УДК 929 Никольский: 37.033
Терехова Ольга Павловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерных изысканий и материаловедения Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова тел.: (8352) 62-42-02 доб. 6121
ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСОВ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ Н.В. НИКОЛЬСКОГО
Исследованы жизнь и деятельность просветителя чувашского народа Н.В. Никольского, его вклад в развитие народного образования и экологического просвещения чувашей. Проведен анализ источников, научных трудов ученого, на основе которых сделаны выводы и обобщения.
Ключевые слова: педагог-просветитель, родной язык, экологические задачи, садоводство, школы, распространение агрокультурных знаний.
Terekhova Olga Pavlovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Engineering Research and Materials Science of Chuvash State University named after I.N. Ulyanov tel.: (8352) 62-42-02 flo6. 6121
THE REFLECTION OF THE ISSUES OF PEOPLE’S ENLIGHTENMENT AND ECOLOGICAL EDUCATION IN THE WORKS OF N.V.NIKOLSKY
The life and activity of the educator of the Chuvash people N.V. Nikolsky, his contribution to the development of national education and ecological education of Chuvash people are investigated. The analysis of sources, scientific works of the scientist on the basis of which the conclusions and generalizations are drawn is carried out.
Key words: teacher educator, native language, ecological tasks, gardening, schools, spread of agricultural knowledge.
Разработка современной стратегии развития образования и экологического воспитания и обучения подрастающего поколения требует всестороннего анализа и учета изменений, происходящих в обществе. Одним из важных аспектов теоретической разработки путей её совершенствования является осмысление исторического опыта, накопленного школьным образованием и природоохранным воспитанием. Исследователи отмечают, что любые преобразования могут быть успешными лишь при условии использования положительного опыта, как современных педагогов, так и исторического опыта просветителей-педагогов. Просветитель-педагог Н.В.Никольский внес большой вклад в развитие просвещения и формирования экологической культуры чувашского народа. В своих трудах он исследовал историю просвещения и природоохранные традиции чувашского народа с XV по Х!Х вв.
В данной статье впервые предпринята попытка глубокого всестороннего изучения научнопедагогической деятельности Н.В. Никольского по просвещению и природоохранительному воспитанию учащихся, распространению среди сельского населения экологических знаний.
Главный вопрос: каковы возможности использования идей и опыта народного образования и экологического воспитания в педагогическом наследии Н.В. Никольского в современных условиях? Решение этой проблемы составляет цель исследования: изучение исторических условий развития народного образования и экологического просвещения чувашского народа во второй половине XIX
в., освещение роли Н.В. Никольского в становлении системы народного образования и природоохранительного воспитания чувашей, отражение этих особенностей в его научных трудах.
В процессе исследования были изучены материалы Центрального государственного архива Чувашской Республики, Национальной библиотеки Чувашской Республики, архива и библиотеки Чувашского государственного института гуманитарных наук и т.п.
Полученные результаты исследования расширяют и углубляют известные ранее факты историко-педагогической и этнопедагогической науки, обогащают ее новыми данными и сведениями.
Данное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы истории развития нерусской школы с преподаванием родного языка, в формирование экологической культуры и нравственности подрастающего поколения. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по истории педагогики, а также в качестве спецкурса по данной проблеме; на уроках в школах различных типов, в работе научных кружков учащихся и студентов. Собранные данные помогут выработать правильное отношение к культурному и историческому наследию своего народа, позволяют использовать накопленный в прошлом опыт в современных условиях.
Среди просветителей чувашского народа и нерусских народов Поволжья Николай Васильевич Никольский занимает достойное место. Он родился 7 (19) мая 1878 г. в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушский район Чувашской
Республики) в крестьянской семье. Отец его Василий Никитич Никитин учился в Корпусе межевщиков в Вятке. Здесь ему присвоили фамилию Никольский. После окончания училища, став межевщиком, он служил в Вятской и Курляндской губерниях. По состоянию здоровья вернулся из Прибалтийской комиссии в родную деревню и начал заниматься крестьянским трудом. За годы службы он изучил культуру земледелия латышей и других народов и стал вводить новшества в хозяйстве. Вместе с отцом в этих делах участвовали и дети. В связи с выходом Василия Никитича в отставку уездное начальство выделило ему 3 десятины земли. Посреди деревни он устроил большой пруд и развел в нем карасей. Половину своего душевого надела отвел под фруктовый сад, завел пасеку, стал разводить пчел. Следуя его примеру, многие односельчане стали разводить сады. На второй половине надела семья Никольских начала выращивать лекарственные растения. Николай Васильевич вспоминал, что здесь росло около 360 лекарственных трав.
