Научная статья на тему 'Формирование навыков управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза'

Формирование навыков управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА / CULTURAL-LEISURE ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едышев Д. В.

Повышение профессиональной компетентности педагога является основным условием совершенствования государственной системы образования, значимость которой заключается в воспитании и подготовке подрастающих поколений к высокопроизводительному труду при существенном повышении уровня их духовно-нравственного развития. Культурно-досуговая деятельность располагает значительными возможностями для активизации познавательных способностей, расширения образовательной сферы, формирования потребности в саморазвитии и самовоспитании. Однако мощный потенциал культурно-досуговой деятельности может быть реализован при условии эффективного управления свободным временем детей, подростков, учащейся и студенческой молодежи. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Проблема формирования навыков управления культурно-досуговой деятельностью может быть решена путем использования общепедагогических подходов к организации целенаправленной деятельности занимающихся: системного, личностно-деятельностного, культурологического и аксиологического. Знание их роли необходимо для повышения эффективности педагогического процесса, продолжение которого распространяется и на сферу свободного времени. Результаты. Формирование навыков рационального использования данных подходов обеспечивает не только теоретическую, но также методическую и практическую готовность будущих педагогов к эффективной организации культурно-досуговой деятельности с детьми, подростками и учащейся молодежью. Результаты педагогического эксперимента показали, что каждый из рассматриваемых подходов располагает специфическими возможностями для реализации задач развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста во внеучебное время, что существенно дополняет воспитательные возможности педагогического коллектива школы. Заключение. В ходе проведения педагогического эксперимента была выявлена эффективность разработанной нами методики формирования навыков управления культурно-досуговой деятельностью, что свидетельствует о возможности значительного повышения профессиональной компетентности будущих педагогов как результата осознанной целенаправленной деятельности по саморазвитию и самовоспитанию. Полученные результаты показали перспективность предложенного подхода к повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов путем формирования у них навыков управления культурно-досуговой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ professional competence improvement is the main condition of educational state system development, the importance of which is in oncoming generation upbringing and training for highly productive labor in terms of their spiritual-moral development level increase. Cultural-leisure activity has a great potential for cognitive abilities development, educational sphere broadening, the need for self-development and self-upbringing formation. However, a powerful potential of cultural-leisure activity can be realized in case of effective control over free time of children, teen-agers, students. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Materials. The problem of the skills formation of cultural-leisure activity management can be solved by means of general pedagogical approaches use to students’ purposeful activity organization: system approach, personality-activity-based approach, culturological and axiological approaches. It is necessary to know their role for the effectiveness of pedagogical process increase, the continuation of which is in the sphere of free time. Results. The skills formation of these approaches rational use provides not only theoretical, but also methodical and practical readiness of the future teachers to fulfill effective organization of cultural-leisure activity with children, teen-agers and students. The results of the pedagogical experiment showed, that each of considered approaches has specific opportunities for the realization of the objectives of junior, mid and senior age students development and upbringing during free time, which supplements with the upbringing opportunities of the teaching staff of a school. Conclusion. During the pedagogical experiment the effectiveness of created by us methodology of cultural-leisure activity management skills formation was revealed and it proves the opportunities of a sufficient professional competence increase among the future teachers as a result of the realized purposeful activity connected with self-development and self-upbringing. The received results showed the prospectivity of the offered approach to the level of professional readiness increase among teachers by means of cultural-leisure activity management skills formation.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза»

DOI 10.14526/01_1111_152 УДК 378 ББК 74.58

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Д.В. Едышев - аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,

432700

E-mail: [email protected]

