Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях модернизации России'

Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях модернизации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ПОДРОСТКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / PATRIOTISM / TEENS / MODERNIZATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / TOURISM AND SIGHTSEEING ACTIVITIES / NATIONAL POLICY / MIDDLE SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ухтинская М. В.

Россия характеризуется повсеместными процессами модернизации. В данной связи выбор ценностных ориентаций обретает особую значимость. В особенности вопросы духовно-нравственной культуры касательно категории подростков. В свою очередь, туристско-экскурсионная деятельность выступает как один из самых результативных средств привития культурно-досуговой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ухтинская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TIMELINESS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF ADOLESCENTS IN THE MODERNIZATION OF RUSSIA

Russia is characterized by widespread processes of modernization. In this regard, the choice of valuable orientations becomes special significance. In particular, questions of moral and spiritual culture in the category of adolescents. In turn, the tourism and sightseeing activity show as one of the most effective means of inoculation moral and spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях модернизации России»

УДК 379.8.093

Ukhtinskaya M.V. THE TIMELINESS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF ADOLESCENTS IN THE MODERNIZATION OF RUSSIA. Russia is characterized by widespread processes of modernization. In this regard, the choice of valuable orientations becomes special significance. In particular, questions of moral and spiritual culture in the category of adolescents. In turn, the tourism and sightseeing activity show as one of the most effective means of inoculation moral and spiritual culture.

Key words: The spiritual and moral culture, patriotism, teens, modernization, social and cultural activities, tourism and sightseeing activities, national policy, middle school.

М.В. Ухтинская, аспирант каф. социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского

университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Россия характеризуется повсеместными процессами модернизации. В данной связи выбор ценностных ориентаций обретает особую значимость. В особенности вопросы духовно-нравственной культуры касательно категории подростков. В свою очередь, туристско-экскурсионная деятельность выступает как один из самых результативных средств привития культурно-досуговой культуры.

Ключевые слова: Духовно-нравственная культура, патриотизм, подростки, модернизация, социальнокультурная деятельность, туристско-экскурсионная деятельность, государственная политика, средние общеобразовательные учреждения.

Россия за последние три десятилетия пережила серьезные политические, социально-экономические и цивилизационные изменения. Страна в настоящее время активно втянута в глобализационные процессы модернизации, являющиеся постепенными по своему характеру качественными социальными трансформациями. Собственно говоря, социальная модернизация, по своей сути и должна протекать комплексно и постепенно. Не вдаваясь подробно во всю проблематику сущности процесса модернизации, необходимо отметить, что даже по причине того, что Российская Федерация является огромным государством с площадью в 17 миллионов км1 и населением 143 миллиона -человек (на начало 2012 г.), уже в силу только этих обстоятельств «шоковые», одномоментные процессы однозначно не смогут привести к наблюдаемым в положительной динамике позитивным изменениям.

Как известно, вместе с социальными, экономическими и политическими изменениями, на современном этапе жизни всего общества, актуализируются вопросы духовного и нравственного воспитания. Одновременно, и этого нельзя не заметить, значительно трансформируется (к сожалению, не всегда положительно) не только отношение к ставшим традиционными общественным ценностям в целом, но и персональные, индивидуальные ценности. По выводам А.Н. Аринина: «Без строгого соблюдения действующих законов, моральных норм и нравственных принципов существования человеческого общества, а также изменения структуры общественно-государственных отношений, преобразование современной социально-экономической модели невозможно» [1, с. 28]. В современной российской социальной реальности, в свою очередь, наблюдается деформация и утрата важнейших общечеловеческих ценностей, и, что вызывает большую тревогу, нарастающие процессы отчуждения человека от общества. Именно в связи с данными негативными социальными трансформациями, можно говорить о том, что духовно-нравственная культура подрастающего поколения является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики, что отражает, к примеру, выход законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ», который был подготовлен в России в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2015 годы, социальный заказ системе образования, определяющий необходимость духовно-нравственного воспитания, а также систематические выступления бывшего президента РФ Д.А. Медведева по вопросам развития внутреннего туризма в целом и туристских кластеров России в частности, таким образом, чтобы инфраструктура отечественного туризма могла функционировать круглогодично. Более того, в ходе проведения автором соответствующих педагогических и социологических исследований социально-педагогического потенциала туристско-экскурсионной деятельности, как средства формирования культуры досуга подростков, именно актуализация вопросов духовно-нравственной культуры подрастающего поколения вы-

явилась как наиболее серьезная и актуальная проблема, требующая неустанного внимания, как со стороны государства, так и со стороны общественных институтов.

