УДК 349.6, ББК 67.625я723 © Н. Н. Сорока
Н.Н. Сорока
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В процессе взаимодействия общества и природы человек по экономическим и техническим соображениям оказывает далеко не всегда позитивное воздействие на природную среду. Извлечение минеральных ресурсов сопровождается выбросом в окружающую среду значительного количества вредных веществ. Одним из правовых инструментов эколого-правового механизма охраны окружающей среды, действия которого направлены на установление научно обоснованных пределов таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных характеристик компонентов природной среды, характеристик окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, реализации конституционного права каждого на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о её состоянии, является институт экологического нормирования. Экологическое нормирование призвано ограничить антропогенное воздействие экологическими возможностями живых систем и нацелено на научно обоснованную оптимизацию взаимодействия человека с природой. Экологическое нормирование предусматривает не только учёт множественности путей загрязнения окружающей среды с соответствующей оценкой антропогенного воздействия, выявление наиболее чувствительных к антропогенному воздействию компонентов природной среды, но и организационно-правовую деятельность государства, направленную на установление экологических нормативов в отношении окружающей среды, соблюдение которых гарантирует сохранение экосистемы в целом.
В Российской Федерации принято немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. На основе анализа законодательных актов в области охраны окружающей среды в статье рассмотрены вопросы закрепления экологических нормативов, выявлены наиболее значимые пробелы в законодательном регулировании данного института, дана его оценка представителями современной отечественной эколого-правовой доктрины.
Ключевые слова: экологическое нормирование, окружающая среда, законодательство, интегрированный подход, водопотребление, лесохозяйственный регламент, квоты, лимиты.
""Ж" /* омплексное решение социально-экономических задач Российской Феде-Х-рации неразрывно связано с необходимостью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при возрастающем пользовании природными ресурсами. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года [9] , Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики в углеводородном сырье и иных полезных ископаемых.
Вместе с тем в процессе природопользования, в общей тенденции ухудшения состояния окружающей среды появились новые экологические вызовы, характеризующиеся необратимыми изменениями качества природной среды, загрязнением атмосферного воздуха, водных ресурсов, образованием отходов горнодобывающего производства, загрязнением земель, иными негативными последствиями. Одним из правовых механизмов, который призван не допустить указанных последствий, обеспечить не только надлежащее качество отдельных природных сред, но и окружающей среды в целом, является экологическое нормирование.
Экологическое нормирование - это установление показателей качества окружающей среды и предельно допустимых воздействий на нее, организационно-правовая деятельность,
направленная на установление предельно допустимых норм воздействия (экологических регламентов, нормативов) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградация экосистем, гарантируется сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения.
Оценивая значение данного механизма и закрепление его в действующем экологическом законодательстве, И. О. Краснова, в частности, отмечает, что в его основе заложен интегрированный подход к окружающей среде как к единому целому. При таком подходе любые количественные ограничения воздействий на конкретный природный объект должны быть в максимально возможной степени согласованы [12].
Становление института экологического нормирования неразрывно связано с развитием законодательства об охране окружающей среды. Первые нормативы качества окружающей среды по небольшому числу загрязняющих веществ были приняты еще в 1930-х гг., дав толчок активной деятельности государства по созданию сложной системы нормативов контроля в области загрязнения окружающей среды. Устанавливая предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду, государство, в первую очередь, руководствовалось такими критериями как здоровье человека, последствия вредных нормированных воздействий,
их способность оказывать длительное воздействие на человека и окружающую среду в целом.
Одной из первых попыток по установлению научно обоснованных пределов воздействия общества на окружающую среду на законодательном уровне, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик, была предпринята в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (далее по тексту - Закон 1991 г.). Согласно пункту 1 статьи 25 нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности [4].
Помимо заявленной цели, в главе IV Закона 1991 г. закреплялись методы определения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, устанавливались полномочия специально уполномоченных на то государственных органов в сфере нормирования качества окружающей природной среды, При этом особо оговаривалось, что указанные нормативы носят динамичный характер и должны совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Заложенная Законом 1991 г. в основу концепция нормирования, предусматривавшая установление двух видов нормативов - нормативов качества окружающей природной среды и нормативов предельно допустимых воздействий, остается практически действующей и поныне. Так в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности [7]. Наряду с целью, глава V вышеназванного закона определяет правовое наполнение и общий порядок установления природоохранных нормативов, закрепляет обязанность по соблюдению субъектами хозяйственной и иной деятельности указанных нормативов, устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере нормирования в области охраны окружающей среды.
