Научная статья на тему 'Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза'

Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ / FORMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY FORMATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CULTURAL-LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едышев Д. В.

Педагогическая деятельность является сложной, многопараметрической сферой, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания и развития личности. Важный аспект педагогической науки культурно-досуговый, по мнению многих специалистов один из значимых разделов педагогики, располагающих значительными возможностями для самопознания, саморазвития, самосовершенствования, выявления латентных возможностей, способностей, задатков, интересов, потребностей, что имеет большое значение для повышения уровня духовного и нравственного формирования личности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Большая значимость культурно-досуговой деятельности заключается в повышении уровня общей и профессиональной культуры будущих педагогов, становления их компетентности. Культурно-досуговая деятельность предоставляет широкие возможности для мониторинга поступков, действий занимающихся, особенностей их поведения, что позволяет лучше понять характер человека, выявить наиболее эффективные способы воздействия с целью формирования личности. Это указывает на важное место рассматриваемого вида педагогической деятельности среди других научных и учебных дисциплин. Результаты. В данной статье представлена разработанная автором модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов, применение которой при проведении педагогического эксперимента показало свою эффективность. Модель обеспечивает целостное представление о сущности культурно-досуговой деятельности, ее направленности, специфических признаках, функциях и других ее структурных компонентах. Методика управления культурно-досуговой деятельностью имеет индивидуальную направленность и опирается на средства, методы, способствующие саморазвитию, самосовершенствованию индивида. Выявлены оптимальные условия для успешной реализации культурно-досуговой деятельности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности предложенного автором подхода к изучению культурно-досуговой деятельности, эффективности применения разработанной модели и возможности управления данным видом деятельности студентов педагогического вуза будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-LEISURE ACTIVITY MANAGEMENT MODELING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Pedagogical activity is a complex, multiparameter sphere aimed at solving different problems of personality education, upbringing and development. An important aspect of pedagogy cultural-leisure, according to many experts is one of the most important sections of pedagogy, with great opportunities for self-discovery, self-development, self-improvement; for latent opportunities, abilities, inclinations, interests, needs identification, which is important for a person’s level of spiritual and moral formation improvement. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing. Materials. A great importance of cultural-leisure activity is in the level of general and professional culture improvement of the future teachers, their competence formation. Cultural leisure activity provides opportunities for students’ behavior, actions monitoring, which help to understand a person’s character, to reveal the most effective ways of impact in order to form a personality. This proves an important role of this kind of pedagogical activity among other scientific and educational disciplines. Results. This article presents a model of students’ cultural-leisure activity management at pedagogical Universities developed by the author, the application of which during the pedagogical experiment has shown its effectiveness. The model provides an integral notion of cultural-leisure activity nature, its orientation, specific features, functions and its other structural components. The methodology of culturalleisure activity management has an individual orientation and is based on the means and methods that provide self-development, self-improvement of the individual. Optimal conditions for a successful realization of cultural -leisure activity are revealed. Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove offered by the author approach prospects to cultural-leisure activity study, the effectiveness of the developed model and the ability to manage this type of students activity from a pedagogical Universitywho are the future teachers.

Текст научной работы на тему «Моделирование управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогического вуза»

УДК 378 DOI 10.14526/01_ 1111_28

ББК 74.58

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Едышев Д.В. — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова» г. Ульяновск

CULTURAL-LEISURE ACTIVITY MANAGEMENT MODELING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Edyshev D. V. — post-graduate student Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov"

Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, формы, профессиональная компетентность, формирование личности, педагогический эксперимент.

Аннотация. Педагогическая деятельность является сложной,

многопараметрической сферой, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания и развития личности. Важный аспект педагогической науки - культурно-досуговый, по мнению многих специалистов - один из значимых разделов педагогики, располагающих значительными возможностями для самопознания, саморазвития, самосовершенствования, выявления латентных возможностей, способностей, задатков, интересов, потребностей, что имеет большое значение для повышения уровня духовного и нравственного формирования личности.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. Большая значимость культурно-досуговой деятельности заключается в повышении уровня общей и профессиональной культуры будущих педагогов, становления их компетентности. Культурно-досуговая деятельность предоставляет широкие возможности для мониторинга поступков, действий занимающихся, особенностей их поведения, что позволяет лучше понять характер человека, выявить наиболее эффективные способы воздействия с целью формирования личности. Это указывает на важное место рассматриваемого вида педагогической деятельности среди других научных и учебных дисциплин.

