Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя'

Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / CAREER GUIDANCE / PEDAGOGICAL SKILLS / PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER / INNOVATIVE MODELS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко О.С., Едышев Д.В.

Современный период общественного развития характеризуется неустойчивостью политических и социально-экономических систем, изменением характера взаимоотношений между странами, возникновением природных катаклизмов, что выдвигает необходимость подготовки высокообразованного человека с самостоятельным мышлением, способного к успешной ориентации в сложной политической, экономической и экологической ситуации. Возникла объективная необходимость совершенствования государственной системы подготовки учителей, разработки инновационных моделей образования, теоретико-методологических концепций, реализация которых связана с применением средств и методов формирования высококомпетентной и инициативной социально-активной личности. Как известно, далеко не все выпускники педагогических вузов приходят работать в общеобразовательную школу для решения задач подготовки подрастающих поколений к высокопроизводительному труду и формирования личности, что свидетельствует о низкой эффективности работы педагогических вузов. В связи с этим возникла необходимость выявления мотивов выбора педагогической профессии выпускниками школ и разработки методики совершенствования системы приема абитуриентов в педагогические вузы. Материал. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости совершенствования государственной системы профессиональной подготовки учителей общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Автором предложена методика совершенствования работы по отбору выпускников школы, способных к педагогической деятельности. Ее основными идеями являются: организация педагогических классов для учащихся старшего возраста с целью изучения особенностей педагогической деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; тестирование уровня развития личностных свойств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности; разработка личностных программ саморазвития; подготовка помощников классных руководителей по организации и проведению культурно-досуговой деятельности из числа учащихся педагогических классов; использование на уроках педагогической системы «ученик-ученик». Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики, что подтверждается анализом динамики показателей развития педагогических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко О.С., Едышев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF A TEACHER PROFESSIONAL TRAINING IMPROVEMENT

Modern period of society development is characterized by unsteady political and social-economic systems, the character change of interrelations between countries, natural disasters and it demands highly-educated person training with an independent thinking, who is able to orient oneself in difficult political, economic and ecological situation. There appeared an objective necessity to improve state system of training teachers, innovative models of education, theoretical-methodological conceptions creation, the realization of which is connected with the use of means and methods of highly-competent and initiative socially-active personality formation. It is commonly known that not all graduates of pedagogical higher educational establishments come to work into comprehensive school in order to train oncoming generations for highly-productive labor and personality formation. This situation proves low effectiveness of pedagogical higher educational establishments. In this connection, there appeared the necessity to reveal the motives of pedagogical profession choice by school leavers and the methodology creation of applicants’ admission system into pedagogical higher educational establishments. Materials. Theoretical and methodological substantiation of the necessity to improve the state system of comprehensive school teachers professional training. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience summarizing, pedagogical experiment, testing, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. The author offered the methodology of the work improvement on school-leavers selection, who are able to fulfill pedagogical activity. Its main ideas are the following: pedagogical classes for senior pupils organization in order to study the peculiarities of pedagogical activity; pedagogical skills diagnostics and development; the level of personal qualities development testing, which are necessary for professional pedagogical activity; personal programs of self-development creation; assistants of F training, who are able to organize and hold cultural-leisure activity, from the pupils of pedagogical classes; pedagogical system “pupil-pupil” use at the lessons. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of created methodology, which is proved by the dynamics of pedagogical skills development indices analysis.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя»

Колесник Анна Игоревна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Назаренко А.В., Астраханцева И.В., Колесник А.И. Нравственный аспекты экологического образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 182-190. DOI 10.14526/03 2017 249

DOI 10.14526/03_2017_250 УДК 378 ББК 74.58

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

О.С. Назаренко - кандидат педагогических наук Д.В. Едышев - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: avnokn@mail.ru, edyshev@bk.ru

