Научная статья на тему 'Физическое воспитание в СибГИУ: история и современность'

Физическое воспитание в СибГИУ: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL UPBRINGING OF STUDENTS / THE HISTORY OF THE DEPARTMENT / SPORTS ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомичев Я. Ю., Левина И. Л., Хомичева В. Е.

Физическая культура является важным компонентом целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов. Введение ФГОС третьего поколения требует определения содержания и направлений развития программ по физической культуре в вузе, в том числе с учетом накопленного опыта и современной практики. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать тенденции развития системы физического воспитания студентов конкретного вуза, чтобы в дальнейшем определить пути ее совершенствования. Цель данной работы рассмотреть процесс становления системы физического воспитания в Сибирском государственном индустриальном университете. Материал. В статье представлена история становления системы физического воспитания в крупном техническом вузе Сибири ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк. Методы исследования: ретроспективный анализ и обобщение научной литературы, анализ документации. Результат. Показано, как в вузе складывались спортивные традиции и какие задачи по физическому воспитанию студентов ставились государством. Приведены данные о достижениях студентов на краевом, российском и международном уровнях. Заключение. Отмечена необходимость совершенствования процесса физического воспитания в соответствии с требованиями времени. Физкультурно-оздоровительные аспекты в структуре системы физического воспитания студенческой молодежи составляют его приоритетную сущность. Особую значимость эта задача приобретает в условиях роста числа нездоровых студентов и студентов, не мотивированных на занятия спортом и физкультурой. Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture is an important component of students’ personality and professional training integral development. Federal State Educational Standards of the 3rd generation introduction demands content and directions of physical culture programs development determination at a higher educational establishment, including taking into consideration accumulated experience and modern practice. That is why it is very important and urgent to analyze the development tendencies of students’ physical upbringing system at a definite higher educational establishment, in order to determine the ways of its further development. The aim of this work is to consider the process of physical upbringing system formation at Siberian State Industrial University. Material. The article presents the history of physical upbringing system formation at a big technical higher educational establishment in Siberia Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education “Siberian State Industrial University” in Novokuznetsk. Research methods: retrospective analysis and summarizing of the scientific literature, documents analysis. Results. The article presents how sports traditions were formed at a higher educational establishment and which objectives concerning students’ physical upbringing were set by the state. The results of students’ achievements at regional, Russian and international levels are presented. Conclusion. The necessity to develop the process of physical upbringing in accordance with the demands of time is mentioned. Physical-health-improving aspects in the structure of physical upbringing system of students form its priority base. Especially important this objective is in terms of the number of unhealthy students increase, who are not motivated to go in for sports and physical culture. Concerning such kind of students category work organization demands great and sometimes completely different aims setting, new innovative approaches, methods, physical culture forms and health protecting technologies creation.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в СибГИУ: история и современность»

DOI 10.14526/01_1111_166 УДК 378

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИБГИУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Я.Ю. Хомичев - директор спортивного клуба «Металлург-Университет», И.Л. Левина - доктор медицинских наук, профессор директор Института физической

культуры, здоровья и спорта В.Е. Хомичева - кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», улица Кирова, д. 42, Новокузнецк, Россия, 654007

E-mail: [email protected]

Аннотация. Физическая культура является важным компонентом целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов. Введение ФГОС третьего поколения требует определения содержания и направлений развития программ по физической культуре в вузе, в том числе с учетом накопленного опыта и современной практики. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать тенденции развития системы физического воспитания студентов конкретного вуза, чтобы в дальнейшем определить пути ее совершенствования. Цель данной работы - рассмотреть процесс становления системы физического воспитания в Сибирском государственном индустриальном университете. Материал. В статье представлена история становления системы физического воспитания в крупном техническом вузе Сибири - ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк. Методы исследования: ретроспективный анализ и обобщение научной литературы, анализ документации. Результат. Показано, как в вузе складывались спортивные традиции и какие задачи по физическому воспитанию студентов ставились государством. Приведены данные о достижениях студентов на краевом, российском и международном уровнях. Заключение. Отмечена необходимость совершенствования процесса физического воспитания в соответствии с требованиями времени. Физкультурно-оздоровительные аспекты в структуре системы физического воспитания студенческой молодежи составляют его приоритетную сущность. Особую значимость эта задача приобретает в условиях роста числа нездоровых студентов и студентов, не мотивированных на занятия спортом и физкультурой. Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание студентов, история кафедры, спортивные достижения.

