УДК [338.483.12:069](470.23-25)
Р. В. Ковриков
Аттрактивность музея-заповедника «Петергоф» и развитие туризма в регионе
Определена новая тенденция развития музейного дела в России XXI в. - взаимодействие с посетителем в современных условиях как реализация культурной политики страны и часть музейного менеджмента. Организация обслуживания посетителей в музее становится полноценной частью управления музеем и включается в культурную политику города, региона или государства. Инструментом данной тенденции является построение музейного бренда, посредством которого музей становится активным участником туристской сферы жизни общества и берет на себя активную роль в продвижении и популяризации собственного продукта. Туристическая инфраструктура Санкт-Петербурга, ориентированная на активное развитие «культурного туризма», формирует особую сферу инновационной деятельности в рамках музейной работы, включающей как традиционные просветительские, научно-исследовательские и экспозиционные составляющие, так и инновационные подходы к формированию аттрактивности и созданию актуальных событий.
Ключевые слова: музейный маркетинг, культурный туризм, музейный туризм, музей и посетитель, музей XXI в., музейное событие, аттрактивность музейного продукта, музей-заповедник Петергоф
Roman V. Kovrikov
Attractiveness of museum-reserve «Peterhof» and development of tourism in region
New trend in the development of museum business in Russia of the 21st century is determined: the interaction with the visitor in modern conditions as the implementation of the cultural policy of the country and as a part of the museum management. All of them become a full-fledged part of the museum's management and is included in the cultural policy of the city, region or state. The instrument of this trend is the building of a museum brand, through which the museum becomes an active participant in the tourism sphere of society and takes an active role in promoting and popularizing its own product. The tourist infrastructure of Saint Petersburg, focused on the active development of «cultural tourism», creates a special sphere of innovative activities in the framework of museum work, including both traditional educational, research and exhibition components, and innovative approaches to the formation of the attractiveness and the actual events.
Keywords: museum marketing, cultural tourism, museum tourism, museum and visitor, museum of 21st century, museum event, attraction of museum product, museum-reserve Peterhof
Хартия Международного совета по памятникам и объектам (ЮТМОБ) 1993 г. называет культурный туризм «небольшим сегментом рынка, тщательно организованным, познавательным или образовательным и зачастую элитарного характера... посвященным представлению и разъяснению культурной идеи» [1, р. 3]. Феномен культурного туризма Санкт-Петербурга - важнейший аспект развития отрасли, его теоретическое исследование и практическое освоение является базовой проблемой и целью представленной научной разработки.
Туристический комплекс Санкт-Петербурга характеризуется четко определенной территориальной спецификой, обладает региональной определенностью и соответствует концепции развития соответствующей инфраструктуры. «Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.» четко констатировала: «Культурно-познавательный туризм
является важнейшим из всех культивируемых в городе видов туризма. Следует подчеркнуть, что культурный туризм является видом туризма, привлекающим внимание как органов власти, так и частных туристических компаний, и международных организаций» [2]. Следует констатировать, в соответствии с данными разработчиков «Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.», «туризм создает около 10 % валового регионального продукта и обеспечивает более 5% налоговых доходов Санкт-Петербурга» [3, с. 145].
Принципиально важно и сущностно необходимо постижение места туризма в продвижении образа Санкт-Петербурга как значимого политического, экономического и культурного центра, что предопределено комплексом социальных и исторических причин [4, с. 24]: высокая степень сохранности центральной исторической части городской застройки, единая подуманная гра-
достроительная концепция, четкая планировка и структура взаимосвязанных архитектурных ансамблей; столичный статус в течение более 200 лет и обусловленная указанными выше обстоятельствами высокая степень сохранности и репрезентативный характер построек светского и культового характера; само количество музеев различного масштаба и профиля и их уникальные коллекции; сохранившийся исторический контекст, литературная и музыкальная «аура», и, наконец, особое природное явление - «белые ночи». В силу указанных причин город ныне позиционируется как центр культурного туризма, носит негласный титул «культурной столицы», и именно этим обусловлена концентрация в развитии популярности «культурной» составляющей туристического продукта.
