Научная статья на тему 'Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой'

Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / STUDENTS / PHYSICAL UPBRINGING / PHYSICAL READINESS / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Имнаев Ш.А.

Актуальность исследования обусловливается тем, что современные требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи предопределяют необходимость разработки и использования новых технологий обучения, новых принципов организации учебного процесса, а также новых форм контроля и оценки физической подготовленности и функционального состояния студентов. В этом плане, при разработке технологий физического воспитания, призванных в том числе обеспечивать и повышение уровня мотивации, необходимо четко представлять, какие запросы и потребности являются движущей силой, стимулами для сознательных занятий физической культурой и спортом у обучающихся и какие основные тренды формируют мотивацию к этим занятиям. Немаловажно знать и каким образом изменяется структура мотивации на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Эти сведения должны лежать в основе всех компонентов процесса физического воспитания студентов. Материал. Выяснение основных запросов, потребностей, «ожиданий» и мотивационных стимулов и их уровня у студентов гуманитарных вузов. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, методы математической статистики. Результат. Для решения поставленной задачи были разработаны опросные листы (анкеты) для студентов и проведено интервьюирование в двух вузах города Пятигорска Пятигорском медико-фармацевтическом институте филиале ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» и Пятигорском государственном университете. Анализ результатов интервьюирования показал, что в своем большинстве студенты хотели бы повысить уровень своей физической подготовленности. Большинство студентов занимаются физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и улучшения внешнего вида и большинству из них очень нравятся занятия физической культурой, после занятий они чувствуют себя хорошо. Точно также большинство опрошенных студентов хотели бы регулярно получать информацию об уровне своей физической подготовленности и функциональном состоянии, преимущественно о величине своей массы и длины тела, выносливости и физической работоспособности, что в основном совпадает с желаниями преподавателей. Следует отметить достаточно высокий процент «равнодушных» к занятиям физическими упражнениями и студентов, чувствующих себя после занятий не в полной мере удовлетворительно. Заключение. Следует отметить, что наименьшая заинтересованность в занятиях физической культурой, определенное равнодушие к систематическому мониторингу собственного состояния и даже степени самочувствия отмечается у студентов второго курса. Эти факты свидетельствуют и о низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Это, возможно, связано с тем, что именно на втором курсе в вузе осваиваются наибольшие объемы учебного материала и нагрузка является максимальной. Данное обстоятельство указывает на определенную «проблемную» категорию студентов и предопределяет к ней особое внимание во всех аспектах процесса физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of the research is conditioned by the fact, that modern requirements for the process of physical upbringing among students predetermine the necessity to create and use new technologies of teaching, new principles of educational process organization and new forms of physical readiness and functional state control and estimation. In this context, during physical upbringing technologies creation, which should provide and increase the level of motivation, it is necessary to understand clearly what kind of demands and needs stimulate realized going in for physical culture and sport among students and what main trends form motivation for these lessons. It is also important to know how changes the structure of motivation during the whole period of education at a higher educational establishment. These details should form the base of all components of physical upbringing process among students. Material. The main demands, needs, “expectations”, motivational stimuli and their level revelation among students of humanitarian higher educational establishments. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. In order to solve the set problem questionnaires for students were created and interviewing in two higher educational establishments of Pyatigorsk Pyatigorsk MedicalPharmaceutical Institutethe branch of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education “Volgograd State Medical University” and Pyatigorsk State University was held. The results of interviewing showed, that most students wanted to increase the level of their physical readiness. Most students go in for physical exercises in order to improve health and appearance and most of them like physical culture, after lessons they feel good. Most respondents would like to get regular information about the level of own physical readiness and functional state, predominantly about weight and height, endurance and physical working capacity, and it mainly corresponds with the desires of teachers. It should be noted that there was a high percentage of “indifferent” to physical exercises students, whose state after the lessons was not quite satisfactory. Conclusion. It should be noted that the lowest level of interest in physical culture, some kind of indifference to systematic monitoring of own state and even health was among students of the 2nd course. These facts prove a low level of motivation for physical exercises. It can be connected with the fact that at the 2nd course the greatest volume of educational material is mastered and the load is maximal. This circumstance determines the definite “problem” category of students and predetermines special attention to it in all aspects of physical upbringing process at a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой»

of professional athletes cardiac arrhythmias. Innovacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii [Innovative technologies in science and education], 2016, no 1-1(5), pp. 83-86. (in Russian).

7. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Cardiovascular system adaptation possibilities to physical activity of individuals with limited hearing possibilities. Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical journal], 2016, Vol. 11, no 4, pp. 6471. (in Russian).

8. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Characteristics of cardiovascular system remodeling of people with limited hearing possibilities in response to physical activity (a literature review). Zhurnal nauchnyh statej :Zdorov'e i ohrazovanie v 21 veke" [Journal of scientific articles Health and education in the XXI century], 2017, Vol. 19, no 6, pp. 38-41. (in Russian).

9. Yankcvich E. I., Zinchuk N. A. Dorontscv A.V. Psycho-Physiological adaptation to sports activities of hard hearing players. Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical journal], 2013, Vol. 8, no 1, pp. 326 - 329. (in Russian).

10. Zdravohranenie v Rossii [Health care in Russia]. 2015, Rosstat, M., 174 p. (in Russian).

11. Kuznctsova Z.M., Simakov Yu.P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-

Подано: 20.04.2017 Принято: 24.04.2017

psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tuiy i sporta [Pcdagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 1, pp. 1-14. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/429.html.

12. Titov C.V., Kuznctsova Z.M. Increasing the level of special medical groups schoolchildren physical preparedness by means of athletic gymnastics. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tuiy i sporta [Pcdagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, Vol. 4, no 4, pp. 125130. Available at: http: //www. i o urna 1 -science .org/ru/magazine/40 .html.

13. Michelle Kelly Irving, Cyrille Delpierre, Matthias Richter. Call for papas: Life course influence and canccr risk International Journal of Public Health. 21 March 2017. (SCOPUS)

14. Martijn van Hasselt Ph.D., Nancy McCall Sc.D., Vincc Kcycs M.A., Suzanne G. Wcnsky Ph.D., Kevin W. Smith M.A. Total Cost of Care Lower among Medicare Fcc-for-Scrvicc Beneficiaries Receiving Care from Patient-Centered Medical Homes. Health services research, 2014, DOl: 10.1111/1475-6773.12217. (SCOPUS)

Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой АФК и спортивные игры, Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 31/17 Астрахань, Россия, 414028

Ермолина Наталия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, ул. Коммунистическая, 18/20, Астрахань Россия, 414011 Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, ул. Юбилейная, 36, Астрахань, Россия, 414136

Для цитирования: Зинчук H.A., Ермолина Н.В., Доронцев A.B. Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 92-97.

Б0110.14526/01 2017 210 УДК 796:316.628

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Ю.А. Пушкарская - преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ»,

пр. Калинина 11, Пятигорск, Россия, 357532

Г.Д. Алексанянц - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Кубанский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма, ул. Буденного, 161, г. Краснодар, Россия, 350015 Ш.А. Имнаев - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической

культуры и спорта, Пятигорский государственный университет, пр. Калинина, 9, Пятигорск, Россия, 357532

