УДК 379.85
DOI: 10.12737/6696
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ПОДМОСКОВЬЯ КАК ОБЪЕКТУ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Сильчева Людмила Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, dgigir69@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В индустрии туризма и гостеприимства можно выделить семь туристских сервисных пространств: природное, культурно-историческое, событийное,
рекреационное, мифологическое, сервисное, антропологическое. На современном этапе развития данной индустрии появляется возможность выделения новых видов туристских сервисных пространств. Ростуризм разработал ряд программ, рассчитанных на развитие различных аспектов туристского пространства, что позволит увеличить поток туристов в Россию, и в частности в Подмосковный регион, за счет развития внутреннего туризма. В Московском регионе возможно развитие разнообразных видов туризма, таких как зимний, летний, детский, приключенческий, этнографический, флористический, экологический, а также религиозных и фототуров. Современная концепция развития Подмосковья предусматривает развитие
приоритетных точек привлечения туристов, туристских ресурсов этих дестинаций данного региона. В Подмосковье выделено двенадцать «точек притяжения» туристов, которые получили название «12 жемчужин Подмосковья». Туристское пространство Подмосковья потребует развития транспортной инфраструктуры, средств размещения, предприятий питания и торговли и других параметров сервисного туристского пространства. С целью привлечения российских и зарубежных туристов в приоритетных точках Московской области необходимо разработать привлекательные туристские маршруты, пакетные предложения турпрограмм и экскурсий.
Ключевые слова: туристское сервисное пространство, внутренний туризм, туристское пространство, программы Ростуризма, Подмосковье, дестинации
Критериями любого туристского сервисного пространства являются видовая структура территорий пространства и их виды, которые определяют принадлежность к различной (городской или сельской) местности. Отличительные особенности туристского сервисного пространства формируют различные возможности и требуют «мультидифференциации» этих территорий. Данное решение становится возможным за счет использования показателей разнообразия пользователей, разнообразия возможностей и разнообразия территорий. Параметры туристского сервисного пространства можно представить четырьмя характеристиками: распределительными, производственными, общественными и личными [2].
Туристское пространство (туристские территории) следует рассматривать как особый вид сервисного пространства (сервисной территории), состоящего из элементов, объединенных единой целью удовлетворения потребностей людей в отдыхе и в их разностороннем развитии. Все элементы туристских сервисных территорий имеют разную природу и характерные особенности, но в целом они формируют пространства определенной территории (континента, страны, региона, города и пр.)[3]. Схематично туристское сервисное пространство представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура туристского сервисного пространства (туристской сервисной территории)
В индустрии туризма и гостеприимства можно выделить семь туристских сервисных пространств: природное, культурно-историческое, событийное, рекреационное, мифологическое, сервисное, антропологическое [2]. На современном этапе развития данной индустрии появляется возможность выделения новых видов туристских сервисных пространств. Например, с появлением нового вида туризма «научно-познавательного» возникло новое туристское пространство «научное».
Природное туристское пространство представляется заповедными природными зонами, бассейнами рек, озер и т.п.
Культурно-историческое туристское пространство следует рассматривать в виде различных историко-культурных объектов.
Рекреационное туристское сервисное пространство включает в себя курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также расположенные на них объекты лечебного и спортивного туризма.
Сервисное туристское пространство включает различные предприятия сервиса, такие как предприятия питания, средства размещения, предприятия автосервиса и сферы бытовых услуг, а также др. предприятий.
Антропологическое (этническое) туристское пространство включает
этнокультурные центры, этнические парки, центры и мастерские ремесел, народных художественных промыслов и пр.
Событийное туристское пространство может рассматриваться как особый вид туристской территории, которая основана на событиях в календаре определенной территории, и включает выставки, фестивали, ярмарки, форумы, конкурсы и другие события.
Мифологическое туристское пространство также относится к особому виду туристской территории, основанной на искусственно созданных туристских аттракциях, источником которых являются легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество и т. п.
Ростуризм разработал ряд программ рассчитанных на развитие различных аспектов туристских территорий, одна из которых «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.) [1].
Практический подход к реализации задач, поставленных в программах Ростуризма, представлен на рисунке 2.
Создание точек роста экономики регионов на основе кластерного подхода
Формирова!
уристско- Форми
рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других туристскоориентированных мест и объектов показа
ние сети
автотуристских кластеров на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах
Рисунок 2 - Схема структурного подхода к реализации программ Ростуризма
Программы Ростуризма позволят значительно увеличить туристский поток в Россию, и в частности в Подмосковный регион. Ведь Подмосковье, помимо типично русского ландшафта и благоприятных климатических условий, имеет объекты, которые могут быть интересны российским и зарубежным туристам. Поэтому в Московском регионе возможно развитие разнообразных видов туризма, таких как зимний, летний, детский, приключенческий, этнографический, флористический, экологический, а также религиозных и фототуров [4].
В Московской области расположено большое количество культурно-исторических объектов, где туристам можно предложить различные экскурсии и путешествия на любой вкус. В Подмосковье также сосредоточено множество памятников военно-исторического характера, например, Государственный Бородинский военно-исторический музейзаповедник, патриотические мемориалы в местах боевых действий в период Великой отечественной войны.
