Научная статья на тему 'Двигательный режим значкистов «Готов к труду и обороне» (ГТО)'

Двигательный режим значкистов «Готов к труду и обороне» (ГТО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ ГТО / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ГТО В ШКОЛЕ / ПОДГОТОВКА К ГТО / ВФСК ГТО / I СТУПЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеев Александр Михайлович, Дунаев Константин Степанович

Авторы работы предприняли попытку конкретизировать двигательный режим значкистов I ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) и обосновывают его использование в средних общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеев Александр Михайлович, Дунаев Константин Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor preparedness scheme of the badge holders "Ready for labor and defense" (RLD)

The authors of the work made an attempt to concretize the motor regime of the badge holders of the 1st stage of the All-Russia physical and sports complex "Ready for Labour and Defense" (RLD) and substantiate its use in secondary general education institutions

Текст научной работы на тему «Двигательный режим значкистов «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

6. Skorokhvatova, G.V., Farbey, V.V. and Kurakin, A.N. (2000), Shooting preparation of biath-letes 16-18 years in the competitive period, Publishing House of the Herzen State Pedagogical University, Part two, St. Petersburg.

7. Farbey, V.V. (2007), "Construction of long-term training of high-qualified athletes in winter all-rounds (biathlon, Nordic combined, poliathlon)", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 50-53.

8. Farbey, V.V. (2012), "Formation of the type of competitive readiness of skiers-mnogobortsev at the stages of the formation of sportsmanship", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 180-184.

9. Farbey, V.V. and Dunaev, K.S. (2014), Regulated breathing regimes as a reserve for improving the quality of shooting in biathlon, monograph, Publishing House of the Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg.

10. Farbey, V.V. and Zhevlakov, E.G. (2014), Influence of respiratory technologies on increase of working capacity in biathlon, monograph, Publishing House of the Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg.

11. Chemov, V.V. (2014), Methodological and technological fundamentals of integration of motor tasks and regulated breathing regimes of ergogenic influence in training of qualified athletes, dissertation, Volgograd.

12. Chuyev, V.A. (2004), Hypoxic and relaxation means of training influences in the preparation of football players, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2017

УДК 796.034-05

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗНАЧКИСТОВ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

(ГТО)

Александр Михайлович Федосеев, аспирант,

Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Авторы работы предприняли попытку конкретизировать двигательный режим значкистов I ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) и обосновывают его использование в средних общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: нормативы ГТО, двигательный режим, ГТО в школе, подготовка к ГТО, ВФСК ГТО, I ступень.

MOTOR PREPAREDNESS SCHEME OF THE BADGE HOLDERS "READY FOR

LABOR AND DEFENSE" (RLD) Alexander Mikhailovich Fedoseev, the post-graduate student,

Konstantin Stepanovich Dunaev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The authors of the work made an attempt to concretize the motor regime of the badge holders of the 1st stage of the All-Russia physical and sports complex "Ready for Labour and Defense" (RLD) and substantiate its use in secondary general education institutions.

Keywords: standards of RLD, motive regime, RLD in school, training for the RLD, RLD, I stage.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ и обобщение научных и научно-методических работ по тематике данного исследования свидетельствуют, что к существующим требованиям к уровню физической подготовки значкистов комплекса ГТО I ступени (6-8 лет) предлагается недельный дви-

гательный режим, состоящий из организованной двигательной активности и временного объема этой деятельности (не менее 8 часов в неделю). Однако на этом рекомендации к двигательному режиму заканчиваются, и начинается самостоятельное созидание содержательного компонента двигательного режима, специалистами в области физической культуры и спорта. В свою очередь, последним (специалистам) необходимо будет решить ряд задач, некоторые из которых мы интерпретировали в нашем исследовании: а) анализировать двигательный режим школьников 7-8 лет; Ь) определить готовность учащихся 7-8 лет выполнить нормативы ГТО I ступени; с) конкретизировать двигательный режим значкистов ГТО I ступени. Целесообразное, последовательное решение задач отвечает цели работы - повышение эффективности процесса физической подготовки учащихся младшего школьного возраста для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 462 человека (школьники (192 чел.), учителя (20 чел.) и родители школьников (250 чел)), которые были разделены на две группы экспериментальную (прикрепленные к общеобразовательной школе №1366) и контрольную (школа №2051). Основные результаты исследования представлены за период 2014/2015 и 2015/2016 учебные года.

