Научная статья на тему 'Пространство и время как культурологические концепты: музейный и туристский аспекты'

Пространство и время как культурологические концепты: музейный и туристский аспекты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
847
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОТОПИЯ / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА / CULTURAL WORLD-PICTURE / САКРАЛЬНОЕ / SACRED / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / CULTURAL SPACE / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / СВОРАЧИВАНИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / HETEROTOPY / HYPERREALITY / TIME-SPACE CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Именнова Любовь Сергеевна

В статье исследуются концепты «пространство» и «время» в культурных парадигмах, различные аспекты их восприятия в современном мире. В информационном обществе происходит освобождение от рамок пространства и времени. Музей показывает события в пространственно-временном единстве. Он призван восстанавливать временную последовательность и оберегать реальное культурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses "time" and "space" concept in cultural paradigms, various aspects of time perception. The clearing of space and time frameworks takes place in an information society. The museum shows events in spatiotemporal unity. It urged to restore time sequence and to preserve real cultural space.

Текст научной работы на тему «Пространство и время как культурологические концепты: музейный и туристский аспекты»

^ Теория и история культуры 81

Примечания

1. Барт, Р. От произведения к тексту / Р. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. С.Н. Зенки-на. - М., 1971.

2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика: пер. с фр. / Э. Бенвенист; общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. - Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2002.

3. Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000.

4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ:

МУЗЕЙНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ АСПЕКТЫ

Л. С. Именнова

Московский государственный университет культуры и искусств Российская международная академия туризма

В статье исследуются концепты «пространство» и «время» в культурных парадигмах, различные аспекты их восприятия в современном мире. В информационном обществе происходит освобождение от рамок пространства и времени. Музей показывает события в пространственно-временном единстве. Он призван восстанавливать временную последовательность и оберегать реальное культурное пространство.

Ключевые слова: гетеротопия, гиперреальность, культурная картина мира, сакральное, пространство культуры, постмодернизм, сворачивание времени и пространства.

The author analyses "time" and "space" concept in cultural paradigms, various aspects of time perception. The clearing of space and time frameworks takes place in an information society. The museum shows events in spatiotemporal unity. It urged to restore time sequence and to preserve real cultural space.

Key words: heterotopy, hyperreality, cultural world-picture, sacred, cultural space, Postmodernism, time-space convergence.

Взаимосвязанные концепты «пространство» и «время» являются способом рационализации мира, лежащим в основе миропонимания. Они определяют неповторимый облик культуры, формируют специфическую культурную картину мира. Как важнейшие категории, они занимают центральное место в культурологическом осмыслении феноменов музея и туризма.

Специфика пространства и времени зак-

лючается в том, что, в отличие от материальных предметов, они не могут быть восприняты с помощью органов чувств. Сверхчувственное заменяется чем-то наглядным, что позволяет сделать метафора. Поэтому образы пространства и времени обозначены определенными метафорами и обусловлены ими (8, с. 132).

В эпоху индустриализации продолжается диверсификация культурного пространства:

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 81-86

наряду с другими специализированными типами выделяются культурные пространства музея и туризма как характеристики протяженности, структурности, взаимодействия, смысловой наполненности культурной сферы. В музейной и туристской практике генерируется множество современных и исторически зафиксированных образов пространства и времени, присущих разным культурам. Каждый турист, посетитель музея обладает субъективным восприятием, однако на него оказывают воздействие значимые пространственно-временные представления, принимающие форму метафорических образов и символов.

Путешествия, туризм в своей основе имеют преодоление пространства, перемещение по нему. Пространство - нечто родственное, близкое туристу. Образное определение пространства дает неутомимый путешественник, любитель русского слова В.И. Даль: «Пространство - состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь, глубь, место по трем измерениям своим» (4, с. 515).

