ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
В.А. КАБАЧКОВ, В.А. КУРЕНЦОВ, И.И. АБДЮКОВ,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Авторы провели исследование физической подготовленности учащихся 1-2 и 3-4 классов на выявление их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО I и II ступени. Исследование проводилось в 2 этапа в течение 2015/2016 г., участвовали школьники 6-8 и 9-10 лет, на первом этапе - 146 человек, на втором - 106.
Предложена система оценки физической подготовленности младших школьников, позволяющая определить уровень физического состояния каждого ученика в качественной оценке, а также в пунктах и как процент от нормы для возраста и пола (принятого за 100%). Физическая подготовленность детей за данный период имеет положительную динамику, достоверно улучшаясь по большинству показателей к окончанию второго и четвертого класса. Наиболее существенные изменения произошли в видах испытаний, требующих проявления общей выносливости, силы и скоростно-силовых способностей (с ними справляются в среднем 58,5, 66,1 и 79,2%).
Нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в состоянии выполнить 54,7% второклассников и 57,9% учащихся четвертых классов.
Ключевые слова: школьники, комплекс ГТО, тестирование, физическая подготовленность.
Abstract
The authors conducted a study of the physical fitness of students of classes 1-2 and 3-4, and identify their willingness to fulfill the regulatory requirements set by the GTOI and Level II. The study was conducted in two phases (2015-2016 years). Students participated were 6-8 and 9-10 years old; the total number of subjects in the first stage - 146, on the second - 106. The system for physical readiness assessment of younger schoolboys has been presented, allowing to determine the level of physical condition of each student in the qualitative assessment, and in points and as a percentage of its proper age and sex level received 100%. Physical readiness of children enrolled in educational institutions according to the data of 2009, and the test results in 2016 indicates a low physical fitness of first-graders. Physical readiness of younger students is a positive trend, significantly improved for most indicators by the end of the second and fourth grade. The most significant changes have taken place by the end of the fourth grade in the test types that require common manifestation of endurance, strength and speed-strength abilities. With the regulatory requirements set by the GTO I and II stage in these kinds of tests handle an average of 58.5, 66.1 and 79.2%. Regulatory requirements of All-Russian sports complex GTO with targeted preparation able to meet 54.7% second graders and 57.9% of pupils in the fourth grade.
Key words: students, GTO complex, testing, physical fitness.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеют стратегическое значение и должны решаться на государственном уровне [1]. В настоящее время проблемами физического здоровья, физической подготовленности детей и учащихся занимаются различные организации - Министерство спорта РФ, Министерство образования, Министерство здравоохранения и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля состояния здоровья и физического развития подрастающего поколения. Отсутствие единой автоматизированной системы наблюдений детей и учащихся не позволяет вести текущий и оперативный контроль здоровья и физического развития. Результаты такой работы не объективны, не информативны и быстро устаревают, поскольку обработка данных вручную весьма трудоемка.
Научные данные, полученные в последние годы, свидетельствуют о том, что физическое состояние детей, подростков и молодежи продолжает ухудшаться и остается на низком уровне. Выполнить контрольные нормативы программы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений в состоянии только 36,2% мальчиков и 31,2% девочек. Возрастная динамика результативности выполнения контрольных нормативов имеет отрицательную динамику, улучшаясь несущественно к 12-13-летнему возрасту и ухудшаясь к окончанию 10-11 класса. Учитывая имеющиеся научные данные, можно утверждать, что значительная часть учащихся обладает низким базовым уровнем двигательной активности, физической подготовленности и низкой мотивацией к занятиям физической культурой и спортом. Без предварительной подготовки выполнить требования программы они не в состоянии, и привлекать учащихся
к выполнению нормативов опасно, т.к. это может привести к травмам или серьезным функциональным нарушениям [2-6].
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. было принято решение разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как программную и нормативную основу физического воспитания населения. Указ о возвращении комплекса ГТО вступил в силу с 1 сентября 2014 года.
В связи с введением на территории РФ Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО актуальными являются вопросы изучения физического состояния учащихся общеобразовательных учреждений, их отношения к физической культуре и спорту как основных компонентов успешности подготовки к выполнению нормативных требований, а использование индивидуальных характеристик этого отношения - для оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования - изучение физической подготовленности учащихся 1-2 и 3-4 классов и выявление их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО I и II ступени.