Результаты. В данной статье представлена разработанная автором модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов, применение которой при проведении педагогического эксперимента показало свою эффективность. Модель обеспечивает целостное представление о сущности культурно-досуговой деятельности, ее направленности, специфических признаках, функциях и других ее структурных компонентах. Методика управления культурно-досуговой деятельностью

имеет индивидуальную направленность и опирается на средства, методы, способствующие саморазвитию, самосовершенствованию индивида. Выявлены оптимальные условия для успешной реализации культурно-досуговой деятельности.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о перспективности предложенного автором подхода к изучению культурно-досуговой деятельности, эффективности применения разработанной модели и возможности управления данным видом деятельности студентов педагогического вуза - будущих педагогов.

Keywords: cultural-leisure activity, forms, professional competence, personality formation, pedagogical experiment.

Annotation. Pedagogical activity is a complex, multiparameter sphere aimed at solving different problems of personality education, upbringing and development. An important aspect of pedagogy - cultural-leisure, according to many experts - is one of the most important sections of pedagogy, with great opportunities for self-discovery, self-development, self-improvement; for latent opportunities, abilities, inclinations, interests, needs identification, which is important for a person's level of spiritual and moralformation improvement.

Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing.

Materials. A great importance of cultural-leisure activity is in the level of general and professional culture improvement of the future teachers, their competence formation. Cultural -leisure activity provides opportunities for students' behavior, actions monitoring, which help to understand a person's character, to reveal the most effective ways of impact in order to form a personality. This proves an important role of this kind of pedagogical activity among other scientific and educational disciplines.

Results. This article presents a model of students' cultural-leisure activity management at pedagogical Universities developed by the author, the application of which during the pedagogical experiment has shown its effectiveness. The model provides an integral notion of cultural-leisure activity nature, its orientation, specific features, functions and its other structural components. The methodology of cultural- leisure activity management has an individual orientation and is based on the means and methods that provide self-development, self-improvement of the individual. Optimal conditions for a successful realization of cultural -leisure activity are revealed.

Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove offered by the author approach prospects to cultural-leisure activity study, the effectiveness of the developed model and the ability to manage this type of students activity from a pedagogical University- who are the future teachers.

Актуальность. В докладе международной комиссии по образованию Совет культурной кооперации высшего образования установил ключевые компетенции выпускников вуза на ХХ1 век: «научиться познавать, делать, жить, жить вместе». В законе Российской Федерации «Об образовании»,

«Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования» и других нормативных документах подчеркивается, что целью и результатом образования являются подготовка социально и профессионально

компетентной, творчески активной, физически и нравственно здоровой, мобильной и толерантной личности. В качестве одного из важнейших требований к будущему специалисту указана готовность к саморазвитию в течение индивидуальной жизнедеятельности.

Приоритет социально-

общественной активности, личной ответственности, субъектности человека в настоящее время обусловлен

необходимостью повышения уровня общей и профессиональной культуры: формирования у будущих специалистов

навыков выявления имеющегося потенциала для решения разнообразных задач обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования у детей, подростков, учащейся молодежи личностных качеств, способствующих повышению социально-общественнной активности, инициативности,

самостоятельности, организованности, творческого отношения к различным видам учебной, трудовой, бытовой и другим видам деятельности.

Эффективность учебной и профессиональной деятельности

детерминирована не только высоким уровнем усвоения специальных знаний, сформированности умений и навыков, но и конкретных личностных морально-волевых и нравственных качеств. Однако необходимо учитывать, что

жизнедеятельность человека не ограничена лишь учебной и производственной сферой приложения духовно-нравственных и физических сил. Кроме трудовой, существует бытовая, направленная на обеспечение комфортных условий жизни, также требующая приложения

психических и мышечных усилий.

В то же время физиологические закономерности развития человека определили потребность организма в восстановлении затраченной энергии; осознании своего места по отношению к другим людям, к природе, животному и растительному миру. Это определило потребность субъекта в свободном времени, которому на разных этапах общественного развития в зависимости от содержания профессионального труда, возраста, уровня духовно-нравственного развития, образования, жизненного опыта отводилась разная продолжительность. Это свободное время получило название «досуг».