Совершенно очевидно, что без актуализации духовно-нравственной составляющей модернизации ни о каком перспективном общественном развитии говорить не приходится, так как, учитывая опыт исторического развития России ХХ-ХХ1 вв., можно со всей очевидностью сделать вывод о том, что ни процессы модернизации, ни общественное развитие, ни развитие в отдельности взятого человека не может протекать без знания, принятие и соблюдения как духовных законов, так и соответствующих им нравственных и моральных норм. Особенно важно формирование основ духовно-нравственной культуры личности и ее дальнейшее развитие в подростковом возрасте, когда происходят качественные изменения, затрагивающие все стороны развития подростка. Мораль, в свою очередь, как сугубо духовный способ регуляции, есть олицетворение силы и безукоризненности, но одновременно и воплощение слабости. Мораль - совершенный инструмент социальной регуляции, потому что воздействует не посредством экономической, физической или иной материальной силы (например, как право и политика), а опирается на гуманистическую составляющую в человеке, а именно -на разум и чувства. Именно поэтому, проблема выбора ценностных ориентаций нашими соотечественниками и, особенно, подрастающим поколением, в последнее время обретает особую значимость как стратегическое направление, определяющее, не побоимся высоких слов, историческую будущность нашей страны. Необходимо, чтобы в нашей социальной реальности, мораль была совершенным способом социальной регуляции, для этого в свою очередь, необходим абсолют разума и чувств, как на общественном уровне, так и на индивидуальном.

Принятие и следование подрастающим поколением традиционным нравственным принципам и моральным нормам, ведет к укреплению самопознания, становлению личности, что в свою очередь позволяет подростку сознательно нести ответственность за выбор в своем жизненном пути. Мораль способна регулировать поступки подростка (как и любого человека, в принципе) во всех сферах общественной жизни: быт, труд, учеба, семья и т.д.

Осознавая всеобщее значение морали, вместе с тем возникает вопрос, каким же наиболее эффективным путем привить духовно-нравственную культуру личности в подростковый период (хотя делать это необходимо еще в дошкольном возрасте), имеющий множество особенностей. Несомненно, первоочередным институтом воспитания должна быть, и является таковой по существу семья. Однако практика показывает, что уже в подростковом возрасте, находясь в рамках учебного процесса, подростки в ряде случаев духовно и нравственно не воспитаны. Таким образом, напрашивается вывод: для того, чтобы в ближайшей исторической перспективе обществу не кануть в бездну

безнравственности и морального отчуждения, именно средним общеобразовательным учреждениям, как важнейшим социальным воспитательным институтам необходимо внедрять или модернизировать с учетом социальных реалий комплексы программ духовно-нравственного воспитания подростков, в которых будут полностью отработаны все содержательные компоненты проблематики, а именно условия, содержание, средства, формы, методы, одним словом, вся система по формированию и развитию духовно-нравственной культуры личности. Более того, и это необходимо отметить отдельно, сама программа по формированию и развитию духовно-нравственной культуры подростков должна работать не только в каких-то особых, абстрактнотепличных условиях, но в условиях, которые могут быть реализованы практически каждым отечественным общеобразовательным учреждением, с учётом его региональных особенностей, специфики контингента обучающихся и кадрового обеспечения.

Современность диктует совершенно новые условия жизни, более информативные, более динамичные, чем в предыдущие исторические периоды, и система российского среднего общего образования должна в полной мере соответствовать этим вызовам. Данное требование в определенной степени отражает вступление России в Болонский образовательный процесс, но, вместе с тем, нельзя не отметить необходимость жесткого контроля за его практической реализацией, для того, чтобы образование в России с одной стороны отождествлялось с принципами свободы и открытости, но, с другой стороны, оставалось в контексте отражения национальных традиций, менталитета и, конечно же, морали.

