УДК 379.8-053.6
М. В. Ухтинская
Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков
Культурно-досуговая деятельность имеет особое значение в становлении личности подростка, являющейся уязвимой во многих отношениях, объект, требующий особого подхода в организации культурно-досуговой деятельности. Туристско-экскурсионная деятельность как составная часть досуговой деятельности является существенным в воспитательном аспекте компонентом структуры досуга подростков, важной частью их личного досуга, что требует анализа ее качественных характеристик. Автор раскрывает особенности современной туристско-экскурсионной деятельности как одного из важнейших направлений социализации личности подростка в целом, и формирования оптимальной культуры досуга подростков в частности.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, культурно-досуговая деятельность, культура досуга, туристско-экскурсионная деятельность, модернизация, подростковый возраст, развитие личности
Mariya V. Ukhtinskaya
The tourist and sightseeing activities in organisation of leisure of the teenagers
Cultural and leisure activities have enormous importance in the development of personality. The individuality of a youth is the most vulnerable target in all respects, which requires a special approach in the organization of its cultural leisure. Tourism and sightseeing activities are an important element of culture of young people and their personal cultural and leisure activities: these issues have the same qualitative characteristics. The author unfolds the tourist and sightseeing activities as the most ideal filling of free time of youth.
Keywords: spiritually-moral culture, cultural and leisure activities, cultured leisure, tourism and sightseeing activities, modernization, adolescence, personal enhancement
В последнее время много говорится и пишется о макросоциальных процессах, направленных на трансформацию традиционного общества в современное глобальное сообщество. Комплекс данных процессов принято обозначать модернизацией. Повсеместные макросо-циальные процессы изменили облик всего мира. Политические, экономические, духовные трансформации, взаимно усиливающие и порождающие друг друга, привели к устройству современности. Наиболее ощутимыми для общества, явились «процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет генеральное направление социального развития человечества на ближайшую перспективу»1.
Важно отметить, что для того, чтобы избежать отрицательного характера перемен, цивилизационный процесс должен протекать в единении с культурой в любом аспекте ее рассмотрения. Как известно, государственное богатство включает две составные части: хозяйственную и духовную. В хозяйственную часть входят обрабатывающая и добывающая промышленность, торговля. В духовную область входят наука, знания, нравственность, искусство, нравы народа и религия. В современном
изменяющемся мире культура с присущей ей моралью должна по праву утвердить себя как главенствующая сила общества.
Особенной социальной стратой при происходящих трансформациях являются подростки, в силу психологических, социальных и т. п. особенностей представляющие собой наиболее уязвимый объект в социальном контексте, сравнительно легко поддающийся непредсказуемому внешнему влиянию. Данная особенность подросткового возраста всегда создавала, создает и будет долго создавать определенные проблемы как в организации воспитательного процесса, так и в сфере организации досуга рассматриваемой возрастной категории.
Стратегия модернизации гражданского общества в Российской Федерации в контексте текущих и, что особенно важно, перспективных преобразований должна учитывать, прежде всего, существенность формирования некой нормы, стандарта, в лучшем смысле этого слова, социального поведения, которая в перспективе смогла бы ориентировать подрастающее поколение на курс социально-культурного созидания. Первоначально должны произойти позитивные изменения в самом человеке, в его душе, ведь по существу, судьба общества зависит от каждого его члена, зависит, в конечном счете, от
уровня морали в обществе; состояние, уровень развития экономики в этом смысле вторичны, что со всей полнотой доказывает новейшая история России.
Исходя из этого обстоятельства и в полной связи с ним нужно учитывать непреложный для большинства членов нашего общества факт, что для того, чтобы Россия имела не только позитивную историческую перспективу в целом, но и впрямую определяющую эту перспективу мощную экономику, адекватную интересам граждан страны внутреннюю и внешнюю политику, современные вооруженные силы и стабильное гражданское общество, заинтересованное в развитии вышеуказанного, несмотря на существующие и появляющиеся социально-политические, социально-культурные и иные проблемы, необходимо массово развивать весь спектр важных и неотъемлемых качеств личности уже у ребенка. Причем это необходимо активно делать уже сегодня, при этом имея четкое понимание как самой сущности воспитательного процесса, так и его технологических особенностей. К сожалению, в последние годы в этом направлении сформировался целый комплекс проблем как идеологического, так и социально-экономического, а также технологического свойства, значительная часть из которых к настоящему времени не решена, что определяется рядом объективных причин, самой существенной из которых является отсутствие четко сформированной и легитимной для большинства россиян национальной идеи.
