Научная статья на тему 'Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению'

Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
954
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS / "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / КОМПЛЕКС ГТО / RLD COMPLEX / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хамитов М.И.

В статье рассматривается проблема реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, а также функциональное состояние школьников 7, 8, 9-х классов для его выполнения. Можно утверждать, что комплекс ГТО призван существенно повысить эффективность физического совершенствования подрастающего поколения. Здоровьеформирующий подход может и должен стать одним из базисных методологических направлений в реализации социальных функций возрожденного Всероссийского комплекса ГТО. Материал. Выявление проблем, препятствующих реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, и определение физической подготовленности учащихся 7, 8, 9-х классов в Республике Татарстан к выполнению нормативных требований III и IV ступени нового ВСФК комплекса ГТО. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое анкетирование, принятие нормативных требований нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО у школьников 11-15 лет, методы математической статистики. Результаты. Проведено анкетирование ведущих специалистов в области физической культуры и спорта по вопросу внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Выявлено, что в большинстве образовательных учреждений отсутствуют условия и материально-технические базы. Следующей немаловажной проблемой явилась слабая мотивация у детей и молодежи, отсутствие устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Представлены результаты выполнения нормативных требований на знак отличия учащимися общеобразовательных школ 7, 8, 9-х классов с 1 сентября 2014 г по май 2015 года. По результатам апробирования ВФСК ГТО в общеобразовательных школах Республика Татарстан можно констатировать низкие показатели физической подготовленности учащихся. Об этом свидетельствуют результаты принятых нормативов бега на 60 м 24,7% учащихся не выполнили нормативные требования, тенденция невыполнения наблюдается в беге на 1500 м 23,6 %, в прыжке в длину 15 %, также в плавании, в беге на лыжах и др. Выполнен сравнительный анализ комплекса ГТО СССР и ВФСК ГТО, а именно II ступени «Спортивная смена» подростков 14-15 лет, утвержденного в 1972 году, и 4-й ступени учащихся 13-15 лет, введенного в 2014 году. Заключение. На основе анкетирования и апробирования результатов нового комплекса (ГТО) в общеобразовательных учреждениях города Нижнекамска Республики Татарстан нами выявлено, что справиться с нормативами ВФСК в состоянии только треть мальчиков и девочек. Генезис проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно-образовательного процесса школьников, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности обучающихся. В связи с этим нами решаются задачи поиска средств повышения мотивации и двигательной активности школьников 11-15 лет, позволяющих повысить количество учащихся, выполнивших нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хамитов М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR RLD COMPLEX REVIVAL AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS FROM THE 7 th, 8 th, 9 th FORMS FOR ITS FULFILLMENT

The article deals with the problem of stage-by-stage RLD complex introduction in Russia and a functional state of schoolchildren from the 7 th, 8 th, 9 th forms for its fulfillment. It can be stated that RLD complex is to increase the effectiveness of physical improvement among oncoming generation. Health-forming approach can and should become one of the main methodological directions in social functions of the revived All-Russian RLD complex realization. Material. The problems revelation, which prevent stage-by-stage RLD complex introduction in Russia and physical fitness determination among the pupils from the 7 th, 8 th and 9 th forms in the Republic of Tatarstan, Russia in order to fulfill normatives of the IIIrd and IVth stages of a new All-Union Counsel of Physical Culture of RLD complex. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical survey, the normative regulations adoption of a new All-Russian sports RLD complex among 11-15year-old schoolchildren, methods of mathematical statistics. Results. A survey among the leading experts in the sphere of physical culture and sports was held concerning the question of All-Russian sports RLD complex introduction. It was revealed that most educational establishments don’t have conditions and material-technical base for introduction. Another important problem is the lack of motivation among children and young people, the lack of sustained interest and the need for regular physical exercises. The results of the normatives fulfillment for the insignia by the comprehensive schoolchildren from the 7 th, 8 th, 9 th forms since September, 1, 2014 till May 2015. According to the results of All-Russian Sports (ARS) RLD complex application in comprehensive schools of the Republic of Tatarstan, we can state the low indices of physical fitness among pupils. The results of the normatives in 60 m running prove it 24,7% of pupils failed to fulfill the requirements, the same tendency is in 1500 m running 23,6%, in long jump 15%, the same tendency is in swimming, in skiing and other kinds of sport. A comparative analysis of the USSR RLD complex and ARS RLD complex was fulfilled, namely the IInd stage “Sport Shift” among 14-15 year-old teenagers, adopted in 1972 and the 4 th level among 13-15 year-old pupils, introduced in 2014. Conclusion. On the basis of the survey and test results of a new complex (RLD) in educational establishments of Nizhnekamsk in the Republic of Tatarstan, Russia we revealed that only one third of boys and girls was able to cope with the normatives of ARS RLD complex. The genesis of the problem is conditioned by the weak organization of sports-educational process among schoolchildren, which led to the loss of interest in motor activity, low level of physical development and poor physical fitness of pupils. In this regard, we search for the means of motivation and motor activity increase among 11-15 year-old schoolchildren, allowing to increase the number of students who fulfilled the normatives of All-Russian Sports RLD complex.