Одной из ключевых отраслей городской инфраструктуры может быть названа сфера культуры, формирующая приоритетные аспекты посещения объектов туристами. В недавние годы Правительством Санкт-Петербурга были разработаны два важных нормативных документа, отражающие значение культурного туризма как сферы приоритетного развития: «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» [5] и «Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.» [2]. В современных государственных нормативных актах акцентируется внимание на том, что музей должен содействовать доступности коллекций самой широкой публике, планировать и проводить культурно-образовательные мероприятия, имеющие целью обеспечить равный доступ всех к культуре [6, с. 10]. Таким образом, перед музеями справедливо ставится вопрос о доступной для разных слоев общества тарифной политике, а также об увеличении направлений взаимодействия с публикой.
В данном контексте в каждом музее актуально и необходимо создание и расширение деятельности служб публики, которые устанавливают контакты с местными властями, системой образования, сферой туризма, социальными службами, развитие новых технологий информации и коммуникации как инструмента взаимодействия музея и общества. Важна и подготовка специалистов, которые смогут развивать культурно-образовательную деятельность, изучение публики и привлечение максимально возможного количества посетителей. Отдельно следует упомянуть координацию культурно-образовательной деятельности музеев разного подчинения, развитие межведомственного и международного сотрудничества в этой сфере.
Безусловно, одним из факторов, влияющих на рост посещаемости крупных музеев, является развитие культурного туризма. Между-
народный туризм, стремительный рост числа путешествующих - одни из характерных черт современной глобальной эпохи. В связи с этим увеличение количества иностранной публики в крупных музеях становится предметом серьезных размышлений, необходимых для принятия взвешенных решений. Другой фактор повышения посещаемости - музейные «события». Это может быть актуальная и яркая выставка, «ночь музеев», приуроченная к Международному дню музеев, Дни национального наследия, проведение фестивалей и праздников, связанных с пространством и историей конкретного музея. В то же время и развитие туризма, и привлекающие большую аудиторию музейные проекты приводят к появлению в музее тех, кто ранее в них не бывал и кто зачастую приносит совсем иное отношение к музейным предметам. Для некоторых посетителей посещение музея становится данью особым стереотипам поведения - оно воспринимается как модное мероприятие, о котором много говорят и пишут окружающие, поэтому сюда обязательно надо прийти. Для других это обязательный элемент экскурсионно-турист-ской программы, поэтому также в музее «надо» безусловно побывать и увидеть некий набор «обязательных» для посещения и увековечивания на фото- и видеотехнику музейных шедевров. Современные мультимедиа-продукты способны обеспечивать этап предкоммуника-ции, предварительного знакомства с музеем. Не менее важен и акт посткоммуникации, который также позволяет осуществлять музейный сайт, предоставляя возможность анализа обратной связи с посетителем.
Изменения, происходящие в последние десятилетия в обществе, заставили серьезно модернизироваться и музеи. Расширился круг явлений и феноменов, нашедших отражение в музеях, активно осваиваются вопросы управления. Превратившись в крупные динамично развивающиеся предприятия, музеи начали осваивать информационные технологии, энергично включились во взаимодействие с индустрией культурного туризма, серьезно расширилось международное музейное сотрудничество. Трансформации института музея не могли не повлечь и серьезных корректив во взаимоотношениях с публикой, тем более что на сегодняшний день процесс глобализации расширил круг адресной аудитории и привел в музей очень разную как отечественную, так и зарубежную публику. Расширяются цели прихода в музей: образовательные развлекательные, познавательные, социализирующие, профессиональные, культурно-идентификационные. Трансформация аспектов целеполагания визита
в музей вызывает ответ с его стороны, он серьезно расширяет свои предложения, поскольку музей как социокультурный институт не может не учитывать усиления социального заказа общества по отношению к сфере культуры, о чем сегодня размышляют музейные специалисты [7; 8; 9]. Иногда возникают противоречия между интересами различных групп посетителей, особенно постоянной публикой и туристами, а также требованиями безопасности и ожиданиями пришедших в музей. Современный музей должен выстраивать взаимоотношения с разными группами своей реальной и потенциальной аудитории, и чем более аргументированной и активной будет политика музея в этом вопросе, тем более активно он сможет реализовать свою культурно-образовательную миссию.
