек и его здоровье», «Взаимосвязь природы и общества», «Воздействие природы на общество, личность». В меньшей степени затрагиваются проблемы природопользования и природовоспроизводства, социальноэкологического проектирования, экологической социологии, экологической психологии и педагогики. Выяснили, что вопросы социально-экологической направленности в предметной подготовке студентов вузов рассматриваются недостаточно.
Таблица 1
Вопросы социально-экологического содержания, рассматриваемые в курсе дисциплин педагогического цикла
Дисциплины педагогического цикла Вопросы социально-экологического содержания
Введение в педагогическую деятельность Профессионально-педагогическая готовность к социально-экологическому воспитанию школьников
Общие основы педагогики Категориальный аппарат педагогики: воспитание, социализация, формирование. Биосоциальная природа личности, взаимодействие в системе «человек - природа»
Теория обучения Формы, методы и средства обучения
Теория воспитания Современные концепции воспитания. Основы экологического и социальноэкологического воспитания: формы методы, средства
Педагогические технологии Технологии воспитания и обучения. Социально-экологическое проектирование; игровые и исследовательские технологии
Основы специальной педагогики Экотерапия в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, тренинги
Социальная педагогика Изучение основ социализации личности, социальная адаптация. Знакомство с учреждениями, осуществляющими социально-экологическое образование и воспитание школьников. Изучение основ социального партнерства
Управление педагогическими системами Структура и особенности системы управления в образовательном учреждении; должностные обязанности зам. директора по воспитательной работе, классного руководителя, вожатого. Анализ воспитательной системы школы, место экологического и социально-экологического воспитания
Нормативно-правовое обеспечение образования Изучение основ нормативно-правового законодательства, касающегося профессионально-педагогической деятельности, экологического образования и воспитания. Изучение элементов нормативно-правового законодательства социальной ответственности личности за деятельность в природной среде
Методология и методы научно-педагогического исследования Виды научно-педагогических исследований социально-экологического направления
Педагогика летнего отдыха Разработка и проведение воспитательных мероприятий, исследовательская работа профессионально-педагогической направленности. Практическая природоохранная и природовосстановительная работа, акции, исследовательская работа со школьниками, социально-экологические проекты и инициативы
Педагогическая практика Уроки и внеклассные воспитательные мероприятия социально-экологического направления, консультации, обсуждение, учебно- и научно-исследовательская работа, волонтерское движение
Курсовые проекты и выпускные квалификационные работы Учебно- и научно-исследовательская работа социально-экологического направления
Использование социально-экологических основ в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла представляло особый интерес (табл. 1).
Анализ показал, что дисциплины педагогического цикла обладают достаточно большим потенциалом для проведения работы социально-экологического направления. Диагностика социально-экологической компетентности студентов подтвердила, что данный потенциал используется преподавателями вуза недостаточно. Для решения проблем межпредметной интеграции потенциала различных дисциплин по социально-экологическому направлению нами были проведены обучающие семинары с кураторами групп и препода-
вателями педагогического блока (педагогика и методика преподавания дисциплин) по внедрению социально-экологических основ в учебно-воспитательный процесс. На семинарах и круглых столах были предложены следующие темы для обсуждения: «Социальноэкологическая компетентность будущего учителя», «Социально-экологическое воспитание студентов: формы, методы, средства», «Диагностика социально-экологической компетентности будущего учителя», «Социально-экологическая активность молодежи».
Вторым общепедагогическим условием считается научно-методическое обеспечение в вузе организации социально-экологического воспитания будущего учителя. Научно-методическое обеспечение помогает построить данный процесс в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, оно также ориентировано на инновационные процессы, происходящие в системе образования. В целях реализации данного условия нами были подготовлены учебные и учебно-методические пособия, например, такие как: «Методолого-теоретические основы социально-экологического воспитания будущего учителя», «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», «Концепция социально-экологического воспитания учащейся молодежи Чувашской Республики» и др.
В рамках исследования были разработаны и апробированы программы спецкурсов, способствующие формированию социально-экологической компетентности студентов: «Экологическая педагогика», «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», «Основы экологической культуры» (социально-экологический аспект); организован кружок «Подготовка студентов к работе в детских оздоровительных лагерях» (экологические лагеря).
Рассмотрим краткое содержание спецкурсов.
«Экологическая педагогика» (2008-2010). В программу спецкурса были включены вопросы становления и развития экологической педагогики, рассмотрены формы, методы и средства экологического образования и воспитания школьников. Практические занятия были направлены на формирование навыков экологического образования и воспитания учащихся, знакомство с социальными институтами, осуществляющими экологическое образование и воспитание личности. Рассматривались сущность и содержание понятия «экологическая культура», были выявлены ее компоненты, критерии, показатели и уровни. На педагогической практике студенты закрепляли полученные знания: проводили уроки и мероприятия по экологическому образованию и воспитанию школьников.