После окончания Казанской духовной академии, историко-филологического факультета Казанского университета Н.В. Никольский работал в Казани преподавателем чувашского языка, этнографии, истории в разных учебных заведениях.
Николай Васильевич вместе с женой Александрой Владимировной летом отдыхали и работали на отцовской усадьбе в Юрмекейкине. В деревне они учили крестьян передовой агрокультуре и домоводству, изучали быт и культуру сельчан. Узнав, что Н.В. Никольский приехал в отпуск, крестьяне из окрестных деревень приходили к нему лечиться.
В 1903-1917 гг. Н.В. Никольский работал в Переводческой комиссии при Православном миссионерском обществе. В 1906 г. в своем выступлении на съезде сотрудников комиссии подчеркнул, что нужно вести работу по улучшению материального положения чувашей, для них необходимо издать сельскохозяйственные брошюры, открыть сельскохозяйственные школы. [6, л. 62]. Он усердно работает над подготовкой и изданием на чувашском языке брошюр о земледелии, животноводстве, пчеловодстве, медицине, воспитании детей. Таких брошюр было издано более 30. Никольский выпустил составленные им календари на чувашском языке, в которых давались сведения о передовых приемах ведения полеводства, животноводства, о земледельческих машинах, в большом количестве были представлены статьи о гигиене и санитарии, о школах, библиотеках-читальнях. [2, с. 23-24].
В декабре 1907 г. при Управлении Казанского учебного округа была создана комиссии для издания на местных языках учебников и учебных пособий для нерусских школ округа. Возглавлял комиссию проф. Н.Ф. Катанов. Н.В. Никольский был утвержден членом комиссии, под его редакцией были изданы: Книга для чтения на чувашском языке (Казань, 1907); Рассказы из русской истории (Казань, 1909); Ашмарин Н.И. Словарь на чувашском языке (Казань, 1910). [2, с. 63].
Знаменательным событием в истории чувашского народа явилось издание первой чувашской газеты «Хыпар» («Вести»). Издателем и главным редактором был Н.В. Никольский. Газета издавалась с января 1906 г. по май 1907 г. Через газету чуваши учились организовывать артели, вести эффективно сельское хозяйство, домоводство, экономно пользоваться природным богатством.
Н.В. Никольский был последовательным сторонником системы профессора Н.И. Ильминско-го, понимал большое значение родного языка в школьном обучении. По его мнению, первоначальное образование дети всех «инородцев» должны получить на своем родном языке. «Если детей начинать учить сразу нескольким языкам или изолировать от родной среды и обучать чужому языку, то такие дети будут лишены характера и творческой силы. Поэтому первоначальный этап обучения должен осуществляться на родном языке учащихся» [7, с. 19]. Н.В. Никольский подчеркивал, что инородческий язык является также и средством усвоения нерусскими детьми всего русского, воспитания в них чувства неразрывной связи с русским народом.
Следующим условием для эффективной организации учебного процесса является наличие учителей, владеющих родным языком учащихся, так как «учитель, вышедший из среды инородцев, по себе знает меру и образ понимания своего племени», - подчеркивает ученый. [7, с. 21].
Целью преподавания чувашского языка Н. Никольский считал общее развитие учащихся, овладение ими литературным языком, живой речью, прозой и поэзией родного языка, привитие умений и навыков перевода с русского и другого языков.
В преподавании истории учащимся-«инородцам» он считал целесообразным явления, события в исторической жизни русского народа связывать с явлениями из жизни нерусских народов. Ученик чувствует связь родного народа с историей русского народа, привыкает «считать историю Русской земли своею историею», кроме того, использование родного языка при объяснении трудных вопросов укрепляет это чувство, развивает в учащихся чувство патриотизма.