E-mail: pushkarskaya 85(a),mail.ru

Аннотация: Актуальность исследования обусловливается тем, что современные требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи предопределяют необходимость разработки и использования новых технологий обучения, новых принципов организации учебного процесса, а также новых форм контроля и оценки физической подготовленности и функционального состояния студентов. В этом плане, при разработке технологий физического воспитания, призванных в том числе обеспечивать и повышение уровня мотивации, необходимо четко представлять, какие запросы и потребности являются движущей силой, стимулами для сознательных занятий физической культурой и спортом v обучающихся и какие основные тренды формируют мотивацию к этим занятиям. Немаловажно знать и каким образом изменяется структура мотивации на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Эти сведения должны лежать в основе всех компонентов процесса физического воспитания студентов. Материал. Выяснение основных запросов, потребностей, «ожиданий» и мотивационных стимулов и их уровня v студентов гуманитарных вузов. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, методы математической статистики. Результат. Для решения поставленной задачи были разработаны опросные листы (анкеты) для студентов и проведено интервьюирование в двух вузах города Пятигорска - Пятигорском медико-фармацевтическом институте - филиале ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» и Пятигорском государственном университете. Анализ результатов интервьюирования показал, что в своем большинстве студенты хотели бы повысить уровень своей физической подготовленности. Большинство студентов занимаются физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и улучшения внешнего вида и большинству из них очень нравятся занятия физической культурой, после занятий они чувствуют себя хорошо. Точно также большинство опрошенных студентов хотели бы регулярно получать информацию об уровне своей физической подготовленности и функциональном состоянии, преимущественно о величине своей массы и длины тела, выносливости и физической работоспособности, что в основном совпадает с желаниями преподавателей. Следует отметить достаточно высокий процент «равнодушных» к занятиям физическими упражнениями и студентов, чувствующих себя после занятий не в полной мере удовлетворительно. Заключение. Следует отметить, что наименьшая заинтересованность в занятиях физической культурой, определенное равнодушие к систематическому мониторингу собственного состояния и даже степени самочувствия отмечается v студентов второго курса. Эти факты свидетельствуют и о низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Это, возможно, связано с тем, что именно на втором курсе в вузе осваиваются наибольшие объемы учебного материала и нагрузка является максимальной. Данное обстоятельство указывает на определенную «проблемную» категорию студентов и предопределяет к ней особое внимание во всех аспектах процесса физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физическая подготовленность, функциональное состояние.

THE LEVEL OF MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE LESSONS AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Yliya A. Pushkarskaya - teacher of physical upbringing and health department Pyatigorsk Medical- Pharmaceutical Institute- the branch of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Volgograd State Medical University ", 11, pr. Kalinina, Pyatigorsk, 357532, Russia Gaik D. Aleksanyants - doctor of medicine, professor, vice-rector on scientific work Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 161, Bydennogo str., Krasnodar, 350015, Russia Shamil A. Imnaev- candidate of pedagogics, assistant professor, the head of physical culture and

sport department, Pyatigorsk State University, 9, pr. Kalinina, Pyatigorsk, 357532, Russia

E-mail; pushkarskaya 85(a)mail.ru

Annotation: The urgency of the research is conditioned by the fact, that modern requirements for the process of physical upbringing among students predetermine the necessity to create and use new technologies of teaching, new principles of educational process organization and new forms of physical readiness and functional state control and estimation. In this context, during physical upbringing technologies creation, which should provide and increase the level of motivation, it is necessary to understand clearly what kind of demands and needs stimulate realized going in for physical culture and sport among students and what main trends form motivation for these lessons. It is also important to know how changes the structure of motivation during the whole period of education at a higher educational establishment. These details shouldform the base of all components of physical upbringing process among students. Material. The main demands, needs, "expectations ", motivational stimuli and their level revelation among students of humanitarian higher educational establishments. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, questionnaire sun'ey, methods of mathematical statistics. Results. In order to solve the set problem questionnaires for students were created and inten'iewing in two higher educational establishments of Pyatigorsk -Pyatigorsk Medical- Pharmaceutical Institute- the branch of the Federal State Budgetary Educational Establishnent of Higher Education "Volgograd State Medical University" and Pyatigorsk State University was held. The results of inten'iewing showed, that most students wanted to increase the level of their physical readiness. Most students go in for physical exercises in order to improve health and appearance and most of them tike physical culture, after lessons they feel good. Most respondents would tike to get regular information about the level of own physical readiness and functional state, predominantly about weight and height, endurance and physical working capacity, and it mainly corresponds with the desires of teachers. It should be noted that there was a high percentage of "indifferent" to physical exercises students, whose state after the lessons was not quite satisfactory. Conclusion. It should be noted that the lowest level of interest in physical culture, some kind of indifference to systematic monitoring of own state and even health was among students of the 2nd course. These facts prove a low level of motivation for physical exercises. It can be connected with the fact that at the 2nd course the greatest volume of educational material is mastered and the load is maximal. This circumstance determines the definite "problem" category of students and predetermines special attention to it in all aspects of physical upbringing process at a higher educational establishment.

Keywords: students, physical upbringing, physical readiness, functional state.

Актуальность. В настоящее время обязательный курс физической культуры в высших учебных заведениях

предусматривает решение задачи комплексного развития основных физических качеств - выносливости, быстроты, гибкости, силы, ловкости, а также формирования физической культуры личности. При этом весьма важной задачей физического воспитания в вузе является формирование потребностно-

мотивационной сферы студентов в двигательной активности [ 1,2, 10, 12].

