Научная статья на тему 'Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба'

Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
652
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГТО / ТЕСТИРОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / GTO / TESTING / SCHOOLCHILDREN / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зюрин Эдуард Адольфович, Куренцов Вадим Алексеевич, Сяфуков Марат Рафикович

Цель исследования повышение эффективности использования физической культуры и спорта в подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Методы исследования: анализ литературных данных, педагогические наблюдения, социологические методы, тестирование двигательной подготовленности. Анализ состояния здоровья учащихся выявил тенденцию к снижению показателей здоровья с возрастом. Наиболее трудными видами испытаний являются подтягивание на высокой перекладине и нормативы в видах, требующих проявления общей выносливости. Уровень физической подготовленности учащихся по индексу физической готовности в среднем равен 57%. Создана модель организации учебно-тренировочного процесса. Эксперимент проводился в физкультурно-спортивном клубе «Юниор» в течение учебного года. Внедрение разработанной модели управления физическим воспитанием повысило эффективность работы по укреплению здоровья, повышению двигательной подготовленности обучающихся. К завершению эксперимента ИФГ (индекс физической готовности) повысился в среднем с 53 до 66%; количество учащихся, не выполнивших отдельные тесты, снизилось с 47 до 32%. Выполнить требования V ступени комплекса ГТО в состоянии до 76% выпускников образовательного учреждения, уровень физической подготовленности молодежи -«средний» и «выше среднего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зюрин Эдуард Адольфович, Куренцов Вадим Алексеевич, Сяфуков Марат Рафикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of physical education of educational institutions students under the conditions of school physical culture and sport club

The purpose of the research is to increase the efficiency of using physical culture and sports in preparing students of general educational institutions to fulfill the regulatory requirements of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex GTO. Methods of research: analysis of literature data, pedagogical observations, sociological methods, testing of motor fitness. An analysis of the health status of students revealed a tendency to decrease in health indicators with age. The most difficult types of tests are pulling on a high crossbar and standards in species that require the manifestation of overall endurance. The level of physical fitness of students on the index of physical readiness is on average 57%. A model of the organization of the training process has been created. The experiment was conducted in the sports club “Junior” during the school year. The introduction of the developed model of the management of physical education has increased the effectiveness of work to improve health, improve the motor preparedness of students. At the end of the experiment, index of physical readiness increased from an average of 53% to 66%; the number of students who failed to perform individual tests fell from 47 to 32%. Up to 76% of the graduates of the educational institution can fulfill the requirements of the fifth stage of the GTO complex, the level of physical fitness of the youth is “medium” and “above average”.

Текст научной работы на тему «Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КЛУБА

Э.А. ЗЮРИН, В.А. КУРЕНЦОВ, ФНЦ ВНИИФК; СЯФУКОВ М.Р., ГБОУ СОШ № 38, г. Москва

Аннотация

Цель исследования - повышение эффективности использования физической культуры и спорта в подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Методы исследования: анализ литературных данных, педагогические наблюдения, социологические методы, тестирование двигательной подготовленности. Анализ состояния здоровья учащихся выявил тенденцию к снижению показателей здоровья с возрастом. Наиболее трудными видами испытаний являются подтягивание на высокой перекладине и нормативы в видах, требующих проявления общей выносливости. Уровень физической подготовленности учащихся по индексу физической готовности в среднем равен 57%. Создана модель организации учебно-тренировочного процесса.

Эксперимент проводился в физкультурно-спортивном клубе «Юниор» в течение учебного года.

Внедрение разработанной модели управления физическим воспитанием повысило эффективность работы по укреплению здоровья, повышению двигательной подготовленности обучающихся.

К завершению эксперимента ИФГ (индекс физической готовности) повысился в среднем с 53 до 66%; количество учащихся, не выполнивших отдельные тесты, снизилось с 47 до 32%. Выполнить требования V ступени комплекса ГТО в состоянии до 76% выпускников образовательного учреждения, уровень физической подготовленности молодежи -«средний» и «выше среднего».

Ключевые слова: ГТО, тестирование, школьники,

организация.

