Научная статья на тему 'Экологическое образование и туризм: пути интеграции'

Экологическое образование и туризм: пути интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1991
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ЭКОЛО­ГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTEGRATION / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / TOURISM / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катунова Валерия Валерьевна

Статья посвящена определению путей совместного развития системы экологического образования и туризма в Российской Федерации. Рассматриваются возможности применения туризма как особого типа деятельности для развития личности и экологического сознания учащихся, а также функции туристической деятельности в системе основного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катунова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Education and Tourism: Possible ways of Integration

The article is devoted to the analysis of possible ways of development of the system of ecological education and tourism in Russia. The author explores functions of tourist activity in the system of core higher and further education, opportunities to treat tourism as a special type of activity determining a person's self development and shaping his/her ecological consciousness.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и туризм: пути интеграции»

— широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

— совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

— модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жураковский, В. Н. Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Н. Жураковский // Высш. образование в России. — 2003. — № 2. — С. 45—50.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М. : Центр гуманитарной литературы, 2004. — 20 с.

3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — М. : Высш. шк., 1989. — 167 с.

4. Пидкасистый, П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П. И. Пидкасистый // Педагогика. — 2005. — № 3. — С. 47—52.

Поступила 31.03.11.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТУРИЗМ:

ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

В. В. Катунова (Нижегородский институт менеджмента и бизнеса)

Статья посвящена определению путей совместного развития системы экологического образования и туризма в Российской Федерации. Рассматриваются возможности применения туризма как особого типа деятельности для развития личности и экологического сознания учащихся, а также функции туристической деятельности в системе основного и дополнительного образования.

Ключевыге слова: интеграция; экологическая культура; экологическое образование; туризм; экологическое сознание; экологическое воспитание.

В современном мире постепенно складывается понимание экологической культуры как совокупного качества всей жизни человека, обнаруживающего и полагающего себя в материальной, социальной и духовной культуре [8]. Экологическая культура личности представляет собой «сложное интеграционное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, которые также интегрированы»; принцип интеграции становится сегодня «ведущим дидактическим принципом построения содержания учебного предмета (или курса) эколого-культурной направленности, а основой его проектирования — интегративно-гуманитарный подход» [1, с. 10]. Принцип интеграции является залогом адекватного и гармоничного формирования этой культуры, причем его соблюдение осуществляется одновремен-

но по нескольким направлениям: объединение практического и теоретического, основного и дополнительного образования, а также на всех возрастных образовательных ступенях (дошкольное, школьное и высшее образование).

Одну из центральных позиций в процессе разработки психологических основ экологической безопасности и современного экологического образования занимает проблема исследования экологического сознания, экологической установки и психологических механизмов взаимодействия человека с миром природы. В данном контексте экологическое сознание определяется как «сложное образование, состоящее из структурных (экологическое внимание, экологическая память, экологическая перцепция, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая воля) и функциональных компонентов (экологическое целеполагание,

© Катунова В. В., 2011

экологическое знание, экологическое планирование, экологическое программирование, экологическое прогнозирование, экологическое отношение, экологическое самосознание, экологическая оценка, экологическая самооценка, экологический самоконтроль)» [10, с. 22].

Вследствие недостаточности организационно-методологического обеспечения на федеральном уровне в 1990-х гг. развитие экологического образования в ряде субъектов Российской Федерации пошло по пути разработки и реализации регионального компонента [9]. Нижегородская область наряду с Амурской послужила стартовой площадкой для этого проекта в 1992—1993 гг., когда областные методические организации приступили к разработке региональных программ экологического образования и учебно-методических материалов по экологическому образованию школьников, подготовке соответствующих кадров. В то же время формировались активные эколого-образовательные кадры, начиналась работа по созданию нормативно-правовой базы обязательного экологического образования в регионах России [9].

В настоящее время в базисные учебные планы школ продолжают вводиться интегрированные учебные дисциплины экологической направленности, экологизируются и другие действующие естественно-научные учебные предметы — биология, география и т. д. В отечественную государственную систему образования активно внедряются интегрированные программы и курсы экологической направленности. Например, в нижегородских школах в федеральный и региональный компоненты программы входят такие предметы, как «Экология», «Окружающий мир», «Биологическое краеведение», «Природопользование», «Естествознание» и др. Выбор их содержания основывается на системном и краеведческом принципах с обязательным включением изучения правил поведения в природе. Подобная тенденция наблюдается и в высшем образовании: с начала 1990-х гг. происходят развитие и реализация идеи непрерывного экологического образования и воспитания на

профильных факультетах и кафедрах, а также экологизация процесса обучения по другим направлениям и специальностям, формирование экологического мышления и спецификация воспитания студентов.

