Научная статья на тему 'К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО'

К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / НОРМАТИВЫ / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / «УРОК ГТО» / АНКЕТИРОВАНИЕ / ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR WORK AND DEFENSE" / STANDARDS / FORMS OF EMPLOYMENT / "LESSON OF THE TRP" / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинник С. П., Дудка Г. Н., Тхорев В. И., Шубина Н. Г.

В рамках настоящего исследования изучались вопросы, связанные с разработкой структуры и содержания уроков физической культуры, направленных на подготовку к испытаниям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Материалы. В настоящее время еще однозначно не определено, посредством каких форм занятий физическими упражнениями необходимо осуществлять подготовку к сдаче нормативов ГТО. В связи с этим, целью исследования явился поиск наиболее целесообразных форм подготовки к успешному выполнению нормативов ГТО и обоснования их структуры и содержания. В исследовании приняли участие 144 учителя физической культуры общеобразовательных организаций Краснодарского края. Разработанная анкета охватывала вопросы, направленные на получение информации относительно выбора наиболее целесообразных форм, направленных на подготовку к испытаниям ГТО, а также объема, структуры и содержания уроков физической культуры, как возможной формы подготовки к ГТО. Методы: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что наиболее целесообразной формой занятий физическими упражнениями с целью подготовки к ГТО являются уроки физической культуры. Объем времени уроков, направленных на подготовку к испытаниям ГТО, по мнению экспертов, должен составлять: физическая подготовка 57,7 %; техническая подготовка21,4 %; теоретическая 11,1 % другая 10,0%. При распределении раздела «Физическая подготовка» должны использоваться упражнения, направленные на воспитание всех физических качеств, однако степень их приоритетности может быть различной. В частности, приоритетными являются двигательные задания, направленные на воспитание выносливости, силы и скоростно-силовых способностей. Заключение. Полученные в ходе исследования сведения позволяют разработать структуру и содержание уроков, направленных на подготовку к выполнению испытаний ВФСК ГТО. Данные уроки целесообразно включать в вариативную часть программы по физической культуре или в раздел «Физическое совершенствование» базовой части программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинник С. П., Дудка Г. Н., Тхорев В. И., Шубина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the framework of the present study, issues related to the development of the structure and content of physical culture lessons aimed at training for the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (WFSK TRP) testing were studied. Material. At the present time, it is still not clearly defined, by what forms of physical exercises it is necessary to train for the surrender of TRP standards. In connection with this, the purpose of the study was to find the most appropriate forms of training for the successful implementation of TRP standards and justify their structure and content. 144 physical culture teachers of the Krasnodar region general educational organizations took part in the study. The developed questionnaire covered issues aimed at obtaining information on the selection of the most appropriate forms aimed at training for the TRP's tests, as well as the scope, structure and content of physical education lessons as a possible form for the TRP training. Research methods: analysis and synthesis of the scientific literature, questionnaires, statistical data processing. Results. The findings of the study indicate that the most appropriate forms of physical exercises in training for the TRP are physical culture lessons. The amount of time for lessons to train for TRP testing, according to experts, should be: physical training 57.7%; technical training 21.4%; theoretical 11.1% other 10.0%. When distributing the "Physical training" section, exercises should be used to bring up all physical qualities, but the degree of their priority may be different. In particular, the motor tasks aimed at fostering endurance, strength and speed-strength abilities are priority. Conclusion. The information obtained in the course of the research makes it possible to develop the structure and content of the lessons aimed at training for the WFSK TRP tests fulfilled. These lessons should be included in the variable part of the physical education program or in the section "Physical improvement" of the program basic part.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО»

and mcdico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol. 12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/720.html. DOT 10.14526/01 2017 17717.

17. Esther Ubago-Guisado, Jorge Garcia-Unanuc, Jorge Lópcz-Fcrnándcz, Javier Sánchez-Sánchez & Leonor Gallardo. Association of different types of playing surfaces with bone mass in growing

Подано: 10.05.2017 Принято: 13.05.2017

girls. Journal of Sports Sciences. 2017, Vol. 35, No. 15, pp. 1484-1492 (Scopus).