Повышение эффективности

процесса физической подготовки студентов вузов, которое всё в большей мере актуализируется и выступает уже насущной необходимостью, в настоящее время невозможно без учета индивидуальных характеристик, запросов и мотивации обучающихся [ 4, 6, 7 ].

В литературе отмечается, что с целью активизации двигательной деятельности обучающихся и

формирования у них основных компонентов мотивационной сферы курс физического воспитания должен строиться на основе личностно-ориентированных педагогических технологий, которые должны предусматривать учет

физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся,

особенностей пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности [ 3, 8, 11].

Только в том случае, когда будут удовлетворяться интересы индивидуума, возможно действительное обеспечение формирования сознательной мотивации к занятиям физической культурой, что послужит одной из основ существенного повышения физической подготовленности студентов и улучшению состояния их здоровья [ 5, 9, 10, 13 ]. В этой связи крайне необходимым является разработка и научное обоснование педагогических технологий дифференцированной

физической подготовки студентов высших учебных заведений.

Рассматривая несколько подробнее эти задачи, необходимо сказать, что повышение мотивации к занятиям

физической культурой и спортом может быть осуществлено только на основе осознания обучающимися важности этих занятий и возможности удовлетворить через них определенные индивидуальные потребности.

В этом плане при разработке технологий физического воспитания, призванных в том числе обеспечивать и повышение уровня мотивации, необходимо четко представлять, какие запросы и потребности являются движущей силой, стимулами для сознательных занятий физической культурой и спортом у обучающихся и какие основные тренды формируют мотивацию к этим занятиям. Немаловажно знать также, каким образом изменяется структура мотивации на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении.

Эти сведения должны лежать в основе всех компонентов процесса физического воспитания студентов. Это касается и теоретической части программы обучения по предмету «Физическая культура», где обосновывается

необходимость и важность занятий физической культурой и спортом, и собственно практических занятий как в части подбора средств (физических упражнений), методов и форм занятий, так и в части определения величины нагрузки той или иной направленности и, конечно, в части определения круга параметров для контроля и мониторинга.

В конечном итоге от полноты учета важнейших компонентов мотивационной сферы будет зависеть эффективность процесса физического воспитания в целом.

Исходя из вышеизложенного, основной задачей настоящего

исследования явилось выяснение основных запросов, потребностей, «ожиданий» и мотивационных стимулов и их уровня у студентов гуманитарных вузов.

Методика. Для решения поставленной задачи были разработаны опросные листы (анкеты) для студентов и проведено интервьюирование в двух вузах города Пятигорска - Пятигорском медико-фармацевтическом институте - филиале

ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» и Пятигорском государственном университете.

В опросе приняли участие 263 студентов, обучающихся на 4 курсах двух вузов г. Пятигорска - Пятигорского государственного университета и Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ».

Количество опрошенных студентов по курсам составило: на I курсе - 48 студентов, на II курсе - 72, на III курсе - 98 и на IV курсе - 45 студентов.

Всем студентам предлагалось выбрать один или несколько ответов на шесть вопросов анкеты:

1. Хотите ли Вы повысить свою физическую подготовленность?

2. С желанием ли и в какой степени Вы занимаетесь физическими упражнениями?

3. С какой целью Вы занимаетесь физическими упражнениями?

4. Хотите ли Вы регулярно получать информацию о своей физической подготовленности и функциональном

СОСТОЯНИИ?

5. О каких параметрах своей физической подготовленности и функционального состояния Вы хотели бы регулярно получать информацию?

6. Каково Ваше самочувствие после занятий?

Результаты опроса были обработаны и систематизированы.

Результаты исследования.

Отвечая на вопрос о желании повысить уровень собственной физической подготовленности, большинство студентов всех курсов ответили утвердительно (положительные ответы расположились в диапазоне от 54,2 до 87,7% опрошенных (рисунок 1).

Вместе с тем обращает на себя внимание существенное снижение мотивации и желания повысить уровень собственной физической подготовленности у студентов второго курса - до 54.2% с 75,0% на первом курсе, тогда как у студентов на третьего и четвертого курсов это желание вновь и существенно повышается - до 85,7 и 84,4% соответственно.