По мнению Н.В. Никольского, распространение просвещения и культуры среди населения «может осуществляться через организацию народных библиотек и читален, народных чтений и
общедоступных лекций, а также через составление и издание брошюр познавательного характера, через устройство вечерних повторительных и воскресных классов для взрослого населения и через просветительский кинематограф» [6, л. 107].
Николай Васильевич был не только ученым-историком, лексикографом, но и знатоком народной медицины, интересовался лекарственными травами, их целебными свойствами. В 1929
г. была издана его книга «Народная медицина у чуваш», в которой рассмотрены народные способы лечения внутренних, наружных, детских, женских болезней, народное акушерство, народные лекарства растительного, животного и неорганического происхождения. «Среди окружающей природы чувашин хочет увидеть для себя союзников, - пишет Н.В. Никольский. Некоторые виды растений, животных, отдельные представители из природы неорганической, с точки зрения чувашина, могут помочь ему в борьбе с болезнями» [9, с. 313]. Во второй части книги - «Средства растительного происхождения при разных болезнях», «Средства животного происхождения» подробно описано, при каких болезнях и как пользоваться разными травами (полынью, земляникой, лопухом, багульником, ромашкой, подорожником и др.), средствами животного происхождения (гусиным жиром, коровьим молоком, муравьиным спиртом, рыбьим жиром, свиным салом, сметаной, сывороткой, шерстью животных и др.). Даны рекомендации о сроках сбора лекарственных растений, как из них готовить лекарства, как хранить. Описано, при каких болезнях и как народ пользуется минералами (глиной, землей, кирпичом, камнем, смолой, дегтем).
В трудах Н.В. Никольского всесторонне отражены жизнь, обычаи, традиции чувашского народа. В 1922-1926 гг. Никольский Н.В. заочно учился в Казанском институте сельского хозяйства и лесоводства. По его мнению, для улучшения жизни крестьян, необходимо повысить их сельскохозяйственные и агрокультурные знания. В повышении культуры земледельческого труда Н.В. Никольский рекомендует использовать опыт русского народа.
Н.В.Никольский отмечает, что садоводство среди чувашей начинает развиваться с 1860-х гг. под влиянием чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Он считает, что работу по распространению экологических, медицинских, ветеринарных знаний среди народа целесообразно проводить через школу. Учащихся нужно обучать садоводству, полеводству, рассказать о пользе деревьев, о необходимости разведения деревьев, о борьбе с вредителями, ознакомить с правилами ухода за садом.
Приводит пример из школьной практики. Например, в Абызове Ядринского уезда имеется школьный сад. Под руководством учителя С.И. Федорова все учащиеся школы в количестве 185 чел. после уроков работают в саду. Они очищают яблони от пожелтевших листьев и устраивают торжественное сожжение спрятавшихся внутри листьев вредителей. Кругом толпа крестьян-чуваш, наблюдающих за работой. Школьники чистят яблони, разрыхляют почву под яблонями. Когда нужно, опрыскивают инсектицидами. Собирают урожай, рыхлят почву, очищают стволы. Мажут известкой, где нужно, вырезают загущающие ветви; все это видят родители; конкретные уроки садоводства становятся далее предметом широкой огласки среди населения [10, с. 163].
«Любовь чувашина к деревьям - факт общеизвестный. Наиболее характерной особенностью чувашской деревни является ее окруженность деревьями. Она как-то вся спряталась в массе деревьев. Сами себя чуваши называют любителями леса. Позади избы, на улице, вдоль изгороди, вдоль оврага, на кладбище, на перекрестках дорог - всюду растут деревья, посаженные чувашами. Прибыльным деревом считается ветла; через 8 лет она уже большая, и за нее могут быть получены хорошие деньги. Идет она на изгородь, на щепы для крыши, на доски для драницы, на топливо.
Чуваши сажают березу, липу, орешник, осину. Но краше всех деревьев считается рябина. Тальником обсаживают песчаные местности, негодные для каких-либо иных целей.