PHYSICAL UPBRINGING AT SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY:

HISTORY AND THE PRESENT

Jahn Yu. Homichev - Director of the sports club "Metallurgy-University", Irina L. Levina - Doctor of Medical Sciences, Professor, Director of physical culture, health and

sports Institute,

Institute Valentina E. Homicheva - Candidate of psychological Sciences, senior lecturer

Siberian state industrial University, 42, Kirov Street, Novokuznetsk, 654007, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. Physical culture is an important component of students' personality and professional training integral development. Federal State Educational Standards of the 3r generation introduction demands content and directions of physical culture programs development determination at a higher educational establishment, including taking into consideration accumulated experience and modern practice. That is why it is very important and urgent to analyze the development tendencies of students' physical upbringing system at a definite higher educational establishment, in order to determine the ways of its further development. The aim of this work is to consider the process of physical upbringing system formation at Siberian State Industrial University. Material. The article presents the history of physical upbringing system formation at a big technical higher educational establishment in Siberia - Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Siberian State Industrial University" in Novokuznetsk. Research methods: retrospective analysis and summarizing of the scientific literature, documents analysis. Results. The article presents how sports traditions were formed at a higher educational establishment and which objectives concerning students' physical upbringing were set by the state. The results of students' achievements at regional, Russian and international levels are presented. Conclusion. The necessity to develop the process of physical upbringing in accordance with the demands of time is mentioned. Physical-health-improving aspects in the structure ofphysical upbringing system of students form its priority base. Especially important this objective is in terms of the number of unhealthy students increase, who are not motivated to go in for sports and physical culture. Concerning such kind of students category work organization demands great and sometimes completely different aims setting, new innovative approaches, methods, physical culture forms and health protecting technologies creation.

Keywords: physical culture, physical upbringing of students, the history of the department, sports achievements.

Физическая культура является важным компонентом целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов. Введение ФГОС третьего поколения требует определения содержания и направлений развития программ по физической культуре в вузе, в т.ч. с учетом накопленного опыта и современной практики. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать тенденции развития системы физического воспитания студентов конкретного вуза, чтобы в дальнейшем определить пути ее совершенствования. Цель данной работы -рассмотреть процесс становления системы физического воспитания в Сибирском государственном индустриальном

университете.

История физического воспитания в крупнейшем сибирском техническом университете тесно связана с историей

Кузнецкстроя - строительства Кузнецкого металлургического комбината. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века реализация плана индустриализации СССР потребовала большого количества чугуна, стали, угля, цветных металлов. Начались великие стройки первой пятилетки, в ряду которых - Кузнецкстрой. Строительство комбината началось в 1929 г. по проекту американской фирмы «Фрейн» под руководством главного инженера И.П. Бардина; заработал комбинат уже в 1931 г.[2, с. 278] Рядом со стройкой возник город Кузнецк (в последующем Сталинск и Новокузнецк), которому посвящено известное стихотворение В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Для подготовки профессиональных кадров для

Кузнецкстроя решением Совета народных комиссаров СССР и Центрального Исполнительного Комитета СССР на базе

специальности «Металлургия чёрных металлов» Томского технологического института 23.06.1930 г. создан Сибирский институт черных металлов. Осенью 1931 г. по инициативе главного инженера Кузнецкстроя И.П. Бардина институт переведён в Кузнецк.

Стране были нужны не только технически грамотные инженеры, но физически подготовленные люди. С начала существования института физическая культура входит в программу обучения студентов в качестве обязательного учебного предмета [1, с. 168]. Занятия по физическому воспитанию проводили преподаватели кабинета военной подготовки. Военно-патриотическому воспитанию уделяли должное внимание и придавали особое значение. В вузе велась активная оборонно-массовая и спортивная работа, в т.ч. подготовка значкистов ГТО.

