for improving the quality of training of specialists in higher education (for example, students PovGAFKSIT on a specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj ktd 'twy i sporta [Pcdagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2012, vol.7, no 1, pp. 136-143. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/25.html.
lS.Kuznctsova Z. M., Chcrnova N.A. The relationship of the formation of the subject ka-chcst of personality and improvement of quality of knowledge as an incentive for educational activities (for example, students KamGAFKSIT on a specialty "Service and tourism"). Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj ktd'twy i sporta [Pcdagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, vol. 4, no 2, pp. 174-183. Available at: http://www.journal-science. org/r u/art ic le/425. html.
Подано: 25.05.2017 Принято: 28.05.2017
15. Timothy K. Bchrcns, John M. Schuna Jr., Mina L. Licbcrt, Stacy K. Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured aftcrschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nank [Journal of Sports Sciences], 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOl: http://d\.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS).
16. Carley O'Neill, Shilpa Dogra. Subjective Responses to Interval and Continuous Exercise in Adults With Exercise-Induced Bronchoconstriction. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov'ya [Journal of physical activity and Health]. 2017, ' Vol. 14, No. 6, pp. 486-491, DOl: https://doi.org/10.1123/ipah.2016-0221 (SCOPUS).
Пушкарская Юлия Александровна - преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ», пр. Калинина 11, Пятигорск, Россия, 357532, E-mail: pushkarskava_85(chmail.ru Алексанянц Гайк Дереникович - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, ул. Буденного, 161, г. Краснодар, Россия, 350015
Имнаев Шамиль Абдулаевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Пятигорский государственный университет, пр. Калинина, 9, Пятигорск, Россия, 357532
Для цитирования: Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Имнаев Ш.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - № 2. - С. 97-107.
DOI 10.14526/01 2017 211 УДК 796.011.1:373
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ IV СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО
М.И. Хамитов - аспирант Набережночелнинский государственный педагогический университет пер. Железнодорожников, д. 9А, Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия,
423806
E-mail: mir vip 92(a)mail.ru
Аннотация. Внедрение нового комплекса ГТО является стимулом для наиболее полного осмысления необходимости качественного усовершенствования государственной системы
107
физического воспитания в образовательных учреждениях. На сегодняшний день у школьников наблюдается: слабая мотивация и интерес к занятиям, низкий уровень физической подготовленности, а как следствие - повышается число занимающихся, не выполняющих нормы комплекса ГТО. Однако, как показывают исследования, большинство современных школьников, кроме уроков физической культуры, никакой двигательной активности не получают. Для решения этих проблем в практику физического воспитания необходимо внедрять авторские инновационные проекты, позволяющие наряду с комплексом ГТО существенно повысить эффективность совершенствования подрастающего поколения. Материалы. Цель внедрения комплекса станет достигнута при условии обеспечения готовности обучающейся молодого поколения к регулярному применению доступных методов, подводящих упражнений и современных технологий в подготовке к выполнению нормативов на знак отличия. В данном исследовании рассматриваются инновационные направления совершенствования двигательных качеств учащихся-мальчиков посредством специального сайта подготовки к нормативам нового комплекса ГТО, представлены результаты их выполнения в течение педагогического эксперимента. Методы: анализ научно-методической литературы и их обобщение, педагогический эксперимент, методика, тестирование, анкетирование, анализ и обработка статистических данных. Результаты. Применение разработанной нами методики, совершенствование двигательных качеств учащейся молодежи, содействует повышению показателей физической подготовленности. По нашему мнению, значимым условием повышения эффективности занятий по физической культуре сообразно использование современных технологий на базе рационально подобранного метода и подводящих упражнений, которые являются наиболее доступными для учащейся молодежи с невысоким уровнем физической подготовленности. Заключение. Результаты данного эксперимента показали, что использование разработанной автором методики в урочных занятиях способствует повышению физической подготовленности учащихся-мальчиков; развитию навыков систематического, самостоятельного выполнения физических упражнений внеурочное время; повышению объема двигательной активности -важного условия подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО на знак отличия. Ключевые слова: школьники, методика подготовки, физическая подготовленность, здоровье, нормативы комплекса ГТО.
