ОБЗОРЫ
УДК: 338.483.1 DOI: 10.12737/19735
НОВЫЕ ВИДЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Г. КРАСНОЯРСКА
Бутова Татьяна Георгиевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, [email protected],
Бекетова Наталья Валерьевна, магистрант программы «Маркетинг менеджмент в сфере услуг» института экономики, управления и природопользования,
п у [email protected],
Черняева Алена Сергеевна, магистрант программы «Маркетинг менеджмент в сфере услуг» института экономики, управления и природопользования,
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
В статье рассматриваются перспективы роста туристского потока г. Красноярска за счёт превращения города из транзитной в самостоятельную туристскую дестинацию, что обусловлено проведением в г. Красноярске в 2019 году XXIX Международной зимней универсиады. Обеспечение роста туристского потока за счёт туристской конверсии основных участников спортивных мероприятий, трансформации латентных и потенциальных потребителей туристских услуг в туристов, актуализирует задачу развития туристского потенциала города. Кабинетные исследования выявили спрос спортсменов на экскурсии по туристским маршрутам города в рамках досуга, а также показали прямое влияние удовлетворенности от туристских показов на пролонгированность эффекта, заключающегося в желании повторного посещения города уже в качестве туриста и рекомендации друзьям и близким г. Красноярска как туристского объекта.
Предметом исследования явились технологии оценки туристского потенциала города, а также инноваций городского туризма. В рамках оценки использования туристского потенциала г. Красноярска был проведен сравнительный анализ образа города до и после организованных экскурсий и неорганизованных туристских треккингов, показавший позитивное изменение образа города и позволивший выявить проблему чёткого позиционирования г. Красноярска как туристской дестинации. Сравнительный анализ предложения туристских продуктов г. Красноярска и их востребованности туристами выявил проблему низкого уровня знания туристских продуктов, а также позволил определить, что туристские ресурсы города превышают его туристский потенциал.
Практические задачи роста туристского потенциала города г. Красноярска за счёт инноваций обусловили необходимость решения теоретических проблем, в т.ч. уточнения классификации видов культурного туризма. Наблюдение за развитием новых форм культурных продуктов, в частности, культурного пространства, показало перспективы их формирования как туристских аттракций.
Функциональный анализ новых видов культурных продуктов г. Красноярска, таких как культурные пространства «Каменка» и исторический квартал, показал, что они являются объектами городского культурно-досугового туризма, увеличивающими туристский потенциал города. Таким образом, развитие инноваций культурного туризма приведёт к расширению предложения новых туристских аттракций г. Красноярска, что сделает его самостоятельной туристской дестинацией.
Ключевые слова: туристская конверсия, инновации в культурном туризме, культурное пространство как новый вид городских туристских аттракций, культурные пространства г. Красноярска
Город Красноярск, являясь крупнейшим культурным, экономическим, промышленным и образовательным центром Восточной Сибири, не считается самостоятельной туристской дестинацией. Ежегодно Красноярск посещает большое количество туристов, но в основном это транзитные путешественники. Поэтому в городе развитие получил экскурсионный туризм, о чём свидетельствует перечень объектов туристского показа [14].
Не останавливаясь на объективных и субъективных причинах сложившейся ситуации, отметим, что по оценкам учёных используемые в настоящее время туристские ресурсы значительно превышают туристский потенциал Красноярского края и, в частности, г. Красноярска [4]. В настоящее время местными органами власти начат процесс формирования программ развития туристского потенциала города Красноярска для обеспечения роста туристского потока за счёт превращения города из транзитного в основное туристское место назначения. Дополнительным стимулом данного процесса является то, что в 2019 году в Красноярске будет проводиться XXIX Международная зимняя универсиада, что обеспечит дополнительный поток туристов за счёт основных участников спортивных мероприятий (российских и зарубежных болельщиков как потенциальных туристов, организаторов соревнований, спортсменов, тренеров и сервисменов, работников СМИ) как латентных туристов. Поэтому задачами туристской отрасли совместно с индустрией гостеприимства г. Красноярска является создание условий для туристских показов во время проведения Универсиады, чтобы обеспечить туристскую конверсию, под которой авторы понимают трансформацию латентных и потенциальных потребителей туристских услуг в туристов.