Текст научной работы на тему «Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7, 8, 9 классов к его выполнению»

УДК 796.011.1:373 DOI 10.14526/01_1111_23

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 7, 8, 9 КЛАССОВ

К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

М.И. Хамитов - аспирант Набережночелнинский институт социально педагогических технологий и

ресурсов, г. Набережные Челны

THE NEED FOR RLD COMPLEX REVIVAL AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS FROM THE 7th, 8th, 9th FORMS FOR ITS FULFILLMENT

M.I. Khamitov - postgraduate Naberezhnye Chelny Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources

Naberezhnye Chelny

e-mail: mir_vip_92@mail.ru

Ключевые слова: учащиеся общеобразовательных школ, «Готов к труду и обороне», комплекс ГТО, физическая подготовленность, результаты.

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, а также функциональное состояние школьников 7, 8, 9-х классов для его выполнения. Можно утверждать, что комплекс ГТО призван существенно повысить эффективность физического совершенствования подрастающего поколения. Здоровьеформирующий подход может и должен стать одним из базисных методологических направлений в реализации социальных функций возрожденного Всероссийского комплекса ГТО.

Материал. Выявление проблем, препятствующих реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России, и определение физической подготовленности учащихся 7, 8, 9 -х классов в Республике Татарстан к выполнению нормативных требований III и IV ступени нового ВСФК комплекса ГТО.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое анкетирование, принятие нормативных требований нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО у школьников 11-15 лет, методы математической статистики.

Результаты. Проведено анкетирование ведущих специалистов в области физической культуры и спорта по вопросу внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Выявлено, что в большинстве образовательных учреждений отсутствуют условия и материально-технические базы. Следующей немаловажной проблемой явилась слабая мотивация у детей и молодежи, отсутствие устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Представлены результаты выполнения нормативных требований на знак отличия учащимися общеобразовательных школ 7, 8, 9-х классов с 1 сентября 2014 г по май 2015 года. По результатам апробирования ВФСК ГТО в общеобразовательных школах Республика Татарстан можно констатировать низкие показатели физической подготовленности учащихся. Об этом свидетельствуют результаты принятых нормативов бега на 60 м - 24,7% учащихся не выполнили

157

нормативные требования, тенденция невыполнения наблюдается в беге на 1500 м - 23,6 %, в прыжке в длину - 15 %, также в плавании, в беге на лыжах и др. Выполнен сравнительный анализ комплекса ГТО СССР и ВФСК ГТО, а именно II ступени «Спортивная смена» подростков 14-15 лет, утвержденного в 1972 году, и 4-й ступени учащихся 13-15 лет, введенного в 2014 году.