Первым руководителем физической культуры в институте был выпускник Московского института физкультуры В.П. Казанцев, на долю которого выпала задача создать физкультурный коллектив и организовать не только учебу, но и спортивно-массовую работу. Среди всех проблем главными были материальные трудности - отсутствие спортивных залов и оборудования. Занятия проводились на улице в любое время года. Поэтому первыми культивируемыми видами спорта стали лыжи, коньки и шахматы. Уже в ноябре 1933 г. 6 лучших физкультурников института выехали на Краевой зимний праздник физкультуры в г. Новосибирск.

В марте 1935 г. руководителем физкультуры назначен старший преподаватель А.М. Герасимов, выпускник Ленинградского института физкультуры им. П.Ф. Лесгафта. Энергичный организатор, хороший спортсмен, он ещё больше сплотил физкультурный коллектив и оживил спортивно-массовую работу в институте .[2, с. 278]. Проводились спортивно-массовые мероприятия:

лыжные переходы между городами Сталинск и Кемерово и др., институтские и городские конькобежные и лыжные

соревнования, шахматные турниры. В теплое время года устраивались спортивные праздники - выступления студентов с гимнастическими

упражнениями комплекса ГТО II ступени перед трудящимися города, баскетбольные и волейбольные встречи. В мае 1938 г. состоялись городские спортивные соревнования, в которых участвовали уже 836 студентов. В личных первенствах высокие результаты показали студенты С. Бармин и А. Язовская, занявшие первые места. Премией в виде билетов в театр награждена большая группа участников соревнований [2, с. 279]. Руководствуясь постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), с 1 ноября 1938 г. для всех студентов введена обязательная утренняя зарядка. Однако, как показала практика, обязательная утренняя гимнастика для студентов не прижилась ни в 30-х, ни в последующих годах.

1 сентября 1939 г. руководителем физической культуры в институте назначен старший преподаватель Н.М. Хорош - выпускник Ленинградского института физкультуры им. П.Ф. Лесгафта. С его приходом усиливается военно-физическая подготовка. 1 Мая 1941 г. все военнообязанные студенты в составе войск городского гарнизона приняли участие в военном параде.

Перед войной СМИ (Сибирский металлургический институт) стал одним из крупнейших вузов Сибири. Укрепилась его материальная база, улучшался состав педагогических кадров, повышалось качество подготовки выпускаемых инженеров, набирал силу спортивный коллектив.

В годы Великой Отечественной войны около 300 студентов и преподавателей ушли на фронт, в т.ч. и весь физкультурный актив. В декабре 1941 г. эвакуированный Московский институт стали объединен с Сибирским металлургическим институтом на базе СМИ. Курс физической культуры и курс военной подготовки объединен и преобразован в кафедру военно-

физической подготовки. Начальником кафедры назначен полковой комиссар Львов-Иванов .[2, с. 279]. Большое распространение получили пешие и лыжные переходы и марш-броски как средство общефизической и специальной подготовки будущих воинов-защитников Родины.

В 1947 г. образовано Всесоюзное студенческое спортивное общество «Наука», проведена 1 -я спартакиада института между факультетами, которая в дальнейшем стала традиционной. Но военизированный характер физического воспитания сохранялся достаточно долго. В феврале 1948 г. Приказом МВО СССР в институте организован самостоятельный курс физического воспитания в составе 3 человек. Руководитель курса - ст. преподаватель ст. лейтенант Козловский Ю.Е. В 1950 г. создается кафедра физического воспитания и спорта в составе пяти преподавателей. Заведующим кафедрой назначен Н.И. Берстенев, выпускник факультета Московского института физкультуры им. И. Сталина .[1, с. 169]. В 1954 г. состав кафедры увеличился до семи преподавателей, заведующим кафедрой утвержден Б.Н. Корнев.