В данном вопросе, от которого напрямую зависят исторические перспективы российского социума, уровень гражданского согласия и социальной стабильности в нем, фундаментально позиционирует себя культурно-досуговая деятельность, включающая, как известно, базовые функции, ключевые задачи и систему технологий и других инструментов, направленных на полноценное развития личности. Неоспорим и культуросозидающий потенциал культурно-досуговой деятельности как средства разностороннего формирования, развития личности, да и сама сущность культурно-досуговой деятельности подразумевает активность субъекта.
«Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»2.
Виды досуговой деятельности неоднород-
ны, поскольку зависят от интересов и индивидуальных потребностей личности. Досуг во все времена имел особое, как уже говорилось, куль-турсозидающее влияние на личность.
Эта тенденция усилилась в ХХ-ХХ1 вв., и современный человек, рационализируя свой бюджет времени, придает большее значение именно этой части свободного времени, в связи с чем резко усиливается роль досуга в жизни человека. Условие досуга - поиск состояния удовлетворенности, именно то, что общество в современной обстановке определяет для себя как приоритет.
Понятие «культурно-досуговая деятельность», рационально рассмотреть, разделив его на три термина: «культура», «досуг», «деятельность».
1. Культура - специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений3. Результативность досуговой деятельности напрямую зависит от культуры личности, включающей в себя требование идти в ногу со временем, и при этом не утратить моральные и ценностные установки.
Культура - это цепь связанных понятий, которые многократно увеличиваются в объеме. Историк культуры Рэймонд Вильямс проследил путь развития термина «культура» за прошедшие два столетия. Первоначально культуру рассматривали как «тенденцию естественного роста», а затем, по аналогии, процесс человеческого воспитания. Последнее толкование, часто используемое как «культура чего-либо», было изменено в XVIII и, особенно, в начале XIX в. на «культуру как таковую», вещь в себе. Оно стало означать, во-первых, «общее состояние или характер интеллекта», делая намек на человеческое совершенство. Во-вторых, «общее состояние интеллектуального развития общества в целом». В-третьих, «общее состояние искусства». В-четвертых, позднее, в XIX в., термин «культура» стал означать в целом «образ жизни - материальный, интеллектуальный и духовный»4.
2. Досуг - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых5. Г. П. Орлов определил понятие «досуг» как специфически социальный инструмент восстановления сил человека в совокупности с удовлетворением потребности в развлечении, удовлетворении, наслаждении: «Досуг - это совокупность занятий в свободное
время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера»6. По определению Н. Ф. Максютина, «досуг - есть часть свободного времени, которую человек использует на свои индивидуальные потребности: культурно-просветительские, любительские, физкультурнооздоровительные понятия, туризм, общение с природой, с детьми в семье»7. Справедливо указывал Ж. Дюмазедье: «Досуг - это не часы в бюджете времени, это - смысл индивидуального существования современного человека, который осознанно и методично выстраивает стену между обществом и собой, меняет соотношение коллективного долга и индивидуального блага в пользу последнего»8.
3. Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование. По своей сущности человеческая деятельность есть нахождение и достижение целей. Отличие деятельности, прежде всего, от поведения состоит в целесообразно организованной последовательности операций. Само понятие «деятельность» образовалось в результате пересекающихся заимствований таких областей, как философия, физиология, социология, психология. Понятие деятельности обладает философской и одновременно социологической ценностью. Только в деятельности может произойти становление, формирование и развитие личности.