□ I курс

□ II курс

■ III курс

■ IV курс

Всё равно

Рисунок 1 - Желание студентов повысить собственную физическую подготовленность

Соответственно, на втором курсе весьма велико количество студентов, указавших на своё нежелание повышать уровень собственных физических кондиций (23,6%) или равнодушных к этому (22,2%).

Ответы на вопрос о наличии желания заниматься физическими упражнениями и степени такового также различались у студентов в зависимости от курса обучения. На первом курсе 56,3% опрошенных выразили желание заниматься

физической культурой. Однако весьма велико было количество респондентов, равнодушных к этим занятиям (39,6%) при незначительном количестве студентов, вообще не желающих уделять какое-либо внимание занятиям физическими упражнениями - 4,2% (рисунок 2).

На втором курсе у студентов заметно снижается желание заниматься физической культурой (29,2% от числа опрошенных), больше становится равнодушных к занятиям физическими упражнениями (59,7%) и немного увеличивается число студентов, занимающихся физической культурой без желания (6,9%).

На третьем курсе ситуация существенным образом меняется. И если количество студентов, занимающихся физической культурой без желания, всё еще несколько увеличивается (до 12,2%), то количество студентов, равнодушных к этим занятиям, уменьшается более чем вдвое по сравнению со вторым курсом (23,5%). За счет такой «переориентации» студентов, равнодушных к занятиям физическими упражнениями, весьма значительно возрастает количество студентов, которым занятия физической культурой очень нравятся (65,3%).

О I курс □ II курс П III курс ■ IV курс

Без желания

Очень нравится

Всё равно

Рисунок 2 - Степень желания : На четвертом курсе положение практически сохраняется. Без желания занимается - 8,9% опрошенных студентов, с большим желанием занимаются 62,2% опрошенных. И всё еще большой остается доля студентов, равнодушных к занятиям физической культурой (31,1%).

Весьма примечательны ответы студентов на вопрос о том, с какой целью они занимаются физическими

й физическими упражнениями упражнениями. Так, большинство обучающихся, занимаясь физической культурой, хотят укрепить своё здоровье (рисунок 3). При этом данная мотивация укрепляется от курса к курсу: если на первом курсе эту цель преследуют 50,0% опрошенных, то на втором курсе таковых уже 54,2%, а на третьем и четвертом -11,6 и 68,9% соответственно.

90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

I

Улучшение внешнего вида (красивое тело)

Укрепление здоровья

Повышение уровня

физической подготовленности

Выработка оптимизма и бодрости как преобла да ющего настроения

□ I курс

□ II курс ■ III курс Я IV курс

Рисунок 3 - Приоритетные цели студентов при занятиях физическими упражнениями

Опрос показал, что для студентов весьма значима и такая цель, как улучшение внешнего вида. К этому стремится 41,7% первокурсников, 37,5% второкурсников, 52,0% третьекурсников и 66,7% студентов четвертого курса.

Значимость занятий физическими упражнениями с целью повышения уровня собственной физической подготовленности и выработки оптимизма и бодрости была оценена студентами как невысокая и была

указана студентами разных курсов в диапазоне от 14,3 до 28,6%.

На вопрос о желании получать регулярную информацию о собственной физической подготовленности и функциональном состоянии большинство опрошенных студентов ответили утвердительно (рисунок 4).

О I курс О II курс Olli курс Ш IV курс

Да

Hex

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всё равно

Рисунок - Желание студентов регулярно получать информацию о физической подготовленности и функциональном состоянии

При этом такое желание возрастает у студентов от младших к старшим (с 56,3 и 48,6%, соответственно, на первом и втором курсах до 73,5 и 68,9% на третьем и четвертом курсах), ровно так же, как и убывает нежелание получать такую информацию (с 22,9% на первом курсе до 2,2% на четвертом). При этом доля

равнодушных к информации о собственных физических кондициях среди студентов разных курсов была приблизительно постоянной, находилась в диапазоне от 18,4 до 29,2% и не обнаруживала тенденций ни к возрастанию, ни к убыванию.