С целью развития спорта принято решение о строительстве рядом с институтом спортивных сооружений к летнему сезону. Построили 100-метровую гаревую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, две городошные площадки, гимнастический городок, деревянный помост для штангистов, теннисный корт, сектор для толкания ядра. С 1952 г. четвертая спартакиада между факультетами стала проводиться летом, увеличилось количество видов спорта. К легкой атлетике, многоборью ГТО, поднятию тяжестей, велосипеду, баскетболу, классической борьбе и шахматам добавились плавание, бокс, шашки и стрельба из малокалиберного оружия. В выступлениях участников спартакиады было установлено 26 институтских рекордов. Команда СМИ из

16 спортсменов участвовала в легкоатлетическом соревновании на первенство МВО и Центрального Совета ДСО «Наука», которое проходило летом в г. Тарту. В мае создана сборная футбольная команда, руководителем которой стал преподаватель специальной кафедры подполковник В.И. Сорокин .[1, с. 170]. В составе команды - студент Ашпин Б.И., будущий директор ЗСМК, а в дальнейшем - заместитель Министра черной металлургии. Для участия в первенстве Кемеровской области по волейболу командируются мужская и женская сборные команды института, мужская команда по баскетболу в г. Прокопьевск. Руководителем команды был Ю.Д. Рубинштейн. После победы на областных соревнованиях команда баскетболистов выезжает в Барнаул для участия в зональных соревнованиях на первенство РСФСР. Команда боксеров института в лично-командном первенстве по городу заняла первое место, тренером был В.П. Наумов .[1, с. 171].

Но кафедра физического воспитания по-прежнему испытывает материальные затруднения - для занятий имеется всего 2 спортивных зала (один из которых вскоре забрали под проблемную лабораторию) и летняя спортивная площадка с двумя волейбольными, баскетбольной площадкой и ямой для прыжков. Нет своего стадиона, загородной лыжной базы, недостаточно спортивного инвентаря (например, на складе имеется всего 30 пар коньков, половина из которых негодная, нет теплых свитеров и шапочек). Однако, несмотря на все трудности, «смичевский» спорт становится брендом, а физическое воспитание в институте приобретает все более спортивный характер. В 1955 г. студенты-спортсмены СМИ вышли на мировую арену. Первым это сделал Заслуженный мастер спорта В. Манеев - чемпион Советского Союза (1952 и 1954 гг.), чемпион мира в Карлсруэ (ФРГ) в 1955 г, победитель Кубка мира в Стамбуле, серебряный призер

Олимпийских игр 1956 г. в Мельбурне по классической борьбе.

В 1956 г. проведена реорганизация спортивного общества «Наука», объединявшего все высшие учебные заведения, которое стало носить название «Буревестник». На кафедру физической культуры была принята большая группа тренеров по курсам спортивного совершенствования. Занятия вели 10 преподавателей по 19 видам спорта, в т.ч. туризму, шахматам, горным лыжам, игровым видам спорта, гимнастике, плаванию, стрельбе. Для проведения учебно-тренировочных сборов с ведущими тренерами и конькобежцами области по конькобежному и лыжному спорту при СМИ оборудуются хоккейная площадка и лыжная база на 200 пар лыж.

Для круглогодичной подготовки спортсменов высшей квалификации нужны были летние и зимние спортивные сборы, для чего в 1958 г. организован летний палаточный, а в 1960 г. - зимний спортивно-оздоровительный лагерь. В конце 60-х годов начато строительство собственной спортивно-оздоровительной базы «Тарбаган», где проходили сборы спортсменов и осуществлялось

оздоровление студентов.

В 1960 г. Министерством высшего и среднего специального образования СССР рассматривается вопрос о перспективах перестройки работы кафедр физического воспитания. Рекомендовалось при медосмотре распределять студентов по следующим медицинским группам: специальной, подготовительной и основной. Студенты специальной медицинской группы должны заниматься физической культурой с 1 по 5-й курс, подготовительной и основной - на 1 -2-м курсе. Количество часов в неделю - 2 основных и 2 факультативных. Группы спортивного совершенствования

набирались из студентов, склонных к занятиям тем или иным видом спорта. Они должны быть значкистами ГТО. В учебных группах должна быть следующая наполняемость: 3-й разряд - 10-12 человек,

2-й разряд - 8-10 человек, 1-й разряд - 5-6 человек. Перворазрядники занимаются 8 часов в неделю.