Заключение. На основе анкетирования и апробирования результатов нового комплекса (ГТО) в общеобразовательных учреждениях города Нижнекамска Республики Татарстан нами выявлено, что справиться с нормативами ВФСК в состоянии только треть мальчиков и девочек. Генезис проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно-образовательного процесса школьников, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности обучающихся. В связи с этим нами решаются задачи поиска средств повышения мотивации и двигательной активности школьников 11-15 лет, позволяющих повысить количество учащихся, выполнивших нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Keywords: pupils of comprehensive schools, "Ready for Labor and Defense ", RLD complex, physical fitness, results.

Annotation. The article deals with the problem of stage-by-stage RLD complex introduction in Russia and a functional state of schoolchildren from the 7th , 8th, 9th forms for its fulfillment. It can be stated that RLD complex is to increase the effectiveness of physical improvement among oncoming generation. Health-forming approach can and should become one of the main methodological directions in social functions of the revived All-Russian RLD complex realization.

Material. The problems revelation, which prevent stage-by-stage RLD complex introduction in Russia and physical fitness determination among the pupils from the 7th, 8th and 9th forms in the Republic of Tatarstan, Russia in order to fulfill normatives of the IIIrd and IVth stages of a new AllUnion Counsel of Physical Culture of RLD complex.

Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical survey, the normative regulations adoption of a new All-Russian sports RLD complex among 11-15year-old schoolchildren, methods of mathematical statistics.

Results. A survey among the leading experts in the sphere of physical culture and sports was held concerning the question of All-Russian sports RLD complex introduction. It was revealed that most educational establishments don't have conditions and material-technical base for introduction. Another important problem is the lack of motivation among children and young people, the lack of sustained interest and the need for regular physical exercises. The results of the normatives fulfillment for the insignia by the comprehensive schoolchildren from the 7th, 8t, 9th forms since September, 1, 2014 till May 2015. According to the results of All-Russian Sports (ARS) RLD complex application in comprehensive schools of the Republic of Tatarstan, we can state the low indices of physical fitness among pupils. The results of the normatives in 60 m running prove it - 24,7% of pupils failed to fulfill the requirements, the same tendency is in 1500 m running -23,6%, in long jump - 15%, the same tendency is in swimming, in skiing and other kinds of sport. A comparative analysis of the USSR RLD complex and ARS RLD complex was fulfilled, namely the Ilnd stage "Sport Shift" among 14-15 year-old teenagers, adopted in 1972 and the 4th level among 13-15 year-old pupils, introduced in 2014.

Conclusion. On the basis of the survey and test results of a new complex (RLD) in educational establishments of Nizhnekamsk in the Republic of Tatarstan, Russia we revealed that only one third of boys and girls was able to cope with the normatives of ARS RLD complex. The genesis of the problem is conditioned by the weak organization of sports-educational process among schoolchildren, which led to the loss of interest in motor activity, low level of physical development and poor physical fitness of pupils. In this regard, we search for the means of

motivation and motor activity increase among 11-15 year-old schoolchildren, allowing to increase the number of students who fulfilled the normatives of All-Russian Sports RLD complex.

Введение: По итогам «пилотной» апробации ВФСК ГТО в образовательных организациях 12 российских регионов планируется с сентября 2015 года внедрение данного глобального проекта во все общеобразовательные учреждения в рамках реализации Указа Президента России от 24.03.2014 г. «О возрождении всероссийского комплекса ГТО».

В последнее время ученые и практики обращаются к проблеме организации физического воспитания. Это объясняется многими причинами: по результатам мониторинга состояния здоровья школьников, 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников

общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. До 80% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья, а здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям,

предъявляемым армейской службой (В.А. Кабачков, 2013; В.А. Куренцов, 2013; Е.И. Перова, 2013), Отмечается также низкий уровень физической подготовленности детей, подростков и молодежи, их слабый интерес и мотивация к занятиям, и как следствие - увеличение количества занимающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Несмотря на то, что учебный предмет «Физическая культура» по-прежнему остается обязательным в учебном плане школ и вузов, ситуация с физическим состоянием детей и молодежи не улучшается (В.К. Бальсевич, 2014; Л.И. Лубышева, 2014).