Методы исследования
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап. В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы» ВНИИФК по заданию Росспорта провел исследование по изучению физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений на основе спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества» -ГТЗО. Исследование проводилось на базе ГБОУ ЗАО г. Москвы в средних общеобразовательных школах № 874 и 807. В исследованиях приняли участие школьники 1-2 классов ( 73 человека) и 3-4 классов (73 человека).
В качестве видов испытаний использовались тесты, представленные в комплексе ГТЗО 2008 года, а именно: бег на 30 и 60 м; смешанное передвижение без учета времени на дистанции 1000 м для учащихся 1 и 2 классов; бег на время на дистанции 1000 м для школьников 3-4 классов; подтягивание на высокой перекладине; прыжок в длину с места; тест на гибкость - наклон вперед с прямыми ногами до касания пола ладонями и пальцами рук; тест на ловкость - метание теннисного мяча в цель для школьников 6-8 лет, а для учащихся 3-4 классов -метание мяча весом 150 г на дальность.
Второй этап был проведен в 2015/2016 г. на базе ГБОУ ЗАО г. Москвы средней школы № 1114. В исследованиях приняли участие учащиеся 1-2 классов (53 школьника) и 3-4 классов (53 школьника). В качестве видов испытаний использовались тесты, представленные в комплексе ГТО 2014 года, аналогичные нормативным требованиям комплекса ГТЗО 2008 года для I и II ступени.
При планировании приема нормативов учитывался тот факт, что в каждом классе могут быть учащиеся двух смежных возрастов, например: в 1-м и во 2-м классе -дети 6-7 лет и 7-8 лет, в 3-м и 4-м - дети 9 и 10 лет.
Исходя из этого, тестирование школьников по выявлению их физической подготовленности и готовности к выполнению I и II ступени комплекса ГТО проводилось в два этапа:
1) для учащихся 6-8 лет прием нормативов осуществлялся в течение первого и конце второго класса;
2) для учащихся 9-10 лет прием нормативов и подведение итогов осуществлялось по окончании четвертого класса.
Обоснованность заключений об эффективности программы подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО зависит от полноты и достоверности полученной информации и ее обработки. Однако сами по себе результаты тестирования не могут в полной мере служить достаточно объективными критериями оценки этих состояний. Это связано, прежде всего, с тем, что современные инструментальные методы диагностики основываются на большом количестве показателей, численные значения которых выражаются в разных единицах измерения (баллы, метры, время, количество раз и т.д.) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом. Исходя из этого, для контроля физической подготовленности занимающихся важное значение имеет разработка методики количественной оценки различных качеств и свойств. Как правило, для этих целей применяются различные варианты шкал балльной оценки [7].
Нами предлагается следующая система оценки физической подготовленности младших школьников, позволяющая определить уровень физического состояния каждого учащегося как в качественной оценке, так и в баллах и процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100%. В таблице 1 представлена структура оценочной шкалы, в табл. 2 и 3 - оценка уровня физической подготовленности учащихся (мальчиков 6-8 и 9-10 лет) с учетом нормативных требований ВФСК ГТО I и II ступени.
Оценка результатов тестирования проводится следующим образом:
1) Оценивается результат, показанный в каждом тесте с помощью оценочных таблиц 2 и 3. Например, результаты участника тестирования по уровням распределились: в 1-м тесте результат попал в диапазон «выше среднего» (4 балла), во 2-м - «низкий» (1 балл) и в 3-м - «средний» (3 балла).
2) Определяется индекс физической готовности (ИФГ) каждого участника путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов: (4 + 1 + 3) / 3 = 3 балла (округлять в большую сторону).
3) Определяется качественная оценка ИФГ: результат (3 балла) попадает в диапазон уровня «средний». Результат ниже 3 баллов оценивается как «ниже среднего» и «низкий». Результаты в 4 балла оцениваются как уровень готовности «выше среднего», а в 5 баллов -«высокий».