Согласно Приказу министерства за № 451 от 24.12.1960 г., главной задачей физического воспитания в вузах должно было стать укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, совершенствование спортивного

мастерства. Для этого необходимо было принять меры к улучшению учебной, оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами, обеспечить регулярное проведение врачебно-медицинского контроля, повысить интерес студентов к физической культуре. Однако на деле основное внимание вузовских кафедр физического воспитания было направлено на подготовку спортсменов высших разрядов, потому что уровень финансирования кафедр во многом зависел от числа студентов - членов сборных команд РСФСР и СССР и призеров мировых первенств.

Спортивные успехи СМИ росли. В августе 1958 г. мужская команда института по баскетболу завоевала звание чемпиона Сибири в г. Тюмени, женская команда волейболисток на Министерских соревнованиях в г. Киеве заняла 3-е место. В 1964 г. студентка Берта Злобина-Колокольцева выиграла золотую медаль чемпионки Советского Союза по конькам, а затем - бронзовую медаль на Олимпийских играх в Инсбруке [1, с. 171].

В 1965 г. кафедра физического воспитания переехала в главный корпус института и получила в своё распоряжение игровой зал, зал борьбы, зал гимнастики. Состав кафедры увеличился до семнадцати преподавателей.

В 1966 г. студент горного факультета, Заслуженный мастер спорта по классической борьбе В.Олейник повторил результат В. Манеева, выиграл чемпионат СССР и мира, а в 1968 году стал серебряным призером на Олимпийских играх в Мехико. За большие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных спортсменов-

чемпионов мира В. Манеева и В. Олейника старшему преподавателю по классической борьбе мастеру спорта СССР Д.С. Посуконько присвоено звание Заслуженного тренера СССР.

Провал сборной команды СССР на Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. (2 золотые медали против 20 в Токио 1964 г.) потребовал изменений в системе подготовки спортсменов. В декабре 1968 года состоялась всесоюзная конференция СДСО «Буревестник». Большой критике были подвергнуты все вузы. Было указано на снижение числа студентов -спортсменов высшей квалификации. Если на Токийской олимпиаде в сборной команде было 40,2% студентов, то в Мехико - всего 8%; единицы студентов входят в состав сборных команд страны. ДСО «Буревестник» предпринял шаги по совершенствованию спортивной работы в вузах. Было разрешено выделять студентам-спортсменам по 2 рубля в день на питание. Более активно рассматривались вопросы строительства вузовских спортивных сооружений. Было обращено внимание на организацию учебной работы по физическому воспитанию в вузах.

В 1971 г. началось строительство нового спортивного корпуса в СМИ, а в 1977 г. введен в эксплуатацию спортивный комплекс с пятью залами и плавательным бассейном. Заведующим кафедрой физического воспитания утвержден Г.В. Поцелуенко, выпускник Омского института физической культуры и спорта.

Восьмидесятые годы дали старт в большой спорт регбийной команде института. В 1980 г. сборная команда регбистов заняла 2-е место в чемпионате СССР, через год стала обладателем Кубка России. На чемпионате РСФСР по тяжелой атлетике победителем стал студент В. Солодов, в 1982 г. он выиграл Кубок дружбы и чемпионат СССР в весовой категории до 90 кг, а через год занял 2-е место в чемпионате мира среди юниоров. В 1984 г. В. Солодов - уже чемпион СССР,

Европы и мира, через год закрепивший свой успех.

Спортсмены института добились высоких достижений в лыжном спорте, в настольном теннисе, в туризме и в шахматных соревнованиях. Изменилась и учебная работа. Учебные занятия проводились на 1-2-м курсе по 4 часа в неделю, на 3-м курсе - по 2 часа в неделю. Распоряжением ректора были введены факультативные занятия в объеме 2 часов в неделю ритмической гимнастикой для студентов 4-го курса, по лыжной подготовке (зимой) и плаванию - 5-го курса. Студенты-спортсмены занимались в группах спортивного совершенствования и секциях по 6-8-10 часов в неделю в зависимости от спортивной

подготовленности. Занятия специальной медицинской группы проводились на 1-4-м курсе по 4 часа в неделю, а зачет получали в спортивно-оздоровительном лагере «Тарбаган». Организовывались массовые спортивно-оздоровительные мероприятия: День бегуна; Кузбасская лыжня, Всероссийская лыжня,

Всесоюзный день лыжника;

легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Кузнецкий рабочий»; турпоходы выходного дня; лыжные прогулки и др. .[1, с. 172].