EFFECTIVENESS ESTIMATION OF SCHOOLCHILDREN TRAINING METHODOLOGY FOR THE NORMS OF THE IV STAGE OF THE RLD COMPLEX
FULFILLMENT
Marsel I. Khamitov - postgraduate Naberezhnye Chelny State Pedagogical University 9A, per. Geleznodorognikov, Naberezhnye Chelny, Republic ofTatarstan, 423806, Russia
e-mail: mir vip 92Çd)mail.ru
Annotation. New RLD (ready for labor and defense) complex introduction is the stimulus for better understanding of the necessity to improve state system of physical upbringing at educational establishments. Nowadays schoolchildren have the following problems: weak motivation and interest in lessons, a low level of physical readiness and as a result, the number of children, who can't fulfill RLD complex normatives increases. However, as the research works show, most modern schoolchildren don't get any physical activity, apart from physical culture lessons. In order to solve these problems it is necessary to introduce author's innovative projects into the practice of physical upbringing, which help to increase the effectiveness of physical development among oncoming generation together with RLD complex. Materials. The aim of RLD complex introduction will be achieved in case of students' readiness provision to use regularly available methods, preparing
exercises and modern technologies in training for RLD complex norma fives fulfillment. This research considers innovative directions of physical qualities development among boys-students by means of special site of training for the normatives of a new RLD complex, the results of their fulfillment are presented during the pedagogical experiment. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, methodology, testing, questionnaire sun'ey, statistics analysis and handling. Results. The use of created by us methodology of motional qualities improvement among schoolchildren provides physical readiness indices increase. In our opinion, one of the important conditions for physical culture lessons effectiveness increase is modern technologies use on the basis of rationally selected method and preparing exercises, which are the most available for schoolchildren with a low level of physical readiness. Conclusion. The results of this experiment showed, that the use of created by the author methodology during the lessons provides physical readiness increase among boys-schoolchildren; the skills development of systematic independent physical exercises fulfillment as extracurricular activity; the volume of motional activity increase as an important condition for RLD complex normatives fulfillment.
Keywords: schoolchildren, training methodology, physical readiness, health, normatives of RLD complex.
Введение. Необходимость
популяризации физической культуры и спорта подрастающего поколения определена правами личности, их запросами, возрастными чертами развития, непрерывно изменяющимися критериями жизнедеятельности, так и «социальным заказом» общества на создание здорового поколения. Недостаток двигательной активности повлек процесс биологической деградации населения, что привело к значительной адаптации организма к малоподвижному образу жизни, ухудшению показателей здоровья, физической и умственной
работоспособности. Для реализации этих положений и создания действенной государственной системы физического воспитания жителей страны было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации о возрождении «Всероссийского комплекса ГТО» от 11.06.2014 года №540 г. Москва. Такая необходимость обусловлена, в первую очередь, тенденциями заболеваемости детей в школах, их низкой мотивацией к здоровому образу жизни, увеличением количества учащихся школьного возраста со слабой физической подготовленностью и с дисгармоническим физическим развитием [2, 3, 8]. Это объясняет необходимость осмысления веденного комплекса ГТО в нашей стране,
сосредоточенного на кардинальное усовершенствование государственной системы физического воспитания.
Цель представленной работы состоит в теоретическом и практическом обосновании важности разработки методики подготовки учащихся-мальчиков к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО, которая обеспечивает увеличение физической подготовленности.
Задачи:
1. Выявить уровень физической подготовленности школьников при выполнении нормативов IV ступени комплекса ГТО;
2. Проанализировать наиболее эффективные методы подготовки мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО;
3. Изучить отношение мальчиков 13-15 лет возрождённому комплексу ГТО;
4. Разработать методику подготовки мальчиков 13-15 лет для выполнения нормативов комплекса ГТО и проверить ее целесообразность в ходе педагогического эксперимента.
Результаты и их
обсуждение. Анализ литературы и материалов наших собственных исследований выявили, что современный комплекс ГТО требует соответственной подготовки школьников для его
выполнению, методы подготовки, должны включать в себя содержание разнообразных подводящих физических упражнений, соответствующих возрасту,
подготовленности и интересам
занимающихся. Это обусловливает необходимость поиска инновационных проектов, позволяющих наряду с комплексом ГТО существенно повысить эффективность совершенствования
подрастающего поколения.