В научном и практическом контекстах все чаще можно встретить категорию «культура досуга». Точно изложила Г. В. Головина: «Понятия „культура" и „досуг" взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей»9. По А. Д. Жаркову, «культура досуга - многомерное социальное явление как система по созданию, сохранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов»10. Содержание понятия «культура досуга», которое предлагает М. А. Ариарский, включает следующее определение: «Культура досуга - качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию цен-
ностей культуры и развитию своих сущностных сил»11. По определению В. Я. Суртаева, культура досуга - это «мера реализации социальнокультурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности»12. Информативно дала определение культуры досуга Н. В. Котельникова. Она считает, что культура досуга - «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности»13.
Приведенный выше анализ ключевых дефиниций культурно-досуговой деятельности был необходим для обоснования базового вывода -досуговая деятельность обладает существенными особенностями, которые позволяют ей духовно возвышать развивающуюся личность, творчески, эстетически и нравственно совершенствовать.
Возвращаясь к началу, выделим культуру досуга подростка как свободное творчество, совершенно несхожее с его трудовой (учебной) деятельностью, с ее регулированием. Также велико значение культуры досуга, когда подросток, в процессе или по результату досуговой деятельности, испытывает чувство внутреннего удовлетворения, что равным образом является прекрасным стимулом к продолжению и совершенствованию культуры досуга в социальном контексте.
Как известно, на современное общество активно влияют новые открытия, достижения в области научно-технического прогресса, в результате чего человеку приходится постоянно быть в образовательном, информативном контексте, «идти в ногу» с прогрессом. Появление новых форм, видов, средств культурно-досуговой деятельности, которые быстро «усваиваются» динамично меняющимся обществом, включает в этот процесс все большее число людей. Сложно обойти стороной такой феномен, как туризм, который, стремительно развиваясь, затрагивает все большее количество людей как со стороны потребления турпродукта, так и со стороны его производства и организации.
Туризм как международную сферу крайне сложно характеризовать в общих чертах, так как в своей сущности он многогранен. Изучением туризма занимаются представители самых разных областей, но ни одна из существующих
наук пока не в состоянии должным образом дать адекватную характеристику туризму, с тем чтобы определить его как объект собственных исследований. Тем не менее существует тенденция выделения туризма в самостоятельную науку (туризмология, или туристика), которая содержит в себе объект, предмет, цели и задачи, принципы, законы, факторы, признаки, категории и свои методы исследования. В последнее десятилетие туризм стал характеризоваться не только как общественное явление, но и как явление экономическое. В эпоху глобализации туризм превратился в важный инструмент экономики. Туризм можно рассматривать с экономической точки зрения (как отрасль) или как средство удовлетворения потребностей человека (как деятельность), тем самым можно судить об антиномичности туризма - внутренней многоа-спектности и сложности. Более того, существует целостная связь между свободным временем и туризмом, что подтверждает М. В. Соколова: «Туризм возможен лишь в свободное (досуговое) время человека (этим вопросам также посвящены труды Д. Рисмена, Ж. Урдэна, Ж. Дюмазедье, Г. Шельского, Б. А. Грушина), которое становиться достоянием масс лишь в ХХ в.»14.
В исследования основных аспектов туризма, в особенности теоретической его основы и понятийного аппарата, легли труды А. Ю. Александровой, В. И. Азарова, М. Б. Биржакова, В. Г. Гуляева, А. С. Запесоцкого, В. А. Квартального, А. Д. Чудновского, М. В. Соколова, В. С. Сенина и др. В целом источники собственно по туризму весьма разнообразны и обусловлены направлением исследования.
Имеющая в своей основе впечатления, туристско-экскурсионная деятельность как самостоятельный и важнейший составной компонент туризма возникла в конце XVIII в. В настоящее время экскурсионная деятельность - самостоятельная социально-экономическая система, отрасль экономики непроизводственной сферы, занимающая по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая только нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Экскурсионные услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг, при этом являясь автономно существующей отраслью социально-культурной сферы.