В 1985 г. по итогам смотра-конкурса Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР кафедра заняла 7-е место по учебной работе и 14-е место по высшему спортивному мастерству из 145 вузов России, принявших участие в конкурсе.

В девяностые годы из множества спортивных побед СМИ выделяются успехи шахматистов. Старший

преподаватель кафедры физического воспитания Т.Н. Сорокина, выпускница СМИ 1969 г., в 1993 г. заняла 1-е место на Международном фестивале «Есенинская Русь»; через четыре года ей было присвоено звание «Мастер ФИДЕ» по шахматам. Победителем Международного фестиваля в Польше в 1993 г. стал аспирант кафедры физической химии

В. Зайцев, а Д. Романов, аспирант кафедры автоматизации металлургического

производства, занял 3-е место в чемпионате России среди инвалидов. В 2000 г. сборная института заняла 3 -е место в шахматном первенстве России среди студентов (г. Саратов). В 2001 г. в университете был открыт шахматный клуб, директором назначен активный ветеран шахмат А.М. Амзоров. В последующие годы шахматному клубу присвоено имя Н.В. Толстогузова -ректора СМИ с 1964 по 1988 гг.

Первое десятилетие нового века особых изменений в организацию учебного процесса не принесло. В соответствии с переходом на государственные образовательные

стандарты менялись учебные планы, изменялось количество учебных часов, но прежней оставалась общая политика -большое количество специализаций, приоритет работы со студентами-спортсменами. Значимыми событиями стали защита первой кандидатской диссертации ст. преподавателем О.А. Угольниковой, ставшей в

последующем заведующим кафедрой, а также организация на базе кафедры факультета физического воспитания, спорта и здоровья, который возглавил доцент Г.В. Поцелуенко.

Факультет физической культуры, здоровья и спорта был создан на основании решения Ученого совета университета (протокол №10 от 26.05.2005г.) в целях повышения эффективности реализации основных образовательных программ по дисциплине «Физическая культура». Это было необходимо и для развития инфраструктуры вузовской физической культуры, улучшения организационных, управленческих и материально-технических условий физического воспитания, пропаганды ценностей здоровья, спорта и физической культуры, повышения статуса специалистов в педагогической, тренерской, научно-

исследовательской, реабилитационной деятельности.

Следует отметить, что ни бурные девяностые XX в., ни относительно благополучные нулевые годы XXI в. особенно не повлияли на спортивные достижения СибГИУ. В 2000 г. студент Р. Мещеряков на чемпионате мира в супертяжелой категории завоевал серебряную медаль. В 2002 году студентка экономического факультета А. Полянская выиграла чемпионат мира по пауэрлифтингу среди девушек и выполнила норматив «Мастер спорта международного класса»; среди юношей чемпионом стал студент М. Чирков. На первенстве России по пауэрлифтингу среди студентов команда СибГИУ заняла 10-е место из 62 команд. Успехи спортсменов СибГИУ в пауэрлифтинге связаны с приходом на кафедру тренера А.В. Гуменного.

В 2001 г. студент технологического факультета С. Савич стал победителем чемпионата Европы по борьбе самбо среди юношей, студент металлургического факультета А. Пересыпкин - чемпионом России среди студентов в плавании на 400 м. вольным стилем. В 2002 г. студентка экономического факультета А. Полянская выиграла чемпионат мира по пауэрлифтингу среди девушек и выполнила норматив мастера спорта международного класса, студент металлургического факультета Л. Миронов стал чемпионом «Всероссийских студенческих игр» в беге на 60 м. с барьерами, И. Голубец - чемпионом межрегионального турнира в беге на 400 м. с барьерами, студентке металлургического факультета К. Рыбенко присвоено звание «Международного мастера» [1, с. 173]. Сборные команды СибГИУ по баскетболу и волейболу -многократные чемпионы Кузбасса и победители Кубка Кузбасса.

