УДК 338.486:711.2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИННОВАЦИЙ В ТУРИЗМЕ САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
Васильева О. О., к. э. н., доцент, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики», доцент кафедры «Менеджмента и государственного и муниципального управления», Тел. +7-921-918-81-24, e-mail: [email protected],
Пак Х.С., д.э.н., профессор
В статье рассматриваются научные подходы к исследованиям туристской индустрии. В ней отмечается многоплановость туристской индустрии, которая затрудняет поиск универсальной исследовательской концепции из-за специфики туристской услуги, качество которой воспринимается потребителем в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений каждого отдельного туриста.
Исследовательская практика вполне убедительно свидетельствует о том, что решение вопроса об определении туристской сферы региона в согласованных и общепринятых категориях, понятиях и терминах, является необходимым условием понимания всех процессов и явлений, направленных на развитие инноваций.
Автором разработана классификация, позволяющая обобщить исследования российских учёных по основным концептуальным направлениям, таким как: международно-географическое, социальное, экономическое, историческое, техническое и культурное.
В результате проведённого исследования, установлен приоритет социально-экономической парадигмы исследований в туризме, что подтверждается количеством учёных, которые проводят исследования в этом направлении
Автором предложено исследовать туризм как социально-экономический фактор становления инновационной экономики регионов в современной России.
Ключевые слова: исследования, научная парадигма, туристский потенциал, региональное развитие, социально-экономические исследования.
CONCEPTUAL BASE OF SOCIO-ECONOMIC PARADIGM IN TOURISM RESEARCH SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MANAGEMENT AND ECONOMICS
Vasileva O., Ph.D., assistant professor, St. Petersburg University of Management and Economics Рак Khe Sun, doctor of economic Sciences, professor
This article discusses the approaches to scientific research of the tourist industry. It highlights the diversity of the tourism industry, which complicates the search for a universal concept of research due to the nature of tourist services, the quality of which is perceived by the consumer, depending on individual characteristics and preferences of each individual tourist.
Research practice is quite convincing evidence, that the defining the role of tourism in the region in agreed and accepted categories, concepts and terms, is a necessary condition for the understanding of all processes and events purposed to the innovation development.
The original classification, which allows us to generalize the results of russian scientists researches on the basic conceptual directions, such as: international and geographical, social, economic, historical, technical and cultural.
As a result, the priority of socio-economic paradigm in tourism research was demonstrated by the number of scientists who research in this direction.
Author proposes to explore tourism as a socio-economic factor of innovative regional economies development in modern Russia.
Keywords: research, scientific paradigm, tourist potential, regional development, socio-economic studies.
В условиях обострившихся межгосударственных отношений с Евросоюзом из-за украинского кризиса, жесткая конкурентная борьба на внутригосударственном и международном туристских рынках предъявляет особые требования к построению региональной стратегии инновационного развития туристского потенциала регионов РФ для развития внутреннего туризма.
В связи с вышеизложенным, необходимо обосновать социально-экономический подход к исследованиям туристского потенциала регионов России, в состав которых вошли Крым и Севастополь. В данном аспекте туризм становится социально-экономическим фактором развития экономики современной России и её субъектов.
Исследовательская практика вполне убедительно свидетельствует о том, что решение вопроса об определении туристской сферы региона в согласованных и общепринятых категориях, понятиях и терминах, является необходимым условием понимания всех процессов и явлений, направленных на развитие инноваций.
В работе Мирошниченко П.Н. «Основные направления диссертационных исследований сферы туризма», отмечено, что наиболее часто сфера туризма подвергается изучению в экономическом (59,7%) и педагогическом направлении (24,2%) [1].
Остальные аспекты туризма представлены в меньшей степени, например, социологический аспект для анализа сферы туризма представлен в диссертационных исследованиях явно недостаточно - всего 2,6 % от общего количества диссертаций по исследованию сферы туризма.