Основой для всей экскурсионной деятельности выступает экскурсоведение - современная «наука, изучающая сущность и формы экскурсий, историю их развития и совершенствования, методику разработки и проведения, педагогическую и психологическую стороны экскурсий»15. В общих чертах туристско-экс-
курсионная деятельность комбинирует экономический, культурологический, технический, политический, социальный, воспитательный, образовательный, эстетический, экологический факторы и глобализационный. Теоретический плацдарм экскурсоведения как науки включает экскурсионную историю, классификации экскурсий, экскурсионную методику, функции, задачи, признаки и технику проведения экскурсий, пси-холого-педагогические основы и другие составляющие, возникающие при совершенствовании теоретической системы экскурсоведения.
Необходимо отметить, что туристско-экскурсионная деятельность по своей сути вполне способна стать важнейшим элементом культуры досуга подростков, важной составляющей их личной культурно-досуговой деятельности. Обе деятельности - как туристско-экскурсионная, так и культурно-досуговая - обладают сходными качественными характеристиками: осуществляются в свободное время, по собственной инициативе личности, носят полезный, развлекательный характер, удовлетворяя духовные потребности личности. Обе деятельности можно рассматривать в неразрывной связи друг с другом как взаимодополняющие, неотъемлемые компоненты. Примером может служить само определение «экскурсия», предлагаемое Ю. А. Матюхиной: «Экскурсия (от лат. ехсигБЮ - поездка) - широко распространенная форма коротких туристских мероприятий и во внутреннем, и в международном туризме. Экскурсия относится к познавательно-культурным мероприятиям и выполняет функции получения информации, расширения кругозора, организации культурного досуга и отдыха»16.
Одно из первых (и широко распространенных сейчас) определений экскурсий дал И. М. Гревс в методическом сборнике «Экскурсии в культуру»: «Экскурсия - это, прежде всего, нечто более или менее экстренное (ех), выходящее из ряда школьной повседневности, расширяющее постоянное течение (основную линию) обычной школьной работы (сигБиБ). Она представляет нечто заслуженное (подготовленное) и вследствие этого не может повторяться очень часто, во всяком случае, изо дня в день»17. Как видно из определения, сама трактовка понятия уже определена применительно к школьной среде, в которой подросток проводит большую часть своего бюджета времени.
Важно подчеркнуть, что при работе с подростками нужен специальный подход, техноло-гизированный как с точки зрения психологии подростка, так и с позиции подростковой педагогики. Как известно, личность подростка характеризуется определенной сложностью в плане
имеющихся психофизиологических особенностей, кроме того, что особенно важно в контексте рассматриваемой проблематики, именно в подростковый период закрепляются как сама направленность, так и ценностные ориентации личности.
В настоящее время духовное, культурное, социальное формирование и особенно развитие личности во многом зависят от наполненности личностной досуговой сферы, важной составляющей которой, как указывалось выше, является туристско-экскурсионная деятельность. Общеизвестны разноплановые аспекты воздействия туристско-экскурсионной деятельности на личность подростка в отношении удовлетворения и, особенно, возвышения личностных культурных потребностей. Имеется в виду, во-первых, свобода в выборе предоставляемой досуговой деятельности, к которой прямо относится и ценностная ориентация личности. Во-вторых, социализация личности, возможность опосредованного воспитательного воздействия культуры досуга на формирование личности подростка в заданном направлении. Туристско-экскурсионная деятельность может являться самостоятельной организованной подсистемой общей системы социализации, воспитания и образования личности. «Экскурсии, путешествия, круизы, туризм как социально-культурная деятельность позволяют знакомиться с достоянием культуры народов: памятниками истории и культуры; архитектурой и дизайном; сценическим, пластическим, музыкальным искусством, творчеством, музейным делом; художественными народными промыслами и ремеслами, народной культурой (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы)»18. Общественное воспитание школьников инструментами туристско-экскурсионной деятельности характеризует собой целесообразное, разумное, личностно ориентированное воздействие, представляющее собой систему помощи, которая востребована в период социализации, становления личности. Главное учесть необходимость построения наиболее оптимального воспитательного воздействия туристско-экскурсионной деятельности с обширным комплексом поставленных воспитательных задач и достаточно широким спектром разнообразных аспектов социализации отдельной личности.
