DOI 10.14526/01_1111_163 УДК 378 ББК 74.58
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
О.В. Шинкаренко — кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Трофимов — кандидат педагогических наук, доцент, Е.Н. Чеканушкина - кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Аннотация. Объективные закономерности развития общества существенно ограничили мышечную деятельность современного человека, создав предпосылки к проявлению несоответствия между социально-биологическими потребностями организма в физической нагрузке и сложившимся объемом двигательной активности, что привело к гиподинамическому синдрому. Проблема укрепления здоровья студентов, повышения уровня их физической подготовленности, формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями требует разработки новой модели физического воспитания в вузе. Материалы. В данной статье теоретически и методически обоснована значимость новых подходов к организации физической культуры и спорта в техническом вузе. Традиционная система учебных занятий не способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре. Существующий подход к ее организации, направленности и содержанию не обеспечивает решения задач укрепления здоровья, разностороннего гармоничного развития, формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты и их обсуждение. В статье приведены данные экспериментальных исследований, показывающие эффективность проведения занятий физическими упражнениями по интересам; необходимость формирования устойчивого интереса к избранному виду моторной деятельности; ведущих мотивов приобщения студентов к различным видам и формам занятий физической культурой и спортом. Заключение. Экспериментальная проверка предложенного подхода к организации физического воспитания студентов технического вуза показала свою эффективность. Выбор моторной деятельности студентов по интересам, способностям, потребностям обеспечил систематичность и непрерывность выполнения мышечной нагрузки, формирование мотивационной сферы. Важным направлением совершенствования системы занятий по физической культуре явился индивидуальный выбор физических упражнений, соответствующих фенотипическим особенностям будущих специалистов. Ключевые слова: студенты, физическая культура, спорт, педагогический эксперимент, физическая подготовленность.
METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS STUDENTS MAIN DIRECTIONS OF PHYSICAL UPBRINGING
IMPROVEMENT
Oleg V. Shinkarenko — candidate of pedagogics, associate professor, Vladimir N. Trofimov — candidate of pedagogics, associate professor, Elena N. Chekanushkina - candidate of pedagogics, associate professor, Samara State Technical University 244, Str. Molodogvardiis'ka, Samara, 443100, Russia
E-mail: ld nazarenko@mail.ru
Annotation. Objective regularities of society development restricted considerably muscular activity of a contemporary man, creating the prerequisites for discrepancy between social-biological needs of an organism for physical load and the existing volume of motional activity, which caused hypodynamic syndrome. The problem of students ' health improvement, the level of their physical readiness increase, the need for systematic physical exercises formation demands new model of physical upbringing creation at a higher educational establishment. Materials. This article gives theoretical and methodical substantiation of new approaches importance to physical culture and sport organization at a technical higher educational establishment. A traditional system of lessons doesn't provide a firm interest to physical culture formation. The existing approach to its organization, orientation and content doesn't provide the problems of health improvement, many-sided harmonious development, the need for regular physical exercises formation solution. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The article gives the experimental research works results, which show the effectiveness of physical exercises according to the interests; it is necessary to form a steady interest in a chosen kind of motor activity; the leading motives of involving students into different kinds and forms of physical culture and sport lessons. Conclusion. The experimental check of the offered approach to physical upbringing organization among students from technical higher educational establishment students showed its effectiveness. The choice of students motor activity according to interests, abilities, needs provided a systematic and continuous character of muscular load fulfillment, motivational sphere formation. An important direction of physical culture lessons improvement system was an individual choice of physical exercises, which corresponded with the phenotypic peculiarities of the future specialists. Keywords: students, physical culture, sport, pedagogical experiment, physical readiness.
Введение. Востребованная
современным этапом общественного развития креативно-педагогическая
парадигма образования обусловливает необходимость повышения уровня духовно-нравственного и физического совершенствования индивида, а также актуализацию его творческого потенциала. Физическая культура и спорт являются мощным средством воспитания, стимулирования интеллектуальной и двигательной деятельности. Однако сложившаяся практика организации и проведения учебных занятий по
физической культуре в вузе не отвечает интересам и потребностям сегодняшнего времени. По мнению Бальсевича В.К., 2000; Лубышевой Л.И., З.М. Кузнецовой 2011, Л.Д, Назаренко,2013, 2014; Николаева Ю.М., 2004; и других специалистов, назрела необходимость определения нового, концептуального базиса теории и методики физической культуры; принципиально иного программного содержания,
соответствующего запросам сегодняшнего дня.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что актуальные вопросы развития личности средствами физической культуры и спорта должны опираться на единство духовных и физических сил, ориентируясь на современные гуманистические концепции общей теории культуры и деятельности, рассматривающих человека в качестве их основного объекта и субъекта. Творческий потенциал молодых специалистов, их способность к прогрессивному мышлению определяются в значительной степени уровнем физического и психического здоровья.