Таблица 1
Структура оценочной шкалы
Учебная группа (класс) Уровень физической подготовленности Оценка уровня
Базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен) Дефицит развития качеств (тест не выполнен)
Высокий (золотой) Выше среднего (серебряный) Средний (бронзовый) Ниже среднего Низкий Качественная
100% 85-99% 70-84% 51-69% 50% Процентная
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Балльная
Таблица 2
Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы с учетом нормативных требований ВФСК ГТО 2014 года (I ступень, мальчики 6-8 лет)
Золотой Серебряный Бронзовый Незачет
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
100% 85-90% 70-84% 51-69% 50% и ниже
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Челночный бег 3*10 м (с)
9,2 и ниже 9,3-10,1 10,2-10,6 10,7-10,9 11,0 и ниже
Бег на 30 м (с)
5,9 и ниже 6,0-6,6 6,7-6,8 6,9-7.1 7,2 и выше
Смешанное передвижение на дистанции 1000 м без учета времени
Прыжок в длину с места (см)
140 и выше 120-139 119-115 114-110 109 и ниже
Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
4 и больше 3-4 2 1 0
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во раз)
4 и больше 3 2 1 0
Таблица 3
Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы с учетом нормативных требований ВФСК ГТО 2014 года (II ступень, мальчики 9-10 лет)
Золотой Серебряный Бронзовый Незачет
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
100% 85-90% 70-84% 51-69% 50% и ниже
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Бег на 60 м (с)
10,5 и ниже 10,6-11,6 11,7-12,0 12,1-12,4 12,5 и выше
Бег на 1000 м (мин, с)
4,50 и ниже 4,51-6,10 6,11-6,30 6,31 - 7,00 7,01 и выше
Прыжок в длину с места (см)
160 и выше 159-140 139-130 129-120 119 и ниже
Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
5 и больше 4 3 2 1
Метание мяча весом 150 г (м)
32 м и больше 31-27 26-24 23-20 19 и меньше
Пояснение к обозначениям в таблицах 4 и 6:
Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента, Р - показатель достоверности.
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности испытуемых, зарегистрированных на различных этапах исследования, представлены в табл. 4, а оценка уровня физической подготовленности в динамике 2009 и 2016 гг. - в табл. 5.
Анализ данных таблиц 1 и 2 позволяет говорить о низком уровне физической подготовленности детей, поступивших в общеобразовательные учреждения. Результативность выполнения тестов физической подготовленности испытуемыми по данным 2009 и 2016 гг.
Таблица 4
Показатели физической подготовленности учащихся ГБОУ ЗАО г. Москвы по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО I и II ступени в динамике 2009 и 2016 гг.
Вид испытаний Этапы Учащиеся 1-2 и 3-4 классов Р
Среднее значение ± ошибка среднего значения
ГБОУ № 874, 807. Данные 2009 г. ГБОУ № 1114 Данные 2015/2016 г.
Быстрота
Бег на 30 м (с) Н 1 кл. К 2 кл. Р 6,5 ± 0,04 6,4 ± 0,05 > 0,05 6,4 ± 0,04 6,3 ± 0,03 > 0,05 Р > 0,05 Р > 0,05
Бег на 60 м (с) К 4 кл 10,8 ± 0,09 11,2 ± 0,19 Р < 0,05
Выносливость
Смешанное передвижение на 1000 м Н 1 кл. К 2 кл. Без учета времени
Бег на 1000 м (мин, с) К 4 кл. 6,48 ± 2,37 5,39 ± 3,04 Р < 0,01
Сила
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) Н 1 кл. К 2 кл. К 4 кл. Р 1,0 ± 0,11 1,4 ± 0,13 1,9 ± 0,23 < 0,05 0,8 ± 0,14 1,6 ± 023 2,4 ± 0,29 < 0,01 Р > 0,05 Р > 0,05 Р < 0,05
Скоростно-силовая подготовка
Прыжок в длину с места (см) Н 1 кл. К 2 кл. К 4 кл. Р 110,4 ± 1,57 120,3 ± 1,12 141,6 ± 1,8 < 0,01 105,4 ± 1,9 125.0 ± 1,8 146.1 ± 1,8 < 0,01 Р < 0.05 Р < 0,05 Р < 0,05
Ловкость
Метание теннисного мяча в цель с 6 м (кол-во попаданий) Н 1 кл. К 2 кл. Р 1,1 ± 0,57 1,6 ± 0,22 > 0,05 1,4 ± 0,13 2,1 ± 0,23 < 0,05 Р > 0,05 Р < 0,05
Метание мяча 150 г (м) К 4 кл. 22,3 ± 0,4 22,5 ± 0,34
