Научная статья на тему 'Детско-юношеский туризм как способ формирования культуры безопасности жизнедеятельности'

Детско-юношеский туризм как способ формирования культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / CULTURE OF LIFE SAFETY / LIFE SAFETY / YOUTH TOURISM / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоренкова Анна Михайловна

В данной работе раскрывается понятие «культура безопасности жизнедеятельности» и актуальность ее формирования в образовательных организациях с помощью вовлечения обучающихся в детско-юношеский туризм и спортивно-оздоровительную деятельность. Определен позитивный эффект практико-ориентированной работы с обучающимися различных возрастных категорий. Дается обобщенная информация по проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифоренкова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s and youth tourism as a way of formation of culture of safety of ability to live

This article is talking about culture of life safety and the relevance of its formation in educational institutions by means of involving students in youth tourism, sports and recreational activities. Determined the positive effect of practice-oriented work with students of different age groups. It provides information on generic issues of the article.

Текст научной работы на тему «Детско-юношеский туризм как способ формирования культуры безопасности жизнедеятельности»

9. В плавсредстве обязательно должны находиться укомплектованная аптечка и ремонтный набор, с помощью которого обеспечивается защита лодки от потопления - клей, изолента, резина, лейкопластырь, ножницы, иголка с нитками и др.

Занятия туризмом - это проверка своих сил и возможностей, борьба со своими страхами, взаимопомощь и взаимовыручка. Мы стараемся научить наших воспитанников предусмотреть все возможные варианты развития событий и в любом случае найти выход даже из непростой ситуации. Все начинается с безопасности в помещении, на дороге, в бассейне, на открытой воде. А заканчивается в мире взрослых людей. Правила безопасности одинаковы для всех и все «Лётные инструкции» написаны кровью. Давайте сами соблюдать простые правила, и мир хоть на чуть-чуть, но станет безопаснее для нас и наших детей.

УДК 379.852; 614.8.08; 37.043; 376.66

А. М. Никифоренкова

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе раскрывается понятие «культура безопасности жизнедеятельности» и актуальность ее формирования в образовательных организациях с помощью вовлечения обучающихся в детско-юношеский туризм и спортивно-оздоровительную деятельность. Определен позитивный эффект практико-ориентированной работы с обучающимися различных возрастных категорий. Дается обобщенная информация по проблематике.

This article is talking about culture of life safety and the relevance of its formation in educational institutions by means of involving students in youth tourism, sports and recreational activities. Determined the positive effect of practice-oriented work with students of different age groups. It provides information on generic issues of the article.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, детско-юношеский туризм, образовательные организации, федеральный государственный образовательный стандарт.

Keywords: culture of life safety, life safety, youth tourism, educational organizations, Federal state educational standard.

Безопасность - это обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека. В настоящее время проблема безопасности является одной из приоритетных из-за возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с природными, техногенными и социальными катастрофами. Вопрос

культуры безопасности жизнедеятельности становится основным, поскольку современное общество сталкивается с проблемами, когда люди не осознают, как правильно действовать в постоянно изменяющихся условиях. Ежегодно более 11 700 человек стали пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации. Из них более 500 человек погибли [1].

В современных условиях ежегодных чрезвычайных происшествий, включающих в себя не только стихийные и техногенные катастрофы, но и набирающие силу террористические и революционные движения, культура безопасности жизнедеятельности общества находится на крайне низком уровне, что приводит к снижению психологической готовности к возникновению чрезвычайной ситуации.

Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности [2].

Необходимая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях наиболее эффективно может осуществляться в образовательных организациях. Именно дети и подростки из-за своих возрастных особенностей готовы воспринимать и запоминать информацию в большом объеме, осваивать теоретические и практические знания. В школе даются базовые знания для развития интеллектуальных, физических и психологических способностей, уровень которых после получения аттестата зрелости практически не меняется. Поэтому важно осознавать, что же такое культура безопасности жизнедеятельности и почему необходимо начинать формировать ее в начальной школе.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и труда, практической деятельности по снижению уровня опасности [3].

Под формированием культуры понимается процесс, составляющими которого являются установление и корректировка целей и задач, развитие основных методов и направлений формирования культуры безопасности жизнедеятельности, разработка нормативно-правовой, учебно-методической базы и т. д.

Необходимым условием и критерием сформированности культуры безопасности жизнедеятельности является физическая и психологическая готовность к возникновению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности оказывает положительное влияние на организацию жизни, на мотивацию к соблюдению здорового образа жизни, занятиям спортом и туризмом.

Одной из эффективных оздоровительных технологий, способствующей всестороннему развитию личности, формированию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни человека, является детско-юношеский туризм.

Детско-юношеский туризм в образовательном учреждении реализуется в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

В течение прохождения маршрута школьник получает специальные знания по медицине, картографии, топографии, физиологии и экологии, необходимые для профилактики травматизма на дистанции, развиваются личностные и физические качества, формируется психологическая готовность к изменяющимся условиям. Учащимися на практике усваиваются принципы оказания первой помощи, технологии здоровьесбережения. Появляется мотивация к физическому развитию и личностному росту.

Туристские походы и экскурсии с детьми занимали значительное место в практике многих советских педагогов. А. С. Макаренко организовывал коллективные походы в целях воспитания и использовал их как стимул, «подарок» за успехи учебного года. Поход и подготовка к нему помогали добиваться высокого воспитательного, образовательного и оздоровительного эффекта. Своим опытом работы А. С. Макаренко доказал, что в каникулярный период «нет лучше метода развития и образования молодежи, как летние походы» [4].