Социально-экономические процессы, новые образовательные стандарты заставили нас пересмотреть программу спецкурса и сориентировать его в русло компетентностной парадигмы. Нами был разработан спецкурс «Социально-экологическая компетентность будущего учителя» (2010-2011), который включал в себя 2 раздела, направленных на формирование социально-экологической и специальной (профессиональнопедагогической) компетенций. В блок социально-экологической компетенции были включены занятия, раскрывающие сущность и содержание понятий «социальная экология», «экосоциология», «экологическая педагогика и психология», «этноэкология»; проблемы глобального экологического кризиса, социально-экологические проблемы современности и пути выхода из них, вопросы социальной ответственности личности перед природной средой и др. Вторым блоком работы было формирование специальной компетенции. Нами были рассмотрены вопросы профессиональной подготовки студентов к социально-экологическому воспитанию школьников. На педагогической практике в образо-
вательных учреждениях республики, в детских оздоровительных лагерях студенты закрепляли теоретические знания. Ими были проведены воспитательные мероприятия социально-экологического направления: субботники, акции, круглые столы, диспуты и дискуссии; совместно со школьниками разработаны и реализованы социально-экологические проекты и научные исследования.
Еще одним направлением практической реализации полученных знаний являлась подготовленная и апробированная нами в течение ряда лет программа кружка «Подготовка студентов к работе в детских оздоровительных лагерях» (экологические лагеря) (2006-2011). Общее количество студентов, охваченных данным курсом, составило более 800 человек. Это представители ведущих вузов Чувашии: ЧГУ имени И. Н. Ульянова, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, ЧГСХА, Кооперативного института, Филиалов МГЭИ, МГГУ им. М. А. Шолохова. Основу контингента составляли студенты педагогических специальностей. Подготовка велась по двум направлениям: общая подготовка к организации и проведению работы со школьниками и специальная подготовка по социальноэкологическому направлению. Второй блок работы включал ряд мероприятий: составление программ экологических смен, разработка воспитательных мероприятий, тематики исследовательских работ. Вожатые готовили мастер-классы по экологическому и социально-экологическому направлению. Студенты работали в детских оздоровительных лагерях Краснодарского края, Чувашии и Подмосковья, реализуя программы социальноэкологического направления. Обучение в кружке и дальнейшая апробация полученных знаний и умений явилась определяющим условием формирования социальноэкологической компетентности студентов педагогических специальностей.
Совместно с педагогами факультета естествознания и дизайна среды нами был разработан спецкурс «Основы экологической культуры» (социально-экологический аспект) для студентов художественно-графического факультета (педагогическая специальность). Мы ориентировались на формирование социально-экологической компетентности будущих учителей изобразительного искусства и применяли такие технологии обучения и воспитания, которые были связаны со спецификой факультета: использование средств художественного творчества, креативный характер исследований, творческий подход к практическим заданиям.
Научно-методическое обеспечение в вузе организации социально-экологического воспитания будущего учителя носило комплексный характер. В программах, методических пособиях и разработках мы представляли темы научно-исследовательских работ (курсовых и дипломных проектов, контрольных заданий, рефератов) для студентов и школьников, рассматривали требования к их оформлению. Эти материалы были использованы преподавателями различных дисциплин, прежде всего, педагогического блока. Мы считаем, что научно-методическое обеспечение социально-экологического воспитания будущего учителя создает возможности для системного подхода в реализации проблемы исследования.
Третье общепедагогическое условие - социальное партнерство педагогического вуза, обеспечивающее взаимосвязь различных социальных институтов по решению проблем социально-экологического воспитания будущего учителя. Социальноэкологическое воспитание личности в образовательной среде вуза возможно только на основе непосредственного взаимодействия с различными социальными институтами, реализующими программу действий по соответствующему направлению: экологически-
ми центрами, детскими и молодежными общественными объединениями, социальными центрами, министерствами и ведомствами, средствами массовой информации. Социологи определяют социальное партнерство как взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения и отдельных его составляющих, по решению проблем в общественной сфере, влияющих на социальное положение населения в целом, а также его отдельных групп. Необходимость широкого социального партнерства в системе образования предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Социопартнерство рассматривается в качестве одного из ведущих социальных институтов, тесно связанного с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. Для реализации данного педагогического условия нами были установлены связи с различными учреждениями и организациями. Приведем примеры социального партнерства педагогического вуза по решению проблем социально-экологического воспитания будущего учителя (табл. 2).