Целью данной работы является научно-методическое обоснование
необходимости выявления новых подходов к организации физической культуры и спорта в вузе.
Задачи: 1. Выявить основные направления совершенствования процесса физического воспитания студентов технического вуза.
2. Экспериментально проверить целесообразность и эффективность ориентации на предлагаемый подход к организации и проведению учебных занятий по физической культуре.
Материал. Объективные
закономерности общественного развития на современном этапе оказали существенное влияние на характер жизнедеятельности людей; создали условия, определившие дисбаланс между естественными потребностями человека в мышечной деятельности и реальным объемом двигательной активности, что негативно отражается на состоянии здоровья.
В качестве образовательного процесса, направленного на подготовку к высокоэффективной профессиональной деятельности, необходимо рассматривать создание условий для разностороннего, гармоничного развития; сохранения и поддержания здоровья, укрепления естественного механизма регуляции жизнедеятельности, оптимизации
физической активности.
Результативность мышечной
деятельности, направленной на
поступательное развитие и
совершенствование организма,
определяется рациональным выбором целенаправленных двигательных
действий, оптимальным соотношением их объема и интенсивности,
последовательностью и систематичностью их выполнения, осуществлением постоянного контроля и самоконтроля за функциональным состоянием. Целью физической активности человека является выход на новый уровень
функционирования, обеспечивающий вовлечение в процесс развития и совершенствования всех ресурсов жизнедеятельности организма - от клетки до коры головного мозга [2].
В процессе выполнения физических упражнений с постепенным увеличением их организационной и структурной сложности возникает кумулятивный эффект, обеспечивающий мобилизацию природных ресурсов организма, что обусловливает увеличение важнейших показателей двигательной деятельности: мышечной силы, быстроты, выносливости, равновесия, гибкости, точности движений и др.
Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о наличии значительных внешних и внутренних ресурсов для повышения эффективности физкультурно-
оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами, степень реализации которых обусловлена необходимостью принципиального изменения
направленности и содержания процесса физического воспитания, выхода за пределы установившегося понимания его значимости, осознания роли системных физических упражнений для развития и совершенствования.
Переступая через границы представлений об идеале
интеллектуального, психологического и физического развития, можно выйти на новый этап функционирования организма,
благодаря пониманию индивидом необходимости установления
рационального соотношения
интеллектуальной и двигательной деятельности.
Современная спортивно-
педагогическая наука и практика физической культуры располагают значительным количеством
инновационных технологий физического воспитания в вузах [10]. Это детерминировало необходимость поиска новых подходов к организации занятий физической культурой, основанных на учете интересов, возможностей и потребностей студентов.
Одним из перспективных направлений совершенствования занятий по физической культуре является, на наш взгляд, индивидуальный выбор
физических упражнений,
соответствующих фенотипическим
особенностям студента.
Результаты и их обсуждение. Нами был проведен педагогический эксперимент с участием 142 студентов 1-2-го курсов технического вуза в возрасте 1719 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 71 студенту. В контрольной группе учебные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, утвержденной министерством образования РФ. В ЭГ в течение I семестра студентам предоставлялась возможность выбора наиболее предпочтительного вида двигательной деятельности:
разновидностей легкоатлетического бега на короткие, средние и длинные дистанции; прыжков в длину, высоту, тройного; толкания ядра; спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола; а также оздоровительной и спортивной аэробики; бега на лыжах; кроссовой подготовки.
В зависимости от выбора моторной деятельности студенты получали соответствующую теоретическую,
методическую и практическую
подготовку. Одновременно проводилось изучение особенностей мотивационной
сферы, определяющей готовность к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе двигательной деятельности путем наблюдения за характером выполнения учебных заданий, а также в ходе групповых и индивидуальных бесед, опроса студентов были выявлены основные группы мотивов выбора вида физических упражнений и отношения к занятиям физической культурой.
На основе анализа полученных данных и их сопоставления с результатами изучения научной и научно-методической литературы мотивы были сгруппированы следующим образом:
- ценностно-формирующий;
- здоровьеукрепляющий;
- познавательно-развивающий;
- социально-ориентирующий;
- психологический;
- культурологический.
Для оценки степени
сформированности данных мотивов нами были разработаны соответствующие критерии оценки:
Ценностно-формирующий мотив предусматривал ориентировку на понимание значимости целенаправленной мышечной деятельности для развития интеллектуальных и двигательно-координационных качеств - основы разностороннего, гармоничного развития, совершенствования морально-волевых свойств личности, приобщения к общемировым ценностям физической культуры и спорта.