В контексте исследования представляет интерес поведение спортсменов как латентных туристов. Проведенные авторами кабинетные исследования показали, что хорошо организованные экскурсии по туристских маршрутам во время досуга спортсменов в период проведения соревнований обеспечивают туристский эффект для города. Так, большинство респондентов высказали желание приехать в г. Красноярск уже
в качестве туристов, рассказать своим родственникам и друзьям о достопримечательностях тех мест, где они побывали, что значительно увеличит туристский поток города [3].
Отметим, что туристская конверсия требует подкрепления желания потенциальных и латентных потребителей стать туристами за счёт предложения привлекательных городских аттракций. Актуальность данной задачи обусловила проведение авторами исследования туристского потенциала города, выявившего некоторые проблемы. Кабинетный анализ показал, что программы развития туризма в г. Красноярске в большей степени основаны на существующих туристских аттракциях [15]. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что в настоящее время оценка туристского потенциала города, уровня востребованности туристских аттракций, а также потенциальных туристских инноваций города проводится фрагментарно и представляет пока только теоретический интерес.
Для решения практических задач развития туризма в городе следует провести комплексную оценку туристского потенциала г. Красноярска для выявления проблемных туристских аттракций и предложения новых, используя сравнительный анализ образа города как туристкой дестинации, а также предложения и востребованности туристских объектов.
Важным для развития туризма в городах является позиционирование их как туристских дестинаций. Исследования показали, что у большинства респондентов, в качестве которых выступали приезжавшие в город спортсмены, на основе изучения интернет-источников сформировался первичный образ г. Красноярска как промышленного центра. Второй распространённый образ города - это город, где находится заповедник «Столбы». Однако восприятие сложившегося образа, как правило, меняется после посещения города [4]. Так, в ходе опроса выявлены результаты сформированного образа г. Красноярска, сложившегося после организованных экскурсий и неорганизованных туристских прогулок. На основе полученных ответов был составлен рейтинг образа г. Красноярска (табл. 1).
У большинства туристов сложился образ г. Красноярска как красивого и чистого города, что свидетельствует о его туристской привлекательности для пешеходных прогулок. Между тем почти у 20% респондентов не сложилось никакого образа города, и лишь менее 10% опрошенных отметили, что г. Красноярск является «культурным» городом, понимая под этим наличие объектов культурного наследия (памятники, исторические архитектурные сооружения и т. д.) и организаций культуры (театры, музеи, выставки), хотя г. Красноярск имеет потенциал для культурно-познавательного и
культурно-досугового туризма. Результаты исследования выявили проблему позиционирования г. Красноярска как туристской дестинации.
Таблица 1 - Сложившийся у туристов образ г. Красноярска
Образ Доля респондентов, %
Интересный, красивый город 24,8
Чистый город 23,1
Отличный город 21,4
«Культурный» город 8,5
Добрые люди 5,1
Затруднились ответить 17,1
Составлено по [3]
Проведённый авторами сравнительный анализ предлагаемых в г. Красноярске туристских продуктов и их востребованности туристами позволил выявить проблему, связанную с предложением туристских продуктов: туристы знают только около 30% предлагаемых для показа туристских аттракций (табл. 2).
Таблица 2 - Сравнительный анализ предложения туристских аттракций г. Красноярска и их востребованности туристами
Объекты туристского показа Упоминание туристских аттракций
1. Государственный природный заповедник «Столбы» +
2. Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» +
3. Фанпарк «Бобровый лог» +
4. Река Енисей +
5. Красноярская ГЭС +
6. Часовня Параскевы Пятницы +
7. Фонтан «Реки Сибири» +
8. Органный зал -
9. Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края -
10. Скульптура «Царь-рыба» -
11. Чайная «Юрта» -
12. Свято-Покровский кафедральный собор -
13. Пещера Караульная -
14. «Татышев-парк» -
15. Черная сопка -
16. Зеленые скульптуры -
17. Красноярский краевой краеведческий музей -
18. Музей-пароход «Святитель Николай» -
19. Памятники -
20. Музей-усадьба В. И. Сурикова -
- Красноярский «Биг-Бен»
- Набережная
- Мосты
- Площади
Составлено по [15] и результатам полевых исследований авторов
Это очень низкий показатель, свидетельствующий о недостаточном продвижении интересных для показа культурных, исторических и природных объектов г. Красноярска, призванных создавать его туристскую привлекательность. Результаты исследования показали, что туристы отмечают достопримечательности, которые не входят в перечень туристских аттракций города. Это подтверждает, что туристские ресурсы г. Красноярска превышают туристский потенциал. Результаты исследования определяют необходимость пересмотра перечня объектов туристского показа г. Красноярска для приближения его к реальному восприятию туристами.