В сентябре 2014 года с участием учащихся-мальчиков общеобразовательной школы г. Нижнекамска Республики Татарстан были апробированы нормативы IV ступени нового комплекса ГТО. В результате мы выявили низкий уровень физической подготовленности учащихся-мальчиков 13-15 лет. Об этом свидетельствуют показатели принятых нормативов бега на 60 (м) - 24,7% испытуемых не выполнили нормативные требования Комплекса. Подобная тенденция наблюдается в прыжке в длину, в беге на 1500 (м). Выполнить все нормативы на знак отличия в состоянии только 30% мальчиков, несмотря на то, что современный комплекс ГТО по сравнению с предыдущим значительно упрощен [9].
Согласно данным Томиловой, М.В. в мае 2015 года было реализовано 1-ое зачетное тестирование среди учащейся молодежи 11-15 лет в рамках Единой декады ГТО. Из общего числа детей (5280372 чел.), смогли принять участие более 620 тыс. школьников (11,7%) [7]. Необходимое количество норм благополучно выполнили 29519 детей или (4,8%) от числа детей принявших участие, что в разрезе выполнения нормативов на знаки отличия выглядит так:
49,9% детей получили 14739 -бронзовых знаков;
41,8% детей получили 12331 -серебряных знаков;
8,3% детей получили 2449 - золотых знаков [7].
В связи этим считаем актуальным изучить отношение мальчиков 13-15 лет к возрождённому комплексу ГТО и на
основании результатов исследования разработать методику совершенствования двигательных качеств учащихся-мальчиков в процессе подготовки к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО.
Для проверки эффективности данных направлений был проведен анкетный опрос и педагогический эксперимент, в котором участвовало 135 учащихся-мальчиков 1315 лет общеобразовательной школы №10 г. Нижнекамска Республики Татарстан.
Результаты анкетного опроса показали, что на вопрос «Почему возродили комплекс ГТО?» 81,5% респондентов ответили, что знают и понимают важность и необходимость введения комплекса ГТО в России, 18,5% затруднились ответить.
75% респондентов выразили желание выполнить нормативы комплекса ГТО. Лишь 21,7% респондентов его выполняют, нежелание выполнить нормативы комплекса ГТО выразили 3,3% респондентов.
В процессе анкетирования мы проинформировали учащихся-мальчиков о разработанной нами методике подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО. 79,3% респондентов проявили интерес к использованию разработанной нами методики подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО, 14,1% -затруднились ответить, нежелание проявили 6,5% респондентов.
В результате анализа научно-методической литературы выявлено недостаточное использование средств и методов подготовки учащихся-мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО.
Мы считаем, что одним из методов в подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО является круговая тренировка. Она решает важные задачи в относительно короткий промежуток времени, быстрее развивает основные двигательные качества, еще более она эффективна при совершенствовании комплексных проявлений двигательных качеств [4].
В связи с этим на основе метода круговой тренировки разработана методика совершенствования двигательных качеств в подготовке учащихся-мальчиков к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО.
Структура разработанной нами методики совершенствования
двигательных качеств мальчиков 13-15 лет для выполнения нормативов комплекса ГТО представлена на рисунке 1.
Методика совершенствования двигательных качеств --I -
Бег 60 м
Прыжок в длину с места
Упражнения для совершенствования быстроты
X
Бег 2 км
С
зимняя сессия
Z21
Подтягивание из виса на высокой аеоеклалине
Бег на лыжах 3 км
Упражнения для совершенствования выносливости
Z
Упражнения для совершенствования силы
I
Упражнения для совершенствования выносливости
ZZ1
Подводящие упражнения
Подводящие упражнения
I
Недели зимней сессии
Недели осенней сессии
1 урок
2 урок
3 урок
Наклон вперед из положения стоя
I
Упражнения для совершенствования гибкости
X
Поднимание туловища из положения лежа на спине
Упражнения для совершенствования быстроты
Подводящие упражнения
I урок
2 урок
3 урок
т
Недели весенней сессии
В спортзале
В спортзале
На улице
На улице
Применение мобильного приложения
X
1 урок
2 урок
3 урок
В спортзале
1
На улице
Выполнение мальчиками 13-15 лет нормативов комплекса ГТО
Рисунок 1 - Структура методики совершенствования двигательных качеств мальчиков 13-15 лет для выполнения нормативов комплекса ГТО
Целью данной методики является подготовка к выполнению мальчиками 1315 лет нормативов IV комплекса ГТО на знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый).