Туристские походы делятся на спортивные, тренировочные и туристские экспедиции. Спортивные походы подразумевают прохождение маршрута определенной категории сложности, выполнение установленных спортивных нормативов. Для спортивного похода необходима целенаправленная физическая подготовка всех участников, которая достигается участием в соревнованиях по спортивному туризму, ориентированию, альпинизму, скалолазанию, мультигонкам и поисково-спасательным работам. Для освоения новых районов, испытания видов снаряжения и исследовательской работы организуют туристские экспедиции. В течение такого похода могут проводиться непосредственные исследования, краеведческие, геологические, медико-биологические и другие работы [5].

Туризм - это один из методов воспитательной и оздоровительной работы, в том числе и школьниками. А так как значительная роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности уделяется практико-ориентированному подходу к обучению, то физическое, духовное и патриотическое воспитание реализуется туристско-краеведческой деятельностью в различных формах: от соревнований и слётов до походов выходного дня и трудовых десантов. Походы со школьниками совершаются педагогами и родителями в рамках внеклассной работы. В некоторых школах действуют секции спортивного туризма, которые готовят школьников к соревнованиям и походам с обозначенной категорией сложности, к выполнению спортивных нормативов и возрожденного комплекса ГТО «Готов к труду и защите Отечества» (туризм - одна из частей допризывной подготовки юношей).

Для школьников, помимо физического и духовного развития, занятие туризмом является увлекательным и интересным времяпрепровождением,

насыщенным яркими эмоциями и позитивным опытом, который положительно влияет на организацию повседневной жизни школьника. В такой практико-ориентированной форме взаимодействия с окружающей средой наиболее успешно формируется культура безопасности жизнедеятельности. Это позволяет проверить теоретические знания по оказанию первой помощи, построению алгоритмов действий (организация порядка движения или иных действий в группе), психологической готовности к непредвиденным и экстремальным ситуациям. Развиваются выносливость, автономность, взаимовыручка, ответственность, организованность, стрессоустойчивость, проявляются лидерские качества. Для класса прохождение маршрута - это испытание на командообразование, взаимодействие (распределение ролей в группе), сплоченность коллектива.

Если рассматривать обучающихся образовательных организаций высшего образования (в том числе и профессионального), то студенты, в том числе несовершеннолетние, имеют больше возможностей для реализации и формирования туристских навыков и культуры безопасности жизнедеятельности. На базе высших учебных заведений могут действовать туристские клубы, которые ведут свою деятельность по организации и проведению туристских походов различной категории сложности, проходят специализированную подготовку в области формирования профессиональных компетенций, необходимых для использования того или иного оборудования. Например, в Клубе путешественников, сформированном из студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МШУ), проводятся занятия по организации питания в туристском походе, изучаются техники вязки узлов, передвижения на различных формах рельефа, затрагиваются актуальные темы технического оснащения в походе, работы альпинистского, горного и другого специализированного снаряжения.

В базовом учебном плане у обучающихся образовательных организаций высшего образования есть дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которой, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, можно выделить профессиональные компетенции, связанные с обеспечением охраны жизни и здоровья [6]. Поэтому одним из направлений работы по усилению практической направленности учебных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» может стать активизация работы со студентами во внеучебное время, подготовка и проведение походов, туристских слетов, в ходе которых могут в игровой форме отрабатываться вопросы безопасного поведения в естественной среде [7].

В результате организации занятий туризмом на базе образовательной организации обучающийся формирует активную жизненную позицию, сознательное отношение к своему здоровью, нравственные ориентиры, развивает физическую форму, интеллектуальные способности, лидерские

качества, формирует культуру безопасности жизнедеятельности, совершенствует туристские навыки и умения.

Примечания

1. Официальный сайт МЧС РОССИИ. URL: http://mchs.gov.ru

2. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / сост. Л. А. Акимова, Г. А. Матчин, В. В. Конев, В. Ф. Трусов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 204 с.

3. Цаликов Р. Х. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 4.

4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / [сост. и авт. вступ. ст. В. В. Кумарин]. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.

5. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. М. : Академия, 2004. 208 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46).

7. Никифоренкова А. М. О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. 2015. № 6.4. С. 100-102.

УДК 614.8.084; 379.83/.84; 379.835; 379.85; 37.018.46

Д. В. Орлов

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ПАЛАТОЧНОМ ЛАГЕРЕ

Представлено авторское видение разумного контроля обеспечения безопасности при организации детского отдыха в лагерях палаточного типа. Дано описание ситуации, сложившейся в детском лагере «Золото Белого моря» после гибели детей на Сямозере. Раскрыты параметры оценки привлекательности для детей программы лагеря «Золото Белого моря» в Республике Карелия. Кратко представлен опыт подготовки к работе инструкторов в детском лагере «Золото Белого моря».

The author presents his attitude towards reasonable safety provision in the organization of children's recreation in tent camps. A description is given of the situation at the "Golden White Sea" children's camp after the death of children in Syamozero Lake. The author reveals the parameters of the attractiveness assessment for children of the camp program "Gold of the White Sea" in the Republic of Karelia. The experience of training instructors in the children's camp "Gold of the White Sea" is briefly presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.