18. Reid Ewing, Gail Mcakins, Shima Hamidi, Arthur C. Nelson. Relationship between urban sprawl and physical activity, obesity, and morbidity - Update and refinement. Health and Place. March 2014, https://doi.Org/10.1016/i.healthplace.2013.12.008 (Scopus).

Павлова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122,

Павлов Сергей Евгеньевич - кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122,

Павлов Александр Сергеевич - кандидат педагогических наук, преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122, E-mail: [email protected]

Для цитирования: Павлова Т.Н., Павлов С.Е., Павлов A.C. Результаты автоэксперимента по использованию комплексного метода построения тренировочного процесса в подготовке спортсменки к чемпионату России по плаванию среди ветеранов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - №2. - С. 67-73.

DOI 10.14526/01 2017 207 УДК 796.011

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОДГОТОВКУ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО

С. П. Аршинник - кандидат педагогических наук, Г.Н. Дудка - старший преподаватель, В.И. Тхорев - доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Шубина- кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015 E-mail: arshinnik fkfa)mail.ru

Аннотация. В рамках настоящего исследования изучались вопросы, связанные с разработкой структуры и содержания уроков физической культуры, направленных на подготовку к испытаниям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Материалы. В настоящее время еще однозначно не определено, посредством каких форм занятий физическими упражнениями необходимо осуществлять подготовку к сдаче нормативов ГТО. В связи с этим, целью исследования

явился поиск наиболее целесообразных форм подготовки к успешному выполнению нормативов ГТО и обоснования их структуры и содержания. В исследовании приняпи участие 144 учителя физической культуры общеобразовательных организаций Краснодарского края. Разработанная анкета охватывала вопросы, направленные на получение информации относительно выбора наиболее целесообразных форм, направленных на подготовку к испытаниям ГТО, а также объема, структуры и содержания уроков физической культуры, как возможной формы подготовки к ГТО. Методы: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что наиболее целесообразной формой занятий физическими упражнениями с целью подготовки к ГТО являются уроки физической культуры. Объем времени уроков, направленных на подготовку к испытаниям ГТО, по мнению экспертов, должен составлять: физическая подготовка - 57,7 %; техническая подготовка- 21,4 %; теоретическая -11,1 % другая -10,0%. При распределении раздела «Физическая подготовка» должны использоваться упражнения, направленные на воспитание всех физических качеств, однако степень их приоритетности может быть различной. В частности, приоритетными являются двигательные задания, направленные на воспитание выносливости, силы и скоростно-силовых способностей. Заключение. Полученные в ходе исследования сведения позволяют разработать структуру и содержание уроков, направленных на подготовку к выполнению испытаний ВФСК ГТО. Данные уроки целесообразно включать в вариативную часть программы по физической культуре или в раздел «Физическое совершенствование» базовой части программы.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», нормативы, формы занятий, «урок ГТО», анкетирование.

ТО THE QUESTION OF THE PHYSICAL CULTURE LESSON CONTENT AND STRUCTURE DEVELOPMENT, AIMED AT THE TRP COMPLEX STANDARDS

IMPLEMENTATION TRAINING

Sergey P. Arshinnik - Candidate of Pedagogical Sciences, Galina N. Dudka - senior teacher, Vasiliy I. Tkhorev - doctor of pedagogical sciences, professor Natalia G. Shubina- Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor FGBOU VO "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism" (KGUFKST),

161, St. Budennogo, Krasnodar, 350015, Russia E-mail: arshinnik fk(a)mail.ru

Annotation. Within the framework of the present study, issues related to the development of the structure and content of physical culture lessons aimed at training for the AU-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (WFSK TRP) testing were studied. Material. At the present time, it is still not clearly defined, by what forms of physical exercises it is necessary to train for the surrender of TRP standards. In connection with this, the purpose of the study was to find the most appropriate forms of training for the successful implementation of TRP standards and justify their structure and content. 144 physical culture teachers of the Krasnodar region general educational organizations took part in the study. The developed questionnaire covered issues aimed at obtaining information on the selection of the most appropriate forms aimed at training for the TRP's tests, as well as the scope, structure and content of physical education lessons as a possible form for the TRP training. Research methods: analysis and synthesis of the scientific literature, questionnaires, statistical data processing. Results. The findings of the study indicate that the most appropriate forms of physical exercises in training for the TRP are physical culture lessons.

