качества, формирует культуру безопасности жизнедеятельности, совершенствует туристские навыки и умения.
Примечания
1. Официальный сайт МЧС РОССИИ. URL: http://mchs.gov.ru
2. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / сост. Л. А. Акимова, Г. А. Матчин, В. В. Конев, В. Ф. Трусов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 204 с.
3. Цаликов Р. Х. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС // Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. № 4.
4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / [сост. и авт. вступ. ст. В. В. Кумарин]. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.
5. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. М. : Академия, 2004. 208 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 г. № 46).
7. Никифоренкова А. М. О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. 2015. № 6.4. С. 100-102.
УДК 614.8.084; 379.83/.84; 379.835; 379.85; 37.018.46
Д. В. Орлов
ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ПАЛАТОЧНОМ ЛАГЕРЕ
Представлено авторское видение разумного контроля обеспечения безопасности при организации детского отдыха в лагерях палаточного типа. Дано описание ситуации, сложившейся в детском лагере «Золото Белого моря» после гибели детей на Сямозере. Раскрыты параметры оценки привлекательности для детей программы лагеря «Золото Белого моря» в Республике Карелия. Кратко представлен опыт подготовки к работе инструкторов в детском лагере «Золото Белого моря».
The author presents his attitude towards reasonable safety provision in the organization of children's recreation in tent camps. A description is given of the situation at the "Golden White Sea" children's camp after the death of children in Syamozero Lake. The author reveals the parameters of the attractiveness assessment for children of the camp program "Gold of the White Sea" in the Republic of Karelia. The experience of training instructors in the children's camp "Gold of the White Sea" is briefly presented.
Ключевые слова: оказание услуг, обеспечение безопасности, безопасность детей, летний отдых, детский отдых, палаточные лагеря, опасности для жизни детей, Сямозеро, Республика Карелия, поход, инструктор, ответственность за безопасность, навык действий, чрезвычайная ситуация, нормы СанПинН, вожатый, руководитель лагеря.
Keywords: providing services, providing security, children safety, summer holidays, children's recreation, tent camps, dangers for children's life, Syamozero Lake, Republic of Karelia, hiking, instructor, safety responsibility, skill of action, emergency, sanitary norms, group leader, head of the camp.
Следственный комитет Республики Карелия завершил следствие по моему уголовному делу - делу директора лагеря «Золото Белого моря», которое было возбуждено сразу после трагедии на Сямозере. Меня обвиняли в оказании услуг, опасных для жизни детей. После подробного изучения обеспечения безопасности в лагере и подготовки наших инструкторов следствие направило дело в суд с ходатайством о его прекращении. У нас не было недовольных или заметно пострадавших участников. Уже покинул свой пост глава Карелии Худелайнен, инициировавший авральные запреты и проверки после трагедии. Следствие по моему делу шло почти год, и у меня было время для размышлений о том, от чего же на самом деле зависит безопасность детей во время летних каникул.
Тема требует серьёзного анализа, глубокой и подробной статьи.
Здесь же я остановлюсь на том, что «лежит на поверхности» и, на мой взгляд, очевидно, но очень часто отсутствует в российских лагерях и походах. Об этом я говорил весной на общем собрании действительных членов Международной общественной организации «Международная академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова».
1. Свободный выбор лагеря родителями и детьми
У лагеря на Сямозеро были плохие отзывы. Многим родителям и детям лагерь не нравился. Не нравились походы, отношения с вожатыми и сверстниками, не нравилась походная программа и житьё в палатках. Не нравилось происходящее и молодым вожатым, направленным сюда из педучилища и названным почему-то инструкторами. Походы для многих были тяжёлой неизбежностью. А без любви к делу не будет успешной учёбы, не появятся навыки безопасной жизни в пешем походе и на воде. Если не интересно, то не будет правильно подгоняться спасжилет, не будет предварительных тренировок на воде перед походом. Всё будет сделано наскоро и в последний момент. Хорошо подготовят водный поход те дети и инструкторы, которые увлечены идеей и мечтают пойти в путешествие. Хорошие инструкторы любят своё дело и много лет им занимаются, тренируются в межсезонье, сами проходят сложные маршруты, нарабатывают опыт, получают достойную оплату и гордятся своей работой. Но это всё не о подневольных участниках и вожатых из Парк-отеля.
Мы знаем, почему так сложилось - путёвки закупались у «Парк-отеля Сямозеро» министерством соцзащиты Москвы по коррупционной схеме и распределялись среди малоимущих семей. Фактически выбор места зависел от 44
решения руководителя департамента - Владимира Петросяна. И этот выбор не предполагал разумного контроля безопасности и оценки привлекательности для детей программы лагеря. Выбор определялся при составлении задания и затем легализовался через электронный аукцион с подставным конкурентом.