Abstract

The purpose of the research is to increase

the efficiency of using physical culture and sports

in preparing students of general educational institutions

to fulfill the regulatory requirements

of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex

GTO. Methods of research: analysis of literature data,

pedagogical observations, sociological methods,

testing of motor fitness. An analysis of the health status

of students revealed a tendency to decrease

in health indicators with age. The most difficult types

of tests are pulling on a high crossbar and standards

in species that require the manifestation

of overall endurance. The level of physical fitness

of students on the index of physical readiness

is on average 57%. A model of the organization

of the training process has been created.

The experiment was conducted in the sports club "Junior"

during the school year. The introduction

of the developed model of the management

of physical education has increased the effectiveness

of work to improve health, improve the motor preparedness

of students. At the end of the experiment,

index of physical readiness increased from an average

of 53% to 66%; the number of students who failed

to perform individual tests fell from 47 to 32%.

Up to 76% of the graduates of the educational institution

can fulfill the requirements of the fifth stage

of the GTO complex, the level of physical fitness

of the youth is "medium" and "above average".

Keywords: GTO, testing, schoolchildren, organization.

Актуальность

В условиях модернизации российского общества одной из основных задач государства выступает всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физического развития, воспитания и приобщения к здоровому образу жизни детей, подростков, молодежи. Здоровье и здоровый образ жизни сегодня выдвигается как одно из необходимых условий активной, творческой и полноценной жизни человека [1-4 и др.].

Всем известно, что будущее страны - это подрастающее поколение. Его физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется состоянием здоровья и уровнем общей культуры. В настоящее время серьезную обеспокоенность вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья и физической подготовленности детей и учащихся образовательных учреждений [5-11 и др.].

Ситуация, связанная с ухудшением физического состояния подрастающего поколения продолжает обостряться. Учитывая факт низкого уровня двигательной активности, физической подготовленности значительной части учащихся, создание условий, обеспечивающих возможность для детей, подростков вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре является на данный момент приоритетной государственной задачей.

Цель исследования. Повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в целенаправленной подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба.

Объект исследования. Клубная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы, с направленностью на подготовку и выполнение нормативов ВФСК ГТО.

Предмет исследования. Управление учебно-воспитательным процессом физического воспитания по подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к выполнению нормативов Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба.

Методы исследования. Анализ и обобщение литературных данных, педагогические наблюдения и контроль процесса физического воспитания учащихся, социологические методы, тестирование двигательной подготовленности.

Обсуждение полученных результатов

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Анализ состояния здоровья учащихся 1-11 классов, проведенный в последние годы в общеобразовательных учреждениях г. Москвы [12-15 и др.], указывает на отчетливую тенденцию к снижению показателей здоровья от младшей к средней и старшей

группе. Полученные данные говорят о том, что общее количество учащихся, отнесенных к III (ЛФК) и IV (освобожденные от занятий физической культурой) медицинским группам, достоверно (Р < 0,05) увеличивается от начальных к старшим классам в среднем от 11% в начальных до 17 и 18% в средних и старших классах. Наиболее существенное ухудшение состояния здоровья отмечается у учащихся 7-9 и 10-11 классов.

Среди заболеваний первое место принадлежит нарушению осанки и развитию опорно-двигательного аппарата - 22,7%; на втором месте находятся нарушения функции органов зрения - 22,4%, далее следуют заболевания органов пищеварения, патология сердечнососудистой системы, заболевания органов дыхания, ЛОР-заболевания. Эти заболевания выявлены в среднем у 10,7% обучающихся.

Физическая подготовленность учащихся общеобразовательных учреждений по результатам исследований [8, 9, 12, 14, 15], проведенных в последние годы, в целом имеет положительную динамику, улучшаясь от младшей к средней возрастной группе, достигая максимальных результатов к окончанию 9 класса, с последующим существенным ухудшением к окончанию обучения в общеобразовательном учреждении (Р < 0,05).