The amount of time for lessons to train for TRP testing, according to experts, should be: physical training - 57.7%; technical training - 21.4%; theoretical - 11.1%) other - 10.0%). When distributing the "Physical training" section, exercises should be used to bring up all physical qualities, but the degree of their priority may be different. In particular, the motor tasks aimed at fostering endurance, strength and speed-strength abilities are priority. Conclusion. The information obtained in the course of the research makes it possible to develop the structure and content of the lessons aimed at training for the WFSK TRP tests fulfilled. These lessons should be included in the variable part of the physical education program or in the section "Physical improvement" of the program basic part. Keywords: All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense", standards, forms of employment, "lesson of the TRP", questionnaire.

Введение. Всероссийский

физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» действует на протяжении всего трех лет. Несмотря на столь короткий промежуток времени, современный он проделал значительный путь и в настоящее время, по сути, становится стандартом физической подготовленности граждан нашей страны [3]. По мнению ряда специалистов [6, 7, 8 и др.] введение Комплекса позволит создать эффективную государственную систему физического воспитания населения. В этой связи выполнение нормативов ГТО с присвоением соответствующих общественно значимых знаков отличия - мощный мотив ационный стимул для

систематических занятий физической культурой [6, 9, 10 и др.].

Вместе с тем, данные многочисленных исследований [1, 4, 11, 14, 15 и др.] свидетельствуют о том, что показатели физической подготовленности населения нашей страны и, прежде всего, подрастающего поколения находятся на весьма низком уровне. Данный факт указывает на то, что методика подготовки к выполнению испытаний ГТО еще недостаточна эффективна. В частности, не определено, посредством каких форм занятий физическими упражнениями необходимо осуществлять данную подготовку.

В этой связи целью исследования явился поиск наиболее целесообразных Таблица 1

Формы занятий физической

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ к

был проведен опрос - учителей физической целью определения формы занятий, на подготовку к нормативных требований

форм подготовки к успешной сдаче нормативов ГТО и обоснования их структуры и содержания.

Методы и организация исследования. В рамках настоящего исследования специалистов культуры с приоритетной направленной выполнению ВФСК ГТО.

В исследовании приняли участие учителя физической культуры общеобразовательных организаций

Краснодарского края. Общее число респондентов включало 144 участника, стаж работы которых по профессии в среднем составил - 12,1 ±0,72 лет.

Разработанная нами анкета охватывала вопросы, направленные на получение информации относительно выбора наиболее целесообразных форм, направленных на подготовку к испытаниям ГТО, а также объема, структуры и содержания уроков физической культуры, как возможной формы подготовки к ГТО.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего, необходимо выяснить: какая форма занятий физической культурой наиболее целесообразна для подготовки к выполнению испытаний ГТО. Полученные при ответе на данный вопрос результаты представлены в таблице 1.

культурой, рекомендуемые учителями испытаниям комплекса ГТО

Форма занятий Мнения учителей

Уроки физической культуры 70,1±3,81 %

Секционные занятия по виду спорту, а также в группах ОФП 50,0±4,17%

Самостоятельные занятия 38,9±4,06 %

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия 28,4±3,76 %

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) 8,3±2,30%

Анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует, что большинство экспертов (70,1 %) считают наиболее целесообразной формой занятий физическими упражнениями с целью подготовки к ГТО - уроки физической культуры. Действительно, несмотря на то, что существуют различные формы занятий, направленные на улучшение уровня физической подготовленности, уроки физической культуры были и остаются наиболее востребованным в этом плане видом деятельности. Это обусловлено тем, что урок физкультуры является обязательной формой организованных занятий физическими упражнениями, которая проводится по научно обоснованным программам под руководством дипломированных

специалистов. По нашему мнению, если и существует форма занятий, которая позволит изменить сложившуюся негативную ситуацию, связанную с уровнем физической подготовленности населения, то это, прежде всего, урок физической культуры. Притом, что, по утверждению некоторых специалистов [2, 5, 11] резервов эффективности урок физкультуры полностью еще не исчерпал. Соответственно его возможности и следует развивать и совершенствовать, исходя из имеющихся реалий и современных научных достижений.