В российской науке сфера туризма анализируется в диссертационных исследованиях самых разных направлений. Распределение туристских исследований российских учёных по основным концеп-
туальным направлениям, приведённое автором в таблице, демонстрирует количественное преобладание учёных и исследователей, рассматривающих туризм с позиции социальной и экономической парадигмы.
Авторами разработана классификация, позволяющая обобщить исследования российских учёных по основным концептуальным направлениям, таким как: международно-географическое, социальное, экономическое, историческое, техническое и культурное, представленная в таблице 1.
Международный подход к туристским исследованиям в России обогатили работы А.Ю. Александровой, А.А. Алякринского, Н.И. Волошина, А.А. Гвозденко, Г.М. Долматова, С.К. Заланова, Г.И. Иванова, К.М. Каца, М.М. Маринина, Е.А. Окладниковой, Г.А. Папиряна, А.А. Романова, В.С. Сенина, Г. Хариса, А.В. Хороши-лова и др..
Формирование различных видов международного туризма в их взаимосвязях с культурными традициями тех или иных слоев общества, с религией, модой, политикой рассмотрены А.А. Крючковой.
География туризма анализировалась в работах JI.P. Герзмавы, Н.А. Данилова, Н.М. Забелина, Н.В. Каледина, С.Б. Лаврова, Т.Г. Морозовой, Д.А. Постникова, Т.Т. Христова.
Для целей исследования инновационного туристского потенциала региона особое значение имеет изучение социального подхода к туристским исследованиям в России (Табл. 2).
Социологи Е.Н. Покровский, Т.И. Черняева, С.Е. Щеглов изучали специфику туризма как социального явления, имеющего определенные характеристики и функции, в своих работах.
108 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 |
Таблица 1. Распределение туристских исследований российских учёных по основным концептуальным направлениям
Международно-географическое Социальное Экономическое Историческое Техническое Культурное
Александрова А.Ю., Абуков А.Х., Азар В.И., Анискин Ю.П., Агеев H.A., Барановская Т.П., Арнольдов А., Ариарский М.,
Алякринский A.A., Акимова Л.А., Артемова E.H., Балабановы И.Т. и А.И., Анучин Д.Н., Гаранин Н.И., Киселева Т., Соколов Э.,
Волошин Н.И., Александрова А.Ю., Безрукова H.A., Белов A.B., Ахметшин A.M., Гвозденко A.A., Стрельцов Ю., Якимович А.,
Г. Харис, Ахмешин A.M., Биржаков М.Б., Богданов Е.И., Бастыркин A.B., Гуляев В.Г., Чимитов З.Б., Воронкова Л.П.,
Гаранин Н.И., Бауман 3., Ветитнев A.M., Гаврильчак Н.И., Бронников В.В., Козырева Т.В., Еремкина О.В., Крючкова A.A.,
Гвозденко A.A., Белолипский И.Ю., Горбылев З.И., Гуденко Н.И., Брукс В., Лойко В.И., Сущенко Ю., Рогачева В.И.,
Данилов H.A., Бессольцев А., Гуляев В.Г., Воронкова Л.П., Морозов М.А., Зверев В.К., Сычанина С.Н.
Долматов Г.М., Биржаков М.Б. Демьяненко С.Р., Дехтярь Г.М., Гегель Л.А., Родигин Л.А., Гализдры A.C.
Забелин Н.М., Богданов Е.И., Джанджугазова Е.А., Дурович А.П., Дитмар А.Б., Саяпина И.А., Красная С.А.,
Заланов С.К., Веденин Ю.А., Егудин Г.Б., Жукова М.А., Ельницкий Л.А., Семенов М.И., Кузьмина Е.М., Карамашева
Иванов Г.И., Городецкий П.Г., Зайцева H.A., Запесоцкий A.C., Еремкина О.В. Трубилин И.Т. A.A.