Изучая новые подходы к стратегии развития, Г. А. Аванесова выделяет инновационные культурно-территориальные, производственные и туристские направления работы музеев [10, с. 60]. Однако необходимо подчеркнуть, что они продолжают и ныне оставаться дополнительными по отношению к основному виду музейной деятельности, связанному с аккумуляцией, хранением и осмыслением свидетельств прошлого. В российских музеях стало уделяться немало внимания обслуживанию посетителей, музеи нередко включаются в работу по усовершенствованию инфраструктуры и выходят во внешнюю среду, становясь самостоятельными факторами аттрактивности для посетителей. Следовательно, можно говорить о понятиях «музейный туризм» и «музейный бренд» как о важных тенденциях развития музеев Санкт-Петербурга, а также о расширении музейной деятельности в целом за счет привлечения инструментов маркетинга и брендинга. Музей становится привлекательным не только сам по себе, но и специальными событиями, организуемыми для конкретных целевых групп, что коррелирует с культурной политикой региона, сопрягаясь с экономикой региона в целом.
Управление внешними коммуникациями музеев предполагает, по классификации В. Вул-ларда [11, с. 111-113], обеспечение комплексной стратегии и политики в области обслуживания, исследование посетителей музея (выявление типов посетителей и их потребностей), планирование и управление работой по обслуживанию. Музеи должны сохранить своих нынешних посетителей и поощрять визиты новых посетителей, поскольку дополнительные доходы, получаемые от реализации сувениров, организации мероприятий и продажи закусок, обеспечивают приток столь необходимых дополнительных финансовых ресурсов. Увеличение количе-
ства посетителей является приближенным, но выразительным показателем успеха, и если этот показатель сохраняется, то это говорит об удовлетворенности посетителей. На более серьезном уровне существует необходимость принять обязательства в отношении социальной ответственности, национального самосознания и самобытности культуры. Туризм может стать главным фактором для увеличения национальных доходов и доходов музеев, и очень часто музеи и памятники культурного наследия занимают главное место в пакете туристических услуг. Инвестиции в музеи являются жизненно необходимыми, если ожидается приток туристов со всего мира.
Успешным примером реализации концепции организации взаимодействия с посетителями музеем является «Концепция развития ГМЗ „Петергоф" на период до 2016 г.» [12]. Данный документ содержит экскурс в историю музея-заповедника, характеристику основных этапов его существования, системный анализ деятельности и путей его дальнейшего развития. Концепция составлена с учетом возрастающей роли музеев в современном обществе, включает в себя формулировки стоящих перед музеем задач и определение оптимальных путей их решения. ГМЗ «Петергоф» на современном этапе представляет собой крупнейший и самый посещаемый музей-заповедник Северо-Западного региона РФ: в течение летнего сезона его посещают около 4 млн человек. В 2010 г. музей-заповедник стал обладателем первой в России ежегодной профессиональной музейной премии, учрежденной в 2009 г., в 2011 г. победил в номинации «Музей года», на торжественной церемонии закрытия фестиваля «Интермузей» ГМЗ «Петергоф» признан лучшим музеем России 2017 г.
Развитие инфраструктуры Петродворцового района Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ввод в действие Кольцевой автодороги делают Петергоф более доступным для посещения. Музей превращается в многопрофильный музейный комплекс, в течение летнего сезона способный принимать до 25-30 тыс. посетителей в день, готовить различные культурные программы и осуществлять проекты традиционных праздников на Большом каскаде в Нижнем парке и в Александрии, использовать во всех сферах своей деятельности новейшие технологии, создавать виртуальные филиалы в разных музеях России, осуществлять международные интернет-проекты. Петергоф в XXI в. - это историко-культурный, просветительский, образовательный, туристический центр, развивающийся в соответствии с новаторскими концепциями современного музейного дела и имеющий значительный по-
тенциал для развития. Пространство комплекса, наличие различных зданий и территорий позволяют осуществлять проекты, ориентированные на реализацию широкого спектра направлений музейной деятельности. На первое место в перечне приоритетных задач развития музея поставлена концепция ежегодного увеличения потока посетителей, что подчеркивает актуальность налаживания эффективной модели политики музея, говорит о понимании руководством ГМЗ «Петергоф» приоритетной важности обеспечения приема посетителей, организации взаимодействия с ними. В указанный период было запланировано улучшение обслуживания посетителей музея-заповедника путем расширения сферы экскурсионных услуг. Ежегодно в музее-заповеднике разрабатываются и вводятся в действие шесть новых экскурсионных маршрутов, рассчитанных на разные зрительские аудитории.
