Научная статья на тему 'Туристская экспедиция «Моя Родина - Казахстан» - эффективный фактор воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни'

Туристская экспедиция «Моя Родина - Казахстан» - эффективный фактор воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОХОД / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TOURISM / EDUCATION / TOURISM CULTURE / HEALTHY WAY OF LIFE / SHIPPING / CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитинский Евгений Сергеевич

В статье показан эффективный инструмент воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни, развития массового туризма среди учащейся молодёжи при проведении туристской экспедиция «Моя Родина Казахстан ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитинский Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристская экспедиция «Моя Родина - Казахстан» - эффективный фактор воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни»

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 796.51:379.852

Е. С. Никитинский

ТУРИСТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «МОЯ РОДИНА - КАЗАХСТАН» -ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ТУРИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРИОБЩЕНИЯ МОЛОДЁЖИ К ЗДОРОВОМУ

ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В статье показан эффективный инструмент воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни, развития массового туризма среди учащейся молодёжи при проведении туристской экспедиция «Моя Родина - Казахстан».

The article gives an effective instrument of education of tourist culture and enable young people to the healthy way of life, development of mass tourism among students in carrying out tourist expedition «My Motherland is Kazakhstan».

Ключевые слова: туризм, воспитание, экспедиция, туристская культура, поход, здоровый образ жизни.

Keywords: tourism, education, shipping, tourism culture, campaign, healthy way of life.

Решение основных стратегических задач, обозначенных Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Послании народу нашей страны «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», будет возможным при условии повышения общефизической и трудовой активности граждан, вовлечения населения в занятия массовым спортом и туризмом, формирования основ физической и туристской культуры у подрастающего поколения начиная с самого раннего возраста.

Поручение Главы государства решить вопрос о доступности спортивной инфраструктуры и туристских рекреационных ресурсов для приобщения молодёжи к занятиям массовым спортом и ак-

тивными видами туризма, следует начинать с определения перспективности их точек роста [1]. Такими приоритетами может располагать обновлённая Программа развития детско-юношеского туризма в Республике Казахстан, рассчитанная до 2020 года, которая должна быть разработана для решения ключевых проблем молодёжного туризма, развития его наиболее привлекательных, активных и познавательных видов.

Реализация мероприятий Программы развития детско-юношеского туризма, с учетом уже имеющегося опыта, должна быть направлена на массовое вовлечение учащихся общеобразовательных школ и студенческой молодёжи в туристско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, экскурсии и клубную работу.

Сегодня детско-юношеский туризм является уникальной моделью воспитания личности, который при условии применения эффективных оздоровительных технологий может стать одним из самых массовых оздоровительных и доступных средств формирования здорового образа жизни молодого человека через общение с природой.

Детско-юношеский туризм - это эффективный инструмент, представляющий серьёзную альтернативу наркотикам и вредным привычкам, способствующий организации активного досуга и занятости, обретению навыков туристской техники, развитию культуры поведения, бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры, практическому познанию родного края, а также социальной адаптации и профессиональной ориентации подрастающего поколения. Детско-юношеский туризм - основополагающий фактор развития внутреннего туризма и воспитания у молодёжи туристской культуры, чувства гражданственности и патриотизма, способности воспринимать идеологию гостеприимства как общегосударственную идею толерантности и согласия.

Вместе с тем годы экономических потрясений и разрухи весьма негативно отразились на состоянии самодеятельного и детского туризма в нашей стране. Были разрушены туристские базы, летние лагеря, станции и клубы, что привело к резкому снижению числа занимающихся детским туризмом. По сути, была проигнорирована одна из самых массовых сфер оздоровительной деятельности -спортивно-оздоровительный туризм.