Аннотация. Повышение профессиональной компетентности педагога является основным условием совершенствования государственной системы образования, значимость которой заключается в воспитании и подготовке подрастающих поколений к высокопроизводительному труду при существенном повышении уровня их духовно-нравственного развития. Культурно-досуговая деятельность располагает значительными возможностями для активизации познавательных способностей, расширения образовательной сферы, формирования потребности в саморазвитии и самовоспитании. Однако мощный потенциал культурно-досуговой деятельности может быть реализован при условии эффективного управления свободным временем детей, подростков, учащейся и студенческой молодежи. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Проблема формирования навыков управления культурно-досуговой деятельностью может быть решена путем использования общепедагогических подходов к организации целенаправленной деятельности занимающихся: системного, личностно-деятельностного, культурологического и аксиологического. Знание их роли необходимо для повышения эффективности педагогического процесса, продолжение которого распространяется и на сферу свободного времени. Результаты. Формирование навыков рационального использования данных подходов обеспечивает не только теоретическую, но также методическую и практическую готовность будущих педагогов к эффективной организации культурно-досуговой деятельности с детьми, подростками и учащейся молодежью. Результаты педагогического эксперимента показали, что каждый из рассматриваемых подходов располагает специфическими возможностями для реализации задач развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста во внеучебное время, что существенно дополняет воспитательные возможности педагогического коллектива школы. Заключение. В ходе проведения педагогического эксперимента была выявлена эффективность разработанной нами методики формирования навыков управления культурно-досуговой деятельностью, что свидетельствует о возможности значительного повышения профессиональной компетентности будущих педагогов как результата осознанной целенаправленной деятельности по саморазвитию и самовоспитанию. Полученные результаты показали перспективность предложенного подхода к повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов путем формирования у них навыков управления культурно-досуговой деятельностью. Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент, методика.

THE SKILLS FORMATION OF MANAGING PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT STUDENTS' CULTURAL-LEISURE ACTIVITY

Denis V. Edyshev - post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. Teachers' professional competence improvement is the main condition of educational state system development, the importance of which is in oncoming generation upbringing and training for highly productive labor in terms of their spiritual-moral development level increase. Cultural-leisure activity has a great potential for cognitive abilities development, educational sphere broadening, the need for self-development and self-upbringing formation. However, a powerful potential of cultural-leisure activity can be realized in case of effective control over free time of children, teen-agers, students. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Materials. The problem of the skills formation of cultural-leisure activity management can be solved by means of general pedagogical approaches use to students' purposeful activity organization: system approach, personality-activity-based approach, culturological and axiological approaches. It is necessary to know their role for the effectiveness of pedagogical process increase, the continuation of which is in the sphere offree time. Results. The skills formation of these approaches rational use provides not only theoretical, but also methodical and practical readiness of the future teachers to fulfill effective organization of cultural-leisure activity with children, teen-agers and students. The results of the pedagogical experiment showed, that each of considered approaches has specific opportunities for the realization of the objectives of junior, mid and senior age students development and upbringing during free time, which supplements with the upbringing opportunities of the teaching staff of a school. Conclusion. During the pedagogical experiment the effectiveness of created by us methodology of cultural-leisure activity management skills formation was revealed and it proves the opportunities of a sufficient professional competence increase among the future teachers as a result of the realized purposeful activity connected with self-development and self-upbringing. The received results showed the prospectivity of the offered approach to the level of professional readiness increase among teachers by means of cultural-leisure activity management skills formation.

Keywords: cultural-leisure activity, professional competence, pedagogical experiment, methodology.

Актуальность. Повышение

профессиональной компетентности

является ведущей задачей будущего педагога. Важным признаком

компетентности многие специалисты (И.А. Зимняя, 2001; М.М.Левина, 2001; Е.Ф. Зеер, 2007; и др.) считают способность к объективному, разностороннему анализу условий жизнедеятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, уровня их духовно-нравственного и

интеллектуального развития. Объективную информацию об образовательном уровне,

показателях воспитанности детей и подростков, особенностях характера каждого ученика педагог может получить в процессе организованной культурно-досуговой деятельности, где он сам выступает в качестве ее руководителя.

Располагая объективной

информацией об уровне усвоенных знаний, отношении к учебно-воспитательному процессу,

взаимоотношении с учителями и другими членами педагогического коллектива школы, одноклассниками и др., педагог

должен выявлять, анализировать и оценивать способы педагогического воздействия на занимающихся,

способствующие устранению

отрицательных свойств личности при опоре на положительные; подбирать виды и формы культурно-досуговой

деятельности, создающие условия для проявления нравственных качеств, закрепления усвоенных норм поведения, реализации творческого потенциала. Одной из ведущих задач образовательного процесса является установка на формирование высоконравственной

личности, способной к творческому созидательному труду, постоянному развитию и совершенствованию.