Одновременно с развитием теоретической и методологической базы разрабатывались и направления прикладного изучения основ экологии, заключающиеся в проведении практических занятий с учащимися в окружающей среде: экологические тропы, экскурсии в природу, ведение пришкольных садово-огородных участков, природоохранные акции и мероприятия, кружки юннатов. Система дополнительного экологического образования, которая складывалась в стране с 1992 г., имела достаточно прочную базу для развития, сформировавшуюся на протяжении нескольких предыдущих десятилетий [5]. Относительно новой тенденцией в данной системе стало активное внедрение туризма как природоознакомительной, воспитательной и экологоориентированной деятельности учащихся [7]. Это преимущественно экспедиции, практики и походы, которые ранее были распространены в системе вузовского образования, а с начала 1990-х гг. активно применяются в широких масштабах и в школах. Основой для формирования такой практико-ориентированной системы послужили существующие туристические и природоохранные кружки, секции и другие организации на базе школ и высших учебных заведений. К этому процессу активно подключились организации дополнительного образования как государственного, так и негосударственного типов (в Нижнем Новгороде — экологические центры «Зеленый Парус», «Дронт», Движение Дружин Охраны природы), районные и областные центры туристов и экологов. Подобные организации явились кузницей педагогических кадров для системы экологического образования.

Сегодня экологическое образование наиболее успешно осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы.

В системе как основного, так и дополнительного образования активно используются элементы экологического и спортивного туризма, в меньшей степени — научного и культурного. Последние два направления большинством городских и сельских школ начали разрабатываться совсем недавно, 5—7 лет назад, отдельные организации только подходят к их разработке.

Экологический туризм ориентирован на прямое использование природы как среды обитания туристов и целей путешествия на основе внедрения экологических технологий во все компоненты экспедиции [6]. Он включает систематизацию и углубление имеющихся экологических знаний учащихся, а также подготовку их к практическим действиям, реализацию собственных оригинальных исследований в эколого-туристической экспедиции, мониторинг природных и антропогенных объектов, разработку проектов по их стабилизации и рациональному использованию. Учащиеся получают навыки системного ознакомления с окружающей средой — природной и антропогенной, навыки поведения в природных условиях и природоохранной работы. К настоящему времени в государственных школах и вузах начата крупномасштабная эколого-туристиче-ская и эколого-натуралистическая деятельность с выраженным научно-исследовательским характером. Возрождается деятельность туристических клубов, экологических движений и организаций, система которых приоритетным образом направлена не только на обучение и воспитание в природной среде, но и на активное взаимодействие с этой средой.

Спортивныш туризм — наиболее освоенное направление туристической деятельности на всех образовательных уровнях. Он предполагает подготовку и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного природного пространства с помощью специальных средств проживания или передвижения. В отличие от обычного путешествия спортивное включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий (длительные рас-

стояния, горные вершины и перевалы, речные пороги и т. д.), поэтому должно быть обеспечено необходимым уровнем безопасности. Спортивный туризм подразумевает наличие у учащихся определенного уровня физической подготовки, владение широким набором специальных умений, знаний и навыков — от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. Полезные навыки приобретаются с опытом участия детей и подростков в подобных мероприятиях. В полевых условиях имеется возможность практического применения научных знаний по экологии, географии, физике, физиологии человека и медицине. Кроме того, туристическая деятельность спортивного плана способствует выработке социально значимых качеств человека, таких как сила характера, смелость, выдержка, упорство и целеустремленность. В целом спортивный туризм структурирует в конкретной деятельности идею интеграции игры, спорта, образования, здорового отдыха и туризма, создавая фундамент для экологии человека.

Научныгй туризм предполагает специализацию и научный подход школьников и студентов к изучению окружающей среды, и в частности природы своего края. В лагерях, экспедициях и поездках профильного плана учащиеся, систематически занимаясь по избранной профессии, отрабатывают методику исследовательской работы по специальности, ориентируются профессионально на выбор жизненного пути. Они получают уникальную возможность непосредственной практической работы по изучению природных объектов, процессов и явлений в естественных условиях и масштабах, осваивают обще- и частнонаучные методы сбора и обработки практических материалов, овладевают навыками классификации, сопоставления, мониторинга, оценки и систематизации, свободно пользуются методикой исследовательской деятельности. Для организации научного туризма важное значение имеет сотрудничество образовательных учреждений с научными организациями — исследовательскими институтами, лабора-

ториями, заповедниками, станциями мониторинга, полевыми экспедициями.