Целью данной работы является теоретическое и концептуальное обоснование значимости исследования культурно-досуговой деятельности для повышения профессиональной

компетентности будущих педагогов.

Задачи:

1. Разработать модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов педагогических вузов.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования данной модели при организации культурно-досуговой деятельности будущих учителей.

Разработка деятельностной

концепции досуга пришлась на середину ХХ века, что в значительной мере было обусловлено сокращением

продолжительности рабочего дня в ряде развитых западных стран в 30-х годах прошлого столетия. В рамках данной концепции понятие «досуг»

рассматривается по отношению к определениям «рабочее», «внерабочее» и «свободное» время. По мнению З.С. Тиньковой (2012), каждое из данных понятий имеет свое специфическое содержание. Так, понятие «рабочее время» и часть «внерабочего времени» идентифицируются с «непреложными занятиями», включающими в свое содержание трудовую деятельность, обеспечивающую человека средствами к существованию, возможностью

самовыражения и самореализации, устроенным бытом. Оставшееся после трудовой и бытовой деятельности «свободное время» предоставляет субъекту возможность для видов самоорганизации в соответствии с интересами, потребностями,

склонностями, способностями.

Понятие «досуг» в значении свободного времени имеет глубокие исторические корни [1], однако его сущность была осознана в период индустриального и постиндустриального развития общества. Изучение досуга на операциональном уровне позволило более точно определить его содержательный аспект как «деятельности,

обеспечивающей интеллектуальное,

духовно-нравственное, социальное и

физическое развитие субъекта, а также его активного отдыха» [2, 3].

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что с позиций общесоциологической теории культуры при рассмотрении совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, акцент делается на культурных ценностях как побудительной силе для осуществления культурной деятельности по производству, распространению, сохранению и потреблению духовной культуры. Это послужило основой для возникновения термина «культурно-досуговая деятельность».

Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение культуры, реализацию потребностей в познании, творчестве, общении. Ее специфическими особенностями являются:

- стремление к самопознанию, самооценке;

- сформированность навыков сопоставления своего культурно-познавательного уровня, уровня профессионального мастерства, способностей, латентных возможностей с таковыми окружающих людей;

- осознание необходимости саморазвития, самосовершенствования для удовлетворенности результатами труда;

- свободный выбор занятий, обусловленный способностями, возможностями, уровнем культуры, профессионального мастерства, объективностью оценки саморазвития и самосовершенствования, стремлением к усвоению духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством;

- обеспечение восстановления организма после трудовой деятельности;

- осмысление своих возможностей, способностей, выявление собственного места и роли в окружающем мире;

- сопоставление уровня своего культурного, социального, интеллектуального, физического развития с таковым людей одного возраста, сходной профессиональной деятельности.

Значимость культурно-досуговой деятельности обусловлена ее

направленностью :

- на обогащение духовного мира;

- на формирование личности;

- на нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие.

Это позволило рассматривать культурно-досуговую деятельность как важный аспект педагогической науки и необходимость формирования навыков ее организации и проведения с детьми, подростками и учащейся молодежью у студентов педагогических вузов.

Результаты и их обсуждение. Нами разработана модель управления культурно-досуговой деятельностью

будущих педагогов (рисунок 1). Для проверки эффективности применения данной модели с целью формирования навыков организации культурно-досуговой деятельности у студентов педагогического вуза был проведен педагогический эксперимент с участием 168 человек с разных факультетов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 84 студента в каждой.

Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень теоретической и практической подготовки по организации и проведению культурно-досуговой деятельности.

Уровень теоретической подготовки определялся по следующим разделам:

- знание особенностей культурно-досуговой деятельности как специфического аспекта педагогики, позволяющего изучать индивидуальные особенности обучающихся в процессе различных форм досуга;

- усвоение основных функций культурно-досуговой деятельности;

- знание факторов и условий, определяющих эффективность культурно-досуговой деятельности; ее основных форм;

- уровень сформированности навыков организации и проведения различных форм культурно-досуговой деятельности;

- использование комплекса методов обучения и воспитания: объяснение, убеждение, рассказ, разъяснение, инструктирование, личный пример и др.;

- применение подготовительных и подводящих упражнений для усвоения основных двигательных действий, составляющих основное содержание подвижной или спортивной игры, а также других форм культурно-досуговой деятельности.