Цель данной статьи: теоретически обосновать значимость эффективного использования комплекса философско-психолого-педагогических подходов,

способствующих формированию

разносторонне развитой личности с четко выраженной гражданской позицией.

Задачи: 1. Выявить наиболее значимые подходы, обеспечивающие формирование навыков управления культурно-досуговой деятельностью,

способствующей повышению

профессиональной компетентности

будущего учителя.

2. Разработать методику

использования данных подходов и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Теоретико-

концептуальные положения специалистов в области философии, психологии, педагогики определяют основные направления разработки государственной программы повышения профессиональной компетентности будущих педагогов, способных к эффективному управлению культурно-досуговой деятельностью, как мощного фактора педагогически осмысленного преобразования личности [2-5]. Компетентность предусматривает способы развития социально-

коммуникативных способностей,

обеспечивающих решение сложных задач

образования и воспитания подрастающих поколений.

Методологические положения, составляющие базис профессиональной компетентности, основаны на применении системного, личностно-деятельностного, культурологического и аксиологического подходов. Системный подход позволяет изучать интересы, способности,

потребности субъекта педагогического воздействия в различных условиях его жизнедеятельности, раскрывающих

особенности его характера.

Личностно-деятельностный подход позволяет создать ситуации для проявления собственного восприятия внешнего мира, взглядов на окружающую действительность; целенаправленно

формировать мировоззрение;

прогнозировать возможные трудности, обусловленные осознанием необходимости саморазвития и самовоспитания, непрерывным повышением

профессиональной компетентности.

Применение аксиологического подхода ставит своей целью:

- достижение гуманистического содержания предстоящей профессиональной деятельности, ориентированной на формирование готовности к решению возникающих проблем путем постоянного самосовершенствования;

- воспитание общественно-значимых личностных свойств, профессионально необходимых для успешной педагогической деятельности: необходимость видеть в ученике личность; выявлять его положительные качества и при опоре на них исправлять недостатки при совместной деятельности со школьником;

- стимулирование старшеклассника к активному участию в общественно-полезной деятельности, в процессе которой возникают ситуации для самоутверждения, повышения самооценки, воспитания уверенности в себе.

Использование данных подходов в культурно-досуговой деятельности

позволяет успешно решать разнообразные задачи воспитания детей, подростков и учащейся молодежи, используя ее мощный потенциал, способствующий посредством целенаправленных педагогических

воздействий преобразовывать личность в заданном направлении [1, 4 ].

Результаты и их обсуждение. Для проверки данного положения был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 168 студентов I-III курсов педагогического университета. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 84 человека.

Для выявления исходного уровня сформированности навыков использования рассматриваемых подходов нами были разработаны критерии оценки,

позволяющие определить уровень профессиональной подготовленности будущих учителей и степень их готовности к проведению эффективной культурно-досуговой деятельности. При реализации системного подхода оценивались навыки целостного представления о возможностях культурно-досуговой деятельности для изучения субъекта в различных ситуациях, требующих определенного уровня сформированности мыслительных

процессов; умения устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми; выявлять и применять наиболее эффективные методы педагогического воздействия, обеспечивающие укрепление положительных свойств личности и на их основе - исправления имеющихся недостатков.

Критерии оценки :

5 баллов - студент имеет четкое представление о возможностях культурно-досуговой деятельности для

целенаправленного воздействия на личность, вовлечения ее в общественно-значимые формы и виды деятельности.

4 балла - правильное представление о содержании культурно-досуговой деятельности; умение разрабатывать алгоритм педагогических воздействий на

индивида для выявления его возможностей, способностей,

потребностей, определяющих характер и стиль жизнедеятельности; умение подобрать эффективные способы положительного воздействия на субъекта воспитания.