Культур ныгй туризм — это туризм в целях ознакомления и познания культурного наследия различных стран и народов [6] — обычаев, традиций, философских взглядов, этнических направлений в искусстве. Учащиеся, например, могут участвовать в археологических экспедициях, реставрации древних памятников и сооружений, в реконструкции древних празднеств, обрядов и танцев. Названный тип туристической деятельности имеет немало общего с экологическим туризмом: он способствует ознакомлению учащихся со взглядами на взаимоотношения человека и природы в других странах и культурах, обмену научным и природоохранным опытом в области экологии, становлению более высокого уровня экологической культуры.

Рассматриваемое направление туризма для основной и дополнительной систем образования практически новое и относительно слабо освоенное. Кружки, центры и клубы этнической и культурной направленности встречаются гораздо реже, чем научные или спортивные, и причин тому несколько: это и приоритеты государственной направленности, и особенность отечественной системы образования, и специфика общечеловеческого уровня прогресса. Традиционно изучение культуры разных народов осуществлялось на уровне высшего образования. Сейчас же в России начинается активное освещение этих вопросов на уровне школ и детских садов (дополнительные занятия, кружки, экскурсии в музеи и т. п.), а средняя и старшая ступени школы, вузы переходят к активному освоению туристического пространства. Организуются экспедиции, поездки — не только в ближайшие регионы, но и в другие государства, например в рамках культурного обмена. Подобное становится не просто возможным именно сейчас, в условиях всеобщей глобализации, увеличения мобильности и «открытия» межгосударственных границ, а особенно актуальным — для получения учащимися практических знаний и

представлений об этнической и культурной дифференциации.

Все вышеперечисленные типы туристической деятельности в учебной экспедиции, походе или лагере обычно не специализируются, а сочетаются в соответствии с принципом взаимодополнения, причем экологический аспект обычно превалирует. Содержание работы каждого экологического клуба, центра или кружка включает широкий круг вопросов: спорт и здоровье, валеология и экология, туризм, основы безопасности жизни и др. В системе экологического образования и развития в отношении детей и подростков практически никогда не ставится как самоцель рекреационный эффект подобных мероприятий — отдых, оздоровление, восстановление и развитие физических, психических и эмоциональных ресурсов, тем не менее такой эффект несомненно присутствует.

Практически во всех случаях результаты опытно-экспериментальной работы по программам курсов туристической (эколого-краеведческой) направленности положительны. Ее реализация способствует формированию у учащихся целостной системы естественно-научных знаний об окружающей социоприродной среде [5]. На это же ориентированы задействованные в данной сфере социально-психологические и педагогические принципы: активности (использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс); ориентации на практическое использование полученных знаний (тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой); командной работы (усвоение навыков командной работы); проектной работы (закрепление полученных знаний и развитие имеющихся навыков) [4].

Туристическая деятельность всегда подразумевает групповую организацию. Длительное совместное нахождение во время туристических поездок, походов, лагерей способствует формированию навыков командной работы, коллективного взаимодействия, общения и дея-

тельности как в социокультурной, так и социоприродной среде. Организованная групповая деятельность (с учетом фактора новизны обстановки и удаленности от семейной ситуации опеки) создает условия для удовлетворения потребности учащихся в компетентности, самопознании, в самореализации, осуществления их культурной и экологической идентификации, самоопределения (социально-ролевого, профессионального и творческого), а также для экологической рефлексии. Туризм как форма практической образовательной деятельности и воспитания организует уникальную эко-лого-образовательную среду как ситуацию актуального развития личности учащихся. Участие школьников и студентов в туристических мероприятиях повышает их общую активность и уровень интенсивности отношения к природе. При этом его структура существенно меняется: в ней начинают преобладать посту-почный и перцептивно-аффективный компоненты [2]; расширяется эмоциональнопрактический опыт взаимодействия с природными объектами.

В исследованиях влияния воспитательного и образовательного потенциала на формирование экологического сознания учащихся психологами отмечаются следующие моменты: школьники, занимающиеся практической экологией и имеющие длительный опыт общения с природой, менее тревожны; они более социально адаптированы, способны постоять за себя и свою точку зрения, активно настроены на успех, открыты, готовы к сотрудничеству. Такие учащиеся относятся к природе, с одной стороны, более объективно, так как обладают глубокими и обширными знаниями, а с другой — более субъективно, так как учатся олицетворять природу и природные явления [2; 3]. В процессе практического общения с природой в большей степени, чем при получении теоретических знаний в области экологии, формируется личность ребенка и подростка: нравственно-этические нормы, когнитивный потенциал, мотивационная сфера, эмоциональное состояние, физическое здоровье. При этом особенности эмоцио-

нальной сферы личности, такие как уровень эмпатии, эмоциональная глубина и насыщенность восприятия, — одни из наиболее важных психологических условий становления субъектно-этического отношения к природе.

