Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи'

Совершенствование деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / ACTIVITY OF CULTURAL INSTITUTIONS / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ / EDUCATION OF CIVIL QUALITIES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арапов Максим Олегович

В статье рассматривается качество «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article quality of “new conditions” improvement of activity of cultural institutions on education of civil qualities at youth is considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи»

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

вые образы имплицитных концепций воспитания, а на ценностно окрашенные поступки современников, как в спорте, так и в обыденной жизни; в высокой ценностно-смысловой и волевой организации личности; готовности к реализации способностей, к принятию взвешенных решений, целеустремленности, умении планировать жизнь, равномерно и настойчиво продвигаться к поставленным целям.

В учреждениях культуры реализация социально-культурной деятельности участниками опирается на потребность молодежи в воспитании, на основе современных представлений о мотивации, жизненных ориенти-

ров. Участники социально-культурной деятельности должны быть страстными натурами, темпераментными, волевыми, физически крепкими, эмоционально насыщенными, способными стать примером для молодежи в приобщении к прекрасному.

Мотивационная структура молодых людей может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий, при этом она должна обладать определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться, в частности сознательно, в процессе воспитания социально значимых психологических установок у молодежи в учреждениях культуры.

Примечания

1. Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина. — Санкт-Петербург : Нева, 2003.

2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007.

3. Жаркова, А. А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности : монография / А. А. Жаркова. — Москва, 2009.

4. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. — Москва, 1986.

5. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — Москва, 1997.

Ф

Ф

Совершенствование деятельности

УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ У МОЛОДЕЖИ

УДК 379.8

М. О. Арапов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается качество «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи.

Ключевые слова: деятельность учреждений культуры, воспитание гражданских качеств, молодежь.

In article quality of “new conditions” improvement of activity of cultural institutions on education of civil qualities at youth is considered.

Keywords: activity of cultural institutions, education of civil qualities, youth.

164 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 164-167

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 164

Ф

19.03.2013 12:30:56

ф

ф

В качестве «новых условий» совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи выступает теоретически обоснованная социально-практическими требованиями (изменившимися общественными условиями и характеристиками гуманистического воспитания) технология гражданского воспитания молодежи.

Необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гражданских идей и ориентиров взамен тоталитарных установок. Это предполагает создание целого ряда условий, среди которых прежде всего отметим следующие [2, с. 52]: признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества — самоопределения, самоутверждения, самореализации; оказание помощи молодежи в развитии их склонностей и способностей; социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности; гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

Поэтому воспитание гражданских качеств у молодежи необходимо осуществлять как вариативный процесс. Этот процесс включает идеалы и идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. Отсюда технологии гражданского воспитания включают в себя воспитание гражданских качеств личности молодого человека, которое осуществимо в деятельно-

^ Социально-культурная деятельность

сти всех социальных институтов, и прежде всего в деятельности учреждений культуры. Как считает профессор Л.С. Жаркова, «процесс реализации этой деятельности зависит прежде всего от педагогического смысла, на основе педагогических принципов, которые могут быть эффективными лишь в условиях систематического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития» [6].

Так, принцип актуализации идей гражданского общества предусматривает ознакомление с понятием «гражданское общество», с процессами, происходящими в гражданском обществе, способствует размышлению о возможных путях развития России в мировом сообществе и тем самым несет основную мировоззренческую функцию.

Принцип позитивного социального опыта во взаимодействии с культурными ценностями гражданского общества реализует ключевую идею гражданского воспитания об изменении сознания молодежи посредством использования лучших традиций российской и западной модели общественного развития.

Принцип стимулирования возможностей самой личности предусматривает в процессе деятельности учреждений культуры усиление акцентов на развитие мировоззрения, самоактуализации.

В ходе нашего исследования проверялись знания молодежи о гражданском обществе методом анкетирования. На вопрос: «Что такое гражданское общество»? ответы группировались по трем критериям: правильно, неправильно, не ответили. Правильным считался ответ, в котором отмечалось, что гражданское общество формировалось именно на Западе и связано с развитием демократии.

Критерий «не ответили» допускался в связи с тем, что у молодежи может и не быть знаний по гражданскому обществу, поскольку, как явление, оно не рассматривалось в системе отечественных обществоведческих знаний.

Опросы и анкетирование молодых людей свидетельствуют о том, что молодое поколение находится в постоянном поиске своего положительного героя (58% опрошенных).