Оценивалась степень
сформированности потребности
приобщения к ценностям физической культуры и спорта.
Критерии оценки:
5 баллов - глубокое понимание положительного воздействия моторных актов на физиологические системы, интеллектуальную деятельность,
психоэмоциональное состояние;
4 балла - уверенность в необходимости приобщения к ценностям физической культуры и спорта при
эпизодическом посещении учебных занятий по данному предмету;
3 балла - общее представление о ценностях физической культуры и спорта при установке на систематическое выполнение физических упражнений при появлении свободного времени;
2 балла - убеждение в том, что занятия физическими упражнениями -личное дело каждого;
1 балл - отсутствие желания к систематической физкультурной деятельности.
Здоровьеукрепляющий мотив основан на убеждении, что самым эффективным средством улучшения здоровья являются физические
упражнения, способствующие укреплению центральной нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других функциональных систем; повышению настроения, оптимизации
взаимоотношений с окружающими людьми.
Критерии оценки:
5 баллов - сочетание учебных занятий по физической культуре с самостоятельным выполнением
физических упражнений при
консультативной поддержке
преподавателя;
4 балла - высокая двигательная активность на занятиях, стремление к самостоятельному выполнению упражнений, способствующих приросту мышечной силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств;
3 балла - абстрактное понимание значимости регулярного выполнения мышечной нагрузки для укрепления всего организма и отдельных мышечных групп. Посещение занятий по обязанности;
2 балла - убеждение в достаточном объеме двигательной деятельности для нормального функционирования организма;
1 балл - уверенность в назначении медицины обеспечить оздоровление населения.
Познавательно-развивающий мотив направлен на расширение знаний и представлений о роли физической культуры в реализации потенциальных возможностей человека: накоплении общемировых ценностей в сфере физической культуры и спорта.
Критерии оценки:
5 баллов - проявление явного интереса к истории возникновения физической культуры и спорта; изменение их содержания, форм занятий, отношения к использованию их средств; месту в жизнедеятельности различных категорий населения;
4 балла - восприятие информации о значении физической культуры и спорта на разных этапах развития общества без ее критического осмысления, готовность к ее расширению и углублению;
3 балла - пассивное отношение к теоретическим знаниям в сфере физической культуры и спорта, отсутствие желания использовать их для приобретения собственного опыта;
2 балла - неготовность к восприятию и информации о физической культуре и спорте как феномене общественной жизни;
1 балл - отсутствие интереса к усвоению знаний в области физической культуры и спорта.
Социально-ориентирующий мотив
Систематические занятия
физической культурой и спортом способствуют установлению и
расширению контактов с людьми разного возраста и статуса; отношений различного характера, что создает условия для усвоения навыков общественной деятельности, формирования социальной активности.
Критерии оценки:
5 баллов - стремление к расширению межличностных контактов; приобретению знаний и навыков судейства спортивных соревнований, инструкторских умений и навыков; к участию в организации и проведении
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий;
4 балла - понимание значимости физической культуры и спорта как средства социализации, расширения круга общения; готовности к практическому участию в оказании шефской помощи в организации физкультурно-спортивной деятельности студентов младших курсов;
3 балла - отсутствие инициативы в проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; установление необходимых контактов по поручению организаторов соревнований;
2 балла - отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности как к обязанности;
1 балл - непонимание роли физической культуры и спорта в социализации личности.
Психологический мотив направлен на повышение уверенности в себе, собственной самооценки; формирование навыков, самоутверждения путем спортивных достижений.
Критерии оценки:
5 баллов - уверенность, что рост спортивных результатов способствует повышению его авторитета среди друзей, знакомых, студентов и преподавателей. Сформированность навыков самоанализа собственной деятельности, умение делать выводы и исправлять свои ошибки;
4 балла - стремление к самопознанию средствами физической культуры и спорта; готовность к выявлению своих возможностей и способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
3 балла - недооценка значимости физкультурно-спортивной деятельности как модели формирования профессиональных качеств;
2 балла - непонимание роли физической культуры и спорта для повышения уверенности в себе, самопознания и самореализации;
1 балл - отсутствие убеждения, что физическая культура и спорт являются эффективным средством подготовки к предстоящей профессиональной
деятельности.