Аннотация. Современный период общественного развития характеризуется неустойчивостью политических и социально-экономических систем, изменением характера взаимоотношений между странами, возникновением природных катаклизмов, что выдвигает необходимость подготовки высокообразованного человека с самостоятельным мышлением, способного к успешной ориентации в сложной политической, экономической и экологической ситуации. Возникла объективная необходимость совершенствования государственной системы подготовки учителей, разработки инновационных моделей образования, теоретико-методологических концепций, реализация которых связана с применением средств и методов формирования высококомпетентной и инициативной социально-активной личности. Как известно, далеко не все выпускники педагогических вузов приходят работать в общеобразовательную школу для решения задач подготовки подрастающих поколений к высокопроизводительному труду и формирования личности, что свидетельствует о низкой эффективности работы педагогических вузов. В связи с этим возникла необходимость выявления мотивов выбора педагогической профессии выпускниками школ и разработки методики совершенствования системы приема абитуриентов в педагогические вузы. Материал. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости совершенствования государственной системы профессиональной подготовки учителей общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Автором предложена методика совершенствования работы по отбору выпускников школы, способных к педагогической деятельности. Ее основными идеями являются: организация педагогических классов для учащихся старшего возраста с целью изучения особенностей педагогической деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; тестирование уровня развития личностных свойств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности;

разработка личностных программ саморазвития; подготовка помощников классных руководителей по организации и проведению культурно-досуговой деятельности из числа учащихся педагогических классов; использование на уроках педагогической системы «ученик-ученик.». Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики, что подтверждается анализом динамики показателей развития педагогических способностей.

Ключевые слова: профориентация, педагогические способности, профессиональная подготовка учителя, инновационные модели образования.

THE MAIN DIRECTIONS OF A TEACHER PROFESSIONAL TRAINING IMPROVEMENT

Oksana S. Nazarenko - candidate of pedagogics Denis V. Edyshev - postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: avnokn@mail.ru, edyshev@bk.ru

Annotation. Modern period of society development is characterized by unsteady political and social-economic systems, the character change of interrelations between countries, natural disasters and it demands highly-educated person training with an independent thinking, who is able to orient oneself in difficult political, economic and ecological situation. There appeared an objective necessity to improve state system of training teachers, innovative models of education, theoretical-methodological conceptions creation, the realization of which is connected with the use of means and methods of highly-competent and initiative socially-active personality formation. It is commonly known that not all graduates of pedagogical higher educational establishments come to work into comprehensive school in order to train oncoming generations for highly-productive labor and personality formation. This situation proves low effectiveness of pedagogical higher educational establishments. In this connection, there appeared the necessity to reveal the motives of pedagogical profession choice by school leavers and the methodology creation of applicants' admission system into pedagogical higher educational establishments. Materials. Theoretical and methodological substantiation of the necessity to improve the state system of comprehensive school teachers professional training. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience summarizing, pedagogical experiment, testing, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. The author offered the methodology of the work improvement on school-leavers selection, who are able to fulfill pedagogical activity. Its main ideas are the following: pedagogical classes for senior pupils organization in order to study the peculiarities of pedagogical activity; pedagogical skills diagnostics and development; the level of personal qualities development testing, which are necessary for professional pedagogical activity; personal programs of self-development creation; assistants of F training, who are able to organize and hold cultural-leisure activity, from the pupils of pedagogical classes; pedagogical system "pupil-pupil" use at the lessons. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of created methodology, which is proved by the dynamics of pedagogical skills development indices analysis.

Keywords: career guidance, pedagogical skills, professional training of a teacher, innovative models of education.

Актуальность. Ведущим фактором развития современного общества является его глобальная информатизация, что

обусловливает необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий. В настоящее время

общеобразовательная школа не обеспечивает получение фундаментальных знаний, предусмотренных стандартом образования; формирования навыков самостоятельного поиска и использования информации. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, конвенции духовно-нравственного воспитания школьников подчеркивается, что важнейшим условием социально-экономического развития

страны является человеческий фактор, значимость которого обусловлена уровнем образования [1, 3, 4, 8 и др.]. Это определяет необходимость разработки инновационных моделей образования, теоретико-методологических концепций, позволяющих проектировать эффективные системы обучения и воспитания личности, использовать новейшие средства и методы их формирования [5, 7, 9].

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование необходимости

совершенствования государственной

системы профессиональной подготовки учителей общеобразовательной школы.