Культурологи оперируют понятием «пространство культуры», «культурное пространство», которое реализуется в двух значениях:

- географическое или физическое пространство распространенности той или иной культуры;

- функциональное членение пространства на культурные зоны (жилую, хозяйственную, сакральную, погребальную и др.).

Пространство воспринимается не только как протяженность, но и как становление, осу-ществленность, как динамический момент неравнозначности трех его измерений - длины, ширины и глубины. Каждый турист, путешественник становится созидателем своего личного культурного пространства.

Цифровые технологии открывают для музея возможности использования принципиально новых творческих практик конструирования гиперреальности как особого пространства. Появились музеи, которые строятся не в реальном, а в компьютерном пространстве, например, Музей технологий мелового периода

(Museum of Jurassie Technology). Экспозиционный проект «Леонардо да Винчи» в замке Кло Люсе (Франция), реализованный фирмой IBM, раскрывает инженерные идеи художника в чертежах, рисунках, действующих моделях, а также в мультимедийных сюжетах, представляющих замысел конструктора, этапы работы по его воплощению и изображение конструкции в действии.

Вместе с тем информационная революция трансформирует восприятие реального пространства, несет опасности-угрозы утраты его социального значения. Значительная часть времени современного человека проходит перед экраном компьютера, в сети Интернет - в виртуальном пространстве. В мире современных средств информации реальное пространство общественных мест, помещений, где люди контактируют реально, утрачивается или теряет социальное значение.

По отношению к музеям Г. Белтинг предлагает использовать термины «гетеротоп», «гетеротопия» (Heterotopie), предложенные М. Фуко и обозначающие место, альтернативное привычному миру, отделенное от привычной среды, не похожее на другие места в мире и противопоставленное им. «Место», как понимал его М. Фуко, - это парадоксальное, но одновременно образное и реальное пространство, в которое ведут реальные двери и лестницы, но в нем человек встречается с прошлым, с образами времени и пространства.

Г. Белтинг предлагает не приспосабливать музей к условиям современной действительности, а решительно выделить его из обычной среды. Это способствовало бы определению места музея в противоречиях сегодняшнего мира: «На раннем этапе современной эпохи музей являл собой - представьте себе положение Лувра в Париже - нечто воображаемое или чужеродное в центре городской среды. Он действовал как иная сущность, противопоставляя себя реально существующему Парижу. Мы в глобальном мире коммуникаций и потоков информации теряем старый смысл "мест", высматриваем места, которые ещё сохраняют старое значение» (3, с. 10-11).

Теория и история культуры 83

С понятием «пространство» связано понятие «место». В настоящее время эффективным признается подход, при котором в качестве основного элемента туристской системы рассматривается туристская дестинация - территория, место, куда туристы совершают поездку. Английское слово «destination» является общеупотребительным в первом смысле - «назначение, предназначение». Во втором, более узком значении ( «место назначения; цель путешествия, похода») оно связывается со сферой путешествий и туризма. Отмечается, что термин «туристская дестинация» был введен в 1979 году Н. Лейпером, профессором Мейсен-ского университета (г. Окленд, Новая Зеландия). Понятие «туристская дестинация» в современных исследованиях рассматривается как концепт - ментальное образование и базовая единица культуры.

Для такого вида, как культурный туризм, решающим фактором оказывается культурная составляющая, сосредоточением которой во многих случаях является музей как социокультурный феномен. Центральным звеном таких дестинаций часто предстает музей, что дало основание исследователям выделить музейный туризм - путешествия с целью посещения музея. Музейная дестинация - это туристская дестинация с музеем в качестве содержательной, смысловой, аттрактивной доминанты.

При социокультурном анализе на первый план выходит аксиологический аспект туристской дестинации: она рассматривается как культурная ценность, привлекательная для туристов и заслуживающая траты их времени и денег. Ценности, хранимые музеем, являются не только и не столько коммерческими, маркетинговыми. Музеи становятся объектами туристского показа в силу реализации ими их специфической общекультурной и общечеловеческой функции - сохранения и трансляции историко-культурного наследия.

