МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ
Галина Станиславовна ТИХОНОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема совершенствования туризма, подчеркивается его значимость в психофизической релаксации и духовном развитии личности. Анализируются такие вопросы, как: социально-культурная значимость туристической деятельности и её составляющей - туристских культурных программ, их влиянии на экономическую эффективность сферы туризма, определяются понятия «туристская культурная программа», «экскурсионный метод», анализируются функции и структурно-типологические свойства туристских культурных программ, рассматривается проблема подготовки менеджеров ту-ристско-экскурсионных культурных программ.
Ключевые слова: туризм, туристическая деятельность, туристская культурная программа, типология туристских культурных программ, экскурсионный метод, менеджер-постановщик туристско-экскурсионных культурных программ.
In the article is examined the problem of the improvement of the most important sphere of leisure - tourism, its significance in the psychophysical relaxation and the spiritual development of personality is emphasized. In the context of the content are actualized such questions as - the sociocultural significance of tourist activity and its most important component - tourist cultural programs, the role of data of programs in the improvement of the corporate culture of tourist activity and their influence on the economic effectiveness of the sphere of tourism, are determined concepts "tourist cultural program", "excursion method", are analyzed functions and structural-typological properties of turistkikh cultural programs, sulks the problem of the renewal of training specialists - the manager- producers of tourist- excursion cultural programs.
Key words: tourism, tourist activity, tourist cultural program, the typology of tourist cultural programs, excursion method, the manager- producer of tourist- excursion cultural programs.
Туризм (с фр. - прогулка, поездка, путушествие) издавна являлся самым притягательным видом отдыха и развлечений. Ценность этого вида досуга заключается не только в получении человеком ярких впечатлений, естественной рекреации и релаксации, но и в возможности расширить свой кругозор, пробудить потребность к активной познавательной деятельности. Духовно-созидательный потенциал туризма способен выступить как приобретенное новое качество жизни.
Психологами установлено, что лучший отдых - это смена мест и видов деятельности, и в этом значении психофизические и рекреационные ресурсы туризма неисчерпаемы. Эмоциональная насыщенность новых впечатлений способна «встряхнуть» человека, не только кардинально изменить его повседневное существование, но и изменить парадигму сознания и духовного мира в целом. В этой связи сила рекреации и релаксации, заключенная в туризме, не знает себе равных. Именно здесь во всей полноте проявляются его анимационные свойства. Катарсические стимулы, заложенные в туризме, несравнимы с повседневным отдыхом и развлечением. Эстетические впечатления, получаемые в туристической деятельности (поездке) способны оптимизировать душевное состояние человека, изменить качество его жизни, придать ей оптимистический характер.
Социокультурная значимость и ценность туризма обусловлена совокупностью органично взаимосвязанных функций, одновременная реализация которых удовлетворяет все ступени потребностей человека в отдыхе, развлечении и развитии. Это функции - просветительская, познавательная, воспитательная, развивающая, гедонистическая, коррекционная, терапевтическая, коммуникативная, экологическая и многие другие. Особую роль в этой открытой структуре функций выполняет культурологическая функция. Участие в туристической деятельности дает понимание значимости духовного и материального культурного наследия, подводит к осознанию бережного отношения и сохранения бесценных раритетов и природных богатств своей страны.
потребность человека познавать и открывать для себя новый мир обусловило бурное развитие различных форм путешествий и как следствие туристских культурных программ. поскольку туризм - это динамично развивающаяся отрасль досуговой индустрии - единой устойчивой классификации туристских маршрутов и туристских культурных программ пока нет. Тем не менее на основе анализа научной литературы (2,6) можно условно выделить следующие направления туристических маршрутов.
- просветительский туризм. Цель таких культурных программ - освоение исторического и культурного наследия своей страны и за рубежом. Структура таких маршрутов включает посещение музеев, дворянских усадеб, историко-архитектурных комплексов, связанных с именами выдающихся деятелей литературы и искусства, зодчества. Часто в содержание таких программ включаются художественные фрагменты - живое исполнение музыкальных произведений, отрывков из спектаклей, фольклорных обрядовых представлений, включение самих туристов в процесс изготовления сувениров по различным направлениям народных промыслов. Социокультурная и педагогическая значимость таких туристских культурных программ заключается в пробуждении потребности в самообразовании. Фактором такого развития выступает интеллектуально и художественно организованное содержание программ, включающее важнейшие механизмы сознания личности - понимание значимости культурного наследия своей страны, осознания бережного отношения и сохранения его бесценных раритетов.
- туристские программы военно-патриотической направленности - объединяют любителей военной истории и современного военного дела. В структуру различных туристских маршрутов включаются поисковые исследования, изучение местностей исторических сражений, проведение военно-спортивных игр и соревнований, мастер-классов по ознакомлению с современными достижениями инженерной и научной мысли военного дела.