Возрастная динамика показателей, характеризующих различные стороны двигательной подготовленности учащихся, имеет свои особенности:

• с требованиями программы физической культуры по своим физическим данным до 40% учащихся 1-4 классов справиться не в состоянии, а их физическая подготовленность к окончанию четвертого класса по индексу физической готовности находится на уровне ниже 50% гигиенического уровня и оценивается как «ниже средней», а в некоторых видах испытаний «низкой»;

• физическая подготовленность средних школьников по показателю индекса физической готовности к окончанию 9 класса достоверно повышается с 56 до 71% и оценивается как «средняя». С нормативными требованиями программы физической культуры не справляются в среднем до 40% девятиклассников;

• к окончанию 11 класса индекс физической готовности у юношей 16-17 лет ухудшается по сравнению с показателями, зарегистрированными у юношей 9 класса, - с 71 до 65% и оценивается как «ниже среднего»;

• наиболее трудными видами испытаний для большинства учащихся является подтягивание на высокой перекладине и нормативы в видах испытаний, требующие проявления общей выносливости, которые не в состоянии выполнить от 37 до 69% обучающихся. Установлено, что отставание в развитии физических качеств наиболее выражено среди детей младшей возрастной группы.

Общий уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений, оцениваемый по индексу физической готовности (ИФГ) в среднем равен 57%. Такое состояние физической подготовленности школьников хотя и находится в границах диапазона уровня «средний», но имеет явно выраженную тенденцию к «ниже среднему».

Ситуация, связанная с ухудшением физического здоровья подрастающего поколения продолжает обостряться. Исходя из вышесказанного, создание условий, обеспечивающих возможность детям, подросткам и молодежи страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре является на данный момент приоритетной государственной задачей.

В связи с возрождением Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», особую актуальность приобретает создание организационных структур, способных осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми и подростками по месту учебы и жительства. На данный момент, в соответствии с Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 274 «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», такой структурой может стать школьный физкультурно-спортивный клуб. Основной задачей клуба является организация и проведение занятий оздоровительной и спортивной направленности по подготовке и выполнению нормативов комплекса ГТО по месту учебы, работы; проведение тестирования физического состояния и выдачи рекомендаций по двигательному режиму; создание базы данных о занимающихся; разработка и внедрение методических пособий; организация и подготовка инструкторов для занятий в группах ОФП и ГТО; проведение лекционной пропаганды по основам ЗОЖ.

Полученная информация о физическом состоянии детей и учащихся позволила установить причины недостаточно эффективной работы физкультурно-спортивной деятельности в образовательной организации по программе физической культуры и разработать предложения по совершенствованию работы в системе физического воспитания обучающихся. В соответствии с требованиями ФЗ № 274, для эксперимента по созданию модели управления физкультурно-спортивной деятельностью по реализации требований ВФСК ГТО был выбран школьный физкультурно-спортивный клуб «Юниор», созданный при ГБОУ Школа № 38 г. Москвы. В рамках созданной модели были разработаны инструкции, методические рекомендации, пособия по обеспечению школьного физкультурно-спортивного клуба материалами по организации и проведению учебно-тренировочного процесса. Модель управления физкультурно-спор-тивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении предусматривает:

^ объединение усилий всех заинтересованных организаций - Управления образования, Управления физической культуры, районных управ, образовательных учреждений, которые действуют по единым Государственным стандартам как в организации физкультурно-массовых мероприятий, так и в рамках реализации ВФСК ГТО; расширение сети спортивных площадок и межшкольных стадионов совместно с Управами районов; эффективное

использование спортивных залов в выходные дни для проведения секционной работы;

^ создание аналитического центра по компьютерной обработке результатов по итогам диспансеризации и мониторинга двигательной подготовленности, обучению плаванию и другим характеристикам в процессе обучения;

^ проведение методических совещаний с преподавателями и специалистами физической культуры по организации и методике проведения физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, по усовершенствованию системы соревнований, плана физкультурно-массовых мероприятий в ШФСК, в школе в режиме учебного и выходного дня; расширение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных секций, разработку индивидуальных планов работы с детьми, направленных на формирование мотивации к занятиям физической культурой, ведению здорового стиля жизни, подготовку к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО; установление контакта с педагогами других образовательных учреждений, родителями занимающихся; введение в учебный процесс новых видов спорта, отвечающие интересам и потребностям обучающихся (дартс, пулевая стрельба, бадминтон, многоборье ГТО и другие);

^ вовлечение преподавателей, специалистов физической культуры и родителей в любые формы и виды физкультурно-спортивной деятельности по реализации специальных физкультурно-оздоровительных программ.

Эффективность системы управления физическим воспитанием в образовательном учреждении проверялась в ходе педагогического эксперимента в течение учебного года. Исследовались динамика следующих показателей: состояние здоровья, физической подготовленности, вовлеченности учащихся в двигательную активность, отношение обучающихся к физической культуре, подготовке и выполнению нормативов комплекса ГТО.

