DOI 10.14526/01_1111_154 УДК 371 ББК 74.5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Н. Ключникова - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
Е- mail: [email protected]
О.В. Демиденко - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино
и телевидения», ул. Правды, дом 13, Санкт-Петербург, Россия, 191119 Е- mail: [email protected]
Н.В. Гущина - кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.
Мечникова»,
ул. Кирочная, дом 41, Санкт-Петербург, Россия, 191015 Е- mail: nadegushina@ rambler. ru
Аннотация. Многие специалисты признают необходимость принципиального улучшения системы физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений, направленной на подготовку будущих специалистов к сдаче нормативов по физической подготовленности. Отсутствие осознаваемой студентами связи преподаваемого предмета с профессиональной подготовкой снижает интерес будущих педагогов к данной учебной дисциплине. Кроме того, у студентов происходит закономерное снижение интереса к физической культуре, так как они не получают навыков самообразования и саморазвития в данной сфере предстоящей профессиональной деятельности. Материалы. Теоретическое обоснование значимости повышения эффективности управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи с целью более качественной подготовки к профессиональному труду. Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области физической культуры, наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материала. Результаты. Выявлены ведущие педагогические условия повышения эффективности способов управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи: разработка системы задач профессиональной подготовки учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта; понимание роли и места средств физической культуры и спорта в общей системе профессионального образования, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; определение рационального соотношения средств физической культуры и спорта с другими средствами подготовки выпускников средних и высших учебных заведений; направленность учебных и учебно-тренировочных занятий по физической культуре на развитие интеллектуальных качеств, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности, а также совершенствования духовно-нравственных свойств личности.
Заключение. Формирование способности к мобилизации своего творческого потенциала, переориентировка накопленного педагогического опыта на деятельность в новом русле, а также изменение системы подготовки молодых специалистов к работе в современных условиях является основным направлением модернизации системы физического воспитания учащейся молодежи.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, учащаяся молодежь, профессиональный труд, педагогические условия, педагогический эксперимент, общефизическая подготовленность
METHODOLOGICAL BASIS OF PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY MANAGEMENT AMONG STUDENTS IN ORDER TO TRAIN FOR PROFESSIONAL
ACTIVITY
Svetlana N. Klyuchnikova - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, Area 100 th anniversary of Lenin's birth, Building, Ulyanovsk, 432700, Russia
E- mail: [email protected]
Olesya V. Demidenko - candidate of pedagogics, associate professor Saint-Petersburg State Cinema and Television Institute, 13, Str. Pravda, St. Petersburg, 191119, Russia E- mail: [email protected]
Nadegda V. Gushchina - candidate of pedagogics, associate professor Northern-West State Medical University named after I.I. Mechnikov, 41, Str. Kirochnaya, Building, St. Petersburg, 191015, Russia E- mail: [email protected]
Annotation. Many specialists admit the necessity to improve the system of physical upbringing among students of secondary and higher educational establishments, directed at the future specialists training for physical readiness normatives fulfillment. The absence of realized by students connection between the taught subject and professional training decreases the interest of the future teachers in this educational discipline. Moreover, students' interest in physical culture also decreases, as they don't get skills of self-education and self-development in this sphere of the future professional activity. Materials. Theoretical substantiation of the effectiveness increase importance of physical-sports activity management among students for more qualitative training for professional activity. Research methods: scientific and scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of specialists- practitioners in the sphere of physical culture analysis and summarizing, observations, pedagogical experiment, testing, mathematic treatment of material. Results. The leading pedagogical conditions of physical-sports activity management effectiveness ways increase among students are revealed: the system of students' professional training objectives creation by means of physical culture and sport; the role and place of physical culture and sport understanding in general system of professional education, intellectual, spiritual-moral and physical development; a rational correlation of physical culture and sport means with other means of training graduates of secondary and higher educational establishments revelation; educational and educational-training physical culture lessons orientation to intellectual qualities development, which are necessary for the future professional activity and spiritual-moral features of a personality development. Conclusion. The ability formation to mobilize own creative potential, reorientation of the accumulated pedagogical experience to the activity of a new kind and the
system of young specialists training change in order to work in modern conditions is the main direction of students' physical upbringing system modernization.
Keywords: physical-sports activity, students, professional labor, pedagogical conditions, pedagogical experiment, general physical readiness.