Об огромной роли туристско-экскурсионной деятельности в деле воспитания и социализации подростков писали выдающиеся классики отечественного экскурсоведения: Б. В. Емельянов, Б. Е. Райков, Б. Н. Столяров, В. Ф. Касаткин, Н. В. Савина, В. А. Герд, И. М. Гревс, Н. А. Седова, Н. П. Анциферов, Н. К. Крупская, Ю. Н. Алексан-
дров, Р. А. Дьякова, П. С. Пасечный и др., оставившие многочисленные литературные источники, затрагивающие различные аспекты экскурсионного дела.
Под экскурсией в настоящее время принято понимать коллективное посещение достопримечательных чем-либо объектов - местности, музеи, памятники культуры, предприятия. Экскурсию можно рассматривать как процесс деятельности, своеобразный метод приобретения знаний, контролируемый экскурсоводом. Туристско-экскурсионной деятельности как форме совершенствования культуры досуга присущи следующие факторы:
1) наличие свободного времени и материальных средств для отдыха;
2) большой и разнообразный выбор отдыха;
3) добровольность участия в экскурсионных мероприятиях;
4) зависимость отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
5) учет общекультурных, познавательных, политических, социальных, профессиональных, бытовых и семейных интересов взрослых, молодежи и детей;
6) реализация в различных формах;
7) личностная направленность;
8) индивидуальность и коллективность;
9) целенаправленность;
10) культурные и воспитательные цели19.
Формирование культуры досуга развивающейся личности средствами туристско-экскурсионной деятельности - практически идеальное заполнение свободного времени подростка, так как в процессе включения в эту деятельность реализуется наглядный процесс изучения подростком окружающего его мира. Именно потребность в усвоении культурных ценностей своего народа и иных культур стимулирует человеческую активность в усвоении культурнообразовательного потенциала экскурсионных мероприятий.
Свободное время, так же как и досуг подростка, является своеобразным мерилом «богатства» личности. В процессе вовлечения в процесс формирования культуры досуга, личность преображается культурно и духовно, трансформируя тем самым окружающую среду.
Как известно, свободное время необходимо для образования и воспитания, рекреации и творческой самореализации, равным образом оно необходимо для вовлечения в туристско-экскурсионную деятельность. Экскурсионный туризм как форма культурно-досуговой деятельности обладает самостоятельной значительной ролью, это и неотъемлемая форма гуманисти-
ческого, патриотического, интернационального воспитания, и процесс познания, воспитания, оздоровления, физического развития подростков. Данное положение основано на том, что именно туристско-экскурсионная деятельность «по своему содержанию, формам и целям многообразна и занимательна, эластична по срокам (длительности) и во времени в течение года, подвижна в пространстве с точки зрения выбора места отдыха и лишена стандартности в условиях отдыха»20. Благодаря этому, туристско-экскурсионная деятельность вписывается практически в любой уровень доходов, план внешкольной работы или безграничный круг интересов учащихся, которыми в основном определяется организация культурно-досуговой деятельности в школьных учреждениях. Экскурсионный туризм обладает мировоззренческой психолого-педаго-гической направленностью и благодаря реализации своих функций способен в значительной степени искоренять факторы, оказывающие негативное влияние на процессы формирования социально зрелой подростковой среды.
Непосредственно к функциям экскурсионного туризма можно отнести следующие функции: познавательная, воспитательная, рекреационная, коммуникативная, идеологическая, стимулирующая и функция организации досуга. Необходимо обозначить, что из всего спектра функций экскурсионной деятельности мы, прежде всего, стремимся выделить функцию совершенствования культуры досуга, которой, нередко, либо не отводится должного места во многих существующих учебных пособиях по рассматриваемой проблематике, либо она рассматривается там в самую последнюю очередь.
