Научная статья на тему 'Влияние «Среды» и «Средства» на формирование духовно-нравственной культуры учащихся подростков в средних общеобразовательных учреждениях'

Влияние «Среды» и «Средства» на формирование духовно-нравственной культуры учащихся подростков в средних общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СРЕДНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / PATRIOTISM / TOURISM AND SIGHTSEEING ACTIVITIES / THE INSTITUTE OF FAMILY / SECONDARY SCHOOL / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ухтинская Мария Владимировна

Автор обращается к вопросу духовно-нравственной культуры подростков. Средние общеобразовательные учреждения вовлечены в процесс становления духовно и нравственно богатой личности в условиях, когда институт семьи не воздействует должным образом на формирующуюся личность подростка. Туристско-экскурсионная деятельность выступает как наиболее результативное средство в решении данных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of «Environment» and «Means» on the Development of Spiritual and Moral Culture of Teenagers at Secondary Schools

The issues of spiritual and moral culture of the younger generation have been discussed. Secondary educational institutions involved in the process of developing spiritually and morally rich persons at a time when the institute of the family does not influence appropriately the development of personality of the teenager. Tourist and sightseeing activities are the best tools for the solution of these issues.

Текст научной работы на тему «Влияние «Среды» и «Средства» на формирование духовно-нравственной культуры учащихся подростков в средних общеобразовательных учреждениях»

учащихся основной группы о здоровье и репродуктивном здоровье, о заболеваниях репродуктивной сферы, по вопросам безопасного сексуального поведения.

2. Полученные при обучении по разработанной методике знания являлись основой формирования у школьников модели сексуального поведения, способствующей сни-

жению количества ЗПППП, ранних беременностей и абортов в подростковой среде, культуры брачных отношений.

3. Представляется целесообразным внедрение в курс общеобразовательной школы специализированных программ, направленных на формирование знаний о репродуктивном здоровье подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехало В. А. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков / В.А. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007. № 5. С. 73-79.

2. БогдановаЕ. А. Практическая гинекология молодых. М.: Медицинская книга, 2011. 268 с.

3. Кротин П. Н. Медико-социальная помощь в охране репродуктивного здоровья девочек-подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2006. № 4. С. 52-59.

4. Стогова Н. Н. Региональные особенности репродуктивного поведения и гинекологической заболеваемости детей и подростков в Воронежской области / Н. Н. Стогова, Е. Е. Образцова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007. № 4. С. 20-28.

5. ШабаловН. П. Детские болезни: Учебник для вузов: В 2 т. 6-е изд. СПб.: Питер, 2011. Т. 2. 928 с.

REFERENCES

1. Behalo V A. Reproduktivnoe zdorov'e i seksual'noe povedenie podrostkov / V. A. Behalo, O. K. Loseva, E. V. Sysoljatina // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2007. № 5. S. 73-79.

2. Bogdanova E. A. Prakticheskaja ginekologija molodyh. M.: Meditsinskaja kniga, 2011. 268 s.

3. Krotin P. N. Mediko-sotsial'naja pomoshch' v ohrane reproduktivnogo zdorov'ja devochek-podrostkov // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2006. № 4. S. 52-59.

4. Stogova N. N. Regional'nye osobennosti reproduktivnogo povedenija i ginekologicheskoj zabolevaemosti detej i podrostkov v Voronezhskoj oblasti / N. N. Stogova, E. E. Obraztsova // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2007. № 4. S. 20-28.

5. ShabalovN. P Detskie bolezni: Uchebnik dlja vuzov: V 2 t. 6-e izd. SPb.: Piter, 2011. T. 2. 928 s.

М. В. Ухтинская

ВЛИЯНИЕ «СРЕДЫ» И «СРЕДСТВА»

НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Автор обращается к вопросу духовно-нравственной культуры подростков. Средние общеобразовательные учреждения вовлечены в процесс становления духовно и нравственно богатой личности в условиях, когда институт семьи не воздействует должным образом на формирующуюся личность подростка. Туристско-экскурсионная деятельность выступает как наиболее результативное средство в решении данных вопросов.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, социально-культурная деятельность, патриотизм, туристско-экскурсионная деятельность, институт семьи, средние общеобразовательные учреждения, подростки.

M. Ukhtinskaya

The Influence of “Environment” and “Means” on the Development of Spiritual and Moral Culture of Teenagers at Secondary Schools

The issues of spiritual and moral culture of the younger generation have been discussed. Secondary educational institutions involved in the process of developing spiritually and morally rich persons at a time when the institute of the family does not influence appropriately the development ofpersonality of the teenager. Tourist and sightseeing activities are the best tools for the solution of these issues.