Актуальность. Современная
система среднего и высшего профессионального образования
предъявляет высокие требования к общей и профессиональной культуре,
интеллектуальному, духовно-
нравственному и физическому развитию. Это обусловило неизбежность процессов становления новой парадигмы
общественного развития и образования. Государственная политика в области профессионального образования
ориентирована на обеспечение условий, способствующих максимальной
реализации личностных качеств в ходе освоения образовательной программы. Стремительное развитие экономики других стран детерминировало
необходимость отказа от сложившихся стереотипов подготовки будущих специалистов, готовых управлять развитием промышленности и других отраслей народного хозяйства. Это обусловило более жесткие требования к качеству подготовки педагогических кадров, призванных, в свою очередь, обеспечить необходимую платформу для усвоения знаний выпускниками школ, без чего невозможно обеспечение подготовки выпускников средних и высших специальных учебных заведений, готовых прийти на смену руководителям и организаторам производственной
деятельности.
В связи с этим возникает вопрос о соответствии имеющихся кондиций студентов требованиям современных видов промышленного производства. Необходимость удерживать в поле зрения производственный процесс, выявлять главное на ближайшую, среднюю и отдаленную перспективу, управлять психо-эмоциональным состоянием в течение всего трудового дня; располагать специфической выносливостью,
подразумевающей способность к принятию эффективных решений по различного рода производственным проблемам в течение рабочего времени, включая периоды умственного и физического утомления - все это предъявляет повышенные требования к кинезиологическому потенциалу и прежде всего к оптимальной физической подготовленности.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости повышения эффективности управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи с целью более качественной подготовки к
профессиональному труду.
Задачи:
1. Выявить условия повышения эффективности способов управления физкультурно-спортивной деятельностью как структурным компонентом предстоящего производственного процесса.
2. Проверить эффективность данных условий в ходе педагогического эксперимента.
Материал. Динамизм изменений в системе современного образования: информатизация, переход к от традиционного к личностно
ориентированному подходу,
необходимость обеспечения гуманизации и интеллектуализации производственных процессов - обусловили потребность в обновлении технологий подготовки студентов к производственной
деятельности. Это предусматривает не только обновление и укрепление материально-технической базы,
обеспечение учебно-производственной деятельности самым современным оборудованием, но и применение качественно новых технологий
педагогической деятельности, основу
которых составляет направленность на интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое воспитание.
Многие специалисты (В.К. Бальсевич, 2000; З.М.Кузнецова, Ю.П. Симаков, 2009; В.И. Столяров, 2009; И.В. Манжелей, 2010; Л.Д. Назаренко, 2012, 2014; Л И. Лубышева, В.П. Моченов, 2015 и др.) отмечают, что сложившаяся система физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений не способствует решению задач их интеллектуального, духовно-
нравственного и физического развития. Анализ деятельности преподавателей физического воспитания; государственных программ по физическому воспитанию свидетельствует о несоответствии направленности учебно-тренировочных занятий, используемых средств и методов физического воспитания задачам будущей профессиональной деятельности. Это является основанием для разработки новой методики управления физкультурно-спортивной деятельностью учащихся молодежи, в основу которой положены задачи по подготовке к предстоящему профессиональному труду средствами физической культуры и спорта. Так, для совершенствования способности к сосредоточению внимания на решении наиболее сложной производственной проблемы требуется развитие
специфического мышления,
направленного на усвоение логики совершенствования технологии
производства. Это обусловливает необходимость выбора средств
физической культуры и спорта, направленных на решение логических задач различного типа, например, если для повышения показателей здоровья целесообразно использовать систему специальных физических упражнений, то какие их конкретные виды должен систематически выполнять студент вуза с перспективой повышения готовности к предстоящей профессиональной
деятельности? Если физические упражнения оказывают различное
воздействие на организм, то каким должен быть их выбор и условия выполнения?
Поиск ответов на данные вопросы активизирует мыслительную деятельность учащихся различных специальных учебных заведений, направленную на совершенствование и модернизацию процесса физического воспитания в средних и высших учебных заведениях. Кроме того, подобный подход к активизации мыслительной деятельности в сфере физической культуры и спорта обусловливает необходимость поиска личностно ориентированного подхода к физическому воспитанию студентов в зависимости от вида предстоящей профессиональной деятельности. Каждому руководителю производства, высоко профессиональному организатору
трудовой деятельности рабочих и служащих, исполнителю конкретных трудовых операций необходимы такие интеллектуальные качества, как
профессиональная память, аналитические способности, навык прогнозирования направлений и способов модернизации технологических процессов и др. Это требует использования на учебно-тренировочных занятиях двигательных заданий, обеспечивающих развитие и совершенствование общей и логической памяти, способности к обобщению происходящих явлений и процессов, их сопоставлению, выявлению причин их возникновения, поиска способов их решения.
Предложенный методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в корне меняет отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Будущие участники современных производственных процессов понимают, что содержание вузовской системы физического воспитания не только способствует улучшению их профессиональной подготовленности, но и обеспечивает определенную перспективу интеллектуального развития и
совершенствования, что делает
физкультуру и спорт неотъемлемым компонентом профессиональной
подготовки выпускников средних и высших учебных заведений.