Менее значимыми, но достаточно распространенными являются

секционные занятия по видам спорта. За использование их в качестве подготовки к ГТО высказались 50 % респондентов. Однако необходимо иметь в виду, что занятия по видам спорта в значительной степени направлены на формирование

специальных физических качеств, умений и навыков, которые не всегда соответствуют требованиям ГТО. Вместе с тем, в рамках спортивной подготовки в обязательном порядке должен присутствовать раздел «Общая физическая подготовка», который в том числе может использоваться для подготовки к испытаниям ГТО.

Что касается занятий в группах общей физической подготовки (ОФП), то следует признать, что они в настоящее время недостаточно популярны. В тоже время, предполагается, что занятия в этих группах будут востребованы, если их содержание будет переориентировано на подготовку к выполнению испытаний ВФСК ГТО.

Популярность самостоятельных занятий по подготовке к выполнению испытаний ГТО у респондентов составляет в среднем, около 39 %. Основное преимущество

самостоятельных тренировочных занятий заключается в возможности подбора для их проведения удобного времени и комфортных условий. Но

самостоятельная физическая подготовка целесообразна только лишь при условии наличия у занимающегося достаточного уровня компетентности в сфере физического воспитания [13].

Подготовка населения к ГТО в рамках физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, а также утренней гигиенической гимнастки может использоваться, но будет менее эффективной, так как они, преимущественно, направлены на решение других задач.

Таким образом, представленные данные позволяют определить приоритетные формы занятий физическими упражнениями с целью подготовки к испытаниям ГТО.

Следующим этапом исследования явилось изучение мнений учителей

относительно объема учебного времени, отводимого на различные виды подготовки к испытаниям. Полученные в ходе анкетирования данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Объем учебного времени, необходимого для подготовки к выполнению

нормативов комплекса ГТО

Виды ПОДГОТОВКИ Мнения учителей

Физическая подготовка 57,7±1,35 %

Техническая подготовка 21,4±1,12 %

Теоретическая подготовка 11,1±0,51%

Другие 10,0±0,43%

Анализ результатов исследования свидетельствует, что наибольший объем (в среднем 57,7 %) учебного времени эксперты отводят на физическую подготовку (на воспитание физических качеств). Это обусловлено особенностями структуры испытаний ГТО, при которой обязательные испытания (тесты) направлены на оценку основных кондиционных физических качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости).

Для успешной сдачи тестов необходима также правильная техника выполнения упражнений. Поэтому при подготовке к испытаниям требуется определенное время для обучения правильной процедуре тестирования. Например, при проведении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», учитывается не только количество движений, но и четкое соблюдение правил: разведение локтей не более чем на 45°; касание грудью «контактной платформы»; необходимость удержания головы, туловища и ног на прямой линии и др. Учитывая это, эксперты рекомендуют технической подготовке испытаний ГТО отводить, в среднем, 21,4 % учебного времени.

Теоретическая подготовка

представляет собой процесс вооружения

учащихся специальными знаниями, направленными на овладение умением выполнять двигательные действия. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого упражнения [8]. По всей видимости, исходя из этого, педагоги при планировании подготовки к испытаниям ВФСК ГТО рекомендуют включать соответствующий теоретический раздел. При этом общий объем времени, отводимый на теоретическую подготовку должен составлять примерно 11 % учебного времени.

В разделе «другие» эксперты наиболее часто указывали

психологическую подготовку. Данный вид подготовки направлен на формирование свойств личности учащихся, необходимых для успешного осуществления деятельности, связанной с надежным выполнением испытаний ГТО. Действительно, при проведении испытаний ВФСК ГТО требуются такие морально-волевые качества, как настойчивость, самообладание,

выдержка, целеустремленность и др. Поэтому эксперты считают

целесообразным включить данный вид в общий план подготовки к испытаниям ГТО в объеме 10 % учебного времени.

Как было отмечено выше, основным компонентом уроков, направленных на подготовку к ГТО являются упражнения, связанные с воспитанием физических качеств. Это обуславливает

необходимость распределения времени на формирование конкретных физических способностей. По мнению специалистов, участвовавших в опросе, наибольший объем времени, отводимый на физическую подготовку, должны

воспитание выносливости. В разделе «физическая подготовка» данные упражнения, по мнению учителей, должны составить, в среднем, 21,7 % (табл. 3).