Шум деревьев для чувашина имеет особую прелесть. Лес особенно гулко шумит перед наступлением непогоды, когда поднявшийся ветер рвет и нагибает зеленые ветви деревьев летом и голые, покрытые пушистым инеем сучья зимою. К некоторым деревьям у чувашина особое расположение. Они почитают рябину, липу, яблоню» [10, с. 165].
Если чувашин увидит кого-либо, сдирающего кору с живого дерева, тотчас же делает замечание: «Зачем сдираешь кору с дерева, ладно ли будет тебе, если с тебя самого будут драть кожу?» Страдания дерева они считают равносильными страданиям человека в аналогичных случаях: «Не пей сока березы, это - ее кровь».
Чуваши считают, что как и человек, дерево бывает доброе, злое; дерево радуется, дерево плачет. «Злое дерево обязательно начинает вредить дровосеку. Доброе дерево, напротив, при падении не причиняет зла человеку. Некоторые деревья при падении плачут [10, с. 166-167].
Исследователь В.Д. Димитриев считает, что в своих представлениях о деревьях чуваши близко подошли к древним римлянам: Arbor honoretur, cujus nos umbra tuetur - Почитай дерево,
которое нам дает тень. У немцев имеется тождественное выражение: Den Baum man ehren sol, von dem man schatten hat [2, с. 168].
Н.В. Никольский отмечает, что чуваши ценят деревья как противопожарные средства, а также из-за их целебных свойств. Например, настой коры дуба принимают при болях в животе. Настой из коры рябины применяют для лечения глаз от покраснения и трахомы. Цветы липы употребляют от простуды, от боли в груди. Настой ягод черемухи, коры пьют при расстройстве желудочно-кишечного тракта.
Чем старее дерево, тем большим почетом оно пользуется среди сельчан. Не разрешается их рубить, продавать и покупать. Старые деревья оставляют, не трогают, пока сами не упадут от сильного ветра.
По мнению Н.В. Никольского, исконным занятием чувашей является земледелие, древность чувашского земледелия доказывает и чувашская мифология. В древнем чувашском языке имеются термины по сельскому хозяйству, соответствующие современному чувашскому. Никольский приводит слова Н.М. Карамзина из «Истории государства Российского»: «чуваши с юга (из Азии) принесли и свои культуры, и способы возделывания их. Не мудрено поэтому, что в Волжско-Камском районе они оказываются передовым земледельческим народом, который возделывал всякого рода зерновой хлеб и имел земледелие в цветущем состоянии» [4, с. 95].
Н.В. Никольский подчеркивает, что в XVI и XVII вв. у чувашей, наряду с трехпольной системой земледелия, имело место и так называемая переложная. При переложной системе земля, однажды обработанная и доставившая 3-4 урожая, бросалась на несколько лет; выбирался другой участок, еще не разработанный, или поднималась залежь, непаханая в течение ряда лет. Трехпольная система среди чувашей существует в XVII в. как основная.
Народом тщательно учитывались фенологические явления. Обыкновенное время для посева - апрель и май, и тем раньше, чем почва суше и меньше влаги, чтобы уловить в ней запасы зимней влаги. Чувашские поговорки и приметы отдают полное и почти безусловное предпочтение раннему посеву перед поздним. «Кто рано сеет, семян не теряет». Ранний посев в значительной степени ускоряет и созревание хлебов. «Где рано посеешь, рано и пожнешь». Народная агрономия относительно гречихи сводилась к следующему: должна быть хорошая пахота, аккуратное удобрение, своевременный посев, надлежащий уход.
Н.В. Никольский был первым чувашским ученым, получившим звание профессора и ученую степень доктора исторических наук в 1916 г. в Московском университете. Он отличался многогранной деятельностью: научной, педагогической, общественной, организаторской, пользовался большим авторитетом среди ученых Казани, русской и национальной интеллигенции. Был известен не только в Поволжье, но и в столице и за рубежом. Он владел греческим, латинским, французским, немецким, английским, итальянским, турецким языками, а также языками народов Поволжья - татарским, марийским, удмуртским, коми-пермяцким [1, с. 260].