Культурологический мотив
формирует осознание необходимости повышения двигательной культуры, культуры взаимодействия с различными людьми; навыки регулирования
психоэмоционального состояния при общении с окружающими людьми. Критерии оценки: 5 баллов - понимание значимости физической культуры и спорта как части общей культуры человечества. Четкое восприятие ценностей физической культуры и спорта как результата накопления многовекового опыта
людей разных стран, на совершенствование
деятельности направленной человека;
4 балла - отношение к физической культуре и спорту как обязательному компоненту жизнедеятельности каждого индивида, без которого невозможно достижение оптимального уровня культуры;
3 балла - формальное восприятие физической культуры и спорта как феномена культурного развития людей, недооценка их роли и места в повышении общей и двигательной культуры;
2 балла - неспособность поставить физическую культуру и спорт по силе воздействия на человека в один ряд с литературой и искусством;
1 балл - непонимание значимости физической культуры и спорта как феномена культурного развития людей.
С помощью данных критериев оценки различных мотивов физкультурно-спортивной деятельности группа независимых экспертов-преподавателей физической культуры других вузов в количестве пяти человек выявила уровень их сформированности у студентов КГ и ЭГ. Анализ полученных данных не выявил существенных различий (р>0,05).
До проведения педагогического эксперимента было также проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности студентов, в котором использовались следующие контрольные упражнения: бег на 60 м (с); челночный бег 3х11 м(с); прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча (1 кг) правой и левой рукой; подтягивание на перекладине (кол-во раз); наклон вперед стоя на гимнастической скамейке. Анализ результатов исследования не выявил достоверных различий по уровню физической подготовленности в КГ и ЭГ (р>0,05).
В ЭГ, где учебные занятия по физической культуре проводились по интересам, большое внимание уделялось формированию мотивов двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов, уровня их физической подготовленности,
фенотипических признаков, увлеченности физической культурой и спортом. Студентам ЭГ предоставлялась информация о ценностях физической культуры и спорта, сформированных предыдущими поколениями; раскрывался физиологический механизм воздействия мышечной нагрузки на организм; приводились примеры восстановления людей после тяжелых травм средствами физической культуры; рассматривались возможности изменения мировоззрения и характера с помощью специальной системы физических упражнений. Все это способствовало формированию у студентов более полных представлений о значении физической культуры в жизнедеятельности человека, их месте и роли на разных этапах общественного развития, что оказывало существенное влияние на характер и структуру мотивационной деятельности, отношения к занятиям по физической культуре.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической
подготовленности. Результаты
исследования показали, что уровень физической подготовленности повысился у студентов обеих групп: КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост показателей оказался существенно выше. Так, в КГ в беге на 60 м (с) при исходных данных 8,14±0,54 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 1,71% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,17±0,51с прирост составил 2,12 % (р>0,05); в КГ в прыжках в длину при исходных результатах 212,69±0,18 см после завершения педагогического эксперимента показатели улучшились на 7,32% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 214,56 ±14,58 см прирост составил 11,27%, ( р<0,05). В КГ при исходных результатах броска набивного мяча (1 кг) 10,62±0,12 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 8,44% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 10,57±0,11 м прирост составил 12,33% (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Результаты педагогического
эксперимента показали также
существенные изменения по уровню сформированности мотивационной сферы. Так, в КГ при исходных данных проявления ценностно-формирующего мотива 2,73±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента
исследуемые показатели возросли на 0,78% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,69±0,14 балла прирост составил 9,77% (р<0,05); в КГ при исходных результатах сформированности здоровьеукрепляющего мотива - 3,28±0,19 балла к завершению педагогического эксперимента результаты этого показателя улучшились на 2,91%(р>0,05); в ЭГ при исходных данных здоровьеукрепляющего мотива 3,34±0,27 балла прирост результатов составил 17,46% (р<0,05); в КГ при исходных показателях проявления познавательно-развивающего мотива 2,41±0,17 балла к окончанию
педагогического эксперимента результаты возросли на 1,37% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных исследуемого параметра 2,32±0,13 балла прирост составил 21,17% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим мотивам.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости внедрения новой парадигмы в вузовскую систему физического воспитания студентов. Сложившаяся система учебных занятий не способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре. Данные нашего исследования показали целесообразность выбора вида двигательной деятельности по интересам; проведения планомерной работы по формированию мотивационной сферы с учетом различных ее проявлений. Это предусматривает включение в содержание каждого занятия специальной
информации, которую студенты могут усваивать при выполнении специальных упражнений для развития ведущих двигательно-координационных качеств, не требующих глубокого осмысления. Без сформированной системы знаний в области физической культуры и спорта, убедительных фактов, наглядных примеров будущим специалистам трудно воспринимать физическую культуру и спорт как феномен культурной общественной жизни.
Литература
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина. - 1996. - 166 с.