Задачи: 1. Выявить мотивы выбора педагогической профессии выпускниками школ.

2. Разработать методику

совершенствования системы приема абитуриентов в педагогические вузы и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

Материалы. Нестабильная

социально-экономическая ситуация в стране, обусловленная международным экономическим и экологическим кризисом, неустойчивость социальных преобразований привели к обострению проблемы профессиональной подготовки. Существенный разрыв между уровнем знаний и их практическим использованием учителями в процессе педагогической деятельности обусловлены

несоответствием методов обучения и форм организации учебных занятий задачам профессиональной подготовки.

Анализ философской,

педагогической и психологической

литературы по данной проблеме показал, что внимание ученых направлено в основном на формирование у студентов педагогических вузов умений и навыков организации проведения учебных занятий с учащимися общеобразовательной школы, при этом задача развития и совершенствования личностных качеств будущего педагога остается нерешенной. Однако качество образовательного процесса в школе обусловлено не только сформированностью навыков обучения и воспитания, но и личностными качествами учителя. В педагогической психологии образование трактуется как способ формирования личности, что

обусловливает в его содержании единство обучения и воспитания [2, 5, 6].

Особенностью профессиональной деятельности учителя являются:

- осознание необходимости самообразования и саморазвития в течение индивидуальной жизни;

- восприятие образовательного процесса как целостного явления, результативность которого достигается взаимообусловленностью и взаимосвязью обучения - передачи знаний учащимся как его одной стороны, и воспитания, направленного на формирование личностных свойств - другой стороны образования. Обучение вне связи с воспитанием не обеспечивает духовно-нравственного развития - человеческого фактора, без которого не может быть дальнейшего развития общества.

Важнейшей задачей педагога является формирование потребности ученика в саморазвитии, что связано с необходимостью ставить школьника в условия, требующие реализации способностей к обучению. Это обусловливает необходимость создания образовательно-воспитательного пространства с учетом закономерностей развития личности в условиях, неожиданно возникающих и

изменяющихся педагогических ситуаций. Решение такой сложной задачи связано с пониманием зависимости результатов педагогической деятельности от степени

соответствия индивидуальных

особенностей и способностей учителя требованиям его профессиональной компетенции.

В контексте профессиональной подготовки будущего педагога

способности рассматриваются как необходимые предпосылки к предстоящей деятельности - главного условия эффективности учительского труда.

Способности, по мнению В.Д. Шадрикова, 1996, С.Л. Рубинштейна, 2007, проявляются в деятельности и обусловливают ее эффективность. Проблема выявления педагогических способностей нашла свое отражение в трудах Н.В. Кузьминой, 1998; И.А. Зимней, 2005 и др. Наряду со способностями на качество процесса обучения и воспитания влияют личностные свойства педагога. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может при желании стать учителем.

Условиями эффективности

педагогической деятельности являются:

- осознание будущим учителем своих способностей к педагогическому

труду;

- устойчивая мотивация к профессиональной педагогической деятельности, которая проявляется в потребности реализации своего призвания [6].

Мотивация - важнейший структурный компонент, влияющий на процесс развития педагогических способностей, формирующий

профессиональный труд учителя; она обусловлена интересом и

предрасположенностью к педагогической деятельности. На процесс выбора профессии учителя влияют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные мотивы обусловлены профессионально-педагогической средой, способствующей формированию интереса к учительскому труду под влиянием личного примера любимого педагога. Во время урока учащиеся имеют возможность наблюдать и анализировать содержание его

деятельности; сопоставлять приемы и способы ведения учебного занятия, передачи знаний педагогов с различным опытом профессиональной деятельности, возраста, особенностей характера оценивать отношение школьников к разным учителям; выявлять причины непопулярности некоторых педагогов у учащихся.

Неосознанные мотивы проявляются в желании повторить используемые учителем приемы передачи знаний, занимающихся; развить идеи, мысли, теоретические положения педагога после урока в кругу друзей или дома. Степень сформированности мотива обусловлена пониманием исторической, культурной и социальной значимостью педагогической профессии. Важным механизмом мотивации является стимул. В профессиональной деятельности учителя стимул рассматривается в качестве основного средства реализации потребности в постоянном развитии, самосовершенствовании, моделировании собственной педагогической деятельности на конкретный период времени (от приема класса до его выпуска).