Предприняты активные меры по улучшению условий для посетителей разных социальных групп, деятельность предполагает обеспечение посетителей с ограниченными возможностями экскурсионным обслуживанием, разработку экскурсий с сурдопереводом, расширение использования аудиогидов в музейной практике. Стали возможны прогулки по паркам на экскурсионных паровозиках и электрокарах, происходит разработка и внедрение системы продажи билетов on-line в парки и музеи Петергофа и Ораниенбаума, продлены часы работы Большого дворца, организована предварительная продажа билетов на массовые мероприятия, проводимые в музее-заповеднике. Музей-заповедник участвует в работе по программе «Карта гостя». Реализована работа по совершенствованию инфраструктуры всех составляющих музейный комплекс элементов, что закономерно приводит к повышению туристической привлекательности Петергофа. Музей стремится использовать гибкую ценовую политику как инструмент для привлечения в музей различных социальных групп, стремится работать с различными типами целевой аудитории, создавать комплексные экскурсионные программы, удовлетворяющие интересы петербуржцев и гостей города. Разрабатываются новые направления сотрудничества с российскими и зарубежными туристическими агентствами. Воплощение концепции позволило улучшить устойчивость бренда «Петергоф» на туристской карте России, собственно туристическую привлекательность Петергофа, экономическим результатом стала разработка действенных механизмов работы музея в системе рыночных отношений.
Важным имиджевым проектом ГМЗ «Петергоф» является реализация государственной
программы возрождения культурно-просветительского туризма для детей, направленная на формирование у подрастающего поколения понимания своей страны как мультикультурно-го государственного образования. ГМЗ «Петергоф» выступил с инициативой инновационной программы многодневного знакомства с музеем-заповедником с проживанием на его территории. ГМЗ «Петергоф» принимает активное участие в данном направлении, реализуя проект «Петергоф - детям России» для тысяч детей со всей страны. Впервые в практике музейной работы с детьми участники программы всего за четыре дня пребывания в Петергофе получают комплексную информацию о русской истории и культуре на основе музейной экспозиции. Разработка программы осуществлялась через трансформацию традиционной музейной формы взаимодействия с посетителем в виде экскурсии на основе нового комплексного осмысления исторического пространства в целом. В программе были задействованы не только самые популярные объекты Петергофа, но дворцы и парки, позволяющие создать целостную картину культурно-исторического развития России в XVIII-XIX вв. Тематически программа была построена таким образом, чтобы полученная информация выстраивалась в ясную систему. Консолидирующей идеей было историческое путешествие во времена расцвета российской государственности. В большинстве случаев знакомство с экспозициями проходило в формате интерактивной экскурсии, своего рода игры, что позволяло подросткам без особого напряжения осваивать значительные информационные блоки. Эффективность рассматриваемой программы во многом связана с многолетней практикой музея-заповедника в области интерактивных экскурсий.
Комплексная программа подразумевала организацию не только образовательной и культурно-досуговой частей, но и полноценное обслуживание приезжающих [13]. Фактически музею представилась возможность взять на себя функции туристической организации, гармонизируя серьезные образовательные части программы игровыми и рекреационными и решая организационные вопросы. Участники программы проживали в гостинце «Фрейлинский дом», расположенной рядом с Нижним парком и являющейся структурным подразделением ГМЗ «Петергоф». Пункты питания были также расположены в непосредственной близости от основных экскурсионных маршрутов, что позволяло не терять время на перемещения за пределы музейного комплекса. Меню для юных участников программы разрабатывалось специально.
Организационная составляющая потребовала от музейных сотрудников новых компетенций. На период реализации программы «Петергоф -детям России» выпало много летних фестивалей и праздников - обязательных мероприятий каждого летнего сезона в ГМЗ «Петергоф». Индивидуально выстраивая пребывание каждой группы, сотрудники музея-заповедника корректировали основную программу и давали возможность детям, приехавшим в большинстве случаев из небольших городов и поселков страны, стать участниками масштабных открытых фестивалей. Для многих участников программы праздничные мероприятия стали настоящим открытием, точкой соприкосновения с традицией петергофских праздников.
В рамках программы удалось практически сразу получить обратную связь. Среди участников был объявлен творческий конкурс по трем номинациям: рисунок, рассказ и фотография. К концу программы накопилось множество материалов, лучшие работы размещены на официальном сайте ГМЗ «Петергоф» и в социальных сетях. Подобное взаимодействие с молодым поколением положительно сказывается и на имидже музея как информационном пространстве, которому не чужды современные технологии. А для музея это несомненная возможность продлить общение с посетителем, т. е. усилить образовательный результат, получить новую верную аудиторию в виртуальном пространстве. Актуальность данной программы обуславливается тем, что в рамках проекта «Петергоф - детям России» удалось по-новому задействовать масштабный потенциал ГМЗ «Петергоф» как современной образовательной площадки для комплексного знакомства с русской историей и культурой и создать абсолютно новый музейный продукт, интересный самой широкой детской аудитории.