В результате проведенных исследований с использованием рекомендаций, представленных в модели управления физкультурно-спортивной деятельностью в образовательном учреждении, получены следующие результаты:

^ сократилось число заболеваний с 34,3 до 24,4%. Первое место занимают, как и в начале, так и в конце исследований, заболевания органов зрения. Сократилось число простудных заболеваний с 36,5 до 20,3%. Выявлены статистически достоверные улучшения (Р < 0,05) здоровья учащихся, увеличилось количество школьников, отнесенных к 1 группе здоровья, - с 14,7% в 2015 г. до 20,6% в 2016 году;

^ к завершению экспериментальных исследований физическая подготовленность обучающихся по индексу физической готовности достоверно повысилась с 53 до 66%, а уровень физической подготовленности обучающихся оценивается как «средний». Количество учащихся, не выполнивших отдельные тесты двигательной подготовленности, снизилось с 47 до 32%;

^ отношение обучающихся к подготовке и выполнению нормативов комплекса ГТО неоднозначно: из общего

числа опрошенных 31,6% школьников уверены в своей физической подготовке и готовы к выполнению нормативов ГТО. Оставшиеся 68,4% респондентов указали на ряд причин, сдерживающих их подготовку к выполнению нормативов комплекса в настоящее время, - «отсутствие свободного времени, плохое состояние здоровья, нет способностей, нет условий для подготовки к выполнению нормативов ГТО по месту учебы и жительства, для занятий по подготовке к выполнению нормативов ГТО требуется слишком много денег»;

^ выполнить нормативные требования Всероссийского комплекса ГТО при целенаправленной подготовке в состоянии до 58% младших школьников, от 61 до 63% учащихся средней возрастной группы. Выполнить требования V ступени комплекса ГТО в состоянии 76% выпускников образовательного учреждения, физическая подготовленность выпускников 2017 учебного года оценивается как «средняя», а в некоторых видах испытаний «выше средней».

Выводы

Внедрение организационно-управленческой модели управления физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений позволили преподавателям и специалистам ШФСК вести более целенаправленную работу по укреплению здоровья, повышению двигательной подготовленности обучающихся. Подбор средств, методов, отвечающих интересам и потребностям занимающихся, использование методов индивидуально-дифференцированного подхода позволили к концу экспериментальных исследований повысить ИФГ с 53 до 66% (в среднем по образовательному учреждению), снизить количество учащихся, не выполнивших отдельные тесты двигательной подготовленности, с 47 до 32%. К завершению педагогического эксперимента выполнить требования V ступени комплекса ГТО в состоянии до 76% выпускников образовательного учреждения; физическая подготовленность молодежи оценивается как «средняя», а в некоторых видах испытаний «выше средней».

Литература

1. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст] / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

2. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г.Л. Апанасенко. - Киев: Здоров'я, 1985. - 77 с.

3. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья: концептуальные основы психологии здоровья [Текст] /

B.А. Ананьев. - СПб.: Речь. - 2006. - С. 238-242.

4. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья: метод. пособие по первичной и неспецифической профилактике [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь. - 2007. -

C. 3-22.

5. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев, 1987. - 224 с.

6. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

7. Бальсевич, В.К. Региональные особенности поведения и здоровья детей школьного возраста Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. - Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников», 27-29 мая 2004 года. - СПб.: НИИФК, 2004. - С. 21-28.

8. Зюрин, Э.А. Анализ факторов, определяющих отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности [Текст] / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, Ю.А. Крылова // «Проблемы совершенствования физического воспитания студентов»: материалы международной научно-практической конференции Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, 10 октября 2016 года. - С. 64-67.

9. Кабачков, В.А. Физическая подготовленность младших школьников и их готовность к выполнению нормативных требований при реализации физкультурно-

спортивного комплекса ГТО [Текст] / В.А. Кабачков,

B.А. Куренцов, И.И. Абдюков // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4. С. 51-57.

10. Кабачков, В.А. Оценка физической подготовленности учащейся молодежи и взрослого населения Российской Федерации по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» [Текст] / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы совершенствования физического воспитания студентов» г. Москва 2-3 февраля 2012 года. -

C. 57-59.

11. Кофман, Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Б. Кофман. - М., 1998. - 72 с.