Ответы студентов на вопрос, о каких параметрах своей физической

подготовленности и функционального состояния хотели бы получать информацию, распределились следующим образом (рисунок 5). Наибольшее желание у студентов отмечается в получении регулярной информации о собственной

массе и длине тела (39,6 - 72,2%), выносливости (26,4 - 57,8%) и физической работоспособности (30,6 - 46,7%), что во многом совпадает и с желаниями преподавателей.

во,о то, о--~ во,о--

4-0,0--- зо,о — 20,0-- ю,о — О,О -I—I-- ы 1 j i Ш И курс □ III курс 1II 1 1 1

Рисунок 5 - Пожелания студентов в

физической подготовленности

Ответы студентов на вопрос о самочувствии после занятий физической культурой распределились по курсам равномерно (рисунок 6). У большинства опрошенных после занятий самочувствие бывает хорошим (50,0 - 64,3%), Несколько

ти информации о параметрах собственной и функциональном состоянии

меньшая часть студентов после физических упражнений чувствуют себя

удовлетворительно (30,6 -41,7%). И совсем незначительная часть студентов указали, что после занятий физической культурой испытывают негативные ощущения (2,2 -5,1 % опрошенных).

О I курс □ II курс О III курс СИ IV курс

Хорошее

Удовл етворител ьное

Пл охое

Рисунок 6 - Степень самочувствия студентов после занятий физическими упражнениями

Заключение. Таким образом, анализ результатов интервьюирования позволяет заключить, что студенты в своем большинстве хотели бы повысить уровень своей физической подготовленности. Большинство студентов занимаются физическими упражнениями с целью укрепления здоровья и улучшения

внешнего вида, большинству из них очень нравятся занятия физической культурой, после занятий они чувствуют себя хорошо.

Точно так же большинство опрошенных студентов хотели бы регулярно получать информацию об уровне своей физической подготовленности и функциональном состоянии,

преимущественно о величине массы и длины своего тела, выносливости и физической работоспособности, что в основном совпадает с желаниями преподавателей.

Вместе с тем следует отметить достаточно высокий процент

обучающихся, «равнодушных» к занятиям физическими упражнениями, и студентов, чувствующих себя после занятий не в полной мере удовлетворительно.

Следует отметить, что наименьшая заинтересованность в занятиях физической культурой, определенное равнодушие к систематическому мониторингу

собственного состояния и даже степени самочувствия отмечается у студентов второго курса. Эти факты свидетельствуют

0 низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Это, возможно, связано с тем, что именно на втором курсе в вузе осваиваются наибольшие объемы учебного материала и нагрузка является максимальной. Данное обстоятельство указывает на определенную «проблемную» категорию студентов и предопределяет к ней особое внимание во всех аспектах процесса физического воспитания в вузе.

Литература

1. Ермоленко, А. В. Методика дифференцированной профессионально-прикладной физической подготовки студентов на основе особенностей их мотивационной характеристики / А. В. Ермоленко, М. В. Голубева// Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченка. - Т. III. Вып. 98. Под ред. Н. О. Носко. -Чернигов : ЧНПУ, 2012. - С. 198-201.

2. Ермоленко, А. В. Современные педагогические технологии как условие обеспечения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студентов / А. В. Ермоленко.М. В. Голубева // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченка. - Вып. 112. - Т.

1 / Черниговский национальный педагогический университет имени Т. Г. Шевченка : Под ред. Н. О. Носко. - Чернигов : ЧНПУ, 2013. - С. 121-124.

3. Ерошенко, И. А. Физическая культура в структуре профессионального образования / И. А. Ерошенко, J1. В. Агафонова// Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в вузах : материалы международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2004. - С. 28-29.

4. Имнаев, Ш. А. Организация учебного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении / Ш. А. Имнаев. В. И. Ульянов, Ю. Н. Комаров и др. - Пятигорск : ПГЛУ, 2006. -146 с.

5. Имнаев, Ш. А. Основные направления повышения эффективности физического воспитания студенческой молодежи / Ш. А. Имнаев, А. И. Осадчий, Р. В. Стрельников, Ю. И. Журавлева, И. Н. Солопов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2008. -№3,- С. 230-234.

6. Мандриков, В. Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов / В. Б. Мандриков. - Волгоград, 2001. - 322 с.