3 балла - общее представление о культурно-досуговой деятельности,

располагающей возможностями для выявления индивидуальных особенностей детей и подростков и комплексного использования различных форм организации свободного времени индивида для повышения уровня его образования и воспитания.

2 балла - частичное представление о культурно-досуговой деятельности как дополнительном факторе воспитания школьников младшего, среднего и старшего возраста; готовность к применению отдельных ее форм, не требующих специальной подготовки.

1 балл - недооценка значимости культурно-досуговой деятельности для целенаправленного воздействия на детей и подростков. Неумение ставить конкретные воспитательные задачи при проведении отдельных видов и форм организации свободного времени учащихся.

Критериями оценки способности к использованию личностно-

деятельностного подхода является понимание его значимости для формирования мировоззрения;

рационального отношения к внешнему миру, установлению взаимоотношений и взаимодействий с окружающими людьми.

Критерии оценки:

5 баллов - понимание возможностей культурно-досуговой

деятельности для выявления уровня сформированности мировоззрения

подростков и учащейся молодежи, понимание необходимости проявления собственной позиции по отношению к окружающей действительности. Умение формировать готовность к преодолению различных трудностей и проблем в процессе обучения в школе.

4 балла - понимание необходимости мониторинга поведения детей и подростков при организации их свободного времени, изучение личностных качеств, определяющих выбор средств и методов для исправления отрицательных свойств характера.

3 балла - осознание необходимости участия в коррекции поведения, действий, поступков детей и подростков; формирование их мировоззрения. Однако не всегда эффективный выбор средств и методов, педагогических воздействий для преобразования личности в заданном направлении.

2 балла - понимание значимости личностно-деятельностного подхода для управления воспитательным процессом; затруднения в его реализации при взаимодействии с детьми и подростками в свободное от учебы время.

1 балл - использование данного подхода при дополнительной

консультативной помощи преподавателя вуза.

Для определения уровня сформированности навыков использования культурологического подхода

использовались следующие критерии: осознание необходимости повышения общей культуры детей, подростков и учащейся молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности как одного из способов повышения собственной профессиональной компететности;

способность к вовлечению учащихся в виды и формы организационной досуговой деятельности, способствующие усвоению общемировых ценностей, накопленных человечеством в сфере взаимоотношений и взаимодействия людей.

Критерии оценки:

5 баллов - отношение к культурно-досуговой деятельности как одному из направлений повышения собственной профессиональной компетентности; понимание необходимости реализации задач повышения общей культуры учащихся младшего, среднего и старшего возраста как базиса ответственного

отношения к процессу обучения и воспитания в школе.

4 балла - понимание значительного потенциала культурно-досуговой деятельности для повышения профессионального мастерства, способность к выбору форм организации свободного времени, направленных на повышение культуры поведения детей, подростков и учащейся молодежи в различных условиях жизнедеятельности.

3 балла - отношение к культурно-досуговой деятельности как к значимой сфере педагогического труда; склонность к использованию ограниченного количества форм проведения свободного времени, что не в полной мере позволяет решать задачи повышения общей культуры школьников разного возраста.

2 балла - недостаточное осознание возможностей культурно-досуговой

деятельности как фактора формирования навыков воспитания общей культуры учащихся общеобразовательных школ; неспособность к эмоциональному, содержательному проведению культурно-досуговой деятельности учащихся.

1 балл - слабое представление о возможностях решения задач повышения общей культуры детей и подростков при проведении организованного свободного времени; неспособность к

самостоятельной работе с учащимися во внеучебное время.

Критериями оценки повышения использования аксиологического подхода к организации культурно-досуговой

деятельности является ее направленность на саморазвитие как ведущее условие профессионального самоопределения, самопознания и саморазвития.