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на период до 2020 года», доля населения, систематически

занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся - 80%. Для решения этой задачи Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО должен стать современным и эффективным фундаментом

государственной системы физического воспитания населения.

Очевидно, что на комплекс ГТО возлагают большие надежды, ожидая социальный эффект от его введения: оздоровление населения, формирование здорового образа жизни, увеличение стремления к двигательной активности и др. Однако в условиях, когда физическая культура переживает кризис, существуют проблемы с кадровым и материально-техническим обеспечением, навязывание норм ГТО вызывает множество критических замечаний со стороны представителей общественности.

Для выявления основных проблем, препятствующих реализации комплекса ГТО, в настоящее время нами проведено анкетирование специалистов,

административно-управленческого аппарата школ, родителей учащихся общеобразовательных учреждений в Республике Татарстан. В первую очередь, выявлено отсутствие условий и материально-технической базы в образовательных учреждениях для его внедрения. Не секрет, что в большинстве школ у детей нет возможности не только заниматься плаванием, лыжами, ходить в туристские походы (эти виды испытаний включены в программу тестов по выбору), но и совершенствовать навыки выполнения легкоатлетических видов: бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину с разбега.

Следующей немаловажной

проблемой явилась слабая мотивация детей и молодежи, отсутствие устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Однако возрождение комплекса ГТО

предоставляет специалистам сферы физической культуры и спорта возможность решать важные задачи по формированию положительного интереса и мотивации к систематическим занятиям разных социально-демографических групп населения, обеспечивать психофизическую готовность к выполнению социальных функций. Необходимо создать такую атмосферу в обществе, когда человек, который носит золотой значок ГТО, будет восприниматься как физически здоровый, ведущий активный образ жизни - это сформирует его авторитет. Хотелось бы отметить, в современные нормативы по сравнению с советскими было внесено около 300 изменений, было принято решение о создании 11 возрастных категорий от 6 до 70 лет и старше, три знака отличия - серебряный, золотой и бронзовый (в предыдущем комплексе ГТО СССР бронзового знака не было), значительные изменения произошли в нормативах времени, например; для выполнения нормативного требования «бег 60 м» для II ступени «Спортивная смена» подростков 14-15 лет, утвержденного в 1972 году (ГТО СССР), необходимо было на золотой значок пробежать за 8,4 (сек), на серебряный - за 9,2 (сек); для 4-й ступени учащихся 13-15 лет комплекса, введенного в 2014 году (ВФСК ГТО), необходимо будет на золотой значок пробежать 60 м за 8,7 (сек), на серебряный - за 9,7 (сек), бронзовый -10,0 (сек). То есть результаты облегчены временем и добавлением бронзового знака.

Кроме того, даже беглое знакомство с установленными нормативами, позволяет заключить, что они разработаны для физически подготовленных детей. Между тем по результатам апробирования Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса ГТО с 1 сентября 2014 г по май 2015 года в общеобразовательных школах 7, 8, 9-х классов Республики Татарстан можно констатировать низкие показатели физической подготовленности учащихся. Об этом свидетельствует результаты принятых нормативов бега на 60 м - 24,7%

учащихся не выполнили нормативные требования, тенденция невыполнения наблюдается в беге на 1500 м - 23,6%, в прыжке в длину - 15%, а также в плавании, в беге на лыжах и др. Как оказалось, справиться с нормативами в состоянии только треть мальчиков и девочек.

Генезис данной проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно-образовательного процесса школьников, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности обучающихся.