Несколько меньший объем, составляющий немногим более 18 %, должны, по мнению респондентов, включать двигательные задания, направленные на развитие силовых способностей.

обеспечить упражнения, направленные на

Таблица 3 - Приоритеты учителей по вопросу воспитания физических качеств на

Физические качества и способности Мнения учителей

Выносливость 21,7±0,61 %

Сила 18,2±0,41 %

Скоростно-силовые 17,4±0,53 %

Быстрота 16,9±0,42 %

Гибкость 14,9±0,46 %

Ловкость 13,4±0,45 %

Для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств эксперты рекомендуют отводить примерно 17 % от общего объема времени уроков, направленного на физическую подготовку. Воспитанию гибкости и ловкости временные затраты, по их мнению, должны составлять

соответственно, 14,9 и 13,4 %.

Таким образом, при распределении раздела «Физическая подготовка» должны использоваться упражнения, направленные на воспитание всех физических качеств, однако степень их приоритетности может быть различной.

При ответе на вопрос о содержании уроков ГТО мнения экспертов существенно разделились. В частности, 50 % респондентов считают, что на данных уроках преимущество должно быть отдано упражнениям, сходным по структуре с испытаниями В ФСК ГТО. Такое же количество экспертов в рамках таких уроков предлагают использовать упражнения различной направленности.

По нашему мнению столь категорично говорить о содержании уроков ГТО нельзя. Мы считаем, что для подготовки к выполнению испытаний ГТО следует использовать как упражнения, сходные по структуре с испытаниями ГТО, так и упражнения различной направленности. При этом в начале учебного года (в процессе «подготовительного» периода)

целесообразно использовать

разнообразные по направленности, объему и содержанию физические упражнения, а по мере приближения к процедуре тестирования изменять характер двигательных заданий в сторону «приближения» к ГТО.

Заключение. Полученные в ходе исследования сведения позволяют разработать структуру и содержание уроков, направленных на подготовку к выполнению испытаний ВФСК ГТО. Данные уроки («уроки ГТО») могут включаться в вариативную часть программы по физической культуре или являться компонентом раздела

«Физическое совершенствование»

базовой части программы.

Литература

1. Аршинник, С.П. Состояние и динамика основных компонентов физической подготовленности современных школьников / С.П. Аршинник, Т.А. Банникова, А. П. Тарасенко, В. И. Тхорев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 4. - С. 89-95.

2. Аршинник, С. П. Структура и содержание современного здоровьесберегающего урока физической культуры / С. П. Аршинник, М. Ю. Пушкарный, В. И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127).-С. 32-42.

3. Аршинник, С. П. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как стандарт физической подготовленности населения России / С. П. Аршинник / Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - 2016. - Т.1. - С. 7-13.

4. Аршинник, С. П. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО / С. П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К. В. Малашенко [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2015.-№ 11 (129).-С. 19-27.

5. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 2-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воробьев, Н. С. Современный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО - перспективы внедрения // Актуальные подходы к формированию физической культуры личности в процессе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне.

- Екатеринбург: УГПУ. - 2015. - С. 49-53.

7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)»: документы и методические материалы / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов [и др.] / под ред. В.Л. Мутко. - М.: Советский спорт, 2014.-60 с.

8. Кузнецова З.М. Развитие физической культуры и спорта в постсоветский период /З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008.

- Т. 3. - №3. Режим доступа: ЬИр:/Ау\у\у.юита1-scicncc.org/ru/articlc/479.html.

9. Назаренко, Л. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - №1. - С. 117-124 Режим доступа: 11Ир://\¥\у\у.шигпа1-

scicncc .org/ru/ articlc/12 6 .html. DOI:

10.14526117_2015_17

Ю.Овчинников, Ю. Д. Возвращение норм ГТО в России стало законным // Ю. Д. Овчинников, А.С. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 5. - С. 77-84.

11. Пушкарева, И. Н. Необходима ли мотивация студентам к физической подготовке и сдаче нормативов ВФСК ГТО / И. Н. Пушкарева, Ю. А. Яковлева, Л. Ф. Старцева // Актуальные подходы к формированию физической культуры личности в процессе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». - Екатеринбург: УГПУ. - 2015. -С. f03-107.