165

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 165

Ф

19.03.2013 12:30:56

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)

Представляется, что образ героя, демонстрирующего гражданские качества при определенных обстоятельствах, может оказаться тем духовно-нравственным ориентиром, который необходим для организации гражданского воспитания молодежи в учреждениях культуры.

В целом молодежь считает, что у нее достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно еще проявить «жизненную активную позицию» (21%).

Зарубежная психология и педагогика, равно как и вся жизнь западного человека, исходит из постулатов прагматизма, отличительная особенность которого практическая полезность любого деяния по принципу «здесь и теперь» [3, с. 19].

Фрейдизм и гуманистическая психология доказали, что эта особенность может быть с успехом использована для адаптации молодого человека в кризисных ситуациях, когда ему особенно важно поверить в собственные силы. Именно такой поход к жизни молодого человека и к любым видам его деятельности, является одной из наиболее сильных положительных сторон западного образа жизни в целом. Рейтинговая форма, как разновидность реализации принципа «здесь и теперь», пришла к нам также из западной профессиональной технологии (20%).

Наш замысел заключался в том, чтобы посредством рейтингового контроля, во-первых, дать молодым людям почувствовать успех, веру в собственные силы, достоинство человека, которому возможно быть первым среди равных (в этом суть рейтинга): это немаловажно в развитии личности, в раскрепощении его внутренних сил; во-вторых, постепенно формировать такие качества, как активность, ответственность и инициативность, которые являются основными в культуре гражданского общества.

Схема рейтингового контроля продумана так, что каждый имеет реальную возможность получить одобрение и поощрение как от сотрудников учреждений культуры, так и от своих друзей.

Совершенствование деятельности учреж-166

январь-февраль ^

дений культуры по данному направлению способствует сохранению общественной стабильности, формированию гражданского сознания молодежи, повышению воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданских качеств у молодежи.

Отсюда технология гражданского воспитания молодежи в учреждениях культуры нацелена на достижение единства интеллектуальной, эмоциональной и практической сфер деятельности молодежи, что относиться к общей культуре, приближенной к требованиям гражданского российского общества.

Гражданственность молодежи включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [1, с. 91].

Кроме этого, обеспечение гражданского воспитания в учреждениях культуры возможно через совершенствование [5, с. 140]:

1. Нормативно-правового обеспечения: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса гражданского воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы гражданского воспитания в системе образования.

2. Педагогического и методического обеспечения: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению гражданского воспитания; развитие и совершенствование форм и методов гражданского воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 166

Ф

19.03.2013 12:30:56

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

3. Информационного обеспечения: активное использование элементов гражданского воспитания в средствах массовой информации.

4. Научно-теоретического обеспечения: организацию исследований в сфере гражданского воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.

Такое обеспечение возможно во взаимодействия субъектов Российской Федерации в общей системе гражданского воспитания:

• кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи гражданского воспитания граждан;

• финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания.

Тем самым государство осуществляет управление системой гражданского воспитания, при этом оно широко использует общественные институты [4, с. 31], в том числе и учреждения культуры. Конечным результатом функционирования системы гражданского воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Отсутствие такого должного внимания к молодежи и ее чрезвычайно скромная роль в

нынешней России не соответствует масштабам и сложности перемен, которые происходят и должны произойти в России. Молодежь должна внести в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных составляющих в преодолении духовного, а в конечном счете и социально-экономического кризиса в России.

Важным элементом новой идеологии гражданского воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования самосознания молодежи.

Таким образом, речь идет о формировании гражданской личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества. Воспитательный эффект будет только в том случае, когда оба этих аспекта, выступающие как внешние и внутренние факторы, обусловливающие мотивацию на формирование соответствующих гражданских и личностных качеств, будут задействованы одновременно. Такого рода мотивацию относительно воспитания молодежи можно видеть в развитых западных странах. Это особенно характерно для настоящего времени, когда после периода отрицания и протеста молодежь опять ориентируется на получение высококачественного образования, освоение культуры и общечеловеческих ценностей, на здоровый образ жизни.

Примечания

1. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов. — Москва, 1997.

2. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. — Москва : Новая школа, 1994.

3. Кирпичник, А. Г. Психология и педагогика социального воспитания: концептуальные идеи, результаты исследований и практический опыт А. Н. Лутошкина / А. Г. Кирпичник // Психология и педагогика социального воспитания : [материалы научно-практической конференции]. — Кострома, 2005. — С. 19.

4. Калашников, С. В. Становление социального государства в России / С. В. Калашников. — Москва, 2003.

5. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред.

П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. — Москва, 2007. — (Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ»). *

Ф

167

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 167

Ф

19.03.2013 12:30:56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.