Процесс развития мотивационной сферы проходит в несколько этапов:

I - сопоставления своих способностей и личностных свойств с требованиями и содержанием профессиональной деятельности педагога;

II - уточнение структурного содержания учительского труда; самоанализ и самооценка степени предрасположенности к педагогической деятельности, соответствия фенотипических, психофизических и эмоциональных особенностей организма;

III - установка на проектирование личностной модели саморазвития и самовоспитания будущего учителя.

В Российской Федерации среди различных видов и типов деятельности, педагогическая занимает одно из первых мест. Однако, по данным городских, областных и краевых отделов народного образования, в школы приходят работать меньше половины выпускников с высшим

педагогическим образованием. В результате в школах (прежде всего, в сельских) ежегодно сохраняются вакансии учителей по разным учебным предметам. В то же время педагогические вузы при ежегодном выпуске сотен тысяч педагогов по стране не обеспечивают школы учительскими кадрами.

Результаты и их обсуждение. Нами проведено анкетирование с целью выявления мотивов выбора

педагогической профессии выпускниками общеобразовательных школ. В

анкетировании приняли участие 180 студентов 1-го курса Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Анализ содержания ответов будущих педагогов позволил получить следующие данные. На мотив «нравится работать с детьми» указали 17,0% респондентов; познают «необходимость постоянного развития будущего педагога» 3,0% опрошенных; считают «профессию

учителя своим призванием» 9,0% студентов; 3,0% респондентов отметили «возможность всегда быть в центре внимания детей, подростков и их родителей»; на «необходимость

постоянного повышения культуры» указали 2,0% из числа будущих педагогов; «формирование навыков взаимодействия с различными людьми» привлекло внимание 2,0% опрошенных студентов. На «пример любимого учителя» при выборе профессии педагога указали 11,0% будущих педагогов; «получить высшее

образование» намерены 64,0%

респондентов; считают, что в педагогический вуз поступить легче, чем в другие 59,0% опрошенных; «возможность получить двухмесячный отпуск в летнее время» привела в педагогический университет 33% первокурсников; на «необходимость всегда быть в хорошей форме и со вкусом одеваться» указали 11% респондентов.

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Цель: выявление мотивов выбора педагогической профессии.

Данные

№ п/п Мотивация Исходные данные (в %) после педагогическ ого эксперимента в %

1 Нравится работать с детьми 17,0 11,0

2 Необходимость постоянного развития 3,0 12,0

3 Это мое призвание 9,0 4,0

4 Возможность всегда быть в центре внимания детей, подростков, родителей 3,0 15,0

5 Постоянное повышение культуры 2,0 7,0

6 Формирование навыков взаимодействия с различными людьми 2,0 9,0

7 Пример любимого учителя 11,0 8,0

8 Интерес к конкретному учебному предмету 19,0 1,0

9 Получить высшее образование 64,0 53,0

10 В педагогический вуз поступить легче, чем в технический вуз 59,0 59,0

11 У учителя большой отпуск и всегда в летнее время 33,0 33,0

12 Необходимо красиво и модно одеваться, быть в хорошей форме 11,0 13,0

Укажите другие мотивы:

Полученные результаты опроса свидетельствуют о том, что уже изначально основная часть абитуриентов, стремясь получить высшее педагогическое образование, не собирается работать в школе и что большое число педагогических университетов

неэффективно тратят свои человеческие и материальные ресурсы. Очевидно, что такое положение не может устраивать общество. Сложившиеся формы работы со старшеклассниками: «День открытых дверей», выступления преподавателей перед выпускниками

общеобразовательных школ с лекциями, беседами, проведение консультаций и др. -не решают проблемы поиска педагогически одаренной молодежи, готовой к овладению профессией учителя.