Основным видом туризма в городах является экскурсионный, который в профессиональной среде относится к культурно-познавательному [12], что определяет необходимость научного обоснования его развития для обеспечения туристской привлекательности городов. Культурно-познавательный туризм сегодня становится всё более распространенным видом туризма, представляющим собой путешествия и поездки с познавательными целями [8]. Главной целью культурно-познавательного туризма является осмотр достопримечательностей как исторических и культурных памятников, так и исторических или географических мест, а главной особенностью - насыщенность экскурсиями.
Поскольку сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, культурно-познавательный туризм интегрирован с другими видами туризма. Если речь идёт о познавательной поездке по святым местам, то такой тур является одновременно экскурсионным и религиозным [10], если цель путешествия -знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур относят к этнографическим [2], если же объектами туристского показа, кроме историко-культурных, являются природные достопримечательности, то это объединяет культурно-познавательный туризм с экологическим [8].
В профессиональных источниках отмечаются следующие направления культурно-познавательного туризма:
-посещение архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов; -посещение театрализованных и музыкальных представлений, фестивалей, религиозных праздников, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т.п.;
-посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;
-участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества [8, 12].
Контент-анализ источников, описывающих культурно-познавательный туризм, позволил авторам сделать несколько выводов. Как видно из направлений, туризм реализует как познавательные цели, так и цели организации досуга и развлечений, поэтому более правильно, на наш взгляд, использовать термин «культурный туризм». Принимая в целом данную классификацию видов культурно-познавательного туризма, отметим, что такое направление, как посещение разнообразных образовательных программ, курсов иностранных языков и пр., в силу их активного развития сформировало научно-образовательный вид туризма, а туры с участием в религиозных праздниках, посещением религиозных мест и объектов сформировали религиозный туризм.
Появляющиеся инновации в сфере культуры позволяют расширить виды культурного туризма за счёт новых видов туров и новых направлений [5, 11]. Чаще всего к культурно-познавательному туризму относят автобусные туры [8]. Между тем в специальной литературе появился термин «треккинг» [13], который стал использоваться не только для обозначения природных пешеходных путешествий, но и для любых пешеходных туров, в частности, и культурно-познавательных [1].
Наблюдение за развитием новых форм культурных объектов в ряде городов России, в частности, культурных пространств [7, 9], показало, что они могут расширить потенциал городского туризма. Отметим, что в проекте нового Федерального закона о культуре впервые введен термин «культурное пространство» [11]. Анализ предложения культурных пространств показал, что их можно отнести к объектам культурно-досугового туризма как одного из вида культурного туризма, целью которого является организация досуга и развлечения туристов.
В настоящее время в научной литературе идут активно дискуссии относительно сущностного содержания понятия «культурное пространство». Не включаясь в социально-философские аспекты дискуссии, отметим, что до настоящего времени нет единого определения понятия «культурное пространство» как культурной инновации, лишь незначительные публикации отмечают связь культурных пространств с туризмом [2].
Культурное пространство рассматривается как культурное наследие народов РФ, т. е. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения [11]. Второй подход рассматривает данное понятие как
находящуюся в социально-экономическом обороте активную часть культуры, которая потребляется населением в виде культурных благ, товаров и услуг, являющихся местом творческого производства в сфере искусств [2]. В соответствии с этими определениями культурное пространство авторами рассматривается как место, объединяющее мультипродуктовый проект, имеющий предпринимательские, культурно-досуговые и спортивно-рекреационные функции, в котором можно проводить время с семьей, развиваться (мастер-классы, тренинги, литературные вечера и пр.), заниматься спортом и отдыхать.