Анализируя литературные данные, можно отметить, что большое количество работ связано с методиками развития и построения занятий для выполнения комплекса ГТО СССР. Методика, представленная Марескиной Т.А., направлена на преимущественное развитие скоростно-силовых качеств (в среднем 34,4% от общего времени урока) путем использования специальных упражнений скоростного и скоростно-силового характера, выполняемых с отягощением в 200 гр. Проведение занятий на воздухе способствует повышению физической подготовленности до уровня,

обеспечивающего способность 88% младших школьников осваивать

нормативные требования ступени комплекса ГТО 'К стартам готов" [8].

Саламатова П.В. осуществляла дифференцированный подход при подготовке студенток подготовительного учебного отделения вуза к сдаче норм комплекса ГТО на основе учета степени отставания индивидуального результата от норм комплекса ГТО, что позволило повысить уровень результатов в беге, в прыжке в длину и высоту с разбега, поднимании и опускании туловища из положения лежа [9].

Фалькова А.П. утверждает, что методика комплексного применения средств для развития физических качеств у женщин при подготовке к выполнению норм комплекса ГТО 5-й ступени с

использованием круговой тренировки и с учетом их анатомо-физиологических особенностей и физической

подготовленности наиболее целесообразна для сохранения их здоровья и активности [12].

Разработанная Вавиловым В.В. модель позволяет реализовать цель и задачи использования силовых

упражнений на основе принципов обучения и тренировки с учетом физиологического механизма воздействия средств атлетической гимнастики мужчин II зрелого возраста на сохранение работоспособности, здоровья и подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

В то же время недостаточно исследований и научно-методических разработок по подготовке учащихся 7, 8, 9-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО. Важен тот момент, что 9-й класс для многих школьников становится выпускным. Получив основное общее образование, они вступают на более серьезную ступень своей жизни, сделав важный и ответственный шаг. Поэтому

систематическая подготовка к сдаче норм ГТО, построенная на

здоровьеформирующем подходе, позволит по-новому подойти к решению проблемы повышения уровня здоровья молодого поколения.

На основании вышеизложенного нами разрабатывается методика подготовки учащихся 7, 8, 9-х классов к выполнению III и IV ступени нового ВФСК ГТО, что повысит их мотивацию, уровень здоровья и двигательной активности.

Заключение. Таким образом, введение в действие комплекса ГТО - это только начальный этап длительной и кропотливой работы, направленной на создание эффективной системы

физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы. На основе анкетирования выявлены основные проблемы, препятствующие реализации поэтапного введения комплекса ГТО в России. При апробировании результатов

нового комплекса (ГТО) в общеобразовательных учреждениях города Нижнекамска Республики Татарстан нами выявлено, что справиться с нормативами ВФСК ГТО в состоянии только треть мальчиков и девочек. Генезис проблемы обусловлен слабой организацией физкультурно-образовательного процесса школьников, что в итоге привело к потере интереса к двигательной активности, низкому уровню физического развития и слабой физической подготовленности учащихся. Анализируя литературные данные, можно отметить, что недостаточно исследований и научно-методических разработок по подготовке учащихся 7, 8, 9-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО. В связи с этим нами решаются задачи поиска средств повышения мотивации и двигательной активности школьников 11 -15 лет, позволяющих по-новому подойти к решению проблемы повышения уровня здоровья молодого поколения и повысить количество учащихся, способных выполнить нормативные требования Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса ГТО.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В. К. Бальсевич. - М. : РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с. - (Избранные лекции Университета).

2. Вавилов, В. В. Направленность занятий атлетической гимнастикой мужчин II зрелого возраста на подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО : дис. ... канд.пед.наук / В. В. Вавилов. - Набережные-Челны, 2015. - 154 с.

3. Джесси, Р. Готов к труду и обороне СССР / Р. Джесси, Р. Кон. - СПб. : Книга по требованию,2012. - 78 с.

4. Кабачков, В. А. Комплекс ГТО в XXI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» в 2008-2010 гг. / Кабачков В. А., Петров В. К., Перова Е. И., Евстратова Т. В. // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2. - С. 47.