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы собственных исследований, опыт педагогической деятельности

свидетельствуют о возможности использования следующих направлений совершенствования работы по поиску и выявлению выпускников школы, способных к учительской деятельности:

- организация педагогических классов для учащихся старшего возраста с целью изучения школьниками особенностей педагогической деятельности, диагностики и развития педагогических способностей; тестирование уровня развития личностных свойств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности, разработка личностных программ саморазвития;

- подготовка помощников классных руководителей по организации и проведению культурно-досуговой деятельности из числа учащихся педагогических классов [3];

- использование на уроках математики, физики, химии и др. педагогических систем «ученик- ученик», деятельность которых заключается в том, что школьнику, получившему двойку за самостоятельную или контрольную

работу, объясняет данную тему его одноклассник, успешно справившийся с заданием.

Данная методика была нами апробирована в процессе проведения педагогического эксперимента, в котором приняли участие 52 школьника 10-х классов СШ №13 г. Ульяновска. Были организованы контрольная группа (КГ) в количестве 24 человек и

экспериментальная (ЭГ) группа в количестве 28 человек, которая была представлена педагогическим классом. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень сформированности

педагогических способностей:

- умение передавать знания в увлекательной, образной форме;

- уровень сформированности культуры речи;

- распределение внимания на весь

класс;

- педагогический контроль и оценка деятельности каждого ученика.

Степень сформированности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогических способностей

определялась по пятибалльной системе по специально разработанным показателям, отражающим четкость произношения слов, хорошую дикцию, логичное построение фраз, доступность и последовательность изложения материала; удерживание в поле зрения каждого ученика.

Критерии оценки в баллах:

5 баллов - хороший темп и ритм речи, использование образных выражений с учетом опыта учащихся; доброжелательный тон, уверенность в себе; распределение внимания на всех детей, вовлечение в процесс общения пассивных и поощрение активных школьников;

4 балла - четкая, правильная речь, доступность изложения учебного материала; своевременная активизация интеллектуальной деятельности учащихся;

3 балла - спокойный тон без акцентирования внимания на основных

положениях. Сосредоточенность на наиболее активных школьниках;

2 балла - неэмоциональная речь без ярких образов; недостаточный контроль поведения всего класса;

1 балл - невыразительная, монотонная речь, неумение осуществлять контроль поведения всех учащихся, не используется оценка деятельности школьников.

Анализ данных исследования не выявил существенных различий по уровню сформированности педагогических

способностей у студентов в КГ и ЭГ, (р>0,05). Уроки в КГ проводились в соответствии с учебным планом по традиционной методике. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, содержание которой

предусматривало разъяснение

особенностей педагогической

деятельности, ее отличие от других профессий; требования к общей и профессиональной культуре учителя, его личностным качествам; необходимость постоянного развития, самовоспитания и самообразования; усвоение элементов ораторского искусства; роль и место педагогической профессии среди других видов деятельности; ее значимость для социально-экономического развития

страны. Учащиеся педагогического класса были распределены по младшим и средним классам в качестве помощников классного руководителя; приобретали навыки организации игровой деятельности учащихся во время часа отдыха, на большой перемене, экскурсиях,

посещениях кинотеатров и т.д. Учителя делились с ними опытом своей самостоятельной работы, говорили об ошибках, необычных педагогических

ситуациях, способах взаимодействия с родителями; рассказывали о великих педагогах. Для старшеклассников, избравших профессиональную

деятельность учителя, разрабатывались программы личностного развития; рекомендовались для чтения книги известных педагогов, их биографии. Они выступали также в качестве репетиторов для слабоуспевающих, выполняли другие задания.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное анкетирование для выявления мотивов выбора педагогической профессии. Анализ результатов исследования показал, что учебные занятия старшеклассников в специально организованном

«педагогическом классе» позволило им лучше узнать специфику учительской деятельности, степень своей готовности к обучению в педагогическом вузе, соответствие личностных качеств и особенностей характера; попробовать свои возможности в сфере педагогической деятельности. Это внесло определенные коррективы в мотивацию выпускников общеобразовательной школы при выборе педагогической профессии. Так, если в начале педагогического эксперимента на мотив «нравится работать с детьми» указали 17,0% старшеклассников, то после окончания педагогического эксперимента этот показатель составил 11,0%; профессию учителя считали своим призванием до педагогического эксперимента 9,0% учащихся 10-11-х классов, после завершения

педагогического эксперимента лишь 4,0% убедились в правильном выборе своей будущей профессии.