На формирование взглядов Н.В. Никольского на первом этапе его становления как ученого оказали значительное влияние В.К. Магницкий, Е.А. Малов, И.М. Покровский, а также Н.Н. Фирсов, Н.Ф. Катанов и др. Будучи просветителем, он считал себя учеником Н.И. Ильминского, почтительно относился к его системе религиозного, христианского просветительства нерусских народов и сам старался развивать эту систему.
Еще в студенческие годы (с 1900 г.) Н.В. Никольский начал собирать исторические, этнографические, фольклорные материалы. В летние месяцы почти ежегодно он выезжал в сельские местности для изучения хозяйства, быта и культуры чувашей, сбора этнографического материала. Профессор эстонского и сравнительного фольклора Вальтер Андерсон, до революции работавший в Казанском университете, в 1925 г. писал: «Собрание Н.В. Никольского представляет собою ни больше, ни меньше, как благоустроенный научный архив, содержащий огромные массы ценнейших научных материалов, относящихся к фольклору, этнографии и истории чувашского народа...» [3, с. 14-15].
Обработав материалы, полученные от корреспондентов, своих учащихся, студентов и других информаторов в период с 1904 по 1931 г., сведения, которые сам лично собрал, работая в архивах и библиотеках, Н.В. Никольский создал собрание материалов, состоящее из 249 томов, по 200-300 листов в каждом томе. В них представлены копии и оригиналы исторических документов, памятники письменности и художественной литературы, копии чувашских словарей XVIII-XIX вв., этнографические, фольклорные и лингвистические записи, иллюстративный материал. Как отмечает исследователь Г.Б. Матвеев, Н.В. Никольский передал в научные архивы 260 томов, в т.ч. в ЧНИИ (1946) - 214. В каждом томе насчитывается от 400 до 800 страниц» [3, с. 46].
Н.В. Никольский заботился о кадрах чувашских исследователей, старался привлечь к науке
талантливую молодежь. Его учениками были Г.И. Комиссаров, К.В. Элле, И.Д. Никитин (Юркки), Н.А. Резюков, Н.К. Кузьмин, К.М. Макаров (Никишов) и др.
Николай Васильевич поддерживал творческие связи с видными просветителями, этнографами и филологами Татарии, Мордовии, Удмуртии, Марийской Республики. Он являлся активным участником научных обществ.
Таким образом, среди просветителей чувашского народа и нерусских народов Поволжья Н.В. Никольский занимает достойное место. Он внес большой вклад в организацию народного образования и экологического просвещения чувашей. Темы исследовательских работ Н.В. Никольского были многосторонними. Его научные работы, как отмечает Г.Б. Матвеев, являются настольной книгой как для исследователей, так и для практиков, прежде всего для преподавателей вузов, средних учебных заведений и школ, для студентов и учащихся в качестве учебников и пособий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Васильева И.Н. Педагогические идеи Н.В. Никольского и его взгляды на просвещение инородцев // Н.В. Никольский и чувашская гуманитарная наука ХХ века: сб. науч. тр. Чебоксары, 2005.
2. Димитриев В.Д. Н.В. Никольский - ученый, педагог, общественный деятель. Чебоксары, 2002.
3. Матвеев Г.Б. Н.В. Никольский - крупный исследователь истории и культуры народов Поволжья // Собр. соч.:
труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Чебоксары, 2004. Т. 1.
4. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. 1. Ед.хр. 228. Инв. № 5681. Л. 258.
5. НА ЧГИГН. Отд.1. Ед. хр. 307. Инв. № 6875. Л. 62-63, 107.
6. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1919.
7. Никольский Н.В. Родной язык как орудие просвещения инородцев // Собр. соч. в 4-х т. Чебоксары, 2007. Т. 2.
8. Никольский Н.В. Народная медицина у чуваш // Собр. соч. в 4-х т. Чебоксары, 2004. Т. 1.
9. Никольский Н.В. Собр. соч. в 4-х т. Чебоксары, 2004. Т. 1.