Особенно отмечается высший метафизический и сакральный смысл, присущий феномену дестинации: «Семантический анализ концепта "дестинация" указывает на всеобщий, универсальный источник, порождающий

Смысл. Дестинация открывает метафизический смысл людям во всем многообразии», - отмечает И.В. Зорин (5, с. 6).

Особенной популярностью у туристов пользуются мемориальные места, связанные с пребыванием великого человека или со знаменательным событием. Сквозь призму поэзии А.А. Блока воспринял Шахматово один из первых паломников в эти поэтические места тоже поэт Андрей Белый: «Мистическое настроение окрестностей Шахматова таково, что здесь чувствуется как бы борьба, исключительность, напряженность, чувствуется, что зори здесь вырисовываются иные среди зубчатых вершин лесных гор, чувствуется, что и сами леса, полные болот и болотных окон, куда можно провалиться и погибнуть безвозвратно, населены всякой нечистью... В Блоке чувствовалась связанность с землею, с пенатами здешних мест. Сразу было видно, что в этом поле, саду, лесу он рос и что природный пейзаж - лишь продолжение его комнаты, что шахматовские поля и закаты - вот подлинные стены его рабочего кабинета» (1, с. 271, 275).

Пространство жилища человека представляет собой уменьшенную модель пространства мира. В музеях это представление реализуется в мемориально-бытовых экспозициях, раскрывающих через бытовой интерьер внутренний мир писателя, поэта, творческую лабораторию, художественную образность его произведений. Оставаясь материальным, то есть наполненным реальными предметами, пространство музея в большей степени символично, чем окружающий мир.

Автор биографии Конфуция В.В. Малявин размышляет о сущности мемориала философа в китайском городе Цюйфу: «Строго говоря, это не памятник историческому Конфуцию, и всё-таки правдивое присутствие Учителя всех времен - того, кто удостоверяет своё присутствие в неизбывной текучести жизни. Учитель нуждается в бытии вещей, потому что самоограничения духа в вещах, граничность как таковая составляет существенное свойство его собственного бытия. У всякой вещи есть предел, но нет предела самой предельности» (7, с. 92).

В философском смысле время - форма последовательной смены явлений и состояний материи. Время культуры - «важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и её элементов, а также их смысловой наполненности для человека» (8, с. 131-132). Наиболее существенная черта времени - связь с пространством, благодаря чему осуществляется рационализация представлений о времени.

Ко времени Античности относится кон-ституирование важного для музейной и туристской практики локального времени - свободного времени. В Древней Греции было осмыслено различие между принудительным временем, когда человек был связан обязанностью служить - людям, делу, богам, и свободным временем - свободным от этих обязательств, не зависимым от принуждения. Таким образом, досуг предстает таким временем, которым человек «обладает», вне досугового пространства время владеет человеком. Досуговую сферу называют «параллельным миром», возвращающим нас в наше собственное время, к нам самим.

По мнению Г. Белтинга, музеи были вызваны к жизни в Новое время как средство компенсации того, что было утрачено из-за прогресса. Они создавались как защита от времени и прогресса, однако никогда не могут победить в соперничестве с ними. В динамичном и быстро меняющемся мире людям необходимо было место, «где можно перевести дух и предаться воспоминаниям, где вечные формы и ценности были бы как у себя дома. Вместо того чтобы делать музей более современным, актуальным, меняющимся, его следует понимать как "очаг сопротивления" нашествию текущего времени. Не актуальность, а зрелость, самобытность являются его смыслом. Как остров времени в беге времени сегодняшнего мира, он является местом для сегодняшних вещей, которые завтра канут в лету», - считает Г. Бел-тинг (3, с. 14).

