УДК 378 DOI 10.14526/01_ 1111_28
ББК 74.58
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Едышев Д.В. — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова» г. Ульяновск
CULTURAL-LEISURE ACTIVITY MANAGEMENT MODELING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
Edyshev D. V. — post-graduate student Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov"
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, формы, профессиональная компетентность, формирование личности, педагогический эксперимент.
Аннотация. Педагогическая деятельность является сложной,
многопараметрической сферой, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания и развития личности. Важный аспект педагогической науки - культурно-досуговый, по мнению многих специалистов - один из значимых разделов педагогики, располагающих значительными возможностями для самопознания, саморазвития, самосовершенствования, выявления латентных возможностей, способностей, задатков, интересов, потребностей, что имеет большое значение для повышения уровня духовного и нравственного формирования личности.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. Большая значимость культурно-досуговой деятельности заключается в повышении уровня общей и профессиональной культуры будущих педагогов, становления их компетентности. Культурно-досуговая деятельность предоставляет широкие возможности для мониторинга поступков, действий занимающихся, особенностей их поведения, что позволяет лучше понять характер человека, выявить наиболее эффективные способы воздействия с целью формирования личности. Это указывает на важное место рассматриваемого вида педагогической деятельности среди других научных и учебных дисциплин.
Результаты. В данной статье представлена разработанная автором модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов, применение которой при проведении педагогического эксперимента показало свою эффективность. Модель обеспечивает целостное представление о сущности культурно-досуговой деятельности, ее направленности, специфических признаках, функциях и других ее структурных компонентах. Методика управления культурно-досуговой деятельностью
имеет индивидуальную направленность и опирается на средства, методы, способствующие саморазвитию, самосовершенствованию индивида. Выявлены оптимальные условия для успешной реализации культурно-досуговой деятельности.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности предложенного автором подхода к изучению культурно-досуговой деятельности, эффективности применения разработанной модели и возможности управления данным видом деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов.
Keywords: cultural-leisure activity, forms, professional competence, personality formation, pedagogical experiment.
Annotation. Pedagogical activity is a complex, multiparameter sphere aimed at solving different problems of personality education, upbringing and development. An important aspect of pedagogy - cultural-leisure, according to many experts - is one of the most important sections of pedagogy, with great opportunities for self-discovery, self-development, self-improvement; for latent opportunities, abilities, inclinations, interests, needs identification, which is important for a person's level of spiritual and moralformation improvement.
Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing.
Materials. A great importance of cultural-leisure activity is in the level of general and professional culture improvement of the future teachers, their competence formation. Cultural -leisure activity provides opportunities for students' behavior, actions monitoring, which help to understand a person's character, to reveal the most effective ways of impact in order to form a personality. This proves an important role of this kind of pedagogical activity among other scientific and educational disciplines.
Results. This article presents a model of students' cultural-leisure activity management at pedagogical Universities developed by the author, the application of which during the pedagogical experiment has shown its effectiveness. The model provides an integral notion of cultural-leisure activity nature, its orientation, specific features, functions and its other structural components. The methodology of cultural- leisure activity management has an individual orientation and is based on the means and methods that provide self-development, self-improvement of the individual. Optimal conditions for a successful realization of cultural -leisure activity are revealed.
Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove offered by the author approach prospects to cultural-leisure activity study, the effectiveness of the developed model and the ability to manage this type of students activity from a pedagogical University- who are the future teachers.
Актуальность. В докладе международной комиссии по образованию Совет культурной кооперации высшего образования установил ключевые компетенции выпускников вуза на ХХ1 век: «научиться познавать, делать, жить, жить вместе». В законе Российской Федерации «Об образовании»,
«Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования» и других нормативных документах подчеркивается, что целью и результатом образования являются подготовка социально и профессионально
компетентной, творчески активной, физически и нравственно здоровой, мобильной и толерантной личности. В качестве одного из важнейших требований к будущему специалисту указана готовность к саморазвитию в течение индивидуальной жизнедеятельности.
Приоритет социально-
общественной активности, личной ответственности, субъектности человека в настоящее время обусловлен
необходимостью повышения уровня общей и профессиональной культуры: формирования у будущих специалистов
навыков выявления имеющегося потенциала для решения разнообразных задач обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования у детей, подростков, учащейся молодежи личностных качеств, способствующих повышению социально-общественнной активности, инициативности,
самостоятельности, организованности, творческого отношения к различным видам учебной, трудовой, бытовой и другим видам деятельности.