Жалобы от родителей на «Сямозеро» стали поступать в 2010 г. к министру здравоохранения Карелии, ныне - замглавы республики по социальным вопросам Валентине Улич. Жалобы поступали и к детскому омбудсмену Карелии Оксане Старшовой. Результатов эти жалобы не достигли.
Наталья Нахлебова в «Коммерсанте Огонёк» приводила отзывы родителей:
«Дети, от мала до велика, курят, употребляют спиртные напитки, играют в карты, - писала одна из мам. - Помощники вожатых избивают детей».
«Моего ребенка 10 лет забрал избитого с сотрясением мозга, собираюсь писать в прокуратуру».
«Сейчас веду переписку с госорганами: департаментом соцзащиты Москвы (от них была путевка), полицией и прокуратурой - безрезультатно. После отписок департамента соцзащиты, МВД и местной прокуратуры написала в генеральную прокуратуру, Общественный совет при МВД, Уполномоченному по правам ребенка, Роспотребнадзор, зам. мэра Москвы по социальной политике».
В той же статье называются и денежные причины: «По аукциону, последним итогом которого стала смерть 13 детей, на это лето в лагере было закуплено, в частности, 923 путевки по цене 37 725,66 рубля. Хотя на сайте самого лагеря эта же путевка стоит 31 500 рублей. Получается: департамент соцзащиты Москвы заплатил дороже почти на 6 млн».
На федеральном уровне произошедшему была дана оценка:
«Будет жесткий спрос со всех этих организаций и те организации, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны заказчика, прекратят свою деятельность, а дети будут переведены в хорошие, добротные лагеря», - сказала вице-премьер Ольга Голодец после трагедии на Сямозеро.
Но заказчик - это тот, кто выбирает, куда отправить ребенка. У детей, отправившихся в лагерь на Сямозеро, не было привилегии выбирать интересный и безопасный отдых. И у их родителей не было возможности выбирать. Этот выбор за родителей сделали коррумпированные чиновники. Обеспеченные и хорошо информированные родители выбирали другие места -где детям интересно и безопасно.
И главное - когда в выборе лагеря участвует сам ребёнок, когда он осознанно стремится к приключениям и испытаниям, риск многократно уменьшается. Такие дети увлечённо пройдут тренировки по безопасности, а в критической ситуации будут действовать активно и осознанно.
У нас, в лагере «Золото Белого моря», заказчики - родители. И они во многом определяют нашу политику в обеспечении безопасности и нашу открытость для родительского контроля.
Например, родитель нашего участника, руководитель отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский счёл недостаточно подробной статью, описывающую наши меры безопасности. Я за день написал новую, расширенную статью, послал родителю с вопросом, всё ли теперь понятно? Получив положительный ответ, я поместил статью на официальном сайте лагеря.
Другой пример. Одна мама написала, что у нас недостаточный сервис и что дети сами чистят картошку, еда недостаточно разнообразная. Я ответил маме по существу и написал статью «Чего не стоит ждать от нашего лагеря». Мы её поместили в группах, на сайте лагеря. В результате родители с высокими ожиданиями к комфорту в лагере не отправили к нам своих детей. К нам приехали те дети, которые уговорили своих родителей, убедили, что им нужны именно такие приключения как у нас.
Родителям важна реальная безопасность своих детей при их насыщенном, содержательном отдыхе. Они сами оценивают риски, и мы максимально информируем родителей о рисках. Родители и дети делают осознанный выбор -и это основа безопасности.
2. Фиксация ответственности за безопасность ребёнка в договоре с инструктором
Представители полиции, прокуратуры, районной администрации, прибывшие к нам в лагерь на проверку и попытавшиеся вывезти детей с острова, всячески избегали ответственности - не хотели брать персональную ответственность за детей, не хотели называть свои имена и должности. Позднее, при следственных действиях на острове, показывали удостоверение и сразу же прятали, не давая зафиксировать данные. Это - поведение безответственных людей, которым нельзя доверять, тем более - нельзя доверять жизнь и здоровье детей.
Рекомендую руководителям отказываться от работы с вожатым, если возникнет ощущение, что тот пытается избежать формальной ответственности за детей. И напротив, стоит работать с людьми, подробно проясняющими и принимающими ответственность, возлагаемую на них в договоре.
Со всеми инструкторами, работающими в нашем лагере, подписывается подробный договор, возлагающий персональную ответственность. Важно закрепить ответственность за каждого ребёнка и предоставить все возможности для её реализации. Например, договором обеспечивается круглосуточная готовность инструктора прийти на помощь ребёнку в сложной ситуации, подготовка инструктора по первой помощи и обязательство пройти все необходимые тренировки до выезда в лагерь.
В нашем договоре с инструктором сказано:
Исполнитель обязан:
3.1.2. В рамках оказания услуг принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, сохранение их жизни и здоровья.