Нормативные предписания в области экологического нормирования содержатся в ряде актов природоресурсного характера. Так, в частности, в соответствии со статьёй 45 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ
для каждого водохранилища должны утверждаться правила использования водных ресурсов водохранилища, которые наряду с правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, другими требованиями должны содержать объем водопотребления. Для каждого речного бассейна федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Данной схемой устанавливаются, во-первых, лимиты забора водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности, и, во-вторых, квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации (статья 33). Объём допустимого забора водных ресурсов является существенным условием договора водопользования (статья 13) и решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 1 статья 22). Одновременно водным законодательством установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (пункт 2 статья 35) [1].
Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом служит лесохозяйственный регламент, устанавливающий виды и параметры разрешённого использования лесов, ограничения их использования, требования к охране, защите, воспроизводству лесов [2].
Сложная система нормативов, норм, квот и лимитов, установлена и в отношении объектов животного мира и водных биоресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в статье 30 определяет, что общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации устанавливаются применительно к отдельным видам квот. Так, в частности, законом предусмотрены следующие виды квот: для промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (промышленные квоты); рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты); квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства; квоты добычи (вылова)
водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и т. д. [8].
Требования к нормированию в области использования и охраны животного мира, среды его обитания сформулированы и в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире». Согласно статьи 17 данного закона нормирование в области использования и охраны животного мира заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира, в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания [5]. Несмотря на значимость закрепления указанных нормативов применимо к совокупности живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, в законе так и не определены «...критерии, с учётом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира» [11, с. 245].
Относительно использования полезных ископаемых действующий Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объёмов добычи полезных ископаемых не устанавливает. Данная деятельность в соответствии со статьёй 36 передана на усмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федерального органа управления государственным фондом недр, органов государственного горного надзора [3].
Особое значение для формирования института экологического нормирования имеет Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором закреплены требования к установлению гигиенических нормативов, применяемых в природоохранной практике. Так, в частности, пункт 1 статьи 21 Закона предусматривает, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами [9].
Несмотря на то, что правовая основа экологического нормирования является
разветвлённой, тем не менее, она имеет ряд пробелов. Так, в частности, по-прежнему отсутствует нормативно-методическая документация, касающаяся введения в действие экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предусмотренная статьями 11-12 Федерального закона от 4 мая 1999 г.
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [6]. Отсутствуют целевые показатели качества вод, предусмотренные статьёй 35 Водного кодекса [1]. Относительно недавно на законодательном уровне были закреплены нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду [7].
Попытка переосмысления института экологического нормирования посредством устранения дублирующих норм, пробелов и других недостатков в действующей системе правового регулирования была предпринята разработчиками Экологического кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) [14]. Наряду с сохранением традиционного принципа - все нормативы устанавливаются дифференцированно по отношению к каждой природной среде, предусматривалась и правовая новация в виде поэтапного введения нормирования на основе наилучших существующих технологий (далее по тексту - HCT). Отнесение технологии к HCT планировалось осуществляться путём утверждения национального стандарта в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Технология признавалась наилучшей, если (1) при её использовании обеспечивалась предотвращение и (или) сокращение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или иных видов негативного воздействия, (2) сокращение (исключение) образования отходов производства и потребления, (3) снижение энергоёмкости и ресурсоёмкости производственных процессов [15, с. 81]. Сведения об HCT предлагалось систематизировать в едином Реестре, порядок ведения которого должен устанавливаться уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Проект Кодекса определял и перечень сведений, подлежащих внесению в Реестр, и общие положения о порядке его ведения. Лица, применяющие HCT, должны были декларировать свою деятельность. Нормирование воздействий в отношении таких лиц предполагалось осуществлять в соответствии с показателями HCT.
Однако, несмотря на серьёзную концептуальную переработку ряда основных эколого-правовых механизмов, в том числе и института экологического нормирования, проект Кодекса, разработанный ещё в 2007-2008 гг., так и не был полностью и должным образом представлен для обсуждения.
Законодательное закрепление института экологического нормирования в его нынешнем виде вызывает множество нареканий, т. к многие стандарты и нормативы разрабатывались еще во времена СССР, когда количественные и качественные показатели антропогенного
воздействия на окружающую среду существенно отличались от современных реалий. Несмотря на то, что в последние годы связка двух нормативов -качества природных сред и нормативов воздействий, - подверглась правовой инноватике, тем не менее, по
справедливому замечанию И. О. Красновой немало из них так и не вписались в старую схему и оказались неработающими [12]. Кроме того, сохранившийся традиционный «... подход не учитывает перемещения загрязняющих веществ из одной среды в другую, их накопления и суммарной концентрации в окружающей среде» [12, с. 19]. Таким образом, оценка ущерба, наносимого в процессе природопользования, выполненная на основании этих нормативов, выглядит не достаточно корректной.