В Государственной программе развития образования на 20122020 годы указывается о возросшей информационной перегрузке учащихся, что ведет к ухудшению здоровья. Вместе с тем охват детей дополнительным образованием по сравнению с другими странами составляет всего лишь 21,5%, охват спортивными секциями -20%. В связи с этим становятся актуальными вопросы оздоровления подрастающего поколения путем увеличения количества спортивных секций в школах и внешкольных организациях. Однако остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отражается на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: походах, массовых туристско-спортив-ных мероприятиях со школьниками и студенческой молодежью, организации туристских слетов и лагерей.

Морально устарела или полностью утрачена материально-техническая база детских туристских организаций, испытывающих хронический дефицит капитальных вложений. До настоящего времени отсутствует программно-методическое обеспечение по организации детско-юношеского туризма, не разработаны программы и методические рекомендации на государственном языке, и педагоги вынуждены пользоваться давно устаревшими нормативами и программами. Нет программно-методических разработок по турист-

ско-краеведческой работе для групп детей с ограниченными возможностями. Остро ощущается недостаток квалифицированных педагогических, физкультурно-спортивных специалистов, Владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей в организациях образования.

В ряде регионов Казахстана сохраняется угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд детских спортивно-оздоровительных лагерей и туристских баз отдыха. Но основной проблемой является отсутствие единой структуры детских туристских организаций, которая была разрушена в годы оптимизации. Сейчас в республике насчитываются 22 такие организации (2 областные, 7 городских, 13 районных), из них 14 - в Западно-Казахстанской области. Ведомственная принадлежность детских туристских организаций настолько разнообразна, что не позволяет решать общие задачи и вырабатывать единые требования, тем самым осложняя участие молодежи в республиканских мероприятиях...

В целях развития массового туризма среди молодёжи 27 января 2009 года Правительством Республики Казахстан было принято постановление № 61 «О некоторых вопросах организации республиканской туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина - Казахстан» [2].

В соответствии с определением, туристская экспедиция (туристский поход) «Моя Родина - Казахстан» - это прохождение группой утвержденного туристского «некатегорийного» маршрута (по стране), изучение территории одного или нескольких объектов с целью ознакомительного, познавательного, учебно-воспитательного, культурного и физического развития, организации содержательного отдыха с использованием любых средств передвижения.

Республиканская туристская экспедиция (туристский поход) «Моя Родина - Казахстан» проводится с целью:

• формирования и развития личности учащейся молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей, глобального этического кодекса туризма посредством организации путешествий и использования возможностей внутреннего туризма;

• воспитания у молодежи основ гражданственности и казахстанского патриотизма, любви к Родине и уважения к государственным атрибутам: Гимну, Флагу, Гербу Республики;

• закрепления навыков туристской культуры и экологического воспитания подрастающего поколения;

• укрепления здоровья учащейся молодежи, организации разумного досуга и отдыха;

• изучения истории и культурного наследия, народных традиций, истоков искусства и обычаев родного края;

• приобретения навыков и основ туристской техники, ориентирования на местности, обучения мерам безопасности и оказания экстренной помощи при проведении путешествий и туристских походов;

• развития массового внутреннего туризма среди учащейся молодёжи, формирования имиджа и значимости выполнения нормативов и требований значка «Казахстан саяхатшысы» [3].

В экспедиции участвуют учащиеся общеобразовательных, профессиональных школ, колледжей и студенты 1-11 курсов высших учебных заведений, а также члены молодежных, общественных, туристских и спортивных организаций.

В соответствии с решением Правительства РК по организации республиканской туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина - Казахстан» был утверждён Республиканский штаб проведения экспедиции, а решениями акимов областей, городов Астана и Алматы были сформированы районные и областные организационные комитеты, утверждены планы мероприятий по организации и проведению экспедиции «Моя Родина - Казахстан» и разработаны туристские маршруты. Организация Республиканской туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина - Казахстан» осуществляется в три этапа:

1) первый этап - районный (срок проведения до 31 марта, ежегодно);

2) второй этап - областной (срок проведения до 31 мая, ежегодно);

3) третий этап - республиканский (срок проведения до 31 августа, ежегодно) [4].