Таблица 1 - Динамика показателей развития педагогических способностей

№ п/п Показатели Исходные данные После педагогическо го эксперимента Прирост в %

1 Умение передавать знания в 2,73±0,16 2,79±0,15 2,16

увлекательной образной форме 2,71±0,20 3,87±0,24 29,98*

2 Уровень сформированности культуры речи 2,84±0,12 2,85±0,19 2,96±0,17 3,79±0,21 4,06 24,81*

3 Распределение внимания на весь класс 2,41±0,13 2,40±0,18 2,54±0,20 3,86±0,25 5,12 37,83*

4 Педагогический контроль и оценка деятельности каждого ученика 2,31±0,14 2,33±0,19 2,39±0,17 3,77±0,20 3,35 38,20*

Примечание: в числителе - показатели

. *

контрольной группы, в знаменателе

показатели экспериментальной группы; р<0,05.

Анализ динамики показателей развития педагогических способностей свидетельствует о том, что их улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ изменения оказались более существенными (таблица 1). Так, при исходных данных проявления

способностей к передаче знаний детям в образной увлекательной форме в КГ 2,73±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,79±0,15 балла, (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 2,71±0,20 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 3,87±0,24 балла, (р<0,05). В КГ при исходных показателях уровня

сформированности культуры речи 2,84±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты повысились до 2,96±0,17 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,85±0,19 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,79±0,21 балла, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного увеличения показателей педагогических способностей в ЭГ была выявлена и по их другим видам.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя должно начинаться с его первого этапа: отбора и предварительной подготовки; диагностики педагогических способностей, создания условий для их развития. Такой подход позволит значительно увеличить количество абитуриентов, сделавших осознанный выбор педагогической профессии и

достоверность различий при уровне значимости

работу

в

школе. Это «коэффициент педагогических

ориентированных на общеобразовательной существенно повысит полезного действия» вузов, качество профессиональной подготовки будущих педагогов, а также результативность деятельности

преподавателей педагогических вузов.

Литература

1. Едышев, Д. В. Теоретическое обоснование значимости культурно-досуговой деятельности для формирования профессиональных свойств будущего педагога / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко, З. М. Кузнецова // USA, California: StanfordUniversity, 2015. - C. 326334.

2. Едышев, Д. В. Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2015. - Том 10. - № 3. - С. 39-46. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/206.html. DOI: 10.14526/01_1111_27.

3. Ерофеева, М. А. Формирование профессиональной готовности студентов к тендерному воспитанию школьников на основе комплексно-интегративного подхода.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Ерофеева. - Москва, 2015.

- 39 с.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2005.

- 384 с.

5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / И. А. Зимняя. - М. : Педагогика. - 1990. - С. 78-103.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 584 с.

7. Смирнова, М. О. Формирование готовности ученика к усвоению учебной информации : синергетический подход : автореф. . канд. пед. наук. / М. О. Смирнова. - Ульяновск, 2007. - 22с.

8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. - М. : Педагогика. - 1996. - С. 79-91.

9. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки /О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

10. Коновалов, И.Е. Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы /И.Е. Коновалов, З.М. Кузнецова// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Том 6. - №3. - С. 8690. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/magazine/31.html.

11. Joseph A. DiMasi, Henry G. Grabowski, Ronald W. Hansen. Innovation in the pharmaceutical industry: New estimates of R&D costs. Mezhdunarodnyj zhurnal economiki zdorov'ya [International journal of health economics]. 2016. (Scopus).

12. Antoine Duval. The Russian doping scandal at the court of arbitration for sport: lessons for the world anti-doping system. Mezhdunarodnyj zhurnal sportivnogo prava [International Sports law journal]. 2016, Vol. 16 No. 3-4 (Scopus).

References

1. Edyshev D. V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. Teoreticherskoe obosnovanie znachimosti kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti dlya formirovaniya professional'nyh kachestv buduchego uchitelya [Theoretical importance substantiation of cultural-leisure activity for a future teacher's professional qualities formation]. USA, California, Stanford University, 2015, pp. 326-334.