В соответствии с Приказом об апробации и внедрении комплекса ГТО в общеобразовательных организациях
Республики Татарстан выполнение нормативов комплекса ГТО в учебном году разделено на три сессии: сентябрь-ноябрь -осенняя сессия, декабрь-март - зимняя сессия, апрель-июнь - весенняя сессия [5].
Наша методика составлена на основе Приказа и включает виды испытаний на сессиях:
1. Осенняя сессия базируется на подготовке к выполнению 3-х видов
испытаний (бег 60 м, прыжок в длину с места, бег 2 км);
2. Зимняя сессия базируется на подготовке к выполнению 2-х видов испытаний (подтягивание на высокой перекладине, бег на лыжах 3 км);
3. Весенняя сессия базируется на подготовке к выполнению 3-х видов испытаний (наклон вперед из положения стоя, метание мяча, поднимание туловища из положения лежа).
Для создания атмосферы интереса и мотивации учащихся в занятиях, как в урочное, так и внеурочное время, нами разработан сайт подготовки учащихся к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО.
педлгогико-пстихологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта
Том 12 №2 2017 ISSN 2070 4798
Для регистрации и входа на сайт нами предложен последовательный алгоритм действий для каждого занимающихся:
1. Открыть браузер на мобильном устройстве (коммуникаторы, компьютеры, планшеты, смартфоны, и.т.п.)
поддерживающие работу в сети интернета.
2. В сети интернета найти сайт (http://mobiIe-gto.ru), предварительно получить пароль от руководителя сайта ([email protected]).
3. Войти в систему, введя полученный пароль руководителем сайта и адрес личной электронной почты (рис. 2)
Н е обходимо Пароль
Необходимо заполнить «Пароль: Запомнить меня
Забыли пароль?
Рисунок 2 - Окно входа в систему 4. Далее откроется окно упражнений для подготовки учащихся к выполнению
нормативов комплекса ГТО на сессиях.
-
Профиль logouf<m#_vo.92e«u»irul
Зимняя сессия - 3 Неделя - 3 - урок (26.11.16) Прослушать упражнения
* 0 00'ОМ ф ф) —•
Начать тренировку
* ООО/»» ф) —•
Подготовка к выполнению нормативов зимней сессии комплекса ГТО: бег на лыжах 3 км. подтягивание из виса на высокой перекладине. Выполнение нормативов назначено на 04.02.17, 05.02.17 в Центре тестирования МБУ ДО "ДЮСШ Батыр" НМР РТ.
1 Станция
Подтягивания из виса с дополнительным отягощением (пояс-утяжелитель и др.) 7 раз (первый круг). 6 раз (второй круг) Остаток времени, пока играет музыка, вис на перекладине
2 Станция
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 16 раз (первый круг). 14 раз (второй круг) Остаток времени, пока играет музыка, пройти брусья на руках
3 Станция
Подтягивание из виса, стоя на резиновом жгуте, концы которого прижаты занимающимся к грифу перекладины начинать упражняться в этом движении спедует. стоя на жгуте, сложенном одиночно. 7 раз (первый круг). 6 раз (второй круг) Остаток времени, пока играет музыка, вис на перекладине
4 Станция
Туловище наклонено вперед, попеременные движения (махи) прямыми руками вперед-назад с гантелями
5 Станция
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед
Рисунок 3. Окно, представляющее информацию о содержании занятия круговой
тренировки
В основном окне представлена полная информация занятия. Описывается сессия, урок круговой тренировки, дата выполнения занятия, дата выполнения нормативов комплекса ГТО в Центре тестирования, упражнения и количество выполнения на станциях, предложена функция голосового прослушивания упражнений на станциях и музыкальное
сопровождение круговой тренировки (рис. 3).
Для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО на сессиях мы разработали комплекс подводящих упражнений методом круговой тренировки посредством применения сайта, используемых в вариативной части программы урока физической культуры.
Разработанная нами методика реализуется в основной части урока
продолжительностью 10 минут (2 круга по 5 станций).