В последние десятилетия стали актуальными реконструкции военно-исторических событий, организуемые военно-историческими клубами. Лежащее в основе театрализованное действо основано на методе восстановления исторического факта. Реализация данного метода безусловно требует использования сценарных и режессерско-постановочных технологий. Все туристские программы этого типа являются важнейшим источником формирования гражданского и патриотического сознания, в первую очередь молодежи и подрастающего поколения.
В последнее время в структуре туристских маршрутов выделилось такое явление как «событийный туризм». Такой туризм включает посещение и участие в каких либо значимых событиях как внутри страны, так и за рубежом - в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках, концертах выдающихся деятелей искусства и мировых звёзд эстрады и многих других. Несмотря на условно пассивное созерцание события в таких туристических поездках происходит опосредованное участие личности в социокультурном обмене достижениями в той или иной области жизнедеятельности людей, общества и различных государств, что влечет за собой сублимацию высшего порядка - формирование способностей к оценке и сопоставлению этого опыта и видение перспектив его совершенствования.
Черезвычайно актуальны в настоящее время корпоративные туристские программы - инновационные формы туристической деятельности, направленные на формирование имиджа современного российского предпринимателя. Так называемый туристский маршрут «бизнес-класса» включает круглые столы, семинары, неформальное общение по проблемам современной экономики, менеджмента и маркен-тинга с привлечением известных политологов, психологов, экономистов. В программы семинаров включаются обсуждения вопросов меценатства, исторических примеров бескорыстного служения людям и обществу. Социокультурная значимость таких туристских программ - формирование нового поколения российских предпринимателей, гражданского единства и гражданской ответственности экономического сообщества, становление новой российской предпринимательской культуры.
В нашей стране остаются популярными туристские программы, направленные на объединение и общение любителей самодеятельного творчества в различных видах искусств, активно сочетающих любительское творчество с отдыхом. В структуре содержания таких программ - импровизированные фестивали и конкурсы с нетрадиционными номинациями, состязательностью и импровизированным жюри, концерты, дискуссии, «капустники» и мастер-классы по обмену творческим опытом. Социокультурная ценность таких программ состоит в творческом самовыражении, в углублении общественно-значимых связей, установлении контактов.
Определенным социально-культурным значением обладают туристские программы для любителей «дикого» отдыха. В структуру содержания таких маршрутов включают своеобразные мастер-классы по обучению туристов навыкам и умениям правильного поведения в условиях отдыха на природе - в горах, отдаленных лесных массивах, на реках, озерах, умениям пользоваться туристским снаряжением, ориентироваться на незнакомой местности, устроить ночлег, приготовить пищу, не нарушая при этом экологию окружающей среды и природного ландшафта, оказать медицинскую помощь ближнему, преодолевать физические неудобства и другим правилам безопасности. Такие туристские программы выполняют важнейшую со-цио-культурную функцию - воспитание туристической культуры людей, что является особенно актуальным для нашей страны.
Кроме рассмотренных наиболее распространенных туристских программ следует обозначить и другие, набирающие популярность туристские маршруты. Это - лечебно-оздоровительный туризм (минеральные воды, грязелечение, профилактические процедуры); свадебный туризм (реализация свадебного протокола чаще за рубежом); экстремальный туризм(путешествие по горам, сплав по горной реке, рафтинг, виндсерфинг, ривьера); аграрный туризм (посещение мест, где производятся те или иные продукты - винные погреба, конфетные фабрики, производство льна); сафари (охота и знакомство с местными ландшафтами и природой); паломнический туризм (посещение святых мест).
Таким образом, главным результатом всей туристической деятельности является туристская «культурная программа», что означает «комплекс мероприятий, связанный с созданием, сохранением, восстановлением и распространением определенных художественно-культурных ценностей, объектов, навыков, знаний. Разрабатывается и осуществляется государством и общественными организациями, институтами культуры, СМИ» (7, с.89). Туристская культурная программа является самой оптимальной формой социокультурной деятельности, в которой в полной мере реализуются перечисленные выше параметры.
Следует сказать, что туристская культурная программа достаточно сложное структурное явление, включающее обязательный комплекс сервисных (материальных) услуг - трансфер, размещение, питание, экскурсионные (нематериальные) услуги, в которых заключается весь смысл туристической поездки. Совокупность этих компонентов, их высокая технологическая организация и согласованность определяют уровень профессиональной культуры туристической деятельности.