Современные городские культурные пространства получили активное распространение в Санкт-Петербурге [9]. Например, там существуют такие популярные у населения и туристов пространства, как лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи», арт-пространство «Freedompalace», пространство «Тайга», арт-центр «Пушкинская 10», пространство «Скороход», творческое пространство «Флигель», креативный кластер «Арт-муза», всего в Санкт-Петербурге порядка 70 культурных пространств, которые являются туристскими аттракциями.
В городе Красноярске культурными пространствами считаются культурное пространство «Каменка», молодежный творческий бизнес-центр «Пилот», культурно-исторический центр «Площадь мира», которые относятся к современной городской культуре.
Наиболее известным является культурное пространство «Каменка». Это первое культурное пространство за Уралом. Оно было преобразовано из здания бывшего ДК «Сибтяжмаш» в рамках программы развития креативных индустрий и представляет собой комплекс лофт-проекта, резиденции креативных студий, места событий и выставочного пространства. Кроме того, в структуру «Каменки» входит прилегающая территория тематического парка Каменки [7].
В настоящее время «Каменка» стала местом, которое включает в себя несколько проектов: развитие креативного бизнеса (производство изделий из кожи, украшений, ювелирная мастерская и пр.); проведение масштабных регулярных мероприятий (Ресторанный день, гаражная распродажа, Хендмэйдмаркет и пр.); обучение молодых специалистов (Школа креативного менеджмента и производств); привлечение волонтёров (Волонтёры Каменки) и ведущих компаний города к сотрудничеству; участие в крупных городских и российских мероприятиях различных уровней. Задача роста потока посетителей сегодня решается посредством проведения мероприятий и открытия магазина «KamenkaStore» и кофейни.
Культурное пространство как комплекс созданных в прошлом материальных ценностей, называемых культурным наследием, является объектом туристского показа, а те инновационные формы культурного пространства, которые нашли распространение в последнее время, относят пока только к местам досуга и развлечений и не рассматривают как туристские аттракции. В ходе проведённого исследования выявлено, что не только туристы, но и красноярцы не знают, что в г. Красноярске есть новые места, которые интересны для посещения.
На наш взгляд, культурное пространство «Каменка» следует рассматривать как объект туристского показа, который может стать важным туристским потенциалом г. Красноярска, и задачей городских властей и менеджмента «Каменки» является трансформация её в туристскую аттракцию, обеспечивающую познавательную и досуговую функции.
В г. Красноярске планируется создание ещё одного культурного пространства города, которое по своим целям относится к виду культурно-познавательного туризма, а по форме - к треккинговым путешествиям с целью знакомства с архитектурными и историческими памятниками города. Данный проект планируется завершить к Всемирной зимней универсиаде 2019 года. Он называется «Исторический квартал» в границах трех исторических улиц, и его основная идея - развитие существующего центра города и нового общественного пространства на основе сохранившихся фрагментов застройки конца Х1Х-ХХ веков [6].
В рамках проекта «Исторический квартал» будет проведена реставрация объектов культурного наследия (всего в границах квартала размещено 12 памятников регионального и местного значения) с организацией подземной инфраструктуры. Исторический квартал будет объединён с территорией центрального парка и левобережной набережной. Планируется, что это будет единый комплекс, объединяющий памятники культурного наследия города, организации культуры (музеи, выставочные залы, кинотеатры), сувенирные организации (антикварные магазины, сувенирные ряды) и организации массового питания (кафе, рестораны). Памятники деревянного зодчества станут ключевыми объектами туристского показа в рамках городских экскурсий для жителей и гостей города.
Красноярск не первый сибирский город, где занимаются восстановлением городского деревянного зодчества. Проекты реновации исторических зданий-памятников за последние несколько лет появились в таких сибирских городах, как Томск, Иркутск,
Новосибирск и др. Опыт соседних городов показывает, что подобные проекты могут быть интересны и горожанам, и туристам [6].
Таким образом, г. Красноярск для реализации своей функции организатора крупного международного спортивного события, а также превращения города в популярную туристскую дестинацию должен расширить свой туристский потенциал за счёт развития разнообразных по форме культурных пространств, которые обеспечат как экономическую выгоду для города, так и улучшат его имидж.
