Научная статья на тему 'Совершенствование двигательных качеств мальчиков 13-15 лет на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"'

Совершенствование двигательных качеств мальчиков 13-15 лет на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / RLD COMPLEX / ШКОЛЬНИКИ 13-15 ЛЕТ / 13-15 YEAR-OLD SCHOOLBOYS / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR CHARACTERISTICS / НОРМАТИВЫ / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хамитов М. И.

Статья содержит анализ результатов анкетного опроса и описание методики совершенствования двигательных качеств мальчиков на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее нормы комплекса ГТО). Опрос проводился с целью изучения отношения мальчиков 13-15 лет к возрожденному комплексу ГТО и интереса в подготовке к выполнению его норм на основе разработанной методики. Анкета включала 3 вопроса, предполагающих выбор ответов из нескольких вариантов. Применение методики совершенствования двигательных качеств мальчиков на основе круговой тренировки в подготовке к выполнению норм IV ступени нового комплекса ГТО позволяет повысить уровень физической подготовленности и выполнить нормативы на знак отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хамитов М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of 13-15 year-old boys'' motor qualities on the basis of circular training for implementation of stage IV standards of All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"

This article contains analysis of the results of a questionnaire survey and describes methodology of boys' improving of motor characteristics on the basis of circular training for implementation of stage IV standards of All-Russian sports complex «Ready for labor and defense» (further RLD standards). The survey was conducted in order to study 13-15 year-old boys' relation to the revived RLD complex and their interest in training to hit its standards on the basis of the developed methods. The questionnaire included 3 questions with range of responses from several options. 92 boys from 7-9 grades of school № 10 in Nizhnekamsk took part in the survey. The methodology of boys' improving of motor characteristics on the basis of circular training for implementation of stage IV standards of new All-Russian sports complex «Ready for labor and defense» can increase the level of physical preparedness and perform the standards with mark of distinction.

Текст научной работы на тему «Совершенствование двигательных качеств мальчиков 13-15 лет на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"»

УДК 373.103.71

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ IV СТУПЕНИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

М. И. Хамитов, аспирант,

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны. Контактная информация для переписки: 423570, г. Нижнекамск, ул. Сююмбике, 61, e-mail.ru: kzm [email protected]

Статья содержит анализ результатов анкетного опроса и описание методики совершенствования двигательных качеств мальчиков на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - нормы комплекса ГТО). Опрос проводился с целью изучения отношения мальчиков 13-15 лет к возрожденному комплексу ГТО и интереса в подготовке к выполнению его норм на основе разработанной методики. Анкета включала 3 вопроса, предполагающих выбор ответов из нескольких вариантов.

Применение методики совершенствования двигательных качеств мальчиков на основе круговой тренировки в подготовке к выполнению норм IV ступени нового комплекса ГТО позволяет повысить уровень физической подготовленности и выполнить нормативы на знак отличия.

Ключевые слова: комплекс «Готов к труду и обороне»; школьники 13-15 лет; методика; двигательные качества; нормативы.

Введение. Создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения в нашей стране в соответствии с утвержденным в июне 2014 г. «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» требует постоянного совершенствования двигательных качеств молодого поколения в процессе их взросления.

Особенностью нового комплекса ГТО является его добровольность и оздоровительная направленность.

34

Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 02.12.2015 г. (Методические рекомендации), обучающиеся не обязаны выполнять нормативы комплекса ГТО на уроках физической культуры, в связи с чем невыполнение норм комплекса ГТО не может явиться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе итоговой аттестации по учебному предмету «Физическая культура». Нормативы учащиеся могут выполнять в центрах тестирования.

Поэтому задача учителя физической культуры - оказать компетентную помощь учащемуся в подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО, в повышении уровня физической подготовленности.

В сентябре 2014 года с участием учащихся-мальчиков общеобразовательной школы г. Нижнекамска Республики Татарстан были апробированы нормативы IV ступени нового комплекса ГТО. В результате был выявлен низкий уровень физической подготовленности учащихся-мальчиков 13-15 лет. Об этом свидетельствуют результаты принятых нормативов бега на 60 м -24,7 % мальчиков не выполнили нормативные требования. Такая же тенденция наблюдается в беге на 1500 м - 23,6 %, в прыжке в длину - 15 %. Как оказалось, справиться с нормативами в состоянии только 30 % мальчиков, несмотря на то что современный комплекс ГТО по сравнению с предыдущим значительно упрощен [7].

В связи с этим считаем актуальным изучить отношение мальчиков 13-15 лет к возрождённому комплексу ГТО и на основании результатов опроса разработать методику совершенствования двигательных качеств учащихся-мальчиков в процессе подготовки к выполнению норм IV ступени комплекса ГТО.