Анализирую российскую систему
экологического нормирования Н. И. Хлуденёва замечает, что она не в полной мере выполняет свои функции, не создаёт условий для обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экосистем, сохранения биологического разнообразия, предотвращения негативного воздействия на природную среду в результате осуществления хозяйственной деятельности [17, с. 40].
Таким образом, сложившийся и закреплённый действующим законодательством институт экологического нормирования фактически снижает свою эффективность, чему способствуют следующие неурегулированные проблемы: отсутствие полноценной системы экологического нормирования, означающей любые количественные ограничения, устанавливаемые органами государственной власти по отношению как к изъятию, так и к привнесению в окружающую среду в результате человеческой деятельности определенных веществ или предметов материального мира; устаревшая научно-методическая основа, носящая явно выраженный декларативный характер, в результате чего методики оказывают не вполне благоприятное влияние на состояние природных ресурсов в плане их неисчерпаемости [16, с. 56]; использование в неполном объёме нормативов допустимого воздействия, указанных в главе V Закона об охране окружающей среды [16, с. 55].
Библиографический список
1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74 - ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
3. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395 - 1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
4. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 - I «Об охране окружающей природной среды». Режим доступа: http: // www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ, свободный. Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды».
5. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О животном мире». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
6. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (действующая редакция, 2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166 - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
9. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ (действующая редакция, 2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, свободный.
10. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 - р. Режим доступа: http: // www.energystrategy.ru/proj ects/.. ./ES-2030, свободный.
11. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.-624 с.
12. Краснова, И. О. Развитие института экологического образования и кодификация законодательства об охране окружающей среды / И. О. Краснова. Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/i715.html, свободный.
13. Максимова, Ю. Г. Создание системы экологического нормирования в условиях развития экологического законодательства Российской Федерации // Экологическое право. - 2012. - № 6. - С. 18-21.
14. Опубликована концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации. Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/lonewsid-18622.html, свободный.
15. Петрова, Т. В. О проекте Экологического Кодекса Российской Федерации [Текст] / Т. В. Петрова // Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник / Отв. ред. H.H. Марфенин; под общей редакцией H.H. Марфенина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. - С. 76-90.
16. Хлуденёва, Н. И. Система природоохранного нормирования в России: направления модернизации // Журнал российского права. - 2011- № 12. - С. 39-44.
17. Сорока, Н. Н. Экологическое нормирование как инструмент государственного управления в области охраны окружающей среды: современное состояние и проблемы реализации (теоретико-правовой аспект) [Текст] / Н. Н. Сорока // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 1 (9).-С. 52-58.
Reference
1. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Water code of the Russian Federation ]ot 3 ijunja 2006 g. № 74 - FZ (red. ot 28.11.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii [Forest code of the Russian Federation] ot 4 dekabrja 2006 g. № 200 -FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
3. Zakon Rossijskoj Federacii [The Law Of The Russian Federation] ot 21 fevralja 1992 g. № 2395 - 1 (red. ot 03.07.2016) «O nedrah» (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.10.2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
4. Zakon RSFSR [Law of the RSFSR] ot 19 dekabrja 1991 g. № 2060 - I «Ob ohrane okruzhajushhej prirodnoj sredy». Rezhim dostupa: http: // www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ, svobodnyj. Dokument utratil silu v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona ot 10.01.2002 № 7- FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy».
5. Federal'nyj zakon [Federal law] ot 24 aprelja 1995 g. № 52 - FZ (red. ot 03.07.2016) «О zhivotnom mire». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
6. Federal'nyj zakon [Federal law] ot 4 maja 1999 g. № 96 - FZ «Ob ohrane atmosfernogo vozduha» (dejstvujushhaja redakcija, 2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
7. Federal'nyj zakon [Federal law] ot 10 janvarja 2002 g. № 7 - FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» // Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Konsul'tant Pljus».
8. Federal'nyj zakon [Federal law]ot 20 dekabrja 2004 g. № 166 - FZ «О rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
9. Federal'nyj zakon [Federal law] «О sanitarno-jepidemiologicheskom blagopoluchii naselenija» ot 30 marta 1999 g. № 52 - FZ (dejstvujushhaja redakcija, 2016). Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc, svobodnyj.