Таблица2
Социальное партнерство педагогического вуза по решению проблем социально-экологического воспитания будущего учителя
Социальные партнеры Совместные мероприятия
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Конференции, семинары, круглые столы по таким темам, как «Социально-экологическая активность молодежи»; «Экологическая культура будущего учителя»; проведение республиканских акций по охране и воспроизводству природы; участие студентов в проектах Министерства
АУ «Научно-исследовательский институт экологии» Министерства природы Чувашии Конференции, семинары, круглые столы по таким темам, как «Социально-экологическая активность молодежи»; «Экологическая культура будущего учителя»; проведение республиканских акций по охране и воспроизводству природы; участие студентов в проектах; научно-исследовательская работа студентов по проблемам антропогенного воздействия на природу и влияния загрязнений на здоровье человека
Г ородские комитеты по экологии Экологические субботники, акции, участие студентов в проектах городского комитета (озеленение города, экологический дизайн)
МЭД (молодежная экологическая дружина) Участие студентов педагогических специальностей в составе дружины, реализация программ
АУ «Центр внешкольной работы "Эткер"» Министерства образования ЧР Привлечение студентов в состав жюри конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских работ школьников; педагогическая практика студентов
Общеобразовательные учреждения республики Проведение мероприятий социально-экологического направления, участие в конференциях, совместных конкурсах профессионально-педагогического мастерства «Экология детства»; педагогическая практика студентов
Детские оздоровительные лагеря (Краснодарский край, Чувашия, Подмосковье) Реализация программ экологического и социальноэкологического направления, мастер-классы
Природные заказники и заповедники Чувашии (ГПЗ «Присурский», Национальный парк «Чаваш Вармане») Проведение научно-исследовательских работ по изучению антропогенного влияния на природу
Средства массовой информации (местное радио и телевидение, газеты и журналы) Публикация результатов научных исследований, анализ проведенных мероприятий, освещение социально-экологической деятельности студентов педагогических специальностей
Совместные с министерствами и ведомствами, образовательными учреждениями и общественными организациями мероприятия позволяют установить тесную взаимосвязь социальных институтов, занимающихся проблемами экологического и социальноэкологического воспитания детей и молодежи. Будущий учитель не только знакомится с системой деятельности данных учреждений, но и включается в практическую социально-экологическую деятельность. Социальное партнерство дает возможность будущему педагогу апробировать на практике те теоретические знания, которые получены в процессе преподавания различных дисциплин, на спецкурсах, в процессе воспитательной работы в вузе.
Четвертым общепедагогическим условием является создание социальноэкологической воспитательной среды для студентов педагогических специальностей. Для подготовки студентов педагогического вуза к эффективной профессиональной деятельности по социально-экологическому воспитанию школьников необходимо в стенах университета создать оптимальные условия для творческой реализации личности, формирования ее социальной активности, инициативности, ответственности за свои деяния по отношению к природной среде. В соответствии с проблемой нашего исследования мы определяем социально-экологическую воспитательную среду как систему внешних и внутренних воспитательных воздействий на личность с целью воспитания у нее социально-экологической культуры. Социально-экологическая воспитательная среда обеспечивает процесс личностно-профессионального развития и самореализации; способствует формированию активной социально-экологической жизненной позиции. При организации такой среды необходимо учитывать ряд условий: а) национально-культурные: влияют на задачи воспитания, на характеристику культуры, усваиваемой молодежью в отношении взаимодействия с социальной и природной средой, на ее содержание и формы, на характеристику среды, в которой происходит воспитание. Своеобразие в религиозных воззрениях разных народов, культурных традициях, менталитете будет отражаться на процессе воспитания; б) социально-экономические: влияют на содержание учебной и внеучебной деятельности студентов, ее организацию и результаты, на степень занятости в материальном и духовном производстве, на возникающие при этом отношения, на производственное, социально-психологическое окружение, в котором происходит формирование личности; в) кадровые: процесс социально-экологического воспитания студенческой молодежи должен осуществляться специально подготовленными, профессионально грамотными в данном направлении педагогами; необходимо опираться на местные ресурсы, которые могут быть использованы при их подготовке. Мы считаем, что большой кадровый потенциал имеют учреждения экологического направления, педагоги школ и системы дополнительного образования, общественные движения и организации. Привлекая их к учебно-воспитательному процессу, вуз решает ряд задач: повышение социальной активности студентов в отношении природной среды, социально-экологическое воспитание личности, профессиональная ориентация будущего учителя. По нашему мнению, использование средового подхода в социально-экологическом воспитании студентов педагогических специальностей будет способствовать формированию социальноэкологической воспитанности студентов, профессионально-педагогической компетентности, социальной активности по отношению к природной среде.
Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс взаимосвязанных общепедагогических условий является необходимым и достаточным для успешности протекания процесса социально-экологического воспитания будущего учителя. Исследование подтвердило предположение, что реализация выделенных нами общепедагогических условий способствует формированию социальноэкологической компетентности будущего учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития : учебное пособие для вузов по спец. «Педагогика» / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань : Центр инновац. технологий, 2000. - 606 с.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1982. - 145 с.
3. Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. - Челябинск : ГУ ПТО Адм. Челяб. обл. ; Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.
4. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
5. Шаронова, Е. Г. Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории / Е. Г. Шаронова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 9. -С. 107-115.
6. Шаронова, Е. Г. Социально-экологическая педагогическая компетентность и ее компоненты / Е. Г. Шаронова // В мире научных открытий. - 2011. - № 7.1 (19) . - С. 478-488.