12. Новоточина, Л.В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательном учреждении инновационного типа [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Новоточина. - М., 2009. - 25 с.

13. Перова, Е.И. Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс «Готов к труду и обороне» в современных условиях развития массового спорта и физкультурного движения в Российской Федерации [Текст] / Е.И. Перова // материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветании России», г. Москва. - 2015. - С. 337-342.

14. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.

15. Тяпин, А.Н. Состояние физической подготовленности и здоровья учащихся в учреждениях образования г. Москвы [Текст] / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь. - М., 1998. - 56 с.

Массовая физическая культура и оздоровление населения

References

1. Arshavsky, I.A. Physiological mechanisms and patterns of individual development [Text] / I.A. Arshavsky. - Moscow: Nauka, 1982. - 270 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Apanasenko, G.L. Physical development of children and adolescents [Text] / G.L. Apanasenko. - Kiev: Health, 1985. - 77 p.

3. Anan'ev, V.A. Fundamentals of the psychology of health: the conceptual basis of the psychology of health [Text] / V.A. Anan'ev. - SPb.: Speech. - 2006. - Pp. 238242.

4. Anan'ev, V.A. Practice on the psychology of health: a method. Manual on primary and nonspecific prevention [Text] / V.A. Anan'ev. - SPb.: Speech. - 2007. - Pp. 3-22.

5. Bal'sevich, V.K. Physical activity of a person / V.K. Bal'-sevich, V.A. Zaporozhanov. - Kiev, 1987. - 224 p.

6. Bal'sevich, V.K. Physical culture for all and for everyone [Text] / V.K. Bal'sevich. - Moscow: FiS, 1988. - 208 p.

7. Bal'sevich, V.K. Regional features of behavior and health of schoolchildren of the Russian Federation / V.K. Bal'-sevich, L.I. Lubyshev. - Trudy mezhdunarodnogo sim-poziuma "Zdorov'ye i povedeniye shkol'nikov», May 27-29, 2004. - SPb.: NIIFK, 2004. - Pp. 21-28.

8. Zyurin, E.A. Analysis of the factors determining the attitude of schoolchildren to physical culture and sports activity [Text] / E.A. Zyurin, V.A. Kurentsov, Yu.A. Krylova // "Problemy sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya stu-dentov": materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G i N.G. Stoletovykh, Vladimir, October 10, 2016. -Pp. 64-67.

9. Kabachkov, V.A. Physical preparedness of junior schoolchildren and their readiness to meet regulatory requirements when implementing the physical culture and sports complex

GTO [Text] / V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov, I.I. Abdyu-kov // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. - No. 4. -Pp. 51-57.

10. Kabachkov, V.A. Assessment of the physical preparedness of students and adults in the Russian Federation based on the results of the implementation of the standards of the complex "Ready for Labor and Protection of the Fatherland" [Text] / V.A. Kabachkov, E.I. Perova, V.A. Kurentsov // Materialy mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferent-sii "Problemy sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov", Moscow, February 2-3, 2012. - Pp. 57-59.

11. Kofman, L.B. Pedagogical principles and models of the organization of physical culture and sports activity of children and youth [Text]: the author's abstract Dis. ... D-r. Ped. Nauk / L.B. Kofman. - M., 1998. - 72 p.

12. Novotochina, L.V. Management of athletic and recreational activities in an educational institution of an innovative type [Text]: the author's abstract Dis. ... Cand. of Ped. Sciences / L.V. Novotochina. - M., 2009. - 25 p.

13. Perova, E.I. All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense" in the current conditions for the development of mass sports and the physical culture movement in the Russian Federation [Text] / E.I. Perova // Materialy IX Vserossiyskogo foruma "Zdorov'ye natsii - osnova protsvetaniya Rossii". Moscow, 2015. - Pp. 337-342.

14. Puzyr', Yu.P. Management of physical education in educational institutions on the basis of monitoring of physical condition [Text]: the author's abstract Dis. ... Cand. of Ped. Sciences / Yu.P. Puzyr'. - M., 2006. - 21 p.

15. Tyapin, AN. State of physical preparedness and health of students in educational institutions of Moscow [Text] / A.N. Tyapin, Yu.P. Puzyr'. - M., 1998. - 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.