Литература
1. Амельченко Т.В., Витковский О.С. Развитие пешеходного туризма в сфере услуг рекреационного комплекса Автономной Республики Крым // Культура народов Причерноморья. - 2012. - №220. - С. 10-12.
2. Арсеньева Е.И., Кусков А.С. Культурное пространство Русского Севера: подходы к дифференциации и опыт туристского использования // Культура & общество. [Электронный ресурс]: URL: http://www.e-culture.ru / Articles / 2008 /.pdf (дата обращения: 28.08.2015).
3. Бутова Т.Г. Спорт как фактор развития туризма (на примере Красноярского края): монография / Т.Г. Бутова, М.С. Злотников, М.С. Вдовин, М.С. Могилат. -Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2013. - 147 с.
4. Бутова Т.Г., Терещенко Н.Н., Мутовин С.И. Туристско-рекреационный потенциал развития Красноярского края // Сервис в России и за рубежом. - 2012. -№11(38). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012_11 (дата обращения: 28.08.2015).
5. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. - М.: Советский спорт, 2010. - 136 с.
6. Исторический квартал. [Электронный ресурс]: URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/ist_kvartal.aspx (дата обращения: 02.08.2015).
7. Культурное пространство Каменка. [Электронный ресурс]: URL: http://kudago.com/krasnoyarsk/place/kulturnoe-prostranstvo-kamenka (дата обращения: 02.08.2015).
8. Культурный или познавательный туризм. [Электронный ресурс]: URL: http://vfmgiu-tourism.ru/kulturnyi ili poznavatelnyi turizm262/index.html (дата обращения:
13.09.2015).
9. Онлайн-журнал о событиях, жизни и отдыхе Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: URL: http://peterburg2.ru/restplaces/363 (дата обращения: 04.09.2015).
10. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014 - №1. - С. 58-61.
11. Проект Федерального закона о культуре. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 07.09.2015).
12. Российский союз туриндустрии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rostourunion.ru/vstuplenie_v_rst/novyyi_razdel.html (дата обращения: 12.09.2015).
13. Треккинги. Туры в России. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.russiadiscovery.ru/tours/trekkingi (дата обращения: 10.09.2015).
14. Туристско-информационный портал Красноярского края. [Электронный ресурс]: URL: http://visitsiberia.info (дата обращения: 02.08.2015).
15. Туристический паспорт г. Красноярска. [Электронный ресурс]: URL: http://mail.krassport.ru/tourism/tourist-passport.html (дата обращения: 23.08.2015).
NEW KINDS OF CULTURAL TOURISM AS A DEVELOPMENT TOOL OF KRASNOYARSK'S TOURIST POTENTIAL
Tatyana Butova, PhD (Dr.Sc.) in Economic sciences, Professor, e-mail: [email protected], Natalya Beketova, Master's Degree student, e-mail: [email protected],
Alyona Chernyaeva, Master's Degree student, e-mail: [email protected]
Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation
The article discusses the growth prospects of tourist flow in Krasnoyarsk, by means of the transformation of city's transit destination into independent tourist site due to the holding there XXIX International winter Universiade 2019. Ensuring the growth of tourist flow by means of tourism conversion of the main participants in sports events, i.e. the transformation of a latent and potential consumers of tourism services into tourists, actualizes the problem of development of city tourist potential. Desk research has revealed the interest in sight-seeing tours in their free time. If the sportsmen will get the satisfaction from excursions and tours across Krasnoyarsk, they will desire to revisit the city as a tourist and recommend this city to friends and family as a tourist object.
The technology of assessment of the city's tourism potential and innovation of urban tourism are the subject of the study. Within the estimation of use of Krasnoyarsk's tourist potential a comparative analysis of the city image before and after the organized and unorganized trekking tourism has been conducted, which allowed to identify the problem of accurate positioning of Krasnoyarsk as a tourist destination. Comparative analysis of offers tourism products of Krasnoyarsk and demand in them revealed the problem of low level
knowledge of tourism products, but also allowed to establish the fact that tourist resources exceed city's touristic potential.
The practical problem of the growth of Krasnoyarsk's tourist potential through innovation caused the need for solution of theoretical problems, in particular, clarifying the classification of cultural tourism. Monitoring the development of new forms of cultural products, the cultural space in particular, has shown promise for their development as tourist attractions.