В 2009 году впервые во всех регионах республики проведены районные и областные этапы республиканской туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» по трем номинациям: спортивно-оздоровительный, экологический и культурно-познавательный туризм.

Количество участников на районном и областном этапах экспедиции составило более 60 тысяч человек. В период с 13 по 19 августа 2009 года на базе оздоровительного комплекса «Сункар» в Зерендинском районе Акмолинской области проведен первый Республиканский слёт победителей туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан». В нем приняли участие призеры областных этапов городов Астана и Алматы - учащиеся общеобразовательных школ, учебных заведений технического и профессионального образования, студенты первых, вторых курсов высших учебных заведений республики, инструкторы туризма. Количество участников третьего этапа, победителей республиканского похода «Моя Родина - Казахстан» составило более 300 человек. Программой экспедиции было предусмотрено проведение туристского слета, 3-дневного туристского похода по направлениям: культурно-познавательный, эколого-краеведческий и спортивно-оздоровительный туризм. Команды 14 областей Казахстана, городов Алматы и Астаны приняли участие в туристском походе по 9 маршрутам на территории Зерендинского района и Государственного национального природного парка «Кокшетау». Во время данных походов для участников экспедиции проведен ряд культурно-массовых мероприятий с посещением с. Исаковка, где праздновалось 100-летие села, музея

имени М. Габдулина, также организована экскурсия по школе «Чистые берега» и др.

В рамках экспедиции проведены конкурсы на лучшую презентацию туристского потенциала регионов, оформление отчетов проведения областного этапа экспедиции и туристских походов, а также походных дневников. В рамках туристского слета для участников экспедиции были организованы: вечер бардовской песни, спортивные мероприятия по футболу, волейболу, баскетболу и плаванию, а также информационный тур по Щучинско-Боровской курортной зоне с посещением поляны «Аблай хана», Визит-центра и музейного комплекса.

Проведение туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» - это ещё и эффективный инструмент развития массового туризма среди учащейся молодёжи, формирования имиджа и значимости выполнения нормативов и требований значка «1^азакстан саяхатшысы» («Путешественник Казахстана»). В соответствии с утверждёнными правилами значком «Казакстан саяхатшысы» награждаются туристы, участвующие в течение года в четырех или нескольких походах (из них в одном походе с ночевкой в полевых условиях) суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 км пешком или на лыжах; не менее 100 км на лодках, байдарках, плотах, катамаранах; не менее

100 км на конных маршрутах; не менее 150 км на велосипедах [5]. Для ребят младшего школьного возраста до 10 лет установлены более щадящие нормативы и требования для получения значка «Жас турист».

Положительный опыт выполнения нормативов и требований значка «^азакстан саяхатшысы» накоплен станцией юных туристов (СЮТур) г. Астаны. Более 640 воспитанников (СЮТур) занимаются в различных кружках и секциях с русским и казахским языком обучения по 17 различным направлениям: горный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, скалолазание, альпинизм, спелеотуризм, спортивное ориентирование, бардовская песня, «Юные экологи-краеведы», «Малый туризм», «Юные археологи», «Юные велотуристы», «Юные инструкторы туризма», «Юные экскурсоводы» «Юные туристы-краеведы», «Географы-краеведы», «Изотуризм». В кружках станции занимаются дети из 36 школ города, коррекционной школы-интерната № 2, городского приюта для несовершеннолетних, Детской деревни, а также колледжей «Туран», ПШ № 2, 3. Занятия проводятся на бесплатной основе и поэтому доступны для детей различного социального уровня. Действуют экспериментальные площадки по организации туристско-краеведческой деятельности в базовых школах № 4, 19, 13, 25, на базе детского сада № 13 «Т^лпар», а также в общеобразовательных школах: № 5, 14, 40, 41, 50, 62, СКШИ. В рамках проведения туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» в лагере «Батыр» (находящемся в живописном районе Ерейментауских гор) на протяжении трех сезонов ежегодно отдыхают и повышают свое туристское мастерство более 360 столичных школьников. Ребята совершают туристские походы с целью выполнения нормативов на значки «Жас турист» и «^азакстан саяхатшысы», прошедшим летом только в условиях лагеря ими было совершено - 18 походов по 4 маршрутам.