Основной задачей перед началом подготовки учащихся-мальчиков к выполнению нормативов комплекса ГТО на сессиях является диагностика исходного уровня физической подготовленности. Учащиеся-мальчики перед каждой сессией выполняют нормативы комплекса ГТО. Занимающиеся, не выполнившие нормативы на знак отличия, получают нагрузку круговой тренировки 1 урока, кто выполняет нормативы на бронзовый знак, получают нагрузку круговой тренировки 2 урока, те, кто выполняет нормативы на серебряный знак, получают нагрузку круговой тренировки 3 урока.
Подводящие упражнения составляют основу круговой тренировки в подготовке учащихся-мальчиков к выполнению нормативов комплекса ГТО.
1 неделя 1 урока круговой тренировки включает подводящие упражнения осенней сессии:
1 станция. Ускорение Юме высокого старта на выигрыш.
2 станция. И.п. - полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъёмом на носки (10 раз).
3 станция. Прыжки на одной ноге, со сменой ног на половине отрезка 10 м.
4 станция. И.п. - полуприсед (глубокий присед), руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед-вверх с одновременным прыжком вверх толчком обеими ногами (10 раз).
5 станция. Челночный бег 3x8 м.
1 неделя 2 и 3 уроков круговой тренировки включает те же подводящие упражнения, но с увеличением их количества раз и расстояния.
Таким образом, в осенней сессии проводим 8 недель занятий, в зимней сессии - 11 недель занятий, в весенней сессии - 13 недель занятий по 3 урока на каждой неделе. В каждую следующую
неделю добавляются новые подводящие упражнения.
Каждая неделя занятий на уроках физической культурой совершенствует двигательные качества для выполнения нормативов комплекса ГТО на сессиях. Так, в подготовке к осенней сессии мы включали упражнения на развитие быстроты, максимальной быстроты, скоростной силы, скоростной
выносливости, а также упражнения на развитие общей, специальной и силовой выносливости. К зимней сессии включали упражнения на развитие максимальной силы, упражнения на развитие общей, специальной, силовой выносливости. К весенней сессии включали упражнения на развитие быстроты, максимальной быстроты, скоростной силы, скоростной выносливости, а также упражнения на развитие активной и пассивной гибкости.
На основе диагностики были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 15 мальчиков в каждой. В начале эксперимента приняли нормативы на сессиях с целью выявления уровня физической подготовленности
испытуемых. Статистическая обработка данных исследования не выявила значительных отличий между КГ и ЭГ группами (р>0,05).
В конце сессии главный судья Центра тестирования принял у испытуемых мальчиков КГ и ЭГ группы нормативы комплекса ГТО. К принятию в участии в выполнении нормативов в Центре тестирования были допущены учащиеся-мальчики, имевшие основную и подготовительную группу здоровья согласно результатам медицинского осмотра и заключения врача педиатра. Анализ полученных результатов показал, что их улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, с более явным преимуществом ЭГ. Обработка полученных данных позволила выявить, что прирост результатов произошли в обеих группах: КГ и ЭГ, с наиболее очевидным превосходством ЭГ. Таким
образом, в нормативе в беге на 60 м в КГ при начальных результатов 8,9±0,15 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли и составили 8,8±0,14 с (р<0,05); в ЭГ, также, при начальных результатов 8,7±0,08 с результаты увеличились до 8,4±0,08 с (р<0,05). В нормативе прыжке в длину с места в КГ при начальных показателей 204,9±6,35 см к завершению эксперимента результаты возросли и составили 205,2±4,64 см (р>0,05). В прыжке длину с места в ЭГ при начальных показателей 203,6± 3,95 см к завершению эксперимента результаты улучшились и составили 211,1 ±4,13 см (р<0,05). Подобная тенденция более значимого улучшения результатов физической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим нормам Комплекса. Если до начала эксперимента на сессиях мальчики экспериментальной и контрольной группы достоверно не различались, то после окончания эксперимента результаты тестирования и последующей статистической обработки выявили достоверные различия у мальчиков по 5-и тестам, кроме прыжка в длину с места толчком двумя ногами, подтягивания на высокой перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине. Помимо этого, в ЭГ существенно вырос интерес в подготовке к нормативам комплекса ГТО, испытуемые с огромным желанием использовали разработанный нами сайт внеурочное время, это обеспечило им самостоятельную подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО на знак отличия.