Каледин Н.В., Гуляев В.Г., Здоров А.Б., Зорин И.В., Ильина E.H., Зорин И.В.,
Кац K.M., Евдокимов К.А., Кабушкин Н. И., Карпова Г.А., Качанов B.C.,
Красная С.А., Зорин И.В., Квартальное В.А., Кивал А.М, Любимов Е.А.,
Лавров С.Б., Кузнецов Ю.В., Кириллов А.Т., Козлов В.А., Осауленко А.П.,
Маринин М.М., Лешков О.В, Козырев В.М., Колесник Н.В., Подольный Р.Г.,
Миронова Т.Н., Орлов A.C., Котелкин В.И., Кротова Н.В., Римшнейдер М.,
Морозова Т.Г., Осауленко А.П., Кузнецов Ю.В., Лесник А.Л., Снисаренко А.Б.,
Окладникова Е.А., Отнюкова М.С., Моисеева Н.К., Никифоров В.И., Соколов М.В.,
Попова A.A., Петрова Е.В., Путрик Ю.С., Русецкая Г.Д., Сорокин П.А.,
Постников Д.А., Покровский E.H., Сапрунова В.Б., Свиридов К.С., Усыкин Г.С.,
Пряхин Ю.М., Фенько А.Б., Сенин B.C., Сеселкина А.И., X. Ханке,
Романов A.A., Черняева Т.П., Соболев И.И., Темные Ю.В. и Л.Р., Христидис Т.В..
Седова H.A., Щеглов С.Е., Терещенко A.A., Федорова B.C., Циркин Ю.Б.,
Сенин B.C., Щеглова С.Е., Филатова И.Н., Ходорков Л.Ф., Шифман И.Ш.
Серебрякова A.B., Яковлев Г. А. Чернышев A.B., Чудновский А.Д.
Федякина A.A. Щеглов С.Е., Юдина Т.Н.
Хорошилов A.B., Янкевич B.C., Яфаров Р.К.
Христов Т.Т.
Среди работ, рассматривающих влияние глобализации на развитие сферы туризма, публикации А.С. Гализдры и А.В. Игнатьева.
В работах А.М. Ахмешина, К.А. Евдокимова, О.В Лешковой, М.С. Отнюковой, Е.В. Петровой уделено пристальное внимание социальной роли туризма.
В диссертационных исследованиях Н.И. Гуденко, Р.К. Яфарова, И.Н. Филатова, А.М Кивал сфера туризма рассматривается через социально-экономический аспект. В данном аспекте были автором предложено исследовать проблемы регионального туризма как социально-экономического фактора становления инновационной экономики современной России.
В рамках социального подхода к туристским исследованиям при изучении институциональной роли туризма рассматривались проблемы:
- институционализации туризма и его влияния на социальные процессы в обществе (К.А. Евдокимов);
- разработки новых средств социальной реабилитации, ориентированных на расширение жизненного пространства лиц с ограниченными жизненными возможностями (А.М. Ахмешин);
- исследования туристской деятельности в качестве индикатора изменения
- стратификационной структуры общества (О.В. Лешкова);
- достопримечательностей (М.С. Отнюкова), социокультурных аспектов туризма в современной России (Е.В. Петрова);
- различные социальные и культурные аспекты туризма рассматривались в трудах А.Х. Абукова, Л.А. Акимовой, 3. Баумана, И.Ю. Белолипского, А. Бессольцева, Е.И. Богданова, Ю.А. Веденина, П.Г. Городецкого, И.В. Зорина, Ю.В. Кузнецова, А.С. Орлова, А.П. Осауленко, А.Б. Фенько и др.
Проблемы и методы социального подхода к туристским исследованиям при изучении институциональной роли туризма обобщены автором в Таблице 2.
В работах Н.А. Агеева, А.М. Ахметшиной, Г.И. Афонин [2], А.В. Бастыркиной, В.В. Бронниковой, Л.А. Гегель, А.С. Гализдра, И.В. Зориной, В.С. Качанова, Е.А. Любимова, А.П. Осауленко, П.А. Сорокина, Т.В. Христидис и др. исследуется социально-культурный феномен туризма.