Подводя итоги сказанному, необходимо подчеркнуть, что туристская экспедиция «Моя Родина - Казахстан» - эффективный фактор воспитания туристской культуры и приобщения молодёжи к здоровому образу жизни.

Для улучшения работы по развитию детско-юношеского туризма в стране и на региональном уровне, считаем необходимым рекомендовать:

• уполномоченному органу в сфере туризма совместно с органами образования необходимо обеспечить проведение республиканской туристской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» на всех её этапах в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, 1-11 курсов вузов;

• внедрить в учебные программы академических и внеклассных занятий общеобразовательных школ обучение основам туристской техники, выполнение нормативов и требований значка «^азакстан саяхатшысы».

• целесообразно восстановить детско-юношеские туристские станции во всех областных центрах и крупных городах страны, а также создать республиканский центр детско-юношеского туризма в г. Астане;

• открыть в республике пять (по одной для центральных, северных, южных, западных и восточных регионов страны) детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) с туристской и альпинистской специализацией;

• Министерству образования и науки РК разработать нормативную базу устойчивого развития детско-юношеского туризма с указанием обязательной инфраструктуры, кадровой структуры, материально-техническим обеспечением и финансированием;

• сохранить и восстановить в полном объеме сеть организаций дополнительного образования туристско-краеведческого направления, создать необходимые условия для расширения их деятельности;

• совершенствовать содержание организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью;

• целесообразно на примере областного центра детско-юношеского туризма Западно-Казахстанской области создать центры детского туризма в каждом регионе страны;

• совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации туристских кадров из числа педагогических работников образовательных учреждений на базе центров и станций юных туристов при участии институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

• организовать переподготовку и повышение квалификации инструкторов детско-юношеского туризма через центры и станции юных туристов совместно с институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

• шире практиковать проведение туристских слетов педагогических работников образовательных учреждений, используя возможности центров и станций юных туристов, привлекая к их проведению уполномоченные органы по физической культуре и туризму;

• использовать меры поощрения учителей и педагогов дополнительного образования, активно участвующих в туристско-крае-ведческой работе со школьниками;

• активизировать взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения;

• расширять информационно-методический обмен в целях развития Евразийского сотрудничества, укрепления спортивных, туристских и образовательных связей;

• развивать проект «Культурный туризм» с включением в совместную деятельность музеев-заповедников, образовательных учреждений, общественных организаций;

• организовывать научно-исследовательские проекты по изучению и сохранению культурного наследия родного края, осуществлению в своем регионе образовательных и общественных мероприятий по сохранению исторического и природного наследия.

Уверен, что предпринятые меры, позволят использовать весь арсенал молодёжного и детско-юношеского туризма для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения страны, формирования у казахстанской молодёжи туристской культуры и приверженности к здоровому образу жизни.

Примечания

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», 27 января 2012 г. URL: http://www. akorda. kz/ru/speeches/addresses.

2. Никитинский Е. С., Вуколов В. Н. Приоритеты активного туризма (современные и прикладные аспекты развития активных видов туризма) // Республиканский научно-познавательный журнал «Мир путешествий». 2010. № 2 (7).

3. Правила организации Республиканской туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина - Казахстан», утверждённые совместным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 5, 11 апреля 2007 г. № 165.

4. «Некоторые вопросы организации Республиканской туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина - Казахстан», утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2009 года № 61.

5. Правила получения значка «Казакстан саяхатшысы», утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 9 марта 2004 года № 06-2-2/77 // Бюллетень нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан. 2004. № 19-20. Ст. 921.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.