В современном обществе актуализируется

проблема преобразования и разрушения времени. Время относительно, как в природе, так и в обществе. Информационные сети, связывая отдаленные места, оказывают глубокое воздействие на организацию времени и пространства: происходит сворачивание времени и пространства, время уничтожается скоростью связи между компьютерами, оно ускоряется, сжимается, убыстряется, происходит «компрессия времени».

Разрушая хронологическое время, электронный гипертекст разбивает временную последовательность культуры и создает, в духе постмодернизма, «своеобразный коллаж из разных культурных форм и исторических времен, тем самым разрушая исторически сложившиеся культурные связи. Эта тенденция, с точки зрения субъекта, ведет к плюрализму временных понятий, которые самостоятельно создает каждый индивидуум. Не существует времени, которое нам навязывают. Наоборот, мы сами себе создаем наше временное восприятие», - отмечает М. Кастельс (6, с. 6-7).

Возникает, по определению Кастельса, атемпоральное - «вневременное время»; в электронном информационном пространстве преподносятся исторические факты вне исторического контекста, тем самым создается «вневременной ментальный ландшафт», «системный беспорядок». Вследствие этого происходят хронологические разрывы, утрачиваются временные исторические перспективы, меняется ритм культурной передачи.

Отмечаются возможности решения проблемы разрушения времени музейными средствами. Для устранения временных барьеров в общении необходимы протоколы связи, которые могут генерировать музеи. Они выполняют общественную роль хранилища хронологической последовательности, архива времени. Музеи - средство связи поколений, они соединяют живую культуру, воссоздают временность на долгий период.

В качестве примера М. Кастельс приводит деятельность фонда «Лонг Нау Фаундэйшен»: «В Сан-Франциско группа моих друзей создали фонд под названием "Лонг Нау Фаундэй-

Теория и история культуры 85

шен". Этот фонд пытается восстановить понятие тысячелетнего времени. Члены фонда создали тысячелетние часы со стрелкой, которая двигается вперед по истечении каждого года, а куранты отбивают каждое столетие и даже каждое тысячелетие. Часы запрограммированы на десять тысяч лет. Вокруг этих часов фонд создал музей времени, чтобы вписаться в наше общество, которое разрушает время и ощущение того, откуда мы пришли и куда мы идем, а также подтвердить, что мы находимся в тысячелетнем цикле» (6, с. 6). Музеи соединяют «архивы прошлого, перспективы будущего в жизненных рамках настоящего» (6, с. 6).

Музейное пространство и время условны, специально спроектированы и организованы с опорой на правду места и происходивших там событий, на документальную обоснованность и научную системность многих исторических источников; в музейной коммуникации они замкнуты структурой экспозиции. Сущностные закономерности экспозиционного пространства и времени выразил художник Е.А. Розенблюм:

- осуществление синтеза, по меньшей мере, двух времен, «наличие в структуре экспозиции образа времени: Времени, о котором ведется музейное повествование, и времени, когда оно ведется, то есть времени создания экспозиции. Временная многозначность образа создает у посетителя чувство его одновременного существования в двух временах, то есть чувство своей сопричастности к событиям истории культуры, и придает большую остроту сегодняшней оценке этих событий»;

- осуществление синтеза пространств: «стилистические соотношения архитектурной и экспозиционной формы есть визуальное выражение синтеза времен. Их соотношение может быть организовано по подобию, тогда у зрителя усиливается восприятие экспонируемого времени, или по контрасту с ним, тогда усиливается восприятие времени создания экспозиции, усилится восприятие связи времен, динамики исторического процесса» (9, с. 183184).

Пример решения проблемы «многовре-

менного» экспозиционного пространства дает экспозиция шахматовского дома в Государственном историко-литературном и природном музее-заповеднике А.А. Блока. Шахматовский дом связан с тремя поколениями семьи поэта: его бабушки и дедушки, А.Н. и Е.Г. Бекетовых, их четырех дочерей, одна из которых - Александра Андреевна - мать Блока; третье поколение представляет он сам, его двоюродные братья, его «Прекрасная Дама», жена Любовь Дмитриевна Блок, урожденная Менделеева.