В последующие годы были подготовлены Заслуженный мастер спорта, 6 мастеров спорта международного класса, 4 мастера спорта ФИДЕ по шахматам, 26

мастеров спорта, 72 кандидата в мастера спорта по различным видам. Наиболее высоких спортивных успехов в это время добились студенты:

• Е. Чигишев, Заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских игр в Китае 2008г., двукратный чемпион Европы, трехкратный серебряный призер чемпионата мира, пятикратный чемпион России по тяжелой атлетике;

В. Колбаскин, мастер спорта, победитель «Кубка Мира» 2008-2009 годов, призер Кубков и чемпионатов России по каратэ;

B. Кравченко, кандидат в мастера спорта, победитель Международного турнира в Германии, победитель Кубка России 2009 г. по каратэ;

Д. Инзаркин, мастер спорта Международного класса, победитель первенства Европы 2009г., победитель первенства России 2009 г. по пауэрлифтингу;

C. Ладохина, мастер спорта международного класса, серебряный призер Кубка Европы по легкоатлетическим многоборьям, чемпион России 2009 г.;

С. Мелентьев, мастер спорта международного класса, бронзовый призер первенства России среди студентов, бронзовый призер чемпионата России 2009г. по легкой атлетике;

А. Керженцева, мастер спорта, чемпион России по каратэ;

П. Смирнов, международный

гроссмейстер, призер Кубка и чемпионатов России по быстрым и классическим шахматам;

К. Матвеев, бронзовый призер чемпионата России и серебряный призер чемпионата России среди студентов по каратэ 2010 г.;

М. Скобелев, мастер спорта, 6-кратный чемпион России по косики каратэ, серебряный призер Кубка Европы в 2002 г., бронзовый призер Кубка Европы в 2003 г., чемпион мира 2004 г.

М. Чирков, мастер спорта международного класса, трехкратный

чемпион России (2001, 2003, 2004 гг.) и трехкратный чемпион мира (2001, 2002, 2004 гг.) по пауэрлифтингу;

Е. Простева Елена, мастер спорта, бронзовый призер Кубка Европы по горным лыжам, участница XXI зимних Олимпийских игр, четырехкратная чемпионка России по горным лыжам;

• А. Черкасов, мастер спорта, победитель первенства Европы по легкой атлетике (Италия, 2013 г.);

A. Цапа, мастер спорта, победитель первенства мира по пауэрлифтингу (США, 2013 г.);

B. Асанов, победитель первенства мира по пауэрлифтингу (Венгрия, 2014 г.) и мн. др.

Физическая культура двадцать первого века - это по-новому осмысленная в материалах стандарта,

жизнеобеспечивающая государственная система, связанная с подготовкой специалистов для народного хозяйства, с укреплением обороноспособности и формированием здоровья нации [3]. При лицензировании деятельности вузов стали учитываться критерии развития физической культуры, наличие

материальной базы. Поэтому факультет физической культуры, здоровья и спорта 31.01.2014г. был переименован в институт физической культуры, здоровья и спорта -ИФКЗиС (приказ № 124-об от 31.01.2014г), который с сентября 2015 г. возглавила д.м.н., проф. И.Л. Левина. Перед ИФКЗиС была поставлена задача творческого преображения учебного процесса, формирующего резервы здоровья студентов, и обеспечивающего достижение общекультурных компетенций.

ИФКЗиС выполняет и социально направленную деятельность, безвозмездно предоставляя спортивные залы и плавательный бассейн для сотрудников СибГИУ и их детей до 14 лет, воспитанников детских домов, а также для проведения городских соревнований по различным видам спорта.

Учебно-спортивная база ИФКЗиС представлена 4 игровыми спортивными

залами, тремя тренажерными залами, залами ОФП, ритмической и атлетической гимнастики, спортивной борьбы и настольного тенниса, шахматным клубом им. В.Н. Толстогузова, 25-метровым бассейном, футбольно-регбийным полем с легкоатлетическими дорожками,

турниковой площадкой, хранилищем для лыж и раздевалками для занятий зимними видами спорта.

Разработанные в институте программа учебной дисциплины «Физическая культура» и программы элективных дисциплин по прикладной физической культуре предусматривают непосредственное привлечение каждого студента к физической культуре и спорту как наиболее действенным средствам укрепления здоровья. Именно

физкультурно-оздоровительные аспекты в структуре системы физического воспитания студенческой молодежи составляют его приоритетную сущность. Особую значимость эта задача приобретает в условиях роста числа нездоровых студентов и студентов, не мотивированных на занятия спортом и физкультурой. Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровье сберегающих технологий.