Музей также выступил и в качестве инициатора проведения Всероссийской научной конференции по развитию детского туризма (18 июля 2014 г.) [14], в работе которой приняли участие представители Минобрнауки РФ, Минтранса РФ, Роспотребнадзора, Ростуризма, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов власти в сфере туризма, представители общероссийских и региональных туристских общественных организаций, принимающих туристических компаний, российские эксперты в области туристской индустрии. Музей стал координатором культурно-познавательной деятельности города, региона, страны. Данный проект - музейно-педагогическая программа «Петергоф - детям России» - уникальный
пример успешного государственно-частного партнерства, уникальный опыт регулярного проведения детских интерактивных программ в «высокий» туристический сезон, уникальный опыт организации программы «погружения» в историческую среду и единое музейное пространство.
Таким образом, концепция развития ГМЗ «Петергоф» наглядно показывает, что современный крупный музей подразумевает последовательную реализацию комплекса мер государственной культурной политики. Наиболее четко органическая связь образовательного музейного проекта и культурной политики формируется на региональном уровне социокультурного проектирования. Представленные модели музейной работы, концепции управления и конкретные примеры специальных музейных программ позволяют сделать главный вывод - в современных условиях взаимодействие музея и посетителей, организация обслуживания посетителей в музее становятся полноценной частью управления музеем, с одной стороны, и находят поддержку со стороны государства и городов - с другой, т. е. включаются в культурную политику города, региона или государства в целом.
В условиях социальной структуры XXI в. музей становится активным самостоятельным участником культурно-познавательного туризма в трех статусах: как главный информатор «культурного» туриста, как координатор культурно-познавательной деятельности города или региона и как аттрактивный элемент культурного туризма.
В данном контексте допустимо говорить о понятиях «музейный туризм» и «музейный бренд» как о важных тенденциях развития российских музеев, а также о расширении музейной деятельности в целом за счет привлечения инструментов маркетинга и брендинга. В современных реалиях формула маркетинга должна стать частью музейной философии и долгосрочных целей стратегического планирования. Музей, ориентированный на публику, ставит цели стратегического плана, исходя из предпочтений и ожиданий посетителя.
Инструментом данной тенденции становится построение музейного бренда, так как музей становится активным участником туристской сферы жизни общества и берет на себя активную роль в продвижении и популяризации собственного продукта.
Список литературы
1. Tourism at world heritage cultural sites: site manager's handbook. 2nd ed. / ICOMOS, Intern. Com. on Cultural Tourism; ed. by D. Garfield. Washington, 1993. 53 р.
2. Правительство Санкт-Петербурга. О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.: постановление № 1541 от 17 окт. 2005 г. // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http: // docs. cntd.ru (дата обращения: 12.02.2018).
3. Лаврова Т. А., Николаева Т. П. Туристско-рекре-ационный потенциал Санкт-Петербурга и направления его развития // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена.
2007. № 38. С. 145-156.
4. Гордин В. Э. Роль сферы культуры в развитии туризма в Санкт-Петербурге // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства: сб. материалов науч.-практ. форума, Санкт-Петербург, 29-30 сент. 2008 г. / под ред. С. А. Басова, А. С. Зонина. Санкт-Петербург: Левша, 2009. 184 с.
5. Правительство Санкт-Петербурга. Петербургская стратегия сохранения культурного наследия: постановление № 1681 от 1 нояб. 2005 г. // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http: // gov. spb.ru (дата обращения: 12.02.2018).
6. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г.: проект. Москва: Ин-т наследия, 2016. 136 с.
7. Буров Н. В. Музей как социальный институт культурно-исторического и нравственно-эстетического воспитания // Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2013. Т. 195. С. 305-307.
8. Решетников Н. И. Музей как образовательный институт и глобальные вызовы современности // Культура и образование: науч.-информ. журн. вузов культуры и искусств. 2015. № 3 (18). С. 70-75.
9. Дунаева С. В. Философский аспект трансформации роли музея как социального института и его положение в современном обществе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. № 3, т. 2. С. 197-204.