Для решения первой задачи исследования были составлены: протокол наблюдения, в котором письменно фиксировалось вид двигательной активности и ее временной объем (в учебном процессе школы) и анкеты (для взрослых и детей) из ответов на которых можно узнать о деятельности школьников 7-8 лет вне стен школы. Так была получена следующая информация. Недельный двигательный режим школьников 7-8 лет достигает в экспериментальной (9,5 ч.) и контрольной (9,8 ч.) группах, тем самым временной объем соответствует рекомендованному времени (не менее 8 часов в неделю).

Решение второй задачи позволило определить готовность учащихся 7-8 лет выполнить испытаний комплекса ГТО I ступени. Не смотря на то, что испытуемые соблюдают рекомендации к двигательному режиму комплекса ГТО I ступени, большая доля учащихся экспериментальной группы (64%) и контрольной (78%) не справились с требованиями комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки.

Таблица 1 - Содержание двигательного режима значкистов комплекса «Готов к труду и обороне» I ступени__

№ п/п Виды двигательной активности Временной объем в неделю, (мин)

ЭГ КГ

1 Вводная гимнастика 25 -

2 Урок ФК (обязательный) 120 120

3 В процессе учебного дня школы:

3.1 - подвижные игры на переменах 30 30

3.2 - физминутки на метапредметных уроках 5 -

3.3 - подвижные игры во время прогулок 120 120

4 Внеурочная деятельность:

4.1 - кружок ОФП 80 80

4.2 - секция подвижных игр 80 80

4.3 - секция плавания 45

5 Организованные занятия в спортивных секциях (дополнительное образование посещают не более 43%(ЭГ),50% (КГ) учащихся 7-8 лет)

5.1 - секция карате 90 90

5.2 - секция художественной гимнастики 45 -

5.3 - секция спортивного ушу - 90

5.4 -иные спортивные секции (ДЮСШ, спортивные клубы) 90 90

6 Самостоятельные занятия ФК (с участием родителей):

6.1 Утренняя гимнастика 20 -

6.2 Комплекс выходного дня «Всегда готов» 30 -

6.3 Кружок ЗОЖ 60

В заключительной третьей задачи мы конкретизировали двигательную активность значкистов ГТО I ступени, увеличили суммарный временной объем деятельности и подключили родителей в качестве контролеров двигательной активности своих детей в самостоятельное время (вне школы), таблица 1. Ознакомиться с полными результатами исследования и описанием двигательного режима значкистов I ступени ГТО можно в диссертационной работе А.М. Федосеева по теме: «Структура и содержание занятий по физической культуре школьников 7-8 лет для выполнения норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО).

ВЫВОДЫ

1. В положении о ВФСК ГТО была выявлена неточность, значкистам ГТО I ступени в испытании «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» нужно выполнить больше повторений на золотой знак, чем участникам ВФСК ГТО II ступени.

2. Установлено, что физическое состояние современных школьников при существующем их двигательном режиме позволяет выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени только 29% первоклассникам, в том числе на золотой 13%, серебряный 10,5% и бронзовый 5,5% знаки.

3. Разработанная методика на основе недельного двигательного режима школьников 7-8 лет имеет конкретную структуру и содержание с временным объемом, не менее 14 часов, в частности:

- во время учебного дня (вводная гимнастика, обязательный урок ФК, подвижные игры на переменах и во время прогулок, физминутки на метапредметных уроках) 5 часов;

- в дополнительное образование (кружок ГТО, подвижные игры, секции карате, плавания, художественной гимнастики и иных спортивных секции ДЮСШ) 7 часов 10 минут;

- в самостоятельной деятельности с участием родителей (утренняя гимнастика, комплекс выходного дня «Всегда готов», кружок ЗОЖ) 1 час 50 минут.

4. Практическое применение экспериментальной методики положительно влияет на результаты физической подготовленности участников ВФСК ГТО I ступени. В конце педагогического эксперимента учащиеся вторых классов из ЭГ (30,31%, 19,46%, 9,25%) и КГ (20,49%, 25,38%, 8,85%) готовы к испытаниям на золотой, серебряный и бронзовый знаки соответственно. Из десяти испытаний ВФСК ГТО I ступени достоверный прирост результатов зафиксирован в шести нормативах у мальчиков и семи у девочек:

- в челночном беге (3*10 м) школьники ЭГ стали пробегать дистанцию быстрее на 26,70% мальчики (р<0,05), девочки 20,80% (р<0,05); в КГ 14,51% (р<0,05) и 15,86% (р<0,05) соответственно;

- в беге на 30 (м) в ЭГ у мальчиков 45,11% (р<0,05) и девочек 43,11% (р<0,05); в КГ 28,47% (р<0,05) и 35,54% (р<0,05) соответственно;

- в смешанном передвижении (1000 м) в ЭГ на 22,31 % и КГ на - 1,04% при р<0,05;

- в подтягивании из виса (лежа на низкой перекладине) у девочек ЭГ на 80,20% и КГ на 66,82% при р<0,05.