Keywords: spiritual and moral culture, social and cultural activities, patriotism, tourism and sightseeing activities, the institute of family, secondary school, teenagers.

На сегодняшний день одной из основных как социальных, так и педагогических проблем является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В частности, уже не первый год на повестке дня ключевыми вопросами стоят проблемы, связанные с духовно-нравственной культурой подростков. Выход соответствующих законопроектов, обсуждение которых выходит за рамки данной статьи, поправки к уже существующим законам, выступления руководителей страны, издание многочисленных методических рекомендаций, учебно-

методических пособий для образовательных учреждений — все это отражает особое, приоритетное внимание к духовно-нравственной культуре подрастающего поколения всей вертикали власти.

Подобные тенденции отнюдь не случайны в нынешних условиях, когда вызовы глобализации требуют от России постоянного, глобального стремления вперед. Открытые границы и провозглашение принципа толерантности, проникновение транснациональных компаний, образ «успешности», требующий овладения несколькими иностранными языками, знания различных культур, одним словом, всего того, что понимается под высокообразованностью; повсеместное распространение технических новинок, внедрение их в повседневную жизнь людей также требует определенной инновативности; «быть в тренде», «не отставать» — вот те всё более отчётливо

слышимые лозунги современности. Иными словами, в условиях социальной модернизации особо важно обратить внимание на духовно-нравственную культуру подрастающего поколения, которая в современных, достаточно динамично меняющихся условиях находится как никогда в весьма уязвимом состоянии.

Для более детального анализа сложившейся ситуации с целью поиска путей выхода из сложившихся кризисных процессов, первоначально необходимо рассмотреть два основных аспекта: среда, в которой возможно наиболее результативно формировать или, возможно, переформировывать сложившуюся духовно-нравственную культуру подростков, и средство, при помощи которого данную культуру лучше формировать.

Первый аспект — среда. Обратимся к макросреде подростков: семья и образовательные учреждения, школьные, в частности. Первоначально рассмотрим институт семьи как главный транслятор опыта, основную и первоначальную среду, в которой формируется не только духовно-нравственная культура, но и происходит становление человека в принципе. Однако сейчас, когда в современной России наблюдается острый кризис семьи, возрастает число разводов. Так, согласно проведённому нами исследованию (494 опрошенных в шести школьных учреждений разного типа), большую надежду на институт семьи, к со-

жалению, возлагать не приходится. Лишь 73,9% подростков воспитываются в семье с отцом, однако в беседах с подростками выяснилось, что по факту этот процент еще ниже, поскольку некоторые подростки говорили: «Папа живет не с нами, но он приходит в гости, я все равно его отметил». Однако семья порой может воздействовать на подростка и негативно — неполнота семьи, чрезмерная занятость родителей и, как следствие, элементарное невнимание к подростку, жизнь «для себя», искаженное или тенденциозное мировоззрение родителей и т. д. — все это далеко не лучшим образом влияет на формирующуюся личность. Здесь особенно интересно отметить тенденцию, впрямую соотносящуюся с такими базовыми национальными ценностями, как патриотизм, социальная солидарность и гражданственность. Речь идёт об отношении родителей к политике, воспринимаемом подростками достаточно серьёзно, тем более что в подростковый период возникает стремление «быть как взрослый». Интерес общества к политической жизни страны в последние годы достаточно высок; более того, подобному интересу нередко сопутствует и негативное отношение к органам власти в совокупности с неодобрительной оценкой их деятельности. В свою очередь, возникает противоречие: с одной стороны, расходуются значительные ресурсы на формирование нравственных основ, в частности, гражданской и патриотической позиции у подростков, с другой стороны, в немалом количестве их семей существует негативный настрой по отношению к государству и к правящим структурам, что может сводить на нет все усилия, затраченные последними. Многие ругают подростков за асоциальное поведение на улицах, за оставленный мусор, за небрежное отношение к природе, за нежелание учиться, за отсутствие познавательных интересов к своей стране и к «малой» родине, но семья и общество практически пассивно относятся к формирующемуся у немалого количества

подростков желанию уехать из России, к нелюбови к городу, к посёлку, к селу, где они живут. Откуда возьмется должный для человека XXI века уровень экологической культуры, уважение к труду, и в особенности патриотизм, социальная солидарность и гражданственность, если сейчас одним из социальных трендов России последних лет стало презрение к Родине и к обществу, в немалой степени идущее из семьи. В современной российской семье не принято формировать политическую культуру; родители, уступая сложившимся в России традициям политического нигилизма, таким образом, как правило, сформировывают отрицательное отношение у детей к стране и к государству, исходя из собственных, субъективных причин, при этом формируя негативное отношение подростков к России в целом.