Гибкость
Наклон вперед с прямыми ногами (оценка по 5 балльной шкале) Н 1 кл. К 2 кл. К 4 кл. Р 3,3 ± 0,07 4.0 ± 0,09 4.1 ± 0,08 < 0,05 3,4 ± 0,05 3,9 ± 0,12 4,0 ± 0,14 < 0,05 Р > 0,05 Р > 0,05 Р > 0,05
свидетельствует о том, что в среднем 63,5% учащихся первого класса не в состоянии выполнить нормативные требования комплекса ГТО I ступени. Наиболее трудными видами испытаний для большинства учащихся 1-го класса являются тесты, характеризующие силовые, координационные и скоростно-силовые способности. Уровень физической готовности первоклассников к выполнению норм комплекса ГТО I ступени в этих видах испытаний оценивается как «низкий». К наиболее до-
ступным видам испытаний относятся тесты, характеризующие скоростные способности. Уровень физической подготовленности у большинства младших школьников в этом виде испытаний находится выше 70% гигиенического уровня и оценивается как «выше среднего». В целом уровень физической подготовленности детей, поступивших в общеобразовательные учреждения как в 2009, так и в 2016 году находится на уровне «ниже среднего» и «низком».
Сравнительный анализ результатов тестирования учащихся общеобразовательных учреждений г. Москвы, проведенные в 2009 и 2016 гг. (табл. 5), свидетельствуют о положительной динамике развития физических качеств, улучшаясь по большинству показателей к окончанию второго и четвертого класса. При этом следует отметить, что наиболее существенные положительные изменения произошли среди младших школьников, тестирование которых проводилось в 2015/2016 г. К окончанию 2-го и 4-го класса достоверно улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, силу и скоростно-силовую подготовленность с высоким уровнем значимости. Улучшились и показатели быстроты, гибкости, но эти изменения не существенны (Р > 0,05). Количество второклассников и учащихся четвертого класса, не справившихся с нормативными требованиями комплекса ГТО I и II ступени, уменьшилось по сравнению с данными 2009 г. и составило 45,3% среди второклассников и 42,1% - среди учащихся четвертого класса.
Наибольшие трудности у мальчиков 6-8 и 9-10 лет, как по данным 2009, так и 2015/2016 г., вызывают такие
виды испытаний, как бег на 1000 метров, метание мяча в цель и мяча весом 150 г на дальность, подтягивание на высокой перекладине. Оценка теста на выносливость «смешанное передвижение» на дистанции 1000 м для школьников 1-го и 2-го класса не позволяет объективно оценить уровень развития общей выносливости учащихся данной возрастной группы. В целом проведенные исследования свидетельствуют об улучшении физического состояния детей 6-8 и 9-10 лет за последние годы, что является положительным фактором. Из общего числа обследованных 54,7% второклассников и 57,9% мальчиков четвертого класса по своим физическим способностям и при целенаправленной подготовке в состоянии выполнить нормативы I и II ступени комплекса ГТО.
Определенный интерес представляет анализ результативности выполнения отдельных тестов физической подготовленности и готовности младших школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО I и II ступени по данным 2009 и 2015/2016 гг.
Таблица 5
Оценка уровня физической подготовленности младших школьников 1-4 классов ГБОУ г. Москвы
в динамике (по данным 2009 и 2016 гг.)
Уровень подготовленности Этапы
В начале 1-го класса (п = 126) В конце 2-го класса (п = 126) В конце 4-го класса (п = 126)
Абс. знач. % Абс. знач. % Абс. знач. %
Высокий 8 6,4 14 11,1 18 14,3
Выше среднего 23 18,3 28 22,2 27 21,4
Средний 15 11,9 27 21,4 28 22,2
Ниже среднего 28 22,2 16 12,8 16 12,7
Низкий 52 41,3 41 32,5 37 29,4
Таблица 6
Результативность выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО I и II ступени учащимися 2-х и 4-х классов г. Москвы по данным 2009 и 2016 гг.