Например, в ЭГ до эксперимента норматив бег на 60 метров на золотой знак выполнили 9 мальчиков, после эксперимента нормативы смогли выполнить 12 мальчиков. В КГ до эксперимента нормативы выполнили 8 мальчиков, после - 9. Подобная тенденция более существенного улучшения результатов выполнения нормативов на знак отличия в ЭГ была выявлена по восьми видам испытаний.
Выводы. Таким образом, анкетный опрос мальчиков 13-15 лет выявил желание выполнить нормативы комплекса ГТО, а диагностика - их слабую физическую подготовленность. Наиболее эффективным методом в подготовке к комплексу ГТО является круговая тренировка.
Разработанная нами методика подводящих упражнений на основе круговой тренировки, применяя наш сайт, доказала состоятельность авторской методики.
Итоги педагогического опыта показали эффективность и
результативность предложенной методики совершенствования двигательных качеств мальчиков в подготовке к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО на знак отличия.
Литература
1. Вавилов, В. В. Значимость управления мотивационной сферой в процессе занятий атлетической гимнастикой для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО / В. В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - №1. - С. 25-31. Режим доступа: http://www.iournal-science.ora/ru/article/114.html. DOT 10.14526/29_2015_29.
2. Воротилкина, И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.М. Воротилкина. — Омск. 2007. - 43 с.
3. Гордияш, И.А. Модель организации учебно-воспитательного процесса по формированию физической культуры личности учащихся среднего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Гордияш. - Волгоград, 2009, —21 с.
4. Круговая тренировка : метод, пособие / сост. М. В. Щодро, В. П. Афанасьев, А. М. Бояринов. - СПб. : Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2011. -20 с.
5. Министерство Образования и Науки Республики Татарстан. Об апробации и внедрении «Готов к труду и обороне» (ГТО) в общеобразовательных организациях Республики Татарстан//Приказ МО и Н РТ от 24.08.2015 № под-9111/15. С.12
6. Назаренко, JT. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / JT. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - № 1. - С. 117-124. Режим доступа: http://www.journal-
scicncc.org/ru/articlc/126.htinl. DOT
10.14526/17_2015_17.
7. Томилова, М.В. Об итогах проведения организационно-экспериментального этапа внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / М.В. Томилова // Всеросс. науч.- практ. конф., 2 декабря 2015, - Москва. - С. 1-5.
8. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время / авт.-сост. С. JT. Садыкова, Е. И. Лебедева. -Волгоград: Учитель, 2008. - 92 с.
9. Хамитов, М. И. Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению / М. И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10. - № 2. - С. 157-162. Режим доступа: http://www.joumal-scicncc.org/iWarticlc/176.html. DOT 10.14526/01_1111_23.
10. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - №2. - С. 28-38. Режим доступа: http://www.journal-science .ога/ru/article/15 7 .html. DOT 10.14526/01_1111_04
11. Гулбе, А. Оценка результативных показателей на гребном тренажере и результата на воде у 14-15 - летних байдарочников / А. Гульбе, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - № 4. - С. 67-72. Режим доступа: http://www.journal-science.ora/ru/article/254.html. DOT 10.14526/01 1111 52
12. Paul Cairncy, Kathryn Oliver. Evidence-bascd policymaking is not like cvidcncc-bascd medicine, so how far should you go to bridge the divide between evidence and policy? Politika i sistema medicinskih issledovanij [Health Research Policy and Systems]. 2017, DOl: 10.1186/s 12961-017-0192-x (SCOPUS)
13. Maria Reinius, Lena Wettergren, Maria Wiklander, Veronica Svedhem, Anna Mia Ekstrôm, Lars E. Eriksson. Development of a 12-item short version of the HIV stigma scale. Zdorov 'e i resid 'taty kachestva zhizni [Health and Quality of Life outcomes]. 2017,
DOl: 10.1186/sl2955-017-0691-z (SCOPUS) References
1. Vavilov V. V. the significance of the control of the motivational sphere in the course of employment by the athletic exercises to prepare the standards of the TRP. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10,
no 1, pp. 25-31. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/1 14.html. DOl
10.14526/29_2015_29.
2. Vorotilkin I. M. Pedagogical system of the development of autonomy in the motor activity of children and youth. Doctors thesis. Omsk, 2007,43p. (in Russian).