№4 I 2016

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, математическая обработка данных.

Результаты исследования. Результаты анкетного опроса показали, что на вопрос «Почему возродили комплекс ГТО?» 81,5 % респондентов ответили, что знают и понимают важность и необходимость введения комплекса ГТО в России и лишь 18,5 % опрошенных затруднились ответить.

Большая часть (75 %) респондентов выразили желание выполнить нормы комплекса ГТО, тогда как 3,3 % учащихся высказали нежелание выполнять нормативы комплекса ГТО.

В процессе анкетирования учащиеся-мальчики были проинформированы о разработанной нами методике подготовки к выполнению норм комплекса ГТО. Подавляющее большинство (79,3 %) респондентов проявили интерес к использованию разработанной методики подготовки к выполнению норм комплекса ГТО. И только 14,1 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о своем отношении к разработанной методике, а 6,5 % респондентов она не заинтересовала вообще.

В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что практически отсутствуют исследования, посвященные разработке методики подготовки учащихся-мальчиков 13-15 лет к выполнению норм комплекса ГТО.

Одним из наиболее эффективных методов развития двигательных качеств является круговая тренировка. Она позволяет развивать физические качества в относительно короткий промежуток времени. Ее эффективность еще более возрастает при совершенствовании комплексных проявлений двигательных качеств. При этом плотность урока при круговой тренировке возрастает в два раза по сравнению с плотностью урока, проводимого по общепринятой методике. Широкий диапазон возможностей круговой тренировки позволяет применять ее с контингентом различного уровня подготовленности и возраста [2].

В связи с этим на основе круговой тренировки была разработана методика совершенствования двигательных качеств при подготовке учащихся-мальчиков 13-15 лет к выполнению норм IV ступени комплекса ГТО.

Структура разработанной нами методики совершенствования двигательных качеств мальчиков 13-15 лет для выполнения норм комплекса ГТО представлена на рисунке.

Целью данной методики является подготовка учащихся-мальчиков 13-15 лет к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО на знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый).

Диагностика уровня физической подготовленности мальчиков 7-9 классов (135 учащихся) общеобразовательной школы №10 г. Нижнекамска Республики Татарстан позволила составить контрольную (п=15) и экспериментальную (п=15) группы. В процессе педагогического эксперимента контрольная группа зани-

малась по общепринятой методике, а в экспериментальной группе уроки проводились с использованием разработанной методики.

В соответствии с Приказом об апробации и внедрении комплекса ГТО в общеобразовательных организациях Республики Татарстан выполнение норм комплекса ГТО в учебном году разделено на три сессии: сентябрь-ноябрь - осенняя сессия, декабрь-март - зимняя сессия, апрель-июнь - весенняя сессия [3].

Экспериментальная методика, разработанная на основе этого приказа, включает следующие виды испытаний на сессиях:

Осенняя сессия - базируется на подготовке к выполнению 3-х видов испытаний (бег 60 м, прыжок в длину с места, бег 2 км).

Зимняя сессия - базируется на подготовке к выполнению 2-х видов испытаний (подтягивание на высокой перекладине, бег на лыжах 3 км).

Весенняя сессия - базируется на подготовке к выполнению 3-х видов испытаний (наклон вперед из положения стоя, метание мяча, поднимание туловища из положения лежа).

Для подготовки к выполнению данных видов испытания комплекса ГТО на сессиях были разработаны комплексы подводящих упражнений методом круговой тренировки, используемых в вариативной части программы урока физической культуры. Реализацию разработанной методики предлагается осуществлять в основной части урока продолжительностью 10 минут (2 круга по 5 станций).

Основной задачей перед началом подготовки учащихся-мальчиков к выполнению норм комплекса ГТО на сессиях является диагностика исходного уровня физической подготовленности. Учащиеся-мальчики перед каждой сессией выполняют нормативы комплекса ГТО. Занимающиеся, не выполнившие нормативы на знак отличия, получают нагрузку круговой тренировки 1 типа урока, кто выполняет нормы на бронзовый знак, получают нагрузку круговой тренировки 2 типа урока, те, кто выполняет нормы на серебряный знак, получают нагрузку круговой тренировки 3 типа урока.

Подводящие упражнения составляют основу круговой тренировки в подготовке учащихся-мальчиков к выполнению норм комплекса ГТО.

1 неделя 1 типа урока круговой тренировки включает подводящие упражнения осенней сессии:

1 станция. Ускорение 10 м с высокого старта на выигрыш.

2 станция. И. п. - полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным разгибанием ног и подъёмом на носки (10 раз).

3 станция. Прыжки на одной ноге со сменой ног на половине отрезка 10 м.