Таким образом, именно перед образовательными учреждениями поставлены в своём роде компенсаторные по отношению к современной семье задачи формирования духовно-нравственной культуры, в особенности — формирование патриотизма у подростков.

Вторая макросреда подростков — современные образовательные учреждения. Указанные социальные институты, помимо образовательной функции, несут и воспитательную функцию — формирование и развитие духовно-нравственной культуры учащихся. Данное воспитание должно проходить не только во внешкольной деятельности, но и во внеурочной работе, чему в настоящее время не уделяется необходимого внимания вследствие разного рода причин (кадровые, материальные, организационные, правовые и т. д.). Особое внимание необходимо уделять практически забытому сегодня опыту построения уроков на практическом принципе, в частности, на основе экскурсий разного содержания. Именно средние общеобразовательные учреждения как институт среды подростка должны прививать духовно-нравственную культуру в

подростковый период по нескольким причинам: во-первых, именно учебная деятельность является основной в подростковый период, во-вторых, средние общеобразовательные учреждения как макросреда легче поддаются государственному регулированию, в-третьих, сама специфика общеобразовательных учреждений как педагогической среды предопределяет более компетентный воспитательный и образовательный процесс, тогда как семья в этом отношении является практически самостоятельным субъектом со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Второй аспект — средство. Если рассматривать данный аспект в контексте школьного учреждения, то средства привития духовно-нравственной культуры можно подразделять на внеурочную, внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Занятия в домах творчества юных, тематические уроки, игровая деятельность, школьные концерты, краеведческая работа и т. п. благодаря этим средствам также вполне реально могут формировать и развивать духовнонравственную культуру обучающихся. Однако при наличии особенностей подросткового возраста следует более скрупулезно отнестись к выбору той или иной деятельности, определяя её как доминирующую. Мы считаем, что среди широкого спектра средств формирования духовно-нравственной культуры подростков особое внимание следует уделять туристско-экскурсионной деятельности. Так, для подростков туристская деятельность является не только средством рекреации и оздоровления, но, при правильном подходе, туризм, равно как и экскурсионная деятельность, могут стать одним из базовых средств как образования, так и воспитания.

Безусловно, ценность и педагогическую направленность туристско-экскурсионной

деятельности никто не оспаривает. Данная деятельность как совокупный метод воспитания подрастающего поколения возникла еще в дореволюционной России во второй

половине Х1Х в. — достаточно вспомнить такие имена, как Я. А. Якушин, К. Д. Ушин -ский, Я. А. Герд. Правда, проявления вышеупомянутой деятельности не были повсеместны и с трудом получали практическое применение. Тем не менее сам факт осознания туристской, краеведческой и экскурсионной работы как средства воспитания и образования присутствует. Впоследствии, вплоть до 50-х годов ХХ в., туристская, краеведческая и экскурсионная работа уже осознанно воспринимались как образовательные средства, и в особенности как средства воспитания общественно-политической культуры (после 40-х годов ХХ в. туристская, краеведческая и экскурсионная деятельность стали выполнять функцию военно-физического воспитания). Только с конца 50-х годов ХХ в. эти три вида деятельности стали выступать как средство всестороннего развития личности (В. А. Сухомлинский), а также как средство привития нравственных качеств личности. Однако такая тенденция просуществовала недолго, и уже вскоре вышеупомянутая деятельность в большей мере была направлена на формирование политической культуры учащихся.

Иными словами, рассматривая историю туристской, краеведческой и экскурсионной работы в контексте учебно-воспитательной среды подрастающего поколения, можно отметить, что эта работа, по большей своей части, обладала следующими характеристиками: она была частью внешкольной работы; предоставляла возможность организовывать школьные уроки на краеведческом принципе (образование); являлась средством воспитания политической культуры; развивалась и принималась как самодеятельный туризм. Можно отметить, что данные тенденции наблюдаются и по сей день в школьной практике (за исключением воспитания политической культуры), в особенности в системе основного среднего образования. Однако не умаляя заслуг предшественников, но учитывая современные реа-

лии, важно отметить, что, во избежание стагнации, в ряде случаев необходимо отойти от вышеперечисленных характеристик, которые в целом присущи туристской, краеведческой и экскурсионной работе еще Х1Х века. Необходимо совершенствовать сложившиеся технологии, системы, средства, программы туристско-экскурсионной деятельности в современной школе, безусловно, учитывая влияние модернизационных социальных процессов, как бы ни была сложна практическая реализация концепта. В этом отношении современной школьной жизни необходим, в частности, учёт следующих принципов: туристско-экскурси-

онная работа в своей основе должна быть не только частью внешкольной работы, но и частью работы учебной; соответствующие школьные занятия важно строить не только на принципе краеведения, но и на принципах патриотизма и солидарности — несмотря на всё углубляющиеся тенденции «атомизированности» российского социума, несмотря на то, что действенная национальная идея, интегрирующая общество, практически еще не сформирована и лишь общие её контуры уже второе десятилетие только незримо витают в «коридорах власти».