В процессе анализа экскурсионной деятельности как средства формирования культуры досуга одним из основополагающих положений для нас стало утверждение Ю. А. Матюхиной: «Экскурсия - один из главных аспектов культурно-досуговой деятельности, т. е. свободного времени человека»21. Ю. А. Матюхиной выделено несколько типов форм досуга, к которым непосредственно относится экскурсия и большая часть которых может вполне обосновано быть применена к школьной среде:
- культурно-художественная (посещение художественных музеев, галерей);
- образовательная (познавательные экскурсии);
- природно-рекреационная (экскурсии по природным паркам, экологические туры);
- спортивно-зрелищная (экскурсии с включением посещений спортивных мероприятий);
- любительская (хобби-туры, экскурсии на природу с рыбалкой и охотой);
- развлекательная (театрализованные, интерактивные экскурсии и экскурсии с элементами анимации)22.
Подростку необходимо подать руку помощи в процессе его определения предпочтительных видов досуговой деятельности. Для благоприятного и наиболее полноценного формирования личности подростка предлагаемые ему формы досуга должны оптимально соотноситься с силами и возможностями подростка. Иначе, вследствие неправильно выбранной организатором внешкольной работы стратегии и методики организации туристско-экскурсионной деятельности, подросток не достигнет решения программно поставленных воспитательных задач.
При всем понимании того, что полностью деятельностью в свободное время подростка в гражданском обществе управлять практически невозможно, не теряя при этом ряда качественных свойств, присущих собственно гражданскому обществу, тем не менее необходимо отметить, что непрямое, целенаправленное и корректное влияние на эту деятельность социально необходимо. Особенно решительно к данному положению относился Д. И. Фельдштейн: «Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой - предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности»23. Именно в подростковом возрасте должно быть наиболее оптимальное, корректное и, что особенно важно, профессиональное педагогическое воздействие на мотивационно-потребностную сферу подростка, так как в подростковом периоде он проходит важнейший путь от приобщения себя к обществу (10-11 лет), через самоопределение (12-13 лет) до выбора идентифицированной социальной позиции (14-15 лет), впрямую определяя тем самым свою социальную позицию и тем самым косвенным образом влияя как на личностные социальные перспективы, так и на общественные.
Дифференцированный подход, имеющий под собой учет социально-психологических особенностей участников, чрезвычайно важен в организации экскурсионного туризма школьников. Подростки имеют разное социальное происхождение, различные семьи, относятся к разным культурным традициям, имеют различные гендерные, психические, религиозные «особенности», или, иными словами, различные социально-демографические и социально-культурные характеристики.
Центральный компонент самой туристско-экскурсионной деятельности как одного из видов культурно-досуговой деятельности -цель. Не существует какой-то определенной, стандартизированной цели, каждый включенный в туристско-экскурсионную деятельность субъект самостоятельно определяет ее для себя, исходя из своих представлений, возможностей, желаний и ценностей.
В контексте исследования экскурсионного туризма как средства совершенствования культурно-досуговой деятельности школьников следует проанализировать классификацию экскурсий, что позволит эффективно и более точно определить специфику технологизации этой деятельности собственно для подростков. «Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной... Классификация - распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. согласно определенным признакам»24. Разделение экскурсий на определенные виды (признаки) особо важно в современных социально-культурных условиях. Разделение дает возможность сконструировать методику ведения экскурсий, отвечающую всем требованиям организации экскурсионной деятельности для школьных групп, более того, классификация туристско-экскурсионной деятельности регламентирует сами действия организаторов, позволяющие контролировать как саму методику, так и ее содержание в процессе проведения экскурсий.
Процесс разделения экскурсий на виды и подвиды напрямую зависит от признаков, присущих экскурсионной деятельности. И. В. Зорин и В. А. Квартальнов в «Энциклопедии туризма» определили элементы (признаки) экскурсии следующим образом: «продолжительность проведения (от одного академического часа до одних суток); наличие экскурсантов; наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы»25. Вместе с тем утверждена другая классификация, принятая в 70-х гг. ХХ столетия Центральным советом по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, которая неизменна по сей день: по содержанию, составу участни-
ков, месту проведения, способу передвижения, форме проведения, количеству участников.