Благоприятной предпосылкой для формирования экологического мышления и поведения учащихся, эмоциональносубъектного, гуманного отношения к природе служат их возрастные параметры. Наиболее восприимчивыми к педагогическим воздействиям такого рода являются именно школьники и студенты, внутренняя структура личности которых находится в стадии активного формирования и определения, а также для которых характерны стремление к выстраиванию и упорядочиванию своих духовных и социальных отношений, повышение интереса к социальному миру, к миру природы, расширение пространства личностного смысла.

В свете сказанного возможно наиболее эффективное формирование взаимосвязи «экологическое сознание (теория) — экологическое поведение (практика в реальных условиях)» в структуре личности учащихся. Важную роль здесь играет учет закономерностей развития и механизмов их экологической установки и экологического поведения. По мнению некоторых исследователей [10], проблема соотношения экологической установки и экологического поведения может быть позитивно решена в случае рассмотрения экологической установки в структуре экологического сознания и соотнесения определенной модели экологического сознания с экологическим поведением. Важна и диагностика состояния экологического сознания учащихся, в частности, таких его компонентов, как субъективная экологическая норма, эко-лого-поведенческий контроль, экологическая установка к поведению, поведенческое намерение относительно действий в природной среде и экологического поведения.

В курсе изучения основ туризма, краеведения и экологии в школе продолжается органическое объединение понятий и знаний, полученных учащимися в

разнообразных школьных дисциплинах, т. е. идет междисциплинарная интеграция при обучении основам наук через призму туристско-краеведческого и экологического образования, воспитания и развития. В немалой степени этому способствуют экологическая направленность политики регионов как одной из приоритетных систем, активное развитие внутреннего туризма и разработка нормативной базы по туризму в системе обучения и воспитания. Например, в Поволжском регионе реализуется государственная программа спорта и путешествий в защиту культуры и природы Волги.

В 2004 г. на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ был принят международный модельный закон «О детском и юношеском туризме», который установил основы для развития и реализации общегосударственной политики в области детского и юношеского туризма. Закон призван способствовать созданию в государствах — участниках СНГ условий для всестороннего развития детского и юношеского туризма как эффективного средства воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности.

Развитие отечественной системы образования идет по пути интеграции научных дисциплин вокруг важнейших проблем человечества, в том числе экологических. В настоящее время экологическая воспитанность предполагает высокий уровень экологического самосознания, которое становится регулятором всей деятельности и поведения человека. Применение традиционного теоретизированного подхода в экологическом образовании практически не ведет к изменению существующего прагматичного отношения к природе у учащихся. Организация туристической деятельности как эколого-образовательной среды по принципу погружения в социально-психологическом плане, напротив, способствует становлению экологической культуры учащихся путем глубинной пере-

стройки их личностно-смысловой, эмоционально-мотивационной и поведенческой сфер. Массовое и содержательное участие школьников и студентов в научных и социальных мероприятиях в рамках исследовательской и природоохранной деятельности свидетельствует об эффективности и перспективности системы туристско-экологического образования, воспитания и развития учащихся и, что самое важное, о ее социальной востребованности.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игнатова, В. А. Основы экологической культуры : концепция, программа и метод. рекомендации / В. А. Игнатова. — Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1998. — 68 с.

2. Колодяжная, Н. П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. П. Колодяжная. — М., 2002. — 26 с.

3. Коновалова, И. О. Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания [Электронный ресурс]/ И. О. Коновалова // Экологический центр «Экосистема». — М., 2002. — Режим доступа: http:// www.ecosystema.ru/01 welcome/ articles/ konovalova.htm, свободный.

4. Кочетков, Н. В. Психологические особенности субъективного отношения учащейся молодежи к экологическим проблемам : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Кочетков. — М., 2003. — 24 с.

5. Куприна, Л. Е. Программа «Экология, туризм, рекреация» (ДОУ, 1—11 классы общеобразовательной школы) [Электронный ресурс]/ Л. Е. Куприна. — Тюмень, 2004. — Режим доступа: http://ecotour.utmn.ru/d8.htm, свободный.

6. Кусков, А. С. Рекреационная география : учеб.-метод. комплекс / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. — М. : Флинта : МПСИ, 2005. — 496 с.

7. Образовательные (учебные) программы [Электронный ресурс] // Экологический центр «Экосистема». — М., 2009. — Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/index.htm.

8. Ситаров, В. А. Социальная экология / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. — М. : Академия, 2000. — 280 с.

9. Ткач, Л. Б. Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования [Электронный ресурс] / Л. Б. Ткач // Экологический центр «Экосистема». — М., 2009. — Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/07referats/ eco_obr.htm, свободный.

10. Чердымова, Е. И. Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. И. Чердымова. — Самара, 1999. — 25 с.

Поступила 16.11.10.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.