Анализ научной и научно-методической литературы по данной проблеме, материалы собственных исследований позволили выявить ведущие педагогические условия повышения управления физкультурно-спортивной деятельностью учащейся молодежи, среди которых особое место занимают:
- понимание роли и места средств физической культуры и спорта в общей системе профессионального образования, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- выявление рационального соотношения средств физической культуры и спорта с другими средствами подготовки выпускников средних и высших учебных заведений;
- разработка системы задач профессиональной подготовки учащейся молодежи с использованием средств физической культуры и спорта;
- выявление направленности учебных и учебно-тренировочных занятий по физической культуре на развитие и совершенствование интеллектуальных качеств, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности, а также совершенствования духовно-нравственных свойств личности, повышения показателей физической подготовленности и др.
Результаты и их обсуждение. С целью проверки целесообразности реализации данных условий нами был проведен педагогический эксперимент с участием 62 студенток естественно-географического факультета
педагогического университета. Были организованы контрольная группа - (КГ), включающая 30 студентов, и экспериментальная группа (ЭГ), включающая, соответственно, 32 студента. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической
подготовленности. Использовались
следующие контрольные упражнения: бег 100 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места; поднимание прямых ног до касания пола за головой (кол-во раз); подтягивание на перекладине (кол-во раз). Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности студентов КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, учитывались следующие показатели: посещаемость учебных занятий по физической культуре; активность деятельности студентов на учебных занятиях по физической культуре; участие студентов в обсуждении теоретических вопросов в сфере физической культуры и спорта, а также в спортивно-массовых мероприятиях
факультета, вуза, района, города и др.
Учебные занятия по физической культуре в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с учебной программой по физической культуре. В ЭГ применялся предложенный нами методологический подход к повышению эффективности управления физкультурно-спортивной деятельностью студентов с целью подготовки к профессиональной деятельности.
Студентам ЭГ разъяснялось, что в профессионально-педагогической деятельности ведущее место имеет разностороннее изучение личности каждого ученика, выявление его индивидуальных особенностей,
специфических черт характера, которые проявляются в процессе совместной деятельности. Это ставит
сформированность навыков организации физкультурно-спортивной деятельности учащихся на одно из ведущих мест в профессиональной деятельности учителя биологии и географии.
Кроме того, учителя-предметники и классные руководители имеют конкретные обязанности в сфере физического воспитания. С учетом этого в ЭГ на учебных занятиях по физической культуре будущие педагоги знакомились со спецификой физкультурной деятельности
школьников среднего и старшего возраста; обязанностями классных руководителей и учителей-предметников в решении конкретных задач по физическому воспитанию. Из личного опыта школьной и студенческой жизни будущие педагоги давали оценку коллективным
физкультурным и спортивным формам работы, сплачивающим коллектив учащихся, создающим условия для проявления своего характера,
мировоззрения, взаимоотношений с окружающими людьми; для оценки уровня сформированности морально-волевых и нравственных качеств.
В ЭГ определялась направленность занятий по физическому воспитанию, обеспечивающая формирование навыков организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий до начала уроков, в процессе учебной работы на уроках; в организации и проведении подвижных игр на большой перемене, экскурсий по городу и родному краю, походов совместно с родителями. При использовании каждой формы
физкультурно-спортивной деятельности раскрывались возможности физических упражнений для решения задач воспитательного характера: развития и совершенствования морально-волевых и нравственных качеств (например, при проведении определенной игры
подчеркивалось, что эта игра на проявление честности, на развитие смелости, решительности, воспитание силы воли и т.д.).
Такой подход определял специфику и содержание учебных занятий по физической культуре в вузе. Студентам разъяснялось, при каких условиях физические упражнения способствуют развитию целеустремленности,
настойчивости, трудолюбия,
взаимопомощи, взаимовыручки и других морально-волевых и нравственных качеств. Каждое учебное занятие по физической культуре в ЭГ проводилось с использованием оригинальных
двигательных заданий, активизирующих
мыслительную и познавательную деятельность, способствующих
совершенствованию восприятия,
внимания; обеспечивающих развитие памяти, логического мышления, аналитических способностей и т.д. Ведущим принципом обучения и воспитания студентов ЭГ являлся личностно ориентированный подход к выявлению индивидуальных
возможностей и способностей студентов, их склонностей к работе с учащимися разного возраста.