3. Костюнина, Л. И. Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности /Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2012. - № 2 (23). - С. 56-61. Режим доступа: 1Шр://юигпа1-science.org/ru/magazine/26.htm1.
4. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания
подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1 (18). Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/magazine/29.html.
5. Лубышева, Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория, практика физической культуры. - № 3. - 2009. - 10 с.
6. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. - 240 с.
7. Назаренко, Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.
8. Назаренко, Л. Д. Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Л. Д. Назаренко, Ф. М. Кодолова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 52-55.
9. Назаренко, Л. Д. Спорт как культурологический феномен современного общества / Л. Д. Назаренко // Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа : научно-методические материалы и доклады «Круглого стола» 21 марта 2014 года. Москва.
10. Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория, практика физической культуры. - № 7. - 2004. - С. 2-10.
11. Тимошина, И. Н. Исследование динамики физической подготовленности студентов педагогических и непедагогических специальностей / И. Н. Тимошина, С. В. Богатова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2014. - № 1 (34). - С. 146-153. http ://j ournal-science.org/ru/article/13 0.html.
12. Тимошина, И. Н. Особенности организации физической культуры и спорта в педагогическом вузе / И. Н. Тимошина, С. В. Богатова, Д. Н. Немытов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 4(25). - С. 141-146. http://journal-science.org/ru/magazine/28.html.
13. Шинкаренко, О. В. Физическая культура в образовательном пространстве студентов вуза / О. В. Шинкаренко, В. И. Логунов, Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2009. - 158 с.
References
1. Balsevich V. K. Ontokineziologija cheloveka [Ontokinesiology of a person]. Moscow, Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p. (in Russian).
2. Bernshteyn N. A. Ocherki po fiziologii dvizhenij i fiziologii aktivnosti [Essays on physiology of movements and physiology of activity]. Moscow, Medicine, 1996, 166 p. (in Russian).
3. Kostyunina L. I. Physiological substantiation of the unity of intellectual and motor activity. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2012, no. 2 (23), pp. 56-61. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/26.html.
4. Kuznetsova Z. M. The program of personal qualities formation among students in educational activity as one of real preconditions for content renewal of training specialists in the system of higher education (by the example of students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to the specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2011, no. 1 (18). Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/29.html.
5. Lubysheva L. I. Sports culture phenomenon in the aspect of methodological analysis. Teorija, praktika fizicheskoj kul'tury [Theory, practice of physical culture], 2009, no. 3, 10 p. (in Russian).
6. Nazarenko L. D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij [Health-improving basis of physical exercises]. Moscow, VLADOS-PRESS publishing house, 2003, 240 p. (in Russian).
7. Nazarenko L. D. The role of intellect in sports activity. Teorija, praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, no. 10, pp. 9-12. (in Russian).
8. Nazarenko L. D., Kolodova F.M. The system of physical upbringing improvement of students from not physical culture higher educational establishments. Teorija, praktika fizicheskoj kul'tury
[Theory and practice of physical culture], 2014, no. 3, pp. 52-55. (in Russian).
9. Nazarenko L. D. Sport as culturological phenomenon of modern society. Fenomen sportivnoj kul'tury v aspekte filosofskogo, istoricheskogo i social'no-pedagogicheskogo analiza : nauchno-metodicheskie materialy i doklady «Kruglogo stola» [Phenomenon of sports culture in the aspect of philosophic, historical and social-pedagogical analysis : scientific-methodical materials and reports of "A round-table discussion"]. Moscov, 2014, March, 21. (in Russian).
10. Nikolaev Y. M. General theory and methodology of physical culture as the need reflection for physical education modernization. Teorija, praktika fizicheskoj kul'tury [Theory, practice of physical culture], 2004, no. 7, pp. 2-10. (in Russian).
11. Timoshina I. N., Bogatova S.V. Research of dynamics of physical fitness of students teaching and non-teaching professions. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, no. 1 (34), pp. 146-153. Available at: http://j ournal-science.org/ru/article/13 0.html.
12. Timoshina, I. N., Bogatova S.V., Nemytov D.N. Features of the organization of physical culture and sports in pedagogical high school. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2012, no. 4(25), pp. 141146. Available at:http://journal-science.org/ru/magazine/28.html.
13. Shinkarenko O. V., Logumov V.I., Nazarenko L.D. Fizicheskaja kul'tura v obrazovatel'nom prostranstve studentov vuza [Physical culture in educational environment of higher educational establishment students]. Ulyanovsk, 2009, 158 p. (in Russian).
Подано: 07.11.2016г. Принято: 11.11.2016г.
Шинкаренко Олег Викторович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кафедра «Физическое воспитание и спорт» Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100.
Трофимов Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100.
Чеканушкина Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100.