12. Синявский, Н.И. Результаты мониторинга выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащихся старших классов общеобразовательных организаций / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135).-С. 231-236.

13.Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки: монография / Составители: Н. И. Синявский, Р. И. Садыков. - Тюмень: Аксиома, 2013. - 160 с.

14.Суетин, П. С. Потенциал организованных форм физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях в решении целей и задач ВФСК ГТО / П. С. Суетин // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 286-289.

15. Тхорев, В.И. Оценка физической подготовленности школьников в соответствии с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / В. И. Тхорев, С. П. Аршинник, Г. А. Бугаев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.18. - № 1. - С. 67-72

16.Tkhorev, V.T. Characteristics of the physical well-being of students in Krasnodar / Tkhorev V.T., Arshinnik S.P., Panurov T.Yu., Baklanov V.V., Zaichenko O.A., Polozov R.E. // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Jf» 2 (2). C. 8895.

17.Rafaela Costa Martins.Felipe Fossati Reichert, Renata Moraes Bielemann, Pedro C. Hallal. One-year Stability of Objectively Measured Physical Activity in Young Brazilian Adult. Zhurnal fizichcskoj aktivnosti i zdorov'ya [Journal of physical activity and health]. Vol. 14, No. 3 pp. 208-212 (Scopus). DOI: http://dx.doi.org/10.1123/jpah.2015-0384

18.19. Peter Walters, Nathaniel Thorn, Kai Libby, Shelby Edgren, Amanda Azadian, Daniel Tannous, Elisabeth Sorenson, Brian Hunt. The Effect of Intermittent Head Cooling on Aerobic Performance in the Heat. Zhurnal sportivnoj nauki 1 mediciny [Journal of Sports Science and Medicine]. 2017, No. 16, pp. 77-83 (Scopus)

References

1. Arshinnik S.P. Bannikova T.A., Taraseiiko A.P., Tkhorcv V.I. The state and dynamics of modern schoolchildren physical training main components. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka f praktika [Physical culture, sport - science and practice], 2009, no 4, pp. 89-95. (in Russian).

2. Arshinnik S.P., Pushkarnyi M. Yu., Tkhorev V.I. The structure and content of a modern health-saving physical education lesson. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafia [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft], 2015, no 9 (127), pp. 32-42. (in Russian).

3. Arshinnik S.P. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" as a standard of physical preparedness of the Russian population. Tntegrativnye kommunikacii v sporte I turizme: obrazovanie, tendencii, mezhdunarodnyj opyt [Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience], 2016, Vol.1, pp. 7-13. (in Russian).

4. Arshinnik S.P. Dudka G.N., Malashcnko K.V. The degree of school age children readiness to meet the standards of the TRP complex. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafia [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft], 2015, no 11 (129), pp. 19-27. (in Russian).

5. Vilenskaya T.E. The effectiveness of physical education lessons at primary school. Fizicheskaya kul'tura: obrazovanie. trenirovka [Physical culture: education, training], 2005, no 1, pp. 2-6. (in Russian).

6. Vorobiev N.S. The modern Ail-Russian sports and sports complex TRP - the prospects of introduction. Sovremennye podhody k individual 'nomu formirovaniu physicheskoj kul 'tiny v processe vnedreniya Vserossijskogo fizkul 'turno-sportivnogo kompleksa "gotov k trudu f oborone" [Actual approaches to the individual physical culture formation in the process of introducing the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense]. Ekaterinburg, UGPU, 2015, pp. 49-53. (in Russian).

7. Parshikova N.V., Babkin V.V., Vinogradov P.A. Ail-Russian sports and fitness complex "Ready for work and defense" (TRP). Dokumenty f uchebnye material)' [documents and teaching materials], Moscow, Soviet sport, 2014, 60 p. (in Russian).

8. Kouznetsovs Z.M., Simakov Yu.P. The development of physical culture and sports in the postsoviet period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3 no 3, pp. 88-95. Available at: http://www.journal-science .org/ r u/article/479.html.