Для оценки уровня

сформированности специальных знаний, умений и навыков нами были разработаны следующие критерии:

5 баллов - значительный объем знаний, позволяющий свободно ориентироваться при изложении основных теоретических положений; разъяснении понятий, определений, терминов; исторических сведений. Умение дать исчерпывающие ответы на вопросы обучающихся. Прочное усвоение функций культурно-досуговой деятельности;

условий и факторов ее эффективности. Высокий уровень сформированности навыков организации и проведения разнообразных форм культурно-досуговой деятельности; использование различных средств и методов.

4 балла - достаточный уровень знаний в сфере культурно-досуговой деятельности, умение хорошо

ориентироваться в определениях, понятиях, терминах; структурных компонентах данного аспекта педагогики.

Уровень усвоения навыков использования разнообразных форм, средств и методов, проведения культурно-досуговой деятельности выше среднего.

3 балла - средний уровень усвоения знаний в данной сфере педагогической деятельности; знание понятий,

определений, терминов. Недостаточно четкая организация и проведение

культурно-досуговой деятельности;

ограниченное использование средств и методов обучения;

2 балла - знания ниже среднего уровня, нечеткое определение понятий и терминов; недостаточное знание требований к проведению различных форм культурно-досуговой деятельности;

незначительный арсенал средств и методов проведения игровой и других видов деятельности;

1 балл - поверхностное представление о культурно-досуговой деятельности, частичное знание основных положений, понятий, терминов, определений; затруднения при

использовании различных форм, средств и методов.

Сравнительный анализ показал, что исходный уровень знаний, умений и навыков в сфере культурно-досуговой деятельности у студентов КГ и ЭГ не имеет существенных различий (р>0,05). В ходе педагогического эксперимента студентам ЭГ разъяснялись цель и задачи данной сферы педагогической

деятельности, раскрывались

концептуальные положения,

составляющие ее базис, основные функции. Студенты ЭГ использовали специальную литературу; давали характеристику различным формам культурно-досуговой деятельности;

рассматривали возможность их

использования в разнообразных педагогических ситуациях, требования к их проведению, правила поведения обучающихся; изучали разнообразные средства и методы обучения и воспитания; знакомились с методами изучения индивидуальных особенностей

занимающихся в процессе занятий по интересам; самостоятельно проводили разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Рисунок 1. Модель управления культурно-досуговой деятельностью студентов

педагогических вузов

После окончания педагогического эксперимента результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако их увеличение имело различный характер. Так, в КГ при исходных показателях 2,78±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,04±0,18 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,73±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,78±0,19 балла (р<0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического

эксперимента показали необходимость разъяснения будущим педагогам роли и места культурно-досуговой

деятельности в общей системе образования и воспитания, в теории развития личности. Разработка модели управления культурно-досуговой

деятельностью студентов

педагогических вузов позволила создать у будущих педагогов целостное представление об особенностях, содержании и сущности культурного досуга, его функциях, формах, роли и месте среди сфер педагогической науки. Результаты педагогического

эксперимента свидетельствуют о целесообразности и эффективности применения данной модели при формировании системы специальных знаний, умений и навыков ее организации и проведения.

Литература

1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http://elibrary .ru/item. asp?id=21744097.

2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М. : Издательский Дом МГУКИ, 2007. -480 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

4. Тинькова, З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З. С. Тинькова. - Орел : ОГПУ, 2012. - 150 с.

References

1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38, available at: http ://elibrary.ru/item.asp?id=21744097.

2. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and technology of cultural-leisure activity], Moscow : Moscow State University of Culture and Art Publishing House, 2007, 480 p.

3. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence], Moscow : Publishing center "Academy", 1999, 456 p.

4. Tinkova Z. S. Teoriya i metodika kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and methodology of cultural-leisure activity], Orel : Orenburg State Pedagogical University, 2012, 150 p.

Статья поступила в редакцию: 14.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.