ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
вые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни; в высокой ценностно-смысловой и волевой организации личности; готовности к реализации способностей, к принятию взвешенных решений, целеустремленности, умении планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.
В учреждениях культуры реализация социально-культурной деятельности участниками опирается на потребность молодежи в воспитании, на основе современных представлений о мотивации, жизненных ориенти-
ров. Участники социально-культурной деятельности должны быть страстными натурами, темпераментными, волевыми, физически крепкими, эмоционально насыщенными, способными стать примером для молодежи в приобщении к прекрасному.
Мотивационная структура молодых людей может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий, при этом она должна обладать определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться, в частности сознательно, в процессе воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.
Примечания
1. Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина. — Санкт-Петербург : Нева, 2003.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007.
3. Жаркова, А. А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности : монография / А. А. Жаркова. — Москва, 2009.
4. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. — Москва, 1986.
5. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — Москва, 1997.
Ф
Ф
Совершенствование деятельности
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ У МОЛОДЕЖИ
УДК 379.8
М. О. Арапов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается качество «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи.
Ключевые слова: деятельность учреждений культуры, воспитание гражданских качеств, молодежь.
In article quality of “new conditions” improvement of activity of cultural institutions on education of civil qualities at youth is considered.
Keywords: activity of cultural institutions, education of civil qualities, youth.
164 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 164-167
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 164
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
ф
В качестве «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи выступает теоретически обоснованная социально-практическими требованиями (изменившимися общественными условиями и характеристиками гуманистического воспитания) технология гражданского воспитания молодежи.
Необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гражданских идей и ориентиров взамен тоталитарных установок. Это предполагает создание целого ряда условий, среди которых прежде всего отметим следующие [2, с. 52]: признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества — самоопределения, самоутверждения, самореализации; оказание помощи молодежи в развитии их склонностей и способностей; социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности; гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.
Поэтому воспитание гражданских качеств у молодежи необходимо осуществлять как вариативный процесс. Этот процесс включает идеалы и идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. Отсюда технологии гражданского воспитания включают в себя воспитание гражданских качеств личности молодого человека, которое осуществимо в деятельно-
^ Социально-культурная деятельность
сти всех социальных институтов, и прежде всего в деятельности учреждений культуры. Как считает профессор Л.С. Жаркова, «процесс реализации этой деятельности зависит прежде всего от педагогического смысла, на основе педагогических принципов, которые могут быть эффективными лишь в условиях систематического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития» [6].
Так, принцип актуализации идей гражданского общества предусматривает ознакомление с понятием «гражданское общество», с процессами, происходящими в гражданском обществе, способствует размышлению о возможных путях развития России в мировом сообществе и тем самым несет основную мировоззренческую функцию.
Принцип позитивного социального опыта во взаимодействии с культурными ценностями гражданского общества реализует ключевую идею гражданского воспитания об изменении сознания молодежи посредством использования лучших традиций российской и западной модели общественного развития.
Принцип стимулирования возможностей самой личности предусматривает в процессе деятельности учреждений культуры усиление акцентов на развитие мировоззрения, самоактуализации.
В ходе нашего исследования проверялись знания молодежи о гражданском обществе методом анкетирования. На вопрос: «Что такое гражданское общество»? ответы группировались по трем критериям: правильно, неправильно, не ответили. Правильным считался ответ, в котором отмечалось, что гражданское общество формировалось именно на Западе и связано с развитием демократии.
Критерий «не ответили» допускался в связи с тем, что у молодежи может и не быть знаний по гражданскому обществу, поскольку, как явление, оно не рассматривалось в системе отечественных обществоведческих знаний.
Опросы и анкетирование молодых людей свидетельствуют о том, что молодое поколение находится в постоянном поиске своего положительного героя (58% опрошенных).
165
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 165
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
Представляется, что образ героя, демонстрирующего гражданские качества при определенных обстоятельствах, может оказаться тем духовно-нравственным ориентиром, который необходим для организации гражданского воспитания молодежи в учреждениях культуры.
В целом молодежь считает, что у нее достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно еще проявить «жизненную активную позицию» (21%).