После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали следующее: уровень физической подготовленности повысился в обеих группах, КГ и ЭГ, однако в ЭГ результаты оказались существенно выше. Так, если в КГ при исходных данных прыжка в длину с места со взмахом рук 158,1±8,6 см к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 5,3% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 157,8±10,9 см прирост показателей составил 11,3%, (р<0,05). При поднимании прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой в КГ при исходных данных 7,72±0,29 раза к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились на 6,4% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 7,45±0,31 раза к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 11,7% (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей общефизической подготовленности в экспериментальной группе была выявлена и по другим контрольным упражнениям. В ЭГ оказались более высокими показатели посещаемости учебных занятий по физической культуре. Так, в течение всего времени проведения педагогического эксперимента не было выявлено ни одного случая пропуска занятий по неуважительной причине, в то время как в КГ количество пропусков без уважительной причины составило 36
часов. В процессе педагогических наблюдений экспертной группой было установлено, что студенты ЭГ более активно и заинтересованно выполняют каждое двигательное задание, творчески участвуют в обсуждении вопросов по организации физкультурно-спортивной деятельности с учащимися младшего, среднего и старшего возраста с учетом их индивидуальных особенностей. Студенты ЭГ также активно знакомились со специальной спортивной литературой, рекомендованной преподавателем
физической культуры.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в основе организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре студентов средних и высших учебных заведений должна лежать методология профессиональной
подготовки к предстоящей трудовой деятельности, что в корне меняет отношение студентов к данной учебной дисциплине и переводит ее из разряда дополнительных в перечень основных учебных дисциплин.
Литература
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры. - 2000. - 275 с. : ил.
2. Ключникова, С. Н. Модель организации физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи / С. Н. Ключникова, О. В. Демиденко, Е. О. Панова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 5. - С. 34-38.
3. Костюнина, Л.И. Условия формирования навыков выполнения низкого старта в беге на короткие дистанции / Л.И. Костюнина, М.О. Маркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 40-46. Режим доступа: http://iournal-science .org/ru/article/9. html. DOI: 10.14526/16_2014_16.
4. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4 № 1. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/388.html.
5. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры
и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/article/4.html. DOI:
10.14526/13_2014_13.
6. Лубышева, Л. И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л. И. Лубышева, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 94-101.
7. Манжелей, И. В. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной среды / И. В. Манжелей // Физическая культура. - 2010. -№ 4. - С. 2-4.
8. Назаренко, Л. Д. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Под ред. Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2012. - 191 с.
9. Назаренко, Л. Д. Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Л. Д. Назаренко, Ф. М. Кодолова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 52-55.
10. Столяров, В. И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В. И. Столяров, В. К. Бальсевич, В. П. Моченов. / Под общей ред. докт. филос. наук, проф. В. И. Столярова. - М. : Научно-издат. центр «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.
References
1. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka. [Ontokinesiology of a person]. Moscow, Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p. (in Russian).
2. Klyuchnikova S. N., Demidenko O.V., Panova E.O. Model of physical-sports activity organization among children, teenagers and students. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2013, no. 5, pp. 34-38. (in Russian).
3. ^stunim L.I., Markin M.O. Conditions of low start fulfillment skills formation in sprint. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2014, vol. 9 no.1, pp. 4046. Available at: http://journal-science.org/en/article/9.html. DOI: 10.14526/16_2014_16.
4. Kuznetsova Z. M., Simakov Y.P. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, vol. 4, no. 1. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/3 88. html.
5. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.
6. Lubysheva L. I., Mochenov V.P. New conceptual approach to a modern understanding of social nature of sport. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2015, no. 4, pp. 94-101. (in Russian).
7. Manzheley I. V. Pedagogical potential of physical-health improving environment. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture], 2010, no. 4, pp. 2-4. (in Russian).
8. Nazarenko L. D. Fizicheskaya kul'tura i sport - sredstvo fizicheskogo, dukhovno-nravstvennogo
Подано: 01.12.2016 г. Принято: 04.12.2016г.
razvitiya shkol'nikov i uchashcheisya molodezhi [Physical culture and sport - means of physical, spiritual-moral development of schoolchildren and students]. Ulyanovsk, 2012, 191 p. (in Russian).
9. Nazarenko L. D., Kodolova F.M. Students' physical upbringing system improvement at not physical culture higher educational establishments. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no. 3, pp. 52-55. (in Russian).
10. Stolyarov V. I., Balsevich V.K., Mochenov V.P. Modernizatsiya fizicheskogo vospitaniya i fizkul'turno-sportivnoi raboty v obshcheobrazovatel'noi shkole [Physical upbringing and physical-sports activity modernization at a secondary school]. Moscow, Scientific-publishing center "Theory and practice of physical culture", 2009, 320 p. (in Russian).
Ключникова Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин и физического воспитания, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, Е- mail: klucnik67@,mail. ru Демиденко Олеся Валериевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», ул. Правды, дом 13, Санкт-Петербург, Россия, 191119, Е- mail: sports [email protected]
Гущина Надежда Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры ГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова", ул. Кирочная, дом 41, Санкт-Петербург, Россия, 191015, Е- mail: nadegushinaarambler. ru