Критерии оценки:

5 баллов - использование гуманистической направленности культурно-досуговой деятельности; возможность установления дополнительных контактов; выявление новых личностных свойств субъекта, позволяющих составить более точное представление о личности индивида,

умение использовать формы культурно-досуговой деятельности в соответствии с интересами, потребностями и

возможностями занимающихся;

4 балла - умение использовать различные формы культурно-досуговой деятельности для лучшего понимания особенностей поведения детей, подростков и учащейся молодежи, установления с ними более эффективных способов организации свободного времени для решения поставленных задач воспитания потребности в общественно-полезной деятельности;

3 балла - понимание возможностей культурно-досуговой деятельности для изучения мотивов деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста; степени их вовлеченности в учебную, общественную, бытовую и другие сферы деятельности; затруднения с выбором адекватных форм культурно-досуговой деятельности, способствующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установлению более тесного

сотрудничества и взаимодействия с детьми и подростками;

2 балла - представление о возможностях культурно-досуговой

деятельности для установления контактов со школьниками разного возраста; однако затруднения при организации и проведении различных форм культурно-досуговой деятельности, обусловленные недостаточной теоретической и практической готовностью к

педагогической деятельности;

1 балл - недооценка значимости культурно-досуговой деятельности для более тесного взаимодействия с детьми и подростками; потребность в

дополнительной помощи при организации и проведении игровой, физкультурно-спортивной и других форм организации свободного времени.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню сформированности навыков управления культурно-досуговой деятельности у студентов КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ культурно-досуговая деятельность

осуществлялась Культурным центром вуза в соответствии с программой его работы; в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования навыков управления культурно-досуговой

деятельностью, включающая в свое содержание:

- разъяснение сущности системного подхода при организации свободного времени занимающихся; его возможностей для разностороннего изучения особенностей поведения, поступков, действий субъекта; понимание необходимости создания и использования различных педагогических ситуаций, обусловливающих проявление различных свойств личности;

- разъяснение значимости личностно-деятельностного подхода, позволяющего находить способы вовлечения субъекта в разнообразные виды деятельности, требующие умений и навыков контроля психоэмоционального состояния, определяющие характер действий, поступков, выбор способов общения и взаимодействия с людьми разного возраста, профессиональной деятельности, жизненного и социального опыта и т.д.;

- выявление особенностей культурологического подхода, располагающего значительными возможностями для выбора эффективных форм, средств и методов усвоения общемировых ценностей культуры, накопленных на различных этапах общественного развития; технологии повышения культуры поведения общения, взаимодействия не только с окружающими людьми, но и с природой, средой обитания; создавались педагогические ситуации, позволявшие выявить уровень культуры поведения, культуры речи, использование жестов, мимики и т.д. в различных обстоятельствах и выбор методов педагогического воздействия для повышения уровня общей культуры детей, подростков и учащейся молодежи как одного из важнейших направлений их социализации;

- методика использования аксиологического подхода применительно к культурно-досуговой деятельности предусматривала организацию

специальной деятельности, направленной на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов и устойчивой потребности в самовоспитании и саморазвитии, как важнейшего условия успешности осуществления

воспитательной работы с учащимися различного возраста.

Использовались различные

педагогические ситуации, требующие от студентов педагогического вуза специальных навыков взаимодействия с трудными подростками. Отсутствие данных умений и навыков указывало будущим педагогам на важность их усвоения путем постоянного

моделирования возможных вариантов поведения детей и подростков и поиска способов управления их деятельностью. Студентам рекомендовалось

разрабатывать алгоритм своих действий по установлению рационального

взаимодействия с трудными детьми и подростками.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка уровня сформированности умений и навыков управления культурно-досуговой деятельностью у студентов КГ и ЭГ с использованием тех же критериев оценки. Анализ материалов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ они оказались существенно выше. Так, в КГ при исходных показателях сформированности навыков реализации системного подхода при организации свободного времени занимающихся - 2,58±0,17 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 2,72±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,53±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента данные увеличились до 3,37±0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных показателях

сформированности навыков использования личностно-деятельностного подхода при организации свободного времени занимающихся 2,67±0,20 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 2,77±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,69±0,17 балла показатели увеличились и составили 3,51±0,22 балла (р<0,05). Подобная тенденция улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим подходам к организации культурно-досуговой деятельности.