Учащиеся 2-х и 4-х классов ГБОУ г. Москвы по данным 2009 г.
(п = 73) и 2016 г. (п = 53)
Виды испытаний Год Этапы Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнено
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Бег на 30 м 2009 2016 К 2 кл. К 2 кл. 12 16 16,4 30,2 14 5 19,2 9,4 15 11 22 о о 85 32 21 43,8 41,5
Бег на 60 м 2009 2016 К 4 кл. К 4 кл. 10 7 13,7 13,2 21 18 28,8 34,0 20 15 27,4 28,3 22 13 30,1 24,5
Бег на 1000 м 2009 2016 К 4 кл. К 4 кл. 12 22,6 11 20,8 17 8 23,3 15,1 56 22 76,7 41,5
Подтягивание 2009 К 2 кл. 6 8,0 11 15,0 6 8,0 50 69,0
на перекладине 2016 К 4 кл. 10 18,9 12 22,6 13 24,5 18 33,9
Прыжок в длину 2009 К 2 кл. 16 22,0 29 39,7 9 12,3 19 26,0
с места 2016 К 4 кл. 12 22,6 14 26,4 16 30,2 11 20,8
Метание в цель 2009 К 2 кл. 6 8,0 13 18,0 13 18,0 41 56,0
Метание на дальность 2016 К 4 кл. 4 7,5 10 18,9 17 32,1 22 41,5
Как видно из данных табл. 6, в целом физическая подготовленность младших школьников к окончанию 2-го и 4-го класса по результатам выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО имеет положительную динамику. Наиболее доступными видами испытаний как в 2009, так и в 2016 г. для большинства второклассников и учащихся четвертого класса являются тесты, требующие проявления быстроты и скоростно-силовых способностей. В беге на 30 и 60 м и в прыжках в длину с места выполнить норматив на золотой значок в 2009 г. смогли 17,4% учащихся, а в 2016 г. количество младших школьников, выполнивших эти нормативы, увеличилось до 22,0%. К окончанию 2-го и 4-го класса в 2009 г. уменьшилось количество школьников, выполнивших нормативы на серебряный значок, - с 29,3 до 23,2%, но увеличилось число школьников, выполнивших нормативы на бронзовый знак - с 20,0 до 26,5%.
Наиболее трудными видами испытаний, как на первом, так и на втором этапе исследований, для большинства младших школьников являются тесты, требующие проявления общей выносливости, силы и ловкости. В беге на 1000 м с нормативами требований на золотой и серебряный значок в 2009 г. не справились 76,7% участников тестирования и только 23,3% школьников выполнили норматив бронзового значка. Уровень подготовленности в этом виде испытаний оценивается как «низкий». В 2016 г. произошли существенные положительные изменения. Из общего числа обследованных учащихся четвертого класса 22,6 и 20,8% школьников выполнили нормативы на золотой и серебряный значок, 15,1% - на бронзовый, а уровень их физической готовности в этом виде испытаний оценивается как «выше среднего» и «средний».
Низкий уровень подготовленности зарегистрирован и в силовых показателях. Из общего числа обследованных в 2009 г. в среднем только от 8 до 15% младших школьников в состоянии были выполнить силовой норматив на золотой, серебряный и бронзовый значок, а 69,0% выполнить данный норматив не смогли, и физическая готовность этой части младших школьников оценивается как «низкая» и «очень низкая». В 2016 г. нормативные требования комплекса ГТО в этом виде испытаний выполнили на золотой знак 18,9%, на серебряный - 22,6%, на бронзовый - 24,5% учащихся. Не справились с нормативными требованиями комплекса ГТО в
силовом тесте в среднем 33,9% младших школьника, а их готовность оценивается как «низкая».
Аналогичная картина сложилась и при выполнении таких нормативов комплекса ГТО, как метание теннисного мяча в цель и мяча весом 150 г на дальность. С нормативными требованиями комплекса на золотой значок соответственно справились 8,0% второклассников и 7,5% учащихся четвертого класса как при тестировании в 2009, так и в 2016 году. Норматив на серебряный и бронзовый значок в состоянии выполнить 18 и 32%. В среднем от 41 до 56% учащихся не состоянии выполнить данный норматив, а готовность младших школьников в этом тесте оценивается как «ниже средней» и «низкой».