Зарубежная психология и педагогика, равно как и вся жизнь западного человека, исходит из постулатов прагматизма, отличительная особенность которого практическая полезность любого деяния по принципу «здесь и теперь» [3, с. 19].
Фрейдизм и гуманистическая психология доказали, что эта особенность может быть с успехом использована для адаптации молодого человека в кризисных ситуациях, когда ему особенно важно поверить в собственные силы. Именно такой поход к жизни молодого человека и к любым видам его деятельности, является одной из наиболее сильных положительных сторон западного образа жизни в целом. Рейтинговая форма, как разновидность реализации принципа «здесь и теперь», пришла к нам также из западной профессиональной технологии (20%).
Наш замысел заключался в том, чтобы посредством рейтингового контроля, во-первых, дать молодым людям почувствовать успех, веру в собственные силы, достоинство человека, которому возможно быть первым среди равных (в этом суть рейтинга): это немаловажно в развитии личности, в раскрепощении его внутренних сил; во-вторых, постепенно формировать такие качества, как активность, ответственность и инициативность, которые являются основными в культуре гражданского общества.
Схема рейтингового контроля продумана так, что каждый имеет реальную возможность получить одобрение и поощрение как от сотрудников учреждений культуры, так и от своих друзей.
Совершенствование деятельности учреж-166
январь-февраль ^
дений культуры по данному направлению способствует сохранению общественной стабильности, формированию гражданского сознания молодежи, повышению воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданских качеств у молодежи.
Отсюда технология гражданского воспитания молодежи в учреждениях культуры нацелена на достижение единства интеллектуальной, эмоциональной и практической сфер деятельности молодежи, что относиться к общей культуре, приближенной к требованиям гражданского российского общества.
Гражданственность молодежи включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [1, с. 91].
Кроме этого, обеспечение гражданского воспитания в учреждениях культуры возможно через совершенствование [5, с. 140]:
1. Нормативно-правового обеспечения: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса гражданского воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы гражданского воспитания в системе образования.
2. Педагогического и методического обеспечения: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению гражданского воспитания; развитие и совершенствование форм и методов гражданского воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 166
Ф
19.03.2013 12:30:56
ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.
3. Информационного обеспечения: активное использование элементов гражданского воспитания в средствах массовой информации.
4. Научно-теоретического обеспечения: организацию исследований в сфере гражданского воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.
Такое обеспечение возможно во взаимодействия субъектов Российской Федерации в общей системе гражданского воспитания:
• кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи гражданского воспитания граждан;
• финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания.
Тем самым государство осуществляет управление системой гражданского воспитания, при этом оно широко использует общественные институты [4, с. 31], в том числе и учреждения культуры. Конечным результатом функционирования системы гражданского воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.
Отсутствие такого должного внимания к молодежи и ее чрезвычайно скромная роль в
нынешней России не соответствует масштабам и сложности перемен, которые происходят и должны произойти в России. Молодежь должна внести в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных составляющих в преодолении духовного, а в конечном счете и социально-экономического кризиса в России.
Важным элементом новой идеологии гражданского воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования самосознания молодежи.
Таким образом, речь идет о формировании гражданской личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества. Воспитательный эффект будет только в том случае, когда оба этих аспекта, выступающие как внешние и внутренние факторы, обусловливающие мотивацию на формирование соответствующих гражданских и личностных качеств, будут задействованы одновременно. Такого рода мотивацию относительно воспитания молодежи можно видеть в развитых западных странах. Это особенно характерно для настоящего времени, когда после периода отрицания и протеста молодежь опять ориентируется на получение высококачественного образования, освоение культуры и общечеловеческих ценностей, на здоровый образ жизни.
Примечания
1. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов. — Москва, 1997.
2. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. — Москва : Новая школа, 1994.
3. Кирпичник, А. Г. Психология и педагогика социального воспитания: концептуальные идеи, результаты исследований и практический опыт А. Н. Лутошкина / А. Г. Кирпичник // Психология и педагогика социального воспитания : [материалы научно-практической конференции]. — Кострома, 2005. — С. 19.
4. Калашников, С. В. Становление социального государства в России / С. В. Калашников. — Москва, 2003.
5. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред.
П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. — Москва, 2007. — (Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ»). *
Ф
167
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 167
Ф
19.03.2013 12:30:56