Заключение. Таким образом, культурно-досуговая деятельность

предоставляет широкие возможности для реализации интересов, способностей и потребностей будущих педагогов, проявление которых обусловлено свободой выбора наиболее

привлекательного вида деятельности в соответствии со склонностями субъектов педагогического воздействия. Результаты педагогического эксперимента показали большую значимость формирования навыков управления культурно-досуговой деятельностью при использовании основополагающих подходов к

организации данного вида

профессиональной деятельности:

системного, личностно-деятельностного, культурологического, аксиологического, каждый из которых располагает специфическими возможностями для управления поведением, поступками и действиями занимающихся в различных, специально созданных педагогических ситуациях, располагающих к проявлению скрытых возможностей и способностей занимающихся. Экспериментальная

проверка эффективности методики формирования навыков организации и проведения различных форм культурно-досуговой деятельности будущих педагогов показала целесообразность ее применения в предстоящей

профессиональной деятельности.

Литература: 1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и

спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http://elibrarv.ru/item.asp?id=21744097. DOI:

10.14526/01_1111_04

2. Воронин, А. А. Методологические основы организации культурно-образовательной среды досуга молодежи / А. А. Воронин // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2011. - № 7. - С. 84-90.

3. Едышев, Д. В. Роль культурно -досуговой деятельности в формировании личности / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко, З. М. Кузнецова // Brazil, Rio de Janeiro : Federal University of Riode Janeiro, 2015. - C. 492-497. (scopus)

4. Едышев, Д. В. Теоретическое обоснование значимости культурно-досуговой деятельности для формирования профессиональных свойств будущего педагога / Д.

B. Едышев, А. В. Назаренко, З. М. Кузнецова // USA, California : StanfordUniversity, 2015. - C. 326334. (scopus)

5. Едышев, Д. В. Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2015. - № 3 (36). -

C. 39-46. http://iournal-science.org/ru/magazine/13.html. DOI: 10.14526/01_1111_27.

6. Едышев, Д.В. Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза / Д.В. Едышев // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2015. - № 3 (36). http://iournal-science.org/ru/magazine/13.html. DOI: 10.14526/01_1111_28.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 240 с.

8. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социально- профессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 14-19.

9. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных завед. - М. : Академия, 2001. - 272 с.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The significance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy

fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol. 10 no. 2, pp. 28-38. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21744097. DOI: 10.14526/01_1111_04

2. Voronin A. A. Methodological basis of cultural-educational leisure organization among young people. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Southern Federal University proceedings. Pedagogical sciences], 2011, no. 7, pp. 84-90. (in Russian).

3. Edyshev D. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. Rol' kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti v formirovanii lichnosti [The role of cultural-leisure activity in personality formation], Brazil, Rio de Janeiro : Federal University of Rio de Janeiro, 2015, pp. 492-497.

4. Edyshev D. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. Teoreticheskoe obosnovanie znachimosti kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti dlya formirovaniya professional'nykh svoistv budushchego pedagoga [Theoretical substantiation of cultural-leisure activity importance for professional features formation of a future teacher], USA, California : Stanford University, 2015, pp. 326-334.

5. Edyshev D. V., Nazarenko A.V. The conditions of students' cultural-leisure activity effectiveness increase Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol.10 no. 3, pp. 39-46. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/13 .html. DOI 10.14526/01_1111_27.

6. Edyshev D.V. Simulation management of cultural and leisure activities of pedagogical high school students. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol.10 no. 3. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/13.html. DOI: 10.14526/01_1111_28.

7. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development], Moscow : Academy, 2007, 240 p. (in Russian).

8. Zimnyaya I. A., Zemtsova E.V. Integrative approach to unified social-professional competence estimation among the graduates of higher educational establishments. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2008, no. 5, pp. 14-19. (in Russian).

9. Levina M. M. Tekhnologii professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Technologies of professional pedagogical education], Moscow : Academy, 2001, 272 p. (in Russian).

Подано: 11.11.2016 г. Принято: 14.11.2016г.

Едышев Денис Викторович — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.