Functional analysis of new types of cultural products in Krasnoyarsk such as cultural space "Kamenka" and the historic quarter are subject to urban cultural tourism, enhancing the city's tourist potential. Thus the development of the innovation in cultural tourism will lead to the expansion of the offer of new tourist attractions of Krasnoyarsk and will make it an independent tourist destination.
Keywords: tourist conversion, innovation in cultural tourism, cultural space as a new kind of urban tourist attractions, the cultural space of Krasnoyarsk
References
1. Amel'chenko T.V., Vitkovskij O.S. Razvitie peshehodnogo turizma v sfere uslug rekreacionnogo kompleksa Avtonomnoj Respubliki Krym [The trekking development in services of Crimean recreational complex]// Kul'tura narodov Prichernomor'ja [Culture of peoples of the Black Sea region]. 2012. №220. Pp. 10-12.
2. Arsen'eva E.I., Kuskov A.S. Kul'turnoe prostranstvo Russkogo Severa: podhody k differenciacii i opyt turistskogo ispol'zovanija [The cultural space of the Russian North: approaches to differentiation and experience of usage in tourism // Kul'tura & obshhestvo. [Culture & Society]. URL: http://www.e-culture.ru / Articles / 2008 /.pdf (Accessed on: 28.08.2015).
3. Butova T.G. Sport kak faktor razvitija turizma (na primere Krasnojarskogo kraja): monografija [Sport as a factor of tourism development (ony the example of Krasnoyarsk region): monograph] / T.G. Butova, M.S. Zlotnikov, M.S. Vdovin, M.S. Mogilat. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2013. 147 p.
4. Butova T.G., Tereshhenko N.N., Mutovin S.I. Turistsko-rekreacionnyj potencial razvitija Krasnojarskogo kraja [Tourist and recreational potential of Krasnoyarsk Krai development]// Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012_11 (Accessed on: 28.08.2015).
5. Izotova M.A., Matjuhina Ju.A. Innovacii v sociokul'turnom servise i turizme [Innovation in socio-cultural service and tourism]. Moscow: Soviet Sport, 2010. 136 p.
6. Istoricheskij kvartal [Historical Block] URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/ist_kvartal.aspx (Accessed on: 02.08.2015).
7. Kul'turnoe prostranstvo Kamenka [Cultural space Kamenka]. http://kudago.com/krasnoyarsk/place/kulturnoe-prostranstvo-kamenka (Accessed on: 02.08.2015).
8. Kul'turnyj ili poznavatel'nyj turizm [Cultural ore sightseeing tourism]. URL: http://vfmgiu-tourism.ru/kulturnyi ili poznavatelnyi turizm262/index.html (Accessed on: 13.09.2015).
9. Onlajn-zhurnal o sobytijah, zhizni i otdyhe Sankt-Peterburga [On-line magazine about events, life and rest in St. Petersburg]. URL: http://peterburg2.ru/restplaces/363 (Accessed on: 04.09.2015).
10. Ovsjannikov V.P., Jakunin V.N. Tradicionnoe kul'turnoe nasledie v molodyh industrial'nyh gorodah [Traditional cultural heritage in the newly industrialized cities]// Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal [Baltic Journal of Humanities]. 2014 №1. Pp. 58-61.
11. Proekt Federal'nogo zakona o kul'ture [Federal Culture Law. Draft]. URL: http://www.rg.ru/ (Accessed on: 07.09.2015).
12. Rossijskij sojuz turindustrii [Russian Union of Tourism Industry]. URL: http://www.rostourunion.ru/vstuplenie_v_rst/novyyi_razdel.html (Accessed on: 12.09.2015).
13. Trekkingi. Tury v Rossii [Trekking. Tours in Russia]. URL: http:// www.russiadiscovery.ru/tours/trekkingi (Accessed on: 10.09.2015).
14. Turistsko-informacionnyj portal Krasnojarskogo kraja [Krasnoyarsk Krai Tourist Information Portal] URL: http://visitsiberia.info (Accessed on: 02.08.2015).
15. Turisticheskij pasport g. Krasnojarska [Tourism Passport of Krasnoyarsk]. http://mail.krassport.ru/tourism/tourist-passport.html (Accessed on: 23.08.2015).