3. Gorgias I. A. Model of organization of educational process on the formation of personality physical culture of students of secondary school age. Candidates thesis. Volgograd, 2009, 21p. (in Russian).
4. Sodro M.V., Afanasiev V.P., Boyarinov A.M. Krugovaya trenirovka [Circuit training]. SPb, Publ GMA named after adm. S.O. Makarov, 2011, 20p. (in Russian).
5. The Order of Educational and Sciences Ministry from 24.08.2015 No. pod-9111/15. P. 12. Ob ispytanii i vnedrenii :gotov k trudu i oborone" (GTO) v obrazovatel 'nyh organizaciyah Respubliki Tatarstan [About the testing and implementation "Ready for labor and defense" (TRP) in educational institutions of the Republic of Tatarstan]. (in Russian).
6. Nazarenko L. D. Development of a culture of health means the TRP. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 1, pp. 117-124. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/126.html. DOl 10.14526/17_2015_17.
7. Tomilova M. V. On the outcome of the organizational and the experimental phase of the introduction of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP). Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [All-Russian scientific-practical Conference]. 2015, pp. 1-5. (in Russian).
8. Sadykov S.L., Lcbedeva E.l. Fizicheskaya kid'turn. 1-11: podvizhnye igry na urokah i vo vneurochnoj deyatel 'nosti [Physical culture. 1-11: outdoor games in the classroom and during extracurricular activities]. Volgograd, Teacher, 2008,92 p. (in Russia).
9. Khamitov 1. M. The need for the revival of the complex TRP and physical fitness of schoolchildren 7, 8, 9 classes for its implementation. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'tiny i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 157-162. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/176.html. DOl 10.14526/01_111123.
10. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'tiny i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/157.html. DOl 10.14526/01_1111_04
11. Gulbe A., Kuznetsova Z.M. Assessment of effective indicators on the rowing machine and on the water at 14-15 - year-old kayakers. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 4, pp. 67-72. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/254.html. DOT 10.14526/01 1111 52
12. Paul Cairney, Kathryn Oliver. Evidence-based policymaking is not like evidence-based medicine, so how far should you go to bridge the divide
Подано: 25.05.2017 Принято:01.06.2017
between evidence and policy? Politika i sistema medicinskih issledovanij [Health Research Policy and Systems]. 2017, DOI: 10.1186/sl2961-017-0192-x (SCOPUS)
13. Maria Reinius, Lena Wettergren, Maria Wiklatider, Veronica Svedhem, Anna Mia Ekstrom, Lars E. Eriksson. Development of a 12-item short version of the HTV stigma scale. Zdorov '<? i resid 'taty kachestva zhizni [Health and Quality of Life outcomes], 2017, DOI: 10.1186/sT 2955-0T 7-069T-z (SCOPUS)
Хамитов Марсель Ильдарович - аспирант Набережночелнинский государственный педагогический университет, пер. Железнодорожников, д. 9А, Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423806, E-mail: mir vip [email protected]
Для цитирования: Хамитов М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 107-116.
DOI 10.14526/01 2017 212 УДК 372.834
МЕТОДОЛОГИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
С. А. Кузнецов - кандидат педагогических наук, доцент
Татарский Университет содействия бизнесу ул. Татарстан 10, Набережные Челны, Россия, 423825
E-mail: kzm diss(a)mail.ru
Аннотация. Нормативно-правовые знания специалиста в сфере социального туризма является одним из наиболее важных компонентов профессиональной компетентности. Знание нормативно - правовой основы этой профессии и владение навыками их использования во многом зависит от условий рыночной экономики, которые требуют новых навыков от специалиста. Этими навыками являются: предприимчивость, экономическая свобода действий, способность к риску. Таким образом, необходимо разработать методику профессионального образования специалистов в сфере социального туризма, которая позволит удовлетворить потребности этой развивающейся отрасли социально-экономической сферы общества, стратегической целью которой является социально-правовая ориентация будущего специалиста при подготовке к работе в сфере социального туризма. Материал. Материал изложен по основным компонентам методологии подготовки будущих специалистов в сфере социального туризма. Методы. Теоретический анализ и синтез, методы индукции и дедукции, моделирования. Результаты. Методология