Специальным видам туризма посвящены исследования И.И. Булыгиной, Н.И. Гаранина, С.А. Красной, Т.Н. Мироновой, Н.А.
Седовой. А.А. Поповой, Ю.М. Пряхина, А.В. Серебряковой, А.А. Федякиной.
Особенности путешествий, традиций гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации рассматривались в исследованиях Л.П. Воронковой, О.В. Еремки-ной [3].
Экономический подход к исследованиям, посвященным туристской проблематике, В России получил развитие во второй половине XX века.
Вопросы теоретического и методологического характера, в том числе и понятийного аппарата по проблемам туризма и туристской деятельности, освещаются в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, И.Б. Власовой, А.С. Гализдры, В.Г.Гуляева, И.В.Зорина, Е.Н.Ильиной, В.А.Квартальнова, Е.В. Листвиной, Ю.С. Путрика, В.С.Сенина, А.Д. Чудновского.
Миграционный подход к рассмотрению туризма, имеющий огромное значение для регионального развития представлен в исследованиях В.А. Квартальнова, Т.Н. Юдиной.
Тенденции, закономерности и перспективы развития туризма рассматриваются в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, Н.И. Гаврильчак, Г.Б. Егудина, В.И. Котелкина, Ю.В. Кузнецова, Ю.С. Путрика, Г.Д. Русецкой, С.Е. Щеглова.
Деятельная составляющая туризма рассматривается в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, А.С. Запесоцкого, И.В. Зорина, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнова, Н.В. Колесника, А.Л. Лесника, Ю.С. Путрика, В.С. Сенина, А.А. Терещенко, А.В. Чернышева, А.Д. Чудновского и др .
Исследования туризма как отрасли региональной экономики, получили своё отражение в трудах Ю.П. Анискина, Е.Н. Артемовой, И.Т. и А.И. Балабановых, А.В. Белова, Е.И. Богданова, А.М. Ветит-нева, З.И. Горбылева, В.Г. Гуляева, С.Р. Демьяненко, Г.М. Дехтяря, Е.А. Джанджугазовой, А.П. Дуровича, М.А. Жуковой, Н.А. Зайцевой, А.Б. Здорова, Е.Н. Ильиной, Н. И. Кабушкина, Г.А. Карповой, А.Т. Кириллова, В.А. Козловой, В.М. Козырева, Н.В. Кротовой, А.Л. Лесника, Н.К. Моисеевой, В.И. Никифорова, В.Б. Сапруновой, А.И. Сеселкиной, И.И. Соболева, Ю.В. и Л.Р. Темных, В.С. Федоровой, А.В. Чернышева, Л.Ф. Ходоркова, В.С. Янкевича (Табл. 3).
При этом сторонники экономической концепции туризма, обосновывая свой исследовательский подход, указывают на то, что
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №5 2014 j 109
Таблица 2. Эволюция проблем и методов социального подхода к туристским исследованиям
Проблемы, поставленные авторами Слабое развитие туристской инфраструктуры; Высокие транспортные тарифы; Отсутствие серьезной практики создания субъектами РФ, благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования
Периоды развития Просветительский период (до 90-х гг. 19 века); Предпринимательский период (1890-1917 гг.); Туристско-экскурсионная работа (1917-1930гг.); Административно-нормативный (1970-1990 гг.); Переходный период (с 1990); Современный период (21 век)
Доминирующая концепция Туризм представляет собой социальный институт современного общества, имеющий устойчивые типы и формы социальной деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие, динамичность социальных функций. К числу базовых методов относятся институциональный и социокультурный подходы.