Тем не менее нельзя не отметить и то обстоятельство, согласно которому те признаки, которыми обладала экскурсия еще в первой половине ХХ в., в настоящее время отчасти утратили свою актуальность. В современном обществе основные признаки экскурсии характеризуют не так строго, и они подвержены корректировкам, иногда весьма значительным (например, количество участников в экскурсионной группе, активная деятельность участников, целенаправленность показа объектов). Так или иначе в экскурсионной теории признаки и подвиды экскурсий в последние годы подвергаются регулярным изменениям - в рамках экскурсионного туризма возникают новые тенденции и направления: событийный, сельский, гастрономический, этнотуризм, в результате чего нередко многие литературные источники в сфере туристско-экскурсионной деятельности нередко предлагают новые классификации, основываясь на тех или иных новых или стандартных признаках.
Таким образом, включение подростков в туристско-экскурсионную деятельность является достаточно эффективным и, что немаловажно, перспективным средством в вопросах совершенствования культуры досуга школьников, в результативном рассмотрении различных аспектов проблем, связанных с развитием новых форм общения, социализации подростков, что позволяет выявлять и более полноценно учитывать индивидуальные различия самих подростков, тем самым в значительной степени придавая организации досуга школьников персональную направленность.
В результате применения технологий туристско-экскурсионной деятельности будет происходить активизация самого процесса формирования широкого спектра наиболее ценных как в социальном, так и в индивидуальном, личностном аспектах нравственных качеств развивающейся личности. Правильно организованная туристско-экскурсионная деятельность с подростками должна стать неотъемлемой частью их жизни, вследствие чего будет не только «оживлен» в значительной степени угасший в школе процесс познания и воспитания, но также будет активно совершенствоваться сама подготовка подростка к взрослой жизни, формирование позитивной направленности его интересов, будет разумно организовано его свободное время, синтез содержательных и деятельностных аспектов которого будет в значительной степени соответствовать оптимальным для имеющего историческую перспективу социума критериям культуры досуга подрастающего поколения.
Примечания
1 Киселева Т. Г. Д. С. Лихачев // Мир гуманитарной культуры академика Д. С. Лихачева: II междунар. Лихачев. науч. чтения. Санкт-Петербург, 23-24 мая 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. С. 19.
2 Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студ. вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. С. 90.
3 Там же. С. 70.
4 Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI в.: учеб. пособие / под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. С. 17.
5 Жарков А. Д. Указ. соч. С. 70.
6 Орлов Г. П. Свободное время и личность. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. С. 45.
7 Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие. Казань: Медицина, 1995. С. 140.
8 Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 83-88.
9 Головина Г. В. Культура досуга и культурное формирование личности // Вестн. МГУКИ. 2011. № 1 (39). С. 106.
10 Жарков А. Д. Указ. соч. С. 68.
11 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. С. 680.
12 Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга. СПб.; Ростов н/Д: Гефест, 1998. С. 28.
13 Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Ставрополь: Ставропол. гос. ун-т, 2003. С. 19-20.
14 Соколова М. В. Туризм как культурно-исторический феномен: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2007.
15 Матюхина Ю. А., Мигунова Е. Ю. Экскурсионная деятельность: учеб. пособие. М.: Альфа-М: Инфра-М, 2011. С. 12.
16 Там же. С. 16.
17 Экскурсии в культуру: метод. сб. / под. ред. И. М. Гревса. М.: Мир, 1925. С. 11-12.
18 Барчуков И. С., Башин Ю. Б., Зайцев А. В., Баумгартен Л. В. Экскурсионная деятельность в индустрии гостепреим-ства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Ю. Б. Башина. М.: Вузов. учеб.: Инфра-М, 2012. С. 6.
19 Там же. С. 8.
20 Касаткин В. Ф. Факторы развития и общественное значение туризма: учеб. пособие. М.: Турист, 1983. С. 67.
21 Матюхина Ю. А., Мигунова Е. Ю. Указ. соч. С. 22.
22 Там же. С. 22-23.
23 Фельдштейн Д. И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности: хрестоматия по возрастной психологии. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. С. 200.
24 Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. С. 53. (Сер. Туризм и сервис).
25 Зорин И. В. Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справ. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 335.