3.1.3. В рамках оказания услуг принимать все необходимые меры, направленные на выполнение участниками «Правил обеспечения безопасности».
3.1.8. Участвовать в период проведения Программы в плановых обучающих мероприятиях по обеспечению безопасности, а также в проводимых Заказчиком в период проведения Программы вне плана проведения Программы внезапных обучающих мероприятиях по обеспечению безопасности, моделирующих чрезвычайные ситуации (ЧС) на Программе.
3.1.10. Исполнитель в порядке, установленном ст. 432.1 ГК РФ, заверяет Заказчика, что на момент подписания настоящего Договора ознакомлен с правилами обеспечения безопасности при оказании услуг в ходе Программы, с требованиями, предъявляемыми Лесным кодексом РФ, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, с правилами пожарной безопасности и обязуется им следовать в период проведения Программы. Исполнитель подтверждает, что в период преддоговорных отношений с Заказчиком ознакомлен со всеми внутренними документами, которые регулируют обеспечение безопасности на Программе.
Заказчик (руководитель палаточного лагеря или директор компании) вправе:
4.2.5. В любое время в период действия договора проверить наличие у Исполнителя навыков действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в форме проведения тестовых испытаний, моделирующих чрезвычайную ситуацию (ЧС) на программе. Длительность, частоту и способы проверки навыков Исполнителя Заказчик устанавливает самостоятельно.
Ответственность:
6.3. Исполнитель несёт ответственность за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему Участников Программы и обязуется принимать все необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, сохранение их жизни и здоровья.
3. Опыт, подготовка и оплата работы инструктора
Идеальный инструктор, в моём понимании, взрослый (после 30 лет), гордящийся своим профессионализмом, с многолетним опытом работы в данном виде туризма и проходящий регулярную подготовку. Такого специалиста можно ставить с группой из 8-12 участников. Год за годом так работать может лишь учитель или фрилансер на сезонной работе. И зарплата инструктора должна быть близкой к средней московской зарплате - 30-50 тысяч для старшего инструктора в группе и руководителя программы за две недели работы с детьми.
Минимальная подготовка инструктора - курс первой помощи, экстремальное прохождение маршрута в природной среде и многосуточная поисково-спасательная операция в районе, где организуется лагерь или проходится маршрут. Подробный разбор после прошедшего дня, смены и сезона.
Инструктор должен гордиться своим профессионализмом и получать тому материальное подтверждение.
А вот что пишет о сложившейся в большинстве российских лагерей ситуации Сергей Владимирович Минделевич:
«Вожатые в "Орленке", например, после вычета расходов на питание получают 5-6 тыс. рублей за смену, а это федеральный лагерь! Это связано с тем, что чиновников не интересует безопасность, качество отдыха в лагере -госконтракты на закупку путевок выигрывают лагеря, предлагающие наиболее низкие цены. Для этого им приходится закладывать низкие зарплаты. Разве квалифицированный специалист пойдет работать за такие деньги?»
Какова была подготовка «инструкторов» из «Парк-отеля Сямозеро», отправленных туда на «практику» из педучилища под страхом отчисления? Примерно такая же, как и их зарплата - никакая.
4. Техническое обеспечение
При организации похода или палаточного лагеря нужна тщательная проработка эвакуации пострадавших и оказания помощи, группе, попавшей в беду. Так как нам известна скорость реакции и надёжность передачи информации в структурах МЧС, нам понадобится собственная техника для проведения поисковых работ и доставки в больницу, готовая к выходу в течение 3-5 минут.
В нашем лагере в постоянной готовности к выходу были две надувные моторные лодки с подготовленными спасательными комплектами. Был готовый комплект иммобилизационных шин, складные носилки, вакуумный матрас.
Совсем не укладывается в сознании, почему у «Парк отеля Сямозеро» не было собственных спасательных моторных лодок и постоянной связи с группой, вышедшей на маршрут...
Нужно заранее проверить связь с врачом, руководителем, спасательными службами в районе и больницей. Для этого в нашем лагере на 50 участников -12 раций у всех инструкторов и стажёров мобильная связь с вышки и два постоянных, круглосуточных дежурства с радиосвязью - возле палатки врача и на радиовышке.
Выходящий на радиальный маршрут с группой инструктор помимо средств связи всегда берёт аптечку первой помощи и всё необходимое для развёртывания стоянки с ночёвкой.
Но эти 4 пункта - то, что на поверхности. А ещё остаются темы доверия, осознанной дисциплины, права на ошибку, гибкости в управлении, оценки и допустимости рисков, подготовки руководителя, готовности медика к оказанию экстренной медицинской помощи, тема реальных инструктажей по безопасности. И всё это важно.
А исполнение действующих норм СанПинНа для палаточных лагерей почти не имеет отношения к обеспечению безопасности. Буквальное исполнение этих норм даже создаст реальную угрозу жизни детей. И я готов это доказать.