Трактовка предмета исследований В предметном поле социологии туризм-это социальный феномен, анализ мотивации целей, интересов, моделей поведения индивидов, составляющих туристскую деятельность, функционирование структурных элементов в сфере туризма, как социальных организаций, исследования социальных аспектов оптимизации управления в сфере туризма. Предметом исследования является территориальная организация туристской деятельности людей, анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов.
Соотношение содержания, процесса и институционального контекста исследований Туризм охватывает как широкую и срединную часть современного российского общества, так и состоятельную элиту, и маргинальные слои. Социальный контекст туристской индустрии весьма благоприятен и может способствовать дальнейшему развитию региона.
Базовые научные дисциплины Социология, философия, культурология, правоведение
Новые понятия и концепции Развитие человеческого потенциала России; Обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма; Содействие развитию культурно-познавательному и экологическому туризму; Образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг и сервиса
Институционализац ия исследований туристской сферы В рамках социологического подхода, применительно к анализу сферы туризма, необходимо концентрироваться на институциональных признаках туризма, его социальных функциях, причинах возникновения дисфункциональных явлений и способах их преодоления
Таблица 3. Эволюция проблем и методов экономического подхода к туристским исследованиям
Проблемы развития теории Слабое развитие ряда важнейших рынков; господство «нерыночных» образцов поведения; недостаточная хозяйственная и производительная деятельность
Период развития 19-20 вв.
Доминирующая концепция Концепция системного подхода, учет социально-психологических аспектов
Трактовка предмета исследований Эффект мультипликатора туристских доходов и расходов
Соотношение содержания, процесса и институционального контекста исследований Несоответствие и несогласованность развития институтов экономической сферы туризма меняющемуся общественному устройству, асимметрия в развитии которых приводят к кризисному состоянию
Базовые научные дисциплины Экономическая теория, маркетинг в туризме, менеджмент в туризме, логистика, экономика предприятия туризма
Новые понятия и концепции Концепция кластерного подхода; концепция инновационного туризма. Понятия: «массовый туризм», «элитарный туризм»
Институционализация исследований туристской сферы Раскрытое экономическое обоснование отечественных перспектив межрегиональной интеграции в сфере рекреации и туризма
110 ТЯАЧ8РОЯТ БШЕЧЕ88 ЕЧ ЯШЗЕА | №5 2014 |
Таблица 4. Эволюция проблем и методов технического подхода к туристским исследованиям
Проблемы развития теории Отставание от развития зарубежных стран связано с явной недостаточностью научно-технических достижений, что в свою очередь сопровождается рядом теоретических и методологических проблем, связанной с разработкой инфраструктуры, современных моделей и методов принятия технологических решений
Период развития 1960 г - настоящее время
Доминирующая концепция Технический подход к туристским исследованиям гарантирует инновационное развитие
Трактовка предмета исследований Взаимоотношения между всеми субъектами туристской индустрии, которые обеспечивают удобство хранения, использования, поиска, передачи данных, её составляющих и использовании техники для её обработки
Соотношение содержания, процесса и институционального контекста исследований Несоответствие прогрессирующего развития самого теоретического содержания и отстающего от него процесса технических институтов и исследований
Базовые научные дисциплины Информационные технологии, информационные технологии в экономике, маркетинг, организация и проектирование информационной технологии на предприятии туризма
Новые понятия и концепции Концепция технических ресурсов Понятия «информационная технология в туризме»
Институционализация исследований туристской сферы Развитие технического подхода к туристским исследованиям в РФ даёт постепенное приближение к международным техническим стандартам международных исследований в сфере туризма
именно социально-экономическое толкование имеет место в большинстве международных и российских документах, задача которых - регулировать различные аспекты сферы туризма. Сторонники иных трактовок, в свою очередь, указывают и на юридические акты в качестве критериев теоретико-методологических исследований, на которых базируются их подходы.