10. Аванесова Г. А. Новые подходы к стратегии развития музейного дела и музейного обслуживания посетителей // Музей в социокультурных реалиях: материалы XXV науч.-методол. семинара. Москва, 10 апр. 2008 г. / под общ. ред. В. К. Егорова, О. Н. Астафьевой. Москва: Изд-во РАГС,
2008. С. 59-64. (Культура и культурная политика; вып. 5).
11. Вуллард В. Обслуживание посетителей // Управление музеем: практ. рук. Париж: ИКОМ, 2004. С. 105-118.
12. Концепция развития федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник „Петергоф"» на период 2012-2016 гг. / под ред. Е. Я. Кальницкой // Государственный музей-заповедник «Петергоф». Отдел делопроизводства. Рукоп.
13. Петергоф - детям России: комплексная программа / сост. В. Карпович, А. В. Сирро. 2016 // Государственный музей-заповедник «Петергоф». Отдел по связям с общественностью, Музейный образовательный центр. Рукоп.
14. Всероссийская конференция по развитию детского туризма // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http: // old. mkrf.ru (дата обращения: 12.02.2018).
References
1. Garfield D. (ed.). Tourism at world heritage cultural sites: site manager's handbook. 2nd ed. / ICOMOS, Intern. Com. on Cultural Tourism. Washington, DC, 1993. 53.
2. Government of Saint Petersburg. About Program of development of Saint Petersburg as tourist center for 2005-2010: resolution No. 1541. Oct. 17, 2005. Electronic Fund of Legal and Scientific-technical Documentation. URL: http: // docs. cntd.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
3. Lavrova T. A., Nikolaeva T. P. Tourist and recreational potential of Saint Petersburg and directions of its development. Proc. of Herzen State Ped. Univ. of Russia. 2007. 38, 145-156 (in Russ.).
4. Gordin V. E. Role of culture in development of tourism in Saint Petersburg. BasovS. A. (ed.), Zonin A. S. (ed.). Saint Petersburg: multidimensional cultural space: collection of materials of sci. and pract. forum, Saint Petersburg, Sept. 29-30, 2008. Saint Petersburg: Levsha, 2009. 184 (in Russ.).
5. Government of Saint Petersburg. Saint Petersburg strategy for preservation of cultural heritage: resolution No. 1681. Nov. 1, 2005. Administration of Saint Petersburg: official site. URL: http: // gov. spb.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
6. Strategy for preservation of culture and cultural and historical heritage of peoples of Russian Federation until 2030: project. Moscow: Heritage Inst., 2016. 136 (in Russ.).
7. Burov N. V. Museum as social institute of cultural-historical and moral-aesthetic education. Proc. of Saint Petersburg State Inst. of Culture. 2013. 195, 305-307 (in Russ.).
8. Reshetnikov N. I. Museum as educational institution and global challenges of our time. Culture and education: sci. inform. j. of higher educational inst. of culture and arts. 2015. 3 (18), 70-75 (in Russ.).
9. Dunaeva S. V. Philosophical aspect of transformation of role of museum as social institution and its position in contemporary society. Bull. of Pushkin State Leningrad Univ. 2011. 3 (2), 197-204 (in Russ.).
10. Avanesova G. A. New approaches to strategy of museum business development and museum services. Egorov V. K. (ed.), Astaf'eva O. N. (ed.). Museum in socio-cultural realities: proceedings of 25th sci. and methodol. seminar. Moscow, Apr. 10, 2008. Moscow: Russ. Acad. of Public Administration publ. house, 2008. 59-64. (Culture and cultural policy; 5) (in Russ.).
11. Vullard V. Visitor services. Management of museum: pract. handbook. Paris: ICOM, 2004. 105-118 (in Russ.).
12. Kal'nitskaya E. Ya. (ed.). Concept of development of federal state budgetary institution of culture «State Museumreserve „Peterhof"» for period of 2012-2016. State Museumreserve «Peterhof». Office management division. Manuscript (in Russ.).
13. Karpovich V. (compl.), Sirro A. V. (compl.). Peterhof for children of Russia: comprehensive program. 2016. State Museum-reserve «Peterhof». Department of public relations, Museum educational center. Manuscript (in Russ.).
14. All-Russian conference on child tourism development. Ministry of Culture of Russian Federation: official website. URL: http: // old. mkrf.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).