Уделяя внимание содержанию школьного туризма и возможностям его внедрения в практику современной школы, даем утверждение Ю. С. Константинова и Г. И. Зориной: «Содержание школьного туризма будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т. е. когда дети потребляют то, что сами производят» [1, с. 13]. Однако не со всем в этом высказывании можно согласиться. Дело в том, что туристско-экскурсионной деятельности присущи различные формы реализации. В свою очередь, учащиеся по разным причинам не всегда могут участвовать в организации широкого спектра необходимых подросткам форм туристско-экскурсионной деятельности. И если ждать, когда они получат возможность

самостоятельно производить нужный им туристский продукт (в случае, если они в принципе смогут обладать необходимой возможностью), то может пройти много времени. Единичные же поездки в учебном году, организованные отдельными энтузиа-стами-учащимися, задачи формирования духовно-нравственной культуры, стоящие перед школой, определенно не решат! Таким образом, в среднем общеобразовательном учреждении должен быть как самодеятельный туризм, организуемый силами учащихся и педагогов, так и коммерческий туризм, организуемый соответствующими социальными институтами. Более того, обе упомянутые формы организации туристско-экскурсионной деятельности, взаимодополняющие друг друга, своеобразный тандем самодеятельного начала и профессионализма, в современной школе просто необходим, в том числе и в контексте профориентационном.

Подводя итог всему сказанному выше, необходимо отметить, что острая потребность в приобщении современных подростков к ценностям духовной и нравственной культуры не только позволяет, но и настоятельно требует от педагогов обратить особое внимание на два вышеизложенных аспекта проблемы — «среда» и «средство». В рамках рассматриваемой проблематики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами туристско-экскурсионной деятельности необходимо сконцентрироваться на системе среднего школьного образования не только как на среде, в которой могут реализовываться программы школьных уроков вместе с краеведческой работой и могут организовываться единичные двухдневные походы в течение учебного года в комплексе с осенним и весенним «турслетами», в лучшем случае. Важно представить именно туристско-экскурсионную деятельность как основное средство формирования и развития духовно-нравственной культуры подростков, совершенствуя в этом аспекте уже сущест-

Формирование самооценки младших подростков в практике проектной деятельности

вующие методики и активно применяя но- экскурсионную деятельность учащихся,

вые творческие, внедряя их в школьные уч- деятельно вовлекая самих учащихся в этот

реждения, независимо от их типа. процесс, в том числе и как организаторов.

Таким образом, средние общеобразова- Более того, эта деятельность должна носить

тельные учреждения как институт среды преобразующий, инкультурирующий, вос-

должны активно организовывать туристско- питательно-образовательный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов Ю. С. Организационно-педагогические условия туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях: Монография / Ю. С. Константинов, Г. И Зорина; Российская международная академия туризма. М.: Логос, 2011. 191 с.

REFERENCES

1. Konstantinov Ju. S. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija turistsko-kraevedcheskoj dejatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: Monografija Ju. S. Konstantinov, G. I Zorina; Rossijskaja mezhdunarodnaja akademija turizma. M.: Logos, 2011. 191 s.

Н. Г. Кожемяченко

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРАКТИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования личности школьника в условиях современных образовательных технологий. Приводятся данные эксперимента, проведенного на уроках информатики в 5-6 классах с использованием межпредметных связей. Особое внимание обращается на то, что использование проектной технологии в обучении младших подростков создает благоприятные условия для становления у них опыта самостоятельной познавательной деятельности и положительных личностных изменений.

Ключевые слова: метод проектов, младший подросток, самосознание, самооценка.

N. Kozhemyachenko

Self-estimation Development of Younger teenagers During Implementing Projects

Article discusses the issue of the development the personality of the school student in the conditions of modern educational technologies.

The data of the experiment carried out at lessons of information science in grades 5-6 are discussed. A special attention is drawn to the use of design technology in training younger teenagers. It is argued that it creates favorable conditions for experience in independent cognitive activities and positive personal changes.

Keywords: project method, younger teenager, self-consciousness, self-estimation.

При изучении любой дисциплины важ- щихся. Создание на уроках творческой об-

ным является развитие как интеллектуаль- становки и возможности самореализации

ных, так и творческих способностей уча- для каждого ученика отвечает требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.