9. Nazarenko, L.D. Formation of health culture by means of TRP. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tiny f sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 1, pp. 117-124. Available at:

http://www.iom'nal-science.org/ru/article/l 26.html. DOI: 10.14526117_2015_17

10. Ovchinnikov Yu. D„ Sidenko A.S. Return of TRP standards in Russia became legal. Tnnovacionnye proekty I programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2016, no 5, pp. 77-84. (in Russian).

11. Pushkarev, I. N.. Yakovleva Yu. A., Startseva L.F. Is motivation necessary for students to be physically prepared and surrendered to the standards of the WSCS TRP. Aktual'nye podhody k fbrmirovaniu fizicheskoj kul'tiny lichnosti v processe vnedreniya Vserossijskogo fizkul 'turno-sprotivnogo komleksa :gotov k trudu f oborone" [Actual approaches to the formation of physical personality culture in the process of implementation Ail-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense"]. Ekaterinburg, UGPU, 2015, pp. 103107. (in Russian).

12. Sinyavsky N.I., Fursov A.V. The results of the complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) standards implementation monitoring for students of general education organizations senior classes. Uchenye zapiski universiteta imeni PF Lesgaft [Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft], 2016, no 5 (135), pp. 231-236. (in Russian).

13. Sinyavsky N.I., Sadykov R.I. Soderzhanie uchebno-trnirovochnoj napravlennosti urokov fizicheskoj kul'tiny na osnove sportivnyh trenirovok [Content of educational-training orientation physical culture lessons on the basis of sports training], Tyumen, Axiom, 2013, 160 p. (in Russian).

14. Suetin P.S. The potential of physical-sport activity organized forms in educational institutions in meeting the goals and objectives of the WSCS TRP. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2015, no 12, pp. 286-289. (in Russian).

15. Tkhorev V.I., Arshinnik S.P., Bugaev G.A. Assessment of schoolchildren physical preparedness in accordance with the standards of the Ail-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tiny I sporta [Actual questions of physical culture and sports], 2016, Vol.18, no 1, pp. 67-72. (in Russian).

16. Tkhorev V.I., Arshinnik S.P., Panurov I.Yu., Baklanov V.V., Zaichenko O.A., Polozov R.E. Characteristics of the physical well-being of students in Krasnodar. Journal of Physical Education and Sport, 2013, no 2 (2), pp. 88-95.

17. Rafaela Costa Martins.Felipe Fossati Reichert, Renata Moraes Bielemann, Pedro C. Hallal. One-year Stability of Objectively Measured Physical Activity in Young Brazilian Adult. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov 'ya [Journal of physical activity and health]. Vol. 14, no 3 pp. 208-212 (Scopus). DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.1123/jpah.2015-0384

18. Peter Walters, Nathaniel Thom, Kai Libby, Shelby Edgren, Amanda Azadian, Daniel Tannous, Elisabeth Sorenson, Brian Hunt. The Effect of Intermittent Head Cooling on Aerobic Performance in

the Heat. Zhurnal sportivaoj nauki I mediciny [Journal of Sports Science and Medicine], 2017, no 16, pp. 7783 (Scopus)

Подано: 10.04.2017 Принято: 13.04.2017

Аршинник Сергей Павлович - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015, E-mail: arshinnik fk(à)„mail.ru Дудка Галина Николаевна - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Тхорев Василий Иванович - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Шубина Наталья Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Для цитирования: Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И., Шубина Н.Г. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 7381.

DOI 10.14526/01 2017 208 УДК: 373.31; 796/799

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ ПРИ РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

А.А. Беззубое - аспирант B.C. Беляев - доктор биологических наук, профессор Д.Н. Черногоров - кандидат педагогических наук, доцент Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303 E-mail: chernogorovnikola(a),rambler.ru

Аннотация. Обосновывается эффективность элементов тяжелой атлетики в целях гармонизации физического развития учащихся 9-11 лет, соотносятся показатели развития силы и общее антропометрическое развитие детей в рамках авторской методики развития силовых способностей. Цель исследования: изучить формирование силовых способностей учащихся 9-11 лет и разработать методику их развития средствами тяжелой атлетики. Материалы и методы исследования: в качестве методов исследования применены теоретико-методологический анализ развития силовых способностей у учащихся младших классов, педагогическое наблюдение, антропометрия, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы статистического анализа данных. Эмпирической базой исследования послужили замеры антропометрических и морфофункциональных

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.