7. Прыткова, Е. Г. Актуальные проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания [Текст] / Е. Г. Прыткова, В. Б. Мандриков // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. -С. 118-122.

8. Пушкарская, Ю. А. Дифференцированная физическая подготовка студентов вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния / Ю. А. Пушкарская, Г. Д. Алексанянц, Ш. А. Имнаев // Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - 2017. - № 1. - С. 12-17.

9. Стрельников, Р. В. Организация физического воспитания студенческой молодежи на основе альтернативного выбора содержания занятий : дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Стрельников. -Волгоград, 2009.- 146 с.

Ю.Стрельников, Р. В. Повышение мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой на основе альтернативного выбора форм занятий / Р. В.Стрельников // Физическое воспитание учащейся молодежи. -Волгоград : ФГОУВПО «ВГАФК», 2008 - С. 8-11.

П.Шилько, В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания

физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Шилько. - М. : ВНИИФК, 2003.-46 с.

12.Шинкоренко, О. В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Шинкоренко. - Набережные Челны, 2009. - 24 с.

13. Puslikarskaya, Y. A. The rôle of the indices of monitoring of physical fitness and functional state in the enhancement of the level of physical éducation of students / Y. A. Puslikarskaya, G. D. Alexanyants // Science in the modem information society X Vol 1. 2829 november 2016 r. North Charleston, USA. 29 p.

14. Чернова, H.A. Психологический механизм развития и саморазвития субъекта как одна из предпосылок повышения качества

подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов Пов ГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм» / Н. А. Чернова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2012. — Т.7. - №1. - С. 136-143. Режим доступа: http://www. journal-science. org/ru/magazine/25. html.

15.Кузнецова З.М. Взаимосвязь формирования субъектных качеств личности и повышения качества знаний как стимул образовательной деятельности (на примере студентов КамГАФК.СиТ по специальности «Сервис и туризм») / З.М. Кузнецова, Н.А. Чернова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Т. 4. - №2. - С. 174-183. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/425.html.

16. Timothy К. Behrens, John M. Schuna Jr., Mina L. Liebert, Stacy K. Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured afterschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnvh nauk [Journal of Sports Sciences], 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOT: httD://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS)

17.Carley O'Neill. Shilpa Dogra. Subjective Responses to Interval and Continuous Exercise in Adults With Exercise-Induced Bronchoconstriction. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov'ya [Journal of physical activity and Health]. 2017, Vol. 14, No. 6, pp. 486-491, DOl: https://doi.org/10.1123/ipah.2016-0221 (SCOPUS)

References

1. Ermolenko A. V., Golubeva M.V. Methodology of students differentiated professionalapplied physical training on the basis of peculiarities of their motivational characteristic. Vestnik Chernigovskogo national'nogo pedagogicheskogo universiteta imeni T.G. Shevchenko [Bulletin of Chernigov National Pedagogical University named after T.G. Shevchenko]. 2012, vol. Ill, no 98, pp. 198-201. (in Russian).

2. Ermolenko A. V., Golubeva M.V. Modern pedagogical technologies as the condition of an effective professional-applied physical training among students. Vestnik Chemigovskogo nacional 'nogo pedagogicheskogo universiteta imeni T.G. Shevchenko [Bulletin of Chernigov National Pedagogical University named after T.G. Shevchenko]. 2013, no 112, vol. 1, pp. 121-124. (in Russian).

3. Eroshenko 1. A., Agafonova L.V. Physical culture in the structure of professional education. Aktual 'nye problemy i perspektivy jizkul 'turnogo obrazovaniya v vuzah : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj honferencii [Urgent problems and the prospects of physical education at higher educational establishments : materials of the International scientific-practical conference]. 2004, pp. 28-29.

4. Imnaev S. A., Ulyanov Y.N., Komarov Y.N. Organizaciya uchebnogo process apo fizicheskoj ktd 'ture v' vysshem uchebnom zavedenii [Physical culture educational process organization at a higher educational establishment]. Pyatigorsk, Pyatigorsk State Linguistic University, 2006, 146 p.

5. Imnaev S. A., Osadchiv A.I., Strcl'nikov R. V., Zhuravleva Y.I., Solopov l.N. The main directions of physical upbringing effectiveness increase among students. Vestnik Pyatigorsogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University]. 2008, no 3, pp. 230-234. (in Russian).