Литература

1. Корепанова, Ю.А. Исследования составляющих здорового образа жизни студентов / Ю.А. Корепанова, В.Д. Паначев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -Том 9 №2. - С. 32-38. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/54.html. DOI: 10.14526/00_1111_04.

2. Назаренко, Л.Д. Формирование ответственного отношения студентов педагогического вуза к учебным занятиям по физической культуре как условие повышения их эффективности / Л.Д. Назаренко, Е.О. Панова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №3. - С. 83-90. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/107.html. DOI: 10.14526/08 2014 12.

3. Оплетин, А.А. Физическая культура для саморазвития студента / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №3. - С. 104-110. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/110.html. DOI: 10.14526/08_2014_15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сибирский государственный индустриальный университет 1930-2010 / ред. кол. С. Мочалов и др. - Кемерово : Кузбассвузиздат. -2010. - 399 с. - 168-178.

5. СМИ-СибГИУ. 75 лет. Хроника. Люди. События. [Текст] : очерк по истории СибГИУ ; авт. коллектив: Н.М. Кулагин [и др.] ; под ред. Н.М. Кулагина. - Кемерово : Кузбасс, 2005. - 304 с. - 277-280.

6. Чистяков, В. А. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В. А. Чистяков, Д. Н. Давиденко, В. И. Григорьев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2011. - № 4 (74). [Электр. ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/b007ffac-1bc8-4cbd-98ed-d4b2ba6b6203 (Дата обращения 03.03.2016).

7. Щетинина, С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды в регионе / С.Ю. Щетинина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 167177. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/27.html. DOI: 10.14526/33_2014_33.

References

1. Korepanova Y.A., Panachev V.D. Students healthy life-style components study. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9 no.2, pp. 3238. Available at: http://journal-science.org/en/article/54.html. DOI: 10.14526/00_1111_04.

2. Nazarenko L.D., Panova E.O. The formation of the responsible attitude of pedagogical high school students for academic studies on physical training as a condition of increase of their efficiency. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9 no.3, pp. 8390. Available at: http://journal-science.org/ru/article/107.html. DOI: 10.14526/08_2014_12.

3. Opletin A.A. Physical training for self-development of the student. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9 no.3, pp. 104-110. Available

at: http://journal-science.org/ru/article/110.html. DOI: 10.14526/08_2014_15.

4. Sibirskij gosudarstvennyj industrial'nyj universitet 1930-2010 [Siberian State Industrial University 1930-2010], Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2010, 399 p., pp. 168-178. (in Russian).

5. SMI-SibSIU. 75 years. Chronicle. People. Events. ocherkpo istorii SibGIU , Kemerovo : Kuzbass, 2005, 304 p., pp. 277-280.(in Russian).

6. Chistyakov V. A., Davidenko D.N., Grigoriev V.I. State educational standard - the stabilization tool of physical culture development at higher educational establishments. Uchenye zapiski

Подано: 14.10.2016 г. Принято: 17.10.2016г.

universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University], 2011, no. 4 (74). Available at: http://bmsi.ru/doc/b007ffac-1bc8-4cbd-98ed-d4b2ba6b6203. (accessed 03.03.2016) (in Russian).

7. Schetinina S.Y. Development prospects of an integrated educative physical-sport environment in a region. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9 no.1, pp. 167-177. Available at: http://journal-science.org/en/article/27.html. DOI:

10.14526/33 2014 33.

Хомичев Ян Юрьевич - директор спортивного клуба «Металлург-Университет» ФГБОУ ВО «Сибирского государственный индустриальный университет», улица Кирова, д. 42, Новокузнецк, Россия, 654007.

Левина Ирина Леонидовна - доктор медицинских наук., профессор директор Института физической культуры, здоровья и спорта ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», улица Кирова, д. 42, Новокузнецк, Россия, 654007. Хомичева Валентина Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента качества ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», улица Кирова, д. 42, Новокузнецк, Россия, 654007, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.