2. Edyshev D. V., Nazarenko A.V. Conditions of effectiveness increase of students' cultural-leisure activity. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2015, Vol. 10, no 3, pp. 39-46. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/206.html. DOI: 10.14526/01_1111_27.

3. Erofeeva M. A. Students' professional readiness formation for gender upbringing of

schoolchildren on the basis of complex-integrative approach. Doctors thesis. Moscow, 2015, 39 p. (in Russian).

4. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij [Pedagogical psychology: textbook for higher educational establishments]. Moscow, Logos, 2005, 384 p. (in Russian).

5. Kuzmina N. V. Professionalizm lichnosti pedagoga I mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of a teacher's personality and a master of industrial teaching]. Moscow, 1990, pp. 78103. (in Russian).

6. Rubinshteyn S. L. Osnovy obchej psihologii [The basis of general psychology]. Saint-Petersburg, Piter, 2007, 584 p. (in Russian).

7. Smirnova M. O. A pupil's readiness formation for mastering educational information: synergetic approach. Candidates thesis. Ulyanovsk, 2007, 22p. (in Russian).

8. Shadrikov V. D. Psihologiya aktivnosti I sposobnosti cheloveka [Psychology of a person's activity and ability]. Moscow, Pedagogics, 1996, pp. 79-91. (in Russian).

9. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2015, Vol. 10, no 3, pp. 28-38. Available at: http://www.journal-

science.org/ru/article/157.html. DOI:

10.14526/01_1111_04.

10. Konovalov I.E., Kuznetsova Z.M. Physical education in music special secondary educational institutions: historical legacy and contemporary issues. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, No. 3(20), pp. 86-90.

11. Joseph A. DiMasi, Henry G. Grabowski, Ronald W. Hansen. Innovation in the pharmaceutical industry: New estimates of R&D costs. Mezhdunarodnyj zhurnal economiki zdorov'ya [International journal of health economics]. 2016. (Scopus)

12. Antoine Duval. The Russian doping scandal at the court of arbitration for sport: lessons for the world anti-doping system. Mezhdunarodnyj zhurnal sportivnogo prava [International Sports law journal]. 2016, Vol. 16 No. 3-4 (Scopus)

Подано: 22.07.2017 Принято: 25.07.2017

Назаренко Оксана Сергеевна - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: avnokn@mail.ru. Едышев Денис Викторович — аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: edyshev@bk.ru

Для цитирования: Назаренко О.С., Едышев Д.В. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №3. - С. 190-199. DOI 10.14526/03 2017 250

DOI 10.14526/03_2017_251 УДК 378.1

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ КАК ОСНОВА ОХРАНЫ И

УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Н.Н. Садиев - преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Ул. Л.Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001

E - mail: sadievnn@mail.ru

Кузнецова З.М. - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806

E-mail: kzm diss@mail.ru

Аннотация. Состояние здоровья курсантов военных вузов в современных условиях службы в Вооружённых Силах Российской Федерации определяется формированием у личного состава способности к проявлению высокой физической работоспособности в условиях ведения боя, а способы укрепления здоровья базируются на сознательном подходе к проблемам физической и функциональной готовности с учетом индивидуального состояния здоровья. В этой связи актуализируется проблема биологического обоснования процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов как основы охраны и укрепления здоровья. Материалы. Процесс формирования военно-прикладной физической готовности курсантов представляет собой реализацию индивидуального подхода к укреплению здоровья курсантов военных вузов средствами военно-прикладной физической подготовки. В статье рассматривается структура и содержание путей индивидуализации военно-прикладной физической готовности курсантов. Методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, анкетный опрос. Результат. В статье раскрыты биологические и общенаучные основы индивидуализации процесса формирования военно-прикладной физической готовности курсантов. В рамках формирования военно-прикладной физической готовности курсантов необходимо рассматривать индивидуальный подход как возможность подбора средств и методов физической и функциональной подготовки. Индивидуальная адаптация курсанта к военно-прикладной физической готовности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.