6. Mandrikov V. B. Tehnologii optimizacii zdorov'ya, fizicheskogo vospitaniya i obrazovaniya st-udentov medicinskih vuzov [Technologies of students' health, physical upbringing and education optimization at medical higher educational establishments]. Volgograd, 2001, 322 p.

7. Prytkova, E. G., Mandrikov V.B. Urgent problems and directions of physical upbringing improvement at a higher educational establishment. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2012, no 1, vol. 2, pp. 118-122. (in Russian).

8. Pushkarskaya Y. A., Aleksanyants G.D., Imnaev S.A. Differentiated physical training of students at a higher educational establishment on the basis of physical readiness and functional state monitoring. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport-science and practice]. 2017, no 1, pp. 12-17. (in Russian).

9. Strelnikov R. V. Physical upbringing organization among students on the basis of an alternative choice of lessons content. Candidates thesis. Volgograd, 2009,146 p. (in Russian).

10. Strelnikov R. V. Students' motivation increase for physical culture lessons on the basis of an alternative choice of the lessons form. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical upbringing of students]. Volgograd, Federal State Educational Establishment of Higher Education "Volgograd State Academy of Physical Culture", 2008, pp. 8-11. (in Russian).

11. Shilko V. G. Students' physical upbringing system modernization on the basis of personality-oriented content of Physical-sports activity. Candidates thesis. Moscow, All-Russian Scientific-Research Institute of Physical Culture, 2003, 46 p. (in Russian).

12. Shinkorenko O. V. Physical-educational environment organization in order to form the need for physical culture and sport among students. Candidates thesis. Naberezhnye Chelny, 2009,24 p. (in Russian).

13. Pushkarskaya Y. A., Aleksdanyants G.D. The role of physical fitness and functional state monitoring indices in the enhancement of students' physical education level. Nauka v sovremennom informacionnom obchestve [Science in modern information society X], 2016, Vol. 1, 29 p.

14. Chernova N. A. Kuznetsova Z. M. Psychological mechanism of development and self-development of the subject as one of the prerequisites

for improving the quality of training of specialists in higher education (for example, students PovGAFKSIT on a specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj ktd 'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2012, vol.7, no 1, pp. 136-143. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/25.html.

lB.Kuznetsova Z. M., Chernova N.A. The relationship of the formation of the subject ka-chest of personality and improvement of quality of knowledge as an incentive for educational activities (for example, students KamGAFKSIT on a specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj ktd'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, vol. 4, no 2, pp. 174-183. Available at: http://www.journal-science. org/r u/art ic le/425. html.

Подано: 25.05.2017 Принято: 28.05.2017

15. Timothy K. Behrens, John M. Schuna Jr., Mina L. Liebert, Stacy K. Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured afterschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nank [Journal of Sports Sciencesl, 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOl: http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS).

16. Carley O'Neill, Shilpa Dogra. Subjective Responses to Interval and Continuous Exercise in Adults With Exercise-Induced Bronchoconstriction. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov'ya [Journal of physical activity and Health]. 2017, ' Vol. 14, No. 6, pp. 486-491, DOl: https://doi.org/10.1123/ipah.2016-0221 (SCOPUS).

Пушкарская Юлия Александровна - преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ», пр. Калинина 11, Пятигорск, Россия, 357532, E-mail: pushkarskava_85Ccpmail.ru Алексанянц Гайк Дереникович - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, ул. Буденного, 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Имнаев Шамиль Абдулаевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Пятигорский государственный университет, пр. Калинина, 9, Пятигорск, Россия, 357532

Для цитирования: Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Имнаев Ш.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - № 2. - С. 97-107.

DOI 10.14526/01 2017 211 УДК 796.011.1:373

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ IV СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО

М.И. Хамитов - аспирант Набережночелнинский государственный педагогический университет пер. Железнодорожников, д. 9А, Набережные Челны, Рестблика Татарстан, Россия,

423806

E-mail: mir vip 92(a)mail.ru

Аннотация. Внедрение нового комплекса ГТО является стимулом для наиболее полного осмысления необходимости качественного усовершенствования государственной системы

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.