За основу экспозиционного времени взят 1910 год, когда А.А. Блок отремонтировал и, по сути, перестроил шахматовский дом по своему вкусу и с учетом новых потребностей семьи. За время владения усадьбой менялись предназначение комнат и их владельцы. В 1910 году бывшую комнату деда А.Н. Бекетова заняла мать поэта, в комнате бабушки после её смерти жила тетка М.А. Бекетова. После ремонта появился второй этаж над «пристройкой», где Блок разместил свой кабинет.

Авторы концепции экспозиции (В.П. Арзамасцев, Л.С. Именнова) нашли сложное решение: «представить "сплав музейного времени", сконцентрировать его на наиболее содержательных моментах прошлого, совместив временные пласты» (2, с. 30). Суть исторического бытия дома определялась следованием семейным традициям. Сами Бекетовы, а затем Блок бережно хранили память об ушедших из жизни, служившие им вещи. И первое, и второе поколение оказали значительное влияние на жизнь Блока, на становление его как поэта.

Поэтому комната слева от столовой экс-позиционно решалась, прежде всего, как кабинет деда А.Н. Бекетова, первого владельца усадьбы, знаменитого ученого; наряду с комплексом посвященных ему экспонатов, в том числе дающих семейную информацию о роде Бекетовых, представлены материалы о матери поэта, во втором замужестве Кублицкой-Пиот-тух. Через мемориальные вещи временная родственная нить тянется к детским и юношеским годам поэта, когда влияние деда и матери было особенно значимым. Предшествующее экспозиционному 1910 году время «живет» в музей-

ных предметах: фотографиях, автографах, ак- «знакомство с объектом», это, в первую оче-

варелях, книгах, бытовых вещах, принадлежав- редь, уникальное пространство культуры, име-

ших представителям старшего поколения. ющее временные привязки и представляющее

Каждая музейная экспозиция, каждый собой систему символов, культурных кодов,

туристский маршрут - не только физическое те «родники культуры», к которым приобща-

место, не только реальное время, отведенное на ются музейный посетитель и турист. Примечания

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1980.

2. Арзамасцев, В. П. На очной ставке с прошлым. Историческое бытие и современный мемориальный музей / В.П. Арзамасцев // Мир музея. - 1998. - № 4 (162).

3. Белтинг, Г. Музей как средство информации / Г. Белтинг // Музей как сообщество в условиях глобализации. - М.: ИКОМ России, 2002.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3.

5. Зорин, А. Дестинация / А. Зорин, И. Зорин. - М.: РМАТ, 2009.

6. Кастельс, М. Музеи в эру информации: проводники культуры во времени и пространстве / М. Кастельс //Информационный бюллетень ИКОМ. - 2001. - № 4.

7. Малявин, В. В. Конфуций / В.В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 1992.

8. Пигалев, А. И. Время культуры / А.И. Пигалев // Культурология. ХХ век: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 1.

9. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е.А. Розенблюм // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М., 1997.

ТУРИЗМ КАК РЕСУРС ПОЗНАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЬЕТНАМА

Нгуен Куок Хынг

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается туризм в аспекте ресурса познания традиционной культуры Вьетнама. В ней отмечается возможности организации и развития туризма, которые открываются в результате познания религиозных и общекультурных традиций, обычаев, норм жизни, образцов архитектуры и других видов искусства вьетнамского народа.

Ключевые слова: туризм, культура, культурный туризм, традиции, обычаи, народное искусство, национальная культура.

This article considers tourism in an aspect of a resource of knowledge of the traditional culture of Vietnam. It notes possibilities, factors of organizing and development of tourism, linked with knowledge religkous and all-cultural traditions, customs, standards of life, architectural models and other kinds of art of Vietnamese people.

Key words: tourism, culture, the cultural tourism, traditions, customs, fork art, national culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 86-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.