Эффективность учебной и профессиональной деятельности
детерминирована не только высоким уровнем усвоения специальных знаний, сформированности умений и навыков, но и конкретных личностных морально-волевых и нравственных качеств. Однако необходимо учитывать, что
жизнедеятельность человека не ограничена лишь учебной и производственной сферой приложения духовно-нравственных и физических сил. Кроме трудовой, существует бытовая, направленная на обеспечение комфортных условий жизни, также требующая приложения
психических и мышечных усилий.
В то же время физиологические закономерности развития человека определили потребность организма в восстановлении затраченной энергии; осознании своего места по отношению к другим людям, к природе, животному и растительному миру. Это определило потребность субъекта в свободном времени, которому на разных этапах общественного развития в зависимости от содержания профессионального труда, возраста, уровня духовно-нравственного развития, образования, жизненного опыта отводилась разная продолжительность. Это свободное время получило название «досуг».
Целью данной работы является теоретическое и концептуальное обоснование значимости исследования культурно-досуговой деятельности для повышения профессиональной
компетентности будущих педагогов.
Задачи:
1. Разработать модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов.
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования данной модели при организации культурно-досуговой деятельности будущих учителей.
Разработка деятельностной
концепции досуга пришлась на середину ХХ века, что в значительной мере было обусловлено сокращением
продолжительности рабочего дня в ряде развитых западных стран в 30-х годах прошлого столетия. В рамках данной концепции понятие «досуг»
рассматривается по отношению к определениям «рабочее», «внерабочее» и «свободное» время. По мнению З.С. Тиньковой (2012), каждое из данных понятий имеет свое специфическое содержание. Так, понятие «рабочее время» и часть «внерабочего времени» идентифицируются с «непреложными занятиями», включающими в свое содержание трудовую деятельность, обеспечивающую человека средствами к существованию, возможностью
самовыражения и самореализации, устроенным бытом. Оставшееся после трудовой и бытовой деятельности «свободное время» предоставляет субъекту возможность для видов самоорганизации в соответствии с интересами, потребностями,
склонностями, способностями.
Понятие «досуг» в значении свободного времени имеет глубокие исторические корни [1], однако его сущность была осознана в период индустриального и постиндустриального развития общества. Изучение досуга на операциональном уровне позволило более точно определить его содержательный аспект как «деятельности,
обеспечивающей интеллектуальное,
духовно-нравственное, социальное и
физическое развитие субъекта, а также его активного отдыха» [2, 3].
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что с позиций общесоциологической теории культуры при рассмотрении совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, акцент делается на культурных ценностях как побудительной силе для осуществления культурной деятельности по производству, распространению, сохранению и потреблению духовной культуры. Это послужило основой для возникновения термина «культурно-досуговая деятельность».
Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение культуры, реализацию потребностей в познании, творчестве, общении. Ее специфическими особенностями являются:
- стремление к самопознанию, самооценке;
- сформированность навыков сопоставления своего культурно-познавательного уровня, уровня профессионального мастерства, способностей, латентных возможностей с таковыми окружающих людей;
- осознание необходимости саморазвития, самосовершенствования для удовлетворенности результатами труда;
- свободный выбор занятий, обусловленный способностями, возможностями, уровнем культуры, профессионального мастерства, объективностью оценки саморазвития и самосовершенствования, стремлением к усвоению духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством;
- обеспечение восстановления организма после трудовой деятельности;
- осмысление своих возможностей, способностей, выявление собственного места и роли в окружающем мире;
- сопоставление уровня своего культурного, социального, интеллектуального, физического развития с таковым людей одного возраста, сходной профессиональной деятельности.
Значимость культурно-досуговой деятельности обусловлена ее
направленностью :
- на обогащение духовного мира;
- на формирование личности;
- на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие.
Это позволило рассматривать культурно-досуговую деятельность как важный аспект педагогической науки и необходимость формирования навыков ее организации и проведения с детьми, подростками и учащейся молодежью у студентов педагогических вузов.
Результаты и их обсуждение. Нами разработана модель управления культурно-досуговой деятельностью
будущих педагогов (рисунок 1). Для проверки эффективности применения данной модели с целью формирования навыков организации культурно-досуговой деятельности у студентов педагогического вуза был проведен педагогический эксперимент с участием 168 человек с разных факультетов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 84 студента в каждой.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень теоретической и практической подготовки по организации и проведению культурно-досуговой деятельности.