Особо отметим, что формирование и развитие духовно-нравственной культуры у учащихся подростков наиболее результативно посредством включения их в педагогически обоснованную и практически реализованную систему мероприятий, связанных с туристско-экскурсионной деятельностью. Туристско-экскурсионная деятельность по своей природе обладает рядом особых признаков, которые позволяют со всей ответственностью отнести её к одному из наиболее перспективных средств формирования и развитие духовно-нравственной культуры учащихся. В частности, нельзя не отметить в этом отношении ценность одного из ключевых методов туристско-экскурсионной деятельности, имеется в виду метод «показа-рассказа», используемый при организации экскурсий. В ходе экскурсионной поездки учащиеся определяют для себя свои цели (педагогически опосредованно навеянные организатором): нравственно-воспитательные, культурноэстетические, приобщение к тем или иным традициям; общеобразовательные или научные; патриотического воспитания, любви к малой Родине: ознакомления с достопримечательностями, достижениями города, района, края и т.п.

Следует отметить, что туристско-экскурсионная деятельность в школах должна иметь место как составляющая часть внеурочной работы с учащимися, тем самым представляя собой составную часть системы образования, подразумевающую

Библиографический список

не только уникальный инструмент духовно-нравственного воспитания, но и исключительный по степени воздействия на учащихся социально-педагогический потенциал, достойную форму организации культурно-досуговой деятельности учащихся, эффективное средство воспитания, обучения, всестороннего развития личности. Благодаря активному внедрению мероприятий, связанных с туристско-экскурсионной деятельностью в практику внеурочной работы с учащимися, находит свое практическое решение ряд важнейших воспитательных аспектов, непосредственно связанных с проблемой духовно-нравственного воспитания подростков, активнее происходит процесс духовнонравственного становления учащихся, формирование у подростка нравственных чувств, осознание общих идеалов, совершенствование нравственного облика и поведения, гуманизация личностной нравственной позиции. Необходимо отметить, что подросток, мотивированный к занятию туристско-экскурсионной деятельностью, тем самым активно вовлечен в среду неформального общения не только в стенах школы, где подросток, находясь в коллективе сверстников, нередко вынужден выбирать модель поведения, не всегда адекватную своим личностным установкам и т.д. В этом также нельзя не отметить положительную роль туристско-экскурсионной деятельности, которая «по своему содержанию, формам и целям многообразна и занимательна, эластична по срокам (длительности) и во времени в течение года, подвижна в пространстве с точки зрения выбора места отдыха и лишена стандартности в условиях отдыха» [2, с. 67].

Посредством экскурсионных поездок подросток знакомится и может приобщиться к формам традиционных российских религий, становится более восприимчив к ценностям культуры и искусства, лояльнее к своему Отечеству и родному краю. Подросток становится более социально солидарным, знакомится с принципами толерантности, семейными ценностями, на практике знакомится с основами экологической культуры и т.д.

Таким образом, важно и нужно в полной мере использовать среду учебно-воспитательного процесса в школах в целях вовлечения учащихся в перманентную и систематизированную с позиции формирования и развития духовно-нравственной культуры туристско-экскурсионную деятельность, в особенности по причине того, что подросток большую часть своего бюджета времени вовлечен в неотложные учебные дела, по своей сути предполагающие значительно более низкую «степень свободы» учащихся.

Подводя итог вышеизложенному, нельзя не сделать вывод о том, что назревшая и стратегически успешная модернизация российского общества на самых различных направлениях возможна только при наличии прочного морально-этического базиса общества, важный вклад, в формирование которого, может и должна внести деятельность системы российского среднего общего образования по формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

1. Модернизация России как условие ее успешного развития в XXI веке / отв.ред. А.Н. Аринин. - М., 2010.

2. Касаткин, В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма: учеб. пособие. - М., 1983.

Bibliography

1. Modernizaciya Rossii kak uslovie ee uspeshnogo razvitiya v XXI veke / otv.red. A.N. Arinin. - M., 2010.

2. Kasatkin, V.F. Faktorih razvitiya i obthestvennoe znachenie turizma: ucheb. posobie. - M., 1983.

Статья поступила в редакцию: 08.05.12

УДК 378.147

Fortunatov A.A. GOAL AND PRINCIPLES OF EXPERIMENTAL WORK WITHIN TEACHING ECOLOGICAL CULTURE TO STUDENTS. The article deals with teaching students to ecological culture. The notion of goal has been analyzed. Substantial characteristic of principles of experimental work has been described.

Key words: goal, principles of experimental work, ecological training, students' ecological culture.

А.А. Фортунатов, доц. каф. социальной педагогики, Магнитогорский гос. университет, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В работе затронуты проблемы развития экологической культуры обучающихся. Представлен анализ понятия цели. Описаны содержательные характеристики принципов организации опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.