5. Кабачков, В. А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ / В. А. Кабачков, В. А. Куренцов, Е. И. Перова // «Физическое воспитание и детско -юношеский спорт». - 2013. - № 5. - С. 42-55.

6. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М. :НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 174 с.

7. Лубышева, Л. И. «Физкультурно-спортивный комплекс ГТО - новый импульс к активному формированию здоровья населения России / Л. И. Лубышева // Физиологические и биомеханические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы II Международной научно -практической конференции (27-28 ноября 2014). - Казань. - С. 437-439.

8. Марескина, Г. А. Методика подготовки младших школьников к выполнению норм комплекса ГТО : дис. ... канд.пед.наук / Г. А. Марескина. - М., 1983. - 194 с.

9. Назаренко, Л.Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО /Л.Д. Назаренко// Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 117-124.

10. Саламатова, П. В. Дифференцированный подход к подготовке студенток вузов к сдаче норм комплекса ГТО : дис. ... канд.пед.наук / П. В. Саламатова. - Киев, 1983. -213 с.

11. Спирин, В. К. К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ / В. К. Спирин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 94-97.

12. Титушина, Н. В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Н. В. Титушина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 7 (113). - С. 168-171.

13. Фалькова А. П. Содержание и методика подготовки женщин к выполнению норм комплекса ГТО 5-й ступени: дис. ... канд.пед.наук / А. П. Фальков. - Ленинград, 1980. - 167 с.

References

1. Balsevich V.K., Prirodnye i sotsial'nye resursy razvitiya dvigatel'nogo potentsiala [Natural and social resources of motor potential development /V.K. Balsevich], Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2012, 35 p.

2 Vavilov V. V., Napravlennost' zanyatii atleticheskoi gimnastikoi muzhchin IIzrelogo vozrasta na podgotovku k sdache normativov kompleksa GTO

[Body-building lessons among men of the second adulthood orientation at RLD complex normatives fulfillment], Naberezhnye Chelny, 2015, 154 p.

3. Jesse R. R., Gotov k trudu i oborone SSSR [Cohn Ready for Labor and Defense of the USSR], Saint Petersburg : Book on demand, 2012, 78p.

4. Kabachkov V.A., Vestnik sportivnoi nauki [Journal of Sports Science], 2010, No.2, 47 p.

5. Kabachkov V.A., Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskii sport [Physical upbringing and youth sport], 2013, No.5, pp. 42-55.

6. Lubysheva L.I., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury i sporta [Theory and Practice of Physical Culture and Sport], 2006, 174 p.

7. Lubysheva L.I., Fiziologicheskie i biomekhanicheskie osnovy i pedagogicheskie tekhnologii adaptatsii k raznym po velichine fizicheskim nagruzkam [Physiological and biomechanical basis and pedagogical technologies of adaptation to different physical loads] Materials of the IInd International Scientific and Practical Conference (November, 27-28, 2014), Kazan, 2014, pp. 437-439.

8. Mareskina G.A., Metodika podgotovki mladshikh shkol'nikov k vypolneniyu norm kompleksa GTO [Methodology of junior pupils training for RLD complex norms fulfillment], Moscow, 1983, 194 p.

9. Nazarenko L.D., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1 (34), pp. 117124, available at: http ://elibrary .ru/item.asp?id=23376814.

10. Salamatova P.V., Differentsirovannyi podkhodkpodgotovke studentok vuzov k sdache norm kompleksa GTO [Differentiated approach to female students' training at higher educational establishments in order to fulfill RLD normatives], Kiev, 1983, 213 p.

11. Spirin V.K., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, No. 11, pp. 94-97.

12. Titushina N.V., Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2014, No. 7 (113), pp. 168-171.

13. Falkova A.P., Soderzhanie i metodika podgotovki zhenshchin k vypolneniyu norm kompleksa GTO 5-i stupeni [The content and methodology of women training in order to fulfill the norms of RLD complex of the 5th stage], Leningrad, 1980, 167 p.

Статья поступила в редакцию: 4.06.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.