10. Jenergeticheskaja. strategija. Rossii [The energy strategy of Russia] na period do 2030 g. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 nojabija 2009 g. № 1715 - r. Rezhim dostupa: http: // www.energystrategy.ru/proj ects/.. ./ES-2030, svobodnyj.
11. Brinchuk, M. M. Jekologicheskoe pravo: uchebnik / M. M. Brinchuk [Environmental law: the textbook]. -M.: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2011. - 624 s.
12. Krasnova, I. O. Razvitie instituta jekologicheskogo obrazovanija i kodifikacija zakonodatel'stva ob ohrane okruzhajushhej sredy / I. O. Krasnova [The development of the Institute for environmental education and the codification of the legislation on the protection of the environment]. Rezhim dostupa: http://www.center-bereg.ru/i715.html, svobodnyj.
13. Maksimova, Ju. G. Sozdanie sistemy jekologicheskogo normirovanija v uslovijah razvitija jekologicheskogo zakonodatel'stva. Rossijskoj Federacii [Creation of system of ecological regulation in the development of environmental legislation of the Russian Federation] // Jekologicheskoe pravo. - 2012. - № 6. - S. 18-21.
14. Opublikovana koncepcija proekta Jekologicheskogo kodeksa. Rossijskoj Federacii [Published the concept of the project of Ecological code of the Russian Federation]. Rezhim dostupa: http://www.wood.ru/ru/lonewsid-18622.html, svobodnyj.
15. Petrova, T. V. О proekte Jekologicheskogo Kodeksa Rossijskoj Federacii [Tekst] / T. V. Petrova [Draft Environmental code of the Russian Federation] // Rossija v okruzhajushhem mire: Analiticheskij ezhegodnik / Otv. red. N.N. Marfenin; pod obshhej redakciej N.N. Marfenina, S.A. Stepanova. - M.: Izd-vo MNJePU, 2009. - S. 76 - 90.
16. Hludenjova, N. I. Sistema prirodoohrannogo normirovanija v Rossii: napravlenija modernizacii [The system of environmental regulation in Russia: directions of modernization ] // Zhurnal rossijskogo prava. - 2011. - № 12.-S. 39-44.
17. Soroka, N. N. Jekologicheskoe normirovanie kak instrument gosudarstvennogo upravlenija v oblasti ohrany okruzhajushhej sredy: sovremennoe sostojanie i problemy realizacii (teoretiko-pravovoj aspekt) [Environmental regulation as an instrument of state control in the field of environmental protection: current status and problems of implementation (theoretical-legal aspect) [Text] / N. N. Soroka // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2014. - № 1 (9). - S. 52 - 58.
DOCKING INSTITUTE OF ENVIRONMENTAL REGULATION IN THE LEGISLATION OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Nikolay N. Soroka,
associate Professor, Omsk state pedagogical University
Abstract. In the process of interaction between society and nature and people for economic and technical reasons, has not always a positive impact on the natural environment. The extraction of mineral resources is accompanied by the release into the environment of significant quantities of harmful substances. One of the legal instruments of ecological and legal mechanism of environmental protection, which aims at establishing scientifically based limits of such impacts based on long-term public interest in the preservation of the quantitative and qualitative characteristics of environmental components, environmental parameters, environmental security, implementation of the constitutional right of everyone to favorable environment and reliable information about its condition is the Institute of environmental regulation. Ecological regulation intended to limit the anthropogenic impact of environmental features of living systems and focuses on evidence-based optimization of human interaction with nature. Environmental regulation includes not only records of a plurality of ways of pollution of the environment with an appropriate assessment of anthropogenic impacts, identifying the most sensitive to anthropogenic impacts in the natural environment, but also organizational-legal activity of the state directed on establishment of environmental standards in respect of the environment, compliance with which guarantees the preservation of the ecosystem as a whole.
The Russian Federation has adopted many normative legal acts, regulating relations in the field of environmental regulation and standardization. Based on the analysis of legislative acts in the field of environment protection, the article considers the issues of fixation of environmental standards, identifies the most significant gaps in the legislative regulation of this Institute, its estimation was given by representatives of the modern Russian ecological law doctrine.
Key words: environmental regulations, environment, legislation, integrated approach, water use, forestry regulations, quotas, limits.
Сведения об авторе:
Сорока Николай Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14), e-mail: nnsoroka@mail: ru. Статья поступила в редакцию 15.11.2016.