Интерес представляет исторический аспект исследований туризма, который раскрывается в публикациях Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой, Г.С. Усыкина [4]. Среди исследованйя по истории путешествий и туризма можно выделить работы Д.Н. Анучина, В. Брукс, А.Б. Дитмар, Л.А. Ельницкого, Р.Г. Подольного, М. Римшней-дера, А.Б. Снисаренко, М.В.Соколовой, Х. Ханке, Ю.Б. Циркина, И.Ш. Шифмана и др.
В культурологическом аспекте туристских исследований уделялось внимание проблемам: места и роли туризма во взаимодействии культур (Е.М. Кузьмина) [5], культурного туризма, как элемента социокультурной сферы (А.А. Карамашева) [6], туризма как формы досуга, анализа роли организационных мер по развитию культурного туризма (С.А. Красная) [7].
Особый интерес работы известных российских ученых А. Арнольдова [8], М. Ариарского, Т. Киселевой [9], Э. Соколова, Ю. Стрельцова, А. Якимовича [10], в которых разрабатываются теоретические подходы к изучению туризма как социально-культурного явления.
Роль туризма в развитии личностных качеств и реализации жизненных установок затрагивается в работах А.С. Гализдры и А.А. Карамашевой [11].
Техническое направление исследований в туризме представлено в работах Т.П. Барановской, Н.И. Гаранина, А.А. Гвозденко, В.Г. Гуляева, Т.В. Козыревой, В.И. Лойко, М.А. Морозова, Л.А. Родиги-на, И.А. Саяпиной, М.И. Семенова, И.Т. Трубилина и др. В рамках технологической концепции исследуется влияние информационных технологий на развитие туризма в современных условиях.
Отталкиваясь от исследовательской парадигмы, утверждающей приоритет экономической составляющей, подходят множество ученых, отмечающих в своих работах то, что в первую очередь туризм необходимо рассматривать непосредственно как социально-экономический феномен. Так, например, К.С. Свиридов предлагает понимать туризм в качестве сферы социально-экономической деятельности, включающей в себя производство гостиничных, ресторанных, транспортных и экскурсионных услуг по реализации разного вида отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью познания окружающего мира, укрепления здоровья, и т.д.
В результате проведённого исследования, установлен приоритет социально-экономической парадигмы исследований в туризме, что подтверждается количеством учёных, которые проводят исследования в этом направлении (см. табл. 1).
Резюмируя вышеизложенное, авторами предложено исследовать туризм как социально-экономический фактор становления инновационной экономики регионов в современной России.
Литература:
1. Мирошниченко П. Н. Основные направления диссертационных исследований сферы туризма // Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов / ред. кол. А. П. Германович и др. - Шахты: Издательство ЮРГУЭС, 2007. - С. 127.
2. Афонин Г.И., Фоминых Ю.Е. Факторы и тенденции развития туризма / Г.И. Афонин, Ю.Е. Фоминых // Вестник Казан. гос. ун-т культуры и искусств. 2006.-№ 2. - С. 96-101.
3. Воронкова Л.И., Еремкина О.В. Культурологические знания в системе отечественного туристского образования // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сб. М.: изд. РГБ, 2002. Вып. 3 С.55-62.
4. Воронкова Л.И. История туризма. Воронеж, 2001. 304с.;
5. Кузьмина Е.М. Туризм как способ взаимодействия культур. Тюмень, 2005.
6. Карамашева А.А. Культурный туризм и его значение в социально-культурном развитии регионов в условиях глобализации. М., 2004.
7. Красная С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития. М., 2006.
8. Арнольдов А.И. Культура и горизонты XXI века // Вестник МГУКИ. 2003. № 1. С. 9-18;
9. Киселева Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика // Вестник МГУКИ. 2003. № 1. С. 19-26;
10. Якимович А.К. «Свой - чужой» в системе культуры // Вопросы философии. 2003. №4. С. 48-61.
11. Гализдра А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ. Саратов, 2006
ТКАЧБРОКТ БШТЧЕЗЗ ЯШЗЕА | №5 2014 | 111