В Подмосковье построено большое количество пансионатов, домов отдыха и турбаз. В настоящее время гостиничные комплексы Московской области могут предоставить туристам различные виды услуг в зависимости от их потребностей. Подмосковье является прекрасным местом для корпоративного, семейного или детского отдыха.
Конечно, для качественного развития внутреннего туризма и использования туристских территорий в Подмосковном регионе требуется вложение определенных средств. На развитие внутреннего туризма в 2014 году в России было выделено около 5 млрд. рублей. На рисунке 3 представлена схема ресурсов развития внутреннего туризма в Подмосковье [5].
Согласно концепции современного развития Подмосковья большое внимание уделяется развитию приоритетных точек привлечения туристов, определенных Министром культуры Московской области, и туристских ресурсов этих важнейших дестинаций данного региона. Всего в Подмосковье выделено двенадцать «точек притяжения» туристов, которые получили название «12 жемчужин Подмосковья» (рисунок 3) [6].
Рисунок 3 - Ресурсы развития туризма в Подмосковье *
*Цифрами обозначены различные объекты туристского сервисного пространства Подмосковья
С целью привлечения российских и зарубежных туристов в приоритетных точках Московской области необходимо разработать привлекательные туристские маршруты, пакетные предложения турпрограмм и экскурсии.
На рисунке 4 представлен пример разработанного туристского проспекта по туристской территории одной из жемчужин Подмосковья - древнего города Коломна.
Туристское пространство Подмосковья потребует развития транспортной инфраструктуры, средств размещения, предприятий питания и торговли и других параметров сервисного туристского пространства. Предусмотрено обустройство различных пеших, велосипедных, конных и водных маршрутов, строительство гостиниц, кемпингов, автостоянок, гостевых домов и предприятий питания, уголков русского крестьянского быта, развитие сувенирных промыслов. Все эти мероприятия и процессы позволят создать качественный туристский продукт для различных видов туризма в Московской области.
Рисунок 4 - Проект туристского проспекта по туристской территории одной из 12 жемчужин Подмосковья - древнего города Коломна
Литература
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)».
2. Асаул, А.Е. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Изд-во «Питер», 2013. - 352 с.
3. Большаник, П.В. Региональные туристские центры России. - М.: Изд-во «Гардарики». - 2009. - 415 с.
4. Истомина, Э.Г., Гришунькина, М.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. - М.: Изд-во Российского гуманитарного университета, 2012. - 288 с.
5. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие / А.Б. Косолапов. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2011. - 272 с.
6. URL: http://www.RussiaTourism.ru (дата обращения: 12.09.2014).
PRACTICAL POINT OF VIEW TO MOSCOW REGION DEVELOPMENT AS TOURISM INDUSTRY OBJECT
Silcheva Lyudmila Vladimirovna, PhD. in technical Sciences, assistant professor of business technologies in tourism and hospitality, dgigir69@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
In the tourism and hospitality industry can be distinguished seven tourist service fields: the natural, cultural, historical, event, recreational, mythological, service, anthropological. At the modern tourist industry developing level exists a special opportunity to pick out the new tourist service fields types. Rostourism developed several programs, connected with difference tourist field aspects development. It allows the tourist amount in Russia increasing, in particular, in Moscow region, due to inner tourism developing. In the Moscow region it is possible to develop various types of tourism, such as winter, summer, child, adventure, ethnographic, floristic, ecological, and religious and photo tours. The modern concept of the Moscow region development provides the priority points of tourist attraction and tourist resources of destinations in the region development. In the Moscow suburbs are determined 12 “tourist attraction points ”, named "12 pearls suburbs." The tourist field in Moscow suburb needs a development of such tourist field service parameters like: transport infrastructure;
accommodation facilities; catering and trade and ctr. Russian and foreign tourists in the priority points of the Moscow region needs to develop attractive tourist routes, package offers tour programs and excursions. Aimed at the Russian and foreign tourists attraction to the Moscow region priority points, it is necessary to develop the special tourist routes, tourist programs and excursions.
Keywords: tourist service fields, domestic tourism, tourism sphere, Rostourism program, Moscow region, destinations
Reference:
1. Federalnaya tselevaya programma "Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma in the Russian Federation (2011-2016 gg)".
2. Asaul, A.E. That Organizaciia predprinimatelskoy deyatelnosti - SPb : Publishing house "Peter", 2013. - 352 p.
3. Bolshanik, P.V. Regionalnye turistskie tsentry Rossii - M.: Publishing house "Gardariki", 2009. - 415 p.
4. Istomin, E.G., Grishunkina, M.G. Vnutrenny turizm and turistskie resursy Rossii. -M.: Izd Rossiyskogo gumanitarnogo universiteta, 2012. - 288 p.
5. Kosolapov, A.B. Geografiya rossiyskogo vnutrennego turizma: Proc posobie / A.B. Kosolapov. - 2e izd. - M.: KNORUS, 2011. - 272 p.
6. URL: http://wwwRussiaTourismru (date accessed: 09.12.2014).