Уровень теоретической подготовки определялся по следующим разделам:
- знание особенностей культурно-досуговой деятельности как специфического аспекта педагогики, позволяющего изучать индивидуальные особенности обучающихся в процессе различных форм досуга;
- усвоение основных функций культурно-досуговой деятельности;
- знание факторов и условий, определяющих эффективность культурно-досуговой деятельности; ее основных форм;
- уровень сформированности навыков организации и проведения различных форм культурно-досуговой деятельности;
- использование комплекса методов обучения и воспитания: объяснение, убеждение, рассказ, разъяснение, инструктирование, личный пример и др.;
- применение подготовительных и подводящих упражнений для усвоения основных двигательных действий, составляющих основное содержание подвижной или спортивной игры, а также других форм культурно-досуговой деятельности.
Для оценки уровня
сформированности специальных знаний, умений и навыков нами были разработаны следующие критерии:
5 баллов - значительный объем знаний, позволяющий свободно ориентироваться при изложении основных теоретических положений; разъяснении понятий, определений, терминов; исторических сведений. Умение дать исчерпывающие ответы на вопросы обучающихся. Прочное усвоение функций культурно-досуговой деятельности;
условий и факторов ее эффективности. Высокий уровень сформированности навыков организации и проведения разнообразных форм культурно-досуговой деятельности; использование различных средств и методов.
4 балла - достаточный уровень знаний в сфере культурно-досуговой деятельности, умение хорошо
ориентироваться в определениях, понятиях, терминах; структурных компонентах данного аспекта педагогики.
Уровень усвоения навыков использования разнообразных форм, средств и методов, проведения культурно-досуговой деятельности выше среднего.
3 балла - средний уровень усвоения знаний в данной сфере педагогической деятельности; знание понятий,
определений, терминов. Недостаточно четкая организация и проведение
культурно-досуговой деятельности;
ограниченное использование средств и методов обучения;
2 балла - знания ниже среднего уровня, нечеткое определение понятий и терминов; недостаточное знание требований к проведению различных форм культурно-досуговой деятельности;
незначительный арсенал средств и методов проведения игровой и других видов деятельности;
1 балл - поверхностное представление о культурно-досуговой деятельности, частичное знание основных положений, понятий, терминов, определений; затруднения при
использовании различных форм, средств и методов.
Сравнительный анализ показал, что исходный уровень знаний, умений и навыков в сфере культурно-досуговой деятельности у студентов КГ и ЭГ не имеет существенных различий (р>0,05). В ходе педагогического эксперимента студентам ЭГ разъяснялись цель и задачи данной сферы педагогической
деятельности, раскрывались
концептуальные положения,
составляющие ее базис, основные функции. Студенты ЭГ использовали специальную литературу; давали характеристику различным формам культурно-досуговой деятельности;
рассматривали возможность их
использования в разнообразных педагогических ситуациях, требования к их проведению, правила поведения обучающихся; изучали разнообразные средства и методы обучения и воспитания; знакомились с методами изучения индивидуальных особенностей
занимающихся в процессе занятий по интересам; самостоятельно проводили разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.
Рисунок 1. Модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов
педагогических вузов
После окончания педагогического эксперимента результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако их увеличение имело различный характер. Так, в КГ при исходных показателях 2,78±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,04±0,18 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,73±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,78±0,19 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического
эксперимента показали необходимость разъяснения будущим педагогам роли и места культурно-досуговой
деятельности в общей системе образования и воспитания, в теории развития личности. Разработка модели управления культурно-досуговой
деятельностью студентов
педагогических вузов позволила создать у будущих педагогов целостное представление об особенностях, содержании и сущности культурного досуга, его функциях, формах, роли и месте среди сфер педагогической науки. Результаты педагогического
эксперимента свидетельствуют о целесообразности и эффективности применения данной модели при формировании системы специальных знаний, умений и навыков ее организации и проведения.
Литература
1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http://elibrary .ru/item. asp?id=21744097.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М. : Издательский Дом МГУКИ, 2007. -480 с.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Тинькова, З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З. С. Тинькова. - Орел : ОГПУ, 2012. - 150 с.
References
1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38, available at: http ://elibrary.ru/item.asp?id=21744097.
2. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and technology of cultural-leisure activity], Moscow : Moscow State University of Culture and Art Publishing House, 2007, 480 p.
3. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence], Moscow : Publishing center "Academy", 1999, 456 p.
4. Tinkova Z. S. Teoriya i metodika kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and methodology of cultural-leisure activity], Orel : Orenburg State Pedagogical University, 2012, 150 p.
Статья поступила в редакцию: 14.08.2015 г.