В настоящее время активно будируется проблема корпоративной культуры туристической деятельности. Корпоративная культура выступает важнейшим фактором конкурентоспособности туристических организаций, эффективности туристского продукта. Корпоративная культура - это сложная многоуровневая система взаимодействия туристской организации с потребителями туристских услуг, объединяющая в себе ценностные профессиональные установки и ориентации - процедуры управления и обслуживания клиентов, ответственность за качество туристского продукта, стиль общения и другое. И в этой системе туристская культурная программа является определяющим фактором успешной коммерческой и предпринимательской деятельности в сфере туризма. Кроме этого, качественная туристская программа выступает эффективным средством рекламы, способствующим привлечению большего количества клиентов.
По утверждению исследователей, маркетинговая и менеджерская составляющие туристической деятельности развиваются и совершенствуются значительно быстрее, чем сегмент креативных технологий создания проектов туристских культурных программ. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточном развитии инноваций в этом направлении.
Вполне ясно, что туристская культурная программа - это одновременно и экономическая и социокультурная категории. Их тесная взаимосвязь обусловливает органичное взаимодействие менеджерской и креативной видов деятельности. С креативной точки зрения - туристская культурная программа - это своеобразное туристское действо, развернутое во времени и пространстве, насыщенное событийными элементами, обладающее сюжетно-композиционным построением. Отсюда вытекает проблема определения специфики использования сценарно-режис-
серских технологий организации туристских культурных программ. Кроме этого, в практике туристической деятельности был выработан метод, который в научной литературе получил название - экскурсионный метод (1). Составляющими приёмами этого метода являются рассказ, показ, демонстрация, иллюстрирование, объяснение, комментирование, цитирование, реализация которых требует применения сценарно-режиссёрских технологий.
С 1995 по 2000 годы на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств был реализован проект по подготовке менеджеров-постановщиков туристско-экскурсионных культурных программ. (Автор статьи являлась куратором группы, обучавшейся по данному направлению, и осуществляла подготовку специалистов совместно с педагогами И.С. Елагиным и В.Ю. Киселевым.).
Достоинство квалификационной характеристики указанной специализации заключалось в том, что она содержала комплекс компетентностных требований к профессиональной деятельности, органично сочетающей организационно-руководящие и креативно-постановочные функции в соответствии с потребностями реальной практики. Сочетание организаторской и креативной подготовки формировало новый тип специалиста туристической отрасли, способного профессионально обеспечить качество туристских услуг. Дипломная практика и защита дипломных работ выпускников данного профиля показали высокую эффективность подготовки и востребованность этих специалистов в сфере туристической деятельности.
Следует отметить, что и в настоящее время потребность в таких специалистах не потеряла своей актуальности, напротив, приобрела еще более острый проблемный характер, заключающийся в недостаточном развитии этого сегмента в структуре туристической деятельности, о чем свидетельствуют материалы научно-практических конференций (1).
Поскольку туристическая деятельность является одной из ведущих отраслей досуга, на наш взгляд, было бы целесообразно вернуться к учебному проекту подготовки менеджеров-постановщиков туристско-экскурсионных культурных программ.
Теоретико-методологический и технолого-практический потенциал факультета социально-культурной деятельности и, в частности, кафедры культурно-досуговой деятельности, обладает всей необходимой учебно-образовательной структурой, способной подготовить специалиста такого профиля, отвечающего современным запросам туристической деятельности.
Литература
1. Актуальные проблемы туризма-99. Социальные проблемы туризма в малых и средних городах: Сб. докл. и тез. сообщ. науч. практ. конф[16 апр. 1990г. - Москва: Изд-во РМАТ, 1999. - 311с.
2. Биржаков Н.Б. Введение в туризм. - Изд. 9-е, перераб. и доп. / Н.Б. Биржаков. -Санкт-Петербург: 2008- 576с.
3. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. [ Текст ]: учебно-практическое пособие/ Т.И. Гальперина; Российская международная академия туризма - Москва: Советский спорт, 2008. - 292 с.
4. Именнова Л.С. Культурный туризм и музей как формы организации досуга Л.С.
Именнова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 133-138.
5. Горбачев А.А. Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции у менеджеров по туризму в вузе на основе педагогического проектирования / А.А. Горбачев, К.С. Татариева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 196-202.
6. Каменец А.В. Технологии организации культурного туризма: научно-популярное издание/ А.В. Каменец, М.В. Кирова. - Москва, 2006.-128с.
7. Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения: словарь-справочник / И.Н. Лисаковский. - Москва, 2002.-.89 с.
8. Моисеева Е.Г. Культурный туризм как стратегический ресурс России / Е.Г. Моисеева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 96 - 100.
9. Ткачук Л.Т. Проблемы взаимодействия организации культуры и туризма на региональном уровне Л.Т. Ткачук //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 5.- С. 140 - 144.
10.Трифонов Е.С. Ориентация практической подготовки студентов специализации «менеджмент туризма» в туристском вузе Е.С. Трифонов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 4. - С. 181 - 183.