- в метании теннисного мяча в цель в ЭГ на 77,89 % и КГ на 79,19% (р<0,05);

- в наклонах вперед (из положения стоя) в ЭГ на 32,49% и КГ на 5,2% (р<0,05);

- в плавании в ЭГ на 63,83% и КГ на 51,04% при р<0,05.

5. Результаты анкетирования учителей (тренеров), родителей и учащихся выявили:

во-первых, основную информацию о ВФСК ГТО школьники 7-8 лет из ЭГ

(63,64%) и КГ (39,78%) получают от школьного учителя, знают свои возрастные нормативы 100% и 49,46% соответственно;

во-вторых, родители школьников из КГ (с 78,49% до 79,57%) и ЭГ (с 69,70% до 91,92%) стали больше внимания уделять времяпрепровождению с детьми;

в-третьих, возросло число учащихся 7-8 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в КГ (68,75%) и ЭГ (66,67%).

6. На основании статистических данных, полученных в конце эксперимента, установлено, что группа здоровья (первая или вторая) участников I ступени не является преимуществом в выполнении нормативов испытаний комплекса ГТО по трем уровням сложности (золотой, серебряный и бронзовый знаки).

7. Применение разработанной методики подготовки школьников 7-8 лет к выполнению испытаний ВФСК ГТО I ступени способствовало только в ЭГ сокращению часто болеющих детей младшего школьного возраста на 1,96% и замедлению частоты перехода учащихся по распределению из I во II группу здоровья на 5,2%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дунаев, К.С. Методика подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО / К.С. Дунаев, А. М. Федосеев // Наука и образование: новое время. - 2014. - № 4. - С. 567-568.

2. Дунаев, К.С. Применение в общеобразовательной школе методики пловцов для сдачи норм комплекса ГТО / К.С. Дунаев, А. М. Федосеев // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2014. - № 12 (140). - С. 62-65.

3. Федосеев, А.М. Функциональное состояние современных школьников, сдающих нормы комплекса ГТО / А. М. Федосеев // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 3 (8). - С. 219221.

4. Федосеев, А.М. Оценка физического развития современных школьников, сдающих нормы комплекса ГТО / А.М. Федосеев ; Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка : [б.и.], 2015. - 184 с.

5. Федосеев, А.М. Основные итоги сдачи ВФСК ГТО в общеобразовательных школах / А.М. Федосеев // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 1. - С. 200-201.

6. Fedoseev, А.М. Teaching techniques of physical culture classes in primary classes for preparation and testing of "Ready for labor and defense" complex / A.M. Fedoseev, K.S. Dunaev, Ya.I. Glembotskaya // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы VI Международной научной конференции студентов и молодых ученых / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2016. - С. 190-194.

REFERENCES

1. Dunaev, K.S. and Fedoseev, A.M. (2014), "Methods for preparing schoolchildren for the delivery of the complex "Ready for Labour and Defense" (RLD)", Science and education: new time, No. 4, pp. 567-568.

2. Dunaev, K.S. and Fedoseev, A.M. (2014), "Application in a comprehensive school swimmers technique for putting the rules set by the complex "Ready for Labour and Defense" (RLD), Bulletin of Tambov University. Series: The humanities, No. 12 (140), pp. 62-65.

3. Fedoseev, A.M. (2015), "Functional state of modern schoolchildren who pass the standards of the RLD complex", Science and education: new time, No. 3 (8), pp. 219-221.

4. Fedoseev, A.M. (2015), Evaluation of physical development of nowadays schoolchildren obliged to pass the norms set by the "Ready for Labour and defense" complex, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.

5. Fedoseev, A.M. (2016), "The main results of the test to pass the RPSC RWD in general schools", Science and Education: new time, No. 1, pp. 200-201.

6. Fedoseev, A.M., Dunaev, K.S. and Glembotskaya, Ya.I. (2016), "Teaching techniques of physical culture classes in primary classes for preparation and testing of "Ready for labor and defense" complex", University sport: health and prosperity of the nation. Materials VI of the International scientific conference of students and young scientists, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhov-ka, pp. 190-194.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.