4 станция. И. п. - полуприсед (глубокий присед), руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным прыжком вверх толчком обеими ногами (10 раз).

со о

л> о

л> н о

1а *

О) о э о

00 X

о

л>

о 00

ю о и О)

Рисунок. Структура методики совершенствования двигательных качеств мальчиков 13-15 лет для выполнения норм комплекса ГТО

5 станция. Челночный бег 3х8 м.

1 неделя 2 типа урока круговой тренировки включает те же подводящие упражнения, но с увеличением их количества раз и расстояния.

1 станция. Ускорение 10 м с низкого старта (контроль правильного выполнения старта).

2 станция. И. п. - полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным разгибанием ног и подъёмом на носки (12 раз).

3 станция. Прыжки на одной ноге со сменой ног на половине отрезка 12 м.

4 станция. И. п. - полуприсед (глубокий присед), руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным прыжком вверх толчком обеими ногами (12 раз).

5 станция. Челночный бег 3х10 м.

1 неделя 3 типа урока круговой тренировки включает те же подводящие упражнения, но с увеличением их количества раз и расстояния.

1 станция. Ускорение 15 м с низкого старта с последующим (контроль за выпрямлением туловища после 10 м).

2 станция. И. п. - полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным разгибанием ног и подъёмом на носки (14 раз).

3 станция. Прыжки на одной ноге со сменой ног на половине отрезка 15 м.

4 станция. И. п. - полуприсед (глубокий присед), руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками вперед - вверх с одновременным прыжком вверх толчком обеими ногами (14 раз).

5 станция. Челночный бег 3х12 м.

Таким образом, в осенней сессии проводится 8 недель, в зимней сессии 11 недель, в весенней сессии 13 недель по 3 занятия на каждой неделе. В каждую следующую неделю добавляются новые подводящие упражнения.

Каждая неделя занятий на уроках физической культурой совершенствует двигательные качества для выполнения нормативов комплекса ГТО на сессиях. Так, в подготовке к осенней сессии включались упражнения на развитие быстроты, максимальной быстроты, скоростной силы, скоростной выносливости, а также упражнения на развитие общей, специальной и силовой выносливости. К зимней сессии включались упражнения на развитие максимальной силы, упражнения на развитие общей, специальной, силовой выносливости. К весенней сессии включались упражнения на развитие быстроты, максимальной быстроты, скоростной силы, скоростной выносливости, а также упражнения на развитие активной и пассивной гибкости.

В конце сессии главный судья Центра тестирования принимал у учащихся-мальчиков контрольной и экспериментальной групп нормативы комплекса ГТО осенней сессии. К выполнению нормативов комплекса ГТО были допущены школьники, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья на основании

результатов диспансеризации или медицинского осмотра.

Результаты тестирования после осенней сессии показали, что в двух из трех видов испытаний у мальчиков экспериментальной группы наблюдались более динамичные положительные изменения, которые привели к статистически достоверному (р<0,05) превосходству их результатов по сравнению со сверстниками из контрольной группы.

Заключение. Таким образом, анкетный опрос мальчиков 13-15 лет выявил желание выполнить нормы комплекса ГТО, а диагностика - их слабую физическую подготовленность. Разработанная нами методика на основе круговой тренировки доказала ее состоятельность.

В этой связи представляется актуальным внедрение в практику физического воспитания общеобразовательных школ новых проектов, которые могут обеспечить существенный эффект в укреплении здоровья и реализации интересов занимающихся в подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вавилов В. В. Значимость управления мотивацион-ной сферой в процессе занятий атлетической гимнастикой для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО / В. В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 25-31. РО! 10.14526/29_2015_29.

2. Круговая тренировка : метод. пособие / сост. М. В. Щодро, В. П. Афанасьев, А. М. Бояринов. - СПб. : Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2011. - 20 с.

3. Министерство образования и науки Республики Татарстан. Об апробации и внедрении «Готов к труду и обороне» (ГТО) в общеобразовательных организациях Республики Татарстан // Приказ МО и Н РТ от 24.08.2015 № под-9111/15. С.12.

4. Назаренко Л. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л. Д. Назаренко // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1(34). -С. 117-124. РО! 10.14526/17_2015_17.

5. Уваров В. А. Методология научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований 1-Х! Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Аналитический материал. Министерство спорта Российской Федерации. - Москва, 2015. - С. 1-27.

6. Фомичев И. А. Система норм и критериев оценивания всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / И. А. Фомичев, Г. Б. Глазкова, Л. А. Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4(33). - С. 130-133. РО! 10.14526/12_2014_19.

7. Хамитов М. И. Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению / М. И. Хамитов // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 157-162. РО! 10.14526/01_1111_23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.