Таким образом, результаты исследований по изучению физической подготовленности учащихся 1-2 и 3-4 классов ГБОУ г. Москвы и их готовность к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО I и II ступени позволяют сделать следующие выводы:
1. Физическая подготовленность детей, поступивших в общеобразовательные учреждения, как по данным 2009 г., так и по результатам тестирования 2016 г. свидетельствует о низкой физической подготовленности первоклассников. Около 63,5% детей 6-8 лет по своим физическим способностям без предварительной подготовки не в состоянии выполнить нормативные требования комплекса ГТО I ступени. Наиболее трудными видами испытаний являются нормативы, характеризующие общую выносливость, ловкость, силовую и скоростно-силовую подготовку.
2. Физическая подготовленность младших школьников имеет положительную динамику, достоверно улучшаясь по большинству показателей к окончанию второго и четвертого класса, что является положительным фактом. Наиболее существенные изменения произошли к окончанию четвертого класса в видах испытаний, требующих проявления общей выносливости, силы и скоростно-силовых способностей с высоким уровнем значимости (Р < 0,01). С нормативными требованиями комплекса ГТО I и II ступени в этих видах испытаний справляются в среднем 58,5, 66,1 и 79,2%. Нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса ГТО при целенаправленной подготовке в состоянии выполнить 54,7% второклассников и 57,9% учащихся четвертых классов.
Литература
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО I—VI) [Текст] / Сборник материалов для образовательных организаций города Москвы. - М., 2015. - 67 с.
2. Виноградов, П.А. Деятельность Госкомспорта России по осуществлению мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи [Текст] / П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов. - М., 2002. - С. 4-9.
3. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовленности спортивного резерва [Текст] / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт. - 2005. - 232 с.
4. Кабачков, В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ [Текст] / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - М., 2013. - № 5. - С. 56-65.
É»)
5. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.
6. Перова, Е.И. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года [Текст] / Е.И. Перова, В.А. Куренцов, В.П. Голубев,
Э.В. Егорычева // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 2. - С. 55-60.
7. Пузырь, Ю.П. Система регионального мониторинга в учреждениях образования г. Москвы [Текст] / Ю.П. Пузырь, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Вторая Международная конференция: Управление психомоторной деятельностью человека: Тез. докл. - М., 2004. -С. 24-26.
References
1. All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO I-VI) [Text] / The collection of materials for educational institutions of the city Moscow. - M., 2015. - 67 p.
2. Vinogradov, PA. Activities of Russian State Committee for the monitoring of physical health, physical development of children, adolescents, youth [Text] / P.A. Vinogradov, N.V. Parshikova, V.P. Mochenov. - M., 2002. - Pp. 4-9.
3. Nikitushkin, V.G. Organizational-methodical bases of training of sports reserve [Text] / V.G. Nikitushkin, P.V. Kvashuk, V.G. Bauer. - M.: Soviet Sport. - 2005. -232 p.
4. Kabachkov, V.A. Improving the TRP complex in modern conditions of the educational process in educational institutions of the Russian Federation [Text] / V.A. Kabachkov,
E.I. Perova, V.A. Kurentsov // Physical education and youth sport. - M., 2013. - No. 5. - Pp. 56-65.
5. Puzyr', Y.P. Management of physical education in the educational institutions on the basis of monitoring the physical condition [Text]: author. Dis. ... Kand. Ped. Science / Y.P. Puzyr'. - M., 2006. - 21 p.
6. Perova, E.I. Physical state and readiness of students to fulfill standards sports complex GT0-2014 [Text] / E.I. Perova, V.A. Kurentsov, V.P. Golubev, E.V. Egorycheva // Vestnik sportivnoi nauki. - 2014. - No. 2. - P. 55-60.
7. Puzyr', Y.P. Regional monitoring system in educational institutions of Moscow [Text] /Y.P. Puzyr', V.A. Kabachkov, A.N. Tyapin // The Second International Conference: Management of human psychomotor activity: Tez. rep. -M., 2004. - Pp. 24-26.
e*)